Презентация на тему: КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РИСКА, ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РИСКА, ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

ТЕМА № 7: «СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ ПСИХОЛОГА. ЭТИКА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОВСЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ »

Учебные вопросы

1.Сущность и структура этикета.

2.Служебный и светский этикет сотрудника ГПС МЧС.

3. Этика межличностного общения.

Литература

Основная:

1.Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2008.

2.Голубева Г.А. Этика: Учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

3.Дружинин В.Ф. Демина Л.А. Этика: курс лекций. (учебное пособие для вузов).

– М.: Экзамен, 2005.

4.Иванов В. Г. Этика. – СПб.: Питер, 2009.

5.Луговой А.А. Этика: Краткий терминологический словарь./ Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургскийуниверситет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2006.

6.Стрельникова Ю.Ю., Луговой А.А.Профессиональная этика: Конспект лекций / Под ред. В.С.Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургскийуниверситет ГПС МЧС России, 2011,с.89-98,151-153

Дополнительная:

1.Гусейнов А. А., Введение в этику — М., 2005.

2.Иванов В. Г. Этика: Учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений. СПб., 2004. Т. 1-2.

3.Кант И. Лекции по этике. М., 2006.

4.Луговой А.А., Власова И.В. Профессиональная этика: Тестовые задания для аудиторных занятий слушателей заочного обучения / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургскийуниверситет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2007.

7 стр., 3357 слов

Санкт-Петербургский Государственный Институт

... которым небезразлична судьба родного слова. 3. Панфилова А. Д. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие. – СПб.: Знание, 1999. – 496 с. Учебное пособие, ... и зарубежной литературе. В книге освещается широкий спектр проблем деловой коммуникации в профессиональной деятельности: особенности делового общения в новых экономических условиях, вербальные и невербальные ...

5.Профессиональная этика психолога. Учеб.пособие. Протанская Е.С. Издат.СПб университета.

Темы рефератов:

1.Основные принципы и формы служебного этикета.

2.Основные этические требования к профессиональной деятельности психолога.

3.Основные методы, применяемые в профессиональной этике психолога.

ВВЕДЕНИЕ

Современный психолог должен иметь не только высокий уровень профессионализма и знания законодательной базы, но и развитый интеллект, богатую духовность, развитую культуру.

Само слово «культура», как известно, пришло из латинского языка и в переводе на русский означает «возделывание, обработка, совершенствование, образование, воспитание». В широком смысле под культурой подразумевают мир, искусственно созданный человечеством помимо мира природного. При этом культура делится на материальную культуру общества, к которой относятся созданные человеком предметы материального мира, идуховную культуру, которая включает идеологию, религию и т.д.

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1.

1.Сущность и структура этикета.

Этикет (от франц. «Etiquette» — ярлык, этикетка, церемония) — означаетспецифический социальный институт, установленный порядок поведения в каком-либо обществе, свод правил, регулирующих внешние формы социальных взаимодействий людей (формы обращения и приветствия, правила ведения беседы, поведения за столом, в общественных местах и т.

д.).

Различают несколько видов этикета: 1.Придворный этикет – строго ограничивающий действия и поступки людей порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.

2. Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при установлении отношений друг с другом во время дипломатических приёмов, визитов и переговоров.

3.Воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

4. Общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдающихся гражданами при общении друг с другом.

11 стр., 5091 слов

Классификация основных форм поведения животных

... -- направление нейробиологии, исследующее физиологические основы процессов поведения генетическими методами. Вклад генетики поведения в понимание сложных форм поведения животных базируется на использовании генетических моделей тех ... том, что существующее понятие «этология» относится только к видоспецифическим формам поведения, практически лишь в малой степени касаясь обучения во всех его ...

Основные функции служебного этикета:

информационная функция — нормы этикета[1], информирующие

о том, как следует вести себя сотруднику в конкретной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от коллег, от начальника или от подчинённых

функция стандартизации моделей индивидуального и

группового поведения — стандартизируя поведение каждого члена коллектива, этикет помогает им, не задумываясь, выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в неловкое или затруднительное положение или вызвать осложнения в отношениях с другими.

функция социального контроля и социального влияния.

функция создания психологического комфорта— следование

принятым правилам поведения у каждой из сторон общения укрепляет уверенность в правильности своих действий, рождает самоуважение, создает чувство психологического комфорта.

Основные принципы служебного этикета:

1.Принцип гуманизма закрепляет нравственную основу делового этикета.

2.Принцип исполнительской дисциплины. В основе этого требования лежит тот факт, что от сотрудника ГПС МЧС порой зависит жизнь человека.

3.Принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика сотрудника.

4.Принцип субординации.

Презентация на тему: Показатели фонетической культуры

Показатели фонетической культуры

правильность ударения и произношения;

выразительность интонации;

четкость дикции.

Вделовом общении выделяют два вида слушания:

Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

3 стр., 1230 слов

ЛИЧНОСТНОЕ ДЕЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

... работе имеется ссылка на Трудовой кодекс РФ. В целях раскрытия темы «Личностного делового поведения работника в зависимости от стиля управления», курсовая работа состоит из трёх ... человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности. Очень важным являются способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно - деятельностные, или предметно - познавательные, способности - в ...

Рефлексивное слушание проявляется впроцессе расшифровки смысла сообщаемого при помощи перефразирования (собственная формулировка сказанного оппонентом с целью проверки его точности),отражения чувств (акцент делается на

улавливании эмоционального состояния говорящего), резюмирования (подытоживание основных идей говорящего).

Типичные ошибки слушания

перебивание собеседника во время его сообщения (чаще: начальник – подчиненного, мужчина – женщину);

поспешные выводы относительно сути дела (мы перестаем слушать и упускаем важные моменты сообщения);

поспешные возражения при несогласии с высказываниями говорящего (заставляют собеседника занять оборонительную позицию и создают преграду для конструктивного общения);

непрошенные советы в том случае, когда собеседник в них в данный момент не нуждается.

Культура поведения в широком смысле слова означает совокупность выработанных и проверенных опытом способов организации повседневной жизни и общения людей.Этикет это устойчивый порядок

поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе.

(категорический императив Канта или золотое правило нравственности:

не делай другому того, чего не хочешь для себя).

Такт (тактичность) это умение человека говорить и действовать так, чтобы никого из окружающих не поставить в неловкое положение. Профессиональный такт это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении.

Вежливость одна из главных характеристик культурного человека, предполагающая, прежде всего, уважительное отношение к окружающимСоставляющими элементами вежливости являются:

корректность — подчеркнутая, официальная вежливость;

любезность — стиль общения, цель которого – быть приятным своему собеседнику, вызвать в нем симпатию;

деликатность — стремление избежать в общении с человеком неприятных для него моментов – тем, интонаций и т.д.

11 стр., 5079 слов

Виды деловой речи. Беседа, дискуссия, телефонный разговор.

... Деловая беседа как основной вид делового общения 1.1 Особенности ведения деловой беседы Деловая беседа - это устный контакт между людьми, связанными отношениями дела. В современной, более узкой трактовке под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, ... можно сделать замечание со всевозможными формами вежливости. Воспитанный человек, прервав беседу, когда в комнату вошел новый ...

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2

Служебный этикет: основные принципы и формы.

Общение (коммуникация) — это способ бытия человека в условиях взаимодействия с другими людьми, в процессе которого происходит обмен информацией — мыслями, идеями и эмоциями, и устанавливается о

пределенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного делового целесообразного результата.

Виды общения:

«контакт масок» формальное общение, при котором отсутствует

стремление понять и учесть особенности личности собеседника (маски вежливости, строгости, безразличия и т.д.);

формально – ролевое общение, при котором строго регламентированы

содержание и средства общения в соответствии с социальными ролями участников взаимодействия (врач – пациент, милиционер – подозреваемый);

светское общение определяется формальной вежливостью и совершается

с целью соблюдения определенных светских ритуалов (говорить что положено и как положено вне зависимости от испытываемых чувств);

духовное межличностное общение, которое необходимо для установления

неформальных отношений близких людей, характеризуется полным взаимопониманием и раскрывает глубинные структуры личности;

деловое общение, целью которого является организация и оптимизация

того или иного вида предметной деятельности (производственной, учебной, правоохранительной и т.д.), и на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника.

Компоненты культуры делового общения:

.

техника делового общения;психология делового общения;этика делового общения;

Этика делового общения это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственноэтических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий

10 стр., 4926 слов

Деловые коммуникации_Т2

... что-тоне так и т.д. Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатияи рефлексия. Идентификация (от лат.- тождественность) отражает простой эмпирический факт, ... (от греч.- сопереживание) - это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в виду не рациональное осмысление проблем ...

Презентация на тему: Нравственные принципы делового общения:

Нравственные принципы делового общения:

1.В основе делового контакта лежат, прежде всего, интересы дела, а не личные интересы и собственные амбиции.

2.Порядочность как неспособность к бесчестному поступку или поведению.

3.Доброжелательность как потребность совершать добро.

4.Уважительность, т.е. уважение человеческого достоинства клиента.

5.Разумность и целесообразность.

Формы делового общения:

1. Повседневное служебное общение:

беседы, встречи, переговоры;

прием посетителей;

совещания, собрания, заседания, конференции;

посещение организаций, учреждений;

II. Специфические формы общения в коллективе:

субординированные формы общения;

общение между коллегами.

III.Экстремальные формы служебного общения:

общение в условиях конфликтной ситуации;

IV. Специфические формы общения:

публичные контакты с журналистами, интервью;

выступления по радио, телевидению, в печати;

телефон, телетайп, радиосвязь;

деловая переписка, резолюции.

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №3.

Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров.

Этапы проведения беседы:

1)подготовка к беседе,

2)начало беседы,

3)обмен информацией,

4)аргументирование,

5)опровержение доводов собеседника,

6 стр., 2800 слов

Виды и формы делового общения

... ораторских приемов. Характеристика деловой беседы При всем многообразии форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной и чаще всего применяемой. Понятие «деловая беседа» весьма широко и ... к их решению. - деловые переговоры – основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. - деловые совещания – способ открытого коллективного ...

6)принятие решений,

7)завершение беседы.

В деловом общении особенно важно умение внимательно слушать, которое является залогом взаимопонимания, без которого деловые взаимоотношения могут и не сложиться.

Основные этические правила эффективного

слушания

умение настроить себя на волну внутренней

заинтересованности в теме деловой беседы, спора, совещания;

выделение для себя главных мыслей

говорящего (сообщающего информацию) и стремление правильно понять их;

быстрое сопоставление полученной

информации с собственной и немедленный мысленный возврат к основному содержанию сообщения, спора, беседы.

Основное правило каждого речевого общения: уметь разумно спрашивать и внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда все необходимое сказано.