Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А.Эллиса

Когнитивная терапия (А.Бек)

Когнитивная психотерапия— одно из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии.Суть направления в том, что все проблемы создаются негативным мышлением.

Бек считает, что симптомы как депрессии, так и тревожности являются результатом представлений клиента о мире. В частности, мышление человека, страдающего депрессией, характеризуется когнитивной триадой:

— негативным взглядом на себя (низкая самооценка);

— на свое личное будущее;

— на свои переживания.

По мнению Бека, склонность к депрессивным состояниям приобретается в раннем детстве.

Когнитивная психотерапия в варианте Бека — это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах, призванные помочь пациенту овладеть следующими операциями:

· Обнаруживать свои негативные автоматические мысли

· Находить связь между знаниями, аффектами и поведением

· Находить факты «за» и «против» этих автоматических мыслей

· Подыскивать более реалистичные интерпретации для них

· Научить выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к искажению навыков и опыта.Конкретные методы выявления автоматических мыслей:

 

 

Поведенческие или контингентные договора

Эти договора включают точную спецификацию целей поведения и договоренности о подкрепляющих стимулах, которые для этого необходимы . В них могут быть оговорены разные принципы подкрепления ,например принцип малых шагов. Лучше ,если они составляются в письменном виде ,легче с ними работать. В них следуют указать последствия прерывания договора и дату, до которой он действителен.

 

 

Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А.Эллиса

В основу практики рационально-эмотивной терапии А.Эллис положил разработанную им ABC-модель, где А — это актуальное событие или ситуация, с которой столкнулся клиент /пациент, что приводит к определенным последствиям (конзеквенциям) С — к эмоциям и поведению, но не напрямую, а в результате восприятия и оценки клиентом данной ситуации, которые Эллисом обозначены как В (убеждения, мысли, когниции).

Отсюда следует, что какие когниции, такие, в конечном итоге, эмоции и поведение: ситуация оценивается позитивно — это ведет к позитивным чувства-м(радости, любви), ситуация оценивается негативно — это ведет к негативным эмоциям и чувствам (печали, страху, злости, депрессии), а если когниции нейтральны, то и чувства, соответственно, носят нейтральный характер (спокойствие, безразличие).

14 стр., 6586 слов

Ситуация повторения негативных поступков, появления негативной черты характера

... с ситуацией данного типа, представляет собой понимание, что у Вашего ребёнка складывается или уже сформировалась негативная черта ... важно установить, при каких именно условиях наблюдается проявление негативного поведения: в какое время суток, в присутствии кого, ... ребёнком. Принятие ребёнком позитивной задачи Создание ситуации успеха в проявлении качества. Обучение умениям, необходимым для ...

Пример.

Ситуация А: Уже поздний вечер, 23 часа, а мужа все еще нет с работы, может быть воспринята и оценена по-разному. А потому может быть и разная эмоциональная реакция на нее.

Жена Т. разозленная сильно (С).

Она думает (В): «Что он только со мной не делает. Гуляет себе, а я здесь сижу дома. Ах какой негодяй! (негативная оценка).

Жена К. нервничает и испытывает тревогу (С).

Она думает (В): «Где он может быть? Надеюсь, что с ним ничего не случилось» (негативная оценка).

Жена Н. Чувствует себя очень хорошо, даже счастливо (С).

Она думает (В): «Наконец хоть один свободный вечер, когда я могу время посвятить себе» (позитивная оценка).

Жена М. Спокойна (С).

Она думает (В): «Да уже поздно. Посмотрим, как он сегодня провел вечер. Возможно, у него еще какое-то совещание» (нейтральная оценка).

 

Жена В. в депрессии (С).

Она думает (В): «Все остальные для него важнее меня. Никто не хочет быть со мной вместе. Возможно даже, что у него есть подруга», (негативная оценка).

(D.Wolf, 1989, s. 25).

Мысли, которые ведут к негативным эмоциям и поведению, в большинстве случаев, считает А.Эллис (1999, с. 33-44)), являются иррациональными или ненаучными. Надо освоить так называемые правила научно-исследовательского мышления и ими руководствоваться. Упражнения в рамках РЭТ и направлены на тренировку такого научного мышления, формулировку рациональных когниции, которые отвечают действительности и помогают человеку себя чувствовать и вести себя, как бы ему этого хотелось.

Возьмем, например, иррациональную мысль: «Я должен действовать компетентно, потому что мне это нравится» и проведем научный анализ (применим правила научного мышления):

1-е правило: ^ Основано ли данное утверждение на реальности и фактах?

заставит тебя вести себя лучше.», «Если я себя осужу за плохой поступок, то в следующий раз я не поступлю плохо.» (А.Эллис, 1999, с.43)