Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе
1.1Психолого-педагогический анализ проблемы творческих способностей
1.2Особенности развития личности младшего школьника, влияющие на процесс развития творческих способностей
Глава 2. Практическая деятельность учителя начальной школы по развитию творческих способностей школьников
2.1Пути и способы развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе
2.2Организация уроков творчества в начальной школе
Заключение
Библиография
Введение
С распространением гуманистической парадигмы в обществе, в том числе и в сфере образования, все большее значение стало придаваться необходимости развития творческих способностей, креативных характеристик личности; созданию условий для формирования основных компонентов творческого мышления[22].
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество — это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам общеэстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого , духовного и художественного является неотъемлимым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
В результате теоретических и экспериментальных исследований проблемы творчества и творческих способностей в психологической науке (Д.Б. Богоявленская, 1981, 1983; А.В. Брушлинский, 1996; Л.С. Выготский, 1967, 1985; В.Н. Дружинин, 1997, 2000; М.А. Холодная, 1997) была доказана значимость развития творческого потенциала учащихся в ходе обучения[22].
Актуальность исследования проблемы творческого развития личности в учебно-воспитательной деятельности обусловлена качественными изменениями потребности общества в подготовке творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Вопрос о путях, возможностях, средствах развития творческих способностей учащихся младших классов до сих пор остается предметом острых дискуссий в психолого-педагогической науке.
Развитие творческих способностей в любительском театральном коллективе ...
... коллектива; Øпроанализировать развитие творческих способностей в подростковом возрасте; Øпровести экспериментальное исследование процесса развития творческих способностей подростков в ... неотделимы от высоких нравственных этических проблем формирования личности. Положения системы воспринимаются во многом ... искусства. Созданная им система актерского творчества принадлежит настоящему и будущему театра. ...
Современное общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. В связи с этим оправдано внимание, которое педагогическая наука уделяет проблеме развития творческого потенциала ребенка.[13]
Цель исследования — выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников.
В связи с поставленной целью, были определены следующие задачи:
1.На основе психолого-педагогического анализа определить сущность, критерии и показатели творческих способностей;
2.Определить благоприятные условия для развития креативных и творческих способностей у младших школьников.
.Определить основные педагогические средства развития творческих способностей.
.Разработать систему фрагментов уроков, иллюстрирующих возможность развития творческих способностей у младших школьников.
Объектом исследования является развитие творческих способностей у младших школьников в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования — педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников в процессе обучения.
Для решения поставленных задач, в работе использовались следующие методы: теоретический, логический, психологический и педагогический анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования; анализ публикаций и материалов в средствах массовой информации;
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается сущность, структура и функции творческих способностей в психолого-педагогическом анализе. Также рассматриваются особенности развития творческих способностей у младших школьников.
Во второй главе рассматриваются пути и способы развития творческих способностей у младших школьников, а также рассказывается, как организовать урок творчество в начальной школе.
творчество креативность школьник
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе
.1 Психолого-педагогический анализ проблемы творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».
Физическое и интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста
... методика физического и интеллектуального развития способностей учащихся. Цель исследования. Повысить уровень воспитательного процесса на основе сопряженного развития физических и интеллектуальных способностей учащихся младшего школьного возраста. Задачи ... 47; 56; 62; 98; 104; 105 и др.], когда у школьников, регулярно занимающихся физической культурой, к концу учебного года успеваемость повышалась ...
Проблема способностей в отечественной психологии изучена достаточно глубоко. В первую очередь мы исходим из соответствующих теоретических концепций, развитых в работах Б.М. Теплова и С.Л. Рубинштейна. Известно, что под способностями Б.М. Теплов понимал определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту их приобретения.
Рассматривая структуру способностей, С.Л. Рубинштейн выделяет два основных компонента:
. «операциональный» — отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность;
. «ядро» — психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза.
Таким образом, рассмотрение способностей как функциональных систем можно рассматривать «ядром», в качестве которого выступают функциональные механизмы, зависящие от задатков, а периферия также представлена отлаженной системой операциональных компонентов, развивающихся в ходе деятельности.
Существуют различные классификации способностей. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.
У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.
Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Культурно-творческая деятельность
... Международный участник § 0,5 ИТОГО по разделу 4 Культурно-творческая деятельность Вид деятельности (с подтверждающими документами) Уровень активности Степень участия Название Баллы НЗ ФЗ 11 ... § 0,4 администрирование страницы в социальных сетях при количестве подписчиков более 500 человек § 0,4 10 в Участие (членство) в общественных организациях в течение года(копии ...
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом-индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.
Творческие способности, наряду с интеллектом, являются важным предметом изучения, так как в наше время все большее значение стало придаваться необходимости развития именно этих способностей.
Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей[9].
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи. Педагогическое определение творческих способностей определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные задания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Богоявленская Д.Б. [2] выделяет следующие показатели для определения творческих способностей:
—беглость мысли (количество идей);
—гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... музыкально-творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов (Б.М.Теплов, А.В.Запорожец), обладает типичными для детства особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному ...
—оригинальность (способность производить идеи);
—любознательность;
—фантастичность.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала остается до сих пор открытым. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Известный американский психолог Дж. Гилфорд [4], занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.
Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1.Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей.
2.Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.
.Оригинальность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук[14], опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
1.Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2.Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
.Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
.Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
.Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
.Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
.Гибкость мышления.
Диагностика музыкальных способностей детей
... «5». Бабушкин Глеб Сергеевич (Родился 10 февраля 1997г. в полной семье) – философский мышление, склонен «докапываться» до сути, неординарен. Постоянно что-то делает руками: рисует, складывает ... Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория ...
.Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
.Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
.Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
.Лёгкость генерирования идей.
.Творческое воображение.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ [7] (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
1.Способность рисковать.
2.Дивергентное мышление.
.Гибкость в мышлении и действиях.
.Скорость мышления.
.Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
.Богатое воображение.
.Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
.Высокие эстетические ценности.
9.Развитая интуиция.
Таким образом, в самом обобщенном виде определение творческих способностей можно представить следующим образом. Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
1.2 Особенности развития личности младшего школьника, влияющие на процесс развития творческих способностей
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в младшем школьном возрасте в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей данного возраста, которые влияют на развитие творческих способностей.
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы).
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии [17]. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО -ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ...
... им творческой деятельности различного рода. А художественно-творческие способности можно определить так: художественно - творческие способности - это специальные определенные успехи человека в художественно-творческой деятельности, где необходимы особого вида задатки и их развитие, обуславливающие ...
Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных» (по Л.С. Выготскому) эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные. [3]
В начальный период учебной работы с детьми следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них наиболее развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных.
Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению. Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание у детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к третьему классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий.
У ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический.
Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Память у детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей. Память постепенно становится произвольной, осваивается мнемотехника. С 6 до14 лет у них активно развивается механическая память на несвязанные логические единицы информации. Чем старше становится младший школьник, тем больше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.
Еще большее значение, чем память, для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в нагляно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно может вести рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.
ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
... идей, развития творческого и сильного мышления, формирования творческой личности и коллективов, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного ... поведения, когда задача выступает как раздражитель. До тех пор, пока деятельность человека ограничивается набором воспроизводимых действий (например, при формировании КГН, ...
За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образа мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец — с преобладание операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющих судить об их одаренности. [3]
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях:
1.Усвоение и активное использование речи как средства мышления.
2. Соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.
. Выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз:
1)подготовительной фазы (решение задачи: осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план).
2)исполнительной фазы — этим план реализуется практически.
У первоклассников и второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).
Углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания. Многие из детей быстро утомляются, устают. Особую трудность для детей 6-7 летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Им не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой.
До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах им событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей в процессе специальных творческих заданий.
Рабочая программа дисциплины Психология творческих способностей
... развитии творческих способностей. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: методологические и историко – психологические основы психологии творчества, личностные потенциалы творческого развития ... рамках психологии творчества Владеть: самодиагностикой творческих потенциалов, культурой творческого мышления 2. Структура и содержание дисциплины психология творческих способностей Общая ...
Основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. Каждый из четырех видов деятельности, характерных для ребенка младшего школьного возраста: учение, общение, игра и труд — выполняет специфические функции в его развитии.
Глава 2. Практическая деятельность учителя начальной школы по развитию творческих способностей школьников
2.1 Пути и способы развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом. Развитие творческих способностей — важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Исследую я природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью. Креативность, как пишет Хуторской А.В., [23] является основной, но не единственной способностью, обеспечивающей эврестическую образовательную деятельность. Поскольку в результате творчества у ученика непременно происходит процесс познания, то вместе с креативной деятельностью осуществляется и когнитивная(познавательная).
Для того, чтобы креативные и когнитивные процессы имели общую структурную основу и выражались в общеобразовательных результатах ученика, необходима организационная деятельность, осуществляемая на базе таких способностей, как целеполагание, целеустремленность, планируемость, нормозаданность, самоопределение, рефлексия и др.
Таким образом, ученик взаимодействует с внешними образовательными областями с помощью трех основных видов деятельности: 1) познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нём; 2) создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения; 3) самоорганизация предыдущих видов деятельности — познания и созидания.
При осуществлении этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие им качества личности: 1) Когнитивные качества, необходимые в процессе познания учеником внешнего мира; 2) Креативные качества, обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельности; 3) методологические качества. Каждой группе личностных качеств соответствуют определенные способности, с помощью которых происходит самореализация ученика. Четкое определение минимального набора эврестических качеств ученика позволит целенаправленно конструировать учебные программы, выбирать оптимальные педагогические технологии, отбирать тот учебный материал, который поможет организовать создание детьми творческой образовательной продукции.
Как говорят И.В. Левицкая и С.К. Турчак[13] обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, обуславливает необходимость педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого ребенка. Особое значение в связи с этим приобретает организация педагогического сопровождения, направленного на создание креативной среды образовательного процесса учреждения. Она выстраивается вокруг интересов ребенка и выполняет функцию адаптации школы к индивидуальным особенностям и субъективным потребностям учеников.
Педагогическое сопровождение учащихся может осуществляться в двух вариантах:
—общегрупповое;
—индивидуально-личностное.
В первом случае создание креативной среды обеспечивается сотрудничеством педагога и учащихся, диалогическими формами работы, использованием заданий, предполагающих творческую активность учеников. Второй подход предполагает создание условий для индивидуального развития ребенка за счет предоставления ему свободы в принятии самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Предлагаемая ими модель развития креативности личности, включает в себя следующие составляющие.
10.Креативная среда, предполагающая наличие таких условий, как:
а) обучение с опорой на развитие дивергентности мышления;
б) педагогическое сопровождение;
в) педагогическая поддержка.
4.Креативная личность, базовыми критериями которой являются:
а) мотивационный компонент;
б) интеллектуальный компонент;
в) эмоциональный компонент;
г) коммуникативный компонент.[13]
Исследования, проведённые Большаковой Л.А. зам.директора по научно-методической работе гимназии №7 г. Свободного Амурской области, и описанные в журнале Завуч начальной школы за2002г., показывают, что развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте, протекает наиболее результативно при определённых условиях:[3]
. Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;
. Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;
. Используются технологии развития творческого мышления;
. Производится систематическое отслеживание результатов диагностики.
У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.
В связи с этим, выделяют следующие способы стимулирования творческих способностей:
1.обеспечение благоприятной атмосферы;
2.доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
.обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
.поощрение высказывания оригинальных идей;
.обеспечение возможностей для практики;
.использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
.предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
По статье И.В. Левицкой и С.К. Турчака [13] педагогическую деятельность, направленную на создание креативной среды, отличает ряд признаков:
. внимательное отношение к необычным вопросам;
2.уважительное отношение к необычным идеям;
.предоставление детям большей самостоятельности
.создание свободной, непринужденной учебной обстановки.
Так как, данные авторы считают, что главной составляющей учебно-воспитательного процесса для успешного развития креативности школьника является педагогическое сопровождение, то можно сказать о том, что в процессе педагогического сопровождения учитель помогает ребенку почувствовать собственную самостоятельность, поддерживает в каждом школьнике уверенность в себе и ощущение личностной значимости. Для этого педагогу необходимо понимать и признавать необходимость и уникальность ребенка, представлять его индивидуальный психологический портрет, знать возрастные особенности , доминирующие мотивы, определяющие поведение ученика, его отношение к обучению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками, устанавливать соответствие между образовательной программой и задачами социально-личностного развития на данном этапе жизни ребенка.
Важность развития творчества младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты творческой личности. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе.
.2 Организация уроков творчества в начальной школе
Творческий урок, как пишет Хуторской А.В. — это многогранный кристалл, в котором отражается вся система обучения учителя. В план урока входят структурные элементы учебной программы: смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов.
Рассмотрим этапы и особенности составления плана урока, ориентированного на творческую деятельность учеников:
1.Планирование серии занятий по одной теме или по типу задач. Учитель продумывает сразу несколько уроков, осуществляет их примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. Формулируются главные образовательные результаты учеников, которые выделены в общей программе занятий по предмету и реальны для достижения.
2.Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя. Припоминание особенностей учеников того класса, в котором будет проводиться урок.
.Знакомство с учебниками, пособиями, книгами и иными материалами по теме урока. Выработка собственного отношения к проблематике темы.
.Разработка одного или нескольких вариантов структуры урока.
.Определение главного смысла урока, соотнесение его с главными целями по предмету. Смысл творческого урока в создании учениками индивидуальных образовательных продуктов в изучаемой области.
.Соотнесение творческих образовательных результатов учеников со стандартными. Отбор такого предлагаемого детям материала, которое обеспечит «рождение» ими своего содержания. К возможным творческим продуктам учеников заранее подбираются культурно-исторические аналоги.
.Написание конспекта урока.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов учителю необходимо предлагать следующие задания[25]:
1.классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
2.устанавливать причинно-следственные связи;
.видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
.рассматривать систему в развитии;
.делать предположения прогнозного характера;
.выделять противоположные признаки объекта;
.выявлять и формировать противоречия;
.разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
.представлять пространственные объекты.
Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как
—сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
—сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
—формы представления противоречий (явные, скрытые ).
В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.
Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся
первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.
Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.
Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются биосистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.
Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности. уровень — предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества:
—метод фокальных объектов,
—морфологический анализ,
—метод контрольных вопросов,
—отдельные типовые приемы фантазирования.уровень — предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов и элементов ТРИЗ, таких как:
—метод маленьких человечков,
—методы преодоления психологической инерции,
—системный оператор,
—ресурсный подход,
—законы развития систем.уровень — предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ:
) адаптированный алгоритм решения изобретательских задач,
) приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени,
) типовые приемы разрешения противоречия.
Заключение
Важность творческого развития младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты креативной и творческой личности. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе.
В связи с первой, поставленной нами задачей, были выявлены такие результаты: Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В их основе лежат психологические процессы мышления и воображения, следовательно основными направлениями развития творческих способностей ребенка являются развитие продуктивного творческого воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Необходимо использовать все возможности для развития креативных и творческих способностей ребенка, потому, что с течением времени эти возможности необратимо утрачиваются. Также были выявлены следующие показатели творческих способностей показатели для определения творческих способностей:
—беглость мысли (количество идей);
—гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);
—оригинальность (способность производить идеи);
—любознательность;
—фантастичность.
В связи со второй, поставленной нами задачей было выявлено, что существуют различные способы развития творческих способностей у детей, но успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных, благоприятных для этого, условий:
1.обеспечение благоприятной атмосферы;
2.доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
.обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
.поощрение высказывания оригинальных идей;
.обеспечение возможностей для практики;
.использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
.предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Но, следует отметить, что создание благоприятных условий недостаточно для воспитания и обучения ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.
В связи с третьей, поставленной нами задачей, мы определили важнейшие педагогические средства развития творческих способностей. Одним из важных средств развития творческих способностей учащихся следует считать совершенствование деятельности педагогов: нормативно-правовое регулирование практической деятельности педагогов; совершенствование методики развития творческих способностей; психолого-педагогическая подготовка педагогов; взаимодействие и координация педагогического коллектива с психологической службой школы. Проведение подобных мероприятий способствует повышению уровня профессионализма и квалификации педагогов, обобщению и распространению опыта учителей школы по развитию творческих способностей, созданию условий успешного применения современных педагогических технологий.
В связи с четвертой, поставленной нами задачей, мы разработали систему фрагментов уроков, иллюстрирующих возможность развития творческих способностей у младших школьников.
«Творчество… настолько важно, и не потому что оно приводит к созданию нового, но потому, что это — космологический процесс, духовный, центрирующий и насыщающий. В нем радость и наслаждение рождения нового». [21]
Библиография
1.Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М.: Роспедагенство, 1994.
2.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. Пособие. — М.: Академия, 2002. -320с.
.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. — М.: Эксмо-Пресс, 2000. -С.807-819.
.Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии. 1999. № 2.
.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. -М.: Знание, 1994. 157стр.
.Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ.- Пенза: Уникон-ТРИЗ.
.Искусство и школа. Книга для учителя / сост. Василевский А.К. — М.: Просвещение, 1981. — 288с.
.Краткий психологический словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999.-с 173, 380.
.Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека. // Вопросы психологии. 1990. № 3.-С 113.
.Курбатова, Л.М. Развитие креативности дошкольника и младших школьников, используя активные методы обучения: автореф. Дис. На соиск. Учен. Степ. канд. Психол. Наук (19.00.07) — пед.психология /Курбатова Людмила Михайловна ; Моск. Гос. Обл. Ун-т; науч. Рук. В.Г.Степанов. -М.,2004. — 22с
.Лакоценина, Т.П. Необычные уроки в начальной школе. Часть3: Практич. Пособие для учителей нач. классов, студентов пед. Учеб. Заведений, слушателей ИПК. — Ростов н/Д: ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель», 2008. — 208с.
.Левин, В.А. Воспитание творчества. — Томск: Пеленг, 1992.
.Левицкая, И.Б. Развитие креативности школьников/ И.Б. Левицкая, С.К. Турчак // Педагогика. — 2007. -N 4. — С. 58-61.- Библиогр.: с.61.
.Лук А.Н. Психология творчества. -Наука, 1978.,125 стр.
.Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. — М.: Мир, 1970. -300с.
.Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. — М.: «Треугольник», 1993.
.Немов Р.С. Психология. Книга II. М.: Просвещение, 1994. — 496с.
.Никитин Б. Развивающие игры.-М.: Знание, 1994.
.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976. -280 с.
.Резерв успеха — творчество: Перевод с нем. / Под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, Х. Клейна. — М.: Педагогика, 1989. — 120 с.
.Роджерс К. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. 1990. № 1.
.Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. Изд.центр
ВЛАДОС, 2000. — 320 с. — (Педагогическая мастерская).
24.Юрченко, И.В. Психологические условия использования метафоры как средства развития творческих способностей младших школьников: автореф. Дис. На соиск. Учен. Степ. канд. Психол. Наук (19.00.07) — пед.психология /Юрченко Ирина Викторовна; Кур.гос.ун-т; науч. Рук. Л.С. Подымова. — Курск, 2004. — 21,[1]с.