Проблема прикладной социальной психологии и критический прагматизм (Р. Айзер)

Предмет и задачи социальной психологии как науки.

Социальная психология -это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования психологических явлений, обусловленных взаимодействием людей в обществе и их включённостью в различные социальные группы.

Предмет: закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Задачи — изучение:

1. Феноменов общественного сознания людей и различных социальных групп;

2. Источников и динамики социально-психологических явленийипроцессов;

3. Взаимодействия, отношений, общения, взаимовлияния при совместной деятельности;

4. Социально-психологических особенностей личности и её социализации;

5. Этнических, национальных и классовых особенностей и характеристик групп;

6. Влияния религии на психологию людей; взаимодействия верующих и атеистов;

7. Влияния политики на психологию людей;

8. Особенностей влияния на людей массовидных процессов и экстремальных условий;

9. Прогнозирование политических, национальных и др. процессов в обществе и управление ими.

Связь социальной психологии с другими науками

Социология и психология — основа. СП произошла от них.

+ Антропология, история, политология, этнология, экономика, этика, эстетика, философия, лингвистика, культурология, религиоведение, конфликтология, педагогика.

По связям с конкретными науками выделились отрасли социальной психологии: этническая психология,психология религии,политическая психология, психология управления, психология межгруппового и межличностного влияния, психология общения, психология семьи (семейных отношений), психология конфликтных отношений.

12 стр., 5899 слов

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

... выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. Также ... примере закреплен социальный опыт, результаты деятельности и поведения других людей Название Характеристика Примеры непосредственного влияния личный пример воспитателей, пример товарищей, положительный пример ...

Личность и деятельность как объекты социальной психологии.

Объект — конкретные социальные общности (группы) и отдельные их представители.

1) Большие группы — этносы (нации), классы, религиозные конфессии, политические и общественные организа­ци­и; их влияние на личность.

2) Малые группы — отношения в них, групповые устремления, настроения, мнения и традиции.

3) Неорганизованные общности — масса, толпа и пр. Массовидные социально-психологические явления и стихийное поведение людей (психология толпы; паники и страха; слухов; массовых коммуника­ци­й; пропаганды; рекламы и др.).

Отрасль социальной психологии, изучающая эти феномены, называется психологией массовидных социально-психологических явлений.

4) Личность в процессе взаимодействия и общения с другими личностями; её трансформация под влиянием окружения.

Проблема прикладной социальной психологии и критический прагматизм (Р. Айзер).

Прикладная социальная психология нацелена на практическое применение социально-психологических теорий и методов исследования в различных сферах жизни общества (экономика, межкультурные отношения, образование, право, здравоохранение и др.), а также на оценку эффективности социальных программ.

США — за полное подчинение социальной психологии практическим интересам (прагматизм): «Не надо рассуждать о постижимости или непостижимости внутреннего смысла бытия. Надо думать о том, что ведет к успеху в жизни. Задача человека — наилучшим способом устроиться в жизни и в мире, а задача наук — помочь ему в этом. Истина = полезность. Главный критерий деятельности — успех, он — единственный критерий истины и само её содержание.

5 стр., 2225 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ 3

... 10 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ 1. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ... (мера индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению) GCR, к-й определяется путем ... нормального развития человека. Стресс в совр. психологии рассматривается в связи с исследованием общих закономерностей ... с требованием дать ответ, которые явл-ся социально желательным, правильным, эталонным. Индекс рассогласования ...

Айзер (Англия) — «За более прикладную социальную психологию и критический прагматизм»: уделить усиленное внимание к проблемам общей, философской, методологии. «Развитие прикладной социальной психологии в качестве своего важнейшего условия имеет развитие фундаментальных исследований. Теоретический и эмпирический анализ должен предшествовать любой социально-психологической рекомендации по решению какой-либо проблемы. Теории надо рассматривать в контексте исходных философских принципов».

История возникновения и становления социальной психологии как науки

1) Описательный этап (6 в. до н. э. — середина 19 в.): — Донаучный период: знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей (настроения масс, психическое «заражение» настроением; обряды, ритуалы и табу как регуляторы общественных отношений).

 — Философский период: Социоцентризм Платона (коллективистская концепция — социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения); эгоцентризм Аристотеля (индивидуалистическая концепция — решая общественные проблемы, надо идти от интересов индивида к массе); индивидуалистическаяНицше: общество — стадо слабых; сверхчеловек — хищник, который стоит над законами стада); б) социоцентристскаялиния (Вико, Прудон, Макиавелли, Гельвеций, Фейербах) — общественная среда формирует личность, ее характер,

— Феноменологический период = Этап становления социально-психологического знания (60-е гг. 19 в. — 20-е гг. 20 в.):выделение социально-психологических феноменов в самостоятельный класс психологических явлений. Разрабатываются способы и приемы исследования. Ученые не проводили экспериментов, не обрабатывали материал. Они собирали, сравнивали и анализировали этнографические, исторические, языковые материалы.

— Штейнталь и Лацаурус издают журнал «Психология народов и языкознание» по этнической психологии и языкознанию (Германия).

8 стр., 3962 слов

Психологическое поведение спортсменов

... к приобретению социально значимых моральных качеств, а также приемлемых моделей поведения спортсменов. Решение задач психологической подготовкив современной ... без общения невозможно. Одними из задач социальной психологии являются разработка средств корректировки и оптимизации общения ... сложные задачи, связанные с тренировочным и соревновательным периодами. К чему здесь надо стремиться, что обеспечивать ...

Первые социально-психологические концепции. «

— Вундт: «Психология народов» (Германия).

Соотношение личности и общества: существует сверхиндивидуальная душа, подчиненная сверхиндивидуальной целостности — народу, нации. Душа народа проявляется в религии, обрядах, традициях, преданиях, мифах.

Теоретический источник — учение Гегеля о народном духе, идеализм Гербарта.

— Сигеле, Лебон — «Психология масс» (Франция).

Во взаимоотношении личности и общества — приоритет личности (индивидуалистическая позиция).

Источник — теория подражания Тарда (человек подражает обществу).

Противопоставлялась масса и элита. Человек в массе обезличивается, он подвержен разным влияниям, утрачивает личную ответственность и не контролирует свои страсти.

— Мак-Дауголл «Теория инстинктов социального поведения» (Шотландия).

Причина социального поведения — врожденные инстинкты, они обуславливают стремление к цели, свойственное животному и человеку. Главенствование личности. Из инстинктов выводятся все социальные учреждения, семья, торговля, общественные процессы, войны. Инстинкты = наследственно закрепленные каналы для разрядки нервной энергии. Сознание полностью зависит от бессознательного. Выражение инстинктов — эмоции. 2) Экспериментально-теоретический (научный) этап(20-е гг. 20 в. — н. вр.):

— Первый период (1897 — 1900): Первые социально-психологические исследования (США): о движущих факторах в кооперации (Триплет), о психологии религии (Старбак), о психологии рекламы (Джейл).

Экспериментальное изучение социально-психологических явлений в группе (7−10 человек) — Мёде, Оллпорт, Бехтерев. Метод эксперимента, техника получения и обработки данных. Прагматическое, прикладное направление.

14 стр., 6580 слов

1. Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии в системе наук

... Метод – способ познания. 2 группы методов психологии: основные и вспомогательные. Основные: наблюдение (изучение по средствам регистрации поведения ... ) (навыки, интеллектуальное поведение). Решение одинаковых задач разными методами (инсайт - внезапное решение) на стадии позвоночных ... группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается ...

— Второй период (1908) — первые руководства по социальной психологии — «Введение в социальную психологию» Мак-Дауголла и «Социальная психология» Росса.

Реальное становление социальной психологии — после 1-й мировой войны. Мёде, Оллпорт — влияние группы на поведение индивида. Выявление закономерностей социально-психологических процессов., Левин — направление «групповая динамика»: изучение групповой атмосферы, стилей руководства, стандартов группового поведения.

— Третий период (после 2-й мировой войны): развитие теоретического и экспериментального знания; много новых направлений: необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое, интеракционистское, культурологическое и отечественное направления.

Характеристика основных методов социальной психологии

К количественным относятся методы, позволяющие измерить, категоризировать и кодировать результаты (эксперимент, тесты).

Для качественных методов характерно описательное представление информации (описание, вербальная характеристика).

Открытые опросники, нестандартизированное интервью, включённое и несистематическое наблюдение, метод репертуарных решёток, дискурсный анализ.

1. Наблюдение — это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Открытое (исследуемые знают о факте наблюдения), скрытое (исследуемые не знают о наблюдении за ними), включённое (м.б. и открытым, и скрытым).

Полевое — в естественных условиях жизни наблюдаемого. Лабораторное — в искусственно созданной ситуацииСпровоцированное — в естественных условиях, но ситуация задается исследователем.

12 стр., 5741 слов

Конфликтные ситуации в группе и психологические методы их профилактики и регулирования

... . Наиболее популярный метод управления. Суть данного метода управления конфликтом: группа стремится избежать конфликта, покидая «сцену» экономически, физически или психологически. Его преимущество: решение такого рода ... не другой. Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых ...

2. Вербально-коммуникативные методы — для сбора первичной вербальной информации.

Опрос — особая форма общения с целью сбора данных об объекте. Интервью (устный опрос) и анкетирование (письменный опрос).

 — Интервью — устные ответы респондента на вопросы исследователя. Одна из главных составляющих интервью — вопросник. Свободное — длительное собеседование без строгой детализации вопросов по общей программе, без заранее заготовленного вопросника, определена только тема. Стандартизированное — по заранее заготовленной схеме; с точной формулировкой вопросов в определённой последовательности, с вариантами предполагаемых ответов. Полустандартизированное — сочетание свободного и стандартизированного. — Анкетирование — это письменный опрос. Беседа — метод устного получения сведений от респондента путём ведения с ним тематически направленного разговора.

3. Эксперимент — особый метод исследования, направленный на проверку гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты.

По способу организации: лабораторный (в специальных условиях; естественный (в реальных условиях; полевой (по схеме естественного, но возможно использование аппаратуры; По цели исследования: поисковый (направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями; пилотажный (пробный, первый в серии; подтверждающий (направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными; По характеру влияния на испытуемого: констатирующий (измерение и диагностика состояния объекта до воздействия на него), формирующий (применение способов активного развития или формирование каких-либо свойств у испытуемых), контрольный (повторное измерение состояния объекта и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с контрольным объектом, не получавшим воздействия).

По возможности влияния экспериментатора: спровоцированный (экспериментатор сам изменяет независимую переменную, провоцируя реакции испытуемого) и эксперимент, на который ссылаются (опыт, в котором изменения независимой переменной осуществляются без вмешательства экспериментатора).

4. Измерение может быть самостоятельным методом или выступать как компонент эксперимента (регистрации состояния объекта до и после воздействия).

5. Тестирование — метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Раньше входило в эксперимент, потом выделили в отдельную группу. Тест — стандартизированная система испытаний, позволяющая обнаружить и измерить качественные и количественные индивидуально-психологические различия. Основа психодиагностики — науки о способах выявления и измерения индивидуальных особенностей человека.

Компьютерное тестирование — психодиагностика с использованием средств электронно-вычислительной техники. Профессиональные компьютерные тесты — для психологов, разрабатываются лабораториями или центрами психодиагностики. Полупрофессиональные компьютерные тесты — для специалистов смежных профессий: педагогов, менеджеров по персоналу. С упрощённой интерпретацией, без спец. теримнологии, просты в работе. Непрофессиональные — для популяризацию психологических идей или в развлекательных целях. Минимум информативности.

Групповое принятие решений: цель, процедура, требования к проведению

Групповое принятие решения позволяет преодолеть односторонность индивидуального восприятия, опыта, знаний. Применяется для решения сложных задач, которые не могут быть описаны формально, когда технология решения проблемы неизвестна и процесс решения должен носить творческий характер. Результат коллективной разработки и принятия решения — разумный компромисс, основанный на взаимопонимании, стремлении к общей цели и взаимных сознательных уступках.

Процесс группового принятия решений:

1. Постановка проблемы -чёткая формулировка, конкретизация задач;

2. Установление фактов -сбор данных по проблеме;

3. Оценка фактов -мнения по поводу установленных фактов; дискуссия;

4. Поиск решений -максимум воображения участников;

5. Принятие решений: варианты решения сопоставляются с установленным диагнозом; одни отбрасываются, другие объединяются и затем группа приходит к окончательному решению, удовлетворяющему всех участников.

Приёмы и методы группового принятия решения:

— Мозговой штурм -на этапе выработки альтернатив решения. Высказываемые идеи не критикуются; каждый может использовать идею другого для стимулирования собственного мышления; оценка и критика идей откладывается до тех пор, пока процесс их выработки не окончен

 — Метод номинальной группы ограничивает обсуждение или общение друг с другом. Члены группы действуют независимо.

— Голосование — на этапе окончательного принятия решения. Открытое или тайное.

 — Метод Дельфи — исключается встреча членов группы лицом к лицу; принятие решение проводится через ряд шагов: определяется проблема; члены группы дают решение на неё независимым и анонимным ответом на анкету; результаты расшифровываются и обобщаются; каждый получает копию результатов; после просмотра результатов экспертов просят снова дать свои решения. Все шаги повторяются, пока не достигается консенсус или не прекратятся изменения результатов.

Синектика — это соединение различных, не соответствующих друг другу элементов: выявление в объекте противоположных сторон или тенденций. Допускается конструктивная критика. Основной приём — аналогия: прямая, личная, символическая и фантастическая.

Управленческо-воспитательные методы применения социально-психологического знания, их характеристика.

Усиленно применялись в Японии; ими вызван успех японской промышленности в 70−80-х гг. Основа «японского опыта»:

— Тщательное изучение мотивов трудовой деятельности всех работающих,

— Создание таких условий, при которых каждый работник был бы кровно заин­тересован в результате работы предприятия, в пер­вую очередь — в качестве продукции.

Управленческо-воспитательные (активные) методы — анализ конкретных ситуаций; социально-психологический тренинг; деловые игры и т. д.

— Тренинг-группы (Т-группы): для повышения способности осознавать ситуацию, поощрения исследовательского отношения к действительности, создания атмосферы раскованности и свободы для искреннего и свободного выражения чувств, сосредоточения внимания.

— Группы обучения (С-группы): ориентированы на приобретение участниками каких-либо умений, обучение стратегиям взаимодействия.

— Группы встреч (Е-группы): имеют экзистенциальную направленность, рассматривают жизненные вопросы и проблемы и ориентированны на решение вопросов бытия и существования.

— Деловые, управленческие игры (операционные игры): имеют сценарий, правильные/неправильные решения, инструментальное обучение. Моделируют реальные производственные ситуации в упрощённом виде.

— Анализ конкретных ситуаций: разбор ситуаций с анализом ошибок, особенно типичных, поиск путей выхода и урегулирования; ознакомление с готовыми решениями, их анализ.

Общение как психологический и социально-психологический феномен

Обще́ние — процесс установления и развития контактов, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий обмен информацией, взаимное восприятие и попытки влияния друг на друга.

1) Вербальное общение (речь) основано на значениях и смысле слов.

2) Невербальное общение основано на мимике, жестикуляции, визуальном контакте.

3) Непосредственное — при личном контакте.

4) Опосредованное — по телефону, переписка, через и-нет, прессу.

Виды общения (см. также в. 43):

— Контакт масок: формальное общение, отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

— Светское— беспредметное; говорят не то, что думают, а то, что положено; закрытое (точки зрения не имеют значения и не определяют характера коммуникации).

Формальная вежливость, ритуальное общение.

— Формально-ролевое— когда регламентированы и содержание, и средства общения; вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли (продавец-покупатель, командир-подчинённый).

— Деловое— обмен информацией для достижения определённого результата. Целенаправленное; возникает на основе и по поводу определённого вида деятельности. Учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы.

— Духовное межличностное (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности. С друзьями, на тематических кружках и вечерах, религиозное.

— Манипулятивное — направленное на получение выгоды от собеседника.

Формы коммуникационного действия: подражание; диалог; управление.

Функции общения:коммуникативная — обмен информацией; интерактивная — организация взаимодействия (обмен действиями); перцептивная — восприятие и познание друг друга и установление взаимопонимания.

Структура общения (В.М. Мясищев, Г. М. Андреева, Б.Ф. Ломов).

Мясищев:

1) Когнитивная (эмоциональная, оценочная) сторона: отражает отношения человека к окружающему миру и себе; + отношение к миру как к объекту познания, его оценка и осмысление.

2) Конативная (поведенческая) сторона: способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения по отношению к значимым (ценным) объектам среды, людям и самому себе.

Андреева:

1) Коммуникативная сторона = обмен информацией.

2) Интерактивная сторона = организация взаимодействия; обмен не только знаниями, идеями, но и действиями.

3) Перцептивная сторона = восприятие, познание друг друга и установление взаимопонимания.

Ломов:

1) Макроуровень: сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

2) Мезауровень: совокупность целенаправленных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности.

3) Микроуровень: анализ элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (действие одного партнера и противодействие другого: «вопрос — ответ»).

Функции и виды общения.

Основные виды общения (см. также в. 41):

— Материальное — обмен продуктами и предметами деятельности.

— Когнитивное — обмен знаниями.

— Деятельное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

— Кондиционное — обмен психическими или физиологическими состояниями.

— Мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

— Биологическое — для поддержания, сохранения и развития организма.

— Социальное — для расширения и укрепления межличностных контактов, отношений.

— Деловое — при совместной деятельности. Содержание — выполняемая деятельность.

— Личностное — обсуждаются внутренние проблемы, интересы и потребности собеседников

— Инструментальное — преследует какую-то иную цель, кроме удовлетворения от общения.

— Целевое — которое само по себе служит средством удовлетворения потребности в общении.

Функции общения:

— Инструментальная = механизм управления и передачи информации для исполнения действия.

— Интегративная = средство объединения людей.

— Самовыражения = форма раскрытия личности и взаимопонимания собеседников.

— Трансляционная = передача информации: конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

— Экспрессивная = выражение и взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

— Социального контроля = регламентация поведения и деятельности.

— Социализации = формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

— Прагматическая = улучшение качества совместной деятельности.

— Внутриличностная = общение с самим собой через внутреннюю речь; форма мышления.

Средства невербальной коммуникации, их социально-психологическая характеристика

2) Невербальные (неречевые) — мимика (выражение лица), жесты (социально отработанные движения, передающие психическое состояние и отношения); вокализация (интонации, тональность, смысловые ударения); дистанция (интимная — до 0,5 м; личностная — 0,5−1,5 м); социальная — 1,5−3 м); публичная (>3 м).

+ Одежда, украшения, татуировки, герб, символы, пища и пр. Чёрная «Волга», свой кабинет, серкетарша, личный шофёр, спецобслуживание = партийный босс.

Значение некоторых жестов и поз:

Жесты, позы Состояние собеседника
Руки раскрыты, ладонями вверх Искренность, открытость
Пиджак расстёгнут или снят Открытость, дружеское расположение
Руки спрятаны (за спину, в карманы) Чувство собственной вины или напряженное восприятие ситуации
Руки скрещены на груди Защита, оборона
Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет) Защита, оборона
Кисти рук расслаблены Спокойствие
Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку Заинтересованность
Голова слегка наклонена набок Внимательное слушание
Человек опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта Критическая оценка
Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз) Обдумывание решения
Ладонь захватывает подбородок Обдумывание решения
Человек медленно снимает очки, тщательно протирает стекла Желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению
Человек расхаживает по комнате Обдумывание трудного решения
Пощипывание переносицы Напряженное сопротивление
Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания Обман
Человек прикрывает рот рукой во время слушания Сомнение, недоверие к говорящему
Человек старается на вас не смотреть Скрытность, утаивание своей позиции
Взгляд в сторону от вас Подозрение, сомнение
Говорящий слегка касается носа или века (обычно указательным пальцем) Обман
Слушающие слегка касаются века, носа или уха Недоверие к говорящему
При рукопожатии человек держит свою руку сверху Превосходство, уверенность
При рукопожатии человек держит свою руку снизу Подчинение
Хозяин кабинета начинает собирать бумаги на столе Разговор окончен
Ноги или все тело человека обращены к выходу Желание уйти
Рука человека находится в кармане, большой палец снаружи Превосходство, уверенность
Говорящий жестикулирует сжатым кулаком Демонстрация власти, угроза
Пиджак застегнут на все пуговицы Официальность, подчеркивание дистанции
Человек сидит верхом на стуле Агрессивное состояние
Зрачки расширены Заинтересованность или возбуждение
Зрачки сузились Скрытность, утаивание позиции

Способы интерпретации поведения и внешности другого человека (аналитический, ассоциативный, эмоциональный, социально-типический).

Основные типы перцептивных ошибок в процессе построения образа партнера.

4 основных способа интерпретации:

1. Аналитический — каждый из элементов внешности связывается с конкретным психологическим свойством (плотно сжатые губы = волевой человек).

2. Эмоциональный — качества личности приписываются человеку в зависимости от эстетической привлекательности его внешности (красивый = добрый, чуткий, умный).

3. Ассоциативный — человеку приписываются качества другого человека, похожего на него внешне.

4. Социально-типический — человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен на основе восприятия внешности.

Ошибки:

— Стереотипизация — формирование впечатления о человеке на основе выработанных социальной группой наблюдателя стереотипов (рокер = опасный, грубый, непредсказуемый, хулиган).

— Физиогномическая редукция — попытка судить о человеке, его поступках и прогнозировать его поведение на основе типичных для его группы черт внешности (чеченец = террорист).

Стратегии работы социального психолога-практика (О.В. Соловьева)

Соловьёва:

Деятельность социального психолога-практика осуществляется на трех основных «территориях», в трех «ареалах его обитания». Это психологическая консультация, клуб и социальная организация. Кроме того, социальные психологи работают «в поле»: организуют «десанты» в города, села и другие территории (обычно с исследовательской или «обследовательской» целями, реже — для социальной реабилитации или иного воздействия).

— В психологической консультации (семейной или школьной), психолог ведёт приём клиентов на «своей» территории, и может предлагать «правила игры» (нормы, язык и регламент общения).

К психологу предъявляется единственное требование — быть профессионалом.

— В клубах нормы взаимодействия не регламентированы, цель собраний — отдых и развлечение. Психолог рискует стать разновидностью массовика-затейника, озабоченного тем, чтобы происходящее было занимательно для участников. Но: у него больше возможностей для свободы и творчества. Для работы в клубе помимо профессионализма нужен талант жить в неструктурированных ситуациях и отсутствие стремления структурировать их.

— В организациях работа психологов зависит от того, являются ли они постоянными сотрудниками или приглашёнными консультантами. Штатные психологисоздают себе «психологическую нишу» (лабораторию, кабинет) с комфортной средой обитания и отграничением от прочих служащих. Но: психологическое подразделение превращается в «резервацию», связи которой с «внешней средой» ограничены, попытки выхода за пределы резервации — проблема как для психологов, так и для «внешней среды», которая воспринимает такие попытки как «экспансию», вызывающую нарушение порядка в организации, и противится ей. Приглашённые консультанты не зависимы от организации, а потому работают «с организацией», а не «в организации». Организация = субъект, с которым они работают.

Основные стратегии практической работы психолога в организации:

1) Психолог организует работу по поиску путей «самоспасения» клиентов: помогает людям осознать источники проблем, изменить отношение (установку) к ним или устранить их; разрабатывает систему мер, улучшающих состояние дел в разных областях их жизни и деятельности, в т. ч. производственной, а коллектив сам решает свои проблемы. Форма работы — индивидуальные консультации, групповые сессии, дискуссии, мозговой штурм, деловая игра и пр. для коллективного поиска выхода. Психолог не несёт ответственности за разрабатываемые сотрудниками мероприятия, а лишь обеспечивает психологические условия для их продуктивной совместной деятельности.Стратегия может привести к реорганизации предприятия.

2) Психолог повышает психологическую культуру клиентов: оптимизирует их поведение в конфликтах, стимулирует межличностные связи, развивает культуру деловых и личных отношений. Форма работы — индивидуальные и групповые консультации, моделирование поведения (через упражнения), анализ конфликтных ситуаций, тренинги делового общения. Эта стратегия «спокойна» для организации и привычна для психолога: психолог не выходит за пределы своей компетенции, не замахивается на изменение порядка в организации, использует популярные и привычные формы тренинга, локализует зону своей ответственности.

3) Психолог объединяется со специалистами из других областей (экономистами, социологами, этнографами, юристами) и совместно с ними вырабатывает комплексную программу улучшения социально-психологического климата в организации и реализует её с помощью управленцев организации-клиента.

При выборе стратегии психолог исходит из поставленных целей, ценностей и конкретной ситуации в организации. Каждая из стратегий результативна в определённых условиях; какую лучше выбрать — зависит от конкретных проблем и конкретной организации.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector