I. Психодиагностика.
1. ПД при приёме на работу. Её цель – определить степень способности кандидата соответствовать требованиям трудовой деятельности.
2. Периодическая диагностика сотрудников, работающих в организации. Она нацелена на помощь работникам в личностном росте и в сохранении психического здоровья. Она проводится в два этапа:
— Первичная диагностика сотрудников. Её цель – выявить сотрудников, нуждающихся в психологической помощи.
— Углубленное психологическое обследование. – проводится с теми, кто нуждается в психологической помощи для подтверждения и уточнения гипотезы о причинах существующих проблем.
II. Психокоррекционная и развивающая работа.
1. Развивающая работа проводится с теми сотрудниками, у которых не выявлено психологических проблем – такая работ проводится в форме лекционных занятий, а закрепление знаний – через тренинги.
2. С проблемными сотрудниками проводится коррекционная работа.
III. Психологическое консультирование сотрудников. Основой для планирования и проведения психологического консультирования персонала являются индивидуальные психологические карточки на каждого сотрудника (в них содержится сжатая социально-демографическая информация и цифровые (кодовые) результаты всех психодиагностических методик, которыми данный сотрудник был обследован при приёме на работу и в ходе периодической диагностики) и анализ социально-психологического климата в каждом отделе.
1. Консультирование сотрудника. Оно может проводиться как по его запросу, так и в форме плановой беседы по результатам диагностики.
2. Консультирование руководителей среднего звена: консультирование по проблемам эффективного управления и взаимодействия с конкретными сотрудниками.
3. Посредническая работа в межличностных и межгрупповых конфликтах.
IV. Социально-диспетчерская деятельность – переадресовка сотрудника другим специалистам. Задачи психолога при этом состоят в:
-поиске специалиста,
— отслеживании взаимодействия психолога со специалистом;
— осуществление психологической поддержки сотрудника.
Вопрос № 3. Положение о психологической службе предприятия
Данное положение о структурном подразделении является основным нормативным документом, регламентирующим назначение и место ПС на предприятии. Положение утверждается руководителем предприятия.
Работа на тему «Социально-психологические факторы употребления ...
... случае безадресного употребления, как правило, выделяют следующие функции ОЛ: разрядка психологического напряжения субъекта; повышение эмоционального напряжения, экспрессивности; демонстрация раскованности, независимости ... ясно видим, что употребление обсценной и НЛ напрямую связанно с психологическими аспектами личности и социальными условиями существования индивида. Человек, использующий ...
Примерный вариант положения о ПС предприятия.
I. Общая часть.
1. ПС подчиняется заместителю генерального директора по кадровым вопросам.
2. ПС создается, реорганизуется и ликвидируется приказами директора по решению правления предприятия.
3. руководитель ПС должен иметь высшее психологическое образование и опыт практической работы.
4. В своей деятельности Пс руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
— КзоТ
— Устав предприятия
— План экономического и социального развития предприятия
— Положение об оплате труда
— Правила внутреннего распорядка
— Коллективный договор
— Организационно-методологические принципы психологической службы.
II. Функции и задачи.
Проведение профессионально-психологического отбора кандидатов на работу.
1.1.Разработка и оптимизация критериев профотбора различных должностных категорий сотрудников. (Исследование эталонных представлений экспертов о личности специалиста проводится с использованием метода бальных оценок. Эксперты (начальники соответствующих структурных подразделений и ведущие специалисты в изучаемой отрасли) оценивают важность качеств, представленных в модифицированной карте личности, разработанной К.К.Платоновым. Карта личности представляет список различных качеств человека и построена по принципу полярных профилей. Составляется описание должности путем опроса экспертов (успешных сотрудников, работающих в данной должности)
1.2. Подбор методик профотбора.
Работа по оценке и аттестации персонала
2.1.Участие в работе аттестационной комиссии.
2.2. Проведение психологического анализа трудового вклада и потенциальных возможностей аттестуемых сотрудников.
2.3. Проведение работы по психологической профилактике должностных преступлений и нарушений трудовой дисциплины.
Участие в расстановке кадров в соответствии с индивидуальными особенностями работников.
3.1.Проведение работы по анализу социально-психологических процессов в структурных подразделениях и выработка рекомендаций по управлению ими.
3.2. Осуществление динамического психологического наблюдения за сотрудниками (регулярное повторное тестирование).
3.3. Проведение психологического анализа управленческой деятельности должностных лиц и кадровых решений (по решению первого лица организации).
Обучение персонала основам психологических знаний.
4.1. Обучение сотрудников приёмам эффективного общения и разрешения конфликтных ситуаций.
4.2. Проведение психолого-педагогического обучения руководителей структурных подразделений.
4.3. Обучение персонала приёмам саморегуляции психического состояния.
III. Права.
1. Запрашивать у должностных лиц необходимую информацию и документацию для решения задач.
2. Пс выделяется отдельный кабинет и кабинет психологической разгрузки, которые оборудованы согласно требованиям.
3. Проводить обследования структурных подразделений и давать соответствующие рекомендации.
4. Разрабатывать должностные инструкции и осуществлять контроль за их выполнением. Вносить предложения вышестоящему руководству о поощрении работников и их взыскании.
5. Вносить предложения по подбору и расстановке кадров, устанавливать подчиненным работникам должностные оклады.
6. Организовывать и проводить оперативные совещания по всем вопросам, входящим в компетенцию психологической службы.
IV. Ответственность
1. ПС несет ответственность за несвоевременное и некачественное выполнение функций и задач, за нерациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Вопрос № 4. Планирование и нормирование работы психолога в организации.
Чаще всего планирование деятельности ПС проводится на один год. Планирование начинается с подготовительного периода. В него входят:
Ø изучение специфики деятельности предприятия.
Ø Изучение общей социально-психологической обстановки на предприятии.
Ø Выделение «проблемных» зон, работа в которых является первоочередной.
Ø Разработка норм и критериев соответствия профессиональным требованиям различных категорий сотрудников.
Годовой план работы состоит из разделов и оформляется в виде таблицы. (На примере Псих службы в школе).
Любое планирование невозможно без определения трудоемкости задачи. При расчете времени, необходимого для выполнения задачи, целесообразно использовать следующую схему.
Временные нормативы рассчитываются таким образом:
Вид работы | Среднее время в минутах |
Разработка текста анкеты | 4 часа |
Согласование теста анкеты с руководителем | 60 мин |
Подготовка (размножение бланков, договоренность о мете и времени обследования) | |
Тестирование | |
Подготовка результатов | 26 часов |
Анализ результатов (по каждому структурному подразделению, по всему предприятию, по каждой категории опрошенных) | 16 часов по каждой группе |
Составление отчета | 3 часа |
Предоставление отчета руководителю | 1 час |
Составляется и еженедельный график работы ПС:
Понедельник.
8.00-8.30 подготовка к тренинговым занятиям
Индивидуальная диагностическая работа с сотрудниками
Групповое тренинговое занятие.
Индивидуальная коррекционная работа с сотрудниками
Работа с администрацией
Обед
13.30-15.00 обработка, анализ и обобщение полученных результатов
15.00-16.00 оформление документации
Среда.
13.00-14.00 подготовка к консультациям