Психодиагностическая шкала

ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МАГИСТРАТУРЫ

Задание включает в себя теоретическую и практическую части.

В теоретической части нужно осветить вопросы по 4-м предлагаемым темам.

В практической части нужно выполнить методики диагностики особенностей психики и уметь объяснить, как знание тех или иных особенностей влияет на учебный процесс и усвоение знаний.

Осветите следующие вопросы

Тема №1 .Развитие личности в юношеском возрасте и молодости. Адаптация студентов к высшей школе.

План

1.Психологическая характеристика студенчества как периода поздней юности или ранней взрослости.

2. Противоречия и кризис студенческого возраста.

3. ВУЗ – один из основных факторов социализации личности студента.

4. Адаптация студента к обучения в ВУЗе.

5. Особенности межличностного общения как фактор эффективного взаимодействия.

 

Тема № 2. Психологические основы управления учебным процессом в высшем учебном учреждений.

План

1.Образование как система, характерные для неё особенности.

2. Психологический анализ функций психологического управления.

3. Виды психологического управления.

4. Виды нагрузки преподавателя.

5. Основная документация в работе преподавателя высшей школы.

 

Тема №3. Воспитание личности студента как будущего специалиста

План

План

1.Современные требования к личности специалиста с высшим образованием.

2. Индивидуально-типологические особенности личности субъекта образовательного процесса (темперамент, состояния «Я», репрезентативные системы, графологическая типология).

3. Роль мотивов и потребностей в эффективном освоении знаний.

4. Цель и задачи воспитания студенческой молодежи.

5. Этапы становления нравственного самосознания и критерии нравственной воспитанности.

6.Основные цели реализации воспитательных функций в ВУЗе.

 

Тема № 4 Психодиагностика в высшей школе.

План

1.Системный подход к исследованию педагогических явлений и процессов.

2. Структура и методы психолого-педагогических исследований.

3.Классификация психодиагностических методик.

 

ВЫПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДИКИ (Тексты методик приведены ниже).

 

1. Методику на определение темперамента Айзенка.

2. Методику «Формула темперамента» ( А. Белов ).

3. Методику «Психогеометрическая типология».

3 стр., 1205 слов

Методические рекомендации к разделу «Психологические основы безопасного ...

... внимания, мышления, памяти и др.) особенно сильно влияют на управлении автомобилем. Тестовыми методиками определяются индивидуальные различия этих свойств для конкретного курсанта. На основании ... занятий, порекомендовать разные методики обучения в зависимости от половозрастных различий курсантов. Работа с группой по разделу « Психологические основы безопасного управления транспортным средством» ...

4. Методику «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур.

5. Методику «Уровень притязаний».

6. Методику «Самооценка».

7. Методику «Мотивация успеха и боязнь неудачи».

8. Методику «Мотивация обучения в вузе».

9. Методику диагностики степени удовлетворенности основных потребностей

10. Методику Шмишека «Акцентуации характера».

 

Проведите методики на себе за исключением методики «Уровень притязаний». Для ее выполнения выберите респондента из своих друзей, родственников или знакомых.

Опросник Айзенка по определению темперамента

Инструкция: «Вам предлагается несколько вопросов. На каж­дый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих отве­тов, т. к. это не испытание умственных способностей».

Вопросы

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям,к тому,чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на «спор» вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что разозлившись вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоит мысльо том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств неболь­шим числом самых близких друзей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и безза­ботно развлекаться в веселой компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

4 стр., 1597 слов

Тест «Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ)

... так как символическое значение деталей часто бывает индивидуальным. Например, отсутствие таких основных деталей рисунка человека, как рот или глаза, может ... (взгляд червя) 3. Перерисовывание объекта 4. Отказ рисовать какой-нибудь объект 5. Дерево как два дерева 6. Явное несоответствие ... время теста рисует только дом, или дом в каком-нибудь пейзаже, то понятно, что оценка расположения дома на листе, ...

27. Слывете ли вы человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвра­щаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?

29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой ком­пании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете найти это в книге или спросить у людей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы говорите правду?

37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где под­шучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, требующая быстродействия?

40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных не­приятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончи­лось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздываете ливы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с Дру­зьями?

47. Вы нервный человек?

48. Есть ли среди вашихзнакомых те, которые явно вам не нравятся?

49. Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или ва­шей работы?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероп­риятий, в которых участвует много народу?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?

Обработка результатов.

Экстраверсия — находится сумма ответов «да» в вопросах: 1, 3, 8,10,13,17,22,25, 27,39,44,46,49,53,56 и ответов «нет» в вопросах: 5,15, 20,29,32,37,41,51.

Если сумма балловравна 0 — 10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя.

Если 15 — 24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешне­му миру.

Если 11-14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно.

Невротизм ~ находится количество ответов «да» в вопросах: 2, 4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43,45,47,50,52,55,57.

20 стр., 9762 слов

Эталон ответа к задаче №10. Организация психиатрической помощи

... 4. Определите порядок госпитализации. 5. Чем регламентируется данный порядок госпитализации? Ответ: основанием для недобровольной госпитализации является психическое расстройство, которое обуславливает непосредственную ... он может встречаться? 5. Это расстройство количественное или качественное? Эталон ответа к задаче №6 1. Зрительные псевдогаллюцинации. 2. Расстройство познавательной сферы ...

Если количество ответов «да» равно 0 — 10, то — эмоциональная устойчивость.

Если 11 — 16, то — эмоциональная впечатлительность.

Если 17 — 22, то появляются отдельные признаки расшатаннос­ти нервной системы.

Если 23 — 24, тоневротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.

Ложь — находится сумма баллов ответов «да» в вопросах: 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах: 12, 18, 30, 42, 48, 54. |

Если набранное количество баллов 0 — 3 — норма человеческой лжи, ответам можно доверять.

Если 4 — 5, то сомнительно.

Если 6-9, то ответы недостоверны.

Если ответам можно доверять, по полученным данным строится график.

 

 

Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направ­лен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, весе­лый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.

Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбуж­ден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен,, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуа­ции стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям.

»Флегматик-интраверт: стабильная личность, медлителен, спо­коен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержан-‘ ный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать дли­тельные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

Меланхолик-интраверт: нестабильная личность, тревожен, пес­симистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса — склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).

 

Тест «Формула темперамента» (А. Белов)

Инструкция: Отметьте знаком <+» те качества в «паспорте» темперамента, которые для вас обычны, повседневны. Итак, если вы:

1) неусидчивы, суетливы;

2) невыдержанны, вспыльчивы;

3) нетерпеливы;

4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;

5) решительны и инициативны;

6) упрямы;

7) находчивыв споре;

8) работаете рывками;

9) склонны к риску;

10) незлопамятны;

11) обладаете быстрой, страстной,со сбивчивыми интонациями речью;

12) неуравновешенны и склонны к горячности;

13) агрессивный забияка;

14) нетерпимы к недостаткам;

15) обладаете выразительной мимикой;

16) способны быстро действовать и решать;

17) неустанно стремитесь к новому;

18) обладаете резкими порывистыми движениями;

19) настойчивы в достижении поставленной цели;

20) склонны к резким сменам настроения – то вы чистый хо­лерик.

Если вы:

1) веселы и жизнерадостны;

2) энергичны и деловиты;

3) часто не доводите начатое дело до конца;

4) склонны переоценивать себя;

5) способны быстро схватывать новое;

6) неустойчивы в интересах и склонностях;

7) легко переживаете неудачи и неприятности;

8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;

9) с увлечением беретесь за любое новое дело;

10) быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;

11) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключае­тесь с одной работы на другую;

12) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы;

13) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новы­ми для вас людьми;

14) выносливы и работоспособны;

15) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровожда­ющейся жестами, выразительной мимикой;

16) сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке;

17) обладаете всегда бодрым настроением;

18) быстро засыпаете и пробуждаетесь;

19) часто не собраны, проявляете поспешность в решениях;

20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться – то вы, конечно же, сангвиник.

Если вы:

1) спокойны и хладнокровны;

2) последовательны и обстоятельны в делах;

3) осторожны и рассудительны;

4) умеете ждать;

5) молчаливы и не любите попусту болтать;

6) обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики;

7) сдержаны и терпеливы;

8) доводите начатое дело до конца;

9) не растрачиваете попусту сил;

10) придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, си­стемы в работе; ,

11) легко сдерживаете порывы;

12) маловосприимчивы к одобрению и порицанию;

13) незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колко­стям в свой адрес;

14) постоянны в своих отношениях и интересах;

15) медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое;

16) ровны в отношениях со всеми;

17) любите аккуратность и порядок во всем;

18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

19) обладаете выдержкой;

20) несколько медлительны – то вы, без сомнения, флегматик.

Если вы:

1) стеснительны и застенчивы;

2) теряетесь в новой обстановке;

3) затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;

4) не верите в свои силы;

5) легко переносите одиночество;

6) чувствуете подавленность, растерянность при неудачах;

7) склонны уходить в себя:

8) быстро утомляетесь;

9) обладаете тихой речью;

10) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

11) впечатлительны до слезливости; :

12) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;

13) предъявляете высокие требования к себе и окружающим;

14) склонны к подозрительности, мнительности;

15) болезненно чувствительны и легко ранимы;

16) чрезмерно обидчивы;

17) скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими

18) мыслями;

19) малоактивны и робки;

20) уступчивы, покорны;

21) стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих —

22) то вы меланхолик.

Обработка результатов. Если количество положительных отве­тов в «паспорте» темперамента того или иного типа составляет 16 — 20, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного типа тем­перамента. Если же ответов насчитывается 11-15, значит качества данного темперамента присущи вам в значительной степени. Если положительных ответов б — 10, то качества данного типа присущи вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу темперамента:

Фт=

где: Фт – формула темперамента,

Х — холерический темперамент,

С – сангвинический темперамент,

Ф – флегматический темперамент,

М — меланхолический темперамент,

А –общее число плюсов по всем типам,

Ах— число плюсов в «паспорте холерика»,

Аф – число плюсов в «паспорте флегматика»,

Ас— число плюсов в «паспорте сангвиника»,

Ам— число плюсов в «паспорте меланхолика». В конечном виде формула темперамента приобретает такой, на­пример, вид:

Фт =35%*Х+30%*С+14%*Ф+21%*М

Это значит, что данный темперамент на 35 % холерический, на 30 % сангвинический, на 14 % флегматичный, на 21%меланхоличес­кий. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40 % и выше, значит, данный тип тем­перамента является у вас доминирующим, если 30 – 39 % — то каче­ства данного типа выражены достаточно ярко, если 20 – 29 %, то ка­чества данного типа выражены средне, если 10 – 19 %, то качества данного темперамента выражены в малой степени.

Тест «психогеометрическая типология»

 

Расположите представленные ниже геометрические фигуры в порядке их предпочтительности.

                   
 
   
         
 
 
 
 

 


Расположив представленные геометрические фигуры в порядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на первое место, можно определить основные доминирующие особенности личности и поведения.

Основные психологические характеристики поведения:

Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.

Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установ­ка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неук­ротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный политик, остро­умие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, неопреде­ленность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, из­бегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, не­пунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей («примеривание ролей»), тенденция к простудам, травмам, дорож-но-транспортным происшествиям.

Круг: высокая потребность в общении, контактность, доброже­лательность, забота о другом, щедрость, способность к сопережива­нию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ори­ентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентименталь­ность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Зигзаг: жажда изменений, креативность, жажда знаний, велико­лепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, уст­ремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, вос­торженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импуль­сивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остро­умие, безалаберность в финансовых вопросах.

4. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».

Инструкция: 1. Нужно нарисовать фигуру человека, состоящую из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги (овалы) и квадраты (прямоугольники) любых размеров.

(2. Сделать еще 2 изображения по предварительной инструкции)

Обработка результатов:подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов и результат записывается в виде трехзначного числа, где сотни обозначают количество треугольников, десятки – количество кругов, единицы – количество квадратов. Эти цифры составляют формулу рисунка, по которой определяется тип (см. таблицу).

 

 

I II III IV V VI VII VIII
 
   
      109*
           
           
           
           
           
             
             
             
             
             
             

*При совпадении данных формул с формулами типов I-VI одна из интерпретаций может рассматриваться как дополнительная.

ТИПЫ:

I-й тип – «руководитель». Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

II-й тип – «ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности к себе и к другим, высоко ценит правдивость.

ІІІ- й тип – «тревожно-мнительный» — характеризуется разнообразием способностей и одаренности. Физически не переносят беспорядок и грязь. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

IV-й тип – «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

V-й тип – «интуитивный». Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

VI-й тип – «изобретатель, конструктор, художник» Люди, обладающие высоким воображением, пространственным видением. Чаще интровентированы, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

VII-й тип – «эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут быть сильно потрясены жестокими событиями. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание, сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

VIII-й тип – обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других людей делать то, сто он считает нужным.

Первый рисунок представляет собой доминирующий тип, второй – тип, присутствующий как состояние, а третий – будущие перспективы.

Тест «Уровень притязаний»

Инструкция. Размеры таблицы 10×3 см, разделена она на 10 столбцов и 3 строки.

1. Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать за 10 секунд, и это число предполагаемых «плюсиков» укажите в табл. 1 поставьте цифру рядом с УП (уровень притязаний).

Затем по сигналу экспериментатора «Пуск» начинайте рисовать «плюсики» в каждом квадратике табл. 1, а по сигналу «Стоп» — прекратите рисовать. Подсчитайте число реально нарисованных вами «плюсиков» и укажите в табл. 1 рядом с УД (уровень до­стижений).

2. Учитывая ваш предыдущий опыт и диапазон ваших возможностей (можете ли вы больше, быстрее нарисовать «плюсики»), укажите в табл. 2 ваш уровень притязаний и затем по сигналам экспериментатора «Пуск» и «Стоп» повторите опыт, подсчитайте и запишите в табл. 2 ваш уровень достижений.

3. Данную процедуру опыта повторите для третьей, а затем для четвертой таблицы. (Примечания для экспериментатора смотреть в «Интерпретации».)

Обработка

1. Вычислите ваш уровень притязаний по формуле

УП = (УП2 — УД 1) + (УП3 — УД2) + (УП4 – УД3)

где УП2 — уровень притязаний из второй таблицы; УД1 — уро­вень достижений из первой таблицы и т. д. в соответствии с указанными номерами таблиц.

2. Полученные значения уровня притязаний сравните со шка­лой (см. ниже).

Образцы заполнения таблиц представлены ниже:

 

Таблица 1 Таблица 2

 

 

УП                     УП                  
                                       
УД                   УД                  

 

Таблица 3 Таблица 4

 

 

УП                     УП                  
                                       
УД                   УД                  

 

УП = (УП2 — УД 1) + (УП3 — УД2) + (УП4 – УД3)

Психодиагностическая шкала (разработана К. Шварцладером)

Уровень притязаний (УП) = 5 и выше — нереалистично высо­кий; УП = 3 + 4,99 — высокий; УП = 1 + 2,99 — умеренный; УП = -1,49 + 0,99 — низкий; УП = -1,50 и ниже — нереалис­тично низкий.

Уровень притязаний характеризует степень трудности тех це­лей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельнос­ти. Бывают адекватные уровни притязаний (человек ставит пе­ред собой те цели, которые реально может достичь, которые со­ответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (притязает на то, чего не может достичь) или зани­женные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее).

Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.

Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за не­посильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высо­ким, но реалистичным уровнем притязаний постоянно стремят­ся к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению труд­ных целей. Лица с умеренным УП стабильно, успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои дос­тижения и способности и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объяснять­ся: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комп­лексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.

Примечание для экспериментатора:

1) размеры таблиц 10×3 см, размеры маленьких квадратиков в таблицах 1 х 1 см;

2) длительность первого, второго, четвертого опытов по 10 с, а в третьем опыте — 8 с для искусственного создания ситуации неудачи.

Тест «Самооценка»

 

Инструкция.1. Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: акку­ратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, прав­дивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, на­хальство.

2. В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то ка­чество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в лю­дях, под номером 2 — то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажи­те то качество — недостаток — из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, иде­альных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то — нет), под номером 14 — тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 — самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

3. В столбик 2 «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вы­шеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под но­мером 2 — то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами — те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

Обработка. 1. Подсчитываем по формуле

где Ri1 (номер) — ранг 1-го качества в 1-м столбике; Ri2 — ранг 1-го качества во 2-м столбике; Д— разность рангов 1-го каче­ства в столбцах. Возводим Д в квадрат. Подсчитаем все Дi, воз­веденные в квадрат, их должно быть 20. Предположим, что пер­вое слово в столбце 1 — ум (Ri1 = 1), а в столбце 2 это слово находится на пятом месте, т. е. Ri2= 5, тогда по формуле вычис­ляем (1 — 5) = — 4, возводим в квадрат = 16, и так далее для всех слов по порядку (n — количество анализируемых качеств, n = 20).

2. Затем полученные (Дi2, в квадрате) складываем, умножаем на 6, делим произведение на (n x n x n — п) = (20 х 20 х 20 — 20)= = 7 980 и, наконец, от 1 отнимаем частное, т. е. находим коэф­фициент ранговой корреляции:

 

p = 1 – (6*∑ Дi2)/n3 — n

 

3. Полученный коэффициент ранговой корреляции сравни­ваем с психодиагностической шкалой.

Психодиагностическая шкала

Уровни самооценки
Неадек­ватно низкий   Низкий Ниже среднего   Сред­ний   Выше среднего   Высо­кий   Неадек­ватно высокий  
(-0,2)-0 0-0,2 0,21-0,3 0,31-0,5 0,51-0,65 0,66-0,8 Свыше 0,8

 

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка сво­ей личности, а также отдельных форм своей активности: обще­ния, поведения, деятельности, переживаний. Само­оценка может быть оптимальной и неоптимальной. При опти­мальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически отно­сится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и ус­пехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка яв­ляется наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К опти­мальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, до­волен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенство­ванию, саморазвитию).

Но самооценка может быть и неопти­мальной — чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализирован­ный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональ­ным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы — как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это — следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние — аффект неадек­ватности, главной причиной которого является стойкость сло­жившегося стереотипа — завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел — увеличивается при успехе и снижа­ется при неудаче, то это может способствовать развитию лично­сти, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализо­вать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труд­нодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка наруша­ют процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особен­но это заметно в общении, где лица с завышенной и занижен­ной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебре­жительного отношения к другим людям и неуважительного об­ращения с ними, слишком резких и необоснованных высказы­ваний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требователь­ны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуж­дений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возника­ет неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

 

Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

 

Инструкция: Соглашаясь или нет с нижеприведенными утверждениями, необходимо выбрать один из ответов — «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразу­мевает как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет». Отвечать следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является и наиболее точным.

Текст опросника

1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отка­за от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижение легкие задания, либо нереально трудные.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.

10.Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11.Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12.Если рискую, то с умом, а не бесщабашно.

13.Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний кон­троль.

14.Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, недо­стижимые цели.

15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.

16.При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.

17.Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня .улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.

20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.

Обработка результатов.

Один балл получают ответы «да» на утверждения 1-3,6, 8,10-12, 14,16,18-20 и ответы «нет» на 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов.

Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то сле­дует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом, если у испытуемого 8-9 бал­лов — то его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов — ближе к стремле­нию к успеху.

 

Мотивация обучения в вузе.

Инструкция:Отметьте ваше согласие с нижеследующими утверждениями знаком «+» или несогласие – знаком «-».

Опросник

1.Лучшая атмосфера на занятии – атмосфера свободных высказываний.

2.Обычно я работаю с большим напряжением.

3.У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.

4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению необходимых для моей будущей профессии.

5.Какое из присущих вам качеств вы больше всего цените? Напишите ответ рядом.

6.Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.

7.Я испытываю удовлетворения от рассмотрения и занятии трудных проблем.

8.Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.

9.Большое удовлетворение мне дают рассказы знакомых о моей будущей профессии.

10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.

11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.

12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии.

13. От каких из присущих вам качеств вы хотели бы избавиться. Напишите ответ рядом.

14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки, записи и пр.)

15. Самое замечательное время жизни – студенческие годы.

16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины надо изучать одинаково глубоко.

18. При возможности я поступил бы в другой вуз.

19. Я обычно вначале берусь за более легкие задания, а более трудные оставляю на потом.

20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.

21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.

22. Я уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.

23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.

24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.

25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.

26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.

27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайными напряжениями.

28. Экзамены можно сдавать тратя минимум усилий.

29. Есть много вузов в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.

30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает вам учиться? Напишите ответ рядом.

31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения та или иначе связаны с моей будущей работой.

32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешают мне спать.

33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.

34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать решение группы.

35. Я вынужден быть поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.

36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.

37. Мои родители хорошие профессионалы и я хочу быть на них похожим.

38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.

39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться. Напишите ответ рядом

40. Мне очень трудно заставить себя изучать дисциплины прямо не относящиеся к моей будущей профессии.

41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня систематически стимулируют, подстегивают.

43. Мой выбор данного вуза окончателен.

44. Мои друзья имеют высшее образование и я не хочу отстать от них.

45. Чтобы убедить в чем либо группу мне приходится работать очень интенсивно.

46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.

47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.

48. До поступления в вуз, я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.

49. Профессия, которую я получаю самая важная и перспективная.

50. Мои знания об это профессии были достаточны для уверенного выбора этого вуза.

Обработка результатов.

Шкала Согласие (№ вопр.) баллы Несогласие (№ вопр.) баллы
«Приобретение знаний» 3,6 1,2
  3,6 1.8
  2,4    
  Максимум – 12,6
«Овладение профессией»    
     
     
     
     
     
  Максимум – 10 баллов
«Получение диплома»     3,5
  2,5    
  1,5    
  1.5    
     
  Максимум – 10 баллов

 

Вопросы 5, 13, 30, 39 являются нейтральными.

Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей

Инструкция: «Перед вами 15 утверждений, которые вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой.

Сравните 1-е утверждение со 2-м, 3-м и т.д. и результат впишите в первую колонку. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клетку впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое, то впишите цифру 1. затем то же самое проделайте со вторым утверждением: сравните его сначала с 3-м, затем с 4-м и т.д. и впишите результат во вторую колонку.

Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк».

Во время работы полезно к каждому утверждению вслух проговаривать фразу «Я хочу…»

Опросник:

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь теплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить свое положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. Обеспечить себе влиятельное положение среди окружающих.

13. Покупать хорошие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другими.

 

                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

 

Обработка и интерпретация результатов

При обработке эмпирических данных используется следующий ключ:

1. Материальные потребности: 4, 8, 13;

2. Потребности в безопасности: 3, 6, 10;

3. Социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;

4. Потребности в признании: 1, 9, 12;

5. Потребности в самовыражении: 7, 11, 14.

 

Закончив работу, определите количество баллов (то есть предпочтений или выборов), выпавших на каждое утверждение. Выберите пять утверждений, получивших наибольшее количество баллов, и расположите их по иерархии. Это ваши главные потребности.

Для определения степени удовлетворенности пяти типов главных потребностей под­считайте сумму баллов по пяти соответствующим шкалам ключа.

Личностные и групповые результаты изучения базовых потребностей-мотиваторов мож­но представить в форме графических профилей.

 

График результата: степень удовлетворенности потребностей

 

 

 

42

Зона неудовлетворенности

 

Сумма 28

Баллов Зона частичной неудовлетворенности

 

14

Зона удовлетворенности

 
 

1 2 3 4 5

Виды потребностей