Психология и педагогика 11

Психология и педагогика

Иванушкина Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

404А м/м (рядом с кабинетом декана)

Литература:

  1. «Общая психология», Немов, 1 и 3 том.
  2. Учебное пособие «Психология и педагогика», Горячев и другие

Там планы семинаров + теория + темы рефератов и на 183 странице есть вопросы к зачету и экзамену. Есть в электронном виде.

  1. «Педагогика», Смирнов или Питкосистый или Харламов или Сластёнин или любой другой автор, чей учебник одобрен министерством и не является учебником экспериментальной педагогики.
  2. «История педагогики», Джуринский

На 1 семинаре:

Контрольная, определения и термины (определения знать наизусть по лекции или с указанием классического источника, термины и понятия можно сформулировать своими словами), вопросы по лекции.

По поводу посещаемости:

Посещать обязательно. В крайнем случае нужно предупредить ее заранее. Пропущенные занятия потом будут отрабатываться.

В лекции будем пользоваться обозначениями (как это делаем в математике):

(пси) — психология;

ЗУМ — знания, умения, навыки;

— с точки зрения;

Лекция 1. Предмет, задачи и методы общей психологии.

  1. Основные понятия и категории психологии.
  2. Основные методологические принципы психологии.
  3. Условия построения психологических исследований.
  4. Научные методы исследования психологии как науки.
  5. Структура психологии как науки. *
  6. Связь психологии с другими науками.* **

*-самостоятельно рассмотреть в учебнике к контрольной

** - знать связи. Одну из связей нужно будет расписать подробно.

  1. Основные понятия и категории психологии.

Психология — наука о закономерностях развития и функционировании психики, которая является предметом ее изучения.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... предметом изучения в психологии являются психологические законы. Задачи психологии. Область изучаемых явлений. Основная задача психологии — изучение законов ... мира) становятся предметом рассмотрения не только психологии, но и логики, педагогики, физиологии и других наук. Что ... . Для понимания природы активности полезно использовать понятие устойчивого динамического неравновесия, которое более подробно ...

Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от субъекта картины мира и в саморегуляции своего поведения и деятельности на этой основе.

Кардинальные признаки психики:

  1. психика является функцией мозга, опосредованно отражает внешний мир, благодаря чему в сознании воссоздается картина или образ, модель окружающего мира.
  2. картина внешнего мира предстает в сознании человека как нечто объективное, независимо от его чувств и воли.
  3. на уровне психики свойство противопоставления себя внешней среде обеспечивает индивидуальность психической сферы человека, неповторимость его как личность.

Содержание психики определяется реальной действительностью, воздействие которой отражается в сознании людей в виде психических процессов, состояний, образований, свойств, социально-психологических явлений.

  1. Психические процессы — это элементарные психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействия окружающей действительности, длящейся от доли секунды до десятков минут и более.

Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности и подразделяются на:

13 стр., 6368 слов

Личность человека в компьютеризированном мире

... "Особенности психических состояний пользователей эвм в процессе компьютеризированного обучения" 2) 2. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение ... вопрос: "Влияет ли Компьютер на психику человека (как ?) и наоборот - Человек на "психологию" компьютера?" Sergey ... стадия” интернет-зависимости. Люди погрузившиеся в мир интернета полностью “пропадают” для людей реального мира. Как логическое следствие ...

а) познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, мышление, воображение, речь)

б) эмоциональные (эмоции и чувства)

в) волевые (воля)

  1. Психические состояния более продолжительны по сравнению с психическими процессами (от нескольких часов до нескольких недель) и более сложные по структуре и образованию.

Они определяют уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, свойственные для него в каждый данный момент времени.

К ним относятся:

состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеяности, хорошего или плохого настроения.

  1. Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта.

К ним относятся:

приобретенные знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д.

  1. Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

К ним относятся:

направленности, темперамент, характер и способности.

  1. Социально-психологические явления — психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям (кланам, этносам, религиозным конфессиям).

Объектом психологии является человек, а также общность психики животных и человека.

Основной задачей психологии является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

7 стр., 3010 слов

Формы психического отражения простейших

... понятиями теории отражения являются: отражение; раздражимость; чувствительность; психическое отражение; сознательная форма отражения. Первопричина психического отражения – поведение, посредством которого осуществляется взаимодействие с окружающей средой, без поведения нет психики. Но справедливо ...

Психология изучает всё сознательное у человека, его субъективный внутренний мир, бессознательное, личность, деятельность и поведение.

Бессознательное представляет собой форму отражения действительности, в ходе которой человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

  1. Основные методологические принципы психологии.
  1. принцип детерминизма

Психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни.

  1. принцип единства психики и деятельности.
  2. принцип системности.

Зависимость компонентов от свойства целого.

  1. принцип целостности.

Ни один психический процесс не начнет работать автономно, отклонившись от остальных процессов.

  1. принцип развития.

Развитие лучше всего наблюдается в сравнении с предыдущими состояниями.

Условия построения психологических исследований

Методологический подход психологии связан с разработкой и рассмотрением целостности научного исследования.

Условия:

  1. надёжность (устойчивость) результатов;
  2. репрезентативность — соответствие частного к общему;
  3. валидность (достоверность);
  4. объективность

Научные методы исследования

В психологических и педагогических науках используются и разрабатываются следующие методы:

  1. наблюдение (полевое и лабораторное, внешнее и внутреннее, сплошное и выборочное, долгое и краткосрочное)
  2. опрос (устный, письменный)

устный опрос:

беседа, диалог, дискуссия, интервью;

письменный опрос:

анкетирование, тестирование;

  1. эксперимент (контактирующий, формирующий, естественный, лабораторный)

Исследование подвергаются анализу (индуктивный, дедуктивный), синтезу, структурно-системному анализируются, используются методы статистической обработки результатов исследований.

3 стр., 1187 слов

Общая характеристика ощущений. Классификация ощущений. Общая характеристика восприятия

... непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта. Ошибочно полагать, что восприятие является простым суммированием отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий ... детерминируют вклад прошлого опыта (индивидуального и генетического) в наличное восприятие. Психика располагает арсеналом разнообразных схем, взаимодействующих друг с другом сложным ...

Формы проявления психики. Сознание.

Основное свойство психики — это активное отражение окружающей действительности.

Отражение — это многоуровневый активный процесс переработки информации об объекте отражения и создание адекватной модели объекта.

Психическое отражение в зависимости от его уровня:

  1. сенсорное (ощущение)
  2. перцептивное (восприятие)
  3. понятийное
  4. сознательное

Психическое отражение на уровне ощущений дает информацию лишь о единичных свойствах предметов и явлений окружающей среды.

Восприятие — это построение целостного психического чувственного образа, модели реального мира.

Образ — перцептивные формы знания.

Представление — образы памяти и воображения. Оно имеет обобщенный характер и обладает произвольной изменчивостью.

Уровень развития нервной системы и органов чувств определяет уровень и формы психического отражения.

Формы проявления психики.

  1. процессы

а) познавательные

б) эмоции и чувства

в) воля

  1. состояния

а) стеническое

б) астеническое (плохое настроение)

в) измененное (естественное и наведенное)

  1. свойства личности

а) темперамент

б) характер

в) способности

г) направленности

8 стр., 3902 слов

Восприятие и ощущение

... изменение ощущения[2.165]. 2 Восприятие как психический познавательный процесс 2.1 Понятие о восприятии Восприятие -- это целостное отражение предметов, ситуаций ... предметов. Избирательность восприятия - т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. При этом способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей ...

Психология — это определенная культура, содержание которой — система понятий, сформированных общением в процессе специфической деятельности людей, поддерживающих данную культуру.

Любое общение предусматривает обмен мнениями, представлениями по одному вопросу, которые предлагают наиболее авторитетные участники процесса.

Человек может обобщить отношения, используя знак, то есть знак становится средством отображения (слово).

Используя один знак для выделения категорий отношений, субъекты становятся обладателями одного знания об этих отношениях — совместное знание (сознание).

Термин «сознание» впервые ввел Карамзин — это знание, построенное на основе использования языка и существующее в знаковой форме.

Следовательно, для того, чтобы ясно осознать что-то, нужно это «что-то» представить в той знаковой форме, которой обладает субъект.

Значит, полное понимание и осознание какого-то явления наступает тогда, когда отражаемые отношения выражаются в словесной форме.

Это лучше всего понимается в известной фразе:

«Когда что-либо объясняешь кому-то, начинаешь сам лучше это понимать».

Мы не всегда переводим в слова то, что переживаем осознанно.

Объект отражается нами как предмет, в зависимости от момента восприятия и от того, к какой категории мы его относим.

Между развитием знаковой системы как средством отображения категорий отношений и развитием сознания имеется прямая связь. Чем богаче речь, тем богаче содержание сознания. Чем богаче деятельность и общение, тем богаче речь.

Принципы.

  1. Принцип детерминизма

т.е. психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни.

  1. Принцип единства психики и деятельности
  2. Принцип системности

т.е. зависимость компонентов от свойства целого.

3 стр., 1437 слов

Деятельность как предмет психологии

... «субъект-объект». Предметом психологии – является психически управляемая деятельность. Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в деятельности человека и поведении ...

  1. Принцип целостности
  2. Принцип развития

Общая характеристика сенсорных и перцептивных процессов. Сущность и особенности ощущений.

Ощущение — это психический познавательный процесс, отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств — это механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга.

С помощью ощущений отражается основные внешние признаки предметов и явлений (звук, цвет, вкус) и состояние соответствующих внутренних органов (мышечные ощущения, боль).

Физиологической основой ощущений является деятельность рецепторного аппарата-анализатора.

Каждый анализатор имеет свой набор рецепторов. В зависимости от характера раздражителя, воздействующего на данный анализатор, различаются следующие виды ощущений:

а) пять видов ощущений, отражающих связи и явления окружающего мира:

зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые

б) три вида ощущений, отражающих состояние нашего организма

ощущение равновесия, кожно-мышечные чувства, органические ощущения

в) болевые ощущения, которые могут возникнуть как при раздражении свободных нервных окончаний, находящихся в коже, так и при раздражении некоторого рецептора.

Свойства ощущений

  1. адаптация.

повышение или понижение чувствительности некоторых анализаторов, в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителя.

  1. контраст

слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные — уменьшают эту чувствительность.

  1. пороги ощущений

а) абсолютно нейтральный порог ощущений — это та минимальная величина и сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущений. Чем сильнее чувствительность данного анализатора, тем выше величина этого порога.

б) абсолютно верхний порог ощущений — это та максимальная величина раздражителя, сверх которого этот раздражитель перестает ощущаться.

в) разностный порог (порог различения) — это минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.

4) сенсибилизация — это повышение чувствительности анализатора в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

5) последовательные образы — свойство, выражаемое в продолжении ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.

По характеру действия раздражителя на рецепторы ощущения подразделяются на три группы:

  1. экстрорецептивные ощущения (зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные)
  2. интерорецептивные ощущения (боль, равновесие, ускорение и т. п.)
  3. проприорецептивные ощущения (мышечно-двигательные — ощущения, отражающие движения нашего тела)

Общие характеристики восприятия.

Восприятие — это психический познавательный процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явления в целом.

Восприятие делится на преднамеренное и непреднамеренное.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека и может осуществляться в форме организованного восприятия, т. е. наблюдения.

Непреднамеренное восприятие — это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, и данный процесс не связан с волевыми усилиями человека.

Свойства восприятий.

  1. избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес.
  2. предметность — способность человека отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон, контур, восприятие.
  3. апперцепция — зависимость восприятия от прежнего опыта человека.
  4. осмысленность — показывает, то воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.
  5. константность — постоянство в восприятии, знание физических свойств предмета. Предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов.
  6. целостность — образы отражаемых предметов в сознании человека воспринимаются в совокупности многих их качеств и свойств.
  7. восприятие формы, глубины, величины предмета.
  8. восприятие пространства — восприятие объема объектов, расстояния между ними, взаимного расположения, удаленности и направления.

Зрительные иллюзии — это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов.

  1. восприятие времени — отражение в сознании человека объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.
  2. восприятие последовательности явлений — то есть если человек однажды воспринял что-то, то это так или иначе повторится.
  3. восприятие длительности явлений — человек может воспринять явление, длительность которого не менее, чем 0,75 секунд.
  4. восприятие темпа — это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные совершаемые во времени процессы (например, чередование звука и т. п.)
  5. восприятие ритма — это отражение равномерного чередования стимулов, их размерность при воздействии предметов и явлений объективного действия на наши органы чувств.
  6. восприятие движения — это отражение во времени изменения положения объекта или самого наблюдателя в пространстве.

Общие характеристики внимания

Внимание — это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

Внимание не является процессом отражения действительности. Оно представляет собой одну из сторон психической деятельности.

Внимание характеризуется определенными сдвигами в организме человека — происходит изменение сердечно-сосудистой деятельности и дыхания, отмечается сосудистые и кожно-гальванические реакции, т. е. покраснеть/побледнеть, вспотеть и пр.

Внимание характеризуется следующими свойствами:

  1. Концентрация внимания — это способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

У детей нарушение концентрации внимания вызывает болезнь, пограничную с шизофренией — аутизм.

  1. Избирательность внимания — сосредоточение внимания на наиболее важных предметах.
  2. Распределение внимания — возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов. То есть возможность выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций.
  3. Объем внимания — характеризуется количеством объектов и их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности (7± 2 ед.)
  4. Интенсивность внимания — характеризуется относительно большой затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.
  5. Устойчивость внимания — способность внимания задерживаться на восприятии данного объекта.
  6. Отвлекаемость внимания — следствие отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

Внимание может быть перманентным и сосредоточенным.

Преднамеренное (произвольное) внимание — внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на выполнение той или иной деятельности.

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание — вызывается внешними нестандартными причинами, как резкий звук, цветовое сочетание и т. п.

Сосредоточенное внимание — внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности.

Оно бывает динамическим или статическим.

Динамическое внимание — внимание, которое характеризуется малой интенсивностью, и только путем больших усилий человека его интенсивность повышается.

Статическое внимание — это такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в начале работы и сохраняется на протяжении всего времени его выполнения.

Помимо перечисленных видов внимания выделяют также послепроизвольное внимание. Оно так называется, потому что возникает на основе произвольного внимания после него.

Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям, установки, повышенной чувствительностью органов чувств, уровнем всех психических процессов.

Существенность и своеобразность памяти.

Память — это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Определения:

  1. Психология — наука о закономерностях развития и функционировании психики, которая является предметом ее изучения.
  2. Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от субъекта картины мира и в саморегуляции своего поведения и деятельности на этой основе.
  3. Психические процессы — это элементарные психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействия окружающей действительности, длящейся от доли секунды до десятков минут и более.

Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

  1. Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта.
  2. Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.
  3. Социально-психологические явления — психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям (кланам, этносам, религиозным конфессиям).
  4. Репрезентативность — соответствие частного к общему
  5. Основное свойство психики — это активное отражение окружающей действительности.
  6. Отражение — это многоуровневый активный процесс переработки информации об объекте отражения и создание адекватной модели объекта.
  7. Восприятие — это построение целостного психического чувственного образа, модели реального мира.
  8. Образ — перцептивные формы знания
  9. Представление — образы памяти и воображения. Оно имеет обобщенный характер и обладает произвольной изменчивостью.
  10. Психология — это определенная культура, содержание которой — система понятий, сформированных общением в процессе специфической деятельности людей, поддерживающих данную культуру.
  11. Сознание — из контекста
  12. Ощущение — это психический познавательный процесс, отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
  13. Органы чувств — это механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга.
  14. Сенсибилизация — это повышение чувствительности анализатора в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.
  15. Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес.
  16. Предметность — способность человека отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон, контур, восприятие.
  17. Апперцепция — зависимость восприятия от прежнего опыта человека.
  18. Осмысленность — показывает, то воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.
  19. Константность — постоянство в восприятии, знание физических свойств предмета. Предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов.
  20. Целостность — образы отражаемых предметов в сознании человека воспринимаются в совокупности многих их качеств и свойств.
  21. Восприятие пространства — восприятие объема объектов, расстояния между ними, взаимного расположения, удаленности и направления.
  22. Восприятие времени — отражение в сознании человека объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.
  23. Восприятие последовательности явлений — то есть если человек однажды воспринял что-то, то это так или иначе повторится.
  24. Восприятие длительности явлений — человек может воспринять явление, длительность которого не менее, чем 0,75 секунд.
  25. Восприятие темпа — это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные совершаемые во времени процессы (например, чередование звука и т. п.)
  26. Восприятие ритма — это отражение равномерного чередования стимулов, их размерность при воздействии предметов и явлений объективного действия на наши органы чувств.
  27. Восприятие движения — это отражение во времени изменения положения объекта или самого наблюдателя в пространстве.
  28. Внимание — это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.
  29. Концентрация внимания — это способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.
  30. Избирательность внимания — сосредоточение внимания на наиболее важных предметах.
  31. Распределение внимания — возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов. То есть возможность выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций.
  32. Объем внимания — характеризуется количеством объектов и их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности (7± 2 ед.)
  33. Интенсивность внимания — характеризуется относительно большой затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.
  34. Устойчивость внимания — способность внимания задерживаться на восприятии данного объекта.
  35. Отвлекаемость внимания — следствие отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.
  36. Преднамеренное (произвольное) внимание — внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на выполнение той или иной деятельности.
  37. Непреднамеренное (непроизвольное) внимание — вызывается внешними нестандартными причинами, как резкий звук, цветовое сочетание и т. п.
  38. Сосредоточенное внимание — внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности.
  39. Динамическое внимание — внимание, которое характеризуется малой интенсивностью, и только путем больших усилий человека его интенсивность повышается.
  40. Статическое внимание — это такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в начале работы и сохраняется на протяжении всего времени его выполнения.
  41. Память — это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Psikhologia_I_Pedagogika — Стр 2

Семинар по психологии (29 сентября 2012)

Основные исторические этапы развития психологии.

  1. Психологические знания в античности.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа.

Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми или мертвыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону, душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом.

Душа — образ и истечение мировой Души.

По Платону, душа разделена на разум, мужество (воля) и вожделение (мотивация).

Разум — в голове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной полости.

Гармоничное единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность жизни человека.

Платон выделял следующие чувства: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.

Вершиной античной психологии явилось учение о душе Аристотеля.

Душа по Аристотелю бестелесна, и она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненный функций.

Движущей силой является стремление, сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия.

Чувственное восприятие составляет начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений.

Особая форма интеллектуальной активности — это разум, привносимый извне в виде божественного разума.

  1. Средние века.

под влиянием атмосферы, характерной для средневековья, анимистическая трактовка души увязывается с христианским пониманием сущности человека.

Душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено законам богословия.

В этот период накапливается конкретный материал об анатомико-физиологических особенностях человеческого организма как одна из основ психики.

Особенно следует отметить арабских мыслителей 9−12 вв. Авиценну и Авер Роэсса.

В 1590 году немец Гок Лениус и Кассман ввели термин психология.

  1. 17 век.

Период характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских умозрительных позиций без необходимой экспериментальной базы.

  1. Рене Декарт- сделал вывод о полнейшем различии между душой и телом.

Противоречивое, дуалистическое учение Декарта породило проблему, называемую психофизической. Как связаны между собой телесные и психические процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской концепции поведения.

  1. Де Спиноза — попытался соединить тело и душу человека.

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. На этом основании их можно объединить.

  1. Лейбниц — ввел понятие бессознательной психики. В теле и душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил, «малых перцепций». Из них вытекает сознательные желания и страсти.

Лейбниц попытался объяснить связь между психикой и физикой в человеке как соответствие в виде «предусмотренной гармонии, единства … божественной мудрости.

  1. 18 век.

немец Христиан Вольф вводит термин «эмпирическая психология» для обозначения направления психологии. Основной принцип — наблюдение за конкретными психическими явлениями, их классификация и установление проверяемых на опытах законов связей между ними.

Основателем эмпирической психологии стал англичанин философ Джон Локк. Основателем ассоциативной психологии является английский врач и священник Дэвид Гартли.

Джон Локк ввел понятие ассоциаций.

  1. 19 век.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60х годах 19 века. Это связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений, психологических лабораторий, институтов, кафедр и т. п., а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология, немца Вильгельма Вундта. Он — создатель первой в мире психологической лаборатории.

Его последователь, американец Эдуард Брэдфор Титченер, был основателем и лидером структурной психологии.

  1. Возникновение психологии в России.

(по темам, которые она раздала отвечать)

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector