Ключевые работы Руб. «Бытиё и сознание», Леон. «Деятельность. Сознание. Личность». Эта теория заложена в основу основной научной парадигмы в отечественной психологии. У Руб. и Леон. Разные подходы к теории деят-ти.
Деят-ть у Руб.-актив-ть упра-ая сознат.целью. Цель-образ потребностного будущего.цель управ.деят.человека.,
Рубинштейнразработал основные принципы отечественной материалистической психологии: — — принцип единства сознания и деят-ти Р. понимал, что деят-ть и сознание неразрывно связаны и находятся во взаимной зависимости. Это означает – поведение, деят-ть зависят от сознания, т.к. оно или управляется, или с другой стор, сознание зависит от деят-ти, т.к. оно в ней формируется. — детерминизма (был положен на психические явления а в частности на мышление, для изучения природы психических явлений; преломление внешнего через внутреннее); — развития/генетический Р. говорил: «Развитие психики является для нас не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психологических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания». Т.е. для Р. –деятельность явл-ся объяснительным принципом психической деят-ти тех или иных явлений психики.
Для Л. предметом психологии явл. псих-кая деят-ть. Любая психич. ф-ция Есть внутренняя псих. деят-ть (память. Мышление, восприятие).
Правильнее бы было говорить не мышление, а мыслительная деят-ть, не память, а мнемическая деят-ть, не ощущения, а сенсорная деят-ть. Внутр.психич.деят-ть происходит из внешней. Л.опирался на взгляды Выготского. (в начале любая психическая ф-ция существует во внешнем социальном плане, а потом во внутреннем, происходит интериаризации. Главным условием интериоризации явл деят-ть. Благодаря ей происходит присвоение соц опыта. Соц. опыт накапливается в продуктах соц. деят-ти: в орудиях труда и языке. Ребёнок овладевая языком, присваивает опыт, ребёнок распредмечивает этот предмет, вскрывает сущностные свойства. Ребёнок тем самым поднимается на уровень. На к-ром сейчас находится человечество. Согласно Л. – деятельность всегда является предметной, т.е. имеет свой предмет. Л. формирует представление о целостной структуре деят-ти.
Структура деят-ти по Леонтьеву:деятельность состоит из действий, их операций, из психофизиологических ф-ций (совокупность психофизиологических механизмов).
Психология административной деятельности органов внутренних дел
... безопасности государства, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; координирует деятельность правоохранительных органов. . Министр внутренних дел Республики Казахстан 1. Министерство ... управления внутренними делами является Министерство внутренних дел Республики Казахстан. Деятельность министерства и его структурных подразделений осуществляется в нескольких организационно- ...
Деят-ть связана всегда с мотивом и целью. Это важный структурный компонент деят-ти. Потребность-это состояние нужды, в которой выражается зависимость существования организма или личности от тех или иных условий. Потребность проявляется в мотиве, если она встречается с целью. Действие всегда подчинено общей цели деят-ти. Цель-это модель потребности будущего. У каждого действия есть конечная цель. Операция составная часть действия, а действия определяются целью, то операция определяется условиями её достижения. Соотношение действий и операций многообразно, взаимообратимы, т.е. действия можно обращать в операции и наоборот. (напр. Ребёнок учится писать отдельные буквы, для него это действие, а для взрослого-операция).
Действия всегда осознаваемы, а операция не всегда, иногда автоматически (напр., ставим запятую).
Осознанность овладения действиями и операциями приводит к развитию. Чтобы операция стала возможной, нужны психофизические предпосылки(физиологические механизмы обеспечения психических процессов, н-р: специальные приемы для быстрого запоминания, СП-ти к ощущениям.)
17. Психология мышления.
Мышление – высший познавательный психич. процесс, неразрывно связанный с речью и характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Проблемами мышления занимались А.Бине (понятийное мышление), А.А.Смирнов и А.Н.Леонтьев (решали проблемы мышления в рамках психологической теории деятельности, мышление понимается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию деятельности); П.Я Гальперин (поэтапное формирование умственных действий и понятий), Л.В.Занков, В.В.Давыдов (теория развивающего обучения).
М. как особый психический процесс имеет ряд характеристик и признаков:
1) обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.
2) опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Например, для того чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу. Однако чаще всего мы поступаем по-другому. Если мы хотим узнать, холодно на улице или тепло, мы пользуемся наружным термометром или слушаем сводку погоды и на основе информации о температурных характеристиках внешней среды делаем вывод о том, тепло на улице или холодно.
3) мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить.
4) Исключительно важная особенность мышления — неразрывная связь с речью. Речь – является орудием мышления. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих.
Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с задержкой ...
... дает следующую формулировку: мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и ... значение. Мышление в образах есть сложный процесс, в котором представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийной обработки и мысленного ...
Формы мышления:
В структуре мышления выделяют следующие логические формы: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности (например: понятие «человек» входят признаки орудие труда, труд, речь, это признаки, отличающие его от животных).
Содержание понятий раскрываются в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной. Суждение– это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами и явлениями, между теми или иными признаками. Это форма мышления, когда что-то утверждается или отрицается. Суждения образуются 2 основными способами:
1) Непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается (мальчик ест яблоко).
2) опосредованно – путем умозаключений (собака – животное).
Умозаключение – это такая связь между понятиями, суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений получается другое, извлеченное из содержания исходных суждений.
В мыслительных операциях принято различать два основных вида умозаключений: индукцию или дедукцию.
Индукция— это переход от частных случаев к общему положению(н-р: москва – столица России).
Дедукция— это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения (н-р: если пойдет дождь, то все крыши будут мокрые).
Основные мыслительные операции:
Сравнение – это установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира.(н-р: деньги в долг).
Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета(н-р: меня предал человек, я ситуацию предательства анализирую, чтобы понять причину предательства с его стороны).
Синтез — это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств(н-р: ребенок разбил вазу стеклянную мы мысленно представляем ее себе целой).
Абстракция — это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков(н-р: клеточка организма)
Обобщениетесно связано с абстракцией. При обобщениипредметы и явления соединяются вместе на основе их общих и существенных признаком(н-р: планеты составляют — вселенная )
Конкретизацияявляется процессом, противоположным абстракции. Конкретизация — это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению (н-р: «стол» являются понятия «письменный стол», «обеденный стол», «разделочный стол», «рабочий стол»).
Виды мышления:
По характеру
— теоретическое
— практическое
Теоретическое мышление:
— понятийное мышление— это такое мышление, в котором используются определенные понятия(н-р: выделение домашних и диких животных).
— образное мышление— это мышление, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением(н-р: сноведения, фантазии.)
Игровая деятельность в процессе социализации детей.Сюжетно-ролевые ...
... значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая ... навыки, относящиеся к питанию: умение намазать хлеб маслом, налить чай, накрыть стол, убрать со стола, раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т.д.; - элементарные движения: ...
— абстрактно-логическое– лишенной непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям (н-р: что вы понимаете под слово «развитие» у старших школьников и взрослых).
Практическое мышление
— наглядно-действенное– особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами(н-р: чел.надо достать вещь которая закатилась под диван, он понимает, что рукой достать невозможно, и достает палкой или др.длин предметом).
Процессы наглядно-действенного мышления представляют собой изучение ситуации, в которой возникла соответствующая задача, с помощью органов чувств
— наглядно-образное– это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Данный вид мышления не требует систематического практического манипулирования с предметом, однако необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять его(н-р: чел.хочет расставить мебель по другому в квартире, ему не нужно двигать и смотреть как она буд. выглядеть, он представит ее образно)
2. По степени развернутости мышления во времени:
Дискурсивное (аналитическое) мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия(н-р: нас попросили расставить возраст учащихся в списках, но мы понимаем что не возраст, а дату рождения).
Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира(н-р: я чувств, что нужно действовать так и не иначе).
3. По степени новизны и оригинальности различают
Репродуктивное мышление — это мышление, имеющее дело с такими задачами, решение которых кем-то, когда-то уже было найдено. Его еще называют нетворческим мышлением(н-р: когда чел. Мыслит известным ему способом, нр обвиняя других но не разбираясь в сит. )
Продуктивное мышление— мышление на основе творческого воображения(н-р: написание стих, т.е сделать что-то новое)
21. Общая характеристика внимания. Виды и свойства внимания.
Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.
В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.
Внимание– это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно — динамическая сторона всех познавательных процессов. Согласно теории П.Я. Гальперина: «Функция внимания — осуществляет контроль в деятельности, обеспечивает ориентировочный этап в деятельности». Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.
Направления профессиональной деятельности студента- выпускника ...
... социальными проектами, программами, процессами Направления профессиональной деятельности студента- выпускника в процессе преддипломной практики Социально- ... как система социальной помощи и поддержки человека (органы, предприятия, учреждения и организации социальной ... координации в деятельности специалистов по решению профессиональных задач; организация делового общения, взаимодействия с ...
Виды внимания:
— произвольное — сознательно регулируемое сосредоточение (психологический механизм произвольного внимания — наличие цели: физиологический механизм произвольного внимания — акцептор действия); Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
(н-р: надо запомнить что-то поэтому мы сосредотачиваем свое внимание на этом).
Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.
— непроизвольное — возникает независимо от сознательных намерений и целей человека (псих.механизм возникновения — интерес; физиологический механизм — ориентировочный рефлекс);(н-р: реклама) Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.
— послепроизвольное(Н Ф. Добрынин) Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).- физиологический механизм -деятельность мозга по принципу доминанты.(н-р: мы можем слушать очень долго интересующую нас инф) Если в целенаправленной деятельности для личности интересным и значимым становится содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат, то это послепроизвольное внимание.
Свойства внимания:
• устойчивость — характеристика во времени. Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости – это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Роль и виды ощущений у человека
... переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей. Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие свойств окружающего мира. Ощущения выступают как первооснова для восприятия и ... связь. В основе ощущений лежит полный рефлекторный акт, подчиняющийся в своём формировании и протекании общим законам рефлекторной деятельности. Динамика процессов, происходящих ...
• переключение —переход субъекта от одной деятельности к другой.
Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).
Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.
распределение — одновременное успешное выполнение двух и более различных видов деятельности. Трудность представляет совмещение двух видов умственной деятельности. Более эффективно распределение внимания при одновременном выполнении двигательной и умственной деятельности. (н-р: учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске).
· объем вниманияизмеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам.
· концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).
Границы между объемом, распределением и переключением внимания практически неуловимы, они являются сторонами единого акта внимания.
Развитие внимания: от рождения до школы — непроизвольное внимание; от школьного возраста и далее — произвольное внимание; которое связано с развитием сознания и воли.
Как показывают исследования отечественных психологов (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев) развитие произвольного внимания в случае руководства этим процессом в первые годы обучения может происходить довольно интенсивно. Гальперин: внимание –это состояние сосредоточенности. Это действие контроля в структуре ориентировочной деятельности и в структуре целостной деятельности личности. К.Д. Ушинский: «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира».
23. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции общения.
Общение— это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения. Вторая сторона общения (взаимодействие общающихся) — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями и поступками.
Ощущения и восприятие. Виды нарушений
... ощущений. Это новое психологическое понятие. Восприятие — воспроизведение в сознании целостного образа со всеми его свойствами и качествами. Это активный процесс. Человек воспринимает мир в деятельности, ... Только у детей в самом начале познавательной деятельности сложный процесс восприятия состоит из отдельных актов элементарных ощущений. Интересно отметить, что в силу несовершенства своей ...
Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Таким образом в общении можно выделить три основные стороны• коммуникативную(передача информации)интерактивную (взаимодействие)перцептивную(взаимовосприятие)
1. Коммуникативная сторона общения .Система словесных знаков образует язык как средство существования усвоения и передачи общественно-исторического опыта .Язык как средство накопления и передачи общественно-исторического опыта возник в процессе труда и начал развиваться .Благодаря общению, с помощью языка, отражение мира в мозгу отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или было отражено в мозгу других людей — происходит обмен мыслями, передача информации. В общении человек постоянно учится отделять существенное от несущественного, необходимое от случайного, переходить от образов единичных предметов к устойчивому отражению их общих свойств в значении слов, в котором закрепляются существенные признаки, присущие целому классу предметов.
— Речь— это вербальная коммуникация, т.к. процесс общения происходит с помощью языка .Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый невербальный аспект обмена информацией, особую невербальную коммуникацию (жесты, мимика, интонация, паузы, поза, смех и т.д.), которая образует знаковую систему, дополняющую и усиливающую слова.
Существуют коммуникативные барьеры: барьер непонимания: фонематический — использование разными людьми разных слов для объяснения одного и того же предмета ;семантический — жаргон; стилистический(эмоции, импульсы, логика и т.д.)
барьер социально-культурного различия(партии, религии национальности и т.д.); барьер отношений —чувство и эмоции
Феномены межличностного влияния: внушение убеждение психологическое заражение.
2. Интерактивная сторона общения.
Общение как межличностное взаимодействие — совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности.Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого в процессе социальных норм, принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей .Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за поведение, позволяет регулировать действия и поступки. Ориентировка на нормы позволяет человеку соотносить формы своего поведения с эталонами, отбирать нужное, социально одобряемое и отсеивать неприемлемое, направлять и регулировать свои отношения с другими людьми.
Типологические особенности личности, наиболее влияющие на взаимодействие (по Карлу Юнгу): экстраверсия- интроверсия мобильность -ригидностьдоминантность — недоминантность
Стратегии взаимодействия: соперничество компромисс сотрудничество избегание приспособление
3. Перцептивная сторона общения.
Полноценное общение становится возможным, только если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы, поведение, отношение к значимым объектам. По различным каналам восприятия (модальностям) людей можно подразделить на: аудиалов(воспр на слух а не зрительно); кинестетиков(это люди, все жизненные события переводящие на язык телесных ощущений, вкуса, осязания и обоняния. ) визуалов(воспр инф зрительно)люди, ориентированные на смысл, важность, логику — дискрет
Общая характеристика ощущений.Классификация ощущений. Общая характеристика ...
... предметов. Целост-ность восприятия: в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Структурность восприятия: восприятие не является проекцией мгновенных ощущений и не ... функциях и генетической судьбе эгоцентрической речи ребенка 20 20. Дискуссия о врожденности способности к усвоению речи у человека. 21 21. Общая характеристика понятия ...
Перцептивный аспект общения — это восприятие, понимание и оценка человека человеком.
Познавая других людей, индивид получает возможность более надежно определить перспективу совместной деятельности с ними.
От точности «прочтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий.
Механизмы восприятия человека человеком идентификация— способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта; рефлексия — осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнером по общению; каузальная атрибуция(причинная интерпретация) — причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения;аттракция (понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого),эмпатия
В процессе общения рефлексия и идентификация выступают в единстве. Эффекты восприятия: эффект ореола— заключается в том, что общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии, вместе с тем, общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки;
стереотипизация— классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам;эффект первичности(проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем); эффект недавности (припоминания последних элементов размещенного в ряд материала в соответствии со средними элементами ряда).
Уровни восприятия: биологический— пол, возраст, состояние здоровья, конституция, темперамент, физические данные и т.д.;психологический— воля, интеллект, эмоциональные состояния и т.д.;социальный— информация по социальным источникам, слухи, сплетни..
26. Ощущение и восприятие.
Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы деятельности человека и основные формы его активности.
В познании принято выделять два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В процессе чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира в его непосредственной данности и многообразии. Чувственное познание представлено ощущениями и восприятием. В рациональном познании человек выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению.
Психологическая характеристика ощущения и восприятия умственно ...
... тактильные и другие стимулы, оказывается суженным. Хоть первичного повреждения органов ощущений при олигофрении чаще всего нет, восприятие у этих детей характеризуется бедностью и неточностью. Все свойства ... одной из причин трудностей формирования постоянного образа слова, а также понимания свернутой речи у умственно отсталых детей. Показательным в этом аспекте является такой пример. В ...
Иван Михайлович Сеченов и Борис Герасимович Ананьев исследовали данные феномены.
Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы (органы чувств).
С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.
Органы чувств теснейшим образом связаны с органами движения, которые выполняют не только приспособительные, исполнительные функции, но и участвуют в процессах получения информации ориентировочно-исследовательских реакций (перцептивное поведение).
Ощущение имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор состоит из трех частей:
Периферический отдел(рецептор) — реагируют на определённые раздражители, и преобразуют их в биологические импульсы в процессе возбуждения. И.П. Павлов говорил: «рецепторы – это анатомо-физиологические трансформаторы, каждый из которых приспособлен на улавливании только определённых раздражителей, исходящих из внешней или внутренней (организм) среды, и на переработке их в нервный процесс».
Проводниковый отдел, состоящий из афферентных(центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, проводящие пути, соединяющие периферический отдел анализатора с центральным;
Мозговой, или центральный корковый отделанализатора , где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Именно здесь возникают ощущения – зрительные, слуховые, вкусовые , обонятельные, осязание (в него входят тактильные, температурные, вибрационные, болевые ощущения, равновесие)
Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по афферентным путям достигает коркового отдела анализатора, вследствие чего возникает ответ организма на раздражение — человек ощущает свет, звук или другие качества раздражителя.
Классификация ощущений по характеру отражения и места расположения (Ч.Шерингтон): 1) экстероцептивные ощущения — отражают свойства предметов и явлений внешней среды, находятся на поверхности тела. Разделил их на контактные и дистантные. Контактные рецепторы (осязание, включая тактильные, температурные и болевые ощущения, а также вкусовые рецепторы) передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. Дистантные ощущения (обоняние, слух, зрение) возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции. 2) интероцептивные ощущения— расположенные во внутренних органах, отражают состояние внутренних органов. Они поставляют информацию о движениях и положении нашего тела в пространстве, и отдельных частей тела относительно друг друга. Эти ощущения играют важнейшую роль в регуляции движения. 3) прориоцептивные ощущения — в мышцах и связках, дают информацию о движен и положении тела.
Ощущения — это форма отражения адекватных раздражителей. Так, например, зрительные ощущения возникают при воздействии электромагнитных волн длиной в диапазоне от 380 до 780 миллимикрон, слуховые ощущения — при воздействии механических колебаний частотой от 16 до 20 000 Гц, громкостью от 16—18 до 120 децибел, тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей на поверхность кожи, вибрационные порождаются вибрацией предметов.
Свойства ощущений:
• качества — основная особенность данного ощущения, отличает его от других. Например, слуховые ощущения отличаются по тембру, высоте, громкости; зрительные — по насыщенности и цветовому тону вкусовые — по модальности (вкус может быть сладким, соленым, кислым и горьким).; • интенсивность — определяется силой действующего раздражителя; • длительность — временная характеристика. Необходимо иметь в виду, что при воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое называется латентным периодом. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых — 370 миллисекунд, вкусовые ощущения возникают спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя.; • локализация —соотношение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.
Чувствительность органа чувств измеряется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызывать ощущения. Минимальная сила раздражителя называется нижним абсолютным порогом чувствительности.
Раздражители меньшей силы — подпороговые, не вызывают возникновения ощущения. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Верхний порог чувствительности — максимальная сила раздражения, при которой еще возникают адекватные действующему раздражителю ощущения. Величина абсолютных порогов зависит от характера деятельности, возраста, функционального состояния организма, силы и длительности раздражения. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называют порогом различения. Адаптация — изменение чувствительности органов чувств под влиян-м действующего раздражителя: адаптация как полное исчезновение ощущений при продолжительном раздражении; адаптация как притупление ощущения при сильном раздражителе; повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Первые два типа адаптации являются негативными, последний — позитивным.
Слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность при взаимодействии ощущений. Сенсибилизация — это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений. Синестезия — возникновение под влиянием раздражителя на один анализатор ощущения, характерного для другого анализатора (зрительно-слуховые).
Компенсация — при потере чувствительности одного анализатора, другой становится более чувствительным.
Психические процессы основываются на восприятии.
Восприятие (перцепция)- это отражение в коре головного мозга предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств человека.
В отличие от ощущений, восприятия отражают предмет в целом, в совокупности его свойств. Наиболее важные особенности восприятия — предметность, целостность и структурность. Особенности восприятия: отражается сложный образ предмета; он дополняется и опосредуется прошлыми знаниями человека об этом предмете и его жизненном опытом; зависит о особенностей воспринимающего субъета, правильность восприятия проверяется в практической деятельности человека.
Свойства восприятия: предметность,(способность человека отражать окружающую действительность. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы используем их на практике.), апперцепция (зависимость восприятия от особенностей личности воспринимающего, от опыта, знаний, интересов), константность (постоянство восприятий, к-ая обуславливается знанием физических свойств воспринимаемых предметов- формы, цвета при изменении расстояния. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает устойчивость перцептивного образа относительно этих изменчивых условий. Константность восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования. ), осмысленность (воспринимая предметы, человек трактуе их в соотвествии со своим занием и опытом. связь с мышлением, с пониманием сущности предметов.), избирательность(проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. В каждый конкретный момент человек выделяет лишь некоторые объекты из бесчисленного количества окружающих его предметов и явлений.)
Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Восприятие — это активный процесс, который зависит не только от свойств и характера раздражителя, но в большой степени и от особенностей субъекта восприятия, т.е. воспринимающего человека. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. В зависимости от объекта восприятия различают восприятие пространства, движения и времени.
Восприятие пространства является важным фактором взаимодействия человека с окружающей средой, необходимым условием ориентировки в ней. Даже при отсутствии фона, например в темной комнате, можно следить за движением световой точки. Очевидно, мозг истолковывает движения глаз как показатель движения предмета. Однако чаще всего фон имеется и он, как правило, бывает неоднородным. Поэтому при восприятии движения мы можем дополнительно использовать показатели, связанные с самим фоном, — элементы, перед которыми или позади которых передвигается наблюдаемый предмет. Восприятие времени — отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.
Восприятие часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте. В этом случае можно выделить преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Преднамеренное восприятиепо своей сути является наблюдением. Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения — непременное условие профессиональной подготовки многих специалистов, оно же формирует важное качество личности — наблюдательность.
Феномены восприятия как факторы его организации по определенным принципам лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии. Самый важный из этих принципов состоит в том, что все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру на фоне. Фигура — это то, что ясно и отчетливо осознается, имеет четкие границы и хорошо структурировано. Фон же представляет собой нечто неотчетливое, аморфное и неструктурированное.
30. Характеристика речи как познавательного психического процесса. Функции и виды речи. Мышление и речь.
Как психический познавательный процесс речь дает возможность человеку:
— взаимодействовать с другими людьми, что необходимо ему для ориентации в проблемах повседневной жизни;- получать и использовать на практике актуальную информацию, которая недоступна для ощущения (правила поведения, нравственные ценности, закономерности природы и психики);
— изучать историю жизни на планете;- обогащать свои знания опытом предыдущих поколений;- обмениваться информацией с другими людьми.
Речь- процесс общения, язык- средство общения. В психологии имеется узкое и широкое понимание речи. В широком смысле
Речьрассматривается как процесс общения через всевозможные коммуникационные средства (слова, жесты, мимика, позы,телодвижения и др.).
В узком смысле — как процесс общения с помощью естественного языка, исторически сложившегося в результате взаимодействия людей данной этнической группы. В рамках этого учебного пособия речь будет рассматриваться в узком аспекте.
Речь реализуется с помощью языка. Как средство общения язык при этом играет роль условных символов(знаков),принятых в данной общности людей.Речь озвучивает, «оживляет» языковые символы. Языки речь являются сложными образованиями и имеют определенную структуру, которая обеспечивает их нормальное функционирование.
Одним из общих элементов речи и языка является слово, точного определения которому до сих пор нет, хотя каждому понятно, что скрывается за этим понятием. В языковом аспекте можно сказать, что слово — это минимальный элемент (единица) языка, который может быть использован автономно в устной или письменной речи.
Основаниями для классификации речи выступают: тип используемых средств общения,тип обслуживаемых социальных процессов, признакпрерывности-непрерывности.По типу используемых для общения средств различают вербальную и невербальную речь.
Вербальная речь для общения использует слова. Невербальная
воспроизводит языковые символы — знаки с помощью жестов, мимики, поз тела, паралингвистических характеристик (интонация, пауза, громкость голоса и др.).
Установлено, что при передаче информации лишь 7% ее сообщается посредством слов (вербально), около 30% — через паралингвистические характеристики (громкость, интонация, паузы и др.) и более 60% — по невербальным каналам (позы, жесты,мимика, взгляд).
Устная речь — общение через озвучивание символов — знаков языка и восприятие их на слух.Пись-менная речь -общение через письменные тексты, через систему символов, изображенных на материальном носителе (бумага, экран дисплея).
Дактилъная (кинетическая) речь воспроизводит слова с помощью определенных конфигураций пальцев рук и движений губ. Используется как речевоесредство людей, лишенных слуха и речи.По типу обслуживаемых социальных процессов выделяютвнешнюю и внутреннюю речь.
Внешняя обслуживает процессы делового и межличностного общения.
Внутренняя речь связана непосредственно с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. Эта речь обеспечивает, прежде всего, процессы мышления.
По признаку непрерывности различают диалогическую и монологическую речь. Диалогическая осуществляется в форме разговора двух собеседников (или двух групп людей), прерываемого взаимными репликами, замечаниями, одобрениями, возражениями, дополнениями. Монологическая речь осуществляется одним человеком без перерыва и вмешательств собеседников.
Речь выполняет ряд функций. Коммуникативная функцияречи заключается в обмене информацией между людьми, в выражении своего отношения к чему-либо или к кому-либо. В рамках коммуникативной функции можно выделить информационный, организационный, экспрессивный, побудительный и маркировочный аспекты.
Информационный аспект отражает обмен межличностной и деловой информацией. Организационный аспект направлен на придание совместным действиям согласованного, слаженного характера. Экспрессивный
аспект обеспечивает эмоциональную окраску речи. Это позволяет выделить главное в речевых построениях, сделать акцент на важнейших моментах, точнее передать смысл высказывания. Побудительный
аспект коммуникативной функции речи состоит в побуждении собеседника к определенному поведению или точке зрения, а также в управлении собственным поведением (через внутреннюю речь).
Маркировочный аспект речи выражает способность говорящего человека давать элементам окружающей среды адекватные характеристики. Ведь слово всегда соотносится с конкретным объектом или явлением окружающего мира.
Познавательная функцияречи обеспечивает накопление человеком опыта, знаний, способствует привитию навыков и умений.
Психодиагностическая функцияречи состоит в определении личностных свойств, состояний и психических процессов индивида по параметрам речевого процесса.
Психотерапевтическая функцияречи выражается в речевой поддержке индивида, нуждающегося в психологической помощи.
Речь и мышление
Единство речи и мышления обусловлено значением слова: отсутствие значения не может выразить мысль и не образует речь.
Связь речи и мышления как центральный вопрос психологии вызвал к жизни ряд научных позиций. Их краткое содержание можно выразить следующим образом:
— мышление — это речь с выключенным звуком, т.е.между ними нет четкой границы ввиду того, что они тождественны;- мышление и речь есть столь различные психические процессы, что их впору рассматривать исключительно раздельно;- мышление и речь образуют психическое единство, проявляющееся в их пересечении на семантическом понимании элементов действительности (и речь, и мышление требуют понимания того, на что они направлены в данный момент; без этого речь не в состоянии описать действительность, а мышлению не под силу производить соответствующие операции).
Л. Выготский считал главной «производящей причиной» развития психики человека знак, речь, символ. Более того, именно речь (слово-знак) является первичной относительно мышления: вначале осуществляется речевое планирование действий по решению задачи, а затем начинается моторная реализация решения. Получается, что мышление есть функция речи.
Против такой позиции выступали С. Рубинштейни А. Леонтьев: речь и мышление (как и сама психика индивида) формируются и проявляются исключительно в деятельности. Речь усваивается ребенком лишь на основе исходных сенсорных и практических контактов с предметным миром, на основе практических действий. А. Брушлинский подчеркивал, что функция речи — быть средством общения, а функция мышления — это познание (говорить еще не значит мыслить).
Мышление не функция речи, а результат, предпосылка и один из уровней непрерывного изначально практического взаимодействия человека с миром.Речь не есть общение, а лишь его средство.