Юридическая психология
Юридическая психология в системе научного знания.
- Предмет, объект, задачи и принципы юридической психологии.
- Методология юридической психологии.
- Структура юридической психологии и её связь с другими науками.
1 вопрос.
Психология – наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей (учение о душе с греч.).
Юридическая психология – прикладная отрасль общей психологии.
Значение ЮП – она вносит значительный вклад в решение сложных многопрофильных задач укрепления правовой основы российского государства и усиления борьбы с правонарушениями и преступлениями.
Сам термин ЮП был введён в начале 20-го века Клапаредом, швейцарским психологом, он характеризовал ЮП, как активно развивающуюся прикладную отрасль психологии, исследующую проявления и использование общих психологических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом.
Особенность ЮП, является её междисциплинарный характер, т. е. относится как к юриспруденции, так и к психологии.
Предмет ЮП – исследования и систематизация психологических основ правотворческой, право-воспитательной, правоприменительной, правоохранительной, пенитенциарной деятельности.
Цели ЮП, как науки – общая с юриспруденцией – построение правового государства и общества, но есть специфика – способствование достижению цели, на основе раскрытия взаимосвязей и влиянии юридико-психологической реальности, а также разработки пути их оптимизации.
Объект изучения ЮП – конкретные типы людей их общность, как субъекты правовой активности, в рамках процессов правового регулирования.
Задачи – основные и дополнительные. Основные:
1) методолого-теоретическая – разработка в соответствии с требованием общей научной методологии и гносеологии проблем объекта, предмета, методологических принципов, исторического развития и создания социально-психологической методики исследования проблем борьбы с преступностью,
2) аналитическая – исследование психологических закономерностей и механизмов развития правосознания, преступных деяний индивидуального и группового характера, психологической стороны процесса исправления осуждённых и личности субъектов юридической деятельности,
3) прогностическая – выработка научно-обоснованных предположений о возможной динамике детерминации (совокупности причин), психологических закономерностях изменения правосознания и преступности, как социальных явлений,
Психологический анализ профессиональной юридической деятельности
... умение проникнуть во внутренний мир человека и т.д. Психологический анализ профессиональной юридической деятельности позволяет выделить ряд этапов, через которые происходило движение ... профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий. Основная задача психологии юридического труда - выявление рациональных соотношений между требованиями, которые ей предъявляются ...
4) практическая – разработка и внедрение рекомендаций, направленных на повышение эффективности юридической деятельности.
Цель ЮП
Задачи
Функции
Принципы ЮП:
1) обусловленность правозначимого поведения личности с условиями её жизнедеятельности,
2) факторы, детерминирующие правозначимое поведение, системны и комплексны,
3) психические факторы поведения личности не должны абсолютизироваться,
4) исследования в области ЮП синтетичны,
5) принцип научности.
Предмет ЮП делится на изучение индивидуально-психологических и социально-психологических явлений.
Индивидуально-психологические явления классифицируются по различным основаниям:
1) явления, по своей сущности и представленности нашему восприятию, по этому основанию, психологические явления делятся на 3 группы:
· психологические факты – относительно поверхностно-наблюдаемые (в том числе фиксируемые с помощью психологических методик) психологические феномены,
· психологические закономерности – объективно существующие причинно-следственные связи психологических явлений и их обусловливаний (в психологии носят вероятностный характер),
· психологические механизмы – психологические превращения, посредством которых совершаются действия закономерностей и происходят переходы от причины к следствию,
2) классификация по форме существования явлений, делятся на:
· психические процессы – изменения на уровне психики, это всё угасающие, появляющиеся (свидетельские показания),
· психические состояния – целостные особенности совокупности психических процессов, протекающих у личности в данный момент или за определённый отрезок времени (состояния возбуждения, тревоги, страха, эйфория, беспечность…),
· психические образования (свойства, стереотипы) – закрепившиеся в психике человека, т. е. имеющие тенденцию к повторению, облегчённому протеканию психические явления.
2 вопрос.
В широком смысле, метод – способы изучения реальности и построения системы научного знания; а в узком – совокупность техник, приёмов и процедур, которые направлены на освоение действительности в конкретной дисциплинарной области и служит эффективному решению профессиональных задач.
Всё многообразия методов ЮП можно разделить на следующие группы методов ЮП:
1) методы научного исследования,
2) методы психотехнического воздействия,
3) методы судебно-психологической экспертизы,
4) методы психологической экспертизы правовых законов и нормативных актов.
По психологии Психологические факторы отчуждения в подростковом возрасте
... эмоционально-оценочный (эмоциональная оценка своего состояния, отношения сверстников); - социально-психологический (интерпретация психосоциальных связей, отсутствие эмоциональной связи со сверстниками, отвержение ... коррекции отчуждения подростков рассматривалась в контексте изучения школьного курса психологии (А.Е.Горбушин), через изменение Я – концепции (В.В.Абраменкова). Цель: Выявление ...
Среди методов научного исследования обычно выделяют 2 класса средств теоретического и эмпирического познания.
К средствам теоретического познания относят – логические процедуры обобщения, абстрагирования, формализации, аксиоматически и историко-сравнительный методы, моделирования и системный анализ,
Средства эмпирического познания включают в себя традиционные для психологической науки методы:
- наблюдения,
- опрос,
- эксперимент,
- тестирование,
- биографический.
Методы психотехнического воздействия представляют собой совокупность психотехнологий, техник и приёмов оказания влияния на отдельных людей и группы.
Методы судебно-психологической экспертизы (СПЭ) предназначены для проведения целевых объективных исследований экспертом-психологом.
В ЮП используются 4 вида наблюдений, разделённых по основаниям:
1) по положению исследователя наблюдателя (косвенное и непосредственное (включённое) наблюдение, самонаблюдение),
2) по степени формализации процедур (неструктуризованное, структуризованное),
3) по регулярности проведения (систематическое, случайное, единичное),
4) по условиям организации и наблюдения (полевое, лабораторное).
Метод опроса реализуется в 3-х формах:
· беседа,
· интервью,
· анкетирование.
Интервью, как метод опроса имеет различную степень формализованности:
1) стандартизованное, при таком интервью реализуется опрос респондента по жёсткой последовательности специально отобранных вопросов,
2) фокусированное интервью, здесь целью вопроса является получение от респондента соответствующих данных по проблеме, уникальной информации,
3) свободное интервью, позволяет обратить внимание на оценку респондентом проблем, о которых вы общаетесь, очень важным является установление психологического контакта с респондентом.
Экспериментальный метод – исследование, при котором преднамеренно и планомерно вызывается изменение в изучаемых процессах, 2 вида:
· естественный,
· ассоциативный.
Естественный метод проводится в живых условиях, а ассоциативный тоже имеет свои особенности (разработан Юнгом).
Метод тестов и контент-анализ изучить самостоятельно.
3 вопрос.
Компоненты системы ЮП:
1) метолого-теоретические и методические основы,
2) правовая психология,
3) криминальная психология,
4) психология следственной и оперативно-розыскной деятельности,
5) судебная психология,
6) пенитенциарная (исправительная) психология,
7) психология гражданского судопроизводства.
Развитие юридической психологии. История и современность.
- Развитие зарубежной юридической психологии.
- Становление юридической психологии в России.
- Юридическая психология на современном этапе.
Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2
... покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из граждан ... е. самостоятельно, могут приобретать не все, а только определенный круг гражданских прав. Другие же права они вправе приобретать только с согласия родителей, усыновителей или попечителей или ...
1 вопрос.
Развитие юридической психологии изначально осуществлялось, как развитие правовой психологии, то есть правового мировоззрения и с возникновением таких понятий, как «право» и «закон» постепенно появляются свои идеи о праве, законе, справедливости и т. д.
Глубоко психологичными были взгляды Демокрита (460-370 г. до н. э.).
Он считал, что закон направлен против тех, кто в силу нравственных и умственных пороков добровольно не побуждается к добродетели внутренних увлечений.
Сократ высказывал рационалистические идеи о природе человеческого поведения. Идеи Сократа о необходимости совпадения справедливого разумного и законного были развиты Платоном и Аристотелем.
Платон распознал 2 психологизированных явления, лежащие в основе развития общества – потребности и способности людей. Государственные формы могут ухудшаться как по экономическим, так и по душевным (психологическим) причинам.
Следующим этапом был средний период средневековья. В этот период сложилось этатическое понимание права. В это время поведение подданных было жёстко регламентировано. Возникла цензура над жизнедеятельностью человека и утвердилась система жёстких ограничений его жизненной активности (психологическое давление).
Средневековая деформация права породила состояние всеобщей запуганности и затравленности, в связи с этим прогрессивные мыслители того времени стали понимать, что оздоровление общества может произойти лишь на основе освобождения жизнедеятельности людей.
В 18 веке прогрессивные мыслители и общественные деятели (Кант, Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье) формируют современную концепцию либерализма и правового государства. В частности Монтескье считал, что соединение доброй в воли отдельных людей образует гражданское состояние общества.
У Монтескье был последователь Чезарро Беккариа. В 1764 году он опубликовал брошюру «о преступлениях и наказаниях». Беккариа подверг убедительной критике запутанные уголовные законы, тайное уголовное судопроизводство и неоправданную жестокость наказания. Идеи Беккариа получили распространение – началась реорганизация судопроизводства и тюремной политики на основе гуманистических позиций, и сложился тезис, что право должно содержать не столько запреты, сколько признание дозволения. Право стало трактоваться, как осознаваемая обществом мера социальной справедливости. Право стало трактоваться, как осознаваемая обществом мера социальной справедливости и социально-допустимой свободой личности. Отношения в обществе могут регулироваться только таким законом, который основан на «природе человека».
Разрабатывая философские аспекты в праве, Гегель провозгласил: «Человек должен найти в праве свой разум». Таким образом к концу 18 века право стало пониматься, как исторически-обусловленное, социальное и социально-психологическое явление. Его содержание и функционирование определялось условием экономической и духовной жизни общества.
Следующий этап: конец 18 – 19 век. На основе новой правовой идеологии в этот период зарождается специализированная отрасль психолого-юридических знаний, криминальная психология, а затем более широко – судебная психология. В рамках криминальной психологии стал осуществляться эмпирический синтез фактов, касающийся психологии преступного поведения и психологии личности преступника. На этом же этапе начинает осознаваться необходимость психологических знаний в судопроизводстве и во всей системе правовой регуляции.
Во второй половине 19-го века зарождается антропологическая школа права и повышается интерес юристов к человеческому фактору. В конце 19-го века, в связи с формированием криминалистики и криминологии, начинает формироваться судебная, а затем и юридическая психология.
Клапарет расширил круг судебно-психологических проблем и в начале 20-го века ввёл понятие «юридическая психология». Основоположник криминалистики Ганц Кросс создал труд «Криминальная психология», он рассматривал судебную психологию, как прикладную науку по отношению к общей психологии.
В начале 20-го века начинает развиваться психология формирования и получения показаний (Морбе, Штерн, Вергеймер).
Альберт Хельвинг разработал психологию допрашивающего (полицейский, судья, эксперт) и допрашиваемого (обвиняемый, потерпевший, свидетель), он же разработал психологическую технику допроса.
Но в первой половине 20-го века судебная психология оставалась эмпирической (описательной) наукой. Преступная личность, её мотивационная сфера описывалась такими аморфными понятиями, как жестокость, агрессивность, месть, корысть, бессовестность, склонность к садизму. Многие социально-психологические закономерности долгое время оставались в забвении. При массовых обследованиях причин преступлений полагались на мнения самих преступников. Появилась проблема психодиагностики личности преступника, психологического анализа лиц, совершивших однородное преступление. Поэтому появился ряд специальных исследований и некоторые учёные, как Бьерре, он на большом эмпирическом материале провёл исследование психологию убийства.
Под влиянием психоаналитической теории Фрейда судебные психологи стали предпринимать попытки проникновения в подсознательную сферу преступника, раскрытия глубинных личностных образований (Франц Александер, Гуго Штауб, Альфред Адлер, Вальтер Бром).
Заключённые обследовались психодиагностическими тестами и другими психоаналитическими методами (этим занимался учёный Хаблин-Смит).
Психологи приходят к выводу, что у большинства преступников не развита психическая сфера личности, именуемая Фрейдом как супер эго (сверх-Я).
У преступников разорвана внутренняя структура социального самоконтроля. Наличествует дисбаланс во взаимодействии тормозных и возбудительных процессов. По мнению авторов, преступная наклонность формируется в результате неудач в стабилизации своего эго, вследствие ранней психической травматизации.
В первой половине 20-го века судебная (уголовная) психология особенно интенсивно развивалась в Германии. Изучалась личность преступник и среда его обитания (Франц Фон Лист, Моритц Либман).
В немецкой судебной психологии утвердились 2 направления: психопатологическое и биологическое. Основные причины преступления стали усматриваться в психологических и психопатических факторах: аномалии воли, мышления, неустойчивость настроения. Эрнцт Зееринг и Кайл Ваймдлер сделали одну из первых попыток классификации типов преступников, полагая, что только так можно выявить подлинные причины преступников. Их нашли 8:
1) профессиональные,
2) имущественные,
3) сексуальные,
4) случайные,
5) примитивно-реагирующие,
6) злостные (убеждённые),
7) хулиганствующие,
8) нежелающие работать,
их должны изучать биология, психология и психиатрия.
На современном этапе.
В США юридическая психология тесно связана с криминалистикой. В Италии судебная психология традиционно ориентирована на клиническое направление. Во Франции судебная психология ориентирована на социально-психиологическое и социологическое направление. В Бельгии и во Франции функционирует центр изучения подростковой преступности. В Японии исследовании преступности ориентировано, в основном, на психиатрию.
Среди социально-психологических факторов преступности в современных исследований выделяются:
- дефекты социального контроля,
- разрушение социальных связей,
- условия, содействующие криминальному научению,
- дефекты социализации.
Смотреть: теория стигматизации (клеймение)
Общим недостатком современных теорий является их фрагментарность, отсутствие необходимой системности, комплексного подхода к анализу человеческого поведения.
2 вопрос.
Впервые в России о необходимости учитывать психологию преступников впервые в 18 веке высказался Посошков, предлагавший в книге «О скудности и богатстве» различные способы допроса обвиняемых и свидетелей. Он объяснял, как детализировать показания лжесвидетелей, чтобы получить материал для их изобличения. Рекомендовал классифицировать преступников во избежание влияния более худших на менее испорченных.
Князь Щербаков историк и философ указывал на необходимость знания законодателем человеческого сердца и создания законов с учётом психологии народа. Он одним из первых поднял вопрос о возможностях досрочного освобождения и необходимости привлекать заключённых к работам.
Ушаков в книге «О праве и цели наказания» раскрывал психологические условия воздействия на преступника наказания. Главной целью наказания было приведение преступника к раскаянию. Вначале 19-го века проблемами обращения права к психологии занимались учёные: Лодий, Елпатьевский, Гордиенко, Штейцлер и другие.
В связи с правовой реформой последней трети 19-го века появилось значительное количество работ по юридической психологии (Баршев — «Взгляд на науку уголовного законаведения», Яневич-Яновский – «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», Фрезем – «Очерк судебной психологии»).
С 1806 по 1812 годы в московском университете читался курс уголовной психологии. В 1877 году юрист Владимиров выступил со статьёй «психологические особенности преступников по новейшим исследованиям.
Дриль указывал, что психология права имеет дело с одними и теми же явлениями – законами сознательной жизни человека.
Конец 19 – начало 20 веков характеризуются интенсивным развитием психологии и психиатрии, что привело к необходимости в оформлении юридической психологии, как самостоятельной учебной дисциплины. Ковалевский в 1889 году поставил вопрос о разделении психопатологии и юридической психологии и введении этих наук в курс юридического образования.
Психологи и юристы, внёсшие вклад в развитие юридической психологии в России: Сеченов, Спасовий, Владимиров, Фоницкий, Сербский, Кони и другие.
Вопросами криминальной психологии занимались учёные, как Грот, Зовацский и Лузурский.
В 1930-1960 годы исследования по юридической психологии не проводились. А в 1966 году в юридических ВУЗах началось преподавание общей и судебной психологии.
Тест Санька Толочкова на темперамент
Тест состоит из 4 частей, в каждой части по 20 вопросов, надо отвечать либо «да», либо «нет».
1 часть. 2 часть. 3 часть. 4 часть
1) да | 1) да | 1) да | 1) нет |
2) нет | 2) да | 2) да | 2) да |
3) нет | 3) нет | 3) да | 3) нет |
4) да | 4) нет | 4) да | 4) нет |
5) да | 5) да | 5) да | 5) нет |
6) нет | 6) нет | 6) нет | 6) да |
7) да | 7) нет | 7) да | 7) нет |
8) нет | 8) да | 8) да | 8) нет |
9) да | 9) нет | 9) да | 9) нет |
10) да | 10) нет | 10) да | 10) да |
11) да | 11) да | 11) да | 11) нет |
12) нет | 12) да | 12) нет | 12) нет |
13) нет | 13) да | 13) да | 13) да |
14) да | 14) да | 14) да | 14) да |
15) да | 15) да | 15) нет | 15) да |
16) да | 16) да | 16) да | 16) нет |
17) да | 17) да | 17) да | 17) нет |
18) нет | 18) нет | 18) нет | 18) нет |
19) да | 19) нет | 19) да | 19) нет |
20) да | 20) нет | 20) да | 20) нет |
13+11+16+6=46
1) 28.2 — холерик
2) 23.9 — сангвиник
3) 34.7 — флегматик
4) 13 – меланхолик
Я холерик-флегматик.
Основы психологии личности. Психические процессы и состояния.
1. Понятие личности в психологии. Индивидуальные психологические особенности личности.
2. Познавательные психические процессы.
3. Эмоциональные психические процессы.
4. Конфликтные эмоциональные состояния.
1 вопрос.
Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – это её потребностно-мотивационная сфера. Всё это – направленность личности.
Проблема взаимодействия биологического и социального породила в истории психологии различные теории психического развития:
1) теория биологического созревания – психические функции человека наследственно определены и не зависят от внешней среды, развиваются по мере биологического развития человека,
2) теория ведущей роли среды – среда – решающий фактор развития человека.
Социализация личности – формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально-положительного поведения. Различаются личности:
1) социализированные – адаптированные к условиям своего социального бытия,
2) десоцализированные – девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований, крайней формой этого отклонения является маргинальность,
3) психически-аномальные (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями (слабыми местами в психической саморегуляции)).
Поведение личности – реализация её психических регуляционных качеств в социально-значимой сфере жизнедеятельности (то есть в правоотношениях).
Все регуляционные компоненты человеческой деятельности (познавательные, волевые и эмоциональные процессы) функционируют в неразрывном единстве и составляют психическую деятельность человека, особенности которой выступают как психические свойства личности.
4 группы качества личности:
1) темперамент,
2) направленность,
3) способности,
4) характер,
всё это – структура личности.
Темперамент.
Темперамент – комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющихся в особенностях его психической активности (интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности).
В основе различных видов темперамента Павлов выделил силу, уравновешенность и подвижность. Названия темпераментов ввёл Гиппократ, в основу темпераментов было заложено количество в организме человека различных жидкостей. Выделяют 4 вида темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик.
Характер.
Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности. Существенный вклад внесли Фрейд и Фромм. Характер – это социально-обусловленная сфера поведения.
2 вопрос.
Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. 3 вида психических процессов, один из них – познавательный, который включает в себя:
1) ощущения,
2) восприятия,
3) мышления,
4) воображения,
5) память.
Ощущения.
Ощущения – психический процесс непосредственного чувственного отражения элементарных физических и химических свойств действительности.
Найти классификацию и определение всего, что тут написано.
В зависимости от разновидности анализатора различают следующие виды ощущений:
1) зрительные,
2) слуховые,
3) кожные,
4) обонятельные,
5) вкусовые,
6) кинестетические
7) статические,
8) вибрационные,
9) органические,
10) болевые.
Также ощущения подразделяются на:
1) дистантные,
2) контактные.
Восприятие.
Восприятие (перцепция) – непосредственное чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесение данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти.
Классификация восприятия:
в зависимости от целенаправленности различают:
1) непроизвольное восприятие (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением),
2) произвольное восприятие (преднамеренное, целенаправленное),
по модальности рецепторов различают:
1) зрительное,
2) слуховое,
3) осязательное,
также выделяют восприятие пространства и времени.
Существует 4 уровня восприятия:
1) сенсорный – чувственный охват объекта,
2) перцептивный – осмысление объекта,
3) оперативный – охват какой-либо функции, стороны объекта,
4) деятельностный – взаимодействие с объектом.
Планомерное восприятие специально организованное для разрешения какого-либо вопроса называется наблюдением.
Мышление.
Мышление – психический процесс, обобщённого и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем. Как психическая деятельность, мышления является процессом решения задач.
Мыслительная деятельность – система мыслительных действий и операций, направленных на решение определённых задач.
Мыслительные операции:
1) сравнение,
2) обобщение,
3) абстракция,
4) классификация,
5) систематизация,
6) конкретизация.
Форма мышления:
1) суждение,
2) умозаключение,
3) понятие.
По содержанию виды мышления делятся на:
1) практически-действенное,
2) наглядно-образное,
3) теоретически-абстрактное.
Воображение
Воображение – образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов в памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует своё поведение и также творчески преобразует действительность.
Воображение делится на:
1) произвольное,
2) непроизвольное,
а также на:
1) реконструктивное,
2) творческое.
Память.
Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фон его жизнедеятельности. Существуют процессы, формы и виды памяти.
Процессы памяти:
1) запоминания,
2) сохранения,
3) воспроизведение,
4) забывание.
Формы памяти:
1) произвольная,
2) непроизвольная.
Виды памяти:
1) образная,
2) логическая,
3) эмоциональная.
По способу запоминания память может быть механической и ассоциативной.
3 вопрос.
Эмоции – механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Эмоции двувалентны – положительны либо отрицательны. Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. В общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками.
Нравственные чувства:
- чувства долга,
- совести,
- солидарности,
- сочувствия,
а нарушение этих устоев:
- чувство возмущения,
- негодования,
- ненависти.
Выделяются 4 исходные эмоции:
1) радость (удовольствие),
2) страх,
3) гнев,
4) удивление,
большинство эмоций имеет смешанный характер.
В процессе жизнедеятельности у человека формируются устойчивые эмоциональные качества – эмоциональные особенности и свойства. К эмоциональным особенностям относятся:
1) реактивность,
2) возбудимость,
3) аффектированность,
4) эмоциональная стабильность,
5) общий эмоциональный тонус,
6) экспрессивность (внешняя выработанность реакции).
Эмоциональные типы личности:
1) люди эмоционального типа,
2) люди сентиментального типа,
3) страстные натуры,
4) эмоционально-фригидные типы.
4 вопрос.
Конфликтные эмоциональные состояния:
1) стресс,
2) аффект (физиологический, патологический),
3) фрустрация.