Р а б о ч а я п р о г р а м м а

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_____________ А.В. Мышлявцев

«____»_________ 200 год

по дисциплине

«Культурология» для всех технических специальностей

Разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования

Программу составили: Н.В. Рыбакова ст. преподаватель кафедры ФиСК

Е.А. Мезенцев, к.ф.н., ст. преподаватель кафедры ФиСК

Обсуждена на заседании кафедры философии и СК ________________

Зав. кафедрой философии и СК В.О. Бернацкий «____»__________2006 г.

Одобрена на заседании секции гуманитарной

и социально-экономической подготовки

«______»_____________ 2006 г.

Председатель секции гуманитарной В.О. Бернацкий

и социально-экономической подготовки __________

Эксперт ЦУКУП Л.Д. Прохорова

«______»_____________2006 г.

9 стр., 4250 слов

Система высшего профессионального образования в сфере физического ...

... курсов повышения квалификации в ВУЗах.  Практически все университеты Финляндии, как и высшие профессиональные школы, предлагают дополнительное обучение на финском или английском (немецком) языке ... право поступать в любое высшее учебное заведение. Выпускники получают в торжественной обстановке белые фуражки и начинают именоваться абитуриентами. Профессиональное образование Альтернативой учебе в ...

Начальник УМУ А.Б. Яковлев

«______»_____________2006 г.

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Культурология» является составляющей социально-гуманитарного цикла в системе подготовки специалистов всех направлений.

Ее основная цель – социально-гуманитарная подготовка студентов, ориентированная на их интеллектуальное и духовное развитие.

Задачи дисциплины выделяются следующие:

  1. познакомить студентов с особенностями фундаментальной и массовой культуры человечества, механизмом функционирования социо-культурного процесса на протяжении длительного пути исторического развития;
  2. способствовать выработке у слушателей навыков самостоятельного анализа и оценки сложных и разнообразных явлений культурной жизни разных эпох;
  3. способствовать воспитанию патриотических чувств и повышению общекультурного уровня будущих специалистов.

2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины

Преподавание курса проводится в виде лекций, семинаров и практических занятий, самостоятельной работы с выполнением домашних заданий и написанием рефератов и их защитой.

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данного курса:

  • понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;
  • иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;
  • знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, развитие культуры в ХХ веке;
  • понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы в часах

Вид занятий

Всего

(час.)

1

с

2

е

3

м

4

е

5

с

6

т

7

р

8

ы

9

10

Всего аудиторных

занятий:

16

16

Лекции

8

8

Практические

занятия (семинары)

8

8

Лабораторные

Работы

Самостоятельная

работа:

110

110

Курсовой проект

(работа)

Расчетно-графические работы

Рефераты

Домашнее занятие

10

10

Самостоятельная проработка лекций

100

100

Всего

126

126

Вид итогового

контроля (зачёт )

зачёт

зачёт

4. Содержание дисциплины по разделам

4.1.Структура и состав современного культурологического знания. Культурология как научная и учебная дисциплина. Предмет культурологии и ее место в системе наук. Культурология и философия культуры, социология культуры, история культуры, психология культуры, экология культуры.

4.2.Основные теоретические проблемы культурологии. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, динамика культуры, язык и символы культуры, социальные институты культуры.

4.3.Типология культур. Взаимодействие культур. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Западные типы культур.

4.4.Культурологические проблемы развития России. Специфика историко-культурного облика России. Место и роль России в мировой культуре.

5. Содержание разделов данной дисциплины по видам учебных занятий:

Номер раздела

Содержание лекционного курса

Часы

1,2

1 лекция: Структура и состав культурологического знания. Культурология как научная и учебная дисциплина: проблемы, трудности и перспективы становления. Цели, задачи курса. Культурология как гуманитарная наука. Предмет культурологии – изучение сущности, основных функций культуры / культурной картины мира и закономерностей её развития. Основные методы культурологии. Основные понятия культурологии. Многозначность понятия культура. Понятие «цивилизации». Формирование антитезы — «культура – цивилизация». Культура как способ деятельности человека. Специфика творческой деятельности. Человек как субъект культуры. Культурная самоидентичность. «Потребности – способности – умения» как реализация творческого потенциала личности. Культура и личность. Инкультурация и социализация личности. Сферы культуры. Наука, искусство, религия как способы освоения мира и человека. Художественная культура как совокупная сфера различных форм искусства. Искусство как специфическая сфера культуры. Наука, техника и культура: проблема их взаимосвязи.

2

2

2 Лекция . Морфология культуры

Культура как система. Функции культуры. Виды культуры. Духовная и материальная культура. Массовая и элитарная культура. Сферы культуры. Наука, искусство, религия как способы освоения мира и человека. Художественная культура как совокупная сфера различных форм искусства. Искусство как специфическая сфера культуры. Наука, техника и культура: проблема их взаимосвязи.

2

3

3 лекция. Типология культур

Проблема целостности культуры. Историческое единство человечества и проблема многообразия культур. Античность как тип культуры. Культура греческой Античности. Полис и его системообразующие сферы. Специфика взаимодействия полиса и культуры а античной Греции. Античный антропоцентризм и его воплощение в греческой лирике. Древнегреческий театр. Культовая основа. Соотношение игры и обряда / ритуала (Й. Хёйзинга «Homo ludens»).

Дионисийское и аполлоническое начала (Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»).

Театр как единство религиозной, этико-эстетической, социально – экономической, политической направленности в Древней Греции. Человек и мифологема судьбы в древнегреческой трагедии.

2

4

4 лекция.

Соборность в русской культуре. (11- 15 вв.)

Тема соборности в философии славянофилов. (И.Ф. Киреевский…), в русской философии 20 века (Лосский, Зеньковский…).

Соборность в русской культуре. Принятие христианства как необходимость славянского «единства» (см. «Повесть временных лет»).

Воплощение идеи «единства» как необходимости политической, родовой, религиозной целостности Руси в древнерусской литературы 11-13 вв, 14-15 вв.. (на примере «Поучения Владимира Мономаха», «Сказания о Борисе Глебе», «Слова о полку Игореве..», «Повести о разорении Рязани Батыем», «Сказания о мамаевом побоище», «Задонщины»).

Город–храм–Слово: соборность и семиотика образов (Святая Русь – Киев – Киевская София и образ Оранты — «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона)

2

Итого

8

5.2. Содержание курса практических занятий.

Номер раздела

Содержание курса практических занятий

Часы

2

Семинарское занятие 1. Феномен культуры

  1. Культурология как научная и учебная дисциплина, ее место в системе наук. Методология и методы изучения культуры.
  1. Понятие и сущность культуры. Виды и функции культуры.
  2. Культура и природа.
  3. Культура и цивилизация: соотношение этих понятий.

2

3

Семинарское занятие 2. Культура эпохи Возрождения как переход от средневековья к Новому времени

  1. Понятие «Ренессанс», его истоки. Хронология и периодизация эпохи.
  2. Образование и наука в эпоху Возрождения.
  3. Гуманизм и универсализм как основные мировоззренческие категории эпохи. Титаны эпохи Возрождения.
  4. Культ красоты. Формирование образа духовно и физически прекрасного человека (на примере работ итальянских мастеров).
  5. Зарождение раннебуржуазной культуры, эпоха Просвещения (рационализм, рост роли науки, секуляризация искусства, основные стилевые направления: барокко и классицизм).

Основные тенденции развития западноевропейской культуры XIX — XX вв.

2

4

Семинарское занятие 3. Соборность в русской культуре. Древняя Русь

Принятие христианства как необходимость славянского «единства». Воплощение идеи «единства» как необходимости политической, родовой, религиозной целостности Руси в древнерусской литературы 11-13 вв, 14-15 вв..

Необходимость «жертвы» как воплощение идеи «единства». Святые Борис и Глеб как фигуры — образы — символы «единства» «всей земли Русской». Тема братоубийства в контексте христианской культуры (мотивы совершения поступков «окаянного» Святополка и «блаженных» / «святых» Бориса и Глеба, «сеча зла» (битва Ярослава и Святополка).

  • «Повесть о разорении Рязани Батыем» как памятник-возмездие: этическое, политическое, личностное начала.
  • «Гибель Рязани» как «единая чаша смерти» («круговая чаша смерти» как следствие («и было всё это за грехи наши») за обособление и междоусобную вражду; образ боя-пира. Символика троекратного повторения «все равно умерли и единую чашу смертную испили».
  • «Задонщина» («Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая») и создание единого Русского государства: историческое и лироэпическое в «Слове» (единство языческого и христианского, стиль «плетение словес» и его художественно-эстетические возможности в «Задонщине»).

Русская иконопись: символы и сюжеты. «Троица» А. Рублёва как отражение идеи Пресвятой Троицы на Руси: единство исторического, библейского и художественного.

  • К какому ветхозаветному сюжету восходит этот изобразительный тип?
  • Композиция: очертания какой геометрической фигуры преобладает в композиции «Троицы» А. Рублёва? (см. семиотическое значение пирамиды, треугольника, ромба, круга в статьях «Геометрические символы», «Квадрат» (том №1 «Мифы народов мира»), «Круг» (том№2 «Мифы народов мира»));
  • Укажите символику трапезы, чаши, дерева, горы, здания, (см. Н. Дёмину);
  • Как выражена идея трёхипостасного единства (см. статью «Числа» — том №2 «Мифы народов мира»);
  • События русской истории и «Троица» А. Рублёва.

3. Архитектура 11-14 вв.: художественные школы, стили. София Киевская: символика росписей (лик Оранты), место храма в контексте культуры Древней Руси.

2

4

Семинарское занятие 4. Культура Нового времени в России

  1. XVIII век. Эпоха Просвещения в России. Характерные черты, стилевое разнообразие, традиции и новаторства в культуре.
  2. Личность в контексте эпохи. Пётр1 и Просвещение. Скульптурное изображение Петра 1.
  • Б.К. Растрелли «Бюст Петра I» (1723 — 1729).

    Укажите взаимодействие индивидуального и эпохального в изображении Петра I.

  • Б.К. Растрелли «Конная статуя Петра I» и Э.М. Фальконе «Памятник Петру I». Укажите, используя работы Растрелли и Фальконе, существенные отличия в отображении личности Петра I в первой трети (Растрелли) и во второй половине (Фальконе) VIII18 века.

Индивидуальная работа:

  1. Используя оды М.В. Ломоносова («Надписи к статуе Петра Великого» и «Пётр Великий») и Г.Р. Державина («Петру Великому»), поясните, совпадает ли скульптурный и поэтический образы Петра I?
  2. Личность Петра I в контексте художественного диалога: А.С. Пушкин «Медный всадник» и Э.М. Фальконе «Памятник Петру I». Насколько черты Петра I, указанные Пушкиным в «Медном

всаднике» соотносятся со скульптурным изображением Петра I, созданным Фальконе? Ответ аргументируйте примерами из текста.

3. Женский мир в портретах эпохи Просвещения. Используя женские портреты Левицкого, Рокотова, Боровиковского, укажите:

  1. Какие черты портретируемых отображаются художниками?
  1. Как позы, движения, расстановка предметов, вещей, общий фон способствуют воплощению индивидуальности образов? Дайте аргументируемый ответ при непосредственном использовании иллюстрированного материала.

  1. Русский романтизм и реализм. Специфика проявления. Трагический диссонанс бытия человека и действительности в живописи реализма. (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.В. Верещагин, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов) (два имени на выбор студента).
  2. 20 век. Тенденции развития культуры.

2

Итого

8

5.3. Самостоятельная работа студентов

5.3.1.Темы курсовых работ учебным планом не предусмотрены

5.3.2. Темы домашних заданий

5.3.2.1. Контрольная работа по теории культуры. Выстроить иерархию ценностей и норм того или иного типа культур (западного или восточного) или периода мировой культуры.

5.3.2.2. Контрольная работа по теории культуры. Указать специфику каждого культурного института (учреждений культуры и досуга, образования, творческих организаций, учреждений охраны наследия и накопления информации, СМИ).

Выстроить систему взаимосвязи культурных институтов современности.

5.3.2.3. Контрольная работа по истории западно-европейской культуры: античность, средние века, Возрождение, Культура Нового и Новейшего времени. По каждому периоду необходимо написать: хронологические рамки, социально-политическая организация, религиозно-мировоззренческие основания, основные художественные достижения эпохи.

5.3.2.4. Контрольная работа по русской культуре: язычество, культура Древней Руси, Культура Нового и Новейшего времени. По каждому периоду необходимо указать: превалирование материальных / духовных ценностей, источники и факторы культурной динамики; вычертить схему прогрессивного и регрессивного развития русской культуры от древности и до наших дней.

5.3.3. Самостоятельная проработка отдельных разделов лекционного курса

5.3.3.1. Понятие «культура» в эпоху Нового времени (17 век) (Ф. Бэкон, Р. Декарт, В. Лейбниц, Дж. Локк)

5.3.3.2.Идея культуры в философии немецкого Просвещения. Сходство и различие позиций. (Гердер, Кант, Лессинг).

5.3.3.3.Идея культуры в философии французского Просвещения. Сходство и различие позиций. (Вольтер, Дидро, Руссо).

5.3.3.4.Культура и воспитание просвещённой личности в мировоззрении Ж.-Ж. Руссо.

5.3.3.5.«Кризис культуры»: причины возникновения и пути решения проблемы (О. Шпенглер, Ф. Ницше, Й. Хёйзинга).

5.3.3.6.Аполлоническая душа античной и фаустовская душа европейской культуры в «Закате Европы» О. Шпенглера.

5.3.3.7.Средневековье и Возрождение как культурные типы в русской культурологической мысли (Бердяев, Вяч. Иванов, П. Флоренский)

5.3.3.8.Игровая концепция культуры Й. Хёйзинга (по книге «Homo ludens»).

5.3.3.9.Язык и культура: сферы взаимодействия.

5.3.3.10.Аполлоническое и дионисийское начала культуры в концепции Ф. Ницше.

5.3.3.11.Культ как исток культуры. (П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев).

5.3.3.12.Теории локальных цивилизаций. Сходства и различия подходов. (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин).

5.3.3.13.Проблема культурного синтеза Запада и Востока в философии Арнольда Тойнби (1889-1975).

5.3.3.14.Проблема культурной самобытности в культурологической концепции Н.Я. Данилевского (1822-1885).

5.3.3.15.Западники и славянофилы — два взгляда на русскую культуру.

5.3.3.16.«Запад, Восток и Россия» в воззрениях Вл. Соловьёва.

5.3.3.17.Д.С. Лихачев о духовной культуре Руси.

5.3.3.18.Судьба России в произведениях Н.А. Бердяева (1874-1948).

5.3.3.19.Н.О. Лосский (1870-1965) о характере русского народа.

5.3.3.20.Теория «пассионарности» Л.Н. Гумилева.

5.3.3.21.Наука в системе культуры. (Античность, Средние века, Новое время).

5.3.3.22.Эволюция ценностей и идеалов античного Рима в архитектуре.

5.3.3.23.Город и храм в средневековой картине мира.

5.3.3.24.Романика и готика – два стиля мышления в искусстве Западной Европы.

5.3.3.25.Рыцарство в социокультурной системе Средневековья.

5.3.3.26.Творчество Ф. Рабле и нравственные ценности Возрождения.

5.3.3.27.Тема Апокалипсиса в живописи Северного Возрождения: образы и символы эпохи (А. Дюрер, Е. Босх, П. Брейгель).

5.3.3.28.Шекспир и проблемы гуманизма.

5.3.3.29.Архитектура и скульптура барокко в Италии (Бернини).

5.3.3.30.Барокко в живописи Фландрии (П. Рубенс).

5.3.3.31.Французский классицизм: семиотика архитектурных ансамблей.

5.3.3.32.Сюжеты античной мифологии в живописи классицизма (Н. Пуссен)

5.3.3.33.Библейские мотивы / образы в живописи Рембрандта.

5.3.3.34.Стиль рококо в живописи Ф. Буше, А. Ватто, Шардена: эпоха и традиции.

5.3.3.35.Римская античность в революционном классицизме Ж.-Л. Давида.

5.3.3.36.Идеи Французской революции в романтизме Э. Делакруа.

5.3.3.37.Реализм Курбье и Домье: герои, темы, образы.

5.3.3.38.Импрессионизм. Художественная манера и стилистическое своеобразие Э. Мане, Ренуара, Писсарро, Дега.

5.3.3.39.Авангардизм 20 века. Эклектика стилей и форм мышления.

5.3.3.40.Особенности китайской цивилизации.

5.3.3.41.Лао-цзы и его учение.

5.3.3.42.Универсальность этико-политической философии Конфуция.

5.3.3.43.Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре.

5.3.3.44.Астрология в системе древневосточных знаний.

5.3.3.45.Основополагающие ценности мусульманской культуры.

5.3.3.46.Античность как тип цивилизации, ее значение для европейской культуры.

5.3.3.47.Место магии и оккультизма в средневековом знании.

5.3.3.48.Католическая церковь: история и современность.

5.3.3.49.Ситуация христианства на исходе XX века.

5.3.3.50.Коран как явление мировой культуры.

5.3.3.51.Судьба православной церкви в России: двадцатый век.

5.3.3.52.Выбор религии Владимиром Святым: за и против. Тенденции возможных путей развития Руси / России.

5.3.3.53.Культурологическое значение татаро-монгольского ига для русской истории.

5.3.3.54. София в архитектуре Древней Руси (София Киевская. Новгородская, Константинопольская): символика и парадигматика смыслов.

5.3.3.55.Архитектура и иконопись Владимиро-Суздальской Руси: художественное своеобразие, тенденции развития.

5.3.3.56.«Господин Великий Новгород»: взаимосвязь общественно-политических и духовных ценностей.

5.3.3.57.«Уличанская» культура Новгорода и Пскова: архитектурные особенности и семиотика названий.

5.3.3.58.Святые в новгородской иконописи: специфика выбора религиозных символов.

5.3.3.59.Сюжеты и символы живописи Феофана Грека: психологизм и драматизм искусства иконописца.

5.3.3.60.А. Рублёв: духовный путь иконописца (города, монастыри, храмы).

5.3.3.61.Символы и сюжеты живописи А. Рублёва и художественное своеобразие русской иконописи.

5.3.3.62.Архитектурный ансамбль Московского кремля: древнерусские черты и итальянское влияние.

5.3.3.64.Живопись Дионисия как финал «золотого века» древнерусского искусства.

5.3.3.65.Религиозный раскол: причины и последствия.

5.3.3. 66.Стратотерпцы Борис и Глеб в иконописи и литературе. Символика образов.

5.3.3.67.Секуляризация культуры в 16-17 вв. и тенденции развития «годуновской» и «строгановской» школ иконописи.

5.3.3.68. Декоративность в архитектуре 17 века. «Нарышкинское» и «голицинское» барокко. Стилевая специфика и тенденции развития.

5.3.3.69.Петербург в контексте русской культуры: трансформация Европы в «теле» России.

5.3.3.70.Москва и Петербург – европейское и патриархальное в сознании русского человека.

5.3.3.71.«Петровское барокко» и Петербург первой трети 18 века. Стилевые черты.

5.3.3.72.Женский мир в портретах Рокотова, Левицкого, Боровиковского.

5.3.3.73. Церковь, государство, культура в эпоху Просвещения. Уровни взаимодействия.

5.3.3.74.«Александрийская эпоха»: власть и культура.

5.3.3.75.События войны 1812 года в художественной культуре 19 века.

5.3.3.76.Черты русского менталитета в пейзажах передвижников.

5.3.3.77.Русское дворянство в культуре 19 века: место, роль, художественные образы.

5.3.3.78.Салоны и кружки в культуре первой трети 19 века. Место, функции, роль.

5.3.3.79.«Мир искусства» в художественной жизни Серебряного века.

5.3.3.80.Художественная культура России 10-х гг.: люди, течения, образы.

5.3.3.81.Символизм как литературно-художественное течение к. xix-н .xx в.в.

5.4. Контрольные вопросы по дисциплине

5.4.1.Культурология как предмет. Цели. Задачи курса.

5.4.2.Культурология как гуманитарная наука. Смежные области знания: философия культуры, социология культуры, история культуры, психология культуры, экология культуры. Основная специфика, предмет изучения, взаимодействие.

5.4.3.Культура как основной предмет культурологии. История понятия «культура» (Античность, Средние века, Новое время);

5.4.4.Культура как предмет изучения. Разнообразие определений культуры как отражение её многозначности.

5.4.5.Понятие «цивилизации». Формирование антитезы «культура – цивилизация». Различные истолкования культуры и цивилизации.

5.4.6.Человек как субъект и объект культуры. Личность в системе культуры.

5.4.7.Культура как форма деятельности. Специфика творческой деятельности: репродукция и креативность.

5.4.8.Культура и природа. Этапы, уровни, специфика взаимодействия.

5.4.9.Культура и общество. Этапы, уровни, специфика взаимодействия.

5.4.10.История и культура. Специфика взаимодействия.

5.4.11.Ценности в системе культуры: место, роль, функции.

5.4.12.Культура как система. Материальная и духовная культура.

5.4.13.Культура как система. Массовая и элитарная культура.

5.4.14.Культура как система. Функции культуры.

5.4.15.Культура как система. Сферы культуры. Наука как сфера культуры.

5.4.16.Культура как система. Сферы культуры. Искусство как сфера культуры.

5.4.17.Культура как система. Сферы культуры. Религия как сфера культуры. Градация священного и светского в культуре.

5.4.18.Техника и культура. Проблемы их взаимосвязи.

5.4.19..Полис и его системообразующие сферы. Специфика взаимодействия полиса и культуры а античной Греции.

5.4.20.Ценностные ориентиры человека античности в греческой лирике.

5.4.21.Античный антропоцентризм и его воплощение в греческой скульптуре.

5.4.22.Антропоцентризм Ренессанса. Характерные особенности. Артистизм личности эпохи Возрождения.

5.4.23.Гуманизм и своеобразие личности гуманиста Ренессанса.

5.4.24.Античность и средневековье в культуре Ренессанса. Взаимодействие эстетических и этических ценностей эпохи.

5.4.25.Человек и мир в сюжетах и образах живописи Ренессанса. Идеальное и трагическое в мироощущении эпохи.

5.4. 26.Своеобразие русской культуры. Место России в мировом культурном сообществе.

5.4.27.Соборность в русской культуре. Воплощение идеи «единства» как необходимости политической, родовой, религиозной целостности Руси в древнерусской литературе ХI-ХIII вв. (на примере «Поучения Владимира Мономаха» и «Сказания о Борисе Глебе»)

5.4.28.Соборность в русской культуре. Воплощение идеи «единства» как необходимости политической, родовой, религиозной целостности Руси в древнерусской литературе ХIV-ХV вв. (на примере «Повести о разорении Рязани Батыем» и «Задонщины»)

5.4.29.Просвещение в России. Характерные особенности. Личность Петра I в скульптурном и поэтическом изображении.

5.4.30.Просвещение в России. Своеобразие русского портрета. Лиризм и психологизм женских образов в живописи второй половины ХVIII века. (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).

5.4.31.Историко-культурный облик России ХVХ-ХХ вв.: тенденции развития. Традиции и новаторства.

5.4.32. Язык как знаковая система.

5.4.33. Функции языка.

5.4.34. Язык и общество, связь языка с историей и культурой народа.

5.4.35. Русский язык и его роль в мировом сообществе.

5.4.36. Формы общенародного языка.

5.4.37. Литературный язык как нормированная и кодифицированная форма национального языка.

5.4.38. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

5.4.39. Признаки, критерии, свойства нормы.

5.4.40. Причины изменения норм.

5.4.41. Типы норм.

5.4.42.Понятие о кодификации.

5.4.43. Типы ортологических словарей и принципы работы с ними.

5.4.44. Понятие о речевом этикете, условия выбора этикетной формулы.

5.4.45. Язык и речь.

5.4.46. Устная и письменная разновидности литературного языка.

5.4.47. Виды речевой деятельности.

5.4.48. Качества речи.

5.4.49. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

5.4.50. Современная теоретическая концепция культуры речи.

6. Технические средства обучения и контроля, использование эвм

6.1. Технические средства обучения и контроля

  1. Демонстрация учебных видеофильмов в рамках изучаемой дисциплины
  • Древний мир
  • Россия ХХ век.
  • Русский музей.
  • Русская икона.
  • Эрмитаж
  • Живопись. Искусство Нового времени
  1. Применение раздаточного материала в виде ксерокопий, в т.ч. тестовые задания.
  2. Электронные варианты семинарских заданий и текстов для подготовки.

6.2. Использование ЭВМ

Работа студентов с обучающе-контролирующей программой по культурологии, содержащей учебный материал по отдельным вопросам курса.

7. Материальное обеспечение курса.

  1. Просмотр видеофильмов в телецентре ОмГТУ.
  2. Работа студентов в компьютерном классе кафедры философии и социальных коммуникаций (7 ЭВМ) с использованием электронных учебников по культурологии.

8. Литература

8.1. Литература по лекциям

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. 6-е изд., перераб. и доп./ Р.И. Аванесов. – М.. 1984.
  2. Асоян Ю.А., Малафеев А. Открытие идеи культуры. – М..2000.
  3. Введение в культурологию /Под ред. В.А.Сапрыкина. — М.: МИЭМ, 1992. С. 3-35.
  4. Введенская Л.А. и др. Культура и искусство речи/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д: «Феникс», 1995.
  5. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д, 2000.
  6. Гуревич П. С. Философия. культуры. -М.: АО »Аспект Пресс». 1995.
  7. Данцев А.А. и др. Русский язык и культура речи для технических вузов/ А.А. Данцев, Н.Н. Нефедов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
  8. Ерасов Б. C. Социальная культурология: В 2 ч. -М.: АО «Аспект Пресс». 1994. -Ч. 2
  9. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: Интрада, 1996. (С. 224-226.)
  10. Искусство в системе культуры. – Л..1987.
  11. Каган М. С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис. 1996.
  12. Каган М.С. Морфология искусства. — Л..1972.
  13. Кондаков И.В. Культурология6 история культуры России. –М..2003.
  14. Культурология / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.
  15. Культурология /Под ред, В.И. Добрыниной. -М.: О-во «Знание». 1993.
  16. Культурология /Под ред. Г. В. Драч. -Ростов-на-Дону: Феникс. 1995. -Разд. 1.
  17. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3т. – Таллинн,1992.
  18. Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб..1998.
  19. Лотман Ю.М. Семиосфера: культура и взрыв. – СПб..2000.
  20. Лотмановский сборник. – М.,1995.
  21. Межуев В. М. Культура и история. –М.: Политиздат. 1977.
  22. Неретина С.С., Огурцов А.П.Время культуры. –СПб..2000.
  23. Нефедова Н.В. Основы культуры речи: Учеб. пособие/ Н.В. Нефедова. – Новочеркасск, 2000.
  24. Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. –М..1998.
  25. Одиссей: Человек в истории. – М., 1991,1992.1993,1990,2002.
  26. Русский язык и культура речи: Учебник/ Под ред. проф. В.И. Максимова. 2-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2004.
  27. Соколов Э. В. Культурология. — М:: Интерпракс. 1994. — Гл. 1.
  28. Успенский Б.А. Семиотика искусства. — М..1995.
  29. Эстетика Ренессанса: Антология. – М..1981.
  30. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М..1991.

8.2. Литература для практических занятий

  1. Азарова Е.В., Никонова М.Н. Русский язык: учеб. пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005.
  2. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. — М., 1976. (см. для всех художников)
  3. Алпатов М.В. Андрей Рублёв. – М.,1972.
  4. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.,1984; М.,1974.
  5. Алтаев Ал. Леонардо, Микеланджело, Рафаэль. — Минск,1988.
  6. Андроникова М. Об искусстве портрета. – М.,1975. (Тициан)
  7. Античная лирика / Вступ. ст. С Шервинского. М.,1968. (см. тексты стихотворений, а также статью С. Шервинского «Античная лирика»)
  8. Апт С. Античная драма // Античная драма . – М.,1970. (из серии БВЛ)
  9. Арган Дж. Г. История итальянского искусства. Т.1,2. – М.,1990.
  10. Арган Дж. Г. История итальянского искусства. Т.1,2. – М.,1990.
  11. Арнольдов А.И. Человек и мир: Введение в культурологию. – М.,1992.
  12. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М.,1990.
  13. Бенеш Отто. Искусство Северного Возрождения: Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. — М.,1973.
  14. Боннар А. Греческая цивилизация. — М.,1992. (Том 1,2,3.) (к вопросам №1 и №2)
  15. Бояджиев Г.Н. Итальянские тетради. М.,1968. (см. для всех художников)
  16. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М.,1972.
  17. Врубель М.А. – Л.,1975. (см. иллюстр. «Пан») (ОмГТУ, ОХЛ)
  18. Врубель М.А. – М.,1968. (см. иллюстр. «Пан») (ОмГТУ, ОХЛ)
  19. Всеобщая история искусств. – М.,1962. (см. для всех художников)
  20. Гараджа В.И. Социология религии. – М.,1995. (см. «Религия как символическая система», с. 43-57; «Секуляризация», с.164-177; «Функции религии», с. 101-104)
  21. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М.,1986. (по общему вопросу)
  22. Гиленсон Б.А. История античной лимтературы. – М.,2002. (см. гл. «Мифология», с.47-66)
  23. Головня В. История античного театра. – М.,1972. (см. главы по творчеству Эсхила (с. 88-94, 104 -107), Софокла (с.108 –113,126 – 137), Аристофана)
  24. Гращенков В.Н. Рафаэль. – М.,1975.
  25. Гуревич П.С. Культурология. – М.,1999. с.31-42.
  26. Девитини Алесия. Босх. – М.,2002.
  27. Дёмина Н.А. Андрей Рублёв и художники его круга. – М.,1972.
  28. Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения: В 2 –х кн.. – М.,1998. (кн. 2. о Леонардо да Винчи)
  29. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.,1995.
  30. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.,1995.
  31. Ерёмин И.П. «Сказание» о Борисе и Глебе // Ерёмин И.П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. – Л.,1987. с.18-27.
  32. Ефремова Л.А. Тициан. – М.,1977.
  33. Зарницкий С.В. Дюрер. – М.,1970.
  34. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.,1994.
  35. История искусства зарубежных стран. – М.,1963. (см. для всех художников)
  36. Каллистов д.П. Античный театр. – л.,1970. (см. Главы по творчеству Эсхила (с.90-93), Софокла (с.107-112), Аристофана (с.135-146)

  37. Кереньи К. Пролегомены // Юнг К. Душа и миф. — М., 1997. с. 11-38.
  38. Кесседи Ф.Х. От мифа к логосу. — М.,1972. (см. главу II. «Миф и его отношение к познанию, религии и художественному творчеству») с.39-63.
  39. Колпинский Ю.Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции. – М.,1970.
  40. Кравченко А.И. Культурология. – М.,2001. (см. 4.8. «Ценности», с. 105-107)
  41. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры 18 века. – М.,1937.
  42. Культура речи для студентов-неофилологов: Метод. указания по курсу для организации самостоятельной работы студентов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002.
  43. Культурология / Под ред. В.А. Фортунатовой, Л.Е. Шапошникова. – М., 2003. (см. «Человек и машина: Техника как социокультурный феномен», с.251 –266; «Культура и природа», с.51-79; «Религия в социокультурной системе общества»)
  44. Культурология / Под ред. Г.В. Драч. – Ростов н/Д., 1995.
  45. Культурология / Под ред. Г.В. Драч. – Ростов н/Д., 1995. (любое издание)
  46. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.,2002. (тема 10. с.197-215)
  47. Культурология /Сост. А.А. Радугин. – М.,1997, 2000.
  48. Куманецкий К. Искусство Древней Греции и Рима. – М.,1990.
  49. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Боги и герои. Троянский цикл. / Предисловие Н.К. Тимофеевой. — Новосибирск, 1992. с.3-9.
  50. Лазарев В.Н. А. Рублёв. – М.,1960. с. 15-18.
  51. Лазарев В.Н. Андрей Рублёв и его школа. М.,1066.
  52. Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи. – М.,1969.
  53. Лихачёв Д.С. Великое начало литературы (11- нач. 12 вв.) // Лихачёв Д.С. Великий путь. – М.,1987. с.27-38. («Поучения» Владимира Мономаха, «Сказания о Борисе и Глебе»)
  54. Лихачёв Д.С. Величие древней литературы // Памятники литературы Древней Руси. (11-нач.12 вв.) — М.,1978. с. 5-14) («Сказание о Борисе и Глебе»)
  55. Лихачёв Д.С. Литература времени национального подъёма (14-15 вв.) // Лихачёв Д.С. Великий путь. – М.,1987. с.95-112. («Задонщина»)
  56. Лихачёв Д.С. Литература времени национального подъёма // Памятники литературы Древней Руси. (14-сер.15 вв.) — М.,1981. с. 16-18. («Задонщина»)
  57. Лихачёв Д.С. Литература трагического века в истории России (13 в.) // Лихачёв Д.С. Великий путь….с.69-79. («Повесть о разорении Рязани»)
  58. Лихачёв Д.С. Литература трагического века в истории России // Памятники литературы Древней Руси. (13 в) — М.,1980. с. 5-17, 24-26. («Повесть о разорении Рязани»)
  59. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.,1991.
  60. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.,1998.
  61. Любимов Л. Искусство древнего мира. – М.,1980.
  62. любое учебное пособие по культурологии, МХК.
  63. Маккаи Л. Мир Ренессанса. – Будапешт,1982.
  64. Мартынов М.Ф. Мировая художественная культура.
  65. Мережковский Д.С. Акрополь: Избранные литературно – критические статьи. – М.,1991.
  66. Микеланджело. Жизнь. Творчество. — М.,1964.
  67. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. – Обнинск, 1998.
  68. Мифология. Энциклопедия / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. – М.,2003.
  69. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. – М., 1987. (или М.,1980) (см. статью «Мифология», с. 11-19) ») (ОмГТУ, ОХЛ)
  70. Мифы народов мира в 2-х частях. Часть 1. / Сост. В.Я. Коровиной и В. И. Коровина. — М.,1996. (ст. «О мифах и мифологии»).

    С. 3-16.

  71. Мифы народов мира. В 2-х частях. Часть 2. / Сост. В.Я. Коровиной и В. И. Коровина. — М.,1996. (ст. «Образы античного мифа в поэзии А. Блока. Стихотворение «Эхо»).

    С Л 82-187.

  72. Никонова М.Н. Русский язык: метод указания по курсу для организации самостоятельной работы студентов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002.
  73. Очерки истории культуры 18 века. В 4-х частях. – М.,1988-1990.
  74. Передвижники (Альбом).

    – М.,1971.

  75. Петров В.Н. Очерки и исследования. Избранные статьи о русском искусстве 18-20 вв. (о скульптуре Растрелли)
  76. Петрочук О.К. Сандро Боттичелли. – М.,1984. с. 63-68.
  77. Полищук В.И. Культурология. — М.,1999. (ст. «Мифология как явление духовной культуры»)
  78. Попов Е.В. и др. Введение в культурологию. Учебное пособие. – М.,1995.
  79. Радугин А.А. Культурология. — М.,2001.
  80. Раушенбах Б.В. Логика троичности // Вопросы философии. – 1993. — №3.
  81. Рафаэль и его время. – М.,1986.
  82. Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. – М.,1989.
  83. Рогинская Ф.С. Передвижники. – М.,1993.
  84. Ротенберг Е.И. Искусство Италии 16-17 вв. Микеланджело, Тициан, Караваджо. –М.,1989.
  85. Ротенберг Е.И. Микеланджело Буонарроти. – М.,1976.
  86. Русское искусство 18 века. – М.,1962. с. 27- 30 (к вопросу №3), 31- 41(к вопросу №4).
  87. Русское искусство 18 века. Материалы и исследования. – М.,1973. (см. статью Алексеева Т.В. Некоторые проблемы русского искусства 18 века. (о портрете Лопухиной Боровиковского) с. 9-11)
  88. Русское искусство петровской эпохи. – Л.,1990. ( Растрелли)
  89. Русское искусство. Вторая половина 19 века: Очерки о жизни и творчестве художников: В 2т. – М.,1962.
  90. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина 19 века. – М.,1954.
  91. Сарабьянов Д.В. Образы века. – М.,1967.
  92. См. тексты Эсхила, Софокла, Аристофана (любые издания).
  93. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. – М.,1971.
  94. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. – М.,1980.
  95. Стеблин — Каменский М.И. Миф. — Л.,1976.
  96. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже 19-20 вв. – М.,1970.
  97. Тайлор Э. Первобытная культура. — М.,1989. (раздел «Мифология») с. 121-149.
  98. Фут Тимоти. Мир Брейгеля. – М.,2003.
  99. Чайковская О.Г. «Как любопытный скиф..». Русский портрет и мемуаристика второй половины 18 века. – М.,1990.
  100. Шупенина В.И. Культура речи: Учеб. пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005.
  101. Этюды об изобразительном искусстве. /М. Алпатов… М.,1994. с.33-35.
  102. Ярхо В.Н. Собрание трудов. Древнегреческая литература. – М.,2000.

8.3. Литература для выполнения курсовых работ

8.4. Литература для выполнения домашних заданий

  1. Агеенко Ф.Л. и др. Словарь ударений для работников радио и телевидения/ Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. – М., 1984.
  2. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.
  3. Вакуров В.Н. и др. Трудности русского языка: Словарь – справ./ В.Н. Вакуров, Л.И. Рахманова, Н.В. Толстой, Н.В. Формановская: Под ред. Л.И. Рахмановой, 3-е изд., испр. и доп. В 2ч. – М., 1993 – 1994.
  4. Введение в культурологию / под ред. Е.В. Попова. М., 1995
  5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. 3-е изд., испр. – М., 1989.
  6. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996.
  7. Гуревич П.С. Человек и культура. М., 1997.
  8. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994 (в 2-х тт.); 1996 (в 1-ом томе).
  9. Ефремова Т.Ф. и др. Словарь грамматических трудностей русого языка/ Т.Ф. Ефремова, В.Г. Костомаров. – М., 1986.
  10. Ефремова Т.Ф. и др. Словарь грамматических трудностей русского языка/ Т.Ф. Ефремова, В.Г. Костомаров. – М., 1986.
  11. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  12. Кармин А.С. Основы культурологии. СПб., 1997.
  13. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб., 1995.
  14. Культура: теории и проблемы /под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1994.
  15. Культурология /под ред. А.А. Радугина. М., 1996.
  16. Культурология /под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1995.
  17. Культурология/ под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 1998.
  18. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.
  19. Морфология культуры: структура и динамика / под ред. Э.А.Орловой. М., 1994.
  20. Немировская Л.З. Культурология. М., 1997.
  21. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
  22. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударения, грамматические формы/ С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськина: Под ред. Р.И. Аванесова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз.,1985.
  23. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М,, 1994.
  24. Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкование, этимология. – М., 1997.
  25. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь – справ. – Л., 1973.
  26. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997.

13