Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

(на основе исследования, анализа классного журнала, наблюдений за учащимися в учебной и внеучебной деятельности).

В 11 «Б» классе учится 23 человека. Из них 13 мальчиков и 10девочек. Учащиеся в возрасте 13-14 лет, 1994 и 1995 года рождения. Из всех учащихся на второй год оставалось не одного человека. Основная масса учащихся учится вместе с первого класса, 1 ученик перевелся в 5 классе и еще 2 человека в 6 классе. Класс дружный и новые ученики, придя в класс, легко влились в коллектив. Каких либо притеснений новоприбывшим ученикам со стороны тех, кто учился с первого класса, не было, и нет. Классный руководитель, взявший детей в пятом классе, поменялся в 8.

В классе у учащихся успеваемость нормальная, пять человека учатся на «отлично», у основной массы учащихся оценки 4-5, 6 человек учится на оценки 3-4. Если учащиеся не понимают, какой либо материал, то они приходят на дополнительные занятия, а так же в школе существуют специальные факультативные занятия по разным предметам. Учащиеся помогают друг другу в изучении нового материала. Для этого они остаются после уроков и разбирают домашнее задание, а также созваниваются по телефону и обсуждают все происходящие в учебном и внеучебном процессе. Если надо то учащиеся, которые учатся на «отлично» объясняют материал тем, кто его не понял. По словам классного руководителя, ребята очень отзывчивые и поэтому если кому-то, что-то не понятно, то стараются помочь друг другу. Хоть в классе почти 60% мальчики, но проблем с дисциплиной нет. По словам классного руководителя «…шум в классе возникает тогда, когда ребятам нечем заняться», а во время учебной деятельности дисциплина не идеальная, но хорошая. Среди учащихся ссор и разногласий не возникает почти никогда. Учащиеся в ссоры с учителями не вступают, но отстаивают свое мнение. Если оценка их не удовлетворяет, то просят учителя аргументировать, чем вызвано снижение оценки. Замечаний у учителей предметников нет. Домашнее задания выполняют всегда, но не в полном объеме, за, что и получают отрицательные оценки. Часто ребята помогают друг другу, это проявляется в подсказках при ответах на уроках, а также дают списывать. При выполнении контрольных заданий иногда учащиеся используют шпаргалки, если шпаргалку не замечают, то и все остальные учащиеся делают такие же шпаргалки. Дают домашнее задание друг другу списывать, об этом можно судить по одинаковым ошибкам, но учителя ставят одинаковую оценку и тому, кто списал и у того, кого списали.

20 стр., 9883 слов

Социально-психологический климат класса учащихся подросткового возраста

... Тагил, МОУ СОШ № 21, 7А класс (17 человек). межличностный класс психологический сплоченность Глава 1. Теоретические основы социально-психологического климата класса учащихся подросткового возраста 1.1 Характеристика социально-психологического ... малой группы, данное Г. Томансом: «Это группа лиц, которые связаны друг с другом в течение некоторого периода времени, группа, которая достаточно мала, так ...

За учебный год учащиеся 8 «в» класса посещали экскурсии в областном краеведческом музеи, которые понравилась большинству ребят. В мае учащиеся посещали места боевой славы, а так же мемориалы, которые расположены в городе Курске и по области. Ученики вместе с классным руководителем постоянно посещают драматический театр им. А.С.Пушкина, после посещения театра они пишут сочинения и рецензии об увиденном спектакле. Один раз ходили на совместный просмотр фильма в кинотеатр. Ученики этого класса постоянные участники школьных соревнований по волейболу и баскетболу среди учащихся 8-9классов, где становились победителями и призерами. С большим интузиазмом учавсствуют в общешкольной военно-патриотической игре «Зарница» среди учащихся старших классов. А так же ученики этого класса входят в состав школьных сборных команд по игровым видам спорта. Большинство учащихся ведут активный образ жизни, занимаются спортом и разными видами танцев. Некоторые учащиеся становились победителями общешкольных Олимпиад.

Учащиеся 8 класса «в» занимаются выполнением общественно полезной деятельности, участвуют в уборке прилегающей к школе территории, а так же во время летних каникул учащиеся участвовали в ремонте кабинета и подготовили его к началу учебного года. Учащиеся занимаются как умственным, так и физическим трудом. Вся работа распределяется в соответствии с половыми признаками, девочки не носят тяжелые предметы, эту работу выполняют мальчики, а девочки протирают пыль и т.д. Учащиеся активно участвуют в субботниках и работу на своем участке заканчивают быстро и дружно. Участвуют в подготовке класса и школы к новому году, за, что не однократно получали благодарственные письма. Учащиеся готовят стен газеты к праздникам, и к конкурсам стен газет, где проявляют творческие способности. При выполнении работы учащиеся нередко спорят, но никогда не отказываются от её выполнения, спор возможен на тему: как выполнить работу быстрее и проще, чья пара будет работать первой и т.д. Учащие нормально и с пониманием относятся к просьбам своих учителей и выполняют их по мере своих возможностей. Все поручения, какие им поступают, стараются выполнить отлично.

В 8 «в» классе организующими звеньями являются: классный руководитель, инициативная группа и староста. Староста так же входит в инициативную группу. Староста класса отличница. Она отвечает за классный журнал. В её обязанности входит выписывание оценок учащихся, для сообщения их родителям об успеваемости. Она же информирует ребят о том, что будет происходить в школе, эту информацию она получает на старостатах. Инициативная группа является «мозговым центром» она придумывает, организовывает и распределяет обязанности. Инициативная группа в этом классе состоит тока из девочек в количестве 3 человек. Группа работает слаженно и результативно. Ребята остаются после уроков или приходят пораньше до урока и обсуждают возникающие вопросы. Классный руководитель сообщает задачу, а инициативная группа уже сама выполняет задание, учащиеся не берут в создание идей классного руководителя потому, что часто она советует то, что уже было, поэтому ребята создают все сами. В спорных моментах учащиеся обращаются к классному руководителю. И для оценки своей деятельности учащиеся зовут своего классного руководителя. Работу они выполняют сразу и не откладывают её на потом. Работу стараются выполнить хорошо и красиво, учащиеся стараются быть лучшими. Среди товарищей эту группа пользуется уважением, к их мнениям прислушиваются и все что говорит группа, учащиеся стараются выполнить. Обязанности дают одинаковые всем, и по мере их выполнения добавляют еще задания. При организации работы в классе все выслушивают мнение и почти никогда не спорят. Если ученик заболел или находится в больнице, то эта группа организует походы для проведования этого ученика. Приносят ему домашние задания, и каких либо фруктов. Если ученика нет больше двух дней, то ему звонят или приходят домой, что бы узнать причину отсутствия ученика.

11 стр., 5179 слов

Примерная схема изучения коллектива учащихся класса

... изучения коллектива учащихся класса 1. Общие сведения о коллективе учащихся (когда был сфор­мирован класс; количество учащихся, из них мальчиков ... группы .Характеристика органов самоуправления. -Класс представляет устойчивое единое целое. -Согласованность действий. -Вопросы взаимопомощи решаются разумно и доброжелательно. 4. Характеристика учебной и трудовой деятельности класса. Отношение учащихся ...

Помимо старосты в классе есть еще неофициальные лидеры. В организационные моменты он почти некогда не вмешивается, но его мнение узнают. Инициативная группа относится к этому учащимуся, так же как и к обычным ученикам. Противостояния между инициативной группой и неформальными лидерами нет, потому, что ребята очень дружны между собой. В классе «отверженных» нет, так как ребята хорошо ладят внутри класса.

Коллектив 8«в» класса сплоченный. Из возможных 100% сплочения у класса сплочения, по моему мнению, это 70%. Внутри класса доброжелательное отношение, никто не оскорбляет друг друга, ссор внутри класса почти нет. Обо всех пришествиях внутри класса учащиеся переживают и стараются исправить их. Учащиеся поддерживают друг друга, это проявляется в поддержке друг друга перед соревнованиями, так же если кто-то заболел, ученики волнуются и стараются сходить проведать друг друга. Если у учащихся не подготовлено домашнее задание то стараются помочь сделать его, а так же в групповых соревнованиях учащиеся помогают друг другу. Внутри класса существуют 3-4 группировки, деление есть на мальчиков и девочек, и интересов по каким либо видам деятельности, но этого мало. Все группы объединяются, если у них есть общая цель. Но, даже находясь в своих группировках, учащиеся всегда помогают друг другу. Отношение между мальчиками и девочками в классе сложились хорошие. Мальчики и девочки относятся друг к другу с уважением и тех.

Ребята в основном открытые, дружелюбные, не испытывают трудностей в общении друг с другом, легко объединяются при проведении различных мероприятий, ответственно относятся к поручениям, как правило, стремятся проявить себя на уроках, помогают друг другу, ярко выраженной вражды и неприязни между учащимися не наблюдалось. Практически все учащиеся класса живут в одном микрорайоне и активно общаются вне школы.

Личностные качества классного руководителя оказывают существенное влияние на характер и форму применения различных методов управления коллективом школьников. А так же большое влияние оказывает интеллект педагога, его культурное развитие, и профессиональная подготовка и характер и темперамент который нравиться детям. По многим вопросом личного и не личного характера учащиеся подходят к Стекачевой Светлане Анатольевне. В классе демократический стиль руководства. Все вопросы, которые возникают они, решают вместе. Ребята очень хорошо относятся к своему классному руководителю и за помощью обращаются к ней. Несмотря на то , что руководитель с учащимися только с этого года , они сразу нашли «общий язык». Все вопросы которые касаются своего класса Светлана Анатольевна решает сразу и в полном объеме, не оставляя их на потом. За это учащиеся её и уважают.

10 стр., 4873 слов

Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме

... коллектива могут входить в такие неформальные микрогруппы. К таким учащимся относятся: 1) те, кто имеет основное общение вне класса ... Лихачев в связи с этим раскрывает роль коллектива в развитии личности школьника в следующих аспектах. Экономический аспект. ... ответственность за свои слова и действия друг перед другом, перед самими собой, коллективом и обществом. Культурно-эстетический аспект. ...

На мой взгляд, учащиеся очень сплоченные. И стадия развития у них я думаю дифференцирование. На этой стадии, на основе общности интересов и склада характеров формируются малые группы, различные по своей ориентации к руководителю и к задачам коллектива. Из наиболее сознательных и деятельных людей формируется актив, который раньше других осознает общественную значимость задач коллектива, необходимость предъявляемых руководителем требований и оказывает ему поддержку. Однако подлинного единства пока еще нет. Добросовестные, но пассивные исполнители соблюдают дисциплину, выполняют задания руководителя, но не проявляют инициативы и активности в поддержке действий администрации. Могут выявиться и дезорганизаторы, отрицательно настроенные к работе и действиям руководителя. На этой стадии руководитель, опираясь на актив, должен вести борьбу с дезорганизаторами и «лодырями», формировать общественное мнение, активизировать добросовестных исполнителей, воспитывать высокую сознательность у членов коллектива. Завершение этой работы будет означать переход на качественно новую ступень развития коллектива. Важным признаком второй стадии развития является увеличение числа решений, принимаемых руководителем с привлечением подчиненных.

 

Задачи изучения класса:

1. Изучить структуру межличностных отношений в классе, основанных на симпатиях и эмоциональных связях (социометрия)

2. Изучить уровень развития класса как коллектива ( карта-схема)

3. Оценить групповые качества (организованность)