ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ (КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ
направления Психолого-педагогическое образование.
Профиль: психология образования
г. Волгодонск
2015 г.
Раздел 1. Общие положения
Учебная (комплексная психолого-педагогическая) практика в предусмотрена для студентов 2 курса направления Психолого-педагогическое образование. Профиль: Психология образования
Учебная (комплексная психолого-педагогическая) практика способствует получению и закреплению практических навыков будущей профессиональной учебной деятельности студентов">деятельности студента.
Учебная (комплексная психолого-педагогическая) практика длится 4 недели.
Форма контроля – дифференцированный зачет
Распределение учебного времени.
Курс | Семестр | Неделя | Количество часов |
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 36 часов 36 часов 36 часов 36 часов |
Цель учебной (комплексной психолого-педагогической) практики:
Обеспечить единство теоретической подготовки педагога-психолога с его практической деятельностью в образовательном учреждении
Задачи учебной (комплексной психолого-педагогической) практики в школе:
1. Ознакомление с организацией деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении, основными направлениями его работы: психологическим просвещением и профилактикой, психологической диагностикой, психологической коррекцией, психологическим консультированием.
2. Получение возможности активного освоения профессиональной деятельности, участие в реальной практической деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.
3. Формирование системы профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для работы педагогом-психологом в ОУ.
4. Развитие навыков самоанализа и рефлексии.
Задания для учебной (комплексной психолого-педагогической) практики в школе:
1. Познакомиться с особенностями ведения документации в учреждении, котором проходите практику. Результаты данной работы представить в виде списка документов образовательного учреждения.
2. Провести индивидуальную беседу с родителями с целью сбора анамнестических сведений о ребенке. Результаты представить в виде заполненной формы психологического анамнеза анонимно.
3. Подготовить план и провести минимум одно индивидуальное коррекционного-развивающее занятие с ребенком. Результат представить в виде плана-конспекта занятия.
4. Подготовить план и провести минимум одно групповое коррекционного-развивающее занятие с детьми. Результат представить в виде плана-конспекта занятия.
5. Подготовить план конспект групповой консультации для родителей детей, испытывающих трудности эмоционального или поведенческого характера.
Отчет студента о практике включает:
· Характеристика с места прохождения практики с рекомендуемой оценкой. Подписана руководителем практики от школы с заверением его подписи директором школы (или уполномоченным на это лицом), с печатью школы
· Дневник прохождения практики
· Текст отчета по учебной (комплексной психолого-педагогической) практике
· Психологический анамнез ребенка с эмоциональными или поведенческими трудностями.
· Анализ работы с документацией.
· План-конспект индивидуальное коррекционного-развивающее занятия с ребенком
· План-конспект группового коррекционного-развивающее занятия.
· План конспект групповой консультации для родителей.
· Рекомендуется приложить другие содержательные материалы, в т.ч., итоги диагностики по какой-либо теме; фото-, видеоматериалы, альбомы, о прохождении практики.
· Поощряется проведение психолого-педагогического диагностического исследования (анкета, опрос, тест и др. – на выбор)
Характеристика и дневник должны быть подписаны руководителем практики от ОУ и заверены подписью и печатью.
Отчет должен содержать развернутые ответы на все вопросы, предусмотренные программой прохождения практики. Ответы могут быть проиллюстрированы оригиналами (или ксерокопиями) документов и т.п.(фото, рисунки, заполненные анкеты).
В отчете необходимо описать, как изучался студентом-практикантом данный вопрос, какими литературой, метод. документами, справочниками он пользовался.
Отчет выполняется в печатной форме на стандартных листах (А4) и должен включать в себя: титульный лист; описательную часть. Таблицы, схемы, ксерокопии различных документов могут быть представлены конце отчета (в виде приложений).
Они обязательно должны быть пронумерованы, снабжены единообразными подписями и описаны в отчете (с какой целью прилагаются, как используются на практике).. Все материалы отчета собираются в одну общую папку (портфолио).
Неполные и небрежно оформленные отчеты к защите не допускаются.
(В приложении представлены материала для правильного оформления отчета по практике. В папке все формы отчета должны быть представлены в том порядке, в котором они заявлены в задании)
Отчет с дневником и характеристикой студент предоставляет на кафедру психолого-педагогических дисциплин.
При оценке работы студента во время практики принимается во внимание:
· характеристика руководителем практики от ОУ;
· деятельность студента в период практики (степень полноты выполнения индивидуального плана, овладение профессиональными навыками) и свидетельствующие об этом отчетные материалы;
· содержание и качество оформления отчета, полнота записей в дневнике;
· качество доклада и ответы студента на поставленные вопросы в ходе отчетной конференции.
Основные критерии положительной оценки практики характеристика непосредственного руководителя практики от соответствующего ОУ;
1. аккуратность и правильность оформления все необходимых документов;
2. правильное и исчерпывающее обоснование выдвигаемых тезисов и предложений в отчете по практике, чёткая и ясная логика рассуждений;
3. четкие и грамотные ответы на вопросы, задаваемые членами комиссии на этапе защиты отчета по практике;
4. надлежащее качество оформления и содержание отчета, полнота записей в дневнике.
Неудовлетворительная оценка практики («незачтено» — неудовлетворительно) расценивается как академическая задолженность.
Требования к оформлению :Times New Roman 12 шрифт, одинарный интервал. Каждый новый пункт отчета оформляется в нового листа
Требования к учебно-методической подготовке студентов-практикантов
Студент должен знать:
· методы активного социально-психологического обучения.
Студент должен уметь:
· планировать и осуществлять процесс обучения (отбор содержания соответствующих методов, приемов, средств и форм обучения) с ориентацией на цели обучения, развития и воспитания обучающихся;
· организовывать и проводить диагностические мероприятия;
· организовывать и проводить мероприятия с использованием методов активного социально-психологического обучения.
Руководитель практики от института(преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин):
1) несет ответственность за организацию практики группы студентов в конкретных базовых учреждениях;
2) регулярно посещает базовые учреждения;
3) участвует в проведении всех этапов практики;
4) оказывает методическую помощь студентам и психологам- методистам базовых учреждений;
5) контролирует правильность организации практики базовым учреждением;
6) помогает решать организационные вопросы и установить должные профессиональные отношения с администрацией учреждения;
7) оперативно консультирует студентов в случае возникновения трудностей в проведении практической работы;
8) контролирует правильность оформления отчетного материала студентами;
9) оценивает результаты практики и выставляет оценку в зачетную книжку студента;
Руководитель практики от учреждения(педагог-психолог школы):
1) обеспечивает оптимальные условия для проведения практики;
2) оказывает методическую помощь студентам;
3) систематически контролирует ход работы, правильность использования методического материала, инструкций и взаимодействие студентов-практикантов с обследуемыми;
4) предлагает исследовательскую тему или конкретное практическое задание, необходимое для базового учреждения;
5) пишет отзыв о прохождение практики студентом или группы студентов.
В обязанности студентов входит:
1) выполнение практических заданий, предусмотренных программой педагогической практики и непосредственным руководителем практики;
2) подчинение действующим в базовом учреждении правилам внутреннего распорядка;
3) представление отчета по практике в указанные сроки.
ПРИЛОЖЕНИЕ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Волгодонский институт экономики, управления и права (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОТЧЕТ О УЧЕБНОЙ (КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКЕ проходившей на базе (наименование образовательного учреждения) Сроки практики: Выполнила студентка Сарсенова Г.О. Проверила Доцент, К.психол.наук Старикова Д.В.. Волгодонск 2015г. Общие сведения 1. Студент (Ф.И.О.) 2. Группа, направление подготовки 3. Наименование практики: учебная (комплексная психолого-педагогическая) практика в школе; 4. Сроки прохождения практики: 5. Наименование образовательного учреждения, где проходила практика: Адрес, телефон: ФИО руководителя учреждения: 6. ФИО педагога-психолога: 7. Описание образовательного учреждения (какие образовательные программы реализует, направления дополнительного образования, общее количество детей и классов и т.п.) Далее прилагается характеристика с места прохождения практики ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ (КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ
|
ОТЧЕТ
О работе в ходе учебной (комплексной психолого-педагогической) практики
Студента_________________ группы
________________________________
фамилия, имя, отчество студента-практиканта
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ.
Практику проходил с «___»_____________по «___»______________20_ г.
В должности_______________________________________________________
наименование должности и подразделения,
___________________________________________________________________
а также населенного пункта, в котором расположено данное подразделение
1.2. Руководство практикой осуществляли:
от образовательного учреждения______________________________________
__________________________________________________________________
от института (филиала)______________________________________________
__________________________________________________________________
должность, звание,
фамилия, имя, отчество, образование и стаж работы
2. СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ, ВЫПОЛНЕННОЙ НА ПРАКТИКЕ (основной раздел) (состоит из нескольких листов и систематизируются по видам деятельности,: см. в разделах плана: знакомство с ОУ, индивидуальная работа с учащимися, работа с детским коллективом, психолого-педагогическая диагностика, посещение и анализ занятий и воспитательных мероприятий, проведение психолого-педагогических мероприятий с детьми и родителями и др. Описывается, что было сделано, каковы результаты. Указывать, что нашло отражение в приложении к отчету (характеристика на коллектив детей, на ребенка, сценарий мероприятия, программы психотренингов и т.д.):
______________________________________________________________________
3.РЕФЛЕКСИЯ
1. Трудности и успехи в работе с детьми
2. Наиболее яркие, запомнившиеся моменты в работе
3. Неудачи
4. Знания по каким дисциплинам помогли в работе на практике
5. Какие пробелы обнаружили в знаниях и умениях, какие затруднения возникли, как они преодолевались.
6. Какие методические пособия были использованы при планировании работы на практике
7. Какая помощь была оказана психологом школы, администрацией.
Выводы:
8. Что дала вам практика?
9. Какие пробелы и недостатки выявила, как думаете их устранять?
4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАКТИКИ
4.1. Предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении по месту практики:______________________________________________________________
3.2. Предложения по совершенствованию организации и проведения практики в адрес института (филиала):____________________________________________________________
Студент-практикант ____________________________________________________________________
личная подпись инициалы и фамилия