Принцип изоморфизма и его применение в гештальтпсихологии

Эйдетический и фантомный образ.

Образ — обобщающий термин для всех осознанных субъективных представлений. Эйдетический образ: проецированный образ (обычно зрительный), настолько четкий, ясный, красочный и дифференцированный по форме, что кажется всецело бодрствующему субъекту (обычно ребенку) перцептом. Йенш описал два типа: тип Т, напоминающий растянутые во времени послеобразы, обычно имеющие цвет, дополнительный по отношению к оригиналу,
и тип В, напоминающий усиленные мысленные образы. Эйдетические образы — это своего рода фотографическая память, которая встречается не так часто. Образы с исключительной точностью сохраняют предъявленную картину (люди продолжают видеть изображение и после его исчезновения).

Такой образ может сохраняться от нескольких минут до нескольких лет, нисколько не изменяясь.

Сравнительная характеристика двух действующих сил в зрительном поле (гештальпсихология).

Феноменальное поле – динамически целое, где происходит взаимодействие всех структурных составляющих и всех действующих сил. Связывающие силы – имеют природу векторов, следовательно такое поле как четырехмерное множество, где четвертое – временное измерение. Сдерживающие силы действуют в противоположность: сенсорные по своей природе и функция которых – разъединять элементы этого поля. Примером результата взаимодействия такого рода перцептивных сил являются оптоко-геометрические иллюзии восприятия, которые искажают правильное восприятие формы квадрата и окружности. (иллюзии Эренштейна и Орбизона)

Принцип изоморфизма и его применение в гештальтпсихологии.

Изоморфизм означает, что элементы и их отношения в одной системе взаимно однозначно соответствуют элементам и их отношениям в другой. Физиологическая и психологическая системы, согласно гештальтистской гипотезе, изоморфны друг другу (подобно тому как топографическая карта соответствует рельефу местности).

Келер высказывает предположение о том, что процессы в коре головного мозга сходны с процессами в силовом поле и что, подобно возникновению силового электромагнитного поля вокруг магнита, в ответ на сенсорные импульсы может возникать поле нервной деятельности – вследствие электромеханических процессов, возникающих в мозге в ответ на сенсорные импульсы. Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами как выражение структурного единства мира — физического, физиологического и психического: последний есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов. Принцип тройного изоморфизма: (дистальный стимул – проксимальный стимул) – паттерн мозговой активности – перцептивный гештальт.

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

Служба медицины катастроф МЗ РФ (СМК) - неотъемлемая составная часть здравоохранения со сво-им руководством, органами управления, силами, средствами, формами и методами работы, обеспечива-ющими своевременное оказание медико-санитарной помощи населению в ЧС. Она является функцио-нальной подсистемой РСЧС. Медицина катастроф – самостоятельная отрасль медицины, использующая организационные возмож- ...

9. Метод исследования восприятия в структурализме: критическая оценка.

Метод: аналитическая интроспекция, гипотеза суммации. Критика: 1.гипотиза суммации противоречит многим феноменам восприятия Имеющееся факты говорят о том, что перцептивные эффекты от воздействия отдельных стимулов зависят также от присутсвия других стимулов, т.е. наше восприятие не может рассматриваться как сумма независимых ощущений. Более того, одни и те же ощущения могут приводить к совершенно разным восприятиям. 2. Критика метода аналитической интроспекции, с помощью которого были получены основные эмпирические факты. Анализ протоколов с самоотчетами испытуемых свидетельствует о том, что в принципе невозможно преодолеть эффектов контекста (образование ассоциаций может определяться сходством двух содержаний сознания, их контрастом, или смежностью во времени и пространстве.), установок, влияния состояния испытуемого, его прошлого опыта. Т.о., ставится под сомнение основная теоретическая посылка – возможность экстрагирования из опыта так называемых чистых ощущений.

Проблема распределения упражнений. Закон Йоста

Существуют два основных способа заучивания: концентрированное и распределенное. Концентрированное заучиваниеспособ заучивания, при котором материал заучивается в один прием, а повторения следуют одно за другим.Распределенное заучивание рациональный способ заучивания. при котором повторения разделены промежутками времени. правило Йоста: из двух ассоциаций одинаковой силы (т. е. дающих равное число угадываний), но разного возраста, новое повторение лучше актуализирует более старую ассоциацию. Общий вывод: если материал таков, что его можно заучить при небольшом количестве повторений, то следует использовать метод концентрированного заучивания; если же необходимо большое число повторений, то экономичней оказывается метод распределенного заучивания.

17. Влияние характера(сходства , различия, осмысленности) материала на запоминание. Эффект фон Ресторф.

Важную роль играет степень сходства или различия элементов запоминаемого материала. Сходными считаются такие элементы, которые обладают общими признаками, сходство тем выше, чем таких признаков больше. Например, сходны два слога РОН и ХОН (общие буквы), два квадрата разной величины (по признаку формы), два понятия “шкаф” и “стол” (принадлежность к общей категории “мебель”).

5 стр., 2294 слов

Тема 26. Методические системы г. Пальмера и м. Уэста Психологические и лингвистические основы «устного метода» и системы м.Уэста

Методические взгляды Г. Пальмера и М. Уэста сформировались на основе лингвистического учения Фердинанда де Соссюра, Э. Сэпира и других филологов, а также психологии бихевиористов. Ф. дю Соссюр, Э. Сэпир, А. Майе и другие лингвисты рассматривали язык как систему условных знаков, которая передается в языковом коллективе по традиции и определяет речевую деятельности индивида. Одной из основных ...

Экспериментальные исследования влияния сходства материала показали, что число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия усвоения, возрастает с увеличением сходства между элементами материала2

Немецкий психолог А. фон Ресторф изучала запоминание ряда в случае, когда элементы материала оказываются разнородными, например числа чередуются в различных пропорциях со слогами и графическими символами. Она использовала три типа рядов, каждый из которых предъявлялся с интервалом в 1 день и воспроизводился через 10 минут после заучивания: На основании результатов было сформулировано следующее общее правило, получившее название эффекта фон Ресторф: разнородные элементы, включенные в ряд с заметным преобладанием однородных элементов, сохраняются лучше, чем однородные независимо от характера материала.

19. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции.

Ретроактивная интерференция – ухудшение сохранения материала, вызванное заучиванием др. материала, которое происходит между заучиванием и определением его сохранения.

Ретроактивная интерференция – результат взаимодействия многих переменных. Надо учитывать: Сходство между двумя заданиями, Степень научения, Объем материала

6 стр., 2980 слов

ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ МАТЕРИАЛА

ОГЛАВЛЕНИЕ     Пояснительная записка ……………………………………………… 3 стр.   Тематика, основное содержание семинарских занятий, литература для подготовки к занятиям …………………………… 4 стр.   Требования к уровню освоения материала курса ………………… 10 стр.   Примерные вопросы к экзамену …………………………………… 10 стр.   Список основной литературы к курсу ……………………………… 11 стр.     ...

Экспериментальные исследования.

1. Ретроактивная интерференция открыта Мюллером и Пильцекером. Испытуемые экспериментальной группы (ЭГ) заучивали материал А → заучивали материал В → воспроизводили материал А. Испытуемые контрольной группы (КГ) делали тоже, только

без материала В. Вывод: формула абсолютной ретроактивной интерференции (АРИ) АРИ = КГ – ЭГ и формула относительной ретроактивной интерференции (ОРИ) КГ – ЭГ/КГ

20. Изменения памяти при корсаковском синдроме.

Наиболее грубые формы амнезии были впервые описаны русским ученым С.С. Корсаковым и получили название корсаковский синдром. Это расстройство памяти наблюдается при множественном неврите, т.е. одновременном воспалении и перерождении множества нервных волокон, причиной которого часто является злоупотребление алкоголем. Больные хорошо помнят то, что происходило с ними до болезни, но забывают все, что случилось с ними в самое недавнее время. Если прервать рассказ такого больного, то он тут же забывает, о чем говорил, и может начать снова повторять все, что уже было сказано. Кругозор таких больных хотя и сужен, но рассуждения их правильны и логичны, хотя направление хода мыслей часто подчинено внешним влияниям. Этот синдром представляет собой типичный случай ретроградной амнезии, так как память ограничивается тем, что было до начала болезни, хотя могут сохраниться какие-то воспоминания о начале болезни. Корсаков заметил, что болезнь поражает память неравномерно, что становится особенно заметным в процессе выздоровления таких больных – одни подструктуры восстанавливаются скорее других.