Пути психологического моделирования боя

Формирование моральной готовности и психологической способности организуется в ходе осуществления морально-психологического обеспечения боевых действий. Морально-психологическое обеспечение включает в себя следующие основные направления: информационно- воспитательная работа, психологическая работа, военно-социальная работа, защита войск от информационно-психологического воздействия, культурно-досуговая работа.

В рамках информационно- воспитательной работы при подготовке к бою (боевым действиям) важное значение имеет информированность военнослужащих о военно-политической обстановке в мире, стране, регионе; своевременное доведение до них приказов и директив командования; данных об успехах своих войск; примеров мужества и героизма воинов.

Уже давно доказано, что только тот может любить свою Родину, свой народ, защищать их до последней капли крови, кто знает их прошлое, кому известно, какой ценой досталась нам победа над врагами Отечества.

Практика показывает, что одним из путей создания необходимого морально-боевого настроя военнослужащих накануне боевых действий является своевременное решение социальных проблем военнослужащих, соблюдение социальных гарантий и прав военнослужащих и членов их семей, установленных на военное время.

С целью поддержания и восстановления морально-психологических и физиологических сил военнослужащих и их мобилизации на успешное решение боевых задач проводится культурно-досуговая работа.

В ходе подготовки к ведению боя (боевых действий) важное значение для выработки у военнослужащих психологической устойчивости и готовности к выполнению поставленных задач приобретает психологическая подготовка. Ее основными задачами являются формирование навыков и умений поведения в бою, психологических качеств, способствующих выполнению поставленных задач.

Сущность психологической подготовки проявляется в моделировании действий военнослужащих в боевых условиях и в конечном итоге создании у отдельных военнослужащих и воинских подразделений такого психологического ресурса, который позволил бы им действовать в бою как в знакомой, привычной среде, быстро идентифицировать происходящие на поле боя события, выявлять угрожающие тенденции, своевременно и адекватно реагировать на них, сохранять необходимый уровень боеспособности и активности в обстановке действия психотравмирующих факторов.

6 стр., 2884 слов

Диагностика в системе социальной работы позволяет решить задачи

... их причин - это - - социальная профилактика Диагностика в системе социальной работы позволяет решить задачи - - установления характера и причин выявленных отклонений - - прослеживания ... функции выполняют общественные движения? - - объединения граждан - - посредничества - - мобилизации действий К основным целям профилактики беспризорности и правонарушений относятся - - выявление причин и условий, ...

Великий российский полководец А.В. Суворов вопросам формирования психологической готовности к бою уделял серьезное внимание. Например, в период службы в Суздале А.В. Суворов, будучи командиром полка, при возвращении с полевых занятий увидел монастырь и неожиданно для всех отдал приказ на штурм. Солдаты взобрались на стены с криками «Ура!» и в конце концов «сражение» окончилось «взятием» монастыря. А.В. Суворов извинился перед напуганным настоятелем и объяснил, что он учит солдат.

Принято подразделять психологическую подготовку на общую, специальную и целевую.

1. Общая психологическая подготовка проводится, как правило, заблаговременно и обеспечивает формирование психологической готовности военнослужащих действовать в условиях современного боя против вероятного противника, а также психологической устойчивости к действию психотравмирующих факторов.

Общая психологическая подготовка нацеливается на выработку у военнослужащих боеустойчивой психики, прежде всего таких волевых качеств, как смелость, решительность, настойчивость, выдержка. Военнослужащие обучаются приемам экстренной эмоционально-волевой мобилизации, снятию отрицательных психических состояний, методам немедикаментозного обезболивания, оказания себе и сослуживцам первой психологической помощи, способам выживания в экстремальных условиях (например, в плену), умению вводить в заблуждение и устрашать противника и т. д.

Важное значение имеет адаптация военнослужащих к трудностям и лишениям военного времени, к необходимости неуклонно выполнять требования дисциплины, беспрекословно подчиняться командирам и начальникам.

Одной из центральных задач психологической подготовки войск к боевым действиям является задание ритмов и интенсивности функционирования их психической деятельности, характерных для боевой обстановки. Поэтому весь уклад жизни, распорядок дня, уровень напряженности учебно-боевой деятельности в период доукомплектования и боевого слаживания подразделений и воинских частей должны столь же полно задействовать психику военнослужащих, как и боевые условия. Необходимо приучать личный состав к походно-полевому быту, максимально полному самообслуживанию (начиная от самостоятельного устройства жилья, приготовления пищи и кончая отдельными занятиями по выживанию), к напряженному режиму жизнедеятельности (путем подъемов по тревоге, чередования активных фаз деятельности в разные периоды суток, сокращения времени на сон и отдых, создания дополнительных сложностей и препятствий и др.).

Органы чувств человека, весь его организм и психика должны в максимальной степени привыкнуть к звукам, картинам, запахам, вкусовым и тактильным ощущениям боевой обстановки, научиться мгновенно и целесообразно реагировать на те или иные ее изменения. Полезными в этом отношении могут быть занятия с имитацией действий подразделений потенциального противника, его авиационных и огневых налетов, зараженных участков местности и др. Учебное поле, на котором проводится боевая подготовка, по внешнего виду, запахам, шумовому фону должно напоминать поле боя. В ходе занятий создаются ситуации, которые во время войны вызывают растерянность, панику, психические срывы (нарушение связи, создание обстановки неизвестности, предельные темпы и нагрузки деятельности).

12 стр., 5681 слов

Морально-психологическое состояние военнослужащих, как основной ...

... курсовой работы - раскрыть сущность морально-психологического состояния военнослужащих, как основного предмета морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России. Задачи: . ... -профессиональной подготовки (уровень военно-технических знаний, степень овладения своей воинской специальностью), дисциплинированности (точность и качество выполнения боевых приказов ...

Каждый военнослужащий, готовящийся к бою, должен хорошо представлять, с какими необычными явлениями в собственных ощущениях и чувствах, в реакциях и поведении сослуживцев он может встретиться в боевой обстановке, уметь быстро нейтрализовать собственные отрицательные психические состояния и оказывать первую психологическую помощь товарищам.

Именно знание о различных видах опасности, характерных для современного боя, о закономерностях реагирования человека на них, способность управлять стрессами и энергетикой организма и составляют то качество, которое называется психологической устойчивостью. А в совокупности с соответствующим эмоционально-волевым настроем, боевыми установками, уверенностью в собственных силах, развитой системой профессионально значимых качеств, умением эффективно взаимодействовать с сослуживцами в бою оно образует психологическую готовность военнослужащего к бою.

2. Специальная психологическая подготовка обеспечивает психологическую готовность и устойчивость военнослужащих применительно к конкретным видам боевых действий, с учетом особенностей боевой деятельности конкретных специалистов, в особых природно-климатических условиях.

В ходе занятий по боевой подготовке, а также специальных психологических тренингов, психотехнических игр и упражнений, психогимнастики достигается целенаправленное, акцентированное развитие соответствующих качеств военнослужащих. Например, у разведчиков развиваются точность восприятия элементов обстановки, способность ориентироваться в пространстве-времени в сложных условиях, глазомер, устойчивость и распределяемость внимания, память, наблюдательность, сообразительность и др.

Военнослужащие в процессе психологической подготовки должны быть адаптированы к природно-географическим (горы, пустыня, северные районы, тайга и т. д.), погодно-климатическим (высокие и низкие температуры воздуха, водно-солевой режим и т. д.), технико-технологическим, режимным и иным условиям деятельности.

3. Целевая психологическая подготовка проводится, как правило, перед началом боевых действий. Она направлена на формирование у военнослужащих психологической готовности на решение конкретной боевой задачи.

Практика показывает, что зачастую простое знание тех психологических явлений, с которыми может столкнуться военнослужащий в сложных условиях, позволяет психологически подготовиться к неблагоприятным событиям. Ознакомление людей с типами возможных реакций на боевые стресс-факторы выполняет функцию своеобразной «прививки», действующей по принципу «предупрежден — защищен».

Учитывая действие психологической закономерности, выраженной в формуле «чего не знаю, того боюсь», необходимо в полной мере обеспечить военнослужащих необходимой информацией о психологических особенностях боевой деятельности.

Таким образом, в процессе проведения мероприятий психологической подготовки военнослужащий должен познать и по возможности ощутить характерные для боевой обстановки воздействия на его организм и психику, научиться правильно на них реагировать и активно продолжать действовать. Обстановка предстоящей боевой деятельности должна стать привычной, комфортной, способствующей эффективному решению конкретных боевых задач, и не вызывать сомнений в правильности своих действий с моральной точки зрения.

9 стр., 4018 слов

Психологическая адаптация ребенка в условиях детского лагеря

... лагере одинаковые стартовые условия, в которых изначально находятся дети. В этой связи основными социально-психологическими задачами педагога временного детского коллектива является организация совместной деятельности, направленной на: преодоление ...