Психологическая структура совместной деятельности.

Тема 4. Общая характеристика профессиональной деятельности.

Понятие профессиональной деятельности.

Психологическая структура профессиональной деятельности.

Основные типы и виды деятельности.

Психологическая структура совместной деятельности.

Источник: Карпов А. В.Понятие профессиональной деятельности./ в кн.: Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. проф. А. В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352с.

Понятие деятельности играет ключевую роль в психологии труда как научной дисциплине, выполняя ряд важнейших функций. Во-первых, именно деятельность, точнее ее главный тип — трудовая деятельность, является основным предметом психологии труда. Тем самым понятие деятельности выполняет предметообразующую функцию по отношению к психологии труда. Во-вторых, понятие деятельности имеет не только психологическое содержание, а является междисциплинарной категорией, поскольку деятельность изучается во многих науках (экономике, социологии, философии и др.).

В силу этого посредством данной категории синтезируются знания ряда наук, что позволяет выделять интегративную функцию понятия деятельности — функцию обобщения научных знаний. В-третьих, именно психологическое содержание индивидуальной деятельности является своеобразной квинтэссенцией всего трудового процесса, а многие важнейшие психологические закономерности проявляются в ней наиболее полно, рельефно и целостно. В связи с этим, деятельность выполняет и важную методическую функцию, объективно выступая не только основным предметом, но и своеобразным средством — методом изучения важнейших общепсихологических закономерностей. В-четвертых, деятельность имеет и еще одну важную особенность: она характеризуется двумя сторонами — внешней (наблюдаемой, эксплицитной) и внутренней (скрытой от непосредственного наблюдения, имплицитной), объективной и субъективной. Они, не являясь тождественными по содержанию, тем не менее, закономерно взаимосвязаны, что и делает возможным раскрытие психологического содержания по его внешним проявлениям и психологическое исследование в целом. Тем самым деятельность выполняет и метподологическую функцию.

Для того чтобы составить адекватное представление о содержании понятия деятельности, необходимо учитывать и некоторые дополнительные, также очень характерные его особенности. Так, одна из интересных особенностей большинства важнейших психологических понятий состоит в том, что они не являются только психологическими, а имеют статус общенаучных понятий и даже междисциплинарных категорий. Категория деятельности, наряду с иными основополагающими психологическими понятиями — сознания, личности, поведения, общения и другими, — яркий пример этого. Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии, экономики, инженерных дисциплин. В общем виде деятельность — это индивидуальная форма существования общественных отношений, она характеризует способ включения личности в существующую систему разделения труда.Это философское определение специфическим образом конкретизируется в каждой науке, изучающей деятельность, а необходимость синтеза получаемых в ней знаний обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. Ключевую роль в комплексном, междисциплинарном изучении деятельности играет психология.

4 стр., 1621 слов

Понятие интеллектуального труда и его значение в жизни общества

... Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения. Деятельность, в которой ...

Другой общей для основополагающих категорий психологии особенностью является то, что они представляются на первый взгляд достаточно ясными и понятными, знакомыми и обыденными. Типичный пример этого — деятельность. Всем понятно, что такое работа, труд, занятие и др. На деле же получается, что, чем более простым кажется понятие, тем более сложным оно оказывается в его реальном содержании.

Уяснив специфику и основные функции понятия деятельности как психологической и общенаучной категории, перейдем к более детальному рассмотрению его собственно психологического содержания. В настоящее время существует очень много различных определений деятельности, в том числе и психологии. Одним из наиболее удачных, по мнению авторов данного издания, является следующее определение деятельности: деятельность — это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.Преимущества данного определения (существует и много других) состоят не только в его достаточной полноте, но и в том, что в нем отражены наиболее важные психологические свойства деятельности, поэтому рассмотрим его подробнее.

С логической точки зрения определить что-либо — это подвести определяемое под некоторую более общую категорию, а также указать его дифференцирующий признак. В приведенной дефиниции более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие отношения. Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром; включает и рационалистические, и эмоциональные, и межличностные, и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия отношения, позволяя преодолеть недостатки рационалистических определений деятельности, одновременно создает основу для охвата всех ее реальных аспектов, а также всех разновидностей деятельности, ее типов и даже классов.

Деятельность — это не только одна из форм отношения, но это и очень своеобразная форма отношения. Она имеет два основных специфических признака. Во-первых, это отношение продуктивного типа, по определению предполагающее получение некоторого результата. Однако он может быть представлен не только в виде какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, иных форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности: собственно трудовой, игровой и учебной. Во-вторых, деятельность — это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает в качестве системообразующего фактора деятельности, т. е. главного критерия для определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (например, от импульсивной, непроизвольной активности).

9 стр., 4322 слов

Понятие интеллекта в психологии

... области и направления поиска решений. Специфические проявления интеллектуальной деятельности руководителя характеризуются следующими понятиями психологии интеллекта. Метакогнитивная осведомленность — знание своих интеллектуальных ... фактора (general factor, G-фактор) и специфического для каждой познавательной функции фактора (S-фактор). Эта модель называется «двухфакторная теория интеллекта». Принцип ...

Содержание Деятельности определяется не потребностями человека как таковыми, а именно целью (изготовление какого-либо продукта, получение определенных знаний и пр.).

То, почему человек действует определенным образом, не совпадает с тем, для чего он действует. Возникает важнейший деятельностный феномен — явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности.

Два рассмотренных специфических признака, через которые определяется деятельность, позволяют раскрыть основные общепсихологические свойства (атрибуты) деятельности. С одной стороны, это уже отмеченные свойства активности, продуктивности (результативности), осознаваемости, социальной обусловленности. Все они суть именно атрибуты деятельности как таковой, поскольку обусловлены ее психологической природой и сохраняются во всех ее типах и видах. С другой стороны, существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности:

предметности — направленности деятельности на преобразование или освоение определенного «внешнеположенного» по отношению к субъекту объекта, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности;

адаптивности, т. е. способности деятельности к гибким перестройкам и трансформациям при изменении внешних и внутренних условий ее реализации;

системности, согласно этому свойству деятельность предстает не рядоположенной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, — так называемые системные качества деятельности. Следует подчеркнуть, что деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем, в силу чего и ее познание, и ее изучение должны осуществляться на адекватной методологической основе — принципах системного подхода.

Так, именно системность деятельности обусловливает существование двух ее основных планов — внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического).

Внешний раскрыт гораздо лучше и полнее, чем внутренний, одновременно не является в строгом смысле предметом собственно психологического изучения, а выступает вспомогательным, хотя и крайне важным для него. Без рассмотрения объективированного содержания трудовой деятельности ее психологическое изучение и понимание невозможны. В связи с этим, существует важная проблема, сформулированная в русле психологического анализа деятельности: оптимальной пропорции внешней — объективированной — характеристики деятельности и характеристики ее внутреннего — собственно психологического — содержания. Такая пропорция устанавливается на основе соблюдения двух важнейших общепсихологических принципов. Первый — принцип единства психики и деятельности, согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны взаимообъясняться друг через друга. Второй — принцип двухэтапности психологического изучения деятельности. Согласно ему, анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа — анализ ее содержания и анализ ее психологических механизмов. Первый этап связан с характеристикой объективного содержания деятельности, второй — с анализом субъективного, собственно психологического содержания. Эти принципы являются в настоящее время своеобразными императивами и задают общую направленность изучения любой деятельности.

3 стр., 1265 слов

Основные направления деятельности Психологической службы

... психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса. Основные направления деятельности Психологической службы К основным направлениям деятельности Психологической службы относятся: 3.1.Психологическая диагностика: — изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально ...

Внешняя характеристика деятельности (прежде всего профессиональной) осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности.

Условия труда — система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.

Свойство системности деятельности как наиболее обобщенная, интегративная характеристика позволяет лучше понять и предмет ее психологического изучения. Поскольку Деятельность является чрезвычайно сложной системой, и ее психическая регуляция должна быть аналогичной — сложной, комплексной, многоаспектной. В силу этого, предметом психологического изучения деятельности выступает не какой-либо частный план исследования и даже не их совокупность, а, по существу, вся психологическая проблематика, но взятая в ее «деятельностном измерении». Психология деятельности — это психология в целом, преломленная сквозь специфичность содержания и структуры деятельности, поэтому предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойствах личности, через которые эта активность реализуется.

Источник:Карпов А. В.Психологическая структура профессиональной деятельности/ в кн.: Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. проф. А. В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352с.

Системность организации деятельности наиболее полно и явно проявляется в особенностях ее структуры. Понятие структуры используется для обозначения особенностей строения, внутренней организации того или иного объекта, процесса, явления. Определение структуры — это раскрытие основных компонентов и изучение связей между ними.

К настоящему времени в психологии профессиональной деятельности сложились две парадигмы психологического анализа деятельности. Первый из них условно обозначают как спгруктурно-морфологическую парадигму психологического анализа деятельности. Согласно данному подходу, основным структурным компонентом деятельности является действие, а организация деятельности в целом трактуется как иерархия систем действий разного уровня сложности (см. об этом ниже).

Второй подход обозначают как функционалъно-динамическую парадигму психологического анализа деятельности. Он, являясь более современным и совершенным, базируется на следующем основном положении. Деятельность в силу своей исключительной сложности не может основываться и не основывается на каком-либо одном (унитарном) компоненте, например действии. Она предполагает необходимость нескольких качественно разнородных психологических компонентов — своих единиц. Они закономерно взаимосвязаны между собой и образуют целостную психологическую структуру деятельности. Эта структура динамична, а ее функционирование и есть процесс деятельности. Указанные подходы не взаимоисключают друг друга, взаимодополняют, так как второй является продолжением первого.

6 стр., 2886 слов

Мозг и психика связь основных структур мозга с психическими процессами ...

... ………………………………………...…17 Введение Тема данного реферата «Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состоянием человека» занимает важное место при изучении психологии личности ... жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. Так же такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между ...

Другими словами, если в качестве единицы деятельности берется действие, ее психологическая структура принимает вполне определенное строение – уровневое. Оно наиболее полно раскрыто в психологической теории деятельности А. Н. Леонтьевым.

Согласно второму основному подходу (функционально-динамическому), психологическую структуру любой деятельности образует устойчивый, постоянный набор ее основных компонентов. Все они объективно необходимы для реализации деятельности, а их совокупность обозначается понятием инвариантной психологической структуры деятельности.

Основными компонентами инвариантной структуры деятельности являются: мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности, антиципирование (прогнозирование) ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий. Взятые в статике, т. е. в тех структурных психологических образованиях, которые их обеспечивают, эти компоненты являются основными «кирпичиками» деятельности. Но взятые в динамике — функционировании — они же являются основными регулятивными процессами реализации деятельности. Все указанные основные структурные компоненты деятельности представлены в реальной деятельности в виде сорганизованной и скоординированной целостности, т. е. в та-ком виде, который является оптимальным с точки зрения достижения целей деятельности. Цель, интегрируя все компоненты деятельности, переводит их в так называемый ре-жим взаимодействия в плане ее достижения. Тем самым совокупность основных компонентов деятельности предстает уже не только как их определенная структура, но и как целостная система. Для ее обозначения в психологии сложилось понятие психологической системы деятельности.

Психологическая система деятельности (ПСД) — это целостное единство психических структур субъекта и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность и которые организованы в плане выполнения функций конкретной деятельности.

Любая ПСД формируется на базе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их построения, переструктурирования, исходя из мотивов, целей и условий деятельности.

Процесс формирования ПСД обозначается понятием системогенеза. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели.

Важнейшим — исходным и базовым — компонентом деятельности является мотивация. Она реализует по отношению к деятельности как собственно побудительные, так и регулятивные функции, динамизирует и организует всю систему деятельности. Совокупность мотивов объединяется в понятии мотивационной сферы личности, а в роли мотиваторов деятельности могут выступать самые различные психологические образования — потребности, интересы, установки, побуждения, стремления, влечения, социальные роли, нормы, ценности, личностные диспозиции и др.

5 стр., 2088 слов

Педагогические условия организации исследовательской деятельности ...

... для школы, требованиями к образовательной деятельности, зафиксированными в Фундаментальном ядре содержания общего образования, и неготовностью школы к решению этих задач инновационными методами через ... within the educational process исследовательский учащийся учебный методический пособие 1. Основная часть Актуальность исследования обусловлена с одной стороны приоритетами современной государственной ...

Мотивация всегда представлена в деятельности не абстрактно, а конкретно, т. е. в соотнесении с целями деятельности. В результате соотнесения мотивов деятельности с ее целями формируется важнейшее психологическое образование деятельности — ее личностный смысл, Существует также понятие вектора «мотив — цель», уподобляемого своеобразному стержню, вокруг которого организуется вся система деятельности. Под целеобразованием понимается процесс формирования цели деятельности и ее конкретизации на подцели отдельных действий. Цель является идеальной формой ; представления результатов деятельности. Эта идеальная (форма будущего результата складывается у человека до начала осуществления деятельности и в дальнейшем оказывает решающее влияние на все ее содержание. Цель рассматривается в психологии в качестве системообразующего фактора деятельности. Это означает, что именно цель определяет содержание, структуру и динамику (временную организацию) деятельности.

Под информационной основой деятельности (ИОД) понимается совокупность признаков, которые характеризуют предметные и субъективные условия деятельности, позволяющие организовать ее в соответствии с ее целями и мотивами. Эффективность профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью, точностью и полнотой информационной основы деятельности. В психологическую систему деятельности входят те психические свойства субъекта, которые позволяют точно, своевременно и адекватно воспринять физический носитель профессионально важной информации (психофизические качества), психические свойства, способствующие установлению прагматической значимости тех или иных сигналов (интеллектуальные качества) и обеспечивающие процесс когнитивного научения, а также знания, являющиеся результатом этого научения. Сами же информационные признаки в форме физических носителей (сигналов) в ПСД не входят. ИОД выступает двух формах: материальной и идеальной. Материальная форма представлена совокупностью сигналов, несущих профессиональную важную информацию, идеальная форма — образами сигналов и их значениями. Они и выступают в качестве компонентов ПСД.

В ряде случаев, в особенности в операторских профессиях, в качестве ИОД выступает концептуальная модель — «умственная картина» управляемого процесса, которая формируется на основе восприятия и декодирования сигналов, поступающих к оператору. Концептуальная модель представляет собой динамическую систему информационных признаков, отнесенную к объекту управления в целом и со отнесенную с субъектом деятельности. Эта система информационных признаков приобретает черты целостного образа, развернутого во времени.

Прогнозирование тесно связано с целеобразованием, поскольку формулировка (или выбор) целей всегда опирается на прогноз будущих событий, а также антиципируемых изменений объекта и условий деятельности. С психологической точки зрения процесс прогнозирования базируется на фундаментальной способности человека к предвосхищению — антиципации будущего. В свою очередь, антиципация является главной формой так называемого опережающего отражения субъектом действительности. Важной особенностью антиципации и прогнозирования является то, что они имеют уровневое строение. Это означает, что они могут реализовываться с использованием совершенно различных психических процессов и механизмов. В настоящее время описано шесть основных уровней антиципации: субсенсорная, сенсорная, перцептивная, представленческая, речемыслительная и рефлексивная.

Следующий базовый компонент — принятие решения — занимает в структуре деятельности центральное, иерархически главное положение. Основная функция принятия решения — снятие (или уменьшение) прагматической неопределенности и определение способов действия в конкретных ситуациях. Это своего рода мост от фазы ориентировки в деятельностных ситуациях к фазе построения и осуществления исполнительских действий. Процессы принятия решения оказывают наиболее сильное, определяющее влияние как на результативные параметры деятельности, так и на ее процессуальные особенности.

Процесс принятия решения (ПР) дифференцируют на ряд основных этапов: 1) ориентировки в ситуации неопределенности, определение ее вида и типа, а также системы требований к итоговому решению; 2) информационной подготовки решения, связанный с поиском и анализом возможных путей снятия исходной неопределенности, а также с оценкой возможных результатов и последствий принятия тех или иных альтернатив; 3) собственно принятия решения, на котором осуществляется выбор одной из нескольких сформулированных ранее альтернатив; 4) реализации выбора (исполнение); 5) коррекции и (или) компенсации принятого решения. В основе любого процесса ПР, независимо от вида и типа, лежит обязательный набор его основных компонентов. Они обозначаются понятием формальной структуры процесса ПР и включают следующие образования: информационная основа решения, критерии, правила, способы, альтернативы, гипотезы, ценности, нормы и цели.

Процесс планирования направлен на конкретизацию вырабатываемых субъектом решений и определения программы деятельности. Различают три основных вида (уровня сложности) планирования: работа по ориентирам, работа по образцам и планирование с учетом предполагаемых изменений условий, в том числе и вероятного возникновения новых событий и факторов деятельности. Содержание процесса планирования имеет в своей основе определенную последовательность основных этапов, составляющих временную структуру планирования: 1) общая ориентировка в ситуации, определение основных трудностей для достижения стоящих перед субъектом целей; 2) выработка ряда альтернативных вариантов выхода из сложившейся ситуации; 3) сравнительный анализ этих вариантов, взвешивание их преимуществ и недостатков, а также определение цены, которой потребует реализация каждого; 4) собственно выбор того или иного варианта, максимизирующего вероятность достижения целей деятельности; 5) конкретизация и детализация этого варианта и разработка технологии его осуществления; 6) реализация плана; 7) оценка эффективности, внесение в случае необходимости коррекции в него; сопоставление реально достигнутых результатов с исходными целями.

Два следующих функциональных компонента (блока) психологической системы деятельности — контроль и коррекция — взаимосвязаны и взаимообусловлены. Сущность контроля, который реально представлен в деятельности, в основном, как самоконтроль, состоит в сопоставлении идеальной формы антиципированных результатов деятельности (конечных и промежуточных) с реально достигаемыми результатами. При этом в ходе деятельности складывается система субъективных эталонов, служащих для оценки реальных результатов. Если между эталонами и реально достигаемыми результатами нет значимых рассогласований, то деятельность и (или) действие считаются выполненными и имеет место переход к следующим деятельностным циклам. Если же такое рассогласование обнаруживается субъектом, то возникает необходимость в коррекции полученного результата. Коррекция развертывается, таким образом, на основе получения «обратносвязевой» информации о достигаемых результатах, а мера ее представленности определяется степенью расхождения между антиципируемыми и реальными результатами. Благодаря процессам контроля, самоконтроля и коррекции общая структура деятельности приобретает не линейный, а замкнутый — кольцеобразный характер, что обеспечивает ее адаптивность, гибкость, способность к перестройкам при изменении внешних и внутренних условий.

Источник: Карпов А. В.Основные типы и виды деятельности./ в кн.: Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. проф. А. В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352с.

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Для характеристики такого разнообразия используется термин полиморфизма типов и видов деятельности. Причем он настолько выражен, что разновидности деятельности не могут быть упорядочены и систематизированы на базе какого-либо одного параметра — основания классификации. Сколько-нибудь полная систематизация видов деятельности и, следовательно, их классификация требует использования сразу нескольких оснований — критериев выделения видов и типов деятельности. По отношению к категории деятельности должен быть применен общенаучный принцип дополнительности, согласно которому система, особенно сложная, требует нескольких взаимодополняющих описаний и интерпретаций. Рассмотрим некоторые из них.

Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, игровую и учебную.Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, создание так называемых потребительных стоимостей. Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием ведущего вида деятельности для каждого основного возрастного этапа. Ведущая — это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития.

Столь же фундаментальным и общим является разделение деятельности на индивидуальную и совместную. Наиболее традиционная и простая классификация видов деятельности — по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специальности внутри этих профессий.

Производной от предыдущей, но значительно более обобщенной является классификация профессий, согласно которой выделяют пять основных типов профессиональной деятельности. Это профессии следующих типов: человек — техника, человек — человек, человек — природа, человек — знак, человек — художественный образ.

Предельно общим является дихотомическое разделение видов деятельности на внешнюю и внутреннюю. При этом под внешними понимают все виды, типы и процессы деятельности, которые сопровождаются эксплицированными, т. е. объективированными, проявлениями ее исполнительских компонентов — движениями, действиями, экспрессией, коммуникациями и пр. Внутренняя деятельность развертывается в интрапсихическом плане, а в качестве ее синонима часто используется термин «психическая деятельность», что, однако, не вполне корректно. Между внешней и внутренней деятельностью существует генетическая связь, поскольку вторая формируется в процессе онтогенеза на основе первой посредством механизма интериоризации.

Деятельность также принято разделять на исполнительскую (субъект труда непосредственно воздействует на предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами)и управленческую (организационную – деятельность по организации других деятельностей).

С практической точки зрения целесообразно дифференцировать деятельность в зависимости от условий ее выполнения. По данному основанию различают деятельность в комфортных, нормальных, допустимых, параэкстремальных и экстремальных условиях. В зависимости от изменения условий существенно меняется так называемая психофизиологическая цена деятельности, ее напряженность, а также результативные параметры.

В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную (дистанционную ). В первом случае субъект труда непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию о его состоянии. Во втором случае нет ни того, ни другого: информация о предмете труда представляется человеку через опосредствующие звенья — чаще всего в знаковом виде на табло, пультах, индикационных устройствах. Свои воздействия на предмет труда человек также осуществляет не прямо, а путем определенных органов управления. Наиболее характерный пример опосредованных, дистанционных видов деятельности — деятельность операторского типа.

Существуют и иные способы систематизации видов деятельности. Это, например, ее разделение на творческие и репродуктивные (рутинные) виды; дифференциация на так называемую инициативную (добровольную) и навязанную (принудительную) деятельность; разделение деятельности по характеру итогового продукта — парциальная (частичная) и полная деятельность.

Важным следствием принципа множественности описаний и классификаций видов деятельности является то, что любая отдельно взятая деятельность может и должна быть охарактеризована набором, точнее симптомокомплексом, ведущих параметров, каждый из которых конкретизирует по отношению к ней то или иное основание классификации. Например, деятельность руководителя — это одновременно и трудовая, и управленческая, и интеллектуальная, и опосредованная, и преимущественно индивидуальная деятельность.

Во всех них сохраняется общая психологическая структура деятельности (инвариантная структура деятельности — ее психологическая архитектоника).

Вместе с тем, мера выраженности отдельных компонентов этой структуры, их вес и функциональная роль в процессе деятельности, а также формы и способы соорганизации отдельных компонентов значимо различаются в зависимости от того или иного вида, типа деятельности. В силу этого для правильного и полного представления о психологическом содержании и структуре трудовой деятельности рассмотрим основные варианты указанных различий и те закономерности, которым они подчиняются.

Проблема систематики типов и видов деятельности в целом и вопрос о классификации профессий в частности очень сложны и запутанны, например, существующее сегодня использование терминов вид и тип деятельности (см., например, выделение игрового, учебного и трудового видов деятельности как основных, хотя в действительности каждый. Из них включает в себя множество конкретных разновидностей и уже поэтому является не видом, а типом).

Под видом Деятельности следует понимать конкретную профессиональную (или внепрофессиональную) деятельность, характеризующуюся спецификой предмета, условий, содержания и требований к ней. Ряд сходных в том или ином отношении видов объединяется в типы, например, совместная деятельность — это именно тип (а не вид) деятельности, поскольку она имеет общий специфицирующий признак (наличие не одного, а нескольких соорганизованных субъектов), но в то же время включает огромное количество конкретных разновидностей.

Помимо множества видов и типов деятельности, существует и еще одна — предельно общая и столь же важная дифференциация всех деятельностей на два основных класса. К первому относятся все виды и типы деятельности, в которых в качестве их непосредственного предмета выступает любая объективная реальность, любой внешний объект, любая вещь или их совокупность. Предметы всех видов деятельности данного класса имеют общую особенность — они лишены одушевленности — субъективности, это именно материальные объекты. Данный класс охватывает огромное количество конкретных видов и типов трудовой деятельности; он наиболее широко представлен в сложившемся разделении труда и одновременно является наиболее традиционным предметом рассмотрения в психологии труда.

Вместе с тем, существует и второй, не менее важный и общий класс. К нему относятся все виды и типы деятельности, непосредственный предмет которых уже не сугубо материальный объект, а одушевленный субъект — человек. В них предметом деятельности является субъект как таковой. Напомним, что именно предмет является основным — конституирующим саму деятельность — ее компонентом, а свойство предметности является важнейшим — атрибутивным свойством деятельности. Таким образом, в данном классе деятельности их предметом выступает столь специфический во всех отношениях объект реальности, каковым является субъект. К такого рода деятельности относится, например, деятельность руководителя, педагога, врача и т. п. Данный класс обозначается понятием субъект-субъектных деятельностей. Включая в себя, так же как и класс субъект-объектных деятельностей, огромное количество конкретных видов и типов деятельности, он имеет и общий фундаментальный признак: представленность в качестве предмета деятельности других людей — субъектов (социальных объектов).

В зависимости от того, к какому из двух основных классов относится та или иная деятельность, значимо варьируют ее основные психологические особенности и даже ее структурно-психологические характеристики. Особенно ярко эти различия проявляются в наиболее сложных видах деятельности, входящих в каждый из указанных классов, — управленческой и операторской. В силу этого, а также по причине наибольшей практической и общественной значимости указанных типов деятельности отметим их основные специфические особенности.

Общую структуру операторской деятельности обычно представляют в виде определенной, закономерной и инвариантной последовательности этапов информационного взаимодействия оператора и управляемого процесса).

 
 

 

операторская и управленческая деятельность качественно отличаются друг от друга по своему предмету, по тем объектам, с которыми взаимодействует субъект труда, по своему материалу. Отсюда — глубокие и множественные различия этих типов деятельности, а также специфика управленческой деятельности в целом.

Управленческая деятельность — это класс видов профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной задачей — необходимостью организации людей по иерархическому принципу для достижения общих целей. Она характеризуется рядом психологических особенностей:

• опосредованная, а не прямая, с конечными результата-ми функционирования той или иной организации. Руководитель обычно не должен сам участвовать в создании конечных результатов;

• предмет деятельности — другие люди. Субъект и объект труда являются не только идентичными по своей сложности, но и тождественными по своим основным, прежде всего психологическим, особенностям;

• процесс деятельности — организация деятельности других людей, т. е. это «деятельность по организации деятельности» (деятельность второго порядка).

Это свойство рассматривается в теории как основное — атрибутивное для управленческой деятельности, поэтому она может быть обозначена как метадеятельность;

• содержание деятельности — реализация определенных универсальных управленческих функций (целеполагание, планирование, прогнозирование, мотивирование, принятие решения, контроль и др.).

Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может в каждом случае меняться, поэтому система инвариантных управленческих функций является еще одной из ее основных характеристик.

. В качестве основы данной структуры используется сочетание трех главных критериев. Они определяются самим содержанием управленческой деятельности и зафиксированы в понятии « основные измерения управленческого труда». Во-первых, измерение, связанное с организацией и регуляцией непосредственно деятельности управления (деятельностно-административное измерение).

Во-вторых, измерение, связанное с воздействием на важнейший, наиболее специфический компонент Управленческой деятельности (на других людей, персонал) — кадровое измерение. В-третьих, это измерение, связанное с направленностью управленческой деятельности на организацию самого технологического процесса — производственно-технологическое измерение. Эти три измерения образуют три вектора управленческой деятельности и задают ее общее пространство. Они же являются и основаниями для выделения трех главных категорий управленческих функций. Кроме того, их реальная взаимосвязанность и комплексность требуют выделения еще одной категории функций — синтетических, комплексных, т. е. производных от взаимодействия трех отмеченных категорий, функций. Все управленческие функции образуют структуру, включающую четыре основные группы функций:

• деятельностно-административные: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация исполнения, мотивирование, принятие решений, коммуникация, контроль, коррекция;

• кадровые: управление персоналом, дисциплинарная, воспитательная, арбитражная, психотерапевтическая;

• производственно-технологические: оперативного управления, материально-технического обеспечения, инновационная, маркетинговая;

• производные (синтетические, комплексные): интеграционная, стратегическая, представительская, экспертно-консультативная, стабилизационная.

Источник: Маркова Е. В. Психологическая структура совместной деятельности. / в кн.: Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. проф. А. В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352с.

Философско-методологическое обоснование психологического анализа совместной деятельности было дано С.Л. Рубинштейном. Разрабатывая основы общепсихологической теории деятельности в начале 1920-х гг., он указывал, что деятельность как философская категория — это исходно не деятельность одного субъекта, а всегда деятельность субъектов, т. е. совместная деятельность.

Совместную деятельность от индивидуальной, в первую очередь, отличает наличие между участниками деятельности взаимодействия, которое преобразует, изменяет их индивидуальную деятельность и направлено на достижение общего результата. Такое взаимодействие наблюдается в случаях, когда действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а действия последних способны повлиять на действия первых и т. д.

В вопросе о соотношении индивидуальной и совместной деятельности существует четыре ключевых момента. Во-первых, индивидуальные деятельности являются составными элементами или частями целостной совместной деятельности, поэтому их соотношение друг с другом целесообразно рассматривать как соотношение частей и целого. Во-вторых, в абсолютно изолированном виде индивидуальной деятельности не существует, реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. В-третьих, совместная деятельность не является простой суммой составляющих ее индивидуальных деятельностей, а существует как такое целое, которое больше суммы его частей (это большее достигается как раз за счет взаимодействия, т. е. построения социальных отношений).

В-четвертых, компонентный состав индивидуальной деятельности, включенной в совместную деятельность, сохраняется, но изменяется качественно по содержанию. Таким образом, схема описания компонентов психологической структуры совместной деятельности аналогична схеме индивидуальной деятельности.

Она включает:

1. Цель деятельности: идеально представленный будущий результат, которого стремится достичь субъект совместной деятельности (бригада, команда, экипаж или другая аналогичная общность людей).

2. Мотив деятельности: то, что побуждает группу к совместному выполнению деятельности. Это не значит, что, выполняя совместную деятельность, ее участники лишены индивидуальных мотивов. Соотношение групповых (т. е. общих для всех) и индивидуальных мотивов в совместной деятельности — это непостоянная величина. По мере развития группы снижается доля индивидуальных мотивов и возрастает значение общих.

3. Действия: совместные действия, необходимые для реализации задач совместной деятелыюсти. Данные действия могут быть представлены как в виде групповых средств, способов, приемов, так и в виде индивидуальных, но подчиненных общим целям деятельности.

4. Результат деятельности, завершающий ее структуру. Различают объективный результат и его субъективную представленность. Субъективная оценка результата совместной деятельности — это одновременно и оценка каждого члена группы, и коллективная оценка.

Общим по отношению ко всем структурным компонентам совместной деятельности выступает положение: важнейшим условием выполнения совместной деятельности являются процессы распределения, объединения (интегрирования), согласования (координации) и управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами. Перечисленные процессы лежат в основе любого компонента структуры совместной деятельности. Они же обуславливают своеобразие совместной деятельности, так как являются процессами, обеспечивающими взаимодействие участников совместной деятельности.

Психологи оперируют понятием деятельности, разработанным в философии и наполненным диалектическим содержанием. Для философов любая деятельность совместна, так как она социальна. Для решения задач психологического исследования необходимо конкретизировать собственно психологическое содержание понятия совместной деятельности. Операциональное понятие совместной деятельности включает ряд параметров, или признаков, отличающих ее от индивидуальной.

К основным признакам совместной деятельности относятся:

• различие единой цели для всех включенных в деятельность участников;

• побуждение работать вместе, т. е., помимо индивидуальных мотивов, должна формироваться общая мотивация;

• разделение деятельности на функционально-связанные составляющие, т. е. распределение функций между членами группы;

• интеграция индивидуальных деятельностей, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных участников деятельности;

• согласование и координация функционально распределенных и интегрированных индивидуальных деятельностей;

• наличие управления;

• единый конечный результат;

• единое пространственно-временное функционирование участников совместной деятельности.

Для того чтобы убедиться, что все перечисленные признаки — необходимые характеристики совместной деятельности, достаточно представить себе команду рыболовецкого траулера, бригаду строителей или любую другую реально действующую группу. У такой группы всегда есть общая цель, общие мотивы, ее деятельность опирается на процессы интеграции и одновременно функционального распределения. Такой группой обязательно кто-то руководит. Она добивается общего результата, которого невозможно добиться одному. В психологии такую группу определяют как коллективный субъект деятельности (более подробно характеристики коллективного субъекта деятельности изложены в третьем разделе учебника).

 

Литература

1. Климов ЕА. Психология труда — М., 1998.

2. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

5. Шадриков ВД. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982.

6. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 2.

7. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. — М., 1982.

8. КарповА.В. Психологический анализ трудовой деятельности. — Ярославль, 1988.

9. Климов ЕА. Психология труда. — М., 1998.

10. Конопкин ОА. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М., 1982.

11. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. — М., 1982.

12. Инженерная психология: учебник для вузов. — М., 1984.

13. КарповА.В. Психология менеджмента. — М., 1999.

14. Климов ЕА. Психология труда. — М., 1998.

15. ЛеонтьевАЛ. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

16. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.

17. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. — Л., 1994.

18. Человеческий фактор: в 6-ти тт. / Под ред. Г. Салвенди. — М., 1990

19. Абулъханова-Славская КА. Деятельность и психология личности. — М., 1980.

20. Андреева Г.М. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность / Общение и оптимизация совместной деятельности. — М., 1987.

21. Журавлев АЛ. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования / Совместная деятельность: методология, теория, практика. — М., 1988.

22. ЖуравлевА.Л. Развитие концепции совместной деятельности в современной отечественной психологии / Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. — М., 1997.

 

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы основные функции понятия деятельности в психологии?
  2. Каковы основные психологические особенности профессиональной деятельности?
  3. Что такое внешний и внутренний планы профессиональной деятельности?
  4. В чем заключается свойство системности профессиональной деятельности?
  5. Каковы взаимоотношения между общей психологией и психологией труда при изучении профессиональной деятельности?