Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А.Эллиса

Когнитивная терапия (А.Бек)

Когнитивная психотерапия— одно из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии.Суть направления в том, что все проблемы создаются негативным мышлением.

Бек считает, что симптомы как депрессии, так и тревожности являются результатом представлений клиента о мире. В частности, мышление человека, страдающего депрессией, характеризуется когнитивной триадой:

— негативным взглядом на себя (низкая самооценка);

— на свое личное будущее;

— на свои переживания.

По мнению Бека, склонность к депрессивным состояниям приобретается в раннем детстве.

Когнитивная психотерапия в варианте Бека — это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах, призванные помочь пациенту овладеть следующими операциями:

· Обнаруживать свои негативные автоматические мысли

· Находить связь между знаниями, аффектами и поведением

· Находить факты «за» и «против» этих автоматических мыслей

· Подыскивать более реалистичные интерпретации для них

· Научить выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к искажению навыков и опыта.Конкретные методы выявления автоматических мыслей:

 

 

Поведенческие или контингентные договора

Эти договора включают точную спецификацию целей поведения и договоренности о подкрепляющих стимулах, которые для этого необходимы . В них могут быть оговорены разные принципы подкрепления ,например принцип малых шагов. Лучше ,если они составляются в письменном виде ,легче с ними работать. В них следуют указать последствия прерывания договора и дату, до которой он действителен.

 

 

Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А.Эллиса

В основу практики рационально-эмотивной терапии А.Эллис положил разработанную им ABC-модель, где А — это актуальное событие или ситуация, с которой столкнулся клиент /пациент, что приводит к определенным последствиям (конзеквенциям) С — к эмоциям и поведению, но не напрямую, а в результате восприятия и оценки клиентом данной ситуации, которые Эллисом обозначены как В (убеждения, мысли, когниции).

Отсюда следует, что какие когниции, такие, в конечном итоге, эмоции и поведение: ситуация оценивается позитивно — это ведет к позитивным чувства-м(радости, любви), ситуация оценивается негативно — это ведет к негативным эмоциям и чувствам (печали, страху, злости, депрессии), а если когниции нейтральны, то и чувства, соответственно, носят нейтральный характер (спокойствие, безразличие).

14 стр., 6586 слов

Ситуация повторения негативных поступков, появления негативной черты характера

Данный тип ситуации является гораздо более сложным, так как в течение определённого времени ребёнок проявлял себя негативно и, при этом, получал то, что ему было нужно, то есть данная модель поведения подкреплялась. Если бы это было не так, ребёнок не повторял бы свои действия. Чем сложнее ситуация, тем более сложных действий она требует от нас. При помощи одного приёма мы, скорее всего, не ...

Пример.

Ситуация А: Уже поздний вечер, 23 часа, а мужа все еще нет с работы, может быть воспринята и оценена по-разному. А потому может быть и разная эмоциональная реакция на нее.

Жена Т. разозленная сильно (С).

Она думает (В): «Что он только со мной не делает. Гуляет себе, а я здесь сижу дома. Ах какой негодяй! (негативная оценка).

Жена К. нервничает и испытывает тревогу (С).

Она думает (В): «Где он может быть? Надеюсь, что с ним ничего не случилось» (негативная оценка).

Жена Н. Чувствует себя очень хорошо, даже счастливо (С).

Она думает (В): «Наконец хоть один свободный вечер, когда я могу время посвятить себе» (позитивная оценка).

Жена М. Спокойна (С).

Она думает (В): «Да уже поздно. Посмотрим, как он сегодня провел вечер. Возможно, у него еще какое-то совещание» (нейтральная оценка).

 

Жена В. в депрессии (С).

Она думает (В): «Все остальные для него важнее меня. Никто не хочет быть со мной вместе. Возможно даже, что у него есть подруга», (негативная оценка).

(D.Wolf, 1989, s. 25).

Мысли, которые ведут к негативным эмоциям и поведению, в большинстве случаев, считает А.Эллис (1999, с. 33-44)), являются иррациональными или ненаучными. Надо освоить так называемые правила научно-исследовательского мышления и ими руководствоваться. Упражнения в рамках РЭТ и направлены на тренировку такого научного мышления, формулировку рациональных когниции, которые отвечают действительности и помогают человеку себя чувствовать и вести себя, как бы ему этого хотелось.

Возьмем, например, иррациональную мысль: «Я должен действовать компетентно, потому что мне это нравится» и проведем научный анализ (применим правила научного мышления):

21 стр., 10141 слов

Общие вопросы и клинико-психологические характеристики мышления человека

ТЕКСТ Тема: Актуальные аспекты симптоматологии, синдромологии и диагностики психических заболеваний. Расстройства мышления. В процессе диагностики и дифференциально-диагностического распознавания психических и наркологических заболеваний основную роль имеет способность выявлять и верифицировать имеющийся спектр психопатологических симптомов и синдромов заболевания. Данная методическая разработка ...

1-е правило: ^ Основано ли данное утверждение на реальности и фактах?

заставит тебя вести себя лучше.», «Если я себя осужу за плохой поступок, то в следующий раз я не поступлю плохо.» (А.Эллис, 1999, с.43)