Даная — усердная, пунктуальная, целеустремленная, надежная, честолюбивая и настойчивая девушка. Но иногда это оборачивается неоправданным упрямством, желанием всех и все контролировать, а также мучительным переживанием вины из-за своих реальных или мнимых ошибок. Она человек доброжелательный, доверчивый, готовый к бескорыстной помощи. Такие качества помогают ей располагать к себе окружающих, хотя иногда окружающие начинают злоупотреблять ее бескорыстностью.
Даная бурно реагирует на любые жизненные события. Она малоустойчива к стрессу. Но, в то же время, Даная чуткая, отзывчивая девушка. Ее отличает высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ней событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем проявлении. Причем у Данаи преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у нее может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.
Наибольший интерес для Данаи представляют явления собственного внутреннего мира. Для нее свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Она склонна к размышлениям, самоанализу, необщительна, замкнута и испытывают затруднения в социальной адаптации и социально пассивна. Даная, в отличие от других, более чувствительна к внешним раздражителям, вернее распознает цвета, звуки.
Даная — человек робкий, сдержанный, проявляет осторожность, не вполне уверена в своих силах, отличается повышенной чувствительностью к угрозе. Она характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к окружающим. Обычно Даная легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе, независтлива, однако окружающие могут злоупотреблять ее доверчивостью.
Даная восприимчива к чувствам других людей. Принимает решения скорее сердцем, а не головой. Уязвима для критики. Уделяет слишком много внимания незначительным вещам. Часто испытывает разочарование, но в то же время наделена интуицией и творческими способностями. Воспринимает вещи такими, какие они есть. Неторопливость и вдумчивость позволяют окружающим рассчитывать на нее. Иногда она может показаться тугодумом или черствым человеком. Предсказуема. Даная не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Во многих делах она предпочитает избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.
1 . Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние ...
... Умственная деятельность вызывает определённое нервно-эмоциональное и психофизическое напряжение. Обостряются восприятие, внимание, ... зонах коры больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только физической, но ... выносливее. Стресс помогает наладить взаимоотношения с близкими людьми, поскольку в крови повышается уровень окситоцина, который ...
Даная не умет правильно ставить перед собой цели и некритично относится к собственным возможностям. Она нечувствительна к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Даная не удовлетворена своей внешностью, и этот факт доставляет ей массу разочарований. Считает себя человеком в себе неуверенным.
Для Данаи характерна выраженная потребность в соответствии социальным нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтация в проявлении своих убеждений, выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется. Легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, доброжелательность, жертвенность, стремление к деятельности, полезной для всех людей, проявление милосердия, благотворительности, миссионерский склад личности. Ей свойственна потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим. Уважительна, с готовностью оказывает помощь.
Даная убеждена, что учебная успешность, как в классном коллективе, так и в ее семье не является значимой. Познавательный интерес у Данаи, по ее мнению, присутствует, но ярко не выражен. Она не получает максимального удовольствия от самого процесса открытия нового. Желание быть лучшей ученицей, осознавать себя как способного, умного учащегося не выражено. Для Данаи значимость признания ее успехов одноклассниками не является самоцелью. Для нее большую значимость приобретает похвала и внимание к ее учебным успехам со стороны педагогов. Одобрение, внимание к ее учебным успехам со стороны родителей для нее не очень важно. Даная не учится из-за боязни, что ее кто-то будет ругать и наказывать за школьные не успехи. Но сам факт наказания со стороны педагогов и родителей ей неприятен, так как она не желает выглядеть в их глазах неспособной ученицей. Для Данаи важно быть образованным человеком. Она осознает, что хорошая учеба в школе — залог ее успешного будущего. Ее не устраивает та деятельность, где главным является общение со сверстниками. Ради общения она в школу не ходит. У нее отсутствует какое-либо желание участвовать в различных внеучебных делах, проводящихся в школе. Она убеждена, что в школу надо ходить не ради внеурочной деятельности. Однако и учебная деятельность как сфера, в которой можно заявить о себе, для Данаи совсем незначима. По мнению Данаи, повлиять на ее учебную успешность могут только педагоги, а не родители и одноклассники.
В учебной деятельности Даная испытывает трудности в правильности выполнения заданий, если требуется выполнять задания в определенном темпе. Она не умеет быстро ориентироваться на условие задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.
Даная воспринимает группу (класс) как самостоятельную ценность. На первый план для нее выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы.
Задания для самостоятельной работы студентов к разделу «Педагогическая ...
... в) Обнаружив шпаргалку, сразу же дайте ее хозяину индивидуальное задание (набор подобных заданий должен быть заготовлен заранее), выполнению которого шпаргалка не поможет; г) подготовка шпаргалок — большой труд, ...
Для Данаи наиболее подходящие сферы профессиональной деятельности «человек-художественный образ», «человек-природа».
Рекомендуемые профессии: дизайнер, декоратор, музыкант, сценарист, режиссер, композитор, архитектор, инженер-проектировщик, искусствовед, культуролог, преподаватель драматического искусства, фотограф, фоторепортер, художник, художник – оформитель, медсестра, акушерка, врач, дефектолог, директор туристической базы, консультант по выбору профессии (профориентолог), работник службы социального обеспечения, сотрудник осуществляющий надзор за условно осужденными, педагог, психолог, социальный педагог, садовник.
Не рекомендуемые профессии: продавец, специалист по рекламе, предприниматель, директор, бизнес-консультант, брокер, директор-распорядитель, заведующий отделом сбыта, коммерческий директор, консультант по вопросам управления, менеджер розничной торговли, начальник отдела кадров, политик.
ДОШКОЛЬНИКИ
МЕТОДИКА КЕРНА-ЙЕРАСИКА
Цель: определить уровень развития умственных качеств, общую осведомлённостью ребёнка о различных вещах и социальных понятиях и развитие мыслительных операций.
Дата тестирования: 07.11.12
Форма проведения: индивидуальная
Обследуемый — Сидоров Савелий, 6 лет 5 месяцев
Интерпретация результатов:
Особенности поведения обследуемого во время проведения процедуры тестирования: Савелий внимательно выслушивал инструкции к каждому заданию, не переспрашивал, т.е. усваивал инструкцию с первого раза. Задания выполнял охотно. От выполнения задания не отказывался. Во время проведения вербального субтеста старался показать свою осведомленность, т.е. демонстрировал свои знания. Утверждал, что вопросы очень простые.
Задание 1. Рисование мужской фигуры по представлению.
Интерпретация рисунка: Савелий начал рисовать фигуру с туловища, затем нарисовал голову, ноги, руки, части лица пи волосы. Нарисованная фигура имеет голову, туловище, конечности. Голова не превосходит туловище по размеру, но отсутствует шея. На голове есть волосы, но отсутствуют уши. Руки заканчиваются пятипалой кистью, есть ступни. На лице изображены глаза, нос и рот. Использована мужская одежда. Фигура нарисована несинтетическим способом.
Оценка выполнения задания: 2 балла.
Задание 2. Срисовывание фразы, подражание рукописному письму.
Интерпретация: Савелий внимательно выслушал инструкцию. Он правильно прочел написанную фразу, что свидетельствует о том, что ребенок знаком с прописными буквами. Но Савелий не старался при копировании фразы. Он не сверял написанную им фразу с предлагаемым образцом, поэтому надпись не достаточно похожа на образец.
На скопированном образце фраза разделена на две части. Можно разобрать только четыре буквы образца. Буквы превышают размер букв образца более чем в два раза. Нет разницы между начальными буквами и заглавной.
Оценка выполнения задания: 3 балла.
Задание 3. Срисовывание группы точек.
Интерпретация: Выслушав инструкцию, Савелий приступил к выполнению задания. Он сосчитал сколько точек на рисунке. Сказал, что «есть ряды и на одну точку во втором ряду больше».
Интерпретация: Количество и расположение точек соответствуют образцу. Сами точки отличаются от образца по размеру. На рисунке не соблюдается принцип параллельности.
Оценка выполнения задания: 2 балла.
Общая оценка невербального субтеста: 7 баллов — средний уровень развития готовности к школьному обучению.
№ | Вопросы | Ответы ребенка | Баллы |
1 | Какое животное больше — лошадь или собака? | Лошадь | 0 |
2 3 | Утром вы завтракаете, а днем …? Днем светло, а ночью …? | Обедаем Темно | 0 0 |
4 | Небо голубое, а трава…? | Зеленая | 0 |
5 | Черешни, груши, сливы, яблоки … это что? | Ягоды | -1 |
6 | Почему раньше, чем пройдет поезд опускается шлагбаум? | Чтобы не врезаться в поезд | 0 |
7 | Что такое Москва, Ростов, Киев? | города | |
8 | Который час показывают часы? На бумажных часах показать четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого, пять минут двенадцатого. | Не знает часов | 0 |
9 | Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это … , маленькая овечка — это … ? | Щенок, ягненок | 4 |
10 | Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них общего? | На кошку, так как есть хвост, четыре лапы и когти | 0 |
11 | Почему во всех автомобилях тормоза? | Чтобы затормозить и не столкнуться с другим автомобилем | 0 |
12 | Чем похожи друг на друга молоток и топор? | У них деревянные ручки | 1 |
13 | Чем похожи друг на друга белка и кошка? | Они пушистые и у них есть красивые хвосты, четыре лапы и два уха | 3 |
14 | Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой? | У винта есть резьба, а у гвоздя нет | 3 |
15 | Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание … это? | спорт | 3 |
16 | Какие ты знаешь транспортные средства? | Автобус, троллейбус, трамвай | 2 |
17 | Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? | У старого морщины, седые волосы, палочка для ходьбы | 2 |
18 | Почему люди занимаются спортом? | Чтобы быть здоровым | 2 |
19 | Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? | Не будет денег у него и ничего не будет | 2 |
20 | Почему на конверт нужно приклеивать марку? | Для красоты | 0 |
Итого | 21 |
По результатам вербального субтеста Савелий набрал 21 балл , что соответствует уровню развития вербального мышления выше среднего.
Рекомендации: обратить внимание Савелия на вопросы 5, 17,19,20. Познакомить ребенка с часами и научить устанавливать время на часах (конструкторе).
Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка» (модифицированный вариант)
Цель: выявить тип самооценки ребенка.
Дата тестирования: 21.11.12
Форма проведения: индивидуальная
Интерпретация результатов:
Ребенку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и предлагают следующую ситуацию: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные — чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»).
А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети — чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»).
На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему». Затем спрашивают ребёнка куда бы, по его мнению, его поставила мама, папа, воспитательница. Для того, чтобы легче было выполнить задание предлагают поместить на ту или иную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребёнка).
Савелий внимательно выслушал инструкцию и, манипулируя картинкой с изображение мальчика, поставил себя на самую верхнюю ступеньку, где располагаются «самые хорошие» дети, объясняя это тем, что он самый лучший, потому что он всегда улыбается. По его мнению, и мама, и папа поставили бы его на среднюю ступеньку, где находятся дети и не плохие и не хорошие. Он объясняет, почему мама с папой поставят его именно на эту ступеньку, и приводит слова мамы: «Мама сказала, что я вредина».
Савелий считает, что воспитатели и Надежда Александровна, и Ирина Валентиновна, поставили бы его на третью ступеньку, где находятся «хорошие» дети, при этом не смог дать объяснение этому факту.
Во второй ситуации, где Савелий оценивал себя по «послушности – не послушности» оценил себя как «очень послушного» ребёнок, но не смог дать объяснений, сказал, что он на самом деле очень послушный. Мама и папа, по мнению Савелия, поставили бы его на среднюю ступеньку, потому что они думают, что он и послушный и не послушный. А обе воспитательницы поставили бы его на третью ступеньку, потому что они думают он просто послушный.
Оценка выполнения задания: для Савелия характерна завышенная самооценка, так как после некоторых раздумий и колебаний Савелий ставит себя на самую высокую ступеньку, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Мама говорит, что я вредина». У Савелия наблюдаются сложности в аргументации своего выбора. Даже если мнение взрослых расходится с его собственным мнением, он считает себя самым хорошим, самым послушным.
С Савелием необходимо в различных ситуациях беседовать и обращать внимание на оценку его действий и соответствия его оценки с мнением о нем взрослых людей. При этом необходимо взрослым четко аргументировать свою позицию. Т.е. отвечать на вопрос «Почему в одной ситуации его поведение соответствует норме и он в этой ситуации «хороший» («послушный», «умный» и т.д.) и почему в другой ситуации он таким не является».
МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ (М.Р.ГИНЗБУРГ)
Цель: определить мотивы учения
Дата проведения: 18.12.07.
Форма проведения: индивидуальная
Интерпретация полученных результатов:
Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов.
Лучкин Федя
Мотивы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 выбор | + | + | + | |||
2 выбор | + | + | + | |||
3 выбор | + | + | + | |||
Контрольный выбор | 10 | 1 | 9 | 8 | 2 |
По мнению Феди, прав тот мальчик, который считает, что «в школу нужно идти потому, что ему нравиться учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, он бы все равно учился»; «пойдет в школу потому, что он большой. В школе будет чувствовать себя большим, а в садике он уже чувствует себя маленьким»; « пойду в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем хочешь».
Федя хотел бы вместе играть с тем, кто считает, что « в школе весело и много ребят, с которыми можно играть»; с тем, кто считает «что он большой и в школе чувствует себя большим, а в садике он чувствует себя маленьким», а так же с тем «кто получает пятерки».
Федя хотел бы учиться с тем, кому «нравится учиться, нравится делать уроки»; «кто чувствует себя большим»; «кто, выучившись — может стать, кем хочет».
У Лучкина Феди доминирующий мотив учебный (10), но позиционный (9) и социальный мотивы (8) также характерны, т.е. познавательная потребность, потребность в стремлении занять новое положение в отношениях с окружающими, потребность в понимании общественной необходимости учения являются доминирующими в мотивационной сфере.
Стерхова Маша
Мотивы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 выбор | + | + | + | |||
2 выбор | + | + | + | |||
3 выбор | + | + | + | |||
Контрольный выбор | 0 | 10 | 1 | 3 | 8 | 4 |
По мнению Маши, права та девочка, которая считает, что « в школу нужно идти потому, что ей нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, она бы все равно училась»; «пойдет в школу потому, что она большая. В школе будет чувствовать себя большой, а в садике она уже чувствует себя маленькой»; « пойду в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем хочешь».
Маша хотела бы играть с теми, кто считает, что « в школу нужно идти потому, что им нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, они бы все равно училась», с тем, кто считает «что без учения никакого дела не сделаешь, а выучившись – можно стать кем хочешь», а так же с тем «кто получает пятерки»
Маша хотела бы учиться с тем, кого «мама заставляет ходить в школу. А если бы не мама, то он бы в школу не ходил», с тем, с кем «можно играть», с кем кто «получает пятерки».
У Стерховой Маши доминирующий мотив учебный (10), но социальный мотив (8) ей также характерен, т.е. познавательная потребность и потребность в понимании общественной необходимости учения являются доминирующими в мотивационной сфере. Маша желает учиться с теми, кто в чем-то уступает ей, т.к. на их фоне она «лучшая».
МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ»
Цель: выявить особенности отношений в семье и представления ребенка о самом себе и о его близких.
Дата проведения: 20.11.07.
Форма проведения: индивидуальная
Интерпретация рисунка:
Автор рисунка – Стерхова Маша, 6 лет. Семья Маши полная, состоит из 4-х человек (папы, мамы, Маши и брата Вани).
Маша — старший ребенок в семье.
Маша, получив задание нарисовать свою семью, сразу приступила к рисованию и не задавала уточняющих вопросов, что и как ей рисовать. Для рисования она выбрала цветные карандаши, ластик не использовала.
1. Рисунок семьи располагается на всем пространстве листа. Фигуры папы и мамы изображены по краям листа: мама в левой части, а папа — справа. Себя и брата Маша нарисовала в центральной части листа, что свидетельствует о том, что именно дети заслуживают большего внимания в семье. Состав нарисованной семьи и реальной совпадают, т.е. Маша на рисунке нарисовала маму, папу, себя и брата. На рисунке семьи, кроме ее истинных членов нет никаких посторонних людей, но присутствуют другие предметы (семья изображена во время прогулки на детской площадке).
Члены семьи расположены близко друг к другу, повернуты лицом к зрителю. Все это свидетельствует о благоприятной атмосфере в семье.
2. Рисунок семьи Маша начинает рисовать с фигуры мамы, затем рисует – себя, брата Ваню, а потом папу. Можно предположить, что для Маши главенствующая роль в семье принадлежит маме. Мама для Маши имеет большую значимость и эмоциональную близость по сравнению с другими членами семьи. Именно мама больше бывает с детьми и является ядром семьи. Себя Маша располагает рядом с мамой и братом Ваней, т.е. можно предположить, что наиболее теплые отношения в семье у Маши складываются с мамой и братом. Папу Маша рисует последним и если мама держит за руку Машу, а Маша держит за руку брата, то папа с братом за руки не держаться. Фигуры мамы и папы на рисунке имеют одинаковую величину. Себя и брата Маша изобразила значительно меньше. Это значит, что и мама, и папа для Маши имеют высокий авторитет и одинаково значимы для нее. Все фигуры на рисунке находятся близко друг к другу.
Свой рисунок Маша пояснила следующим образом: « Сейчас вся семья находится на детской площадке, а потом мы пойдем в парк. В парке нас уже ждут дедушки и бабушки, так как они уже находятся в парке, то я их не нарисовала на рисунке».
3.У каждого персонажа на рисунке есть: голова, с четко прорисованными элементами лица, шея, туловище, руки с прорисованными фалангами пальцев. Маму Маша нарисовала в красной кофточке и черных джинсах, папу – в красной рубашке и синих джинсах. Свои действия пояснила так, что «взрослых надо рисовать красиво». Себя Маша нарисовала в голубом платьице, а брата Ваню в красивом костюмчике. То как рисовала Маша членов своей семьи, свидетельствует о том, что у Маши позитивные эмоциональные отношения и к родителям и к брату Ване.
4.На рисунке у мамы четко прорисованы черты лица: нос, рот, глаза с ресницами, волосы, изображены густой штриховкой; у папы, брата Вани и Маши лица также четко прорисованы. Уши прорисованы только у папы и брата Вани. Так как Маша концентрирует свое внимание на рисовании лица, то это указывает на хорошую половую идентификацию девочки.
У всех персонажей рисунка четко и одинаково прорисован рот, что может свидетельствовать об открытости членов семьи, их большом желании в установлении контактов друг с другом.
Отсутствие прорисованных ушей у мамы и Маши – признак, избирательного восприятия информации, исходящей от членов семьи.
Глаза, у всех персонажей рисунка, большие, а у мамы и Маши они с большими ресницами, что говорит о желании обратить на себя внимание и о кокетливости.
На рисунке у персонажей четко прорисованы волосы – признак привлекательности, красоты и силы, т.е. маму и себя Маша относит к красивым и привлекательным людям, а папу и братика – к мужественным и сильным.
Поскольку у всех членов семьи прорисованы руки, то это может свидетельствовать о том, что Маша ощущает в своей семье достаток содержательного общения.
У всех персонажей на рисунке покатые плечи, что свидетельствует о том, что девочка может испытывать некоторое чувство вины перед родителями. Наличие тела у персонажей свидетельствует о том, что Маша принимает себя и других членов семьи такими, какие они есть, а наличие ног у нарисованных персонажей – чувство открытости.
Поскольку Маша с большой любовью рисует маму и папу, то это свидетельствует о том, что их она любит, почитает, и хочет быть на них похожа.