Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт специального образования
Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза
Рабочая тетрадь
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Фамилия ________________________________________
Имя ____________________________________________
Отчество _______________________________________
Курс____________________ группа________________
Форма обучения_________________________________
Специальность___________________________________
Сроки практики:
с___________________по_____________________20…г.
Знакомство со школой
Вид учебного заведения (полное название)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Количество и контингент учащихся
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Кадровый состав школы
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Медицинский персонал________________________________________________
____________________________________________________________________
Теоретический анализ ценностных ориентаций студентов первого ...
... Теоретический анализ ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения 1.1 Психологические особенности личности студента Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, ... проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов. Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а ...
____________________________________________________________________
Режим работы школы_________________________________________________
____________________________________________________________________
Основные направления в работе школы ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Школа в своей работе использует инновации______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности системы воспитательной работы и традиции школы____________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материальная база __________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Знакомство с классом (_______________________________)
а) особенности класса и учащихся (возрасти пол детей, наполняемость класса) ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Ф.И.О. классного руководителя_______________________________________
____________________________________________________________________
Основные направления в его работе_____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Анализ основных направлений профессиональной деятельности учителя:
Учебно-воспитательная работа _________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методическая работа _________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа с родителями __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Повышение квалификации _____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Научно-исследовательская работа ______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общественная работа _______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Охарактеризуй требования к профессиональным и личностным качествам учителя
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расписание уроков
|
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Звонки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Размещение учащихся
(план класса)
Последовательность исследования
- Изучение медицинской и педагогической документации.
- Беседы с учителем, воспитателем, медицинским персоналом, родственниками
ребенка.
- Обследование курируемого ребенка.
- Заключение о степени интеллектуального дефекта и его особенностях,
определение клинической формы интеллектуального нарушения.
- Обоснование прогноза в отношении обучения и социально-трудовой реабилитации
курируемого ребенка.
Схема клинического обследования умственно отсталого ребенка
- Общие данные
1.1. Фамилия, имя, отчество. Год рождения, возраст на момент обследования.
1.2. Форма обучения (дневная, обучение на дому).
1.3. Семейное положение (интернат, детский дом, семья: полная, неполная).
- Анамнестические данные
2.1. Семейный анамнез
Сведения о здоровье родственников. Отметить, не было ли среди них психических заболеваний, случаев умственной отсталости и конкретно у кого, указать (если известно) степень интеллектуального дефекта, отразить уровень образования и профессию родителей, образ жизни семьи, семейные отношения, кто из родителей (родственников) уделяет большее внимание ребенку, бытовые условия.
Сделать краткий вывод о семье, микросоциальных условиях, указать наличие или отсутствие наследственной отягощенности в семье.
2.2. Анамнез течения беременности, родов и раннего постнатального периода Течение беременности, отмечались ли осложнения и какие. Какие болезни перенесла мать во время беременности, какие получала лечения. Были ли травмы в период беременности, производственные вредности (характер работы).
Имели ли место курение, употребление алкоголя, наркотических средств. Указать, в какой период беременности воздействовала та или иная вредность. Отразить течение родов. Проходили ли они в срок, была ли родовая травма, асфиксия, применялись ли родовспомогательные меры и операции. Рост и масса при рождении. Оценка по шкале Апгар. Закричал сразу или после реанимационных мероприятий. Диагноз на момент выписки из родильного дома.
Сделать краткий вывод о протекании беременности, родов и раннем постнатальном периоде.
2.3. Анамнез раннего развития ребенка
Оценить нервно-психическое развитие в первые 3и года жизни. Когда начал держать голову, сидеть, ползать, ходить, говорить. Оценить антропометрические показатели развития. Отразить болезни (врожденные, приобретенные) оперативные вмешательства, травмы, (в том числе психические), интоксикации, перенесенные ребенком в указанный возрастной период. Сравнить полученные данные с показателями нормального развития.
Сделать краткий вывод о раннем физическом и психическом развитии ребенка.
2.4. Анамнез жизни
Указать какие образовательные учреждения посещал ребенок до поступления в данную школу. В каком возрасте впервые началась коррекция.
Сделать краткий вывод о своевременности начала коррекционной работы.
- Состояние на момент обследования
3.1. Соматическая сфера
Жалобы ребенка на состояние здоровья в момент обследования.
Описать внешность ребенка. Особое внимание уделить изучению головы (соотношение мозгового и лицевого черепа, его деформации, особенности лица).
Отразить интегральные показатели развития (в динамике и на момент обследования): вес, рост, окружность головы, грудной клетки (провести измерения), особенности телосложения, кожных покровов. Из медицинской карты взять сведения о состоянии внутренних органов (сердца, печени, почек, легких), анализаторных систем и опорно-двигательного аппарата, антропометрических данных (в динамике).
Сравнить полученные данные с показателями нормального развития. Определить группу здоровья. Сделать краткий вывод о соматическом статусе.
3.2. Неврологическая сфера
Дать краткую анатомо-физиологическую характеристику каждой из 12 пар черепных нервов и провести их исследование. Указать имеющиеся изменения. Определить состояние чувствительности тактильной и глубокомышечной. Оценить вегетативные функции (гипергидроз, тахикардия, сон, аппетит).
Исследовать мозжечковую функцию (устойчивость в позе Ромберга, пальце-носовая проба и другие координаторные пробы).
Из медицинской карты взять сведения о состоянии неврологической сферы. Оценить состояние речи по данным невролога, логопеда и собственных наблюдений. Охарактеризовать двигательную (психомоторную) сферу (возбуждение или заторможенность), состояние нейродинамических процессов.
Сделать краткий вывод о неврологическом статусе.
3.3. Психическая сфера
Охарактеризовать контакт с ребенком, степень доступности (общительный или замкнут, реакция на обследование, отношения между обследующим и ребенком).
Провести диагностическое интервью на общие темы:
«Отношение к обучению», «Семейные отношения», «Развлечения и интересы» «Социальная приспособленность». Оценить уровень знаний и представлений об окружающем мире.
Оценить психические функции:
— ощущения и восприятия;
— память и внимание;
— эмоции (настроение) и воля;
— мышление, вербализация и интеллект.
Оценить состояние сферы влечений и поведения (наличие или отсутствие психопатоподобного поведения).
Провести анализ игровой активности и учебной деятельности (степень овладения школьными навыками) и др.
Сделать краткий вывод о психическом статусе. Доказать наличие интеллектуального дефекта.
4. Проведение дифференциальной диагностики
Определить клиническую форму олигофрении или тип задержки психического развития, или предположительное название текущего заболевания головного мозга. Обосновать этиологию выявленных интеллектуальных нарушений. Разъяснить причины отнесения конкретного случая к определенному патологическому состоянию с указанием степени тяжести психического недоразвития.
5. Определение причин интеллектуального дефекта
Соотнесение конкретного случая с классификациями М.С.Певзнер, Г.Е.Сухаревой и МКБ-10 (для олигофрении) и с классификациями К.С. Лебединской и МКБ-10 (для ЗПР).
6. Прогноз в отношении обучения и социально- трудовой реабилитации курируемого ребенка следует представить в виде сравнительной характеристики динамики развития, с опорой на относительно сохранные функции.
Краткая характеристика уровня психофизиологического развития учеников класса ………… (наличие расстройств, указанных в таблице, отметить знаком «+», отсутствие – знаком «-»)
Имя, инициалы. Диагноз по МКБ-10 |
Возраст |
Корр работа началась в ….лет |
Речь |
Слух |
Зрение |
Опорно-двигат. аппарат |
Группа здоровья |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
Определить % детей в классе, имеющих исключительно интеллектуальный дефект: ________
Краткий план диагностического интервью на следующие темы:
- Отношение к обучению.
- Семейные отношения.
- Развлечения и интересы.
- Социальная приспособленность.
ОТЧЕТ СТУДЕНТА О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
представляется в виде обобщенных результатов клинического обследования ребенка.
Обобщенные результаты клинического обследования ребенка
Ф.И.О. _____________________________________________________
Пол: М Ж (подчеркнуть) |
Возраст на момент обследования:
_______________________________ Возраст, в котором началась коррекционная работа:___________
|
Характеристика микросоциальной среды: удовлетворительная, неудовлетворительная (подчеркнуть) |
Семейный анамнез: отягощен, не отягощен (подчеркнуть) |
Течение беременности и родов: отягощено, не отягощено (подчеркнуть) |
Диагноз после выписки из роддома:_______________________ _______________________________ ________________________________ _______________________________
|
Раннее психофизиологическое развитие (от 0 до 3х лет): Отстает, опережает, соответствует норме (подчеркнуть) |
Общее соматическое состояние: соматически здоров, соматически ослаблен (подчеркнуть) |
Телосложение: астеническое, гиперстеническое, нормостеническое (подчеркнуть) |
Антропометрические показатели на момент обследования: Вес:__________. Рост__________ Окр. головы:_____________.Окр. грудной клетки:_______________ |
Состояние опорно-двигательного аппарата: без нарушений, отмечаются нарушения – какие:__________________________ ________________________________
|
Логопедическое заключение: |
____________________________
________________________________ |
Состояние черепных нервов: «+» — функции сохранна; «-» — функции нарушены
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
Дать краткую характеристику основных психических функций.
Особенности эмоциональной сферы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности волевой сферы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности памяти:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности мышления:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Клинический диагноз:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8