РЕАЛИЗМ РУБЕЖА XIX—XX ВЕКОВ
Перед писателями-реалистами на рубеже веков встала задача найти адекватные средства для глубокого анализа новой действительности. Постепенное перерастание капитализма в империализм и связанное с этим обострение классовых противоречий — наиболее характерная тема, нашедшая освещение в реалистической литературе.
Философская мысль в этот период колеблется от позитивизма к иррационализму. Меняется и литературный фон. Реализм отстаивает свои принципы не в борьбе с классицизмом или романтизмом, а полемизируя с натуралистами, символистами, разного рода декадентскими школами.
В критическом реализме выделяются четыре ведущие линии: социально-психологическая (Г.де Мопассан, Т. Гарди, Д. Голсу-орси, Г.Джеймс, Т.Драйзер, К. Гамсун, А. Стриндберг, ранний Т.Манн, Р.Тагор и др.); социально-философская (А.Франс, Б.Шоу, Г.Уэллс, К.Чапек, Акутагава Рюноске и др.); сатирико-юмористическая (ранний Г.Манн, Д.Мередит, М.Твен, А.Доде и др.); героическая (Р.Роллан, Д.Лондон).
В целом критический реализм на рубеже веков отличается открытостью границ, испытывает влияние и вбирает в себя черты всех основных художественных методов эпохи, сохраняя главное качество — характер типизации. Глубокая внутренняя перестройка реализма была связана с экспериментом, смелым опробованием новых средств. Качественно углубляются основные достижения критического реализма предыдущих периодов — психологизм, социальный анализ, расширяется сфера реалистического отображения, на новую художественную высоту поднимаются жанры новеллы, романа, эпопеи.
Этот этап развития критического реализма выступает как переходное явление, в котором закладываются основные отличия реалистической литературы XX в. от критического реализма XIX в.
Социально-психологическая линия реализма: Мопассан, Мередит, Гарди, Джеймс, Драйзер
Мопассан.Ги де Мопассан (1850—1893) — французский писатель, глава реалистического направления в литературе конца XIX в. Он родился в обедневшей дворянской семье. Детство и юность Мопассана прошли в Нормандии, образ этого края впоследствии воспроизводился во многих произведениях писателя. Обучение в университете было прервано франко-прусской войной. В 1872 — 1878 гг. Мопассан служил чиновником сначала в Морском министерстве, затем в Министерстве народного просвещения.
14 стр., 6720 слов
Критический реализм
... настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности. Новый тип реализма складывается в XIX веке. Это критический реализм. Он существенно отличается от ренессансного и от просветительского. ... человеческого «Я». Углубление познания жизни и усложнение картины мира в критическом реализме XIX века не означает, однако, некоего абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо ...
Первый литературный успех Мопассана — новелла «Пышка», опубликованная в знаменитом сборнике кружка Золя «Вечера в Медане» (1880).
Мопассан создал большое количество новелл,вошедших в сборники «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (1883), «Лунный свет» (1884), «Иветта» (1885), «Орля» (1887) и др. Они не составляют циклов в традиционном смысле слова, объединены, как правило, неким настроением, в чем сказывается влияние импрессионизма. Своими учителямиГ.де Мопассан считал Г.Флобера, И.С.Тургенева, Э. Золя. Под их воздействием формировалась «мопассановская» новелла. Благодаря Мопассану в 1880-е годы новелла стала ведущим реалистическим жанром. Лежащий в основе новеллы единичный эпизод приобретает особое, обобщенное значение. В эпизоде раскрываются ранее не известные, незаметные черты характера, дремавшие чувства («Заведение Телье»).
Эпизод выступает экономным средством изображения жизненной драмы («Ожерелье») или поворотным моментом в судьбе персонажа («Папа Симона»).
Мопассан разрабатывает новые средства психологизма. «Непрямой» анализ (напоминающий чеховский подтекст) позволяет угадать тончайшие движения души. Структура новеллы принципиально меняется за счет углубленного, фиксированного, «точечного» наблюдения, результатом которого оказывается предельная концентрация отраженной действительности в единичных деталях. Новелла Мопассана, как и чеховский рассказ, зачастую становится «маленьким романом». Мопассан и Чехов внесли выдающийся вклад в развитие «малого жанра», они глубоко изменили его характер, структуру и даже цели.
Значительны достижения Ги де Мопассана и в создании реалистических романов. Среди романов писателя («Жизнь», 1883; «Милый друг», 1885; «Монт-Ориоль», 1887; «Пьер и Жан», 1887— 1888; «Сильна как смерть», 1889; «Наше сердце», 1890) особое место занимают «Жизнь» и «Милый друг». «Жизнь» — одна из вершин психологизма во французской литературе XIX в. Напротив, в «Милом друге» психологизм отступает на второй план, что связано с фигурой героя (точнее «антигероя») Жоржа Дюруа, чей духовный мир убог, внутренние побуждения ограниченны, на первый же план выдвигается социальный анализ действительности.
Большое значение для характеристики особенностей реализма имеют теоретические суждения Мопассана, изложенные в предисловии к роману «Пьер и Жан» («О романе»).
Особенности трактовки образа героя времени в романе Лермонтова ...
... не похож на привычный для нас по литературе второй половины XIX века классический русский роман. В нем нет сквозной сюжетной линии с завязкой и развязкой, каждая ... — показать внутреннюю жизнь и эволюцию героя, для чего используются самые разнообразные средства, среди которых не только монологи, диалоги, внутренние монологи, психологический портрет и пейзаж, но ...
Реалистическое творчество Мопассана сложно и многогранно. Он испытал влияние натурализма. Стиль ряда его произведений носит импрессионистский характер. На его позднее творчество повлияли идеи декаданса.
Мередит.Джордж Мередит (1828 — 1909) — английский писатель-реалист, воспринявший традиции Диккенса и Теккерея, один из основоположников социально-психологической линии в реализме рубежа веков. В 13 своих романах, среди которых — «Приключения Гарри Ричмонда» (1871), «Эгоист» (1879), «Один из наших завоевателей» (1891), он тяготел к драматургическому построению, свойственному трагедии и комедии, чем предвосхитил «роман-трагедию» Т. Гарди. Своеобразным манифестом Мередита стало его «Эссе о комедии и использовании духа комического» (1877), где он определял перспективы романного жанра, видя их, в том числе, в его драматизации, в сближении эпического и драматического начал. Роман «Эгоист» имеет подзаголовок «Повествовательная комедия». В центре романа — образ баронета Уилоби Паттерна, эгоиста, девиз которого: «Я вовсе не требую, чтобы мне угождали, — единственное, на чем я настаиваю, чтобы меня любили». Невеста баронета Клара Мидлтон оставляет его — таков итог столкновения эгоизма героя и душевной щедрости девушки. Частному случаю Мередит придает социально значимый характер. Тяготея к принципу реалистического психологизма, он одним из первых последовательно развивает психологическую сатиру. Парадоксальное соединение психологизма и сатиры — признак переходности в развитии литературного процесса на рубеже веков.
Гарди.Томас Гарди (1840—1928) — один из крупнейших английских реалистов рубежа веков. Он родился в семье мелкого подрядчика, детство провел в сельской местности, среди простых людей. Гарди проявил поразительную настойчивость в получении образования, изучил несколько языков, несколько лет занимался готической архитектурой. С 1871 по 1897 г. он написал 14 романов, объединенных в 3 цикла: «Романы изобретательные и экспериментальные», «Романтические истории и фантазии», «Романы характеров и среды». К последнему циклу относятся самые известные романы Гарди: «Мэр Кэстербриджа» (1886), «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» (1891), «Джуд Незаметный» (1896).
В них писатель разрабатывает особую жанровую модификацию — «роман-трагедию», что связано с его концепцией мира и человека. Гарди считал, что осознание человеком естественного хода вещей делает его участником «великой драмы», порождая ощущение «трагической вины», страдание от неосуществимости желаний, отчуждение от природы. Гарди глубоко раскрывает психологию героев, при этом сохраняя и даже подчеркивая сюжетность своих произведений. Психологизм начиная с «Фьяметты» Боккаччо развивался по пути уменьшения сюжетности, обеднения событийного ряда, и обращение к событийности в романе у Гарди (как у Мопассана в новелле) для раскрытия внутреннего мира человека — достаточно новое, даже парадоксальное средство психологизма.
Лишний человек в произведениях русских писателей 19 века
... критиков, успех книг, в которых изображаются такие люди, стимулирует писателей к «повторению» или «вариациям» каких-либо литературных типов. ... и косным укладом жизни, тем самым подтолкнув других писателей к освещению этой проблемы, а образ Базарова, завершающий ... многие критики XIX века и некоторые литературоведы ХХ к типу «лишнего человека» относят Печорина, героев романов И.С.Тургенева Рудина и ...
Джеймс.Генри Джеймс (1843— 1916) в равной мере принадлежит английской и американской литературе. Родившись в США, он уже в детстве побывал в Европе, а в 1875 г. принял британское гражданство и поселился в Англии. Героями его произведений (романы «Американец», 1877; «Бостонцы», 1886; и др.) нередко становятся американцы. Так, в романе «Женский портрет» (1881) героиня — американка Изабелла Арчер, приезжающая в Европу в поисках новых впечатлений и ощущений. Желая сохранить независимость, она отвергает и английского лорда Уорбертона, и американского бизнесмена Каспара Гурвурда, выйдя замуж за Гилберта Осмонда, жадного, эгоистичного, тщеславного человека, брак с которым не может принести Изабелле счастья. Писатель избегает подробного рассказа о событийной стороне ее жизни, основное внимание уделено тончайшим нюансам чувств, анализу внутренних побуждений героини. Джеймс — выдающийся мастер психологического романа. Огромное влияние на него оказал психологизм русских писателей, прежде всего И.С.Тургенева.
Драйзер.Теодор Драйзер (1871 — 1945) — один из крупнейших американских писателей-реалистов. Пройдя тяжелую жизненную школу, он стал журналистом, а затем (во многом под влиянием чтения произведений Бальзака) — и писателем. Выступив против «мягкого», «розового» реализма, Драйзер в романе «Сестра Керри» (1900) выбирает характерный для американской литературы того времени сюжет (простая девушка из провинции попадает в высшее общество и обретает там счастье и благополучие), но совершенно переосмысливает его.
Керри, мечтающая о богатой и счастливой жизни, приезжает в Чикаго, где сталкивается с соблазнами большого города, нечестными дельцами, отсутствием подлинно человеческих взаимоотношений. Ее мечта терпит крах. С трудом найденная работа на обувной фабрике разрушает ее здоровье. Связь сначала с дельцом Друэ, а затем с его другом директором бара Герствудом, ради нее решившимся на разрыв с семьей, кражу и в конце концов разорившимся, не дарит ей чувства любви. Став опереточной актрисой, познав успех у публики, Керри все более утрачивает изначальную чистоту, ощущает моральное опустошение.
Среди выдающихся произведений Драйзера — романы «Дженни Герхардт» (1911), трилогия «Финансист» (1912); «Титан» (1914); «Стоик» (опубл. посмертно, в 1946), «Гений» (1915), «Американская трагедия» (1925).
Сам писатель особенно высоко ценил роман «Гений». В нем Драйзер касается проблем искусства, выводя в качестве центрального персонажа художника Юджина Витлу. Витла — человек, которому дано понимание красоты. Но возврат его к художественному творчеству стал для него возможен только после краха карьеры, неудачи в любви. Коммерциализация искусства, утрата им морального стержня как результат бездуховности общества, показанные Драйзером в «Сестре Керри» еще достаточно фрагментарно, в «Гении» раскрыты с большой глубиной.
Социально-философская линия реализма: Франс, Ибсен, Шоу
Франс.Анатоль Франс (1844—1924) — великий французский писатель, один из наиболее значительных представителей критического реализма рубежа веков. Франс (настоящее имя — Анатоль Франсуа Тибо) родился в семье букиниста. В 1860-е годы, занимаясь журналистской деятельностью, примкнул к парнасцам.
15 стр., 7251 слов
Театр подтекста в драматургии Ибсена и Чехова
... в статье "Трагизм повседневной жизни" (1896) М. Метерлинка, широко прибегавшего к подтексту в своих пьесах [26, c.829-830]. ... драматургии; охарактеризовать своеобразие драматургии Чехова; исследовать особенности творчества Ибсена; рассмотреть роль символики и подтекста в чеховской ... Своеобразие драматургии Чехова Мало кто из исследователей чеховской драмы не обращал внимания на особую роль паузы в ...
Под влиянием парнасцев Франс писал стихи (сб. «Золотые поэмы», 1873), затем увлекся учением И.Тэна, натурализмом (повесть «Тощий кот», 1879, и др.).
Имя Франса становится известным в 1880-х годах (роман «Пре-; ступление Сильвестра Боннара», 1881).
В эпоху переоценки духовных ценностей писатель апеллирует к разуму, к гуманности, призывает сохранить великое культурное наследие прошлого.
Франс обращается к вольтеровской традиции, возрождая жанр философского романа («Харчевня королевы Гусиные лапы», 1893; «Суждения господина Жерома Куаньяра», 1893).
Борьба идей, а не характеров, скептический и философский тон повествования, вспомогательное значение сюжета определяют своеобразие жанра, избранного им.
1896 г. — год признания Франса. Он избран членом Французской Академии. И именно в эти годы писатель проявляет особую политическую активность. Он включается в дело Дрейфуса. 7 февраля 1898 г. Франс выступает свидетелем защиты на заседании суда по обвинению Золя в оскорблении военного суда. А 29 июля, когда Золя был лишен ордена Почетного легиона, Франс отказывается от своего ордена в знак протеста.
В эти годы писатель создает тетралогию «Современная история» («Под придорожным вязом», 1897; «Ивовый манекен», 1897; «Аметистовый перстень», 1899; «Господин Бержере в Париже», 1901).
Сила критического изображения французской жизни конца века, гуманизм, носителем которого является в тетралогии ученый-латинист Бержере, народность делают тетралогию вершиной критического реализма во французской литературе 1890-х годов. Франс становится ярким воплощением латинского гения в его собственном понимании (сб. «Латинский гений», 1913).
В 1901 г. был опубликован рассказ «Кренкебиль» — один из лучших французских реалистических рассказов. Для него характерны глубина социального анализа, критическое звучание, отчетливость авторской позиции.
В романе «На белом камне» (1904) Франс утверждает мысль о том, что социализм — это будущее человечества. Франс неоднократно выступал в поддержку первой русской революции, основал Общество друзей русского народа и присоединенных к России народов и после ее поражения испытал кризис мировоззрения. В гротескно-пародийном философском романе «Остров пингвинов» (1908) изложена концепция круговорота истории. Главная мысль произведения — отсутствие подлинного прогресса. Однако в книге еще более усиливается критическое изображение современной действительности, приобретающей гротескные черты. Это же касается романа о Великой французской революции «Боги жаждут» (1912) и сатирического романа «Восстание ангелов» (4914).
В начале Первой мировой войны 70-летний писатель обращается к правительству с просьбой призвать его в действующую армию, пишет националистические статьи (сб. «На славном пути», 1915; «Что говорят наши убитые», 1916).
"Новая драма" у Бернарда Шоу
... «новой драмы» роль новатора и первопроходца принадлежит норвежскому писателю Хенрику Ибсену (1828—1906). Б. Шоу, увидевший в Ибсене «великого ... поведения персонажей на сцене, которая возможна только «в жизни»; по сути посетителям театра предлагалось зрелище, сравнимое с ... драматургии (к примеру, у Р. Роллана, Э. Ростана). Называться так «новая драма» стала, скорее всего, потому, что противопоставила ...
Но вскоре он осознает ошибочность своей позиции.
В 1921 г. А. Франсу присуждается Нобелевская премия.
Франс придал критическому реализму рубежа веков особую философскую насыщенность.
Ибсен.Хенрик Ибсен (1828 — 1906) — норвежский писатель, один из крупнейших драматургов эпохи, создатель «новой драмы» («интеллектуальной драмы», или «драмы идей»).
Его первые произведения носили романтический характер. Переходными к реалистической драме идей стали драматические философские поэмы «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867).
В образах Бранда как воплощения абсолютной воли (его идея: «Быть самим собой») и Пера Гюнта как воплощения безволия, готовности жить по принципу появляющихся в поэме фантастических троллей: «Быть самим собой довольным» явлены две противоположные точки зрения на предназначение человека. Обе позиции терпят крах: Бранд, осознав ущербность ригоризма, погибает в снежной лавине, а Пер Гюнт, прийдя к пониманию губительности самодовольства и половинчатости, начинает меняться, и ему дается шанс сохранить свою личность — его гибель (символическая переплавка в оловянной ложке Пуговичника) отложена до следующего прихода Пуговичника. Изменчивость характера и открытый финал — важнейшие драматургические нововведения, которые делает Ибсен в «Пере Гюнте». Зритель должен быть сотворцом пьесы, размышляя о ее идеях, героях и событиях после окончания спектакля, — такова мысль Ибсена.
Крупнейшее достижение -Ибсена — драма «Кукольный дом» (1879).
Здесь он использовал целую систему художественных средств, разрабатывавшихся им в противовес развлекательной драматургии (ретроспективная композиция, основанная на тайне в прошлом героев, открытый финал, превращение пьесы в цепь дискуссий, которые продолжат зрители после окончания спектакля, символика, мотив всеобщей игры и т.д.).
Героиня драмы Нора, к которой ее муж Хельмер относится как к очаровательной кукле (символика: кукла, кукольный дом; мотив игры в куклы как жизни «понарошку»), когда-то совершила проступок — подделала подпись на векселе, спасая жизнь тяжело больного мужа (тайна в прошлом героев) и проявив тем самым свою самостоятельность, «некукольность». Выяснение этой тайны составляет стержень драмы. В ней сталкиваются официальные воззрения и естественные чувства. Сам конфликт возник за восемь лет до начала действия, но осознается только здесь, на сцене. Однако, в противовес традиции, финал не дает разрешения конфликта: Нора уходит из дома мужа, не придя к какому-либо решению, а Хельмер полон надежды на «чудо из чудес» — возвращение Норы. Исследовательница творчества Ибсена Г. Н. Храповицкая пишет: «Ретроспективная драма по отношению к драме с обычной композицией представляет собой кульминацию, которая возникла после предшествовавших ей событий и за которыми последуют новые события. … Стремление все современные мнения подвергнуть пересмотру с точки зрения человечности превращало драмы Ибсена в ряд дискуссий. Современники Ибсена говорили, что новая драма началась со слов Норы, сказанных Хельмеру: «Нам с тобой есть о чем поговорить»1.
Глава I. Специфика драмы
... глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Специфика драмы Драма в литературе занимает особое положение, так как она ... с героями драмы, читатель или зритель узнает от самих героев. Драматург, следовательно, не рассказывает о жизни своих героев, ... и второстепенных персонажей вокруг главных действующих лиц. Сюжет драмы характеризуется напряженностью и стремительностью развития. Эта особенность ...
В последующих драмах («Привидения», 1882; «Враг народа», 1882; «Дикая утка», 1884; «Росмерсхольм», 1886; «Женщина с моря», 1888) Ибсен развивает различные аспекты драмы идей. В поздних драмах («Гедда Габлер», 1890; «Строитель Сольнес», 1892; «Когда мы, мертвые, пробуждаемся», 1899; и др.) он обращается к теме искусства и судьбе художника в современном обществе. Усиление внимания к символам сближает позднее творчество Ибсена с символизмом.
Благодаря деятельности Ибсена, а также норвежских писателей Бьёрнстьерне Бьёрнсона(1832—1910, драмы «Банкротство», 1874; «Редактор», 1874; «Король», 1877; «Свыше сил», ч. 1 — 1883, ч. 2 — 1895; и др.), Кнута Гамсуна(1859—1952, романы «Голод», 1890; «Мистерии», 1892; «Пан», 1894;’ «Виктория», 1898; «Дети века», 1913; «Соки земли», 1917; и др., драматическая трилогия об Иваре Карено: «У врат царства», 1895; «Игра жизни», 1896; «Вечерняя заря», 1898; и др.), шведского писателя Августа Стринд-берга(1849— 1912, романы «Красная комната», 1879; «Одинокий», 1903; и др., драмы «Отец», 1887; «Фрекен Юлия», 1888; «Эрик XIV», 1899; «Соната призраков», 1907; и др.) литература скандинавских стран заняла одно из ведущих мест в мировом литературном процессе.
Шоу.Джордж Бернард Шоу (1856— 1950) — великий английский драматург, реформатор английского театра. Он родился в семье знатного ирландца, вынужденного работать чиновником. Школа мало дала Шоу, свои познания он приобрел в основном самостоятельно. С 1871 г. он работал клерком в Дублине, затем переехал в Лондон, где сотрудничал в журналах. В социалистической печати Шоу опубликовал свои романы («Неразумный брак», 1880; «Неуживчивый социалист», 1883; и др.), не принесшие ему успеха, но научившие его систематическому литературному труду, внимательному наблюдению жизни. Писатель увлекался социалистическими идеями и в 1884 г. стал одним из основателей социал-реформистского Фабианского общества.
Увлечение Ибсеном, о художественном мире которого Шоу написал книгу «Квинтэссенция ибсенизма» (1891), относится к следующему этапу его творчества, связанному с реформой английского театра. Сцену Шоу представляет как место для дискуссии, как площадку для столкновения идей, постановки проблем. Он отстаивает принципиально новую структуру драмы — «проблемную пьесу-симпозиум», тем самым ближе подходя к созданию «политической» и «философской» драм, которые займут большое место в его позднем творчестве. Шоу пользуется особым способом изложения проблем в «остраненном» виде — парадоксом. В отличие от Уайльда он делает парадокс идеологическим оружием. Парадокс срывает романтические покровы с капиталистической действительности, свидетельствует о трезвом взгляде героев-«реали-стов» и автора на жизнь.
Три цикла составляют первый этап творчества Шоу-драматурга: «Пьесы неприятные» (1898) — «Дома вдовца» (1892), «Сердцеед» (1893), «Профессия миссис Уоррен» (1894); «Пьесы приятные» (1898) — «Оружие и человек» (1894), «Кандида» (1894), «Избранник судьбы» (1895), «Поживем — увидим!» (1895); «Три пьесы для пуритан» (1901) — «Ученик дьявола» (1896—1897), «Цезарь и Клеопатра» (1898), «Обращение капитана Брасбаунда» (1899).
1.Натурализм как творческий метод
... Золя (романы «Жермини Ласерте», «Тереза Ракен»). Преддверием натурализма этих писателей можно считать роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» (1857). Натурализм ... драмы характерно воспроизведение потока повседневности, создание иллюзии жизни на сцене. Огромное значение имел подтекст и ... это маски, которые человека надевает на неприятные обстоятельства жизни, чтобы не сталкиваться с ними лицом к лицу, ...
Большим достижением драматургии Шоу первого периода явились пьесы «Человек и сверхчеловек» (1901—1903), «Другой остров Джона Булля» (1904), «Майор Барбара» (1905).
В 1913 г. Шоу создает наиболее популярную свою пьесу — «Пигмалион». Тогда же он начинает работать над драмой «Дом, где разбиваются сердца» (1913—1919), которую справедливо считал своим лучшим произведением. Шоу продолжил плодотворную драматургическую деятельность и в последующие десятилетия вплоть до середины XX в.
Драматургия Шоу дала мощный толчок развитию английского театра, находившегося в состоянии глубокого упадка целое столетие (после Шеридана).
Он один из вождей «новой драмы», писатель, во многом определивший магистральные пути развития мировой драматургии в XX в.
Героическая линия реализма: Роллан, Джек Лондон
Роллан.Ромен Роллан (1866— 1944) — французский писатель, в чьем творчестве дано осмысление человека и мира в героических тонах. Он родился в г. Кламси в Бургундии, образ которой запечатлен в повести «Кола Брюньон» и других его произведениях, в семье нотариуса. Будущий писатель учился в Высшей нормальной школе в Париже. Он занимался историей музыки и живописи, для чего Школа направила Роллана в Италию. Большое значение для творчества Р. Роллана имело знакомство с произведениями Гоголя, Гончарова, Тургенева и особенно Л.Толстого.
Литературный путь Роллан начал как драматург-неоромантик. Драмы «Людовик Святой» (1897), «Аэрт» (1898), «Настанет время» (1903) составили цикл «Трагедии веры». Однако уже в 1898 г. Роллан начинает работать над новым циклом «Театр Революции», в котором он переходит на позиции реализма. В цикл вошло 8 драм, написанных в 1898—1939 гг. Первая из них — «Волки» (1898) — на материале французской революции конца XVIII в. описывает ситуацию, близкую обстоятельствам дела Дрейфуса. Пьеса была запрещена сразу же после премьеры.
К 1900 г. Роллан окончательно порывает с неоромантиками и разрабатывает программу создания подлинно народного театра (сб. «Народный театр», 1903).
Призыв к демократизации театра — важный вклад писателя в театральное движение эпохи. Наиболее значительное достижение Роллана в реализации программы народного театра — драма «14 июля» (1902), где персонажи растворяются в образе коллективного героя — восставшего народа.
Черты романтизма в значительной мере сохраняются в реалистических произведениях Роллана, ибо он одержим поисками утраченного в империалистическую эпоху героического начала. Эти поиски приводят его к анализу жизни великих людей («Жизнь Бетховена», 1903; «Жизнь Микеланджело», 1907; «Жизнь Толстого», 1911)’. Результаты этого анализа отразились в создании образа главного героя в романе-эпопее «Жан Кристоф» (1904— 1912), замысел которого возник у Роллана еще в конце XIX в. Гениальный немецкий музыкант, бунтарь в юности и мудрец в конце жизненного пути, Жан Кристоф напоминает героев романтических произведений. Но в романе-эпопее на первый план выдвигается реалистический образ’Европы рубежа веков, равного которому по масштабу литература того времени не знала. Действие произведения начинается в Германии, затем переносится во Францию, Швейцарию, Италию. Почти накануне империалистической войны прозвучал голос Роллана, посвятившего свою эпопею «свободным душам всех наций, которые страдают, борются и победят».
Роман как литературный жанр
... в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства романа: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных ... становление в различных странах. 1.2 ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ В РАЗВИТИИ РОМАНА Историческое развитие романа в разных европейских странах обнаруживает довольно большие различия, вызванные ...
В 1914 г. Роллан закончил повесть «Кола Брюньон» (опубликована в 1918 г.) — шедевр французской литературы, связанный с народной традицией и исполненный оптимизма. Действие повести происходит в 1616 г. в г. Кламси. Герой произведения, от имени которого ведется повествование-дневник, резчик по дереву Кола Брюньон, — подлинно народный персонаж, «галльский тип», по словам автора повести. На него обрушиваются всевозможные беды: война, чума, смерть жены, потеря всего имущества, но ничто не в силах сломить Кола, его веры в свое призвание, его оптимизма. Особое значение Роллан придавал 13-й главе повести, в которой Кола Брюньон размышляет о роли книг в жизни человека.
В годы Первой мировой войны писатель с позиций пацифизма , и гуманизма осудил политику враждующих государств (сб. «Над схваткой», 1915).
Победа революции в России, которую Роллан приветствовал, и окончание войны знаменуют начало нового этапа в творчестве писателя — сближение с социалистическими реалистами (роман «Очарованная душа», 1922— 1933; и др.).
Роллан оказал мощное влияние на развитие литературы. В романе «Жан Кристоф» он подвел итог развития двух крупнейших направлений XIX в. — критического реализма и романтизма, синтезировав их лучшие, наиболее сильные черты, раскрыв новые возможности реализма, продемонстрировав ряд его новых качеств, характерных для XX в. (форма романа-потока и др.).
Джек Лондон.Джон Гриффит Лондон (1876—1916), взявший псевдоним Джек Лондон, один из всемирно признанных писателей США. Он внес в литературу тему повседневного героизма, воспел мужество простых людей как высокую духовную ценность. Джек Лондон родился в Сан-Франциско в семье обедневшего фермера. Начало его жизни было необычайно бурным: он сменил множество профессий, в какой-то период сидел в тюрьме за бродяжничество, жажда знаний привела его в университет, но после двух курсов он уехал на Аляску искать золото. Так и не скопив состояния, но обогащенный жизненными впечатлениями, Лондон в 1900 г. выпустил сборник новелл «Северные рассказы», который принес ему широкую известность. В нем сочетается описание сильных телом и духом людей с картинами суровой природы, требующей от человека большого мужества. К «Северным рассказам» примыкают сборники «Бог его отцов» (1901), «Любовь к жизни» (1907) и др.
В рассказе «Бог его отцов», давшем заглавие одному из сборников, повествуется о человеке, смело разорвавшем с цивилизованным обществом, в котором он испытывал унижения, и примкнувшем к индейскому племени. Мужество в экстремальной ситуации воспевается и в знаменитом рассказе «Любовь к жизни».
Среди романов Джека Лондона наиболее значителен «Мартин Идеи» (1909).
Герой романа, матрос, порвавший со своим окружением и поставивший перед собой задачу прорваться в высшее общество, бесспорно, сильная и духовно богатая личность. Этому решению способствует его любовь к Руфи Морз, девушке из буржуазной семьи. Огромное впечатление на читателя производит то упорство, с которым Мартин Идеи овладевает культурными достижениями.
Идеи становится писателем. Но, пройдя путь от простого парня до человека выдающейся образованности, герой понимает, что культурность того общества, в которое он стремился войти, — лишь иллюзия. Миром правят не идеи и красота, а деньги. Пока он был беден, ему помогали только бедные люди — разбогатев, Мартин удостоился всеобщего внимания и преклонения, к нему приходит Руфь, прежде от него отвернувшаяся. Открыв истинное лицо буржуазного мира, герой не может справиться с охватившим его разочарованием и кончает жизнь самоубийством.
Джек Лондон стал не просто признанным писателем, а своего рода учителем жизни, утверждавшим стоическое сопротивление превратностям судьбы.
НАТУРАЛИЗМ
Натурализм — одно из важнейших направлений в литературе конца XIX в. Генезис натурализма связан с поражением европейских революций 1848 г.,подорвавшим веру в утопические идеи, в идеологию вообще.
Принципы натурализма.Философской основой натурализма стал позитивизм. Литературными предпосылками натурализма послужило творчество Г.Флобера, его теория «объективного», «безличного» искусства, а также деятельность «искренних реалистов» (Шанфлери, Дюранти, Курбе).
Натуралисты ставили перед собой благородную задачу: от фантастических вымыслов романтиков, которые в середине века все более отходят от действительности в область грез, повернуть искусство лицом к правде, к реальному факту. Творчество Бальзака становится для натуралистов образцом. Представители этого направления обращаются к жизни низов общества, им присущ подлинный демократизм. Они расширяют область изображаемого в литературе, для них нет запрещенных тем. Если безобразное изображено достоверно, оно приобретает для натуралистов значение подлинной эстетической ценности.
Натурализму свойственно позитивистское понимание достоверности. Писатель должен быть объективным наблюдателем и экспериментатором. Он может писать только о том, что изучил. Отсюда — изображение лишь «куска действительности», воспроизведенного с фотографической точностью, вместо типичного образа (как единства индивидуального и общего); отказ от изображения героической личности как «нетипичной» в натуралистическом смысле; замена сюжета («выдумки») описанием и анализом; эстетически нейтральная позиция автора по отношению к изображаемому, для него нет красивого или некрасивого; анализ общества на основе строгого детерминизма, отрицающего свободу воли; показ мира в статике, как нагромождение деталей; писатель не стремится предсказать будущее.
Натурализм испытывал влияние других методов, тесно сближался с импрессионизмом и реализмом. Значение натурализма для реалистического искусства связано со стремлением к правде, широким введением документов, фактов, художественным освоением новых пластов действительности, развитием ряда жанров (аналитический роман, очерк и т.д.).
Тэн.Основоположником эстетики натурализма был французский искусствовед Ипполит Тэн (1828—1893).
Он учился в Высшей нормальной школе (Париж).
С 1864 г. Тэн — профессор эстетики в Школе изящных искусств, с 1878 г. — член Французской Академии. В первом значительном труде «Французские философы XIX века» Тэн объявил величайшими философами позитивистов Конта, Милля и Спенсера. В очерке «Бальзак» (1858) закладываются основы натуралистической эстетики. Для ее формирования важнейшим событием было появление труда Тэна «История английской литературы» (1863— 1865).
Во «Введении» к этому изданию Тэн изложил теорию «расы, среды и момента», ставшую краеугольным камнем натурализма. В его трудах сформулирован основной принцип натурализма: уподобление искусства науке.
Гонкуры.Братья Эдмон (1822—1896) и Жюль (1830-1870) де Гонкур — выдающиеся французские писатели, стоящие у истоков натурализма и импрессионизма во французской литературе. Они родились в семье провинциальных дворян. Вершина их творчества — роман «Жермини Ласерте» (1865). Жизнь служанки, ее трагедия стали предметом исследования писателей. Предисловие к роману — один из первых манифестов зарождающегося натурализма. Гонкуры разработали методику «клинического анализа» — новую разновидность психологизма: это своего рода «научное наблюдение» за скрытыми, часто постыдными сторонами внутренней жизни, которое проливает свет на, казалось бы, алогичные поступки героев.
Гонкуры создали импрессионистический стиль, фиксирующий мгновенные ощущения. Одним из решающих средств при этом стал импрессионистический пейзаж.
Школа Золя.В 1870-е годы во главе натуралистов встает Эмиль Золя. В теоретических работах он обосновал основные принципы натурализма. В его художественном творчестве переплетаются черты натурализма и критического реализма, и этот синтез производит на читателей сильное впечатление, благодаря которому натурализм, вначале отвергаемый читающей публикой, получает признание. Золя достигает триумфа, опубликовав в 1877 г. роман «Западня». Он сумел сплотить вокруг себя молодых писателей, составивших ядро натуралистской школы (А. Сеар, Л.Энник, О.Мир-бо, Ш.М.Ж.Гюисманс, П.Алексис и др.).
Важнейшим этапом в ее деятельности стало создание книги рассказов «Вечера в Медане» (1880).
В 1880-е годы натуралисты пытались обновить театр (Э.Золя, П.Алексис, О. Метенье и др.).
Золя не был крупным драматургом, но его теоретические работы, инсценировки его романов, ставившиеся на сцене передового Свободного театра и на многих сценах мира, образовали в рамках движения европейских драматургов за «новую драму» особое направление.
В эти же годы сказались слабые стороны натурализма: отсутствие глубоких обобщений, физиологизм, нагромождение деталей. Обнаружилось расхождение между натуралистами.
В 1887 г. после выхода романа Золя «Земля» натуралистская школа раскололась.
Натурализм в Германии.В немецкой литературе 1880-х годов натурализм занял видное место. Теоретики натурализма А. Хольц и Й.Шлаф разработали концепцию «секундного стиля», утверждая, что изображение мира должно быть подобным воспроизведению того, как падает лист, оторвавшийся от ветки. Законом искусства должно быть воспроизведение мелочей быта. Так же детально надо описывать поведение людей, вскрывая физиологические импульсы или болезненные отклонения психики,которые им управляют.
Гауптман.Герхарт Гауптман (1862— 1946) в своей первой пьесе «Перед восходом солнца» (1889) дал один из лучших образцов немецкого натурализма. Премьера пьесы сопровождалась скандалом: никогда еще на немецкой сцене обыденная жизнь не изображалась с такой степенью откровенности, выступая в самом неприглядном свете.
Семья Краузе, оторвавшаяся от крестьянских корней благодаря свалившемуся на нее богатству (на их участке был обнаружен уголь), живет самыми примитивными, низменными инстинктами. Богатство приводит к безделью и-абсолютной пустоте существования — скучающая от безделья мать начинает пристраивать своего любовника к собственной падчерице. Развившееся на той же почве пьянство поражает не только старшее поколение (отца, в пьяном угаре путающего свою дочь с проституткой), но и младшее (старшую дочь, расплачивающуюся за алкоголизм смертью своих детей).
От младшей дочери, Елены, отказывается любящий ее репортер-социалист Лот, как только узнает, что эта неиспорченная, образованная девушка родилась в семье алкоголиков, и Елена кончает с собой.
Название пьесы символично, оно дает надежду на преодоление того мрака, которым окутана повседневная жизнь немецких обывателей.
В последующих драмах Гауптмана («Одинокие», 1891; «Ткачи», 1892; «Бобровая шуба», 1893) черты натурализма, прежде всего натуралистическое изображение деталей, соединяются с реалистическим воспроизведением действительности, с драмой идей. Однако в те же годы он пишет пьесы в совсем другой манере, близкой символизму («Вознесение Ганнёле», 1893; «Потонувший колокол», 1896).
Это еще раз подтверждает, что в переходную эпоху границы различных художественных систем размываются, на смену единству приходит множественность, художественный плюрализм. Наиболее значительной реалистической драмой Гауптмана стала пьеса «Перед заходом солнца», задуманная в 1910 г., а завершенная в 1932 г.
Влияние натурализма вышло далеко за пределы Европы.
Золя
Эмиль Золя (1840—1902) — великий французский писатель, глава натурализма. Он родился в семье итальянского инженера. Учился в Эксе (город в Провансе, впоследствии изображенный Золя под названием Плассан), затем в Париже. Первый успех писателю принес сборник «Сказки Нинон» (1864), созданный под влиянием эстетики романтизма. Вскоре Золя знакомится с романом Гонкуров «Жермини Ласерте», с трудами И.Тэна. В отличие от Тэна Золя признавал право художника на субъективизм, защищал импрессионистов. Однако написанный им в этот период роман «Тереза Ракен» (1867) носит преимущественно натуралистический характер.
Теория экспериментального романа.В статье «Экспериментальный роман» (1880), вошедшей в одноименный сборник, Золя обосновал уподобление художественного метода методу научному: «…Романист является и наблюдателем, и экспериментатором. В качестве наблюдателя он изображает факты такими, какими он наблюдал их, устанавливает отправную точку, находит твердую почву, на которой будут действовать его персонажи и развертываться события. Затем он становится экспериментатором и производит эксперимент — то есть приводит в движение действующие лица в рамках того или иного произведения, показывая, что последовательность событий в нем будет именно такая, какую требует логика изучаемых явлений. <…> Конечная цель — познание человека, научное познание его как отдельного индивидуума и как члена общества. <…>»
«Ругон-Маккары».В 1868 г. Золя задумывает цикл романов. Об основной цели его он пишет в аннотации: «Изучить на примере одной семьи вопросы наследственности и среды… Изучить всю Вторую империю от государственного переворота до наших дней. Воплотить в типах современное общество подлецов и героев». Таковы первые наброски замысла главного труда Золя — 20-томной эпопеи «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» (1871 —1893).
Работу задержали события франко-прусской войны и Парижской коммуны. Золя не принял Коммуны, но в дни ее разгрома резко осудил террор.
В 1870-е годы появились первые 8 романов цикла «Ругон-Маккары». Все они немедленно были переведены на русский язык и были очень популярны в России. Во Франции их встретили враждебно, и только роман «Западня» (1877) принес Золя признание. Писатель стал главой натуралистской школы.
Расцвет творчества Золя приходится на 1880—1887 гг., когда выходят романы «Нана» (1880), «Жерминаль» (1885), «Творчество» (1886), «Земля» (1887) и др. В критических работах («Экспериментальный роман», 1880; «Романисты-натуралисты», «Наши драматурги», «Натурализм в театре», 1881) писатель излагает свои теоретические взгляды, концепцию натуралистического романа и драмы. Споры вокруг романа «Земля» явились поводом для раскола французского натурализма. Но Золя не оставляет начатого и в 1893 г. заканчивает цикл «Рутон-Маккары» (последние романы — «Деньги», 1891; «Разгром», 1892; «Доктор Паскаль», 1893).
«Жерминаль». Этот роман, одно из лучших произведений Золя, повествует о судьбе одного из представителей линии Мак-каров — Этьена Лантье, устроившегося работать на шахту. Его история предстает на фоне жизни шахтеров, которых беспросветная нужда вынудила восстать против хозяев, что привело к самым печальным последствиям. В ряде писем Золя раскрыл свой замысел и выбранную романную форму. Так, в письме Жоржу Мон-торгею он писал: «Наши народолюбы — просто мечтатели, они не ушли ни на шаг дальше гуманистических бредней сорок восьмого года. Если народ так хорош, так совершенен, к чему хлопотать об улучшении его участи? Нет, он внизу, на самом дне, он прозябает в невежестве и в грязи, и наш долг — сделать все возможное, чтобы извлечь его оттуда». •
В письме к Эдуарду Роду Золя уточнил основную идею романа: «По-видимому, я недостаточно ясно выразил свою мысль; мне представлялось необходимым поставить над извечной несправедливостью классов извечную муку страстей». В письме к одному из издателей он еще раз подчеркнул: «»Жерминаль» — произведение, которое зовет, к состраданию, а не к революции. <…> Да, призыв к состраданию, призыв к справедливости — вот единственная цель, которую я ставил перед собой».
Другие романные циклы.Отрицание религии и прославление труда и науки содержится в следующем цикле романов — «Три города» («Лурд», 1894; «Рим», 1896; «Париж», 1898).
Незаконченной осталась притчевая тетралогия «Четыре Евангелия» («Плодовитость», 1899; «Труд», 1901; «Истина», опубликован в 1903 г. посмертно; «Справедливость», не завершен).
Подлинный человеческий подвиг Золя — участие в деле Дрейфуса. А.П.Чехов писал о Золя: «В этом своем процессе он, как в скипидаре, очистился от наносных сальных пятен и теперь засиял перед французами в своем настоящем блеске. Это чистота и нравственная высота, каких не подозревали».
Золя оказал влияние на развитие натурализма во всем мире., Однако не меньшее значение имело его творчество для реализма. Писатель необычайно расширил предмет реалистического изображения, открыл новые приемы художественного исследования действительности. Он разработал новое жанровое образование — цикл романов, представляющий общество целой эпохи в «вертикальном» (историческом) срезе. В рамках этого историко-семей-ного цикла Золя создал особый тип романа, в центре которого оказалось предприятие, «экономический организм» (шахта в «Жерминале», рынок в «Чреве Парижа»).
Поиски правды в искусстве сочетались у Золя с личной честностью, позволившей А. Франсу назвать его «этапом в сознании человечества».