Развитие советской психотехники

Психология в России в 20-30-е гг

1. Революция и психология.

2. Развитие советской психотехники.

3. Развитие советской педологии.

4. Развитие психоанализа в России.

5. Итоги развития советской психологии в предвоенный период.

Революция и психология

Коренные изменения основ общественного устройства, ставшие следствием победы Октябрьской революции 1917 г., не могли не отразиться и на содержании научного мировоззрения. Изменения коснулись всех сторон социальной жизни, в том числе науки.

Немногие представители интеллигенции, в т.ч. и учёные-психологи, безоговорочно приняли революционные изменения, часть – нейтрально, а также некоторые ушли в оппозицию.

31 августа 1922 г. в печати появляется сообщение о высылке из страны наиболее активных «контрреволюционных элементов» из среды профессоров, врачей, агрономов, литераторов. В их числе были и учёные идеалистического направления, религиозные философы: С.Л.Франк, Л.П.Карсавин, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев, Л.М.Лопатин и др. Выдворение из страны известных учёных, составлявших цвет русской интеллигенции, нанесло мощный удар по науке, приведя к разрыву преемственности в развитии культурных процессов.

Ряд учёных с энтузиазмом восприняли соц.преобразования. Они искренне верили в ценности, провозглашённые революцией, и очевидцы событий послереволюционных лет отмечают всплеск научной активности, проявившийся в психологии.

Необходимо отметить, что наука находила поддержку со стороны государства:

1918 г. – создание в Петрограде Института по изучению мозга и психической деятельности; в Тбилисском университете открывается кафедра психологии и лаборатория экспериментальной психологии;

1920 г. – начинается обучение на Московских высших научно-педагогических курсах, готовящих специалистов в области педагогики и психологии;

1921 г. – организован Московский научно-педагогический институт детской дефективности, имевший факультет психической дефективности; открыт педагогический факультет во втором Московском государственном университете с отделением педологии; открыта психолого-педагогическая лаборатория при Академии социального воспитания; специальное постановление Совнаркома о помощи лаборатории, возглавляемой И.П.Павловым.

Развитие советской психотехники.

Большое влияние на становление российского психотехнического движения оказал опыт зарубежной психотехники, которая бурно развивается в Европе и Америке, работы Г.Мюнстерберга, В.Штерна и др. С достижениями зарубежной психотехники знакомится И.Н.Шпильрейн в период своего обучения за рубежом.

5 стр., 2459 слов

Развитие советской психиатрии

... же только синдромологические особенности, же и динамику заболевания, стадийность ж развитии "стереотипа болезни". За годы советской власти заново разработана клиника схизофрении у детей и подростков (Т.П. ... Рапопорт, И.И. Лукомский, И.Ф. Случевский, В.Е. Рожнов, Н.В. Канторович, И.К. Янушевский. Психическим изменениям при травме черепа, раневым психозам, психозам при воздушной контузии в годы войны ...

В 1023 г. Шпильрейн организует психотехническую лабораторию при Народном комиссариате труда СССР. Объектами психотехники выступают производство, транспорт, школа, биржа труда, воинские подразделения и т.д. основные направления психотехнических разработок:

— изучение профессий;

— профотбор и профконсультация;

— рационализация подготовки к профессиональному труду и условий труда;

— психологические и психотерапевтические воздействия;

— повышение эффективности пропагандистской работы.

С 1928 по 1934 г. выходил журнал «Советская психотехника» (под ред. И.Н.Шпильрейна).

Психотехническое движение собрало вокруг себя многих талантливых исследователей: С.Г.Геллерштейн, Н.Д.Левитов, К.К.Платонов и др.

1931 г. – в СССР проведена очередная Международная научная конференция по проблемам психотехники, что свидетельствует о росте авторитета советской психотехники в стране и за рубежом.

Оценивая вклад психотехники в развитие психологической науки, необходимо отметить следующее:

1) серьёзное внимание к проблемам дифференциальной психологии;

2) изучение сложных интегральных характеристик человека: профессиональное мастерство, профессиональные способности;

3) Применение новых методов исследования: метод «искусственной деавтоматизации» сложившихся у человека автоматизированных структур регуляции действий, метод психологического анализа профессий;

Нападки на психотехнику начались в конце 20-х гг. В 1935 г.был арестован, а в последствии расстрелян по приговору суда И.Н.Шпильрейн, которому было предъявлено обвинение в «контрреволюционной пропаганде» и «троцкизме». После ареста Шпильрейна психотехническое движение в России сворачивается.