Министерство образования и науки Астраханской области
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
АСТРАХАНСКИЙ ФИЛИАЛ
Психокоррекционная программа по работе с посттравматическими расстройствами
Выполнил: студент 4 курса
психологического факультета
очно-заочной формы обучения
( набор лето 2007)
Новикова А. А.
Проверил: преп.___________
Астрахань – 2011
Психокоррекционная программа по работе с посттравматическими расстройствами
Ниже приведенная психокоррекционная программа подходит при работе с людьми, страдающими посттравматическим стрессом. В частности подходит для военнослужащих, страдающих от последствий пребывания в стрессовых условиях.
Цель: освоение целостной системы психокоррекционной работы с острой травмой, посттравматическими и стрессовыми расстройствами.
Формы работы: мини-лекции, групповые дискуссии, тренинговые упражнения.
Участники обеспечиваются методическими материалами для более глубокой самостоятельной проработки данной темы.
Данная программа предусматривает 4 встречи в среднем по 50 минут.
Занятие №1
Цель: Сформировать психологическую готовность к достижению цели. Подготовительное обучение.
Ход занятия:
1. Установление рапорта.
Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения
Это исходное и базовое условие хорошей коммуникации и сотрудничества, что позволяет сделать любое общение экологичным и результативным. При этом, по мнению специалистов, по нейролингвистическому программированию, именно установление глубокого раппорта с клиентом является основным ( и едва ли не главным) условием осуществления эффективной психокоррекции.
По мнению М. Гриндера (« Исправление школьного конвеера, или НЛП в педагогике»), для полного рапорта достаточно отражать ( по отдельности, а не все сразу) поведенческие характеристики партнёра (клиента) в указанных пропорциях:
Тело (поза) — 50% движений и положений тел
Дыхание — 100% темпа и ритма дыхания
Жесты — 100% основных жестов
Лицо и глаза – 70% направлений взгляда и выражений лица
Язык (голос)- 100% темпа и тона речи
Практика формирования актерского мастерства у исполнителей социально-культурной ...
... актерской школы и значении актерского мастерства в постановке социально - культурной программы. Вторая глава основана на практике работы с детьми в театр - студии "Этюд" в школе №739, ... форме занятий в театральной студии. Цель работы - разработать и выявить необходимые методы влияющие на формирование актерского мастерства у исполнителей ск программы. Объект исследования - значение актерское ...
Формы и виды раппорта:
Согласно Г. Олдер и Б. Хаузер (« НЛП – полное практическое руководство»), вы можете устанавливать раппорт, добиваясь подстройки по следующим параметрам.
• Физиология: поза и телодвижения.
• Голос: тон, темп речи и прочие характеристики.
• Язык и образ мышления ( точнее, его характер): используемый словарь и соответствующая система представления.
• Убеждения и ценности: то, во что люди верят и считают важным.
• Личный опыт: поиск общей основы в профессиональной деятельности и интересах.
• Дыхание: утончённое, но очень мощное средство подстройки.
Занятие №2
Цель: Устранение последствий пребывания в стрессовой среде.
Ход занятия:
1. Решение возможной проблемы нарушения сна.
Трудности при засыпании военнослужащего, являются сравнительно незначительными нарушениями и, как правило, проходят через несколько дней, после возвращения из боевой обстановки. Трудности засыпания, связаны, как правило, с неосознаваемым поиском боевых звуков (звуков перестрелки, артиллерийских выстрелов и т. п.), которые были характерны при пребывании в «горячей точке», а в мирных условиях – отсутствуют. Это предположение подтверждается тем, что военнослужащий засыпает примерно в то время, когда в боевой обстановке стрельба затихала.
Преодолеть эти трудности можно путем обучения военнослужащего простым приемам, приводящим ко сну.
1. Подготовительный этап.
В ходе беседы выясняем, какие традиционные способы отхода ко сну были характерны для комбатанта (например, вечерняя прогулка, принятия душа, чашка чая или стакан сырой воды перед сном, чтение книги или газеты, планирование завтрашнего дня, просмотр определенной вечерней передачи и т.д.).
Именно эту процедуру, которая была характерна личности на протяжении продолжительного времени, и укоренилась в его бессознательном мы впоследствии рекомендуем военнослужащему в качестве «ритуала перед сном».
2. Обучающий этап.
Обучение поверхностному дыханию.
Сделайте глубокий вдох, наполнив легкие, а затем медленный, словно через соломинку, выдох. Следите, как на медленном выдохе опускаются плечи, если это потребуется для полного освобождения легких от воздуха, произвольно опуская плечи, помогите завершиться выдоху. Небольшая пауза, оставьте плечи там, куда они опустились и дышите, как пожелаете, главное условие – плечи находятся в крайнем нижнем положении!
Примечание: при таком положении плеч, иначе как поверхностно, человек дышать не сможет.
Обучение расслаблению мышц тела.
На 5 – 10 секунд, максимально напрягите мышцы своего тела, а затем сбросьте напряжение и оставьте в теле столько сил, сколько необходимо для того, чтобы можно было лежать.
Мысленно с имитацией действий рта, произнесите звук «Ы», и оставьте нижнюю челюсть там, куда она выдвинется (при звуке «Ы», нижняя челюсть слегка опускается и выдвигается вперед).
Примечание: Непроизвольное расслабление после максимального напряжения мышц приводит к максимальной мышечной релаксации без волевых усилий со стороны комбатанта. Мышцы лица эффективно расслабляются при положении нижней челюсти как при звуке «Ы».
Шум: характеристики, действие на человека, нормирование
... шум, связанный с жизнедеятельностью людей, составляет 45-60 дБ. Изменения, возникающие в органе слуха, некоторые исследователи объясняют травмирующим действием шума на периферический отдел ... к концу рабочей смены или после работы, головокружение при перемене положения тела, повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, снижение трудоспособности, внимания, повышенная потливость, особенно при ...
Обучение приему снятия нервного напряжения.
Представьте себя маленьким человечком, который находится в центре вашего тела, внутри Вас. Наблюдая в своем воображении за самим собой, внутри себя, побывайте в каждой части своего тела. Детально, не торопясь, с ленцой и пассивностью прочувствуйте свои ощущения внутри тела, ощущения расслабленности, спокойствия, теплоты, вялости и т. п.
Занятие №3
Цель: коррекционная работа на уровни семьи военнослужащего.
Ход занятия:
Участник боевых действий на войне сильно изменяется. Он становиться более зрелым, познает цену жизни, силу войскового товарищества. Кроме того, психика ветерана проходит серьезные испытания. Первыми кто должен осознать это — близкие люди комбатанта.
К сожалению, близкие люди зачастую не готовы к тому, что их муж, отец или сын изменился, стал другим. Они строят отношения с ним как с прежним, с тем, кого они знали и к кому привыкли.
Ошибка в системе отношений из-за неадекватности восприятия приводит к ссорам, непониманию ветерана, конфликтам. В результате страдает как одна, так и другая сторона.
Понимание этой особенности восприятия самого себя, вернувшегося с войны, позволит военнослужащему с терпением отнестись к возможным сложностям в отношениях.
Близким же людям, со своей стороны необходимо знать, что обстановка в семье, семейные отношения оказывают важнейшее влияние на психологическое состояние военнослужащих, особенно после возвращения их из района боевых действий.
Семья, близкие люди становятся зачастую основным психореабилитирующим фактором при том условии, что они готовы взять на себя эту роль не только морально, но и с точки зрения необходимых знаний в вопросах психологической реабилитации.
Для того, чтобы преодолеть возникшие проблемы требуется:
— внимательное и заинтересованное слушание рассказов военнослужащего о том, что ему пришлось пережить. Ему очень важно выговориться, особенно при моральной поддержке близкого и любимого человека. Жене, в свою очередь, необходимо поделиться своими переживаниями и чувствами;
— требуется оказать помощь мужу, отцу или сыну психологически вернуться в нормальную, привычную жизнь;
— необходимо проявлять внимание и терпение к проблемам близкого человека, участника боевых действий, которые неизбежно возникают после боевого стресса, к его психологическому дискомфорту, к повышенной раздражительности, возможному длительному депрессивному состоянию и т.п. Это временные явления, справиться с которыми легче, объединившись с близкими людьми;
— при возвращении военнослужащего к привычной совместной жизни необходимо проявить понимание и терпение, создавайте благоприятную интимную обстановку. Дайте понять партнеру, что вы в нем нуждаетесь и что пойдете ему навстречу;
— особое внимание необходимо уделить детям. Важно чтобы при восстановлении привычных отношений они не оказались без должного внимания и заботы;
— не поощряйте употребление алкоголя. Постарайтесь тактично дать понять, что это весьма пагубно для ваших отношений и в целом для семьи.
1. теоретические основы изучения особенностей развития и проявления ...
... Силах определяют необходимость тщательной разработки проблем психологического обеспечения служебной деятельности военнослужащих. В изменяющихся условиях оборонного строительства проблема оптимизации военной службы занимает ... общая структура всех используемых понятийных связей раскрывает представления автора о высших уровнях личностной регуляции действий. По Г. Крампену, исследования локуса контроля ...
В зависимости от ситуации могут быть подобраны заранее подготовленные тренинговые упражнения, а так же материал для работы над проблемами в кругу семьи, вне консультирования.
Занятие №4
Цель: подведение итогов, работа над плохо отточенными упражнениями, заключительное консультирование.
Заключительный этап.
В форме психологического консультирования даете рекомендации по выполнению «ритуала отхода ко сну», который вырабатывается на основе информации, полученной на первом этапе, добиваетесь относительной активизации комбатанта и проводите контроль результативности освоенных упражнений.
Попросите военнослужащего (клиента) в 10-балльной системе оценить состояние своей активности и затем выполнить последовательно в течении 3 – 5 мин. Упражнения на переход к поверхностному дыханию, снижение мышечного тонуса и психологическую релаксацию. После выполнения упражнений, запрашиваете повторную оценку активности, которая покажет эффективность методики и вселить в военнослужащего уверенность в способности преодолеть трудности засыпания.
Расставаясь с военнослужащим, не забудьте сказать ему, что выполняя в представленной последовательности данные упражнения, сон придет к нему раньше, чем он это поймет.
Диагностический материал
Опросник FPI
Опросник предназначен для диагностики психических состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной, профессиональной адаптации и регуляции поведения. Опросник состоит из 11 шкал:
Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.
Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.
Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.
Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.
Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.
Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.
Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.
Характеристика действующего руководителя с использованием тестов ...
... 24 Мне всегда есть чем заняться х 2. Иногда кажется что никому нет до меня дела х 25 ... методики: тест жизнестойкости, тест смысложизненных ориентаций и Мак-шкала. 1. Анкетные данные респондента руководитель психологический тестовый Респондент: ... Среднее значение - 36.64 стандартное отклонение 8.08 Результаты по шкале «Вовлеченность» попадают в норму с небольшим отклонением в 2.36 ...
Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.
Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.
Шкала Х (экстраверсия – интроверсия).
Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие – выраженной интровертированности.
Шкала XI (эмоциональная лабильность).
Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.
Шкала XII (маскулинизм – феминизм).
Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.
Приложение 1
психокоррекционный тренинговый стрессовый посттравматический
Порядок работы. Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.
Обработка результатов. Первая процедура касается получения первичных, или “сырых”, оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются “окна” в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с “окнами” шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола занятия.
Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы. Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного обозначения (кружок, крестик или др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности.
Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1–3 балла, к средним – 4-6 баллов, к высоким – 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.
Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека.
Многофакторный личностный опросник FPI
(модифицированная форма В)
Инструкция испытуемому. На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ “Да”, в противном случае – ответ “Нет”. Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.
Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.
Вопросы
1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.
2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).
3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.
4. У меня часто болит голова.
5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.
6. Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в руки.
7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.
9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.
10. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.
11. Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание.
12. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает биться так, что, кажется, готово выскочить из груди.
13. Не думаю, что можно было бы простить обиду.
14. Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому.
15. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.
16. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.
17. В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.
18. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.
19. Легко могу развеселить самую скучную компанию.
20. Я легко смущаюсь.
21. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.
22. Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют руки и ноги.
23. Бываю неловким в общении с другими людьми.
24. Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным.
25. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.
26. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуху, будто бы я выполнял очень тяжелую работу.
27. Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал неправильно.
28. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.
29. Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.
30. Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень-то довольным своей судьбой.
31. Часто у меня нет аппетита.
32. В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали других детей.
33. Обычно я решителен и действую быстро.
34. Я не всегда говорю правду.
35. С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из неприятной истории.
36. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем.
37. То, что прошло, меня мало волнует.
38. Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками.
39. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной.
40. Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен.
41. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.
42. Нередко у меня возникают боли “под ложечкой” и различные неприятные ощущения в животе.
43. Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику.
44. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.
45. В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе мучить животное.
46. При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею.
47. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.
48. Частенько у меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не слышал.
49. Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.
50. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.
51. Иногда могу похвастаться.
52. Активно участвую в организации общественных мероприятий.
53. Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.
54. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.
55. Я почти всегда подвижен и активен.
56. Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.
57. Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.
58. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.
59. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.
60. Обычно мне трудно возражать моим знакомым.
61. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче.
62. Я люблю не всех своих знакомых.
63. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.
64. Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, чем восхищаются.
65. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.
66. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.
67. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании.
68. В компании я веду себя не так, как дома.
69. Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать.
70. Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.
71. Хороших знакомых у меня очень немного.
72. Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.
73. В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить.
74. Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких неприятностей, возможно, придется испытать в жизни.
75. Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.
76. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.
77. Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.
78. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.
79. Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.
80. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.
81. Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко.
82. К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи.
83. Я робею при выступлении перед большой аудиторией.
84. У меня довольно часто меняется настроение.
85. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.
86. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.
87. Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову.
88. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.
89. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.
90. Стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие.
91. Я уверен в своем будущем.
92. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.
93. Я не прочь посмеяться над другими.
94. Я отношусь к людям, которые “за словом в карман не лезут”.
95. Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко.
96. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.
97. Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.
98. У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства.
99. Часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками.
100. Я нередко бываю рассеянным.
101. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.
102. Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других.
103. Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю.
104. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу.
105. Нередко чувствую себя вялым и усталым.
106. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и со знакомыми и с незнакомыми.
107. К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей.
108. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.
109. Не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных размышлений.
110. Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента,
111. Разочарования не вызывают у меня сколь-либо сильных и длительных переживаний.
112. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.
113. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.
114. Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом. Прошу вас проверить, на все ли вопросы даны ответы.
Ответный лист
Фамилия, имя, отчество_____________________________________
Дата_____________________________Возраст_________________
Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет |
1 | 20 | 39 | 58 | 77 | 96 | ||||||
2 | 21 | 40 | 59 | 78 | 97 | ||||||
3 | 22 | 41 | 60 | 79 | 98 | ||||||
4 | 23 | 42 | 61 | 80 | 99 | ||||||
5 | 24 | 43 | 62 | 81 | 100 | ||||||
6 | 25 | 44 | 63 | 82 | 101 | ||||||
7 | 26 | 45 | 64 | 83 | 102 | ||||||
8 | 27 | 46 | 65 | 84 | 103 | ||||||
9 | 28 | 47 | 66 | 85 | 104 | ||||||
10 | 29 | 48 | 67 | 86 | 105 | ||||||
11 | 30 | 49 | 68 | 87 | 106 | ||||||
12 | 31 | 50 | 69 | 88 | 107 | ||||||
13 | 32 | 51 | 70 | 89 | 108 | ||||||
14 | 33 | 52 | 71 | 90 | 109 | ||||||
15 | 34 | 53 | 72 | 91 | 110 | ||||||
16 | 35 | 54 | 73 | 92 | 111 | ||||||
17 | 36 | 55 | 74 | 93 | 112 | ||||||
18 | 37 | 56 | 75 | 94 | 113 | ||||||
19 | 38 | 57 | 76 | 95 | 114 |
Ключ
Номер шкалы | Название шкалы и количество вопросов | Ответы по номерам вопросов | |
да | нет | ||
I | Невротичность 17 | 4, 5, 12, 15,22,26,31, 41,42,57,66,72,85,86, 89,105 | 49 |
II | Спонтанная агрессивность 13 | 32, 35, 45, 50,64,73,77, 93,97,98, 103, 112, 114 | 99 |
III | Депрессивность 14 | 16,24,27,28, 30,40,48, 56,61,74,84,87,88, 100 | – |
IV | Раздражительность 11 | 6, 10,58,69,76,80,82, 102, 104,107, 110 | – |
V | Общительность 15 | 2, 19,46,52,55,94, 106 | 3, 8,23,53, 67,71,79.113 |
VI | Уравновешенность 10 | 14,21,29.37,38,59,91, 95, 108, 111 | – |
VII | Реактивная агрессивность 10 | 13, 17, 18,36,39,43,65, 75,90, 98 | |
VIII | Застенчивость 10 | 9, 11,20,47,60,70,81, 83,109 | 33 |
IX | Открытость 13 | 7,25,34,44,51,54,62, 63,68.78,92,96, 101 | – |
X | Экстраверсия–интроверсия 12 | 2,29,46,51,55,76,93, 95, 106, 110 | 20,87 |
XI | Эмоциональная лабильность 14 | 24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85,87,88, 102, 112, 113 | 59 |
XII | Маскулинизм–феминизм 15 | 18,29,33,50,52,58,59, 65,91, 104 | 16,20,31,47, 84 |