Физкультурные праздники как средство гармонического развития ребенка младшего школьного возраста

Введение

Физическое воспитание — одна из форм педагогической деятельности, которая имеет большое значение в жизни человека. Физическая культура — часть образа жизни человека, система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических психических возможностях организма, на специально-материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию.

В учебном пособии Э.Я.Степаненковой дается следующая характеристика физической культуры:»Физическая культура как часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развития физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.» Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2006. — С.6.

«Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков «. — Из учебного пособия Ж.К.Холодова и В.С. Кузнецова. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — М.: Академия, 2004. — С.169.

Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов общеобразовательной и профессиональной школы; физической подготовкой в вузах, спортобществах клубах, секциях, здоровья; программами спортивных школ, кружков, зарядкой дома и на производстве.

Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Гармоническое развитие личности — это развитие всех способностей личности, развитие тела и духа, нравственности и практичности, знаний и умений, технического и гуманитарного мышления, способности, как к физическому, так и к интеллектуальному поиску.

Гармоническое развитие ребенка включает в себя — развитие тела, души и духа. Развитие тела — физическое развитие, сильное и выносливое тело, прекрасное здоровье; развитие души — чувственный и эмоциональный опыт, овладение искусствами, восприятие искусства — общение с красотой; развитие духа — познание мира и себя. Гармоническое развитие ребенка — это не только работа над его физическими достижениями, это результат грамотно выстроенного воспитания, учитывающего природные способности ребенка.

3 стр., 1145 слов

Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами

«Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами». У меня есть маленькая сестренка, ее зовут Аня, ей 2 года. Иногда, мои родители просят меня посидеть с ней, но, как известно, в моем возрасте куда интересней гулять с друзьями, чем сидеть с маленьким ребенком. Именно поэтому, спасением для меня стал телевизор. Включив любимый мультик Ани, я могла спокойно заниматься своими делами, ...

По мнению авторов учебного пособия «Теория и методика физического воспитания и спорта» Холодова Ж.К. и Кузнецова В.С. именно « в школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программные материалы теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.» Одной из форм физического воспитания ребенка младшего школьного возраста и существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. Спортивное мероприятие — праздник — это совокупность действий в процессе специально организованных спортивных состязаний, объединенных образовательной задачей и имеющих черты физкультурно-спортивного зрелища. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, «дней здоровья».

Цель данной курсовой работы показать, как физкультурные праздники оказывают влияние на формирование личности ребенка младшего школьного возраста — на развитие тела, души и духа.

Объект исследования — физкультурные праздники как оздоровительный, познавательный, воспитательный процесс. Предмет исследования — влияние физкультурных праздников на процесс формирование гармонического развития ребенка младшего школьного возраста.

Актуальность этого вопроса в том, что физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомофизиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть.

12 стр., 5624 слов

Роль семьи в воспитании школьников младших классов 3

... воспитания определяются в семье. Развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.  Воспитание детей ... черты характера, воля, эстетические вкусы и физические качества человека.  Если воспитание в ширoком понимании включает процесс познания ...

Вот что пишут о физическом воспитании младших школьников в учебном пособии Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов:»С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в тоже время ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармонического развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности. Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения двигательным умениям и навыкам.» Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2004.- С.170.

В этой работе будет проведено исследование организации и проведение физкультурных праздников как средство гармонического развития ребенка младшего школьного возраста.

Метод исследования — анализ научно-методической литературы, выводы из собственного опыта ведения баскетбольной секции для школьников младшего возраста.

Целесообразно, если есть возможность провести при экспериментальном проведении исследования анкетирование и наблюдение участников праздника (в данном случае учеников и их родителей) и по данным показателям сделать выводы об эффективности данного спортивного праздника.

1. Физкультурные праздники как одна из форм физического воспитания ребенка

1.1 Задачи и особенности физического воспитания школьников на современном этапе

Детский возраст — это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Вместе с тем, это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.

Однако с началом обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается примерно в два раза. Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные перегрузки школьников заставляет их часами просиживать над тетрадями и книгами, увлечение компьютерными играми, видеофильмами — главные причины малоподвижного образа жизни. В результате недостаточной двигательной активности в организме школьника нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ, к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма, общему ухудшению состояния здоровья.

6 стр., 2528 слов

Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста

... характеристик физической подготовленности детей 3-6 лет. Следующим инновационным направлением совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста является объективизация процессов развития физических качеств ... 3-летнего возраста. Однако по мере взросления детей происходит постепенная дифференциация в динамике интересов. Причем для мальчиков занятия физическими упражнениями ...

По заключению специалистов, объем двигательной активности школьника должен составлять не менее шести часов в неделю. В этом случае, у учащихся наблюдаются наиболее высокие показатели умственной работоспособности, повышается их успеваемость, возрастает сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Уроки физкультуры лишь частично выполняют эту задачу.

Один из возможных путей решения этой задачи — это проведение во внеурочное время в большом объеме спортивно-массовых оздоровительных мероприятий — праздников. Праздники в жизни школьника занимают не последнее место. Систематически ежедневные занятия, большой объем информации — все это является определенной нагрузкой для ребенка, которому в силу его возрастных особенностей необходима определенная «доза» двигательной активности. Увеличить двигательную активность школьников можно за счет спортивных мероприятий, праздников, конкурсов, игр, разработанных для школьников младшего возраста.

Ценность таких мероприятий заключается в том, что они не требуют от участников специальной подготовки, а могут проводиться в любое время года, участвовать в них могут дети разного возраста.

В зависимости от цели и задач, физкультурные праздники могут способствовать развитию двигательных качеств, формировать такие положительные черты характера, как уверенность в своих силах, здоровый азарт и спортивную злость, чувство взаимопомощи, умение укрощать свои эмоции, подчинять свои интересы интересам команды.

1.2 Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст считают наиболее благоприятным, он выделяется среди других возрастов наименьшей заболеваемостью.

6 стр., 2645 слов

Не хронологическому возрасту ребенка, а его речевому развитию

РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ МАЛЫША наиболее адекватным для успешного развития речи ребен­ка употребление простых слов, относящихся к конкретным предметам и реальным, происходящим в настоящий момент действиям. речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время обращения к ребенку он мог видеть как движения ...

В это время происходит накопление сил для последующих этапов жизни. Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием.

Нервная система. Границы младшего школьного возраста устанавливаются с 6 — 7 до 9 — 10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Эти особенности описаны в учебнике И.В. Дубровиной. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2006. — С. 354.

Костная и мышечная система. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков различна. Так длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 — 9 лет. В учебном пособии Ж. К. Холодова и В.С. Кузнецова приводятся описания особенностей костной и мышечной системы. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2004. — С.187.

Сердечно-сосудистая система. Отношение веса сердца к весу тела приближается в этом возрасте к такому же, как у взрослых, однако, снабжение кровью тканей тела происходит почти в два раза быстрее. Этим обеспечивается более интенсивный обмен веществ. Частота пульса в возрасте 7 — 11 лет колеблется между 84 и 90 ударами в минуту. Процесс развития сердца еще не завершен, чем объясняются резкие колебания частоты пульса под влиянием незначительных причин. В то же время отмечается быстрая приспособляемость к нагрузкам

Дыхательная система. Недостаточная глубина дыхания компенсируется сравнительно высокой частотой — от 20 до 22 раз в минуту.

3 стр., 1337 слов

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по воспитанию межличностных отношении

Оглавление Введение…………………………………………………………………………...2 Глав1.Теоретические аспекты по воспитанию межличностных взаимоотношений в детском коллективе социально – педагогической литературе)………………………………………………………………………...6 1.1.Воспитание межличностных отношений детей в детском коллективе…..6 1.2.Особенности межличностных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...13 ...

Обмен веществ становится активнее, так как продолжающийся рост и увеличение веса тела требуют усиленного питания. Детей данного возраста необходимо кормить 4 — 5 раз в сутки.

В этот период совершенствуются естественные движения, они становятся все более координированы. Однако, развитие механизмов центральной нервной системы еще недостаточно, поэтому дети 7 — 11 летнего возраста быстро утомляются, следовательно, деятельность, выполняемая детьми, должна быть разнообразна по характеру, воздействию на те или иные мышечные группы или системы организма, а также чередоваться с краткосрочным отдыхом, тогда дети не будут утомляться.

1.3 Особенности психического развития детей 7 — 11 лет

Особенностями психофизического воспитания в этом возрасте являются:

— процессы возбуждения в центральной нервной системе преобладают, что объясняет непоседливость детей данного возрастного периода;

— процессы торможения отличаются слабостью — отсюда их излишняя торопливость;

— возбуждение и торможение характеризуется малой подвижностью, что особенно ярко проявляется в неумении быстро переключаться с одной работы на другую (поэтому необходимо делать небольшие паузы в занятиях с этими детьми).

Развитие основных психофизических качеств, происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Эти особенности описаны в учебнике Э.Я.Степаненковой.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2006. — С. 103.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивный рост мускулатуры, развитие мышечной силы, координации при общем увеличении подвижности. Однако дети не могут продолжительное время выполнять однообразные, даже несложные движения, мускулатура у них еще неокрепшая, а утомляемость высокая.

Младший школьный возраст — благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Можно развивать такие координационные способности как точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстроту и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве и кондиционные (скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость).

19 стр., 9224 слов

Методики социальной работы с семьей ребенка с особенностями психофизического развития

... блока являлась ознакомление родителей с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психологическими особенностями, с факторами и ... ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть ... с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, ...

1.4 Резерв двигательной активности

Уроки физической культуры выполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья.

Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и объективно помочь увеличить двигательную активность.

Ребенок — младший школьник — чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут появиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно физически здоровыми.

Помимо семьи развитию двигательной активности ребенка серьезное внимание может и должна уделять школа. Внеклассная спортивно-оздоровительная работа, проводимая в субботу, в праздничные дни и во время каникул — вот резерв, который повысит двигательную активность и улучшит физическую подготовку не только обучающихся, но и родителей.

Успех в разнообразии форм. Главное найти такие формы мероприятий, которые не только способствовали бы развитию физических качеств, но и помогли бы закреплению досуговых знаний и умений. Это все будет способствовать повышению эмоционального тонуса, активности не только детей, но и их родителей, даст возможность самовыразиться.

2. Задачи, методы, организация, исследование физкультурно-оздоровительных праздников для детей младшего школьного возраста

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннего развитие личности школьника — это крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

В учебном пособии Ж.К. Холодова и В.С.Кузнецова выделены следующие задачи при проведении физкультурных мероприятий для детей данного возраста:

— укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому развитию личности;

— овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

— развитие координационных и кондиционных способностей;

— формирование элементарных знаний о личной гигиене;

— выработка представлений об основных видах спорта;

— приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

— воспитание честности, дисциплинированности, отзывчивости, смелости. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2004. — С.169

Система физического воспитания должна создавать максимально благоприятные условия для развития и раскрытия не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределение. Комплексная программа включает в себя содержание основных форм физической культуры в 1 — 4 классах, состоит из четырех взаимосвязанных частей:

— уроки физической культуры,

— физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня,

— внеклассная работа,

— физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Результативность внеклассных форм физического воспитания, физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной работы обеспечивается совместными усилиями директора школы, его заместителей по воспитательной и учебной работе, учителей физической культуры, учителей начальной школы, физкультурного актива учащихся старших классов, тренеров, спортсменов, шефствующих организаций, родителей.

Созданная Ляхом В.И. программа для школьников 1 — 4 классов, создавалась с учетом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные и внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределение.Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы 1 — 4 классов: Учебное пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — С.4.

2.1 Классификация праздников для детей младшего школьного возраста

Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни.

В положении о празднике указываются: цель, задачи, время и место проведения, порядок его подготовки (распределение обязанностей между его организаторами), порядок открытия и закрытия, состав участников и программы показательных выступлений, участники и программы массово — затейной части, форма заявок на участие в соревнованиях.

На торжественном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.

В ходе любого праздника осуществляется решение целого ряда задач, способствующих гармоническому развитию ребенка, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирается тематика и содержания, определяются методы и приемы работы.

По доминирующей задаче выделяют следующие праздники.

Формирование здорового образа жизни. Это тематические праздники типа «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья», «День здоровье».

Воспитание интереса к физкультуре и спорту, к личным достижениям, к спортивным событиям нашей страны и всего мира. Характерными особенностями этих праздников является включение в их программу игр с элементами командного и личного материала и эстафет. Подбор познавательного материала об олимпийском движении, российских спортсменах. Тематика таких праздников «Олимпийцы среди нас», «Веселые старты».

Шуточные праздники — развлечения с целью создания хорошего настроения от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов. Цель таких праздников — позабавить детей, доставить им удовольствие.

Демонстрация спортивных достижений. Такой праздник обычно совмещается с итоговыми событиями в жизни детей: окончание учебного года («Какими мы стали») или сезонными изменениями: конец зимы, лета («Лыжные соревнования», «Велосипедные гонки»).

Формирование познавательной активности. Цель — расширять и систематизировать знания в области экологии, географии, астрономии, литературы. В такие праздники включаются соревнования эрудитов: викторины, разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок. Такие викторины и конкурсы должны быть совмещены с соревновательными, двигательными конкурсами.

Воспитание нравственных качеств. Игровая деятельность, направленная на формирование готовности и умения прийти друг другу на помощь, является непременным компонентом содержания этих праздников.

По двигательному содержанию праздники делятся:

— на комбинированные — стоится на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений;

— на основе спортивных игр (проведение между параллельными группами чемпионатов по футболу, баскетболу, хоккею и другим спортивным играм).

Можно включить в праздник игры — эстафеты и игры с элементами индивидуальных и коллективных соревнований;

— на основе спортивных упражнений. Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (например, ходьба на лыжах, катание на санках зимой или катание на велосипеде, роликах летом);

— на основе подвижных игр, аттракционов, забав. Это наиболее распространенный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специально оборудованной площадки. Универсальность праздника заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых.

По методам проведения праздников выделяются следующие их разновидности:

— игровые — проводятся с детьми всех возрастов; игры — прекрасное средство развития. Дети младшего возраста увлекаются самыми разнообразными подвижными играми. Некоторые описаны в пособии Прибыщенко М.Н. «Спортивные праздники круглый год».

— соревновательные — участники двух и более команд соревнуются между собой или все дети вступают в противоборство с реальным или воображаемым персонажем;

— сюжетные — выполнение двигательных заданий осуществляется в соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражнения связываются единой темой и идеей;

— творческие — их цель формирование творческой активности, умение самостоятельно принимать решения, инициативы (это задание — головоломки, поисковые вопросы).

Прибыщенко М.Н. Спортивные праздники круглый год. — М.: ИКЦ “МарТ”, Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2004. С.4.

2.2 Педагогические требования к организации физкультурных праздников

Физкультурные праздники в школе организуются в соответствии с программными указаниями, периодичность их проведения два раза в год. В начале года желательно четко спланировать физкультурные праздники, наметить их тематику. Это позволит предусмотреть наиболее целесообразное их сочетание с праздниками общественно-политической направленности, посвященными дням общенародных торжеств, например: праздники посвященные Дню Победы, Дню Физкультурника.

При любой форме организации физкультурного праздника школьников, он должен быть настоящим праздником для детей. Недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Недопустим отбор участников праздника из детей, отличившихся на поэтапных соревнованиях. Такой подход не соответствует особенностям психического и физического развития ребенка. Тренировочные занятия с такими детьми отвлекают внимание преподавателей от систематической работы со всеми ребятами. Как правило, на соревнованиях с последовательным выбыванием от этапа к этапу более слабых участников, возникает обстановка чрезмерного детского возбуждения.

Это неблагоприятно для развития и воспитания ребенка: у более подготовленных детей это может привести к зарождению эгоистических черт характера — зазнайству, недоброжелательному отношению к партнерам, неуважение к более слабым, у последних вызвать неуверенность в своих силах, снизить интерес к занятиям.

Активная деятельность всех детей на физкультурном празднике — важный фактор его воспитательно-образовательной эффективности. Организаторам праздника необходимо позаботиться о том, чтобы никто из детей не находился в рядах постоянных зрителей, болельщиков. Дети должны все вместе и поочередно командами участвовать в разных номерах программы, помогать ведущим и судьям. Детям свойственно эмоционально-действенное восприятие происходящих на празднике соревнований, эстафет, аттракционов. Взрослые не должны забывать об этом, стремиться к поддержанию на празднике разумной организованности и дисциплинированного поведения детей.

2.3 Исследование и планирование физкультурного праздника «Мама, папа, я — спортивная семья» для детей младшего школьного возраста

В существующей методической литературе часто встречается, когда спортивные соревнования называют праздниками спорта. Действительно, хорошо организованные соревнования с парадом открытия и закрытия, торжественным награждением победителей являются своеобразным праздником спорта. Но для специалиста физкультурные праздники — это комплексное мероприятие, включающее в себя соревнование, показательные выступления, конкурсы, викторины, игры и, самое главное, охватывающее всех участников. При составлении программы физкультурного праздника «Мама, папа, я — спортивная семья» были учтены рекомендации по организации (из методического пособия Погадаева Г.И. «Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе»).

Погадаев Г.И. Организация и проведение физкультурно — оздоровительных мероприятий в школе. 1 — 11 класс: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2006. — С.17

Для праздника характерны торжественные парады и церемонии открытия и закрытия, приглашение гостей. Все праздники посвящаются историческим событиям или событиям в жизни школы, и это накладывает на характер их проведения, программу содержания игр, конкурсов, викторин, массовых выступлений.

К организации, составления программы, подготовки надо привлечь учителей и учеников, а в данном случае и родителей, так как в празднике участвуют родители учащихся.

При составлении программы физкультурного праздника «Мама, папа, я — спортивная семья», который предполагается провести под девизом «Здоровье — главный итог, бодрость — главная победа», целесообразно обозначить следующее:

1) Цель физкультурного праздника: пропаганда здорового образа жизни через спортивно-оздоровительную внеурочную деятельность;

2) Задачи:

— укрепление здоровья и физического развития учащихся и их родителей;

— координация работы воспитательной направленности по сотрудничеству семьями;

— сплочение коллектива учащихся, родителей;

— развитие силы, ловкости, скорости, физического умения и навыков;

— воспитание любви к физкультуре и спорту, чувство дружбы, взаимовыручке, коллективизма;

— приобретение положительных эмоций всеми участниками праздника.

Для того, что бы праздник удался, надо создать предпраздничное настроение. Оно связано с ожиданием чего-то приятного, доброго. Детям необходимо знать, что на празднике их ждет что-то интересное и таинственное.

Если детям обещан интересный праздник, если он их коллективное творение, не понадобится распоряжение насчет обязательной явки. Общность пережитых чувств обогащает эмоциональный опыт детей, а сам праздник, вызвавший совместные переживания и радостные чувства, становится эффективным средством воспитательной работы учителя. Успех праздника обеспечивается использованием комплекса средств эмоционально-нравственного воздействия на его участников. Ведущее место в нем принадлежит слову, содержащему основную информацию, влияющую на двигательную деятельность детей. Воздействие слова усиливают средства наглядности, когда подготовленный ученик сам показывает задание, а не учитель. Созданию эмоционального настроения участников праздника способствуют разнообразные виды заданий, шутки.

Музыкальное оформление играет огромную роль в любом празднике. Феномен музыки состоит в том, что спортивный марш дисциплинирует участников. Поэтому открытие и закрытие праздника лучше сопровождать спортивным маршем. Также конкурсы могут сопровождаться музыкой, что задает темп выполнения заданий. К празднику должна быть подготовлена фонотека. Музыкальное оформление удобнее записать на один из носителей информации и несколько раз сделать прогон записи. Музыкальное оформление совместно могут сделать учитель музыки и информатики.

Соревновательная атмосфера — важный компонент любого праздника. Соревнование укрепляет чувство принадлежности к своему коллективу, формирует навыки сотрудничества. На празднике должны возникать моменты волевого, физического, эмоционального напряжения и эмоциональной разрядки (кричалки, частушки, речевки).

Оформление спортивной площадки играет важную роль. Площадки должны быть оформлены красочными таблицами для занесения результатов конкурсов, лозунгами, призывами, флагами, что также создает праздничную атмосферу.

Афиша важная составляющая праздника, ее следует сделать яркой и запоминающейся.

Этот праздник, как и все остальные физкультурные праздники, лучше проводить, начиная со второй половины сентября, когда учащиеся адаптируется к учебным нагрузкам.

В праздники «Мама, папа, я — спортивная семья» принимают участие школьники первых классов и их родители. Подготовка к празднику предусматривает целый комплекс мероприятий, а именно:

создание оргкомитета, который руководит праздником, это коллектив школы, в том числе врач или медицинская сестра, представитель отдела образования, шефствующих организаций, родительского комитета;

распределение обязанностей среди членов оргкомитета.

План мероприятия:

— составление программы соревнования, торжественное открытие;

— выход и построение команд, приветственное обращение главного организатора или ведущего;

— приветствие командами друг друга;

— представление арбитров;

— объяснение правил предстоящих соревнований;

— торжественный марш команд к выходу на старт под приветствие зрителей;

— конкурсы, задания для участников команд;

— выступление групп поддержки;

— конкурсы для болельщиков;

— музыкальная заставка;

— построение команд;

— подведение итогов мероприятия;

— награждение;

— организованный выход команд под аплодисменты зрителей.

Подготовка к мероприятию:

— разработка сценария (время, место, разметка площадки, подготовка инвентаря);

— подготовка и вывешивание объявления;

— проведение совещания с физоргами и ознакомления их с программой соревнований;

— тренировка команд (с учетом, использования различных форм занятий);

— подбор и утверждение судейской коллегии из числа учащихся, педагогов;

— подготовка дипломов, грамот.

Сценарий праздника

Празднично оформлена школьная площадка, висят афиши с программой праздника, плакаты с приглашением зрителей и болельщиков.

Участники — 10 команд (первоклассники и их родители).

Под звуки спортивного марша команды выходят на площадку, где их встречают аплодисментами зрители, педагоги и родители.

Ведущий открывает праздник: «Добрый день, уважаемые родители, дети, болельщики. Сегодня у нас праздник. И мы рады приветствовать вас на спортивном празднике семейных команд.

Всем надо спортом заниматься!

И вот, чтоб ставить всем рекорды

И о больницах забывать,

Над взрослыми в вопросах спорта

Решили дети шефство взять!»

Ведущий знакомит с участниками праздника. Команды представляются, у каждой команды свое название, свой девиз, например: название команды «Солнышко», девиз: «Светить всегда, светить везде», «Здоровячки», девиз «В здоровом теле, здоровый дух!» Команды приветствуют друг друга: «Физкульт — Привет!» Ведущий представляет судейскую коллегию.

«Когда идете вы на штурм эстафеты,

Победа вам не очень-то видна,

Но вы дойдете до победы,

Желаю вам ни пуха ни пера».

Программа праздника состоит из 10 конкурсов, между конкурсами викторина для болельщиков.

Первый конкурс — комбинированная эстафета.

Здесь ведущий рассказывает, что первый и второй конкурс включают элементы баскетбола, что это за игра.

Папа переносит три баскетбольных мяча, обегает стойку. Мама ведет обручем мяч по площадке, обегает стойку. Ребенок выполняет ведение баскетбольного мяча до стойки и обратно. Выполнять эти игровые действия школьники должны по упрощенным правилам, как описано в программе Петровой Т.В. физическая культура для 1 — 4 классов.Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Петров В.В. Физическая культура. Программа 1 — 4 классов. — М.: Вентана — граф, 2013. — С.11.

Второй конкурс — комбинированная эстафета.

Папа зажал баскетбольный мяч между коленями, прыжками перемещается до лежачего в пятнадцати метрах от линии старта обруча, кладет в него мяч, берет скакалку, возвращается к команде и передает скакалку маме, мама прыгает до обруча. Кладет скакалку в обруч, возвращается к команде, ребенок берет скакалку в одну руку, а другой ведет мяч до финиша.

Третья эстафета.

Папа бежит, опираясь руками о скамейку, прыгает через нее, как через «козла», обегает стойку и возвращается к команде. Мама катит набивной мяч, огибает стойку и катит его к команде. Ребенок прыгает на скакалке, туда и обратно.

Четвертая эстафета.

Папа прыгает «лягушкой» до стойки, обратно бегом. Мама прыгает «зайчиком», обратно бегом. Ребенок идет в сторону «крабиком», обратно бегом.

Пятая эстафета.

Дети принимают положение упора лежа. Папы берут их за ноги. В таком положении передвигаются до стойки, папы берут мяч и обратно идут, передавая мяч под ногами, шагая выпадами. Мама выполняет ведение баскетбольного мяча туда и обратно.

Шестая эстафета — «Переправа».

Папа переставляет деревянные «кочки», мама по ним идет до обруча, ребенок забирает «кочки» и с ними бежит к финишу.

Седьмая эстафета.

Каждый из участников команды поочередно ведет рукой воздушный шарик до поворотной стойки и обратно.

Восьмая эстафета — «Посадка и сбор овощей».

Ребенок сажает «картошку» в лунки, мама собирает урожай, папа сажает «картошку» в одну сторону, обегает поворотную стойку и собирает урожай и лунки в ведро.

Девятый конкурс — «Автограф».

Каждый участник по очереди бежит к столу, на нем лежит лист бумаги. Необходимо написать текст: «Мама, папа, я» — пишет мама, «дружная, спортивная» — пишет папа, «семья» — пишет ребенок.

Десятый конкурс — «Цепочка».

Встав в одну шеренгу, каждый член команды передает коробки из рук в руки по цепочке.

Между конкурсами — музыкальная пауза, показательные выступления гимнасток из спортивной школы.

Чтобы дать отдохнуть командам — участникам, проводится викторина для болельщиков, вопросы следующие:

— место, где проходит футбольный матч;

— Родина олимпийских игр;

— площадка для бокса;

— число футболистов в команде;

— без чего нельзя играть в волейбол;

– королева спорта — это…

Обязанности ведущего обеспечить гласность состязаний и оперативную информацию о ходе и итогах состязаний, заранее ознакомиться с правилами конкурсов и перед началом конкурса объяснить участникам и болельщикам основное его содержание, внимательно следить за всеми участниками состязаний, чтобы можно было своевременно обнаружить признаки переутомления участвующих.

Заканчивается праздник построением команд. Жюри подводит итоги конкурсов и викторины. Система оценки результатов может быть различной. Самая простая — подсчет очков, например: за первое место — 3 очка, второе место — 2 очка, третье место — 1 очко. Команда, набравшая большее количество очков, становится победителем.

Существует мнение, что для детей в соревнованиях главное не победа, а участие. Это неверно. Для них важен и конечный итог соревнований, и результат борьбы в каждой отдельной игре или эстафете. Психика детей очень ранима, они остро реагируют на любую несправедливость.

Команды, занявшие призовые места награждаются грамотами. Все участники — сладкими призами.

Главная нагрузка по организации праздника ложится на преподавателя физкультуры и классных преподавателей участников праздника: это регулярное освоение гимнастических упражнений во время физкультурных занятий, ежедневное участие детей в подвижных и спортивных играх, спортивных упражнениях, предусмотренных программой; распределение обязанностей между родителями, создание команды из числа родителей; подготовка места для организации соревнований и аттракционов, спортивной одежды и костюмов для выступлений; участие в художественном оформлении; утверждение сценария и реализации программы праздника.

3. Результаты исследования и их обсуждение

3.1 Схема анализа и самоанализа

Организация и проведение физкультурных праздников для школьников — это своеобразный экзамен школьного коллектива физкультуры.

Эффективность мероприятия можно оценивать по степени решения воспитательных, образовательных и оздоровительных задач.

Степень решения образовательных задач определяется с помощью качества выполнения заданий. Например, на праздники в некоторые конкурсы были включены такие элементы из баскетбола, как ведение мяча. В комплексной программе физического воспитания для 1 — 4 классов сказано, что в подвижных играх школьник младшего возраста должен уметь играть в одну из игр «пионербол», «перестрелка». На праздники мы видим что, в конкурсах участники выполняют ведение баскетбольного мяча, что для школьника 1 классов является трудным в выполнении, хотя и новым элементом, так как на уроках физкультуры основной спортивной игрой с мячом является «пионербол». Известно, что в младших классах на уроках физкультуры, уделяется мало внимания игровым видам спорта баскетболу, волейболу, гандболу так как они считаются трудными и сложными для младшего школьника. Однако я считаю, что детей надо знакомить с этими видами спорта, начиная с первых классов.

Ведущий на празднике, рассказывая о проведении первых двух конкурсов, знакомит детей и болельщиков с такой увлекательной игрой, как баскетбол, что, несомненно, расширяет познавательные интересы обучающихся. Сопоставив материал мероприятий с программными требованиями, можно установить степень новизны полученных знаний.

3.2 Сотрудничество родителей со школой

Воспитательная эффективность мероприятия проявляется в самореализации ребенка, его активности и удовлетворенности успехами. Лучшим методом воспитания привычки и занятиями физическими упражнениями является личный пример родителей школьника. Участие взрослых в совместном празднике имеет большое значение. В совместных мероприятиях достигается духовный контакт с ребенком. Дети младшего возраста активно реагируют на желание родителей включиться в общее дело. Сотрудничество родителей со школой помогает преодолеть инертность, дает толчок к началу семейных занятий доступными видами спорта, помогает приобрести навыки коллективного общения, опыт активного отдыха.

Можно надеяться, что после таких праздников все больше родителей и учеников приобщатся к занятиям физической культурой, турпоходам, прогулкам на воздухе.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом как для реализации воспитательных задач, направленных на формирование целостной личности учащихся, так и для развития большинства основных двигательных качеств.

3.3 Ожидаемые результаты

После праздника необходимо провести обсуждение и задать детям, их родителям вопросы: «Что у нас получилось хорошо? Что у нас удалось? Что нужно учесть на будущее?» Даже если ребят постигла неудача, чья-то команда не победила, обязательно надо найти что-то хорошее, что удалось. Если в минуту общей радости и удовлетворения от успеха наши ученики научатся замечать, что и почему им не удалось, они будут избавлены от опасной болезни, имя которой — зазнайство, самоуспокоенность.

Полезно будет провести анкетирование учеников и родителей, участвовавших в празднике. Анализ данного мероприятия и анкетирования поможет дать оценку данного праздника, извлечь из ошибок и удач полезный опыт и закрепить его в коллективном сознании.

Выводы

1.Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. В младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности — это игра, поэтому физкультурные праздники необходимо планировать с учетом этой важной особенности. Многолетние исследования педагогов Коровиной Л.М. и Степаненковой Э.Я. и других показали успешное развитие творческой деятельности при обучении ребенка физическим упражнениям и подвижным играм. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2006. — С.6

2.Содержание физкультурных праздников в младших классах должно быть наполнено игровыми и сказочными сюжетами, что дает поддерживать высокий эмоциональный настрой учащихся, повышать интерес к двигательной деятельности на занятиях и в неурочное время, легко и успешно адаптироваться к школьной жизни.

3.Все физкультурные праздники должны быть направлены на здоровье, тренировку организма, активный отдых, физическое развитие, формирование двигательного режима, а соревнование между классами обеспечивают реализацию творческой активности детей, развивают навыки здорового соперничества, повышают мотивацию к занятиям физической культурой и спортом.

Организация и проведение физкультурных праздников школьников —

это своеобразный экзамен школьного коллектива физкультуры. Успешная сдача этого экзамена зависит от активной помощи администрации школы.

После систематического внедрения в практику физкультурно-оздоровительных мероприятий можно ожидать следующие результаты:

— увеличится двигательная активность школьников;

— повысится активность участие школьников во внеклассных мероприятиях;

— произойдет профилактика заболеваний и оздоровления;

— произойдет сближения родителей и их детей, родители станут союзниками школы в вопросах физического воспитания;

— расширятся и углубятся знания о видах спорта, правилах соревнований;

— повысится мотивация к изучению предмета «Физическая культура» и занятиям физкультурой и спортом.

Праздник — радость! Надо чаще дарить радость нашим детям — проводить праздники, дни здоровья, спортивные развлечения, походы. Это все мероприятия способствуют повышению функциональных и адаптационных возможностей детского организма, оказывают общеукрепляющее влияние, выступают как мощное средство формирования всесторонне развитой личности.

Общими принципами реализации задач, вытекающими физического воспитания являются: принцип содействия всестороннему и гармоническому развитию личности. Данный принцип раскрывается в двух положениях:

1) В обеспечении единства всех сторон воспитания, формирующих гармоническое развитие личности;

2) В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2000. — С. 18.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Праздники не стоит затягивать, по продолжительности мероприятия должны быть 1,5 — 2 часа, в этом случае обучающиеся не будут эмоционально перегружены и утомлены физически.

2. Болельщикам конкурсы и шуточные задания необходимы, так как детям данного возраста порой бывает просто невозможно усидеть на месте.

3. Новизна, необычность конкурсов, заданий вызывает у детей чувство удивления, а значит, являются занимательными, удивляйте их почаще и добьетесь положительной мотивации к занятиям физической культурой.

4. Задания не должны быть ни слишком трудными, ни слишком легкими.

5. Избегайте травмоопасных заданий, так как в пылу соревновательной борьбы участники не думают об опасности, а направляют свое внимание лишь на то, чтобы не подвести команду.

6. Количество инвентаря должно быть достаточным для одновременного проведения большинства заданий, эстафет, чтобы не затягивать время мероприятия.

7. Не стоит перегружать мероприятие обилием стихов, песен, конкурсов для болельщиков — все должно быть в пределах разумного.

физкультурный праздник младший школьный

Список литературы

1. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб.заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. — 2-е издание, стереотип. — М.: Академия, 2003. — 464с.

2. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы 1 — 4 классов: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. /В.И.Лях. — М.: Просвещение, 2011. — 64с.

3. Погадаев Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе, 1 — 11 кл.: Метод. пособие /Г.И.Погадаев, Б.И.Мишин. — М.: Дрофа, 2005. — 110с.

4. Прибыщенко М.Н. и др. Спортивные праздники круглый год. /Прибыщенко М.Н., Колесник В.И., Трушкин А.Г., Громак Е.С. — М.: ИКЦ «МарТ», 2004. — 288с.

5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М.: Академия, 2006. — 264с.

6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2004. — 480с.

7. Лебедева Н.И. Формирование образа жизни младших школьников. — М.: ИВЦ Минфина, 2005. — 112с.

8. Климова В.И. Человек и его здоровье. — М.: Знание, 2004. — 192с.

9. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. — М.: Сталкер, — 2004. — 502с.

10. Болонов Г.П. Сценарий спортивно-театрализованных праздников. Уч.пос. Кн.1 /Г.П.Болонов, Н.В.Болонова. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 80с.

11. Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления. /Б.Н.Петров — М.: СпортАкадемПресс, 2006. — 352с.

12. Размещено на