Тема 5.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Философ Э.Дюркгейм, одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.
Естественно, содержание этих идеалов значительно отличается в зависимости от исторических традиций, особенностей развития, социального строя общества. В то же время в современных условиях социализация имеет много характеристик, общих или более или менее сходных для различных обществ. В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека: от младенчества до старости и долгожительства. Далее будет рассмотрена социализация подрастающих поколений.
Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; приобщение человека к многочисленным видам отношений в его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.
Кинопроизводственный процесс, как средство социализации в обществе
... процесса, как средства, способствующего социализации в обществе. Необходимости создания единой цепи фильмов (по возрастному принципу), направленных на формирование личности человека. Цель работы - рассмотреть ... ценности советского кинопроизводства и основные направления фильмов, созданных для аудитории различного возраста на примере конкретных кинокартин рассмотреть закономерности развития данного ...
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, механизмов.
К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие.
Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.
Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае подражание – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.
Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит с помощью неосознанного, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, “как надо”, “что надо”, но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав М.Монтень, который писал: “…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой”.
Институциональный механизм социализации, как следует уже из названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями. Здесь происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Социализация человека
... - стихийный и управляемый. Итак, только в процессе социализации человек становится человеком; содержание социализации детерминируется культурными ценностями и социальными нормами; в ходе социализации человек адаптируется к среде и развивается в соответствии ...
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг – сверстник своего или противоположного пола и др.
Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов, однако у различных половозрастных и социально- культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно.
Воспитательные организации — специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения. Воспитательные организации могут быть охарактеризованы по следующим ряду относительно автономных параметров:
1) по принципу вхождения человека в воспитательную организацию: обязательные (школы), добровольные (клубы, детские объединения), принудительные (спецучреждения для детей с антисоциальным поведением, психическими и иными аномалиями);
2) по юридическому статусу: государственные, общественные, коммерческие, конфессиональные, частные;
3) по ведомственной принадлежности: организации Министерства образования, других министерств (здравоохранения, обороны, труда и социальной защиты и т.д.), профсоюзов, спортивных союзов;
4) по уровню подчиненности: федеральные, региональные, муниципальные;
5) по степени открытости-закрытости: открытые (школы), интернатные, закрытые (спецучреждения);
6) по ведущей функции: образовательные, просветительские, развивающие, общественно ориентированные;
7) по длительности функционирования: постоянные и временные (например, функционирующие во время каникул).
8) по половозрастному составу: однополые, одновозрастные, разнополые, разновозрастные.
Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации можно считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрастающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.
На процесс самоизменения своих членов воспитательная организация влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более или менее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своих потребностей, способностей и интересов. В относительно социально контролируемой социализации воспитательные организации играют ведущую роль, ибо именно в них человек приобретает институциализированные знания, нормы, опыт, т.е. именно в них осуществляется социальное воспитание.
Микросоциум обладает рядом характеристик: пространственными (где он располагается); архитектурно-планировочными (особенности застройки микрорайона); функциональными (наличие или отсутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения небольших групп); демографическими (состав его жителей: их этническая принадлежность, социально-профессиональный состав, особенности половозрастного состава; состав семей); культурно-рекреационными (наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек, местных средств массовой информации).
Результатом социализации человека является
... явление, выполняющее определенные социальные функции. Результатом социализации человека является A) социальная активность B) становление личности C) приобретение социально значимых качеств D) воспитание и развитие ... D) педагог предъявляет требования учащимся E) коллектив предъявляет требования учащимся. Организация деятельности учащихся в ходе педагогического процесса начинается A) с распределения ...
Важнейшей характеристикой микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализацию является сложившийся в нем социально психологический климат, который во многом есть результат взаимодействия всех предыдущих характеристик микросоциума.
В микросоциуме может быть создано воспитательное пространство. Однако оно не возникает спонтанно, а является следствием специальной организаторской работы по его проектированию и “выращиванию”, которую могут осуществлять органы самоуправления, социальные педагоги и работники, инициативные группы жителей, представители муниципальных органов власти и управления.
Воспитательное пространство микросоциума включает в себя систему взаимосвязанных воспитательных, культурно-просветительных, общественных и иных организаций, местных СМК, специалистов различного профиля (социальные педагоги и работники, психологи, медики и др.).
Все эти компоненты дополняют друг друга в процессе оказания помощи в позитивном социальном функционировании и в личностном развитии членов микросоциума.
Наиболее реальным создание воспитательного пространства становится в том случае, если в микросоциуме существует определенный орган — социально-педагогическая служба, которая имеет свой бюджет, штатных работников различного профиля и создает при себе корпус волонтеров из числа местных жителей. Служба реализует комплекс функций, что делает работу по созданию воспитательного пространства целенаправленной, планомерной и системной. Они включают в себя:
· диагностику ситуации в микросоциуме;
· интеграцию воспитательных возможностей микросоциума;
· создание и развитие культурно-досуговой инфраструктуры;
· стимулирование, поддержку и развитие инициатив по созданию самодеятельных организаций;
· оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической помощи нуждающимся в ней;
· психолого-педагогическую помощь в профессиональной ориентации;
· работу с социально-ущербными и криминогенными семьями, социально-психологическую и медицинскую помощь проблемным, неполным семьям;
· профилактику и помощь в преодолении конфликтов в микросоциуме;
· профилактику и коррекцию противоправного и саморазрушительного поведения;
· социально-психологическую реабилитацию социально-ущербных жителей, а также отбывших наказание.
В рамках воспитательного пространства дети, подростки, юноши взаимодействуют с микрофакторами стихийной социализации: семьей, соседями, группами сверстников, микросоциумом. Но характер, процесс и результаты этого взаимодействия в той или иной мере определяются и корректируются педагогическим влиянием.
О социально-педагогической работе с детьми
... детей, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов, программ. Прогностическая и ... институтов микрорайона-семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности ...