Примерный распорядок дня в ЛПУ

Тема 2.8. Лечебно-охранительный режим.

1. Понятие лечебно-охранительного режима, его элементы и значение.

2. Виды режимов двигательной активности.

3. Факторы риска для пациента в ЛПУ и сестринские вмешательства.

4. Факторы риска для сестринского персонала в МО: физические, химические, биологические, психологические.

 

— 1 —

Понятие лечебно-охранительного режима, его элементы и значение

Одной из важных задач общего ухода за больными является создание и обеспечение в отделении лечебно-охранительного режима.

Лечебно-охранительным режимом называют комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психического покоя больных. В основе этого режима лежит устранение или ограничение воздействия на организм больного различных неблагоприятных факторов внешней среды. Создание и обеспечение такого режима входит в обязанности медицинского персонала: врачей, медицинских сестер, лаборантов, санитарок.

Лечебно-охранительный режим отделения включает следующие элементы:

1) обеспечение режима щажения психики больного;

2) строгое соблюдение правил внутреннего распорядка дня;

3) обеспечение режима рациональной физической (двигательной) активности;

4) соблюдение правил биомеханики для безопасного передвижения пациента и медицинского персонала.

Флоренс Найтингейл – выдающаяся английская сестра милосердия, в честь которой Лигой Международного Красного Креста утверждена медаль ее имени (медалью награждаются лучшие медицинские сестры и санитарки всего мира) писала: «…на больного тягостнее всего действует всякий ненужный шум и суматоха. Они возбуждают в нем в высшей степени напряжение и чувство ожидания чего-то». Действительно, во все времена психологический покой достигался прежде всего тишиной в отделении. Поддерживать тишину в отделении довольно просто, нужно только, чтобы каждый медицинский работник отделения тихо разговаривал с коллегами и следил, чтобы больные говорили между собой негромко. Не следует разрешать больным включать радио и телевизор на большую громкость. Нужно следить, чтобы младший медицинский персонал не нарушал тишину уборкой помещений во время дневного и ночного отдыха больных.

Необходимо требовать от больных соблюдать распорядок дня в отделении и не нарушать его самим: нельзя будить больного раньше установленного времени (за исключением тех случаев, когда это необходимо для исследования), нужно вовремя выключать телевизор в холле и следить, чтобы после 22 часов были выключены радиоприемники и телевизоры в палатах. Если ночью медицинской сестре необходимо выполнить больному какую-нибудь манипуляцию, лучше включить не общий свет в палате, а индивидуальный.

5 стр., 2434 слов

Этапы оказания лечебно-профилактической помощи:

... 8. Процедурный кабинет. 9. Отделение лечебной физкультуры, физиотерапевтическое отделение, лаборатория. 10. Дневной ... акушерско-гинекологическая служба, предназначенная для обеспечения охраны здоровья женщин, а также детей ... - обменная карточка - медицинская карточка амбулаторного больного - контрольные карты, - талоны - журналы учета ... по личной гигиене, по режиму труда, отдыха, питания, подбирает ...

Примерный распорядок дня в ЛПУ

Время Мероприятие Время Мероприятие
7.00 Подъем   Измерение температуры тела
7.00 – 7 30 Измерение температуры тела 16.30 – 17.00 Полдник
7.30 – 8.00 Утренний туалет 17.30 – 19.00 Посещение родственниками
8.00 – 8.30 Раздача лекарств 19.00 – 19.30 Раздача лекарств
8.30 – 9.30 Завтрак 19.30 – 20.00 Ужин
9.30 – 12.00 Врачебный обход 20.00 – 21.30 Выполнение врачебных назначений
12.00 – 14.00 Выполнение врачебных назначений 21.30 – 22.00 Вечерний туалет
14.00 – 14.30 Обед 22.00 Отход ко сну
14.30 – 16.30 Послеобеденный сон    

 

Психологический покой достигается и созданием определенного интерьера: стены в холлах и палатах должны быть окрашены в мягкие тона, в холлах – мягкая удобная мебель, ковровые дорожки, телевизор, цветы, журнальный столик с газетами и журналами.

Необходимо учитывать, что лечебный процесс в больницах начинается уже в приемном отделении. Организация его работы определенным образом сказывается на дальнейшем холе лечения. Поэтому обстановка, с которой впервые сталкивается больной, — чистота и уют в помещении, отношение, поведение и внешний вид персонала должны поддерживать в нем уверенность, что в больнице он быстро восстановит свое здоровье. Для работы в приемном отделении необходимо выделить соответствующим образом подготовленный персонал. Особое внимание должно быть уделено оборудованию и оснащению отделения, устранению всех отрицательных раздражающих факторов.

В присутствии больного персонал приемного отделения ни в коем случае не должен вступать в пререкания с лицами, доставившими его, и несмотря на все трудности (отсутствие свободных мест, одновременное поступление нескольких больных), каждый больной должен быть встречен внимательно и приветливо. Все недоразумения, возникающие при приеме больного, выясняются не в его присутствии. При приеме пациентов персонал не должен проявлять торопливость и резкость в обращении, следует разговаривать спокойно, ласково. Сдержанность и внешнее спокойствие медицинского персонала оказывают положительное воздействие на пациента. Неосторожно сказанная фраза может нанести больному непоправимый вред и значительно снизить эффективность всех проводимых в дальнейшем лечебных мероприятий. При поступлении тяжелых больных медицинский персонал не должен проявлять растерянность, обсуждать тяжесть их состояния, задерживать оказание медицинской помощи.

Оказывая помощь тяжелобольному при физиологических отправлениях или выполняя манипуляции неотложной терапии в случае резкого ухудшения состояния больного, следует отгородить его ширмой, чтобы оградить от неприятных эмоций остальных больных и уменьшить отрицательные эмоции самого больного, страдающего от своей беспомощности.

Нужно всегда помнить, что слово, сказанное больному, должно вселять в него надежду на выздоровление.

Особое внимание нужно обращать на обстановку в операционных и перевязочных. Одновременное проведение перевязки и операции на двух столах допускается только в исключительных случаях. Использованные инструменты и перевязочные материалы необходимо немедленно убирать. Медицинские работники операционной бригады обязаны помнить, что больной прислушивается и остро реагирует на каждое их слово, поэтому во время операции, перевязки весь персонал должен следить за своей речью.

Борьба с болью – одна из основных проблем пациентов. Ее правильное разрешение имеет особое значение для всех отделений, особенно хирургического профиля. Боль при операциях, перевязках, инструментальных исследованиях и других манипуляциях травмирует больного. Кроме того, процедуры, вызывающие боль, не дают той терапевтической эффективности, которую можно было бы от них ожидать. Поэтому все манипуляции (перевязки, инъекции и др.) должны проводиться чрезвычайно осторожно с применением во всех возможных случаях современных способов обезболивания и с предварительной подготовкой больного.

Лечебное питание является одним из методов комплексной терапии. Для его эффективного применения требуется ряд организационных мероприятий. Диету назначают дифференцированно с разъяснением больному ее сущности и важности точного соблюдения. Больному и его родственникам обязательно дают указания о том, какие пищевые продукты и в каком виде можно передавать из дома.

Нельзя выдавать больному на руки результаты исследований и анализов. Их передают непосредственно лечащему врачу и прикрепляют к истории болезни. Пациенты не должны иметь возможности ознакомиться с историей болезни. Для предотвращения развития потенциальных проблем, связанных с дефицитом знаний о заболевании, больной должен знать о своей болезни только то, что ему понятно, не может внушить тревоги и нарушить его психическое равновесие.

В каждом медицинском учреждении необходимо проводить работу с родственниками больных. В первую очередь следует установить такой порядок, при котором они могли бы систематически получать информацию о состоянии здоровья больного. Информация должна быть конкретной и правдивой, без ненужной детализации и использования малопонятных медицинских терминов, излишних заверений и обещаний. Необходимо учитывать, что регулярные свидания с родными могут оказать на больного самое благотворное влияние, поэтому следует максимально увеличить количество приемных дней, организовав их так, чтобы они не нарушали общего режима учреждения.

Необходимо обратить внимание на повышение культуры амбулаторно-поликлинической помощи и помощи больным на дому. В поликлинику обращаются пациенты со своими тревогами и волнениями, поэтому работа участковых медицинских работников требует большой любви к людям, всестороннего развития, клинического кругозора. В поликлинике необходимо четко организовать работу всех служб и кабинетов, создать атмосферу приветливости и доброжелательности. Информация на медицинских стендах, вывешенных в вестибюлях и холлах поликлиники, должна быть продуманной, современной и полной. Сами стенды должны быть красиво оформлены. Какой бы теме ни были посвящены стенды, они должны пропагандировать здоровый образ жизни. Не следует забывать о внешнем облике всех сотрудников поликлиники: они должны быть чистыми и аккуратными. Экстравагантные наряды и прически неприемлемы.

Особые требования предъявляются к оформлению тех кабинетов в детских поликлиниках, в которых ребенок испытывает боль (процедурный, прививочный, стоматологический, хирургический и др.), а также поведению их сотрудников. Чуткость, ласковый голос, умение общения с больным ребенком, сострадание к его боли — неизменные качества медицинских сестер, работающих в этих кабинетах.

К каждому больному, проходящему лечение на дому или в поликлинике, требуется такой же вдумчивый и внимательный подход, как и в стационаре. Никакой перегрузкой не может быть оправдано такое положение, когда медицинский работник при посещении больного на дому не снимает верхней одежды, не моет руки или в резкой форме выражает свое неудовольствие по поводу необоснованного вызова. При обслуживании больного на дому следует подробно разъяснить родным и близким в доступной для них форме правила ухода, значение сделанных медицинских назначений, необходимость соблюдения определенного режима и правил личной гигиены и профилактики.

 

— 2 —

Виды режимов двигательной активности

Немаловажным элементом лечебно-охранительного режима является рациональное ограничение физической (двигательной) активности больных.
В первую очередь это относится к тяжелобольным, страдающими такими заболеваниями, как острый инфаркт миокарда, гипертонический криз, хроническая недостаточность кровообращения и др. В подобных случаях даже небольшое увеличение двигательной активности может привести к резкому повышению функциональной нагрузки на тот или иной орган или систему (сердце, головной мозг, печень) и вызвать развитие тяжелых, иногда необратимых изменений в них. Это в свою очередь может привести к ухудшению общего состояния больного, развитию тяжелых осложнений, а иногда и к смерти.

Во всех таких случаях врач назначает больному режим с большим или меньшим ограничением физической активности.

В лечебных учреждениях используют обычно 4 режима физической (двигательной) активности больных:

1. Строгий постельный режим обычно назначают больным в самом начале тяжелых острых заболеваний (острый инфаркт миокарда, нестабильная стенокардия и др.).

Больному категорически запрещается не только вставать, но и садиться, а в некоторых случаях даже самостоятельно поворачиваться в постели. Все санитарно-гигиенические мероприятия (санитарная обработка больного, смена белья, подача судна и мочеприемника), а также кормление осуществляется только с помощью медицинской сестры. Особенно осторожными и аккуратными должны быть действия медицинского персонала при транспортировке таких больных и выполнении лечебных и диагностических манипуляций. Длительность строгого постельного режима устанавливает врач каждому больному индивидуально, в зависимости от особенностей течения его заболевания.

2. При улучшении общего состояния и отсутствии осложнений врач назначает больному постельный режим. Он характеризуется несколько большей физической активностью больного в постели: разрешается поворачиваться, под наблюдением врача или медицинский сестры выполнять легкие гимнастические упражнения и, наконец, через определенное время – присаживаться на краю кровати, опустив ноги.

Цели назначения постельного режима:

1) Ограничить физическую активность пациента (это снизит потребность клеток организма в кислороде следовательно, позволит адаптироваться к условиям гипоксии при нарушении удовлетворения потребности «дышать»).

2) Уменьшить боль, в том числе послеоперационную. Это позволит снизить дозу необходимых обезболивающих препаратов.

3) Дать возможность ослабевшему и истощенному пациенту собраться с силами и отдохнуть.

Постельный режим физиологичен лишь в том случае, если пациент может сам поворачиваться, занимать удобное положение и присаживаться в постели. При назначении строгого постельного режима удовлетворение основных потребностей значительно нарушается. Такие пациенты обязательно нуждаются в проведении специальных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения целого ряда проблем.

3. При палатном режиме больному разрешают сидеть на стуле рядом с кроватью, вставать и даже определенное время ходить по палате. Туалет, кормление больных и физиологические отправления осуществляются в палате.

4. При общем (внепалатном) режиме разрешается свободная ходьба по коридору, подъем по лестнице, прогулки на территории больницы. Больные самостоятельно обслуживают себя: принимают пищу в столовой, ходят в туалет, принимают гигиеническую ванну, душ и т.д.

Наблюдение за правильностью выполнения больными того или иного режима физической активности и непосредственное обеспечение такого режима – важнейшие обязанности медицинской сестры.

Внимание! Нарушение больным режима физической (двигательной) активности, назначенного врачом, может повлечь за собой тяжкие последствия для больного, вплоть до смертельного исхода.

 

— 3 —

Факторы риска для пациента в ЛПУ и сестринские вмешательства

Пациент ЛПУ — это страдающий человек с нарушением физического, душевного и социального благополучия, расстройством биосоциальной адаптации, ощущением зависимости от болезни, переживанием стесненной свободы. И сама болезнь, и новая окружающая среда вынуждают его изменить привычный образ жизни.

Факторы риска, негативно влияющие на пациента в ЛПУ, можно условно разделить на две группы:

1) психосоциальные;

2) угрожающие безопасности жизнедеятельности человека.

Психосоциальные факторы

К этой группе относятся следующие факторы риска:

· измененная ролевая функция;

· сниженная индивидуальная способность к адаптации и преодолению стрессовых ситуаций;

· высокая степень риска от неустойчивости жизнедеятельности;

· сниженная реакция па социальное взаимодействие;

· синдром стресса перемещения;

· нарушение чувства собственного достоинства.

Психология больного характеризуется, с одной стороны, ощущениями физического порядка (например, боль, лихорадка и др.), представлениями о болезни, а с другой — определенным отношением к болезни. У больного нарушается обычный ход взаимоотношений, возникают новые отношения с близкими, связи с незнакомыми до болезни людьми. Важной задачей медицинской сестры является проникновение в психологию больного. Для правильной организации ухода за ним нужно знать, как пациент реагирует на свою болезнь. Отношения между медицинской сестрой и больным можно разделить на три этапа.

1. Больной, попав в ЛПУ, чувствует себя неуютно. Установить с ним контакт можно, упомянув об общих знакомых, новостях, известных людях, сообщив необходимые сведения о больнице и т.д. Важнейший метод установления контакта – умение выслушать больного; причем слушать надо с интересом, реагируя на услышанное. Важно все – и обстановка, в которой происходит разговор, и то, насколько естественно себя ведет медицинская сестра.

2. На втором этапе лечения изменяющаяся картина болезни, ход обследования и другие факторы могут вызвать у больного страх, неуверенность, придирчивость, которые можно уменьшить или вообще устранить, проявляя внимание к пациенту.

3. На конечном этапе при выписке из больницы нередко возникают психологические трудности. Некоторые больные боятся покинуть отделение, в котором были надежно защищены от опасности, в то время как другие стремятся к скорейшей выписке.

Пациенты часто сомневаются в том, что дома смогут соблюдать диету, поддерживать достигнутый эффект. Следует беседовать с больными, успокаивать их, объяснять особенности поведения дома. Чтобы устранить отрицательное влияние больничной среды на эмоциональную сферу пациента, ему нужно дать больше положительных эмоций, что поможет наилучшей и скорейшей адаптации к условиям стационара.

Факторы, угрожающие безопасности жизнедеятельности человека:

• снижение защитных функций организма;

• нарушение (расстройство) схемы тела;

• нерешительность, противоречивость при принятии решения;

• высокий риск осложнений лекарственной терапии;

• высокий риск ВБИ;

• высокий риск травм, повреждений;

• высокий риск ожогов, переохлаждений;

• высокий риск поражений электрическим током во время процедур;

• пониженная физическая подвижность;

• обессиливание (общая слабость);

• недостаточная самогигиена.

Для предотвращения возникновения ситуаций, приводящих к нарушению жизнедеятельности человека, медицинская сестра в первую очередь должна ознакомить пациента с распорядком дня, режимом работы лечебного отделения и следить за их соблюдением. С целью снижения риска возникновения осложнений в результате проведенных манипуляций и процедур больной должен знать о возможных последствиях при несоблюдении правил поведения после них. Сестринские вмешательства, направленные на снижение риска падений, травм, ожогов, пищевых отравлений и поражений электрическим током во время проведения процедур, должны быть сконцентрированы на выявлении пациентов с высоким риском несчастных случаев. Особенно высок риск несчастных случаев у детей и пациентов пожилого и старческого возраста. Для профилактики ВБИ медицинская сестра должна соблюдать режим инфекционной безопасности и личной гигиены пациента. Далеко не всегда можно предусмотреть возникновение тех или иных ситуаций, угрожающих безопасности жизнедеятельности больного.

Предупреждение травм пациента

Падение пациента, являющееся наиболее частой причиной травм, можно предупредить, соблюдая следующие условия:

1) пациенты не должны ходить по влажному полу;

2) на пути перемещения пациента не должно быть никаких предметов;

3) пациенты, страдающие головокружением, сла6ocтью, нуждаются в обязательном сопровождении;

4) при перемещении пациента с кровати на каталку в случае отсутствия у каталки тормоза следует соблюдать особую осторожность;

5) при перемещении пациента в кресло-каталку в случае отсутствия тормоза следует выполнять эту манипуляцию вдвоем с помощником;

6) на пути самостоятельного перемещения пациента должно быть достаточное освещение.

Высокими факторами риска получения травм являются следующие:

— возраст старше 65 лет;

— сведения о том, что ранее у пациента уже были падения;

— нарушения зрения и равновесия;

— нарушение походки и постуральных рефлексов (рефлекс, связанный с изменением положения);

— лекарственная терапия, включающая прием диуретиков, транквилизаторов, седативных, снотворных препаратов и анальгетиков;

— ортостатическая реакция, сопровождающаяся головокружением, при переходе пациента из положения лежа в положение сидя или стоя;

— увеличенное время реакции: неспособность пациента быстро принимать решение в случае возникновения опасности падения;

— спутанность сознания или дезориентация;

— нарушение подвижности.

Для предупреждения многих из них необходимо придерживаться определенных правил.

1. Кровать больного, санузел должны быть снабжены звонками для экстренного вызова.

2. Для предупреждения падений в помещениях ЛПУ не должно быть высоких порогов, проводов и других предметов на полу.

3. Лестницы и коридоры должны быть хорошо освещены.

4. После попадания на пол жидкости ее необходимо немедленно вытереть, чтобы больной не поскользнулся на мокром полу.

5. Обувь пациентов должна быть удобная, не растоптанная, с нескользящей подошвой.

6. Ослабленных больных и пациентов с нарушениями координации следует приучать пользоваться перилами, поручнями, опорными ручками, ходунками. Периодически необходимо проверять прочность закрепления перил и поручней. При использовании ходунков, костылей, тростей проверяют их прочность, целостность наконечников.

7. Все средства передвижения больного, имеющие колеса: каталки, кресла-каталки, функциональные кровати, должны иметь функционирующие тормоза. Перед использованием этих средств необходимо убедиться, что они исправны. Во время пересаживания или перекладывания больного тормоза должны быть зафиксированы. Если медицинская сестра вынуждена оставить надо прежде чем отойти от больного, она должна зафиксировать тормоза.

8. Следует периодически проверять состояние стекол очков у пациентов со слабым зрением и их соответствие потребностям больного.

9. Необходимо периодически проверять качество работы слухового аппарата у плохо слышащих пациентов.

10. Ослабленные и престарелые больные должны пользоваться ванной комнатой и туалетом, не закрывая дверь на задвижку.

11. В больничной палате ночью должен гореть ночник, позволяющий проснувшемуся человеку сориентироваться в обстановке.

12. Чтобы избежать падения больного с кровати, пользуются кроватями, имеющими боковые бортики.

13. Больному необходимо избегать резких вставаний с постели или из кресла во избежание головокружения, потери сознания и падения.

14. При вставании из ванны или усаживании в нее больной не должен пользоваться в качестве поручня кранами или трубами водопровода. В случаях срыва крана или отрыва трубы человек может получить ожоги.

15. В связи с плохой температурной чувствительностью кожи пациента при ряде заболеваний температуру воды в ванной нужно измерять не рукой, а с помощью водяною термометра.

16. Пациентам, страдающим недержанием мочи и кала, нельзя пользоваться электрической грелкой во избежание электротравм.

17. Пациенты с нарушениями глотания должны пить и есть только в присутствии второго лица.

18. Следует прятать спички от больных, страдающих слабоумием.

19. Нельзя курить и включать электроприборы рядом с больным, пользующимся кислородной подушкой.

20. Необходимо обеспечить пациентам возможность своевременно осуществлять гигиенические процедуры.

Необходимо максимально устранить влияние факторов риска на пациента и создать в ЛПУ такие условия, которые обеспечат ему безопасность все время, пока больной там находится.

 — 4 —

Факторы риска для сестринского персонала в ЛПУ: физические, химические, биологические, психологические

Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала. В деятельности медицинской сестры можно выделить четыре группы профессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:

1) физические;

2) химические;

3) биологические;

4) психологические.

Физические факторы риска:

1. Физическое взаимодействие с пациентом. В данном случае подразумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза у медицинских сестер.

2. Воздействие высоких и низких температур. Избежать неблагоприятного воздействия высоких и низких температур (ожогов и переохлаждений) в связи с выполнением манипуляций позволит реализация любого сестринского вмешательства строго по алгоритму действий.

3. Действие излучений. Высокие дозы радиоактивного облучения смертельны. Небольшие дозы приводят к заболеваниям крови, возникновению опухолей (прежде всего костей и молочных желез), нарушению репродуктивной функции, развитию катаракты. Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппараты, сканеры и приборы сцинтиграфии, ускорители (аппараты лучевой терапии) и электронные микроскопы. В медицине также широко используются препараты радиоактивных изотопов, применяемых

для диагностики и лечения ряда заболеваний. Чтобы защититься от вредных излучений, следует находиться на как можно дальнем расстоянии от их источников, носить индивидуальные средства защиты. При нахождении рядом с источником излучения все манипуляции нужно выполнять по возможности быстро. Оказывать физическую поддержку пациенту во время рентгенологического исследования или лечения можно только в случае крайней необходимости. Беременность медицинской сестры является противопоказанием для подобного рода услуг. В настоящее время в медицинских учреждениях для лечебных, профилактических и диагностических целей используются и другие излучения, неблагоприятно влияющие на здоровье медицинского персонала:

• сверхвысокочастотные;

• ультрафиолетовые и инфракрасные;

• магнитные и электромагнитные;

• световые и лазерные.

Для профилактики их повреждающего действия на человеческий организм необходимо соблюдать технику безопасности при работе с соответствующими приборами.

4. Нарушения правил эксплуатации электрооборудования. В своей работе медицинская сестра часто пользуется электроприборами. Поражения электрическим током (электротравмы) связаны с неправильной эксплуатацией оборудования или его неисправностью. При работе с электроприборами следует соблюдать правила безопасности.

1. Технические средства защиты от короткого замыкания (автоматические

или пробочные предохранители) в электросети должны находиться в исправном состоянии. Категорически запрещается использовать для этой цели самодельные предохранители (куски провода, «жучки»).

2. Перед использованием электроприбора нужно изучить инструкцию по его эксплуатации.

3. Электроприборы необходимо содержать в исправном состоянии и своевременно ремонтировать. Их ремонт должны осуществлять только специалисты.

4. Следует применять только заземленное оборудование.

5. Под постоянным контролем должно находиться состояние изоляции электропроводки, электрооборудования и прочих элементов электросети.

6. Элементы электросети, электрооборудование и электроприборы можно ремонтировать и заменять после их обесточивания.

7. Нельзя допускать запутывания проводов. Перед использованием убеждаются в их целостности.

8. Прибор включают в электросеть в следующем порядке: сначала шнур подключают к электроприбору, а лишь затем к сети. Отключают его в обратном порядке. Нельзя выдергивать штепсель, потянув за шнур.

9. Электроприборы должны использоваться в помещениях с непроводящими электрический ток полами. Их не следует эксплуатировать во влажных помещениях, вблизи ванн, раковин или на открытом воздухе.

10. Нельзя допускать сетевой перегрузки, т.е. включать в одну розетку несколько электроприборов.

Химические факторы риска. В ЛПУ сестринский персонал подвергается воздействию разных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарстве иных препаратах.

Наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит – раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Помимо него токсичные вещества вызывают повреждение других органов и систем. Токсичные и фармацевтические препараты могут воздействовать на органы дыхания, пищеварения, кроветворения, репродуктивную функцию. Особенно часты различные аллергические реакции вплоть до развития серьезных осложнений в виде приступов бронхиальной астмы, отека Квинке и т.п.

Соблюдение профилактических мер уменьшает вред от воздействия токсичных веществ.

1. Следует получить полное представление о применяемых препаратах: химическое название, фармакологическое действие, побочные эффекты, правила хранения и применения.

2. При возможности потенциальные раздражители должны быть заменены на безвредные вещества. Химические вещества, обладающие дезинфицирующими свойствами, можно заменить чистящими средствами и дезинфекцией с помощью высоких температур. Они имеют равную или даже большую эффективность и более дешевы.

3. Используют защитную одежду: перчатки, халаты, фартуки, защитные щитки и очки, бахилы, маски и респираторы. Если резиновые перчатки у людей с повышенной чувствительностью провоцируют дерматит, можно надевать силиконовые или полихлорвиниловые перчатки с подкладкой из хлопковой ткани. С порошками нужно работать только в хлопчатобумажных перчатках, однако они плохо защищают кожу при контакте с жидкими химическими веществами.

3. Следует внимательно изучать методические рекомендации по использованию тех или иных средств защиты при работе с токсичными веществами.

4. Приготовление растворов дезинфицирующих средств должно осуществляться в специально оборудованных помещениях с приточно-вытяжной вентиляцией.

5. Не следует применять препараты местного действия незащищенными руками. Надевают перчатки или пользуются шпателем.

6. Нужно тщательно ухаживать за кожей рук, обрабатывать все раны и ссадины. Лучше пользоваться жидким мылом. После мытья обязательно нужно хорошо вытирать руки. Защитные и увлажняющие кремы могут помочь восстановить природный жировой слой кожи, утрачиваемый при воздействии некоторых химических веществ.

7. При несчастных случаях, если препарат попал:

• в глаза — немедленно промывают их большим количеством холодной воды;

• рот — сразу же промывают его водой;

• на кожу — его немедленно смывают;

• одежду — ее меняют.

Биологические факторы риска. К биологическим факторам риска следует отнести опасность заражения медицинского персонала ВБИ. Предотвращение профессионального инфицирования достигается неукоснительным соблюдением противоэпидемического режима и дезинфекционных мероприятий в ЛПУ. Это позволяет сохранить здоровье медицинского персонала, особенно работающего в приемных и инфекционных отделениях, операционных, перевязочных, манипуляционных и лабораториях, т.е. имеющего более высокий риск заражения в результате непосредственного контакта с потенциально инфицированным биологическим материалом (кровь, плазма, моча, гной и т.д.).

Работа в этих функциональных помещениях и отделениях требует индивидуальной противоинфекционной защиты и соблюдения правил техники безопасности персоналом, обязательной дезинфекции перчаток, отработанною материала, использования одноразового инструментария и белья перед их утилизацией, регулярности и тщательности проведения текущих и генеральных уборок.

В ЛПУ независимо от профиля должны выполняться три важнейших требования:

1) сведение к минимуму возможности заноса инфекции;

2) исключение внутригоспитальных заражений;

3) исключение выноса инфекции за пределы лечебного учреждения.

Медицинские отходы возглавляют список наиболее опасных. Работа с ними регламентируется СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений». В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медицинскому персоналу отводится основная роль: организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ, Следует помнить следующие основные моменты, способствующие поддержанию санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режима:

• сопротивляться воздействию инфекции могут только чистая здоровая кожа и слизистые оболочки;

• около 99% возбудителей инфекционных заболеваний можно удалить с поверхности кожи с помощью мытья рук обычным мылом;

• следует ежедневно принимать после окончания работы с больным гигиенический душ;

• даже незначительные повреждения на коже рук (царапины, ссадины, заусенцы) надо обрабатывать бриллиантовым зеленым и заклеивать водонепроницаемым пластырем;

• оказывая помощь пациенту, медицинская сестра должна использовать индивидуальные средства защиты согласно действующим правилам;

• убирать помещение, где находится больной, следует в резиновых перчатках;

• ручки умывальных кранов, дверей, выключатели и трубки телефона как наиболее часто используемые предметы необходимо ежедневно мыть и протирать дезинфицирующими растворами;

• прежде чем закрыть умывальный кран после мытья рук. Его необходимо вымыть так же, как и руки;

• если у пациента имеется инфекционное заболевание, передающееся воздушным путем, необходимо работать в маске; в ОДНОЙ маске нельзя работать более 4 ч, если соблюдать молчание, и более 1 ч, если приходится говорить в маске.

• при оправлении постели больного не следует взбивать подушки и встряхивать простыни — это способствует поднятию и перемещению пыли, а вместе с ней микробов и вирусов;

• пищу принимают в специально отведенном помещении и обязательно снимают при этом рабочую спецодежду (халат);

• при уходе за больным с инфекционным заболеванием, например туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией, необходимо делать профилактические прививки.

Психологические факторы риска. В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом зa больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

Психоэмоциональное напряжение. Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день-ночь).

Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники).

Существует еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эффективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре, необходимость сочетания профессиональных и семейных обязанностей.

Стресс и нервное истощение. Постоянный стресс ведет к нервному истощению – потере интереса и отсутствию внимания к людям, с которыми работает медицинская сестра. Нервное истощение характеризуется следующими признаками:

• физическое истощение: частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшение аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью);

• эмоциональное перенапряжение: депрессии, чувство беспомощности, раздражительность, замкнутость;

• психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, ослабление внимания, забывчивость, рассеянность.

Начинать проводить меры по профилактике развития нервного истощения Необходимо как можно раньше. С целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций Медицинская сестра в своей деятельности должна опираться на следующие принципы:

1) четкое знание своих служебных обязанностей;

2) планирование своего дня; определяют цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно»;

3) понимание важности и значимости своей профессии;

4) оптимизм, умение сосредоточиться на том положительном, что удалось сделать за день, считая итогом только успехи;

5) соблюдение здорового образа жизни, полноценный отдых, умение расслабляться, «переключаться»;

6) рациональное питание;

7) соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.

Синдром профессионального выгорания. Это сложный психологический феномен, который часто встречается у специалистов, работа которых подразумевает непрерывный прямой контакт с людьми и оказание им психологической поддержки. Работа медицинской сестры, как правило, эмоционально насыщена. Сталкиваясь с негативными эмоциями, которыми пациенты выражают отношение к своему состоянию, она и сама начинает испытывать повышенное эмоциональное напряжение.

Профессиональное выгорание – это синдром физического и эмоционального истощения, возникающего на фоне хронического стресса, вызванного межличностным общением. Существует множество факторов, которые способствует накоплению такого переутомления. Часть из них связана с отношением персонала к своей деятельности и проблемам пациентов. Риск выгорания повышается, если отсутствуют интересы помимо работы, если работа является убежищем от остальных сторон жизни и профессиональная деятельность поглощает полностью. Существует несколько видов эмоциональных реакций в профессиональной деятельности медицинской сестры, которые повышают риск выгорания.

Вина перед собой и другими за то, что не успел что-либо сделать для пациента.

Стыд за то, что результат работы не такой, как хотелось.

Обида на коллег и пациентов, которые не оценили усилий медицинской сестры.

Страх того, что не удастся что-либо сделать, что работа не дает права на совершение ошибки и что действия медицинской сестры могут не понять коллеги и пациенты.

Синдром профессионального выгорания – это целый комплекс психологических и физических симптомов, которые имеют существенные индивидуальные различия у каждого конкретного человека.

Выгорание является очень индивидуальным процессом, поэтому симптомы появляются не одновременно и с разной степенью выраженности. Среди ранних симптомов можно выделить общее чувство усталости, неприязни к работе, общего неопределенное чувство беспокойства. Часто у медицинской сестры развивается подозрительность, которая выражается в убежденности, что сотрудники и пациенты не хотят с ней общаться. Профессиональное выгорание не только ухудшает результаты работы, физическое и эмоциональное самочувствие человека; оно также часто провоцирует семейные конфликты, нарушение взаимоотношений. После эмоционально насыщенного дня, проведенного с пациентами, медицинская сестра испытывает потребность уйти на некоторое время от всех, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей. Нередко по окончании работы она «берет рабочие проблемы домой», т.е. не перестраивается с роли работника на роль матери, жены, друга. Кроме того, из-за общего душевного переутомления от общения с пациентами медицинская сестра уже не в состоянии выслушать и принять еще какие-то проблемы своих близких, что вызывает непонимание, обиду и часто приводит к серьезным конфликтам вплоть до угрозы распада семьи.

Выгорание – это длительный динамичный процесс, который происходит в несколько стадий, поэтому особенно важно распознать подобные профессиональные проблемы как можно раньше. Выделяют три основные стадии развития синдрома профессионального выгорания.

На 1 стадии выгорания человек истощен эмоционально и физически и может жаловаться на головные боли и общее недомогание.

Для 2 стадии выгорания у медицинской сестры может развиться отрицательное и обезличенное отношение к людям, с которыми она работает, или у нее могут возникать негативные мысли относительно себя из-за раздражения, которое у нее вызывают пациенты. Чтобы избежать этих негативных эмоций, она уходит в себя, выполняет только минимальное количество работы и не хочет ни с кем ссориться. Чувство усталости и разбитости наблюдается даже после хорошего сна или выходных.

Заключительная, 3 стадия (полное выгорание), которая обнаруживается не слишком часто, проявляется полным отвращением ко всему на свете. Медицинская сестра обижена на саму себя и на все человечество. Жизнь кажется ей неуправляемой, она не способна выражать свои эмоции и не способна сосредоточиться.

Необходимо отметить, что профессиональное выгорание касается не только медицинского персонала, проработавшего с людьми многие годы. Молодые специалисты, недавно начавшие свою профессиональную деятельность, также подвержены этому синдрому. Их представления о работе и помощи людям зачастую идеализированы, и реальная ситуация оказывается далекой от их ожиданий и представлений. Кроме того, им свойственна завышенная оценка собственных профессиональных и личностных возможностей, что приводит к быстрому истощению и недовольству собственными реальными достижениями.

Профилактика развития синдрома профессионального выгорания достигается использованием методов мышечной релаксации и приемов аутогенной тренировки. Приемы аутогенной тренировки являются прекрасным средством преодоления стрессов, нервных напряжений и укрепления здоровья. Обучение этим приемам желательно проводить под руководством специалиста-психолога в кабинете психологической разгрузки.