Слухи как пример неформальной коммуникации

Социальные коммуникации: история, современность, перспективы

Социальная коммуникация — это:

· передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов

· процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.

· механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

Определение общения

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения- информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения- отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?» Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения- способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Процесс общения (коммуникации).Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).

13 стр., 6122 слов

Понятие об общении. Роль общения в жизни и деятельности человека

... уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов : содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее. Содержание общения – информация, ...

В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи.

При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудиовербальном (слухословесном) канале, проще — о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, тоvсообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции — информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Три стороны общения

Коммуникативная сторона общения.Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами — субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба — рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение — имеет место в различных образовательных системах).

Средства коммуникации.Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации — на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

4 стр., 1600 слов

Общение, мотив, коммуникативные умения и навыки, средства общения, социометрия.

... структуре общения как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты: 1. Предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект. 2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к ... помощью которых осуществляются и действия общения. 7. Продукты общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. Таким образом, коммуникация – это акт и ...

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1. Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску — тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2. Оптико — кинетические (это то, что человек `прочитывает` на расстоянии — жесты, мимика, пантомимика).

Жест — это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

· коммуникативные (заменяющие речь)

· описательные (их смысл понятен только при словах)

· жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика — это движение мышц лица.

Пантомимика — совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3. Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

· интимная (от 0 до 0,5 метра).

На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

· Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра).

На ней осуществляется общение между друзьями.

· Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра).

Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

· Публичная (более 3,7 метров).

Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4. Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

Интерактивная сторона общения.Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий — кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой.

Конкуренция — одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

Перцептивная сторона общения- это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения вцелом.

Функция общения. Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

1. Социальные функции общения:

a) Организация совместной деятельности

b) Управление поведением и деятельностью

5 стр., 2016 слов

Восприятие информации человеком

... по своему содержанию эти два процесса различны. восприятие ощущение информация человек Раздел 1. Восприятие информации человеком 1.1 Определение восприятия Восприятие - это процесс познания сложных ... помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека. Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными и ...

c) Контроль

2. Психологические функции общения

a) Функция обеспечения психологического комфорта личности

b) Удовлетворение потребности в общении

c) Функция самоутверждения

Уровни общения.Общение может происходить на различных уровнях:

1. Манипулятивный уровень, заключается в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

3. Высший уровень — это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

Виды общения.В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

· Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

· Когнитивное (обмен знаниями)

· Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

· Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

· Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

· Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

· Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

· Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу — руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

· Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

· Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

· Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство).

Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него)

Общественное мнение. Это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т.е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.

Информационные барьеры. Это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений. Возможные информационные барьеры:

20 стр., 9613 слов

Общая характеристика мотивационной сферы человека

... производить преобразовательные действия в среде с помощью творчества, волевых усилий, общения. Благодаря ей, человек расширяет сферу своей деятельности, выходя за рамки ситуативных и ... добывания средств удовлетворения потребностей. У животных удовлетворение потребностей происходит на непроизвольном уровне. Только в некоторых моментах поведения высокоорганизованных животных можно усмотреть зачатки ...

· технические

· психофизиологические (связаны со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи)

· знаковый и смысловой (подразумевает способность распознавать знаки, знать слова и термины спец. языков;

· умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте)

· ситуационный (возникает, когда сообщение неактуально для человека в данной ситуации)

Слухи как пример неформальной коммуникации

Слухи — сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи. Слухи различают по содержанию, по информационному наполнению, по потребностям.

· слух-мечта

· слух-пугало

· слух-разделитель

Факторы распространения слухов

· проблемная ситуация, создающая информационную потребность

· неудовлетворительность или отсутствие информации; информационная неопределенность

· уровень тревожности индивидов

Распространителями и пользователями слухов оказываются высокостатусные группы.

Результаты воздействия слухов (по уровням взаимодействия)

а. индивидуальный уровень

· адаптация к среде

· дезинтеграция индивида

б. групповой уровень

· сплочение

· разобщение

в. массовый уровень ¶

· изменения общественного мнения и коллективного поведения

Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.

Предметом нашего рассмотрения является информационный обмен. История совершенствования информационного обмена совпадает с историей создания и усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков.

Основными фазами информационного обмена являются:

устная фаза; → письменная фаза; → книжная фаза; → компьютерная фаза.

Д.С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, выдвинул формулу «цивилизация – это информация». Опираясь на количественные меры математической теории информации, Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом:

Уровень 0 – информационная емкость мозга отдельного человека – 107 бит;

Уровень 1 – устное общение внутри общины, деревни или племени – количество циркулирующей информации > 109 бит;

Уровень 2 – письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится 1011 бит информации;

Уровень 3 – книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается в 1017 бит;

Уровень 4 – информационное общество с электронной обработкой информации объемом 1025 бит.

Рассмотрим вклад каждой исторической фазы в совершенствование эффективности информационного обмена.

Устная фаза

Развитие речи, языка – объективный процесс в развитии общества. Как отмечал Ф.Энгельс, «развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу». Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его развитие в неменьшей степени. Речь – отражение мыслительных процессов (вершина айсберга).

11 стр., 5039 слов

Человек в информационном мире

... М. Кастельса. Таким образом, существенно изменился первый параметр оценки информационного социума: не информация, а коммуникация оказывается его "смыслообразующим стержнем". Во-вторых, значительные уточнения ... их стоимости; высокий уровень автоматизации производства, освобождающий человека от рутинной работы и т.п. Короче, как то общество, в котором "производство информационного продукта, а ...

Культура речи отражает развитие человека.

Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью. Это означает, что любое сообщение можно без потери информации сократить на 1/5, однако при этом резко уменьшается помехоустойчивость информации. Ю.В.Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем:

· приметы, включая симптоматику народной медицины;

· гадания;

· предзнаменования (знаменья);

· язык;

· изобразительная группа: музыка; графико-живописная изобразительность, включая орнамент; пластика, танец, пантомима;

· прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла;

· измерительная группа: меры;

· пространственные ориентиры;

· сигналы в контуре управления;

· обряды.

Письменная фаза

Помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии).

Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного и социального мира открывает общество, в строгом, научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества. Письменность служит одним из важнейших средств сохранения языка в живом виде.

Проблема «левшей», ее социальное значение. «Переламывание» «левшей» на «правшей» в детском возрасте уменьшает возможности личностной реализации первых, их возможный вклад в интеллект нации.

Дорожные знаки – идиографическое письмо.

Книжная фаза

Станок Гутенберга (1440 – 1450) – начало эпохи книгопечатания. Первая русская датированная печатная книга – «Апостол» – Иван Федоров, Петр Мстиславец – 1563-1564. Появление возможности обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более массовый и оперативный обмен информацией. «Книгопечатание явилось могучим орудием, которое охраняло мысль личности, увеличило ее силу в сотни раз» В.И.Вернадский. Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу человека.

Избыточность текста (проза, поэзия).

Информационная способность стихов в 1,5 раза больше, чем прозы, т.е. сообщение в 150 строк может быть передано ста стихотворными строчками. Этот факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в выражениях и большую образность, чем проза. Эти качества стиха и обеспечивают ему большую выразительность, позволяющую при одном и том же количестве символов передать больше информации. Академик А.Н.Колмогоров установил, что информационное содержание стихов Пушкина очень близко к пределу – информационной способности русского языка вообще, современных же поэтов – существенно ниже. Индустриальная коммуникационная система – высшая точка развития книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания, например, обезличенная массовая коммуникация, опозиционная информационно-документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном кризисе.

Книжная информатика стала снижать свою эффективность, образуется противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными читательскими возможностями, а также складывается ситуация, когда легче открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса).

23 стр., 11051 слов

1.Основные понятия «коммуникация» и «информация». (тет 1)

... счет текста, за счет информации. Информация – это содержание коммуникации. Социальный оттенок носит понятие коммуникации, связано с социальной жизнью. Каждая структура пронизана сетью каналов для коммуникации. Именно коммуникация служит результатом включения ...

Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических средств для снятия информационного кризиса. Книга в настоящее время приобретает электронную форму. Исчезновение книги не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как атрибута культуры (формирование образного, абстрактного мышления).

В крупнейшей библиотеке мира – библиотеке конгресса США хранится более 50 млн. книг, в их числе и библия Гутенберга. Богатейшее в мире собрание русских книг находится в Российской национальной библиотеке (бывш.Госуд. публ.библиотека им.М.Е.Салтыкова-Щедрина, г.С.-Петербург).

Компьютерная фаза

Новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага необходима только для воспроизводства визуальнооформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника. Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А.В.Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а с электронной памятью. Диалог «человек – ЭВМ» – главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог «человек – человек».

Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из компьютерной книги? Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных информационных сетей компьютерная книга становится составной частью глобального полилога и интертекста. Во-вторых, невиданная мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с ней. В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой «тысячи и одного автора». Компьютерная страница непредсказуемым образом расширяет социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к «мягкому» тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к трансформации.

Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе информационного обмена. Особо важно использование гипертекстовых технологий в социальной сфере, описываемой множеством трудно формализуемых параметров. Другой причиной популярности данных технологий является предоставляемая ими возможность реализации сугубо индивидуальных информационных потребностей.

Процесс коммуникации включает в себя следующие основные компоненты: выбор известных знаков из перечня отправителя и передачу их по так называемому каналу коммуникации и опознавание воспринятых знаков получателем с помощью имеющегося у него набора. Передача идей возможна только при условии, что названные два набора имеют общую часть, что передано на схеме соответствующей площадью пересекающихся кругов. По мере повторного осуществления этого процесса в системах, обладающих памятью и «статистическим» восприятием, и в частности в человеческом мозгу, восприятие одних и тех же знаков постепенно обеспечивает все большую площадь пересечения перечня получателя с перечнем отправителя. Этот процесс обучения получателя показан на схеме пунктирной стрелкой справа. Множество отдельных актов коммуникации в силу их прогрессирующего влияния на состав набора приобретают кумулятивный характер. Таков, в частности, процесс освоения культуры, в особенности мозаичной культуры нашего времени. Семантемы, наиболее часто встречающиеся в сообщениях, постепенно проникают в перечень получателя и меняют его состав; в этом ключ к циклическому развитию социальной культуры.

11 стр., 5284 слов

Вопрос 29 Аудитория как адресат коммуникации

... горячий телефон”, интерактивный опрос по телефону или компьютерной сети), проводится анкетирование аудитории, ведутся рейтинговые исследования и ... “неканализированную”, циркулирующую в слабоструктурированных сетях межличностной коммуникации (слухи, разговоры и т.п.). Убеждение и ... учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации, точнее, при анализе взаимодействия СМК ...