Проведение профессионально-психологического отбора кандидатов на работу

I. Психодиагностика.

1. ПД при приёме на работу. Её цель – определить степень способности кандидата соответствовать требованиям трудовой деятельности.

2. Периодическая диагностика сотрудников, работающих в организации. Она нацелена на помощь работникам в личностном росте и в сохранении психического здоровья. Она проводится в два этапа:

— Первичная диагностика сотрудников. Её цель – выявить сотрудников, нуждающихся в психологической помощи.

— Углубленное психологическое обследование. – проводится с теми, кто нуждается в психологической помощи для подтверждения и уточнения гипотезы о причинах существующих проблем.

II. Психокоррекционная и развивающая работа.

1. Развивающая работа проводится с теми сотрудниками, у которых не выявлено психологических проблем – такая работ проводится в форме лекционных занятий, а закрепление знаний – через тренинги.

2. С проблемными сотрудниками проводится коррекционная работа.

III. Психологическое консультирование сотрудников. Основой для планирования и проведения психологического консультирования персонала являются индивидуальные психологические карточки на каждого сотрудника (в них содержится сжатая социально-демографическая информация и цифровые (кодовые) результаты всех психодиагностических методик, которыми данный сотрудник был обследован при приёме на работу и в ходе периодической диагностики) и анализ социально-психологического климата в каждом отделе.

1. Консультирование сотрудника. Оно может проводиться как по его запросу, так и в форме плановой беседы по результатам диагностики.

2. Консультирование руководителей среднего звена: консультирование по проблемам эффективного управления и взаимодействия с конкретными сотрудниками.

3. Посредническая работа в межличностных и межгрупповых конфликтах.

IV. Социально-диспетчерская деятельность – переадресовка сотрудника другим специалистам. Задачи психолога при этом состоят в:

-поиске специалиста,

— отслеживании взаимодействия психолога со специалистом;

— осуществление психологической поддержки сотрудника.

Вопрос № 3. Положение о психологической службе предприятия

Данное положение о структурном подразделении является основным нормативным документом, регламентирующим назначение и место ПС на предприятии. Положение утверждается руководителем предприятия.

10 стр., 4623 слов

Работа на тему «Социально-психологические факторы употребления ...

... и обсценная лексика. Предмет. Предметом исследования являются социальные и психологические факторы употребления ненормативной лексики. Цель . Изучение социально-психологических причин, ... безадресного употребления, как правило, выделяют следующие функции ОЛ: разрядка психологического напряжения субъекта; повышение эмоционального напряжения, экспрессивности; демонстрация раскованности, независимости ...

Примерный вариант положения о ПС предприятия.

I. Общая часть.

1. ПС подчиняется заместителю генерального директора по кадровым вопросам.

2. ПС создается, реорганизуется и ликвидируется приказами директора по решению правления предприятия.

3. руководитель ПС должен иметь высшее психологическое образование и опыт практической работы.

4. В своей деятельности Пс руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:

— КзоТ

— Устав предприятия

— План экономического и социального развития предприятия

— Положение об оплате труда

— Правила внутреннего распорядка

— Коллективный договор

— Организационно-методологические принципы психологической службы.

 

II. Функции и задачи.

Проведение профессионально-психологического отбора кандидатов на работу.

1.1.Разработка и оптимизация критериев профотбора различных должностных категорий сотрудников. (Исследование эталонных представлений экспертов о личности специалиста проводится с использованием метода бальных оценок. Эксперты (начальники соответствующих структурных подразделений и ведущие специалисты в изучаемой отрасли) оценивают важность качеств, представленных в модифицированной карте личности, разработанной К.К.Платоновым. Карта личности представляет список различных качеств человека и построена по принципу полярных профилей. Составляется описание должности путем опроса экспертов (успешных сотрудников, работающих в данной должности)

1.2. Подбор методик профотбора.

Работа по оценке и аттестации персонала

2.1.Участие в работе аттестационной комиссии.

2.2. Проведение психологического анализа трудового вклада и потенциальных возможностей аттестуемых сотрудников.

2.3. Проведение работы по психологической профилактике должностных преступлений и нарушений трудовой дисциплины.

Участие в расстановке кадров в соответствии с индивидуальными особенностями работников.

3.1.Проведение работы по анализу социально-психологических процессов в структурных подразделениях и выработка рекомендаций по управлению ими.

3.2. Осуществление динамического психологического наблюдения за сотрудниками (регулярное повторное тестирование).

3.3. Проведение психологического анализа управленческой деятельности должностных лиц и кадровых решений (по решению первого лица организации).

Обучение персонала основам психологических знаний.

4.1. Обучение сотрудников приёмам эффективного общения и разрешения конфликтных ситуаций.

4.2. Проведение психолого-педагогического обучения руководителей структурных подразделений.

4.3. Обучение персонала приёмам саморегуляции психического состояния.

III. Права.

1. Запрашивать у должностных лиц необходимую информацию и документацию для решения задач.

2. Пс выделяется отдельный кабинет и кабинет психологической разгрузки, которые оборудованы согласно требованиям.

3. Проводить обследования структурных подразделений и давать соответствующие рекомендации.

4. Разрабатывать должностные инструкции и осуществлять контроль за их выполнением. Вносить предложения вышестоящему руководству о поощрении работников и их взыскании.

5. Вносить предложения по подбору и расстановке кадров, устанавливать подчиненным работникам должностные оклады.

6. Организовывать и проводить оперативные совещания по всем вопросам, входящим в компетенцию психологической службы.

IV. Ответственность

1. ПС несет ответственность за несвоевременное и некачественное выполнение функций и задач, за нерациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

 

Вопрос № 4. Планирование и нормирование работы психолога в организации.

Чаще всего планирование деятельности ПС проводится на один год. Планирование начинается с подготовительного периода. В него входят:

Ø изучение специфики деятельности предприятия.

Ø Изучение общей социально-психологической обстановки на предприятии.

Ø Выделение «проблемных» зон, работа в которых является первоочередной.

Ø Разработка норм и критериев соответствия профессиональным требованиям различных категорий сотрудников.

Годовой план работы состоит из разделов и оформляется в виде таблицы. (На примере Псих службы в школе).

Любое планирование невозможно без определения трудоемкости задачи. При расчете времени, необходимого для выполнения задачи, целесообразно использовать следующую схему.

Временные нормативы рассчитываются таким образом:

  Вид работы Среднее время в минутах
Разработка текста анкеты 4 часа
Согласование теста анкеты с руководителем 60 мин
Подготовка (размножение бланков, договоренность о мете и времени обследования)
Тестирование
Подготовка результатов 26 часов
Анализ результатов (по каждому структурному подразделению, по всему предприятию, по каждой категории опрошенных) 16 часов по каждой группе
Составление отчета 3 часа
Предоставление отчета руководителю 1 час

 

Составляется и еженедельный график работы ПС:

Понедельник.

8.00-8.30 подготовка к тренинговым занятиям

Индивидуальная диагностическая работа с сотрудниками

Групповое тренинговое занятие.

Индивидуальная коррекционная работа с сотрудниками

Работа с администрацией

Обед

13.30-15.00 обработка, анализ и обобщение полученных результатов

15.00-16.00 оформление документации

Среда.

13.00-14.00 подготовка к консультациям