Школа предприятий Контенауза
Здесь ученики принимаются в возрасте от 13-15 лет из начальной школы и несколько недель считаются «предучениками», пока не будут, по наблюдениям руководителя за это время, признаны годными к принятию в «ученики».
Став учениками, они проходят теорию параллельно работе в мастерской под наблюдением опытного инструктора, который ведет их к все более и более сложным слесарным работам, а затем и к работам на станках. При усложнении рабочих операций вводится ознакомление с калькуляцией в машиностроении и расчетам работы по наиболее экономному плану. Все работы учеников учитываются точно по карточкам, итоги которых сообщаются их родителям. По этим же итогам классифицируется успешность работы, увеличивается плата и назначаются премии в виде включения ученика в годичную экскурсию во время каникул.
Школа в Турню
Также является школой-мастерской. Основана в июле 1922 г.
Характерной чертой является то, что она обучает всем металлообрабатывающим операциям путем организации различных производств сериями. Начинают с массового производства ходких на рынке самых простых металлических частей — и все ученики работают их сериями. Затем повышают сложность, меняя сырье, орудие и т.д. При производстве фабрикатов ученик проходит постепенно по всем операциям.
Школа возникла на субсидию муниципалитета, но затем смогла покрывать свой бюджет собственными силами.
Руководителя школы Готье упрекают в том, что школа все равно должна будет пожертвовать полнотой и разносторонностью обучения в угоду увеличения выхода фабрикатов. Но он возражает, что они держатся в должных рамках и выпустят мастеров, пригодных не только к работе «сериями», но и ко всякой ответственной работе по металлу.Во французской школьно-заводской практике обращает на себя внимание создание особого термина и соответствующего ему ученического состояния: «предученичество». Далее, обращает на себя внимание начавшаяся разработка постепенности обучения трудовым приемам.
Правда, здесь больше обращает на себя внимание сама картина чисто внешних переходов от одних приемов к другим, но отнюдь не методически разработанные схемы обучения. Ученики упражняются в организационно-оперативной тренировке. Это особенно выявляется в школе в Турню. Бросается в глаза известное стремление соединить методику, выработавшуюся в школах ручного труда, с методикой заводского ученичества. Существуют робкие стремления ловко отделывать трудовые движения учеников. Эта тенденция зафиксирована в приемах, которые французы называют маневренными ( чернорабочий- ХХХХХХ).
Реализация принципов русской орфографии в процессе обучения младших ...
... уроках русского языка в начальной школе Проблема исследования: каковы наиболее эффективные формы и приемы в процессе обучения младших школьников работе над ошибками? Объектом исследования ... трудных правил и понятий. Формирование орфографической зоркости – важная и неотъемлемая часть работы по обучению учащихся орфографии. Цельисследования– достигнута, задачи - реализованы. Спасибо ...
Также как и у немцев, во французских школах заметно стремление к организационной отделке обстановки школы.
Уже во Франции заметно внедрение в заводское ученичество школьно-трудовых тенденций.
Наиболее сильная тенденция в этом отношении обозначилась в Америке, правда в форме особых моральных наставлений.
В Америке, видимо, формируется синтез трудовой школы ручного труда и новейшего завода.
Школы ручного труда в Америке
Современная средняя школа Америки уже в полном смысле слова — школа политехническая. Там уже 10 с лишним лет проводится в жизнь принцип, провозглашенный знаменитым американским педагогом Уорринером: « Одним из результатов нового настроения умов можно считать требование общественного мнения, чтобы средняя школа давала не просто развитие вообще, а ряд знаний специального характера, таких знаний, которые могут приносить очевидную, ясно усматриваемую пользу непосредственно после окончания среднего образования». Этот принцип претворяется в жизнь определенно и настойчиво.
Но такой взгляд в американской практике подготовлялся постепенно. Первым опытом в этом направлении была Сент-Луисская школа ручного труда. Эта школа была общеобразовательной и ввела в программу обучения ручной труд как один из главных предметов преподавания.
В официальном учебном плане школы наряду с положениями об общем развитии памяти, способности к наблюдению, изобретательности, способности к логическому мышлению и т.д., стоят слова: «Ручной труд в школе не только благотворно влияет на умственное и нравственное развитие учащихся, но и сам по себе имеет большую ценность, т.к. благодаря занятию ручным трудом человек делается более ловким».
Теперь дадим характеристику знаменитой фордовской заводской школы.
Помимо постоянного наблюдения у врача, «мальчики делятся на 3 группы, одна из которых занимается в классах, а две других — в мастерских»;эти группы перемещаются из классов в мастерские. «Всякая выполняемая учениками работа проделывается как обычная заводская. Каждая операция последовательно проходится учеником до тех пор, пока он не овладеет процессом. Опытные механики руководят учениками. Те из учеников, которые обнаруживают способности по руководству работой, соответственно повышаются в классах и мастерских.
Объем приобретенных знаний равняется объему знаний, даваемых 8-ми классной общественной школой, с той разницей, что преподавание это базируется на проблемах производства и ремесла.
Ученики за все время обучения получают ежедневное вознаграждение.В американской практике поражает ясно выраженная, больше, чем где бы то ни было, связь заводского и общетехнического ученичества с выработкой общекультурных качеств.Это особенно заметно в фордовской школе, где общекультурные качества требуются от всего состава рабочих и прививаются всем ученикам, из которых хотят создать представителей высшего организаторского и цехового состава. В этом случае формируется техническая сметливость, изобретательность и покрывающая все это наблюдательность.
В Америке усиленное внимание обращается на создание организаторско-цехового состава, а не только на воспитание рядового состава.
Способы реализации личностно-ориентированного обучения в начальной школе
... предположение о том, что личностно – ориентированный подход в обучении в начальной школе способствует развитию личности младших школьников при следующих педагогических условиях: ... - организация опытно-экспериментальной работы. реализация ориентир личность обучение школа Глава I . Теоретические основы личностно – ориентированного обучения младших школьников 1.1 Сущность и структура личностно – ...
Общее образование в Америке с серьезным уклоном в сторону ручного труда. Америка начала практиковать в заметном масштабе организованное нарочное повышение квалификации рабочего состава. В Америке школы построены на принципе практической тренировки.
Англия в настоящее время выделяется своими работами по утомлению при работе. Поднимаемые в связи с этим вопросы вызовут и проблему обучения и тренировки. Тренировка ведется путем воспитания определенного темпа работ, при котором автоматически получается отбор наиболее ловких жестов и наиболее удобных биологических установок. Из всех стран, которые занимаются вопросами рационализации труда, Англия наиболее готова к восприятию методики тренировки.
Очень интересный подход к обучению трудовым приемам обозначился в Англии по отношению к углекопам. « Сотрудники английского национального института промышленной психологии Фармер, Эдема и Стивенсон проводят в настоящее время обследование труда горнорабочих с целью отыскания рационального способа обучения углекопов. Первой задачей было определение «непроизводительного» утомления при различных операциях в подземных работах.
На основе исследования лучших и худших рабочих выяснилось, что лучшие рабочие могут точнее изменять силу удара в зависимости от того, по чему рубят — углю или породе, у худших рабочих эти изменения менее отчетливы. Лучшие рабочие изменяют темп удара в зависимости от изменения разрабатываемого пласта. И наконец, лучшие работники могут утилизировать упругую отдачу при ударе, не давая инструменту увязнуть в породе.
На основе этих исследований были сделаны первые опыты тренировки зарубщиков с помощью метронома. Эксперимент длился 10 недель, по истечение которых тренированные рабочие дали 20% увеличения выхода угля. Работа протекала уже не так судорожно, более спокойно и с меньшими затратами энергии.
Университет труда в Шарлеруа
Это интереснейшее учреждение сумело соединить в себе 2 линии работников: подобран великолепный технический штат с серьезной заводской практикой и сгруппировались биологи, получившие свое воспитание в значительной степени под влиянием Амара. Хотя этот университет характеризуется очень хорошей общей организационной чеканкой, необыкновенно свежим стремлением разработать проблемы обучения — все же проблемы обучения он еще не разрешил. В университете поставлена очень недурная приемная амбулатория, где тщательно записываются антропометрические и морфологические данные об учениках, что послужит материалом для постановки проблемы. Сама программа ничем не отличается от разного рода заводских и ремесленных школ. Школа имеет особый разработанный альбом «пробных» ученических работ.
Слабое место университета заключается в том, что он собрал огромное количество профессий и весь ушел в разработку чисто технической стороны обучения. Сама проблема обучения с биологической стороны сильно волнуеторганизаторов. Об этом говорит и книга Омера Бюнза 1914 г. «Университет труда».
«Можно сказать, что обучение, которое вообще говоря стремится осуществить экономическую работу, является регулятором нервного напряжения по напряжению мышечному».
Проблема обучения в трудах В.А. Сухомлинского
... знаниями. Испокон веков педагоги решают две пары взаимосвязанных проблем: «обучение - воспитание» и «обучение – развитие». Одни утверждали, что главное – ... обделенным, а духовно богатым». Современность, как считал Сухомлинский, наиболее обеспечивает развитие гармоничной личности. Поэтому тезис: «вход ... трудиться, пробудить в ребенке любовь к умственному труду, к труду мысли. И вот мы вновь стоим перед ...
В дальнейшем автор намечает те биологические проблемы, которые выявились в американской психотехнической школе, но особенно во французской физиологической литературе. Затем автор пришел к тому, что главный вопрос -это законы практической тренировки, степень утомления и величина времени, потребного для определенной тренировки.
«Программа должна включать в себя:
1.Опыты, которые должны с точностью определить физиологические и психологические качества, требующиеся в ремеслах-типах:
а) по дереву;
б) по железу;
в) по камню.
2.Для управления машинами автоматическими. Знание этих качеств позволило бы с отчетливостью установить образовательную программу, подлежащую проведению в технических школах и в обучении: «Опыты Эмбера и Амара, систематически пополняемые, могли бы прежде всего послужить к открытию методов профессионального преподавания, которые заметно сократили бы длительность обучения; они установили бы также приемы работы, которые в известных пределах предупредили бы падение кривой производительности труда при каждой перемене работы».
Организация Университета Труда показывает, что необходимо создание специального завода-лаборатории, которая решала бы организационные и педагогические вопросы.
Университет в Шарлеруа показывает, что западноевропейская мысль решилась создать специальный завод для разрешения всех этих вопросов. К сожалению, пока каких бы то ни было определенных выводов методического или практического характера еще нет.
Проблема обучения у Тейлора.
Он признает единственную методику — равнение на наиболее сильное, рекордное достижение «сверхнормы» и равнение на эту сверхнорму всех остальных. Кто не достигнет этой сверхнормы, тот или должен уходить, или получить соответствующее наказание — меньшую плату. Тейлор в конце своей жизни начал задумываться над вопросом, как же именно достигать этих сверхнорм. Как сделать, чтобы не только системой премий рабочий мог достигать этой сверхнормы, а путем известных организационных и технических упражнений. И все же, Тейлор создал систему организационного переучивания. Он имел дело с большим рабочим составом, выделял из этого состава наиболее талантливых, способных мастеров и на них-то он возлагал обязанности по руководству работой. Эти мастера должны были показывать рабочим наиболее рациональные трудовые приемы на станках и ручных работах.
«Самой важной и трудной задачей для организатора является подбор и обучение специальных мастеров, которые будут руководить и давать указания рабочим. Его успех будет главным образом зависеть от умения переделать и обучить этих людей. Найти их нельзя — их нужно создать. Сам организатор должен обучать их новым обязанностям. Также обучение должно производиться главным образом путем личного исполнения работы».
Сопротивление его намерениям шло не только широких масс, но и от мастеров, которые протестовали против его стремления выжать побольше сока из рабочих Наиболее сильный отпор Тейлору оказал тот самый компетентный руководитель, который и являлся хранителем различных технических секретов, в том числесекретов работ на станках. И он решил лично посвятить несколько лет работе на станках.
Для фармацевтического факультета (заочная форма обучения). Варианты ...
... литературы 5. Приложения Объём контрольной работы от 8 до 15 листов формата А4, шрифт ... проверку. Зачёт контрольной работы является допуском к сессии. Варианты контрольных работ КОНТОРОЛЬНАЯ РАБОТА№ 2. тема«Маркетинговые исследования». ... необходимости предъявить в деканат). Преподаватель оценивает контрольную работу по двухбалльной шкале: «зачтено», «не зачтено». В ...
Его личная работа дала колоссальнейшие результаты: он разрешил вопросы о рациональной машинной работе и о функциональном обслуживании каждого станка и функциональном управлении всем заводом в целом. Однако при жизни он не смог своим примером создать значительное количество рабочих и мастеров, умеющих рационально работать. Тейлор не был даже общественным человеком, он был предпринимателем и хотел получать прибыль.
Например, точка зрения Гувера или государственных деятелей Германии конца 19 века, для него вообще была недосягаема. Он говорит: «Было бы громадной ошибкой смотреть на предприятие как на школу и пользоваться им главным образом для обучения многих своих служащих. Никто не должен забывать , что каждый завод существует в конце концов и прежде всего в целях извлечения прибыли для его владельцев»( Ф.Тейлор. Административно-техническая организация предприятий.1919 г.).
Тейлор остановился лишь на проблеме переучивания — как в данной операции разлагать приемы и на основании этого выработать инструкционную карточку. Она является не только производственным, но и педагогическим , и чисто деловым конкретным документом, применяемым к данной операции. Инструкционной карточки обучения трудовым приемам вообще, а главное, начальным трудовым приемам Тейлор не дал и такой проблемы не ставил.
Нелишне здесь привести мнение Гилбрета о значении обучения. Если у Тейлора очень выпукло выступает необходимость работы по плану, то у Гилбрета выступает на видное место уже сама конструкция движений.
«Первым требованием при новых методах обучения является усвоение рабочим целесообразных движений. Качество его выработки в первое время отступает на задний план. Рабочий приучается в точности придерживаться инструкционной карточки. Ученик упражняется до тех пор, пока войдет в привычку определенная последовательность движений. Тогда только он переходит к исполнению самой работы».
Однако здесь больше желания, чем какого бы то ни было указания на факты.
Психотехника в деле обучения
Психотехника стала модной наукой в Западной Европе, породила в России большой интерес и создала вокруг себя нездоровый шум.
Психотехника сложилась в заметную дисциплину и общественное явление во время войны. Она была создана в спешке, в обстановке рекламы и задора, а главное — слишком быстро была коммерчески патентована. В современной психотехнике не только слабо разработан эксперимент тестов, но совершенно не разрешена задача строго научного экспериментального определения психологических качеств, необходимых для данной профессии. Психолог запрашивает инженера, какие качества нужны для данной профессии, и в результате — психограмма.
Наиболее талантливый психотехник-практик д-р Меде связывает свои психотехнические выводы с проблемой фабрично-заводского ученичества. Свои наиболее интересные испытания он провел совместно с д-ром Хейландом. «…Школа дает характеристику об ученике, что он не углубляется в работу и ко всему относится шутя. В лаборатории же подбодренный товарищами он дал хорошие результаты и проявил большую энергию и напряжение в работе…
И ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
... для овладения сложным двигательным действием; - умение сочетать разнообразные движения. Проявление координационных способностей зависит от следующих факторов: · Деятельности ... выносливость в избранной специализации. Локальная (местная) – выносливость в отдельном движении. Проявление выносливости зависит от факторов: · Личностно-психических (мотив, ... Обучение двигательным действиям Литература: ...
Некоторые ученики работают лучше в школе, чем в мастерской, а в лаборатории они дают лучшие результаты при исследовании интеллектуальных способностей , чем при исследовании чувств и ловкости движений».
Аргументация д-ра Липмана, фиксирующая внимание на тренировке. «Сравнивая кривые упражнений разных индивидов, мы замечаем, что они, правда, не скрещиваются, но часто идут параллельно и не расходясь, а сходясь асимптотически. Следовательно, разница в работе двух индивидов становится постепенно все меньше и меньше, и по крайней мере на практике их работа может рассматриваться как равная. Эксперименты испытания при консультации по выбору профессии должны установить «центр тяжести» способностей испытуемого, ограничиваясь общими исследованиями памяти, внимания, интеллигентности, моторной стороны и т.д. Такие общие исследования придется применять в случаях, когда нет других данных о «центре тяжести» способностей испытуемого».
В настоящее время целый ряд крупнейших фирм сделали отводы психотехникам как потому, что психотехники не оправдали возложенных промышленностью задач и надежд, так и потому, что неумелым подходом вызвали возбуждение и даже открытую вражду рабочих масс. Наиболее компетентный «испытатель пригодности» в России -И.Н.Шпильрейн. Вот как он говорит о своих работах с металлистами. «Испытания металлистов по методу Липмана и Штольценберга дали минимальное совпадение нашей расценке испытуемых с расценкой их преподавательским персоналом школы фабрично-заводского ученичества при Центральном доме коммунистического воспитания рабочей молодежи, для которого мы производили испытания учащихся. Опрошенные нами опытные инженеры находят расценку сравнительной важности качеств для квалифицированных рабочих- металлистов, данную Штольценбергом, неправильной. Может быть, несовпадение наших результатов объясняется этим, а может быть, как предполагает товарищ Никитин, заведующий означенной школой, неудача обусловлена и тем, что испытания Липмана и Штольценберга главным образом имеют в виду рабочих-станочников, а наши испытуемые получили расценку инструкторов в отношении своей пригодности к работе слесарной. Однако и в этом случае полученные результаты поучительны, они показывают, что нельзя огульно давать методы испытания для целой профессии, но необходимо уточнить их применительно к отдельным специальностям».
Психотехника, к сожалению, не разрешила удовлетворительно свою основную проблему. Она не разработала методики составления психограмм, того отправного аналитического момента, на котором строится как профессиональный подбор, так и обучение.
Обучение дефективных
До сего времени не привлекало внимания не только заводских организаторов, но и общей педагогии. Известный толчок интересу к дефективным создала война, когда огромные массы калек пополнили ряды безработных и государственных пенсионеров.
Как в Германии, так и во Франции в области физиологии обозначилось течение, которое стало заниматься вопросами так называемого неполного труда.
Французский физиолог Амар и целый ряд американских физиологов стали работать над созданием искусственных конечностей и приноравливанием дефектных движений к определенным видам труда. В качестве примера можно привести завод Форда, где работает значительное количество дефективных и даже больных людей.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...
Наиболее интересные опыты были проведены с глухонемыми, со слепыми и идиотами. Воспитатели специальных заведений стремились или переносить те или другие функции на новый участок двигательной сферы, или же путем составления точно разработанной методики вызывать начальные движения и потом строго методически доводить их до совершенных.
А.Крогиус написал книгу о душевном мире слепых, наполненную огромным количеством экспериментального материала по нервно-мышечному чувству, которое он называет шестым чувством.
«На основании произведенных им исследований Кунц высказывает положение, что шестое чувство почти без исключения пропорционально чувству давления. Он утверждает поэтому, что шестое чувство основано на изощрении осязательной чувствительности. Из опытов его видно, что давление в 0,001 грамма волоском, поперечник которого равен был 0,01 кв.мм , уже воспринимается испытуемыми».
Воспитание дефективных как бы упрощает всю проблему обучения. Ученик нам представляется как бы с нарочно включенными реакциями. Его физическая и духовная сфера выступает упрощенной, и можно фиксировать свое внимание на той дефективной стороне, которая резко отличает испытуемого от нормального. И те качества и те реакции, которые обычно соединяют, например, со зрением, у дефективных соединены с осязанием.
Наиболее интересные опыты провела с дефективными людьми Монтессори.
«Заинтересовавшись слабоумными детьми, я познакомилась со специальным методом воспитания, изобретенным для этих несчастных Эдуардом Сеченом, и прониклась идеей, получившей тогда широкое распространение в медицинской среде, — идеей применения «педагогического лечения» к различным формам болезней, как глухота, паралич, идиотизм, рахит и т.п.
В самом начале моей работы над недоразвитыми детьми, с 1898 по 1900 год, я почувствовала, что методы, которые я к ним применяла, не заключают в себе ничего специфического…
После того, как я оставила школу для дефективных детей, мало-помалу я пришла к убеждению, что эти методы, будь они применены к нормальным детям, дали бы изумительные результаты при развитии их индивидуальности».
«Мне удалось выучить нескольких слабоумных из приютов умалишенных читать и каллиграфически правильно писать настолько хорошо, что их можно было потом послать на экзамен в народную школу вместе с нормальными детьми, причем они вполне успешно выдержали его.
Эти необычайные успехи слабоумных показались всем присутствовавшим настоящим чудом. На мой же взгляд, дефективные дети выдержали состязание на экзамене с нормальными детьми только потому, что их обучали иначе. Их психическое развитие всячески облегчали, а у нормальных детей его заглушали и задерживали. Мне пришло на мысль, что если специальный педагогический метод, так чудесно развивший слабоумных детей, когда-нибудь будет применен к детям нормальным, то это чудо, всех поразившее, исчезнет , может быть совсем. Пропасть между низшим интеллектом идиота и умом нормального человека нельзя было бы никогда заполнить, если бы нормальный ребенок достигал своего естественного развития. И в то же время, когда все восхищались успехами моих слабоумных, я доискивалась причин, задержавших здоровых и счастливых детей школы на таком низком уровне, что на испытании с ними могли тягаться мои несчастные питомцы». (Д-р Монтессори. Дом ребенка. Москва,1920 г.).
Развитие сенсорных эталонов предметов окружающей действительности ...
... ходе проведения дидактических игр и упражнений для развития сенсорных эталонов с детьми 7-го года жизни с нарушением зрения. Глава 1. Теоретические основы обучения зрительному восприятию ... коррекционировать обнаруженные недостатки развития. §2. Развитие сенсорных эталонов у детей 7-го года жизни нормально видящих Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о ...
Мир дефективных позволил внимательно отнестись к так называемым низшим качествам как, например, нервно-мышечному чувству, которое является столь же богатым источником для формирования внутреннего мира человека, как и такие высшие чувства, как, например, зрение и слух.
Условные рефлексы
Теория условных рефлексов была основана профессором Сеченовым и гениально развита Павловым, породила в России целую биологическую школу и нашла свой отклик за границей, а в Америке аналогичная работа идет и самостоятельно, и в контексте с работами академика Павлова.
Основная мысль профессора Павлова гениально проста.
«Вновь происходящие рефлексы я назвал «условными» в отличие от обыкновенных, которым придал прилагательное «безусловных». Этим прилагательным я желал выдвинуть характерную объективную черту этих рефлексов, именно чрезвычайную зависимость от массы условий, начиная с условности их происхождения».
В дальнейшем следует отметить некоторые места его концепции, которые имеют особое значение. «Вся жизнь есть осуществление одной цели, именно охранения самой жизни, неустанная работа того, что называется общим инстинктом жизни. Этот обширный инстинкт или рефлекс жизни состоит из массы отдельных рефлексов. Большую часть этих рефлексов представляют собою положительно-двигательные рефлексы, т.е. в направлении к условиям, благоприятным для жизни, рефлексы, имеющие целью захватить, усвоить эти условия для данного организма, захватывающие хватательные рефлексы».
Для нас интересна самая элементарная форма этого рефлекса -схватывание рабочего инструмента, особая любовь к нему; высшая форма этого рефлекса — особая высокая психологическая напряженность работника.