Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.

ВВЕДЕНИЕ

 

Семинарское занятие (семинар) – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя. Семинарское занятие органично связано со всеми другими формами организации учебного процесса, включая, прежде всего, лекции и самостоятельную работу студентов. На семинарские занятия выносятся узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки студентов.

Семинарское занятие по психологии является диалогической формой учебного занятия, где студенты имеют возможность усвоения знаний в процессе их активного обсуждения.

Цель семинарского занятия – развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов в области психологической проблематики.

Задачи семинарского занятия:

— закрепление, углубление и расширение знаний студентов по дисциплине «Психология и педагогика (Часть I. Психология)»;

— формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем, касающихся закономерностей психической деятельности и развития личности;

— совершенствование способностей по аргументации студентами точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений;

— демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подготовки в области психологической проблематики;

— формирование навыков самостоятельной работы с психологической литературой.

Эффективность семинарских занятий во многом определяется уже достигнутым уровнем знаний и умений студентов не только в области психологии как учебной дисциплины цикла ГСЭ, но и в области специальных дисциплин, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов. Для более глубокого понимания тематического материала семинарских занятий студенту необходимо иметь более или менее широкое представление о целостном контексте психологической проблематики, особенностях ее исторического развития, включая представление о предмете психологии, основных феноменах, изучаемых современной психологией и т. д. Речь должна также идти об определенном уровне владения студентом понятийным аппаратом психологии. Профессиональные же знания студента в этом отношении обеспечивают определенную направленность приложения психологических знаний.

На семинарском занятии по психологии, как и на занятиях по другим гуманитарным дисциплинам, могут активизироваться в большей степени мнемическая или мыслительная деятельность студентов. Это зависит от формы организации занятий, от типа постановки заданий и вопросов. В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной деятельности в целом формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа: репродуктивный и продуктивный. Что касается конкретных форм проведения семинарских занятий для студентов, получающих квалификации «Художественный руководитель вокально-хорового коллектива, преподаватель», «Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель» это может быть развернутая беседа на основании плана; устный опрос по вопросам плана семинара; прослушивание и обсуждение докладов студентов. При этом наиболее целесообразным представляется использование словесных и наглядных методов, таких как рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, включая дилогический метод, а также предметной, словесной, символической, текстовой наглядности. Перечисленные методы прежде всего отвечают специфике дисциплины «Психология и педагогика (Часть I. Психология)», а также способствуют обеспечению наиболее полного раскрытия содержания обсуждаемых на семинарах тем.

10 стр., 4934 слов

Семинарское занятие № 16 Психологические особенности развития ...

... конспект). 12. Петровский В.А. Психология воспитания. М., 1995. 13. Сенько Т.В. Психология воспитания. Минск, 1996. Семинарское занятие № 21 «Психологическая характеристика учебной деятельности» Общая ... Заполните таблицу «Психологические основы воспитания» Ребенок до поступления в школу Младший школьник Подросток Старшеклассник Студент Литература Педагогическая психология: учеб. для студ. ...

Взаимосвязь семинарских занятий с лекционными и практическими занятиями осуществляется за счет обращения к уже освоенному, либо предполагаемому для дальнейшего освоения тематическому материалу лекций и практических занятий в ходе подготовки и проведения семинарских занятий. Основная трудность здесь связана с тем, что ввиду достаточно ограниченного количества часов, отведенному студентам направления «Музыкальное искусство» на ознакомление с содержанием курса «Психология и педагогика (Часть I. Психология)» – 36 аудиторных часов, семинарские занятия тематически разнятся с лекционными занятиями и направлены на самостоятельное овладение студентами материалом в ходе работы с учебными пособиями и первоисточниками.

В рамках семинарских занятий предполагается проведение текущего контроля успеваемости студентов. При этом в качестве главного вида контроля при обучении психологии предполагается использовать опрос как метод, направленный на воспроизведение содержания вопросов семинарского занятия (эмпирические факты, теоретические положения, классификации, научные закономерности и т. д.).

Так, в начале занятия в течение 5-10 минут может быть проведен письменный фронтальный экспресс-опрос в форме тестирования – стандартизированной формы проверки знаний с использованием разных схем и способов построения вопросов и заданий (задания с пропусками, с выбором альтернативных ответов, с открытым ответом, задания по комбинированию единиц информации и т. п.).

Что касается проведения практических занятий, то из опыта обучения известно, что различные формы практической деятельности студентов существенно повышают прочность усвоения и закрепления изучаемого материала. Поэтому практические занятия составляют важную часть теоретической и практической подготовки студентов. Основными функциями практических занятий в вузе являются: закрепление теоретических знаний на практике; Усвоение умений исследовательской работы; применение теоретических знаний для решения практических задач; самопознание студента; саморазвитие студента.

10 стр., 4709 слов

Организация занятий по психологии для студентов Профессионального лицея №1

... Методология, цели и содержание, творчество; Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии. 2. Конспект семинарского занятия Дата проведения - 24.11.2011 г. 1.Тема «Почему я выбрал эту ... умением грамотно строить профессиональное общение, использовать приобретенные знания в организации и планировании деятельности специалиста. Студент владеет навыками составления и анализа отчетной документации, ...

При этом практические занятия могут быть направлены на решение следующих учебных задач:

— обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам изучаемого курса;

— формирование умений применять полученные знания на практике;

— развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных и др.

— выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Предполагается, что практические занятия по музыкальной психологии будут носить репродуктивный (с изложением подробных инструкций выполнения) и частично-поисковый характер, требующих самостоятельного подбора материала и отчасти способов выполнения работы. Каждое занятие завершается обсуждением итогов работы.

В настоящем сборнике представлены описания семинарских и практических занятий по курсу «Психология и педагогика (Часть I. Психология)». С целью обеспечения более планомерной и систематизированной подготовки студента к семинарскому занятию в сборнике особо выделен раздел «Методические рекомендации по подготовке студентов к семинарскому занятию».

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Изучение студентами любой науки подчинено главной цели – научиться подходить к жизненным явлениям, практическим задачам с научных позиций. Применительно к психологии это означает, что студенту ее нужно изучать с целью формирования умения психологически мыслить, применять психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в целях развития его личности, в частности.

Особую значимость для квалификаций «Бакалавр музыкального искусства», «Дирижер, хормейстер академического хора, преподаватель» приобретает усвоение знаний, касающихся проблемы соотношения средового и генетического факторов в развитии личности, в том числе, в развитии ее творческих способностей, возрастных особенностей психических познавательных, эмоционально-волевых процессов. Это важно прежде всего для формирования у будущего специалиста умения адекватно оценивать задатки, склонности и способности учащихся. Для будущих руководителей музыкальных коллективов, дирижеров, бакалавров, чья будущая профессиональная деятельность связана с работой в профессиональных концертных организациях в качестве солиста, концертмейстера-аккомпаниатора, артиста ансамбля, оркестра, хора, большое значение приобретает познание психологических закономерностей межличностного общения и организации процесса коллективной деятельности. Таким образом, повышается роль семинарских занятий в общей подготовке студента по дисциплине «Психология и педагогика (Часть I. Психология)». В процессе чтения, конспектирования учебной литературы и первоисточников студенты получают больше информации, чем содержится в лекциях. В процессе подготовки к занятиям развиваются умения самостоятельного поиска, отбора и переработки информации.

7 стр., 3437 слов

Подготовка и проведение учебно-воспитательной работы студентов ...

... студентов; - беспричинные пропуски занятий; - отсутствие психологической диагностики и оказания помощи первокурсникам в адаптационный период со стороны психологической службы учебного заведения; - отсутствие в учебном ... психофизиологические особенности обучающихся. Так, доля информации при распределении материала для « ... проблем, овладении обучаемыми методами научного познания, развитие и формировании ...

Подготовка студентов к семинарскому занятию заключается в поиске литературы, ее чтении и конспектировании. Учебник (учебное пособие) является незаменимым источником научных знаний, с которого начинается знакомство с научной психологией. Однако подлинное овладение ею возможно только при глубоком, скрупулезном изучении специальной научной литературы по психологии (монографии, статьи из научных журналов, сборников конференций и т. д.).

Чтение учебных пособий и первоисточников представляет собой важную учебную задачу: эффективное чтение – это всегда поиск ответа на вопросы, отбор необходимой для этого информации.

Студенту бывает не всегда ясна целесообразность конспектирования, когда он без достаточного осмысления переписывает значительные фрагменты первоисточников. Поэтому при чтении литературы следует мысленно соотносить полученную научную информацию с реальным поведением людей, с собственными мыслями, чувствами, переживаниями, критически анализируя и оценивая их с новых, но уже не житейских, а научных позиций. Рекомендуется также записывать выводы, получаемые при психологическом анализе жизненных фактов. Речь идет о записи собственных мыслей, отражающих понимание выписанных положений применительно к жизни. Это служит для студента хорошей школой подготовки в плане использования полученных научных знаний в будущей профессиональной деятельности.

Особую трудность для студентов представляет чтение первоисточников, поскольку они методически не адаптированы для учебных занятий. С этой целью в описании семинарских занятий вопросы конкретизированы, источники информации представлены с указанием страниц, где можно найти соответствующие данные.

В целом, чтобы конспектирование не стало простым переписыванием, но именно интеллектуальной переработкой информации, студенту рекомендуется учитывать следующие основные аспекты:

— отбор существенной информации и отделение ее от второстепенной;

— лексическая и синтаксическая переработка текста;

— схематизация и структурирование прочитанного материала;

— формулирование выводов по прочитанному материалу.

Как полагают компетентные в области методики преподавания психологии специалисты, длительность подготовки студента к семинарскому занятию не должна существенно отличаться от длительности самого занятия. Обосновывается это тем, что при разработке учебных планов аудиторная и самостоятельная работа студентов обычно планируется в соотношении 50 на 50 %. Однако здесь невозможно предложить единые для всех студентов временные рамки, поскольку разные студенты читают и конспектируют в разном темпе и с разной продуктивностью за единицу времени.

Ввиду ограниченного количество часов, отведенного в учебных планах специальностей «Народное художественное творчество», «Дирижирование», направления «Музыкальное искусство» на прохождение курса «Психология и педагогика (Часть I. Психология)» – 36 аудиторных часов, имеется возможность проведения только одного практического занятия. Предполагается, что его целесообразно посвятить ознакомлению с различными методами психологического исследования путем апробирования психодиагностических методик.

9 стр., 4274 слов

Технология визуализации учебной информации

... В этой связи назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации и его научного обоснования с позиций технологического подхода к обучению. Информационная насыщенность ... преподавателем. Это довольно сложная интеллектуальная работа и студента надо последовательно к ней готовить. Наибольший эффект в усвоении информации будет достигнут, если методы ведения записей ...

 

Семинарское занятие № 1

2 часа

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.