Вопрос 3. Цели и задачи пмПк

Тема «Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогические комиссии и консультации»

Вопрос 1. Принципы деятельности ПМПк.

Существуют принципы деятельности ПМПк, определяющие её успешность, а именно:

  • принцип семейной центрированности;
  • принцип партнёрства;
  • принцип междисциплинарного взаимодействия;
  • принцип добровольности;
  • принцип информированности;
  • принцип открытости;
  • принцип конфиденциальности;
  • принцип уважения личности ребёнка и родителя;
  • принцип профессиональной ответственности.

Принципы деятельности ПМПК.

1. Принцип гуманности(основной).

Он заключается в том, чтобы во время создать необходимое условие, при которых ребёнок сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных посещений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.

2. Принцип комплексного изучения. Он обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, ребенку назначается повторное обследование.

Соблюдение этого принципа при изучении детей еще до комиссии позволяет точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так педагог может первым обратить внимание на такие изменения в ребенке, как усиливающаяся рассеянность, утомляемость, плаксивость и т.д. В свою очередь, врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения.

3. Принципы всестороннего, системного и целостного изучения. Предусматривает исследование познавательной деятельности, ЭВС и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей.

7 стр., 3060 слов

Структура и организация работы психолого-медико-педагогической службы округа

... и групповых занятий. 3.7. Организация деятельности психолого-медико-педагогического Консилиума с детьми дошкольного возраста 3.7.1. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум организует работу по выделению ... коррекционно-го типа и соответствующих учреждениях медицинского профиля. Психолого-медико-педагогическая консультация (муниципальная ПМПК) не является юридическим лицом, но имеет свои ...

Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не складывается из простой суммы развития отдельных способностей, поэтому нельзя делать заключение о ребенке только на основании исследования состояния его ВПФ. Под целостностью изучения подразумеваетсяобязательное сопоставление всех данных, полученных о ребенке: данных об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния. При этом уточняются первичные и вторичные признаки, ведущие симптомы, их причины.

4. Принцип многоуровневого исследования психологических систем. Позволяет выделить ведущие психологические системы и рассмотреть особенности межсистемных взаимодействий на разных по степени сложности уровнях их функциональной организации.

5. Качественный анализособенностей деятельности при выполнении диагностических задач. Необходимо, чтобы и метод, и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей.

Члены комиссии должны установить контакт с ребенком. Это поможет лучше выявить все качества личности: интересы ребенка, состояние волевой сферы, целенаправленность в действиях, особенности протекания основных психических процессов и т.д. Учитывается как ребенок понимает задание, насколько он самостоятелен как использует предложенную помощь.

6. Принцип структурного анализа процесса общения. Через процесс общения опосредуется психологическое развитие ребенка. Поэтому характер коммуникации позволяет судить об уровне общего развития детей.

7. Принцип проекционного анализа функций сознания. Применение современных проекционных методик оценить структурную организацию сознания ребенка, особенности развития его основных психологических функций.

8. Динамический подходс учетом процесса развития ребенка. Он означает длительное наблюдение за характером его развития, тщательный анализ истории его болезни. Позволяет открыть его потенциальные возможности, зону ближайшего развития.

9. Исследование возрастных и динамических кризисовпсихологического развития. Дает возможность оценить динамику психологического развития в наиболее важные периоды и фазы становления психологических систем и новообразований.

10. Индивидуальный подход. Учитывается эмоциональное состояние ребенка, готовность идти на контакт. Принимаются меры для преодоления беспокойства, настороженности, замкнутости: создается доброжелательная, спокойная обстановка, помогающая ребенку раскрыть свои индивидуальные способности.

Вопрос 2. Состав ПМПК.

Комиссия состоит из различного рода специалистов, а также председателя (из области образования) и его заместителя (чаще всего специалиста здравоохранения).

В состав комиссии в обязательном порядке должны входить следующие специалисты: психолог, различныеврачи(например, педиатр, ортопед, ЛОР, окулист и т.д.),специальные педагоги,соц работник(а такжесоциальный педагог),юрист. Также в состав могут включаться различные члены правления из областей здравоохранения и образования. Стоит сказать, что специалисты не работают каждый сам по себе, это так называемая мультидисциплинарная команда, где все члены взаимосвязаны, и ребенок направляется исключительно к тому специалисту, который на данный момент ему необходим. Важно сказать, что помимо постоянных членов в данную комиссию могут быть приглашены и временные. Так, это может бытьвоспитатель ученика, представитель классного комитета, так называемое референтное лицо, т.е. тот из преподавателей, который может при необходимости «разговорить» ученика в силу своего авторитета. Комиссия именно в таком составе дает возможность ребенку (а также его родителям) пройти обследование в кратчайшие сроки, обойдя всех специалистов в одном месте. Это существенно ускоряет, облегчает и оптимизирует весь процесс.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ... целостную картину всего того, что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как Коменский, писал ...

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – это одна из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся не только для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, но и с целью создания особых условий реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.

В образовательном учреждении создается ПМПк, цельюкоторого являетсяобеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровожденияобучающихся с отклонениями в развитии и состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

Основные задачи ПМПк:

  • Выявить детей «группы риска»;
  • Проанализировать качественный и количественный состав детей с признаками дезадаптации, неусваивающих и слабоусваивающих программу;
  • Определить психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с трудностями адаптации;
  • Определить специальный образовательный маршрут ребёнка.
  • Отследить динамику развития ребёнка в процессе реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы, внести необходимые изменения в эту программу.
  • Решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам, а также внесение изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.

Несмотря на то, что чётко определены основные задачи, существуют ещё внутренние задачи консилиума как:

  • формирование единой (с методологической точки зрения) системы анализа состояния ребенка на основе профессиональных моделей анализа (логопеда, дефектолога, психолога, педагога, врача);
  • применение наиболее удобной для всех специалистов «рабочей» типологии вариантов отклоняющегося развития;
  • выработка «единого языка» и технологий междисциплинарного взаимодействия;
  • повышение профессиональной компетенции каждого за счет расширения знаний в смежных областях;
  • формирование толерантности к мнению другого.

Школьные ПМПк призваны своевременно выявлять существующие проблемы и намечать пути преодоления негативного влияния внешних факторов на успешность обучения.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... ребёнка. Общее и специфическое в эмоционально-волевой сфере и личностном развитии одарённых детей. Развитие потребностей у одарённого ребёнка. Высокая избирательность познавательной мотивации ... и исследовательской активности детей и развитие их специальных способностей. Увлечённость одарённого ...

Вопрос 4. Структура и направления работы пмпк.

Цель ПМПК — организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.

Основными задачами ПМПК являются:

  • своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;
  • комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;
  • определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;
  • содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
  • внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;
  • своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;
  • консультирование родителей, педагогических и медицинских работников, представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
  • участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
  • содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.

Состав ПМПК всех уровней должен включать: педагога-психолога, специального психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, специалистов медицинского профиля (детского психиатра, детского невропатолога, оториноларинголога, офтальмолога), юриста, медицинского регистратора.

Основные направления деятельности ПМПК

  • проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
  • освидетельствование выпускников образовательных учреждений с ОВЗ для определения необходимых организационно-технических условий при проведении государственной (итоговой) аттестации;
  • освидетельствование несовершеннолетних правонарушителей в соответствии с действующим законодательством;
  • подготовка по результатам обследования (освидетельствования) рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
  • оказание консультативной помощи родителям детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и (или) отклонениями в поведении;
  • оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
  • участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Обследование детей специалистами ПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей), специалистов учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, органов внутренних дел при условии получения согласия родителей (законных представителей) детей.

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория ...

Комиссия и консилиум играет большую роль в проведение более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, они выявляют особенности их развития, устанавливают диагноз, и незамедлительно позволяют начать своевременную коррекцию и применить индивидуальный подход в обучении. Такая ранняя коррекция позволяет предупредить развитие заболевания или его тяжелых последствий, определить максимально наилучшего образовательного маршрута ребёнка с особыми образовательными потребностями.

Вопрос 5. Документация при направлении ребенка на пмпк

ПМПк имеет право затребовать следующие документы:

— свидетельство о рождении ребенка;

— подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда (в зависимости от имеющихся отклонений в развитии ребенка).

При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медсестра ПМПк направляет запрос соответствующим медицинским специалистам;

— педагогическое представление (характеристику);

— письменные работы по русскому (родному языку), математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

Вопрос 6. Документация пмпк.

Результаты обследования ребенка протоколируются, отражаются в заключении, которое составляется коллегиально и является основанием для реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию, лечению, при необходимости — по профориентации и трудоустройству, а также социальной и трудовой адаптации. Все сведения вносятся в журнал регистрации консилиумов и Карту развития ребенка.

В диагностически сложных или конфликтных случаях специалисты ПМПк направляют ребенка в муниципальную ПМПК либо в другие диагностико-коррекционные учреждения.

В ПМПк ведется следующая документация:

— журнал предварительной записи детей на ПМПк;

— журнал регистрации плановых и внеплановых консилиумов;

— карта развития ребенка с краткими обобщенными заключениями специалистов, окончательным коллегиальным заключением ПМПк, дневником (листом-вкладышем) динамического наблюдения, листами коррекционной работы специалистов;

— список специалистов ПМПк;

— график плановых консилиумов (не реже одного раза в четверть);

— списки классов (групп) коррекционно-развивающей, иной специальной образовательной направленности, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПк;

— нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов ПМПк.

10 стр., 4868 слов

Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени

... кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности; ― определять основные черты развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени; ― анализировать ... о рефлекторной деятельности спинного мозга, получившей продолжение и блистательное развитие в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Развивая экспериментальную ... Рекомендации соответствуют учебному плану и типовой учебной ...

Вопрос 7. Структура и содержание заключения пмпк

Структура и содержание заключения каждого специалиста должны соответствовать профессиональным требованиям к диагностике и разработке рекомендаций, диагностической гипотезе, общему плану обследования ребенка на ПМПК и плану индивидуального обследования ребенка конкретным специалистом, отвечать на запрос инициатора обращения в ПМПК.

Заключения врачей ПМПК имеют форму диагноза в соответствии со специальностью врача, инструкциями по отбору детей в специальные образовательные учреждения разных видов и современными требованиями МКБ-10.

Заключение психолога ПМПК состоит из двух частей — обязательной и дополнительной.

В обязательной части даются:

 Особенности развития мышления ребенка (структура и динамика мыслительных операций, в первую очередь, операций обобщения, абстрагирования, опосредования, установления аналогий).

Организация интеллектуальной деятельности на момент обследования: взаимодействие мышления и других интеллектуальных функций. Уровень интеллектуального развития;

 Анализ социальной ситуации развития на каждом из возрастных этапов с точки зрения: 1) формирования основного психологического новообразования; 2) характера и динамики кризисных и стабильных возрастных этапов.

 Анализ актуального уровня социальной адаптации личности. Социально-бытовая ориентировка, навыки культурного поведения;

 Оценка зоны ближайшего развития и прогноза развития с позиций адаптивных характеристик личности;

 Адаптивность ребенка в условиях приема на ПМПК и психологического обследования в частности;

 Структура личности ребенка. Особенности мотивации (селективность, направленность, устойчивость, целеполагание, притязания);

 Самооценка и способность личности к рефлексии (критичность, адекватность);

 Целостность личности.

В дополнительную часть в каждом конкретном случае вносятся психологические сведения, важные именно для этого ребенка. Их выявление планируется психологом, исходя из:

 первичного запроса на обследование ребенка на ПМПК;

 беседы с родителями в процессе сбора анамнеза;

 коллегиально согласованной диагностической гипотезы;

 психологического обследования параметров развития, входящих в обязательную часть.

В общей схеме дополнительных психологических исследований должны быть отражены следующие параметры:

 умственная работоспособность;

 структура деятельности (основные параметры произвольной регуляции деятельности: целенаправленность, планирование, программирование, контроль);

 характеристика основных психических функций: восприятия, внимания, памяти, движения и действия (мышление см. в обязательной части);

 пространственные синтезы (наглядные, символические);

 речь (преимущественно — регуляторная, коммуникативная функции речи, связь речи и мышления); нейропсихологический анализ при подозрении на алалические или афазические речевые нарушения;

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно ... ­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ...

 эмоциональная сфера (ситуационные и личностные эмоциональные реакции; настроение; чувства).

Психологические сведения обязательно сопоставляются с медицинскими и педагогическими.

Итогом психологического заключения является вывод о соотношении отклонений в развитии, сохранных компонентов развития и иных резервных возможностей развития, а также о прогнозе развития в зависимости от социальной ситуации развития, включая характер образовательных условий.

Результаты обследования ребенка обсуждаются под руководством заведующего ПМПК в форме краткого совещания всех специалистов ПМПК. Родители и ребенок при этом не присутствуют.

Каждый специалист докладывает свое заключение на ребенка, предлагает рекомендации, высказывает мнение о прогнозе развития ребенка.

Представленные заключения согласовываются, составляется коллегиальное заключение ПМПК, систематизируются рекомендации.

Коллегиальное заключение состоит из двух частей: собственно заключения и рекомендаций.

В заключении отражаются следующие параметры:

1. Индивидуальная структура развития (актуальный уровень развития):

 дифференциация индивидуальной структуры развития в рамках онтогенеза и структуры психического дизонтогенеза (ответ на вопрос, является ли развитие отклоняющимся от «нормативного» онтогенеза);

особенности отклонений в развитии — квалификация первичного и вторичных дефектов;

 время (возраст ребенка или плода), тяжесть (интенсивность) и продолжительность воздействия «вредности»;

 функциональная локализация нарушения;

 характер аномального системогенеза (межфункциональные взаимодействия).

2. Время выявления отклонений в развитии (возраст ребенка).

3. Динамика развития ребенка: а) до появления отклонений в развитии; б) в момент (или период) появления (проявления) отклонений в развитии; в) в последующий период развития вплоть до настоящего момента:

 социальная ситуация развития: отношение между ребенком и окружающей его действительностью на момент обследования;

 ретроспективный анализ темпа развития: характер смены критических и стабильных возрастных этапов;

 структура возрастных этапов: соответствие психологических новообразований возрастным этапам.

4. Степень или стадия отклонений в развитии.

5. Квалификация вида психического дизонтогенеза.

19 стр., 9388 слов

Развитие мышления детей дошкольного возраста познавательно-исследовательской ...

... происходит активное интеллектуальное развитие <#"justify">Объект исследования: мышление у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: познавательно-исследовательская деятельность как метод развития мышления у детей дошкольного возраста. ... в умении адекватно оценить факты, отделить от них информацию эмоционального характера, чтобы принять их, как доказательство. У мышления есть черты, ...

6. Оценка резервных возможностей развития и компенсаторных образований:

 характеристика сохранных психических функций;

 анализ интересов и способностей ребенка;

 определение зоны ближайшего развития, или потенциального уровня развития.

7. Направления и возможности социализации и интеграции ребенка в социум. Анализ и, при необходимости, формирование социального запроса на индивидуальность конкретного ребенка.

Рекомендации соответствуют особенностям развития ребенка, описанным в заключении.

Первый блок рекомендаций включает два единых для всех коллегиальных заключений пункта:

1) определение специальных условий получения образования (тип, вид образовательного учреждения, осуществляющего или курирующего обучение и воспитание ребенка; образовательная программа; форма получения образования; условия получения образования (идентичная информация указывается в справке для управления образования);

2) срок контроля состояния и развития ребенка в рекомендованных ему условиях.

Второй блок рекомендаций отражает резервные возможности ребенка, а также направления и характер их развития в обыденной жизни и в специальных развивающих условиях. Среди резервных возможностей особое внимание следует уделить следующим:

 сохранные психические функции;

 приоритетные индивидуальные способности и интересы;

 условия и механизмы формирования компенсаторных образований.

Третий блок содержит прогноз развития ребенка при выполнении и невыполнении данных выше рекомендаций.

Представление результатов обследования родителям ребенка.

Родители информируются заведующим ПМПК о тех аспектах их прав и обязанностей по отношению к ребенку, которые имеют отношение к цели и задачам ПМПК.

По окончании коллегиального совещания представитель ПМПК знакомит родителей с заключением и рекомендациями в обоснованной и доступной для их понимания форме. Обязательно информирование родителей о прогнозе развития ребенка в зависимости от реализации или отказа от реализации разработанных ПМПК рекомендаций.

При согласии родителей с заключениями (специалистов и коллегиальным) и рекомендациями ПМПК им могут быть выданы на руки два документа: 1) коллегиальное заключение ПМПК с рекомендациями; 2) справка об обследовании ребенка на ПМПК.

Коллегиальное заключение и справка ПМПК предоставляются родителями сотруднику управления образования, курирующему сферу специального образования.

Коллегиальное заключение ПМПК с визой управления образования является юридическим документом для зачисления ребенка в соответствующее образовательное учреждение и хранится в течение всего времени пребывания ребенка в этом образовательном учреждении.

Вопрос 8. Требования, предъявляемые к организации и процедуре обследования в пмпк при комплектовании спец учреждений

1 Обследование проводится только в присутствии родителей ребенка, с их письменного согласия.

16 стр., 7769 слов

Воспитание и обучение детей с нарушением развития

... с дошкольниками с нарушениями интеллекта Пенькова В.А. Развитие речевой деятельности глухих дошкольников Носкова Л.П. Развивающие занятия с детьми 1 - 2-ой коррекционной подготовительной группы ... образовательных учреждений и профессионального образования инвалидов Т.В. Волосовец Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи Г.В. ...

2 Согласие родителей на обследование ребенка специалистами ПМПК и обмен информацией о нем с другими учреждениями, организациями подтверждается их подписью в Заявлении на имя председателя ПМПК, Протоколе обследования ребенка, Журнале учета детей, обследованных на ПМПК, Журнале выдачи протоколов и заключений.

3 Процедура обследования ребенка проводится при участии всех специалистов ПМПК в форме супервизорства.

4 Процедура и продолжительность обследования определяются возрастными, индивидуальными и типологическими особенностями развития ребенка.

5 Среднее время приема ребенка специалистами на ПМПК до момента принятия коллегиального заключения и выдачи рекомендаций не должно превышать полутора-двух часов.

6 Результаты обследования ребенка протоколируются, а затем обсуждаются в форме краткого совещания всех специалистов ПМПК и отражаются в коллегиальном заключении с содержащимися в нем рекомендациями. Родители и ребенок при этом не присутствуют.

7 При возникновении противоречивых мнений специалистов по поводу диагностики и рекомендаций, принимаются компромиссные решения в пользу ребенка.

8 По окончании обследования специалисты ПМПК проводят беседу с родителями ребенка, в которой доступным языком, в щадящей форме сообщают информацию об особенностях развития ребенка и принятом решении. Обязательно делается акцент на положительных сторонах и компенсаторных возможностях ребенка. Объясняется, как нужно заниматься с ним, на что обратить пристальное внимание, и к каким специалистам необходимо обратиться дополнительно.

9 По результатам психолого-педагогического обследования ребенка на ПМПК родители (законные представители) получают общее заключение с рекомендациями. Данные индивидуального обследования подростков, юношей и девушек передаются другим лицам лишь при согласии на это самих испытуемых, при этом испытуемый имеет право знать, что и кому сообщается.

Вопрос 9. Методы психолого-педагогического исследования детей в пмпк

Изучение документации детей

Обследование детей в ПМПК обычно начинается с изучения сопроводительной документации (медицинские карты, характеристики) и продуктов деятельности (тетрадей, рисунков и т.п.).

Врач знакомит членов комиссии-консультации с имеющейся медицинской документацией; обращает внимание на имеющееся у ребенка снижение слуха или зрения и т.п. В этих случаях дефектолог заранее может подобрать соответствующий для обследования материал.

В свою очередь дефектолог, познакомившись с педагогической документацией, сообщает членам консультации о существенных особенностях, которые следует учитывать как при налаживании контакта, так и в процессе обследования. Например, если в характеристике указаны выраженные трудности в усвоении учебной программы, то целесообразно строить обследование на заданиях игрового характера, начиная с того, которое для ребенка легче и интереснее. Изучение характеристики позволяет определить пути выявления тех качеств и свойств психической деятельности, которые в большей мере указывают на состояние ребенка и требуют уточнения.

Если ребенок учится в школе, необходимо очень внимательно проанализировать его тетради. Внешний вид тетради свидетельствует о таких качествах, как аккуратность, понимание школьных требований, интерес к самому процессу учения. Характер выполнения письменных работ может свидетельствовать об имеющихся у ребенка трудностях; это в свою очередь вызовет вопросы об их причинах. Так, несоблюдение строчек при письме может быть вызвано и нарушением моторики, и трудностями пространственной ориентировки, и просто непониманием требований и др. Ошибки при письме (перестановка, пропуск букв, недописывание слов, смешение глухих и звонких согласных и т.д.) также имеют разные причины. Важно проследить, как ребенок преодолевал эти трудности, какая помощь и в какой мере оказывалась ему учителем. Сравнивая первую и последнюю по времени заполнения тетради, можно установить динамику развития ребенка. Интересные сведения о ребенке можно получить и из его рисунков. Иногда именно рисунок становится первым сигналом о том или ином психическом неблагополучии.

Только после тщательного изучения всех материалов документации начинают непосредственное обследование ребенка.

Выбор и последовательность применения тех или иных методов зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого. В одних случаях психолог выбирает метод беседы, включая в нее отдельные экспериментальные методики, в других все изучение строится на наблюдении за деятельностью ребенка в процессе игры и т.д. В обследование важно включить элементы обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности. Необходимо чередовать задания на исследование разных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического).

Начинать обследование следует с заданий средней трудности, но в ряде случаев — с заведомо легких, чтобы успешное выполнение сразу же создало у ребенка положительное отношение к работе, сняло волнение, беспокойство. Это особенно важно учитывать, когда ребенок неконтактен. В процессе обследования следует создавать ситуацию эмоционального комфорта, мотивировать, поощрять ребенка, предлагать задания в непривычной форме, чтобы исключить подготовленность, «натасканность» в семье.

Также важно учитывать соотношение первичного дефекта и дефектов более высоких уровней, а также степень их выраженности.

Метод беседы

Беседа служит средством установления контакта с ребенком, позволяя судить о его личностных качествах и поведении, помогая вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы выявляется запас сведений и точность представлений. Беседа как метод должна быть целенаправленной. При установлении умственных способностей ребенка в беседе следует выявить:

— точность представлений ребенка о себе, своих родителях (имя, отчество, фамилия, возраст); способность дифференцировать понятия «семья», «родственники», «друзья» и т.д.;

— характер представлений о времени;

— представления о явлениях природы, различение времен года с учетом их признаков;

— умение ориентироваться в пространстве;

— запас сведений об окружающей среде.

Вопросы должны быть четкими и понятными, а сама беседа носить непринужденный характер.

Не рекомендуется начинать беседу, если дети имеют дефекты речи, слуха или трудно вступают в контакт. В этих случаях можно воспользоваться наглядным материалом, который заинтересует ребенка и позволит выявить то, что требуется исследователю.

Метод наблюдения

Это один из ведущих при изучении детей на комиссии. Наблюдение начинается с момента появления ребенка в комиссии и продолжается на протяжении всего времени обследования. Оно всегда должно проводиться целенаправленно.

Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в условиях психолого-медико-педагогических консультаций.

Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку возможность заниматься с игрушками («Возьми какие хочешь игрушки и поиграй, а я пока с мамой поговорю»), фиксируются первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности. Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно те игрушки, которые нужны для определенного действия (отбирает предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т.д.).

В ходе производимых ребенком манипуляций наблюдают за координацией движений, состоянием моторики.

Метод изучения рисунков

В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку рисование свободное и по заданию. Способность ребенка выбрать тему, характер изображения, сам процесс рисования могут дать ценный дополнительный материал для уточнения окончательного диагноза.

Как правило, умственно отсталые дети затрудняются выбрать тему, изображают привычные однотипные предметы, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Даже когда детям дается задание, что надо нарисовать, они не всегда выполняют его в соответствии с инструкцией. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм, пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Умственно отсталые дети затрудняются объяснить рисунок. В зависимости от степени интеллектуального снижения эти недостатки менее или более выражены.

Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Им присущи нелогичность, нелепость изображения, неадекватное, беспорядочное использование цвета, несообразность пропорций, сексуальная выраженность и др.

Так, для больных шизофренией характерны незавершенность, отсутствие основных частей, геометризация, вычурность, нагромождения и наслоения, несогласованность замысла рисунка с размерами листа, боязнь рисовать далеко от края, уплощение рисунка.

При эпилептической деменции характерны чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность, трудность переключения. Дети тратят на рисунок очень много времени, застревают на вырисовывании отдельных несущественных деталей. Им сложно выделить главное, их рисунки стереотипны. Помимо диагностических целей в условиях психолого-медико-педагогических комиссий рисунок может быть использован для установления контакта с ребенком и как «безречевая» методика в тех случаях, когда имеются трудности речевого общения.

Вопрос 10. Показатели при обследовании

При проведении психолого-педагогического обследования детей, особенно в условиях ПМПК, необходимо обратить внимание на ряд показателей, которые проявляются в ходе работы с ребенком и должны обязательно учитываться при составлении заключения:

1. Эмоциональная реакция ребенка на факт обследования. Волнение — естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. Однако должна настораживать и чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с членами консультации, неадекватность поведения.

2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?

3. Характер деятельности. Следует обратить внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается общая работоспособность. Очень важным качеством деятельности ребенка является наличие самоконтроля, саморегуляции. Один из главных показателей — способность использовать помощь. Чем сильнее она выражена, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит перенос показанного ребенку способа деятельности на аналогичное задание.

4. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.

5