Процесс разделения людей на социальные слои

Творением Бога

16. Указать одну из основных функций сознания:

1. самоконтроль

17. Найти одну из тенденций развития общественного сознания на современном этапе:

1. политизация всех форм

18. Философско-мировоззренческая ориентация, возникшая в результате НТП и НТР, абсолютизирующая роль науки:

Сциентизм

19. Что является наиболее перспективным для человечества в ХХ1 веке:

Общецивилизационное единство при сохранении социокультурного разнообразия

20. Найти марксистское определение отношения человека к окружающему объективному миру:

Предметно-преобразующая, практическая деятельность

21. Найти одно из главных свойств человеческого сознания:

1. передача через устную и письменную речь

22. В тезисе: «Все действительное разумно, все разумное действительно» Гегель утверждал принцип:

1.оправдания любой действительности

23. Указать одну из основных функций сознания:

1. предвидение

24. Найтиодно из главных свойств человеческого сознания:

1. способность к предметно-преобразующей деятельности

25. Что такое географический детерминизм? Выделите более полное определение.

1.географическая среда определяет специфику общественного развития, уровень развития культуры, структуры общества и т.д.

26. Найти одну из основных черт сознания:

1. идеальность

27. Антропоцентрический характер философствования присущ:

1.эпохе Возрождения

28. В чем суть человеческой жизни согласно Будде?

1.в страдании

29. Найти одну из основных черт сознания:

1. интенциональность

30. Найти одну из основных черт сознания:

1. идеаторность

31. Найти одну из основных черт сознания: 30

1. способность творить идеи

32. Что является главной отличительной особенностью философского знания?

1.оно носит предельно общий, теоретический характер

33. Укажите верное высказывание:

1. сущность — это внутренняя, необходимая сторона предметов, которая обнаруживается через явления

34. В какой форме происходит развитие согласно закону отрицания отрицания?

15 стр., 7496 слов

Основные этапы развития психологии, основные направления развития ...

... Новое время. Этапы развития психологии Развитие психологии в период античности Появление психологии в Древней Греции на ... доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии. Развитие этих подходов стало ведущим мотивом ученых, разрабатывавших психологические концепции в ...

1. по спирали

35. Главное свойство времени:

1. необратимость

36. Найдите верное высказывание:

1. качество — это внутреннее свойство предмета

37. Схоластика— это:
1. средневековое умозрительное философское учение

38. Какова природа таких человеческих качеств, как доброта, отзывчивость, целеустремленность, справедливость, взаимовыручка:

1. формируются в ходе социализации человека, под влиянием социальных условий его жизни

39. Какое из этих высказываний истинно:

1. необходимость и случайность существуют в действительности в неразрывном единстве

40. Объективность истины – это

1. независимость истинного знания от позиций отдельных людей

41. Какое суждение правильно:

1. возможность и действительность существуют в диалектической взаимосвязи

Конкретность истины означает, что она

1. определяется условиями места, времени и т.д.

43. З.Фрейд: индивидуальная свобода сознания возможна лишь в результате

1. подавления неосознанных телесных влечений и зависимостей

44. Какие причины порождают экологические проблемы:

1. противоречия между обществом и природой

45. Не влияет на формирование личности:

Сексуальное влечение

46. С точки зренияфилософии закон – это:

1. внутренняя, существенная, устойчивая связь явлений, обусловливающая их изменение

47. Кто выдвинулнаиболее развернутое философское материалистическое определение материи:

1. В.И.Ленин

48. Философия, мораль, религия относятся к форме бытия:
1. объективированного духовного

49. В высказывании «Оно основывается на верховенстве закона,

на безусловном соблюдении неотъемлемых прав и свобод личности,

на разделении властей (законодательной, судебной, исполнительной)

речь идет о государстве:

1. правовом

50. В число бесспорных заслуг К.Маркса следует отнести

последовательную разработку и применение им в области социальной

философии

1. принципа деятельности

51. Что является критерием исторического прогресса в теории

стадий роста:

1. научно-технический прогресс

52. Представление как форма чувственного познания — это:

1. воспроизведение в сознании образов тех предметов, которые раньше воздействовали на органы чувств

13 стр., 6086 слов

Общество как форма жизнедеятельности людей

... можно рассматривать как совокупность общественных отношений. Общественные отношения — это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами и внутри ... которые зависят от сознания и воли людей. Общество — структурно-организованная система. В нем присутствуют различные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено ...

53. Социальная стратификация – это:

процесс разделения людей на социальные слои

54. Основные признаки «субкультуры»:

Исключить лишнее из перечня форм отражения в живой природе

1. психология

 

87. Исключить лишнее из перечня форм отражения в живой природе:

1. раздражительность

88. Исключить лишнее из форм биологического движения:

1. снегозадержание для повышения запасов влаги в почве

89. К разновидностям механического движения не относится:

1. взрыв на Солнце

2. вращение Земли вокруг Солнца

3. вращение Солнца вокруг центра Галактики

4. движение кометы Галлея

5. прохождение Земли сквозь метеоритный рой

 

90. Исключить лишнее из форм социального движения:

1. изменение геоклиматических условий в Центральной Азии как фактор перехода к кочевому скотоводству

2. охота и собирательство как основные виды занятий людей в древности

3. великое переселение народов конца 1 тыс. до н.э. — начала 1 тыс.н.э.

4. возникновение государственности у народов Центральной Азии в 1 тыс. до н.э.

5. организация жизни в древнем обществе согласно традициям и обычаям

 

91. В характеристики пространства не входит:

1. длительность

2. протяженность

3. структурность

4. сосуществование

5. взаимодействие

 

92. К разновидностям физического движения не относится:

1. занятия физической культурой

2. радиоактивность

3. деление атомов

4. преломление светового луча

5. взрыв на Солнце

 

93. Найти свойство материи, являющееся основой сознания:

1. отражение

2. обратимость

3. системность

4. движение

5. субстанциональность

 

94. Исключить лишнее из перечня биологических форм отражения:

1. познание

2. сознание

3. чувствительность

4. раздражимость

5. психика

 

95. К формам механического движения не относится:

1. сквашивание молока

2. перегон стада с пастбища на пастбище

4 стр., 1884 слов

28. Основные свойства бытия: движение, пространство, время, системность

... уровню организации материи соответствуют специфические формы движения. Между уровнями движения существует связь. Высшие формы движения качественноспецифичны и несводимы к низшим(можно суммировать, если движение принадлежит к ... состояний) данных объектов в процессе их развития.  Пространство- форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри ...

3. сенокошение

4. прополка посевов

5. молотьба пшеницы

 

96. Пространство и время в русле реляционной теории определяются как:

1. формы существования материи

2. априорные формы сознания

3. взаимосвязь объектов и процессов

4. формы индивидуального сознания

5. взаимопереходящие сущности

 

97. Какое высказывание истинно с позиций реляционной теории:

1. пространство и время – объективные формы существования материи

2. пространство и время — формы человеческого удивления

3. пространство и время — сущность нашего восприятия мира

4. пространство и время — формы соглашения людей

5. пространство и время — названия свойств предметов

 

98. Какое высказывание верно с позиций субстанциальной теории:

1. пространство и время – особые, отдельные от материи сущности

2. пространство и время — формы объективного существования материи

3. пространство и время — формы человеческого удивления

4. пространство и время — сущность нашего восприятия мира

5. пространство и время — формы соглашения людей

 

99. Пространство и время, согласно реляционной теории, это:

1. независимые от материи, самостоятельные формы бытия

2. субстанция мира

3. априорные формы чувственности

4. объективные формы существования движущейся материи

5. субъективные формы восприятия человеком окружающего мира

 

100. Укажите пример механического движения:

1. падение тунгусского метеорита

2. падение курса доллара

3. падение нравственности

4. падение кабинета министров

5. ржавление металла

101. Найти пример социальной формы движения:

1. Движение «Невада-Семей»

2. костер

3. сокодвижение в растениях

4. броуновское движение

5. движение пучка света

 

102. Найти пример химической формы движения:

1. костер

2. сокодвижение в растениях

3. броуновское движение

4. Движение «Невада-Семей»

5. движение пучка света

 

103. Укажите одно из главных свойств пространства:

1. протяженность

2. наполняемость

3. длительность

3 стр., 1244 слов

Примеры аннотаций

... важны не только сегодня, но и во все времена. Авторы в популярной форме, но достаточно полно и всесторонне рассказывают о различных видах деятельности в сфере ... крупному общественному хозяйству, разрабо­тан кооперативный план. Предметный указатель к сборнику поможет найти высказывания но тому или иному конкретному вопросу. 6.3. Характеризуют другие произведения в ...

4. однонаправленность

5. обратимость

 

104. Термин “ноосфера” ввел

В.И.Вернадский

2.Ч.Дарвин

3.Э.Зюсс

4.Ж.Б.Ламарк

5.Т.де Шарден

 

105. Найти пример биологической формы движения:

1. сокодвижение в растениях

2. движение цунами

3. броуновское движение

4. Движение «Невада-Семей»

5. движение пучка света

 

106. Найти пример механической формы движения:

1. движение цунами

2. сокодвижение в растениях

3. броуновское движение

4. Движение «Невада-Семей»

5. движение пучка света

 

107. Найти пример физической формы движения:

1. движение пучка света

2. движение цунами

3. сокодвижение в растениях

4. костер

5. Движение «Невада-Семей»

 

108. Найти ошибку в перечне форм социального движения:

1. наводнение в Карагандинской области

2. выборы президента Казахстана в 2015 г.

3. президентство Н.Назарбаева в Казахстане

4. процесс девальвации тенге в 2014 г. в Казахстане

5. деятельность правительства К.Масимова в Казахстане

 

109. Указать форму отражения в живой природе:

1. дружеская беседа

2. утренний туман

3. горный обвал

4. метеоритный дождь

5. радиосигналы

 

110. Вооруженная борьба – проявление свойства материи:

1. отражение

2. объективность

3. структурность

4. сохраняемость

5. конкретность

 

111. Найти пример физической формы движения: 20

1. радиосигнал

2. лай собаки

3. вращение Земли вокруг Солнца

4. война

5. пешая ходьба

 

112. При столкновении двух автомобилей каждый получил повреждение. Это – проявление свойства материи:

1. отражение

2. структурность

3. сохраняемость

4. системность

5. самоорганизация

 

113. Найти пример химической формы движения:

1. синтез анилинового красителя

10 стр., 4723 слов

Реферат по философии На тему: «Структура и формы общественного сознания»

... стабильности в обществе, полноты и условий нормального развития. На мой взгляд признание обществом в своем составе помимо людей и обывателей, так же того ... личностного, объективированного и субъективированного, опредмеченного и распредмеченного. Нормативная система как «структурная форма» общественного сознания «становится реально нормативной» лишь постольку, поскольку она усваивается множеством ...

2. созревание фруктов

3. научная конференция по химии

4. издание журнала «Химия и жизнь»

5. развитие химической промышленности

 

114. Рациональный способ постижения мира в средневековой арабоязычной мысли обозначается термином

1. фалсафа

2. социоцентризм

3. алгебра

4. космоцентризм

5. приоритет разума над чувствами

 

115. Найти пример социальной формы движения:

1. развитие химической промышленности

2. синтез анилинового красителя

3. созревание фруктов

4. научная конференция по химии

5. издание журнала «Химия и жизнь»

 

116. Какое из перечисленных определений философии является первоначальным:

1. любовь к мудрости

2. учение о мудрости

3. идея совершенной мудрости

4. душа культуры

5. форма мышления

 

117. Казахские просветители в XIX в. считали, что для скорейшего достижения казахским народом исторического прогресса и выхода из средневекового оцепенения в наиболее короткие сроки необходима:

1. помощь России

2.помощь Китая

3.буржуазная революция

4.перестройка общественных отношений

5.ликвидация безграмотности

 

118. Человек, по определению Аристотеля — это:

1. «политическое животное»

2. «существо производящее»

3. «существо разумное»

4. «существо символосозидающее»

5. «существо играющее»

 

119. Даосизм не признает:

1. существование абсолютного начала, сущности

2. постоянной изменчивости общественной жизни

3. что мужское начало обязательно содержит в себе элемент женского и наоборот

4. равновесия сил в природе

5. всеобщего принципа двойственности вещей

 

120. Августин различает две реальности:

1. Бог и сотворенный им мир

2. сверхъестественный разум и абсолютные идеи

3. абсолютные идеи и природа

4. бог и разум человека

5. чувства и разум

 

121. Уровни человеческой психики, по Фрейду:

1. бессознательное, сверхсознательное, сознательное

2. инстинкты, воображения, творчество

3. естественное сознание, феноменологическое сознание

4. бессознательное, предсознательное, сознательное

5. душевное, духовное, сверхдуховное

 

11 стр., 5199 слов

Философия в современном мире

... мира". Махисты настаивали на нейтральности "позитивной" философии в отношении материализма"и идеализма. Третья форма позитивизма - неопозитивизм. Его основной вариант - аналитическая философия. ... и теоретического уровней знания, история науки с признанием в ней революций, включение в научно-исследовательские ... В социологии элементы сциентизма проявились еще в учении Сен-Симона о научно и планово ...

122. Выберите наиболее верное положение согласно марксистской теории:

Базис определяет надстройку

2.Базис не зависит от надстройки

3.Надстройка может оказывать влияние на базис

4.Базис определяется надстройкой

5. Надстройка и базис функционируют автономно

 

123. Понятие «гендер» означает:

1. социальное различие полов

2. проблему превосходства мужчин

3. область бизнеса

4. связь с генетикой

5. проблему дискриминации женщин

 

Раздел философского знания, исследующий человеческие

познавательные способности, их возможности и границы:

1. гносеология

2. онтология

3. социология

4. аксиология

5. этика

 

125. Имя арабоязычного философа IХ-Х вв., «Второго учителя»,

выдвинувшего идеи добродетельного города и необходимого

обустройства общества:

1. Аль-Фараби

2. Хайдеггер

3. Аристотель

4. Ибн-Сина

5. Конфуций

 

126. «АЗиЯ» написана:

1. О.Сулейменовым

2. Г.Мустафиным

3. С.Сейфуллиным

4. Ш.Кудайбердиевым

5. М.Ауэзовым

 

127. Фундаментальная идея психоанализа — идея:

1. бессознательного

2. власти

3. понимания

4. абсурда

5. бытия

 

128. Категории, выражающие взаимоотношения между сознательным выбором человека и объективными законами природы и общества

Необходимость и свобода

2. Часть и целое

3.Причина и следствие

4.Сознание и материя

5.Возможность и действительность.

 

129. Кто из ниженазванных философов является приверженцем

цивилизационной концепции общественного развития

1. А.Тойнби

2. К. Ясперс

3. У. Ростоу

4. Ф. Энгельс

5. К. Маркс

 

130. Понятие « сяо» в переводе с китайского означает:

1. сыновняя почтительность

2. недеяние

3. ритуал

4. небо, верховное начало

5. человеколюбие

 

131. Путем к истине в средневековой религиозной философии

является:

1. откровение

2. креационизм

3. геоцентризм

4. историзм

5. рационализм

 

132. В античной философии разработал понятие бытия как главную

проблему философии:

1. Парменид

2. Демокрит

3. Пифагор

4. Фалес

5. Гераклит

 

133. Философия Гегеля:

1. абсолютный идеализм

2. прагматизм

3. объективный идеализм

4. стихийный материализм

9 стр., 4450 слов

Тема 3. Философские проблемы человека и общества

...   Семинар 2. Философские проблемы человека и общества 1.Проблема человека в истории философии. Проблема «природы» (сущности) человека. Индивид, личность, индивидуальность. Дихотомичность бытия человека. 2.Экзистенциализм как учение человеке. Человеческий опыт как экзистенция. Экзистенциалы ...

5. экзистенциализм

 

134. «Государством должны управлять философы», — сказал:

1. Платон

2. Аристотель

3. Сократ

4. Эпикур

5. Анаксагор

 

135. Философское учение, основанное на признании двух начал:

1. дуализм

2. монизм

3. позитивизм

4. плюрализм

5. релятивизм

 

136. По Аристотелю:

1. материя пассивна, форма – активна

2. материя и форма бесконечны

3. материя и форма конечны

4. материя активна, форма — пассивна

5. материя бесконечна, форма – конечна

 

137. «Тревога», «заброшенность», «отчаяние» — термины:

1. экзистенциализма

2. структурализма

3. феноменологии

4. постпозитивизма

5. аналитической философии

 

138. Что такое философия:

1. наука о всеобщих законах развития всего содержания мира

2. наука об обществе

3. постижение природы

4. теория движения небесных тел

5. вера в истины откровения

 

139. Автор «Книги исцеления» и «Книги знания»:

1. ибн-Сина

2. ибн-Рушд

3. аль-Фараби

4. аль-Кинди

5. аль-Газали

 

140. Кому из казахских мыслителей принадлежит мнение, что

нравственными началами человека должны быть любовь и справедливость:

1. Ш.Кудайбердиеву

2. А.Кунанбаеву

3. И.Алтынсарину

4. С.Торайгырову

5. Ч.Валиханову

 

141. Врач-философ, выделивший сферу бессознательного и

подвергший ее профессиональному анализу:

1. Фрейд

2. Сократ

3. Лейбниц

4. Платон

5. Кант

 

142. Термин «эмпирическое знание» понимается как:

1. опытное знание

2. интуитивное знание

3. абстрактное знание

4. чувственное знание

5. теоретическое знание

 

143. Найти ошибку в перечне форм нерационального:

1. интеллект

2. воля

3. бессознательное

4. эмоции

5. интуиция

 

144. Автор концепции постиндустриального общества:

1. Д.Белл

2. Г.Маркузе

3. А.Камю

4. Н.Макиавелли

5. Будда

 

145. Как назывались общие понятия в средневековой философии:

1. универсалии

2. категории

3. концепции

4. артефакты

5. интересы

 

146. Даосский мудрец предпочитает:
1. молчать

2. говорить

3. говорить притчами

4. петь

5. читать молитвы

 

147. B схоластике провозглашалось различие между:

1. верой и разумом

2. интуицией и наукой

3. философией и наукой

4. наукой и теологией

5. теологией и разумом

 

148. ФилософНового времени, автор принципа «Свобода есть

11 стр., 5225 слов

Философия личности человека

... общество со всей необъятной Вселенной. Кроме философии человек ... учения о человеке ... человек?». Именно философия должна дать ответ на этот вопрос. На разных этапах развития ... формы мышления. Педагогика рассматривает становление человека (личности) в процессе воспитания и обучения. Изучение человека множеством конкретных наук свидетельствует о сложности человека. Признание человека творцом общества ...

осознанная необходимость»:

1. Б.Спиноза

2. Г.Лейбниц

3. Ф.Бэкон

4. Д.Юм

5. Т.Гоббс

 

149. Кто из античных философов противопоставляет миру идей,

или бытию, мир становления:

1. Платон

2. Зенон

3. Пифагор

4. Аристотель

5. Демокрит

 

150. Основоположник объективного идеализма в европейской

философии:

1. Платон

2. Парменид

3. Демокрит

4. Эпикур

5. Гераклит

 

151. Автор высказывания: «Движущаяся вокруг своей оси и

вокруг Солнца Земля — лишь ничтожная пылинка в беспредельном

мироздании»:

1. Д.Бруно

2. Гельвеций

3. Б.Спиноза

4. Н.Кузанский

5. Ф.Бэкон

 

152. Представитель пантеизма, выдвинувший учение о совпадении

противоположностей:

1. Н. Кузанский

2. И. Кант

3. Ф.Бэкон

4. Дж.Бруно

5. Р. Декарт

 

153. Специфика философии:

1. в стремлении познать мир в его всеобщности и целостности

2. в строгой научности выводов

3. в практическом отношении к миру

4. в недоверии ко всем знаниям

5. в доверии к мнениям философов

 

154. Принцип, провозглашаемый Абаем Кунанбаевым в своей

философии:

1. «Будь человеком!»

2. «Цель оправдывает средства»

3. «Знание-сила»

4. «Все течет!»

5. «Никогда не сдавайся!»

 

155. «Оно», «Я», «Сверх-Я» — понятия:

1. фрейдизма

2. структурализма

3. феноменологии

4. экзистенциализма

5. позитивизма

 

156. Метемпсихоза – это:

Признание возможности переселения души

2. признание материальной сущности души

3.психическое заболевание

4.искусство диалога

5.идея вечного возвращения

 

157. Знаменитый спор между номиналистами и реалистами в

средневековье – это спор:

1. об универсалиях

2. о наличии или отсутствии Бога

3. о включении догмата Троицы в христианское вероучение

4. о возможности существования науки

5. о первородном грехе

 

158. Определите философскую позицию Г. Гегеля:

1. объективный идеализм

2. дуализм

3. гносеологический оптимизм

4. метафизический материализм

5. субъективный идеализм

 

159. Главная особенность традиционной философии казахов:

1. космоцентризм

2. материализм

3. геоцентризм

4. идеализм

5. суфизм

 

160. Философская наука, изучающая ценностное отношение человека к миру, есть:

1. аксиология

2. антропология

3. онтология

4. эпистемология

5. гносеология

 

161. Кризис традиционной культуры казахов Шортанбай, Дулат,

Мурат назвали:

1. зарзаман

2. ренессанс

3. коллапс

4. просвещение

5. гюлстан

 

162. Количественные параметры социума исследуют и считают

определяющими в развитии представители социальных концепций:

1. технократизма

2. понимающей социологии

3. экзистенциализма

4. индетерминизма

5. марксизма

 

163. В основании материализма лежит:

1. признание в качестве субстанции бытия материи

2. признание высшего разума как творца мира

3. признание идеи первичным началом всего

4. признание бессмертия души

5. признание экономики основой надстройки

 

164. Форма мировоззрения, в которой освоение мира основано

на вере в сверхъестественное:

1. религия

2. экзистенциализм

3. атеизм

4. материализм

5. наука

 

165. Гелиоцентрическую систему как основу новой картины мира создал:

1. Николай Коперник

2. Николай Кузанский

3. Галилео Галилей

4. Джордано Бруно

5. Тихо Браге

 

166. Диалектика как теория развития в немецкой классической

философии была разработана:

1. Г. Гегелем

2. Ф. Энгельсом.

3. Л. Фейербахом

4. К. Марксом

5. И. Кантом

 

167. Учение о конечной цели исторического развития называется:

1. провиденциализм

2. эсхатология

3. теодицея

4. детерминизм

5. танатология

 

168. Отрицание действенного присутствия Бога в мире после

сотворения мира:

1. деизм

2. атеизм

3. теизм

4. пантеизм

5. теодицея

 

169. Основными предпосылками возникновения философии в

Древнем мире явились:

1. появление мифологии, зарождение религии и накопление

первых научных знаний о мире и человеке

2. образованность правителей государств

3. большое влияние касты священников и жрецов

4. мирное сосуществование с соседними государствами

5. появление системы начального образования

 

170. Учение, согласно которому человеческая жизнь понимается

как определенная форма бесконечной цепи перерождений:

1. веданта

2.сансара

3. йога

4. нирвана

5. санкхья

 

171. Иррационализм означает признание ведущей роли:

Интуиции

2.врожденных идей

3.веры

4.разума

5.опыта

 

172. Хранилище человеческих восприятий и представлений называется:

1. памятью

2. мозгом

3. воображением

4. ощущением

5. интуицией

 

173. Представитель Милетской школы, считавший субстанцией

всего сущего «апейрон», т.е. «неопределенное и бесконечное нечто»:

1. Анаксимандр

2. Анаксимен

3. Гегель

4. Будда

5. Фалес

 

174. Представитель немецкой классической философии,

создавший научную гипотезу происхождения Земли:

1. И. Кант

2. Л. Фейербах

3. И. Фихте

4. Ф. Шеллинг

5. Г. Гегель

 

175. Антропологический принцип является стержнем всей философии:
1. Л.Фейербаха

2. И.Фихте

3. И.Канта

4. Ф.Шеллинга

5. Г.Гегеля

 

176. Человек по Марксу:

1. продукт общественных отношений

2. нравственный индивид

3. природное естественное существо

4. мыслящая вещь

5. политическое животное

 

177. Философия возникла:

1. одновременно в древней Индии, Китае и Греции

2. в Древней Индии

3. в Древней Греции

4. в Древнем Китае

5. в Европе

 

178. В древнеиндийской философии закон неизбежности

странствия души из одного тела в другое называется:

1. карма

2. авидья

3. майя

4. ахимса

5. сансара

179. В средневековой философии в споре об универсалиях

номиналисты утверждали:

1. реальны лишь единичные вещи, а универсалии лишь имена

2. идея идентична вещи, а «имена после вещей»

3. идея вещи не соответствует материальному воплощению

4. теоцентризм

5. идея общего (понятие) предшествует вещи

 

180. Учение Л.Фейербаха:

1. антропологический материализм

2. субъективный идеализм

3. объективный идеализм

4. прагматизм

5. рационализм

 

181. Причина человеческих страданий по буддизму:

1. в стремлении к нирване

2. в жажде наслаждения

3. в поклонении небу

4. в поклонении к духам предков

5. в любви к человеку

 

182. Натурфилософия есть:

1. учение о природе

2. теология

3. детерминизм

4. учение о боге

5. учение о разумном начале всего существующего

 

183. Представитель суфийской философии в Казахстане:

Ходжа Ахмет Яссауи

2.Аль-Фараби

3.Юсуп Баласагунский

4.Хайдар Дулати

5. Махмуд Кашгари

184. Определите проблему, составляющую предмет дискуссии между славянофилами и западниками:

1. исторические судьбы России и русского народа в мире

2. природа общих понятий

3. познаваемость мира

4. необходимость размежевания богословия и философии

5. соотношение общественного бытия и общественного сознания

 

185. Гносеологическое учение, сомневающееся в возможности достоверного познания мира, есть:

1. агностицизм

2. рационализм

3. эмпиризм

4. сенсуализм

5.солипсизм

 

186. Понятие «общественно-экономическая формация» в характеристике истории применил:

1. К. Маркс

2. Г.В.Ф. Гегель

3. Л. Фейербах

4. П. Лафарг

5. И. Кант

 

187. Гуманистическая философия высшей ценностью считает:

1. человека

2. технику

3. общество

4. социальную группу

5. природу

 

188. Слова «Я знаю, что я ничего не знаю» принадлежат:

1. Сократу

2. Аристотелю

3. Пармениду

4. Горгию

5. Гераклиту

 

189. Кто из философов считал, что всякое развитие протекает по схеме «триады» (тезис – антитезис — синтез):

1. Г.Гегель

2. И.Фихте

3. В.Лейбниц

4. К.Маркс

5. Л. Фейербах

 

190. Мир Ибн-Сина понимал как проявление:

1. законов природы

2. стихийных сил природы

3. божественной воли

4. божественной воли и разума

5. божественного разума

 

191. Каково соотношение между производительными силами и производственными отношениями:

Фералами (феральными людьми) называют

1. детей, воспитанных животными

1. девиантов

3. невоспитанных людей

4. чрезмерно воспитанных

5. имеющих земельный надел (феод)

 

205. Главным направлением развития казахского общества Ы.Алтынсарин считал:

1. эволюционное развитие общества путем распространения просвещения, промыслов и перехода к земледелию и оседлости
2. развитие сети промышленных предприятий

3. становление рабочего класса

4. развитие капиталистического рынка
5. формирование сети автомобильных и железных дорог

 

206. Укажите правильное определение: природное в личности – это:

1. общее по происхождению у человека с животными

2. приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми;

3. существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него другихлюдей

4. тождественное у человека с животными

5. существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей

 

207. Учение инь и янь отражает:
1. всеобщий принцип двойственной природы вещей

2. волю неба
3. причинно-следственные отношения
4. предопределение судьбы
5. строгую закономерность всего сущего

 

 

208. Общество в философском смысле — это:

1. система связей и отношений между людьми

2. результат коллективного договора людей

3. сложный биологический организм

4. территориальная и языковая общность людей

5. совокупность индивидов

 

209. Укажите правильное определение: наследственное в личности – это:

1. существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей

2. приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми

3. существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей

4. тождественное у человека с животными

5. общее по происхождению у человека с животными

 

210. Укажите правильное определение: социальное в личности – это:

1. приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми

2. существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей

3. тождественное у человека с животными

4. общее по происхождению у человека с животными

5. существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей

 

211. Поступки или действия, не соответствующие писанным и неписанным нормам – это:

1. девиация

2. социализация

3. аномия

4. социальный контроль

5. институционализация

 

212. Понятие личность включает в себя:

1. итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств
2. всеобщие человеческие качества и способности
3. социологические и психологические черты человечества: разум, волю, потребности, интересы

4. понятие «конкретного человека»
5. все вышеперечисленное

 

213. По Гегелю: всякое развитие протекает по трехстадийной схеме:
1. тезис — антитезис — синтез
2. тезис — опыт — антитезис
3. тезис — антитезис — опыт
4. синтез — антитезис — тезис
5. антитезис — синтез – тезис

 

214. Совокупность норм и ценностей общества или группы, их санкций, призванных контролировать конфликтное поведение своих членов, — это:

1. социальный контроль

2. социализация

3. аномия

4. девиация

5. институционализация

 

215. Какой видел социально-классовую структуру казахского общества Ы.Алтынсарин:
1. баи-феодалы, середняки и бедные жатаки;
2. буржуазия, феодалы, бедняки;
3. бедняки, середняки, помещики;
4. рабочие, капиталисты, батраки;
5. крестьянство, кулачество, буржуазия

 

216. Наиболее точное определение нации:

1. форма общности людей, обладающих общностью территории, экономической жизни, языка и духовного склада

2. совокупность людей, похожих друг на друга

3. объединение людей на основе кровного родства

4. условное понятие для обозначения жителей одной страны

5. несколько человек, случайно оказавшихся вместе

 

217. Что подразумевает понятие «индивид»:

1. это единичный представитель человеческого рода

2. характеристику всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей

3. особую исторически развивающуюся человеческую общность

4. конкретного носителя социальных и психологических черт человечества

5. итог развития человека

 

218. Как называются правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности?

1. социальными нормами

2. социальными ролями

3. социальными статусами

4. социальными действиями

5. социальными взаимодействиями

 

219. Социальный характер является продуктом:

1. уровня развития общества;

2. национальной культуры;

3. особенностей природно-географической среды;

4. индивидуального воспитания

5. такого понятия нет

 

220. Девиантное поведение представляет собой:

1. деятельность, не соответствующую официально установленным или фактически сложившимся нормам

2. противоречие общественного развития

3. противоречие между физическим и умственным трудом

4. неполную адаптацию развивающейся системы к внешним и внутренним условиям ее существования

5. цепь случайных событий

 

221. Обществом называется:

1. совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей

2. большая группа людей, объединенных территорией и общностью языка

3. совокупность людей, проживающих в одной стране

4. совокупность людей, объединенных общими интересами

5. любое объединение двух и более людей

 

222. Что представляет собой в понимании общества эволюционизм:

1. представление об изменениях в обществе как постепенном закономерно обусловленном объективном процессе

2. представление об обществе как искусственном образование

3. теория непостижимости законов общественного развития

4. обращение к мистике

5. представление об обществе как раз и навсегда данном образовании

 

223. Революция – это:

1. коренной, качественный, глубинный переворот в развитии общества, всех его сфер со сменой социальной системы

2. ряд постепенных преобразований и усовершенствований в какой-либо сфере жизни, не затрагивающих основ существующего строя

3. смена политического режима

4. переворот, совершенный группой лиц, объединенных в политическую партию

5. вооруженный переворот с отстранением от власти существующего правительства

 

224. Путь постепенного преобразования всего общества или какой-либо сферы через принятие специальных мер называется:

1. реформистский

2. эволюционный

3. сочетание революционного и эволюционного

4. революционный

5. скачкообразный

 

225.Как определил Ч.Валиханов современное ему казахское общество:

1. патриархально-феодальное

2. рабовладельческое

3. капиталистическое

4. коммунистическое

5. традиционное

 

226. Выберите наиболее верное определение науки:

1. наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной реальности

2. наука — это форма общественного сознания

3. наука — это система знаний, накопленных человечеством

4. наука — это форма духовного производства знаний

5. наука — это форма логического мышления

 

Скачкообразное изменение общества, переход общества из одного качественного состояния в другое называется

1. революция

2. реформа

3. эволюция

4. зигзаг

5. ступени роста

228. Общество – система исторически складывающихся определенных форм взаимодействия и взаимоотношений между людьми в процессе

1. деятельности
2. общения
3. практики
4. культуры
5. истории

 

229. Философия включает учение об универсальных связях и всеобщих законах развития природы, общества и познания, которое называется
1. диалектика

2. метафизика
3. эклектика
4. софистика
5. риторика

 

230. Диалектика представляет собой универсальное философское учение, которое является одновременно
1. методом мышления

2. законом
3. принципом развития
4. уровнем познания
5. принципом связи

231. Диалектика содержит два основополагающих принципа, одним из которых является принцип всеобщей связи, а другим — принцип
1. развития

2. логичности
3. конкретности
4. историчности
5. Всесторонности

 

232. Объективными условиями возникновение философии были:
1. отделение и противопоставление умственного и физического труда
2. отсутствие религии
3. развитые виды искусства
4. высокий уровень развития материального производства
5. высокий уровень образованности людей

233. Диалектический метод имеет альтернативный метод, который объединяет, упрощает и сводит многообразие связей к одному типу:

1. метафизика

2. эклектика
3. софистика

4. риторика
5. Догматизм


234. В основе любой науки лежит система наиболее общих понятий, отражающих существенные закономерные связи между процессами и явлениями, которые называются

1. категории

2. законы
3. принципы
4. теории
5. Аксиомы

 

235. Особенность философских категорий заключается в их парности. Какая пара соответствует категории «содержание»:
1. форма

2. случайность
3. сущность
4. явление
5. Следствие

 

236. Главная особенность философских категорий состоит в их парности. Какая пара соответствует категории «сущность»:
1. явление

2. причина
3. следствие
4. содержание
5. форма

237. Главная особенность философских категорий состоит в их парности. Какая пара соответствует категории «необходимость»:
1. случайность

2. возможность
3. действительность
4. явление
5. следствие

 

238.Главная особенность философских категорий состоит в их парности. Какая пара соответствует категории «причина»:
1. следствие

2. случайность

3. возможность
4. действительность
5. явление

239. Главная особенность философских категорий состоит в их парности. Какая пара соответствует категории «возможность»:
1. действительность

2. случайность

3. необходимость
4. явление
5. Следствие

 

240. Парность философских категорий проявляется в их взаимозависимости, взаимосвязи. Какая пара соответствует категории «явление»:
1. сущность
2. форма
3. содержание
4. следствие
5. действительность

241. «Каждый индивидуальный организм связан с видом» — диалектика каких категорий отражена в данном утверждении?
1. единичное и всеобщее

2. причина и следствие
3. форма и содержание
4. всеобщее и особенное
5. элемент и система

242. В философии есть учение, в котором мир – это связанное целое, развивающееся единство многообразия. Это

1. диалектика

2. метафизика
3. риторика
4. софистика
5. эклектика

 

243. Единство количества и качества составляет особое терминальное состояние, особую категорию —
1. мера

2. объем
3. часть
4. масса
5. необходимое количество

 

244. Один из законов диалектики — закон отрицания отрицания — характеризует
1. направление развития

2. механизм развития
3. качество развития
4. источник развития
5. результат развития

 

245. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные позволяет понять в развитии его
1. механизм

2. направление
3. качество
4. результат
5. источник

 

246. Закон единства и борьбы противоположностей указывает в процессе развития на его
1. источник

2. механизм
3. качество
4. направление
5. результат

247. В положении: «Пространство и время существуют сами по себе, независимо от материи» выражена концепция пространства — времени:
1. субстанциальная
2. реляционная
3. метафизическая
4. субъективистская
5. объективистская

 

248. Познание как процесс имеет свои этапы. Что является его источником и конечной целью:
1. практика

2. истина
3. знание
4. эксперимент
5. теория

 

249. В научном познании есть путь, на котором осуществляется решение сформулированных познавательных задач. Что является этим путем:
1. метод
2. цель
3. уровень
4. сущность
5. явление

 

250. Познание имеет результат. Что является таковым:
1. знание
2. ценности
3. идеалы
4. принципы
5. методы

 

251. Воспроизведение объекта таким, как он существует сам по себе, вне и не зависимо от человека и его сознания — результат познания; он проявляется в:
1. истине
2. заблуждении
3. практике
4. опыте
5. теории

 

252. Природу познания, возможности, условия, механизмы, принципы познавательной деятельности человека исследует раздел философии:
1. гносеология

2. аксиология
3. антропология
4. онтология
5. методология

 

253. В познании проверяется и определяется соответствие знаний, целей объективной действительности. Что является средством проверки этого:
1. практика

2. субъект
3. объект
4. идеи
5. методы

 

254. Всеобщее свойство материи заключается в воспроизведении признаков, свойств и отношений в процессе взаимодействия различных систем. Это:
1. отражение
2. ощущение
3. восприятие
4. раздражимость
5. реакция

 

Движение имеет свои виды. Один из видов характеризуется изменением качественного состояния предмета и называется

1. развитием

2. прогрессом
3. регрессом
4. покоем
5. процессом

 

256. Структура форм общественного сознания:
1. обыденно-практическое и научно-теоретическое сознание

2. материальное — идеальное
3. эмпирические и теоретические методы
4. классическое — неклассическое
5. чувственное и рациональное познание

 

 

257. Центральным понятием в антропологии выступает «человек». Что фиксирует это понятие:
1. способность быть разумным

2. отличие от всего другого
3. особый вид живых существ
4. способность общаться
5. родовые черты

258. Есть система ценностей, в которой воплощаются исторически жизненные смыслы саморазвития человечества. Это ценности
1. общечеловеческие

2. индивидуальные
3. культурные
4. групповые
5. национальные

 

259. Индивидуальное сознание – это
1. отражение индивидуального бытия конкретной личности

2. выражение повседневных нужд и потребностей людей
3. система знания, присущая выдающейся личности
4. психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека

5. функционирование индивидуального мозга

 

260. Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает
1. индивидуализм
2. коллективизм
3. субъективизм
4. агностицизм

5. либерализм

261. Приоритет интересов общества над интересами индивида характерен для:
1. коллективизма
2. анархизма
3. индивидуализма
4. либерализма

5. субъективизм

 

262. Общественно-экономическая формация согласно марксистской теории – это

1. общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой
2. общество с присущей ему формой правления
3. локальная замкнутая цивилизация

4. психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых для человека качеств

5. совокупность взаимоотношений людей в конкретном пространстве

 

263. Антропосоциогенез – это:
1. процесс становления человека и общества, их выделения из мира природы

2. процесс социализации человека, приобщения индивида к культуре
3. процесс становления общепланетарной цивилизации на началах разума
4. осуществляющаяся в наши дни коэволюция природы и общества

5. совокупность взаимоотношений людей в конкретном пространстве

 

264. Общественное сознание – это
1. отражение общественного бытия в виде идеальных образов

2. сумма множества индивидуальных сознаний
3. теория, выдвинутая идеологами для оправдания политики своего класса
4. система взглядов на мир в целом

5. совокупность привычек, обычаев традиций

265. Идеология — это
1. теоретическое выражение интересов той или иной группы людей

2. наука о наиболее общих законах развития природы и общества
3. система взглядов на мир в целом
4. совокупность индивидуальных сознаний

5. отражение общественного бытия

266. Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»
1. культура

2. техника
3. цивилизация
4. практика
5. общество

 

267. Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно:
1. цивилизационному подходу

2. формационному подходу
3. культурологическому подходу
4. марксистскому подходу

5. теологическому подходу

 

268. Какая из нижеперечисленных проблем не относится к глобальным:
1. проблема освоения мирового океана
2. проблема контроля за рождаемостью
3. проблема сохранения окружающей среды
4. проблема утилизации ядерных отходов

5. угроза ядерной войны

 

269. Растущая взаимозависимость различных регионов мира —
1. глобализация

2. технологизация
3. институциализация
4. дивергенция

5. консолидация

 

270. Гносеология рассматривает
1. границы и возможности человеческого познания
2. человеческое бытие
3. нравственные ориентиры человеческой жизни
4. эстетические ценности

5. границы и возможности человеческой деятельности

271. Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обусловливают друг друга —
1. принцип детерминизма

2. принцип развития
3. принцип единства явления и сущности
4. принцип единства и борьбы противоположностей

5. принцип индетерминизма

272. Чувственное познание отличается от рационального тем, что
1. первое базируется на данных органов чувств, второе – на доводах разума

2. первое оперирует фактами, второе – рациональными аргументами
3. первое эмоционально, второе – нейтрально
4. первое более адекватно, чем второе

5. первое менее адекватно, чем второе

 

273. Исходная, простейшая форма чувственного познания
1. ощущение

2. восприятие
3. измерение
4. мнение
5. представление

274. Форма рационального познания:
1. понятие

2. ощущение
3. представление
4. доказательство
5. восприятие

 

275. Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета
1. суждение
2. понятие
3. восприятие
4. ощущение

5. обсуждение

 

276. Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании
1. гипотеза

2. умозаключение
3. опровержение

4. верификация
5. интерпретация

 

277. Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности
1. теория

2. апория
3. эмпирический базис
4. парадигма
5. доказательство

278. Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения
1. наблюдение

2. ощущение
3. моделирование
4. эксперимент
5. взаимодействие

 

279. Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях
1. эксперимент

2. наблюдение
3. измерение
4. взаимодействие
5. идеализация

 

280. Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок
1. индукция
2. наблюдение

3. синтез
4. абстрагирование
5. дедукция

 

281. Логический вывод частных следствий из общего положения
1. дедукция

2. индукция

3. наблюдение

4. формализация
5. анализ

 

282. Закон диалектики:
1. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
2. закон достаточного основания
3. закон сохранения вещества и энергии
4. закон всемирного тяготения
5. закон исключенного третьего

283. Мысленное или реальное разложение объекта на составные элементы
1. анализ

2. детализация
3. абстрагирование
4. синтез
5. индукция

284. Умозаключение — это:
1. операция мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение

2. вывод о чем-либо
3. высказывание умных мыслей
4. умение мыслить
5. закрывание мыслей в голове

 

285. Способность субъекта оценить свой внутренний мир и поведение есть:
1. самосознание

2. интуиция
3. психика
4. самопознание
5. воля

 

286. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть
1. абстрактное мышление

2. конкретнообразное мышление

3. ценностно-волевой уровень сознания
4. предсознание
5. чувственно-аффективный уровень сознания

287. Благодаря кибернетике и созданию ЭВМ, в научном познании стал широко использоваться метод
1. моделирования

2. конструирования
3. замещения
4. эксперимента
5. проектирования

288. Прагматизм считает истиной
1. знание, ведущее к успешному действию, приносящее пользу

2. общезначимость коллективных представлений
3. соответствие знаний об объекте самому объекту
4. очевидные и достоверные факты
5. то, что внутренне непротиворечиво, согласуется само с собой