Каримова Раушан Бейдалиевна
д.псх.н., профессор Казахского Национального
педагогического университета им. Абая, г. Алматы,
зав. научно-технической лабораторией
превентивной суицидологии, г. Алматы
Казахбаева Гульнур Искакбековна
магистр психологии и педагогики Казахского Национального
педагогического университета им. Абая, г. Алматы,
Шалабаева Лаура Исмаилбековна
магистр психологии Казахского Национального
педагогического университета им. Абая, г. Алматы,
E-mail: emovea_kz@mail.ru
Состояние проблемы становления подрастающего человека в современном дисгармоничном мире оценивается как кризисное. Его деструктивность выступает в различных формах, но наиболее отчетливо и явно она проявляется в саморазрушительных тенденциях, имеющих устойчивую тенденцию к росту. Саморазрушения несовершеннолетних наносят не только популяционный ущерб, но и урон вследствие негативной социальной значимости этого явления для семьи, школы и общества в целом.
В последнее время растет число подростков, имеющих тенденцию аутодеструктивного поведения личности. Помочь им можно лишь только хорошо понимая причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Лучше всего эти причины видны на группе лиц с саморазрушением, так как это наиболее явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения.
Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Предпосылкой аутодеструктивного поведения в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы. Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления аутодеструктивного поведения. Вторая составляющая – личностные особенности подростка, многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющих ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к аутодеструктивному поведению. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже — суицидальное поведение [1, с.12].
Поведение экспрессивное
... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...
У многих подростков развитие самооценки сопровождается постоянной или ситуативной тревожностью. Для нормального развития самооценки подростки нуждаются в стабильности, объективности оценок и требований. Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию студента. Самооценка напрямую связана с процессом социально-психологической адаптации и дезадаптации личности, так как условием успешной адаптации является функциональное динамическое единство, где реальный образ мира и образ Я уравновешиваются. Она позволяет примерить свои силы к требованиям группы и, в соответствии с этим, самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию студента, является регулятором поведения и деятельности. Научными исследованиями выявлено: каждый индивид намеренно или неосознанно сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, т. е. формирует набор самооценок.
А.А. Реан отмечает, что уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели обшей агрессии и различных ее составляющих. Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли [2, с.389].
Практически все авторы литературы по возрастной психологии подчеркивают эмоциональную нестабильность, ранимость подростков: «В этот период крайней ранимости они защищаются от всего мира либо депрессией, либо негативизмом, который еще больше усиливает их слабость», – пишет Ф. Дольто [3, с.15]. Эта повышенная хрупкость связана, во-первых, с физиологическими и гормональными перестройками, во-вторых, с новой социальной и психологической ситуацией. К. Фопель подчеркивает, что подростки часто не уверены в том, справятся ли они с трудностями взрослой жизни [4, с.7].
Учитывая склонность подростков к так называемому «черно-белому», бескомпромиссному мышлению, от всего этого действительно легко впасть в депрессию и безысходность. Как отмечает Дж. Райкус, многие младшие подростки тяготеют к занятиям, позволяющим им испытывать острые ощущения. Они редко умеют контролировать или сдерживать свои интенсивные эмоции, что вместе с отсутствием опыта, неспособностью трезво оценивать ситуацию и собственные силы и склонность к риску могут иметь тяжелые и даже опасные для жизни последствия [5, с.105].
Юмор и стили реакции личности на критическую ситуацию
... см. рисунок. Таким образом, можно утверждать, что помимо изучения защитных механизмов личности и невротических реакций, юмор может служить инструментом анализа этнического бессознательного (см. Солдатова, 1998). Отмечаемые ... этом ракурсе можно признать наиболее стрессоустойчивой. 2. Ю.М. Лотман выделил основные мотивации поведения в группе: стыд (отторжение группы) и страх (аффилиация). С этой точки ...
Подростки часто не умеют обращаться с собственными агрессивными чувствами, признавать их, находить безопасные способы их выражения. Они не знают, что агрессия в той или иной мере присутствует в душе большинства людей, порождаемая многими причинами: ущемлением важнейших потребностей личности, невозможностью осуществить свои интересы, длительным унижением и угнетением, нерешенными моральными проблемами при общераспространенном запрете взрослых на проявление агрессивных чувств. Часто подростки сами пугаются собственной агрессии, отрицают и подавляют ее, не осознают, с чем связано ее возникновение. То есть такое поведение – следствие того, что человек не умеет строить комфортные для себя отношения с окружающими, разрешает с помощью саморазрушительных действий внутриличностные конфликты, возникающие от того, что его не понимают, не признают другие, значимые для него люди. [6, с.93].
По мнению А. Е.Личко, также распространена классификация Р.Дженкинс, которая включает 7 видов нарушений поведения в подростковом возрасте: гиперкинетическая реакция, реакция ухода, реакция аутистического типа, реакция тревоги, реакция бегства, «несоциализированная агрессивность», групповые правонарушения. А.Е. Личко к числу наиболее частых причин саморазрушения среди подростков относит: 1) потерю любимого человека; 2) состояние переутомления; 3) уязвленное чувство собственного достоинства; 4) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков; 5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; 6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам [7, с.109].
Стремление к саморазрушению /аутодеструктивное поведение/ очевидно, заложено в человека от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею.
В 1979 г. предложено общее понятие, объединяющее различные формы саморазрушающего поведения,— «умышленное причинение себе вреда» (Morgan H. G., 1975, 1979).
Изучение саморазрушающего поведения в целом исходит из основных тенденций психологии отклоняющегося поведения и клинической психологией, и определяется следующим понятием, данным американским исследователем Э. Шнейдманом: «это действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью». Оно включает в себя широкий спектр явлений, таких как социальные нормы поведения, психологические аспекты и проблемы социализации подростков, проблема половой идентичности, адаптации и саморегуляции, а также различные виды социальных патологий [8, с.34].
А.А. Султанов, изучая причины саморазрушаещего поведения у практически здоровых подростков и юношей, выделил три основные группы факторов: 1) дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний; 2) конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения; 3) алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.
Поведение как психофизиологический феномен
... самому человеку. Под внешне проявляемым поведением понимаем действия, речь, физиологические реакции, явные для стороннего наблюдателя. Под мыслительным, внутренним, поведением человека понимаем привычки человека: привычки ... рассматривают как одну из форм психологического стресса. У сильных личностей с хорошо выраженными волевыми качествами, способностью к самоанализу ...
Д.Д. Федотов и соавт. отмечают, что попытки саморазрушения и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем. Саморазрушение и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции), по данным авторов, чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены [9, с.205].
Подростков очень беспокоит подозрительное и настороженное, а иногда действительно необъективное и стереотипное отношение к их увлечениям. Ведь в этом возрасте даже справедливая критика вызывает негативную реакцию.
Таким образовам, аутодеструктивное поведение подростков является следствием социально психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых микросоциальных конфликтов. В острых кризисных состояниях подросток испытывает целую гамму негативно окрашенных эмоций — чувство беспомощности, отчаяния, непереносимой тоски, личной катастрофы.
Список литературы:
1.Берно-Беллекур И.В. Социально-психологические аспекты аутодеструктивного поведения. – Санкт-Петербург, 2003. – 197 c.
2.Реан А.А. Психология подростка — М.: Прайм-Еврознак, 2006. – 480с
3.Дольто Ф. На стороне подростка. – Екатеринбург: V – Фактория, 2004. – 368 с.
4.Фопель К. На пороге взрослой жизни. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. – М: Генезис, 2008. – 176 с.
5.Райкус Дж.С. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска. Том III. – Москва: Эксмо, 2009. – 288 с.
6.Осорина Н.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб: Речь, 2007.– 276 с.
7.Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Эксмо-Пресс, 1999. – 416 с.
8.Змановская Е.В. Девиантология. – Москва, 2003. – 288 с.
9.Ефремов В. С. Основы суицидологии. — СПб.: «Издательство «Диалект», 2004. – 480 с.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Каримова Р. Б., Казахбаева Г. И., Шалабаева Л. И. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.