1 . Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние человека, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления

1 разделВлияние стрессовых факторов на психофизическое состояние человека, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления

  1. 2 раздел Методика составления индивидуальных программ физического самовос­- питания, оздоровительной., рекреационной и восстановительной направлен­- ности (бег, плавание, прогулка на лыжах и т.д.).

Введение

Благополучие человека и его самочувствие является важным аспектом жизни. Во время постоянных стрессовых напряжений, вы подрываете свое благосостояние и здоровье всего организма. Влияние стресса на здоровье весьма пагубно. Не зная, как избавиться от стрессового напряжения и вовремя не предпринятые соответственные меры, часто приводят к серьезным нарушениям здоровья.

1.1 Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние человека

На перенапряжение, вызванное стрессовым состоянием, реагирует каждая система вашего организма: сердечно-сосудистая, пищеварительная, репродуктивная, нервная, эндокринная, опорно-двигательная и другие. Раздражительность психики во время стресса часто приводит к расстройствам иммунной системы. Результатом этого является перерождение здоровых клеток, и достаточно часто приводит ко всякого рода болезням.

Под воздействием стрессового перенапряжения возникает:

  • внезапная усталость;
  • резкая потеря веса;
  • волнение, угнетенность или внезапные изменения настроения;
  • утрата аппетита, или сильная тяга к определенному виду пищи;
  • различного рода покраснения кожных покровов, высыпания или шелушения.

Неожиданный стресс часто является причиной:

  • спазмов мышечных тканей, сосудов, повреждений двигательной функции;
  • выкидышей у беременных и снижения либидо;
  • панических атак, сердечного приступа;
  • снижения тестостерона, развития импотенции;
  • тошноты и расстройств кишечника;
  • высокого артериального давления.

ВЛИЯНИЕ СТРЕССОВОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ НА ПСИХИКУ И ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ

12 стр., 5664 слов

Влияние музыки на состояние человека и на процессы формирования личности у детей

... является изучение воздействия музыки на состояние человека, как положительного, так и негативного; рассмотрение влияния музыки на процессы формирования личности ... положительный образ мира и других людей. Музыка также позволяет в случае возникновения стрессовых ситуаций у ребенка в ... также полагал, что музыка многому способствует в смысле здоровья, если кто пользуется ею надлежащим образом. Этим ...

Постоянное пребывание под воздействием стресса негативным образом сказывается на душевном состоянии, поскольку человек может подолгу переживать апатию ко всему или вовсе утратить интерес к жизни.

Последствиями такого состояния могут быть:

  • приступы раздражительность, вспыльчивости, агрессивности, нетерпимости;
  • вспышки гнева;
  • бессонницы;
  • закомплексованность и сомнение в своих силах;
  • депрессии, неврозы.

Часто стресс приводит к появлению или усугублению вредных привычек и изменяет поведенческие характеристики человека. Человеку, часто находящемуся в стрессовом состоянии затруднительно разумно планировать свое время и полностью расслабляться. Пытаясь отвлечься от ненужных проблем, вы стараетесь погрузиться в работу или попросту уйти от своих проблем с помощью спиртного.

ВЛИЯНИЕ СТРЕССОВОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ

Продолжительные и неконтролируемые стрессы нередко негативным образом сказываются на вашем состоянии здоровья и приводят к расстройствам разных систем и органов. Продолжительное влияние стресса на здоровье человека приводит к таким последствиям:

  • частые и достаточно сильные головные боли и мигрени;
  • ухудшение работоспособности, невнимательность, резкая утомительность;
  • хроническое недосыпание;
  • возможен рост недоброкачественных новообразований;
  • организм становится уязвим к инфекционным и разного рода вирусным заболеваниям;
  • возможна дистрофия мышц, деградация головного и спинного мозга на клеточном уровне.

КРАТКОВРЕМЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СТРЕССА

В условиях скоротечного стрессового напряжения в нервную систему поступают определенные сигналы, которые включают специальные отделы нервной системы и способствуют выживанию всего организма в сложных, критических ситуациях. Наблюдается учащенное сердцебиение, в результате чего происходит уменьшение притока крови к пищеварительной системе, а к мышцам, наоборот, увеличивается.

Одновременно с этим ваши надпочечники начинают интенсивно выделять адреналин, который побуждает выброс глюкозы. Она, в свою очередь, быстро расщепляясь в клетках мышц, преобразовывается в энергию. Мышцы, напрягаясь, готовятся активно действовать.

После прекращения стрессового напряжения энергетические запасы организма исчерпаны, количество глюкозы понижается, усиливается чувство голода, а нервная система возбуждается. Ее активация осуществляется во время сна, приема пищи и отдыха. Такая система работает во время кратковременного воздействия стресса, когда вы справляетесь со стрессовым напряжением, и он не оказывает на вас дальнейшего действия.

3 стр., 1459 слов

Негативное воздействие стресса на организм человека

... стресс-реакции, то есть дает начало стрессу. Стресс развивается по схеме: Тревога______Адаптация_______Истощение Состояние тревоги - это первая реакция организма на какое-то воздействие. Состояние ... часто появляются боли. Постоянное ощущение недоедания. · Невозможность вовремя закончить работу Стрессовая реакция Стрессовые реакции могут быть: • физиологическими • эмоциональными • поведенческими • ...

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СТРЕССА

Механизм действия такого стресса значительно отличается от краткосрочного стрессового состояния. Гипофиз, вырабатывающий значительное количество гормонов, стимулирует работу надпочечников и щитовидной железы, которая, в свою очередь, начинает выработку гормона тироксина в большом количестве. Надпочечники же начинают выделять гормон стресса (кортизол), увеличивая уровень глюкозы и расщепляя белки на аминокислоты.

Во время хронического стрессового состояния организм не расходует много энергии, а вы не совершаете активных действий. Вследствие чего излишек глюкозы посылается инсулином на соединение молекул жира.

В состоянии хронического стрессового перенапряжения резерв глюкозы растрачивается значительно быстрее, и вы ощущаете непреодолимое чувство голода. Необходимость в еде значительно вырастает, в результате чего организм набирает лишние килограммы.

В дальнейшем продолжительные стрессы переходят в хроническую усталость или депрессивное состояние, и сопровождается сексуальными нарушениями, бессонницей и головными болями.

Этого всего можно не допустить, если четко понимать насколько разрушительно влияние стрессового напряжения на ваш организм, и что нужно своевременно предотвращать, устранять или снижать действие таких факторов.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СТРЕССА

Это может звучать весьма странно, но все же стрессовое напряжение способно положительным образом влиять на ваше здоровье. Во время выброса достаточного количества адреналина ваш организм поможет справиться с непростыми и сложными ситуациями, тем самым находя из них выход, а преодолев их, вы становитесь работоспособнее и выносливее.

Стресс помогает наладить взаимоотношения с близкими людьми, поскольку в крови повышается уровень окситоцина, который часто называют гормоном привязанности. Также кратковременное стрессовое напряжение способно рационализировать рабочую память, которой вы пользуетесь для разрешения всевозможных задач.

2.1 Критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления

Даже оптимальная работа на уровне устойчивого состояния не может продол­жаться очень долго, так как энергетические ресурсы организма ограничены: с их ис­черпанием должна прекратиться и работа. В условиях целостного организма полно­го исчерпания энергетических ресурсов практически не бывает, это объясняется тем, что под влиянием работы в организме постепенно развивается особое физиологичес­кое состояние-утомление, которое сигнализирует о приближении к существенным биохимическим и функциональным изменениям, автоматически снижает работоспо­собность, то есть интенсивность работы, и предохраняет от чрезмерных сдвигов.

Утомление определяется не только физиологическими, но также психологи­ческими и социальными факторами и рассматривается с 3-х точек зрения:

1)со стороны субъективной -как психическое состояние;

2)со стороны физиологических механизмов;

3)со стороны снижения производительности труда и его эффективности.

С психологической точки зрения утомление — это особое, своеобразно пере­живаемое психическое состояние. Умственная деятельность вызывает определён­ное нервно-эмоциональное и психофизическое напряжение. Обостряются вос­приятие, внимание, память, что сопровождается вегетативными сдвигами в орга­низме. Эмоции выступают в роли организатора целенаправленной умственной деятельности. К эмоциональному напряжению ведут и такие характеристики тру­довой деятельности, как значимость работы, её ответственность, культура меж­личностных отношений, психологический климат в коллективе.

2 стр., 928 слов

Методы оценки физической и умственной работоспособности

... кровообращения, вегетососудистой дистонии. Часть 2. Диагностика умственной работоспособности Умственная работоспособность определяется состоянием физиологических и психических функций , а ... равняется ЧСС1=66 2. ЧСС после выполнения упражнения равняется ЧСС2=80 3. Пр=80/66, ПР=1,2 Средняя ... характера, при которой свойственна тщательность выполнения работы и как результат продуктивность выше среднего ...

Длительное не­рвно-эмоциональное напряжение без отдыха приводит к изменениям со стороны физиологических функций, выражается это в ухудшении функционального со­стояния организма (ухудшение работы сердца, биоэлектрической активности моз­га, снижение артериального давления, учащение пульса, возникновение невро­зов, понижение мышечного тонуса).

От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограни­ченный лоток информации, что приводит к ослаблению возбудительного процес­са и торможению в определённых зонах коры больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только физической, но и умственной.

Под влиянием умственной работы психические функции (внимание, память, восприятие, скорость реагирования) претерпевают фазные изменения: в начале работы внимание, запоминание, скорость выполнения «тестовых» задач и про­фессиональная работоспособность изменяются в сторону улучшения, затем ум­ственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность, выражающееся в том, что количественные и качественные показатели работоспо­собности падают, снижается лабильность зрительного анализатора, ухудшаются Функции внимания (объём, концентрация, переключение), памяти (кратковремен ной и долговременной), восприятия, что проявляется большим числом ошибок. Увеличивается время реакции на простые и сложные сенсомоторные реакции. Ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от ряда условий:

— от индивидуальных особенностей (выносливость, толерантность к стресс-факторам);

— от обстоятельств протекания работы (психическая и физическая нагрузка);

— от состояния предшествующей работоспособности;

— от состояния здоровья;

— от профессионализма.

3. Особенности использования средств физической

культуры для повышения работоспособности

и профилактики утомления

Физическая культура — компонент человеческой культуры, включающий в себя не только развитие мускулатуры и занятия физическими упражнениями, но и уме­ние управлять своим самочувствием.

Для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело. Устойчивость и активность показателей умственной деятель­ности (память, внимание, скорость передачи информации и др.) прямо пропор­циональны уровню физической подготовленности человека, а различные психи­ческие функции зависят от определённых физических свойств и качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, и их нужно постоянно тренировать.

Физические упражнения оказывают на работоспособность непосредственное воздействие сразу же после их использования, либо вызывают кумулятивный эф­фект, в котором проявляется суммарное влияние многократного их использова­ния (на протяжении нескольких недель или месяцев).

Для поддержания умственной работоспособности на высоком уровне целе­сообразно использовать упражнения средней интенсивности. Высокие нагрузки не обеспечивают полноценного восстановления умственной работоспособности. Нейтральны по воздействию и малые нагрузки. Эффект сверхвосстановления наблюдается при оптимальных нагрузках.

Упражнения должны соответствовать функциональным возможностям организма, состоянию здоровья, возрасту, полу и специфике трудовой деятельности и т.д. Эффективное воздействие на повыше­ние умственной работоспособности оказывают упражнения динамического ха­рактера: дозированная ходьба, бег, лыжи, спортивные игры, катание на коньках, ежедневные прогулки на свежем воздухе не менее 60-70 мин.; занятия в «группе здоровья» или самостоятельные занятия физическими упражнениями не реже 2-3 раз в неделю по 40-90 мин.

В самостоятельных занятиях, помимо упражнений для всестороннего физического развития, необходимо использовать упражнения направленного (специ­фического) воздействия; оказывающие влияние на сосудистую систему головно­го мозга. К ним относятся: дыхательная гимнастика, упражнения зрительного ап­парата, для релаксации, закаливающие процедуры и т. д. Физические упражнения при утомлении имеют некоторые особенности: увеличивается продолжительность отдыха, выполняются с меньшей интенсивностью и дольше по времени, с боль­шим разнообразием. В физкультурные паузы вводят упражнения на координа­цию движений. Все формы активного отдыха и направленные физические упраж­нения для профилактики утомления определяются в зависимости от сочетания четырёх основных признаков: падение внимания, потеря интереса к работе, сон­ливость, перевозбуждение. При падении внимания активный отдых надо начи­нать с гимнастического комплекса, исключая упражнения на внимание, которые желательно выполнять отдельно перед возобновлением работы, а затем перейти к непродолжительной прогулке с дыхательными упражнениями. Продолжительность комплекса от 10-20 мин.

При повышенной сонливости в комплексах физкультпауз или физкультмину­ток рекомендуется чередовать разминание мышц шеи и верхней трапециевидной мышцы с растиранием их. Полезны также упражнения, которые можно выпол­нять, не снимая рук со стола: поднимание и опускание плеч, вращение ими. 10-15-минутные физкультпаузы должны включать упражнения общего и умеренного воздействия на организм: ходьба и лёгкий бег в чередовании, сочетаемые с дыха­тельной гимнастикой.

Недостаток физической двигательной активности в течение трудового дня может быть реализован в виде выполнения комп­лексов упражнений:

1.Ежедневная утренняя гимнастика в течение 25-30 мин.

2.Выполнение физкультпауз и физкультминуток через каждый час работы.

3.Ежедневные пешие прогулки на свежем воздухе по 30-40 мин., дозирован­ная ходьба — 6 км/ч.

4.Занятия в секциях и группах здоровья не должны прерываться.

5.Самостоятельные занятия не реже 2-3 раз в неделю по 40-90 мин.

Заключение

Таким образом, умственная деятельность, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму человека и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной возникновения серьезных заболеваний.

Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном — на 2,5-6%.

Микропаузы в труде человека с использованием физических упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-2 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др..

2 . Методика составления индивидуальных программ физического самовос­- питания, оздоровительной., рекреационной и восстановительной направлен­- ности

Методика плавания

Плавание оказывает неоспоримую пользу для здоровья человека, что не под силу иным видам спорта. При любых проблемах с позвоночником регулярное плавание улучшает его состояние и снимает болевой синдром. Выталкивающая сила воды делает человеческое тело практически невесомым, благодаря чему нагрузка на все суставы тела значительно уменьшается. Именно по этой причине, плавание – это огромная польза для позвоночника.

Занятия плаваньем хорошо тренирует мышцы. Стоит отметить, что при разных стилях плавания тренируются различные группы мышц. В данном случае польза от походов в бассейн проявляется в том, что в воде человек должен постоянно держать баланс, из-за чего в работу подключаются внутренние и глубокие мышцы спины, которые обязательно необходимы для поддержки позвонков.

Упражнения в бассейне для спины

В зависимости от состояния здоровья и самочувствия выполняют от 10 до 50 повторений за один подход. Во время одной тренировки делают по 3-4 подхода для каждого упражнения из комплекса. В комплекс входят 6-7 упражнений. 

Комплекс для мышц спины

  1. Стоя на мелководье, опереться руками о дно бассейна, стопами сжать резиновый мяч и стараться опустить мяч на дно. Повторить 15 раз.

 

  1. Наклоны туловища вперед-назад. Делать 25 повторений.

 

  1. Руки вывести вперед, ладони расположить тыльной стороной друг к другу. Резко развести руки, затем медленно вернуть обратно, повторить 20 раз.

 

  1. Зайти по пояс в воду, стоя на левой ноге, правую ногу поднять и сделать три круга ногой по часовой стрелке и три круга против часовой стрелки. Затем ноги поменять. Выполнить по 10 повторений.

 

  1. Опираясь на стену бассейна, принять положения сидя. Задержаться на 45 секунд, затем отдохнуть 30 секунд. Повторить три раза.

 

  1. Поставить правую ногу на 50 см впереди левой. Сделать корпусом выпад вперед до положения спины 45град. к полу. Задержаться в положении 3 секунды. Повторить 15 раз.

  1. Анкета «Прогноз»
  1. 76 11. 69
  2. 74 12. 69
  3. 68 13. 69
  4. 66 14. 73
  5. 68 15. 73
  6. 73 16. 70
  7. 73 17. 70
  8. 73 18. 72
  9. 70 19. 74
  10. 71 20. 74

  1. Определение уровня здоровья по индивидуальным

медико-био­логическим показателям

Оценка функциональных показателей

1 Масса тела = 60000 = 365,85

Рост см. 164

2 ЖЕЛ (мл) = 3000 = 50

M (кг) 60

3 Д (кг) = Д = П+ Л = 43 = 21,5 21,5 = 0,35

М(кг) 2 2 60

4 ЧСС* АДmax = 90*120 = 108

100 100

5

N п/п

Показатель

Женщины

1.

Масса тела (гр)

Более

450

350-450

Менее

350

рост (см)

Балл

-2

— 1

0

2.

ЖЕЛ (мл)

масса тела (кг)

Менее 40

40-45

46-50

51-57

Более

57

Балл

0

1

2

4

5

3.

Динамометрия кисти (кг)

Менее

0,4

0,4-0,5

0,51-0,55

0,56-0,6

Более

0,6

масса тела (кг)

Балл

0

1

2

3

4

4.

ЧСС х АД макс 100

Более 110

95-110

85-94

70-84

Менее 70

Балл

-2

0

2

3

4

5.

% учащения ЧСС после пробы «20 приседаний»

Более 150

76-150

51-75

26-50

Менее

25

Балл

-2

1

3

5

7

Оценка уровня здоровья:

Менее 5 низкий

Список литературы

  1. http://vashaspina.com//lechebnaya_fizkultura/polza_plavaniya_dlya_pozvonochnika.html#pochemu_plavanie_okazyivaet_polozhitelnoe_vozdeystvie_na_organizm – Здоровая спина
  1. Общая психология: [крат. курс] / Р.С. Немов. ­ СПб.: Питер, 2008
  1. Психология личности / Е.Н. Мананикова. ­ 2­е изд. ­ М.: Дашков и К, 2009.
  1. Психология личности- Асмолов А. Г.
  1. Общая психология – Айсмонтас Б. Б.

литература 1. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. ­ СПб.: Питер, 2006. ­ 582 с. 2. Мананикова, Е.Н. Психология личности / Е.Н. Мананикова. ­ 2­е изд. ­ М.: Дашков и К, 2009. ­ 218 с. 3. Немов, Р.С. Общая психология: [крат. курс] / Р.С. Немов. ­ СПб.: Питер, 2008. ­ 304 с. 4. Психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского. ­ Ростов­на­Дону, 1999. ­ 364 с. 5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. ­ СПб.: Питер, 2007. ­