Состояние на момент обследования

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт специального образования

Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза

Рабочая тетрадь

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Фамилия ________________________________________

Имя ____________________________________________

Отчество _______________________________________

Курс____________________ группа________________

Форма обучения_________________________________

Специальность___________________________________

Сроки практики:

с___________________по_____________________20…г.

Знакомство со школой

Вид учебного заведения (полное название)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Количество и контингент учащихся

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Кадровый состав школы

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Медицинский персонал________________________________________________

____________________________________________________________________

17 стр., 8430 слов

Теоретический анализ ценностных ориентаций студентов первого ...

... Теоретический анализ ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения 1.1 Психологические особенности личности студента Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, ... проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов. Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а ...

____________________________________________________________________

Режим работы школы_________________________________________________

____________________________________________________________________

Основные направления в работе школы ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Школа в своей работе использует инновации______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности системы воспитательной работы и традиции школы____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Материальная база __________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Знакомство с классом (_______________________________)

а) особенности класса и учащихся (возрасти пол детей, наполняемость класса) ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Ф.И.О. классного руководителя_______________________________________

____________________________________________________________________

Основные направления в его работе_____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Анализ основных направлений профессиональной деятельности учителя:

Учебно-воспитательная работа _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методическая работа _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа с родителями __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повышение квалификации _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научно-исследовательская работа ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общественная работа _______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Охарактеризуй требования к профессиональным и личностным качествам учителя

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Расписание уроков

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Звонки

              Размещение учащихся

              (план класса)

              Последовательность исследования

              1. Изучение медицинской и педагогической документации.
              2. Беседы с учителем, воспитателем, медицинским персоналом, родственниками

              ребенка.

              1. Обследование курируемого ребенка.
              2. Заключение о степени интеллектуального дефекта и его особенностях,

              определение клинической формы интеллектуального нарушения.

              1. Обоснование прогноза в отношении обучения и социально-трудовой реабилитации

              курируемого ребенка.

              Схема клинического обследования умственно отсталого ребенка

              1. Общие данные

              1.1. Фамилия, имя, отчество. Год рождения, возраст на момент обследования.

              1.2. Форма обучения (дневная, обучение на дому).

              1.3. Семейное положение (интернат, детский дом, семья: полная, неполная).

              1. Анамнестические данные

              2.1. Семейный анамнез

              Сведения о здоровье родственников. Отметить, не было ли среди них психических заболеваний, случаев умственной отсталости и конкретно у кого, указать (если известно) степень интеллектуального дефекта, отразить уровень образования и профессию родителей, образ жизни семьи, семейные отношения, кто из родителей (родственников) уделяет большее внимание ребенку, бытовые условия.

              Сделать краткий вывод о семье, микросоциальных условиях, указать наличие или отсутствие наследственной отягощенности в семье.

              2.2. Анамнез течения беременности, родов и раннего постнатального периода Течение беременности, отмечались ли осложнения и какие. Какие болезни перенесла мать во время беременности, какие получала лечения. Были ли травмы в период беременности, производственные вредности (характер работы).

              Имели ли место курение, употребление алкоголя, наркотических средств. Указать, в какой период беременности воздействовала та или иная вредность. Отразить течение родов. Проходили ли они в срок, была ли родовая травма, асфиксия, применялись ли родовспомогательные меры и операции. Рост и масса при рождении. Оценка по шкале Апгар. Закричал сразу или после реанимационных мероприятий. Диагноз на момент выписки из родильного дома.

              Сделать краткий вывод о протекании беременности, родов и раннем постнатальном периоде.

              2.3. Анамнез раннего развития ребенка

              Оценить нервно-психическое развитие в первые 3и года жизни. Когда начал держать голову, сидеть, ползать, ходить, говорить. Оценить антропометрические показатели развития. Отразить болезни (врожденные, приобретенные) оперативные вмешательства, травмы, (в том числе психические), интоксикации, перенесенные ребенком в указанный возрастной период. Сравнить полученные данные с показателями нормального развития.

              Сделать краткий вывод о раннем физическом и психическом развитии ребенка.

              2.4. Анамнез жизни

              Указать какие образовательные учреждения посещал ребенок до поступления в данную школу. В каком возрасте впервые началась коррекция.

              Сделать краткий вывод о своевременности начала коррекционной работы.

              1. Состояние на момент обследования

              3.1. Соматическая сфера

              Жалобы ребенка на состояние здоровья в момент обследования.

              Описать внешность ребенка. Особое внимание уделить изучению головы (соотношение мозгового и лицевого черепа, его деформации, особенности лица).

              Отразить интегральные показатели развития (в динамике и на момент обследования): вес, рост, окружность головы, грудной клетки (провести измерения), особенности телосложения, кожных покровов. Из медицинской карты взять сведения о состоянии внутренних органов (сердца, печени, почек, легких), анализаторных систем и опорно-двигательного аппарата, антропометрических данных (в динамике).

              Сравнить полученные данные с показателями нормального развития. Определить группу здоровья. Сделать краткий вывод о соматическом статусе.

              3.2. Неврологическая сфера

              Дать краткую анатомо-физиологическую характеристику каждой из 12 пар черепных нервов и провести их исследование. Указать имеющиеся изменения. Определить состояние чувствительности тактильной и глубокомышечной. Оценить вегетативные функции (гипергидроз, тахикардия, сон, аппетит).

              Исследовать мозжечковую функцию (устойчивость в позе Ромберга, пальце-носовая проба и другие координаторные пробы).

              Из медицинской карты взять сведения о состоянии неврологической сферы. Оценить состояние речи по данным невролога, логопеда и собственных наблюдений. Охарактеризовать двигательную (психомоторную) сферу (возбуждение или заторможенность), состояние нейродинамических процессов.

              Сделать краткий вывод о неврологическом статусе.

              3.3. Психическая сфера

              Охарактеризовать контакт с ребенком, степень доступности (общительный или замкнут, реакция на обследование, отношения между обследующим и ребенком).

              Провести диагностическое интервью на общие темы:

              «Отношение к обучению», «Семейные отношения», «Развлечения и интересы» «Социальная приспособленность». Оценить уровень знаний и представлений об окружающем мире.

              Оценить психические функции:

              — ощущения и восприятия;

              — память и внимание;

              — эмоции (настроение) и воля;

              — мышление, вербализация и интеллект.

              Оценить состояние сферы влечений и поведения (наличие или отсутствие психопатоподобного поведения).

              Провести анализ игровой активности и учебной деятельности (степень овладения школьными навыками) и др.

              Сделать краткий вывод о психическом статусе. Доказать наличие интеллектуального дефекта.

              4. Проведение дифференциальной диагностики

              Определить клиническую форму олигофрении или тип задержки психического развития, или предположительное название текущего заболевания головного мозга. Обосновать этиологию выявленных интеллектуальных нарушений. Разъяснить причины отнесения конкретного случая к определенному патологическому состоянию с указанием степени тяжести психического недоразвития.

              5. Определение причин интеллектуального дефекта

              Соотнесение конкретного случая с классификациями М.С.Певзнер, Г.Е.Сухаревой и МКБ-10 (для олигофрении) и с классификациями К.С. Лебединской и МКБ-10 (для ЗПР).

              6. Прогноз в отношении обучения и социально- трудовой реабилитации курируемого ребенка следует представить в виде сравнительной характеристики динамики развития, с опорой на относительно сохранные функции.

              Краткая характеристика уровня психофизиологического развития учеников класса ………… (наличие расстройств, указанных в таблице, отметить знаком «+», отсутствие – знаком «-»)

              Имя, инициалы.

              Диагноз по МКБ-10

              Возраст

              Корр работа началась в ….лет

              Речь

              Слух

              Зрение

              Опорно-двигат. аппарат

              Группа здоровья

              1

              2

              3

              4

              5

              6

              7

              8

              9

              10

              11

              12

              13

              14

              15

              16

              Определить % детей в классе, имеющих исключительно интеллектуальный дефект: ________

              Краткий план диагностического интервью на следующие темы:

              1. Отношение к обучению.
              2. Семейные отношения.
              3. Развлечения и интересы.
              4. Социальная приспособленность.

              ОТЧЕТ СТУДЕНТА О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

              представляется в виде обобщенных результатов клинического обследования ребенка.

              Обобщенные результаты клинического обследования ребенка

              Ф.И.О. _____________________________________________________

              Пол: М Ж (подчеркнуть)

              Возраст на момент обследования:

              _______________________________

              Возраст, в котором началась коррекционная работа:___________

              Характеристика микросоциальной среды: удовлетворительная, неудовлетворительная (подчеркнуть)

              Семейный анамнез: отягощен, не отягощен (подчеркнуть)

              Течение беременности и родов: отягощено, не отягощено (подчеркнуть)

              Диагноз после выписки из роддома:_______________________

              _______________________________

              ________________________________

              _______________________________

              Раннее психофизиологическое развитие (от 0 до 3х лет): Отстает, опережает, соответствует норме (подчеркнуть)

              Общее соматическое состояние: соматически здоров, соматически ослаблен (подчеркнуть)

              Телосложение: астеническое, гиперстеническое, нормостеническое (подчеркнуть)

              Антропометрические показатели на момент обследования:

              Вес:__________. Рост__________

              Окр. головы:_____________.Окр. грудной клетки:_______________

              Состояние опорно-двигательного аппарата: без нарушений, отмечаются нарушения – какие:__________________________

              ________________________________

              Логопедическое заключение:

              ____________________________

              ________________________________

              Состояние черепных нервов: «+» — функции сохранна; «-» — функции нарушены

              I

              II

              III

              IV

              V

              VI

              VII

              VIII

              IX

              X

              XI

              XII

              Дать краткую характеристику основных психических функций.

              Особенности эмоциональной сферы:

              ____________________________________________________________________________________________________________________________________

              ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              Особенности волевой сферы:

              ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              Особенности памяти:

              ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              Особенности мышления:

              ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              Клинический диагноз:

              ____________________________________________________________________________________________________________________________________

              8