КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РИСКА, ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
ТЕМА № 7: «СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ ПСИХОЛОГА. ЭТИКА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОВСЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ »
Учебные вопросы
1.Сущность и структура этикета.
2.Служебный и светский этикет сотрудника ГПС МЧС.
3. Этика межличностного общения.
Литература
Основная:
1.Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2008.
2.Голубева Г.А. Этика: Учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
3.Дружинин В.Ф. Демина Л.А. Этика: курс лекций. (учебное пособие для вузов).
– М.: Экзамен, 2005.
4.Иванов В. Г. Этика. – СПб.: Питер, 2009.
5.Луговой А.А. Этика: Краткий терминологический словарь./ Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.:
6.Стрельникова Ю.Ю., Луговой А.А.Профессиональная этика: Конспект лекций / Под ред. В.С.Артамонова. – СПб.:
Дополнительная:
1.Гусейнов А. А., Введение в этику — М., 2005.
2.Иванов В. Г. Этика: Учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений. СПб., 2004. Т.
3.Кант И. Лекции по этике. М., 2006.
4.Луговой А.А., Власова И.В. Профессиональная этика: Тестовые задания для аудиторных занятий слушателей заочного обучения / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.:
Санкт-Петербургский Государственный Институт
... которым небезразлична судьба родного слова. 3. Панфилова А. Д. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие. – СПб.: Знание, 1999. – 496 с. Учебное пособие, ... и зарубежной литературе. В книге освещается широкий спектр проблем деловой коммуникации в профессиональной деятельности: особенности делового общения в новых экономических условиях, вербальные и невербальные ...
5.Профессиональная этика психолога. Учеб.пособие. Протанская Е.С. Издат.СПб университета.
Темы рефератов:
1.Основные принципы и формы служебного этикета.
2.Основные этические требования к профессиональной деятельности психолога.
3.Основные методы, применяемые в профессиональной этике психолога.
ВВЕДЕНИЕ
Современный психолог должен иметь не только высокий уровень профессионализма и знания законодательной базы, но и развитый интеллект, богатую духовность, развитую культуру.
Само слово «культура», как известно, пришло из латинского языка и в переводе на русский означает «возделывание, обработка, совершенствование, образование, воспитание». В широком смысле под культурой подразумевают мир, искусственно созданный человечеством помимо мира природного. При этом культура делится на материальную культуру общества, к которой относятся созданные человеком предметы материального мира, идуховную культуру, которая включает идеологию, религию и т.д.
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1.
1.Сущность и структура этикета.
Этикет (от франц. «Etiquette» — ярлык, этикетка, церемония) — означаетспецифический социальный институт, установленный порядок поведения в
д.).
Различают несколько видов этикета: 1.Придворный этикет – строго ограничивающий действия и поступки людей порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.
2. Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при установлении отношений друг с другом во время дипломатических приёмов, визитов и переговоров.
3.Воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.
4. Общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдающихся гражданами при общении друг с другом.
Классификация основных форм поведения животных
... -- направление нейробиологии, исследующее физиологические основы процессов поведения генетическими методами. Вклад генетики поведения в понимание сложных форм поведения животных базируется на использовании генетических моделей тех ... том, что существующее понятие «этология» относится только к видоспецифическим формам поведения, практически лишь в малой степени касаясь обучения во всех его ...
Основные функции служебного этикета:
•информационная функция — нормы этикета[1], информирующие
о том, как следует вести себя сотруднику в конкретной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от коллег, от начальника или от подчинённых
•функция стандартизации моделей индивидуального и
группового поведения — стандартизируя поведение каждого члена коллектива, этикет помогает им, не задумываясь, выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в неловкое или затруднительное положение или вызвать осложнения в отношениях с другими.
•функция социального контроля и социального влияния.
• функция создания психологического комфорта— следование
принятым правилам поведения у каждой из сторон общения укрепляет уверенность в правильности своих действий, рождает самоуважение, создает чувство психологического комфорта.
Основные принципы служебного этикета:
1.Принцип гуманизма закрепляет нравственную основу делового этикета.
2.Принцип исполнительской дисциплины. В основе этого требования лежит тот факт, что от сотрудника ГПС МЧС порой зависит жизнь человека.
3.Принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика сотрудника.
4.Принцип субординации.
Презентация на тему: Показатели фонетической культуры
Показатели фонетической культуры
правильность ударения и произношения;
выразительность интонации;
четкость дикции.
Вделовом общении выделяют два вида слушания:
Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.
ЛИЧНОСТНОЕ ДЕЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
... работе имеется ссылка на Трудовой кодекс РФ. В целях раскрытия темы «Личностного делового поведения работника в зависимости от стиля управления», курсовая работа состоит из трёх ... человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности. Очень важным являются способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно - деятельностные, или предметно - познавательные, способности - в ...
Рефлексивное слушание проявляется впроцессе расшифровки смысла сообщаемого при помощи перефразирования (собственная формулировка сказанного оппонентом с целью проверки его точности),отражения чувств (акцент делается на
улавливании эмоционального состояния говорящего), резюмирования (подытоживание основных идей говорящего).
Типичные ошибки слушания
перебивание собеседника во время его сообщения (чаще: начальник – подчиненного, мужчина – женщину);
поспешные выводы относительно сути дела (мы перестаем слушать и упускаем важные моменты сообщения);
поспешные возражения при несогласии с высказываниями говорящего (заставляют собеседника занять оборонительную позицию и создают преграду для конструктивного общения);
непрошенные советы в том случае, когда собеседник в них в данный момент не нуждается.
Культура поведения в широком смысле слова означает совокупность выработанных и проверенных опытом способов организации повседневной жизни и общения людей.Этикет — это устойчивый порядок
поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе.
(категорический императив Канта или золотое правило нравственности:
не делай другому того, чего не хочешь для себя).
Такт (тактичность) – это умение человека говорить и действовать так, чтобы никого из окружающих не поставить в неловкое положение. Профессиональный такт — это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении.
Вежливость – одна из главных характеристик культурного человека, предполагающая, прежде всего, уважительное отношение к окружающимСоставляющими элементами вежливости являются:
—корректность — подчеркнутая, официальная вежливость;
—любезность — стиль общения, цель которого – быть приятным своему собеседнику, вызвать в нем симпатию;
—деликатность — стремление избежать в общении с человеком неприятных для него моментов – тем, интонаций и т.д.
Виды деловой речи. Беседа, дискуссия, телефонный разговор.
... Деловая беседа как основной вид делового общения 1.1 Особенности ведения деловой беседы Деловая беседа - это устный контакт между людьми, связанными отношениями дела. В современной, более узкой трактовке под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, ... можно сделать замечание со всевозможными формами вежливости. Воспитанный человек, прервав беседу, когда в комнату вошел новый ...
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2
Служебный этикет: основные принципы и формы.
Общение (коммуникация) — это способ бытия человека в условиях взаимодействия с другими людьми, в процессе которого происходит обмен информацией — мыслями, идеями и эмоциями, и устанавливается о
пределенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного делового целесообразного результата.
Виды общения:
«контакт масок» — формальное общение, при котором отсутствует
стремление понять и учесть особенности личности собеседника (маски вежливости, строгости, безразличия и т.д.);
формально – ролевое общение, при котором строго регламентированы
содержание и средства общения в соответствии с социальными ролями участников взаимодействия (врач – пациент, милиционер – подозреваемый);
светское общение определяется формальной вежливостью и совершается
с целью соблюдения определенных светских ритуалов (говорить что положено и как положено вне зависимости от испытываемых чувств);
духовное межличностное общение, которое необходимо для установления
неформальных отношений близких людей, характеризуется полным взаимопониманием и раскрывает глубинные структуры личности;
деловое общение, целью которого является организация и оптимизация
того или иного вида предметной деятельности (производственной, учебной, правоохранительной и т.д.), и на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника.
Компоненты культуры делового общения:
.
техника делового общения;психология делового общения;этика делового общения;
Этика делового общения — это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственноэтических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий
Деловые коммуникации_Т2
... что-тоне так и т.д. Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатияи рефлексия. Идентификация (от лат.- тождественность) отражает простой эмпирический факт, ... (от греч.- сопереживание) - это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в виду не рациональное осмысление проблем ...
Презентация на тему: Нравственные принципы делового общения:
Нравственные принципы делового общения:
1.В основе делового контакта лежат, прежде всего, интересы дела, а не личные интересы и собственные амбиции.
2.Порядочность как неспособность к бесчестному поступку или поведению.
3.Доброжелательность как потребность совершать добро.
4.Уважительность, т.е. уважение человеческого достоинства клиента.
5.Разумность и целесообразность.
Формы делового общения:
1. Повседневное служебное общение:
беседы, встречи, переговоры;
прием посетителей;
совещания, собрания, заседания, конференции;
посещение организаций, учреждений;
II. Специфические формы общения в коллективе:
субординированные формы общения;
общение между коллегами.
III.Экстремальные формы служебного общения:
общение в условиях конфликтной ситуации;
IV. Специфические формы общения:
публичные контакты с журналистами, интервью;
выступления по радио, телевидению, в печати;
телефон, телетайп, радиосвязь;
деловая переписка, резолюции.
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №3.
Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров.
Этапы проведения беседы:
1)подготовка к беседе,
2)начало беседы,
3)обмен информацией,
4)аргументирование,
5)опровержение доводов собеседника,
Виды и формы делового общения
... ораторских приемов. Характеристика деловой беседы При всем многообразии форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной и чаще всего применяемой. Понятие «деловая беседа» весьма широко и ... к их решению. - деловые переговоры – основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. - деловые совещания – способ открытого коллективного ...
6)принятие решений,
7)завершение беседы.
В деловом общении особенно важно умение внимательно слушать, которое является залогом взаимопонимания, без которого деловые взаимоотношения могут и не сложиться.
Основные этические правила эффективного
слушания
умение настроить себя на волну внутренней
заинтересованности в теме деловой беседы, спора, совещания;
выделение для себя главных мыслей
говорящего (сообщающего информацию) и стремление правильно понять их;
быстрое сопоставление полученной
информации с собственной и немедленный мысленный возврат к основному содержанию сообщения, спора, беседы.
Основное правило каждого речевого общения: уметь разумно спрашивать и внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда все необходимое сказано.