Содержание
Введение
Глава 1. Практическое занятие как важнейший элемент профессиональной подготовки слушателей учебных центров ФПС
Глава 2. Особенности проведения практических занятий в учебном центре ФПС
2.1 Особенности проведения занятий на огневой полосе психологической подготовки пожарных
2.2 Особенности проведения занятий на учебно-тренировочном комплексе ПТС «Грот»»
2.2.1 Предназначение комплекса
2.2.2 Методика проведения занятий
2.3 Особенности проведения практических занятий на учебно-тренировочном комплексе «Огневой полигон ПТС «Лава»
2.3.1 Предназначение комплекса
2.3.2 Методика проведения занятий в учебно-тренировочном комплексе ПТС «Лава»
Глава 3. Эксперементальное иследование эфективности практических занятий в учебно тренировочном комплексе ПТС «Грот»
3.1 Методика исследования
3.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Введение
Актуальность. Работа пожарных подразделений осуществляется в различной обстановке: в задымленной и токсичной среде, в условиях высоких температур, угрозы взрывов и обрушений, на высотах и в подвалах, при ликвидации стихийных бедствий и катастроф. Это обусловливает определенную специфику в деятельности пожарного, связанную с систематической работой в необычной среде. А также большой эмоциональностью, обусловленной следующими особенностями их деятельности:
·непрерывным нервно-психическим напряжением, вызываемым систематической работой в необычной среде (при высокой температуре, шуме, высокой плотности дыма, повышенной влажности, ограниченной видимости ит.д.);
·постоянной угрозой жизни и здоровью (возможны обрушения горящих конструкций, взрывы паров и газов, отравление ядовитыми веществами, выделяющимися в результате горения);
·эмоциональными и стрессовыми расстройствами (вынос раненых и обожженных людей, смерть или увечье товарища по боевой работе, смерть или увечье ребенка, смерть или увечье лиц, спасти которых не представлялось возможным; выброс людей с этажей высотных зданий в результате паники и т.п.);
Психологические особенности учебного стресса студентов
... в количестве 15 человек. Предметом исследования являются психологические особенности учебного стресса у студентов. Так же мы сформулировали ... целом). Неспецифическая реакция - определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое ... свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в высшем учебном заведении - это стресс для ...
·значительными физическими нагрузками, вызванными высоким темпом работ по спасению людей и тушению пожара, разборкой конструкций зданий и сооружений, выносом материальных ценностей, прокладкой линий на значительное расстояние, подъемом рукавных линий, пожарного оборудования на высоты.
·высокой температурой окружающей среды и повышенной влажностью воздуха, в результате чего не только повышается нервно-психическое напряжение, но и нарушается водно-солевой баланс организма, его терморегуляция. Исследования показывают, что в течение 15 минут работы при температуре 50°С пожарный теряет от 1 до 2 литров влаги, а при повышении температуры тела до 40°С и более может наступить тепловой удар, сопровождающийся появлением судорог, галлюцинаций, потерей сознания;
·недостатком кислорода в атмосфере в зоне тушения пожара в результате его интенсивного расходования во время горения веществ и материалов;
·трудностями, обусловленными необходимостью проведения работ в ограниченном пространстве (в тоннелях, подземных галереях, газопроводных и кабельных коммуникациях), что затрудняет действия, нарушает привычные способы продвижения, рабочие позы: продвижение ползком, работа лежа и т.д.;
·высокой ответственностью каждого пожарного при относительной самостоятельности действий и решений по спасению жизни людей, дорогостоящего оборудования и других материальных ценностей;
·наличием неожиданных и внезапно возникающих препятствий, осложняющих выполнение боевой задачи на пожаре;
·дискомфортным состоянием из-за нахождения в боевой одежде и снаряжении. Экспериментально доказано, что резкое ухудшение показателей, характеризующих состояние организма пожарных, наступает при массе индивидуального снаряжения 18-22 кг. Через 30 минут нахождения пожарного в защитном снаряжении массой 25 кг при температуре 45°С частота сердечных сокращений составляет 170 ударов/мин, т.е. без других физических нагрузок достигает критического значения [29; с.65].
Поэтому формирование у пожарных высоких волевых и профессионально-боевых психологических качеств является одной из важнейших задач их обучения и воспитания в стенах учебных центров ФПС.
Развитие волевых и морально-психологических качеств, способности трезво мыслить в сложной обстановке, умения контролировать свои действия и управлять ими осуществляется на практических занятиях по газодымозащитной службе, пожарно-строевой и физической подготовке, на пожарно-тактических занятиях и учениях, при тренировках в теплодымокамерах и на огневых полосах психологической подготовки.
Темы учебной дисциплины и виды занятий
... 22/ 4 34/ 6- 52 / 98 Тематический план проведения практических занятий №/п № темы ПЗ Наименование темы ПЗ Кол-во ... изучить причины её возникновения. Определить основные проблемы исследований в области психологи экстремальных ситуаций. Необходимо освоить основные ... ситуаций и грамотного поведения в них в число учебных дисциплин, безусловно, позитивное изменение, обусловленное социальным заказом: ...
Наряду с этим для выработки и упрочения у личного состава особых качеств «психологической надежности», развития способности к максимальной мобилизации собственных возможностей в учебные центры ФПС приобретаются современные учебно-тренировочные комплексы.
Современные учебно-тренажёрные комплексы позволяют на практических занятиях эмитировать все перечисленные особенности труда пожарных.
Без труда можно найти литературу где разъясняются правила работы на этих комплексах их назначение и технические характеристики, однако подготовке преподавателей с учётом особенностям проведения занятий на них, должного внимания не уделено.
В связи с этим возникла необходимость обоснования методики проведения занятий на них.
Цель данной работы — разработать комплекс теоретических и практических положений, направленных на совершенствование в учебном процессе проведение практических занятий с использованием современных учебно-тренировочных комплексов ПТС «Грот» и «Лава».
Объект исследования: Психологическая устойчивость пожарных при работе в учебно-тренировочных комплексах ПТС «Грот» и «Лава».
Предмет исследования: Организация практического занятия с применением учебно-тренировочных комплексов ПТС «Грот» и «Лава» и психолого-педагогические факторы ее совершенствования.
Гипотезаисследования: Применение современных учебно-тренировочных комплексов позволяет более эффективно формировать у пожарных качества психологической надёжности и профессионального мастерства.
Методы исследования:
анализ научной литературы;
анкетирование;
психологическое тестирование;
экспертная оценка;
обратная связь;
наблюдение.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности организации практических занятий на учебно-тренировочных комплексах (УТК) в учебных заведениях МЧС;
) определить степень воздействия специальных эффектов на психическое состояние пожарных во время занятий на УТК, значимости отдельных снарядов для личного состава пожарной охраны различного срока службы, последовательность и порядок их использования, выявить значимость каждого из снарядов для психофизиологической подготовки пожарных и безопасность выполнения упражнения на них;
Формы учебных занятий с использованием активных
... астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся Объем дисциплины по учебному плану составляет – 4 ... модуля) Содержательно-логические связи Коды формируемых компетенций Коды учебных дисциплин (модулей), практик на которые опирается содержание данной учебной дисциплины (модуля) для которых ...
) проанализировать выявленные в ходе работы данные, рассмотреть возможность по использованию результатов данной работы.
Научная новизна работы заключается в следующем:
в исследовании влияния различных специальных эффектов на психику пожарного при занятии в учебно-тренировочных комплексов «ПТС «Грот» и «Лава».
—в проведёнии анализа эффективности применения учебно-тренировочных комплексов «ПТС «Грот» и «Лава» в учебном процессе учебного центра ФПС.
практическое занятие профессиональная подготовка
Глава 1. Практическое занятие как важнейший элемент профессиональной подготовки слушателей учебных центров ФПС
В учебном центре в ФПС, на каждую категорию слушателей разрабатывается рабочий учебный план. В обязательном порядке в каждой учебной дисциплине некоторое количество часов отводится на практические занятия. Практическое занятие является одним из основных видов учебных занятий проводимых в Учебных центрах ФПС и проводится с целью приобретения, отработки и закрепления слушателями практических навыков и умений.
Рассмотрим психолого-педагогическую специфику планирования, подготовки и проведения практических занятий
Методическая разработка (план занятия) создаётся на основе ранее составленного перспективно-тематического плана. В широком смысле — нужно готовиться не к конкретному занятию, а к системе занятий. Успех дела решает не эпизодическая подготовка к тому или иному занятию, а система работы преподавателя, которая включает:
регулярные занятия по преподаваемой дисциплине;
совершенствование знаний о своём предмете;
систематическое изучение актуальных вопросов педагогики, психологии, частной методики;
углубленное изучение путей тесной связи теории и практики;
ознакомление с важнейшими достижениями науки и техники;
самовоспитание.
Преподаватель должен выработать для себя систему работы, т.е. комплексное решение любого вопроса, которое осуществляется с учетом современных достижений науки и практики. Опыт передать нельзя. Его нужно изучать. Его невозможно внедрить. Его нужно спроектировать в конкретную педагогическую среду. Он создается в процессе творческого труда.
Изученный опыт на цикле (кафедре) можно использовать в качестве «строительного материала» в процессе создания своей системы работы, своего опыта.
Развитие творческих способностей учащихся через композиционную деятельность
... и эстетический опыт, накопленный человечеством. В процессе занятий изобразительным искусством у учащихся развиваются фантазия, воображение, образное мышление, способность к ... работы живописных картин. Гипотеза исследования: предполагается, что специально организованная развивающая программа будет способствовать развитию творческих способностей у детей в процессе композиционной деятельности. ...
Процесс разработки конкретного занятия представляет собой создание модели предстоящей учебно-познавательной деятельности студентов по овладению профессиональными знаниями и дидактической деятельности преподавателя по управлению этим сложным процессом. Продумывая конструкцию занятия, преподаватель, безусловно, ориентируется на свой опыт преподавания, на собственное творческое видение будущего занятия, учитывает собственные педагогические возможности. Однако, такой подход к работе не всегда приводит к устойчивым положительным результатам, т.к. не учитывается опыт коллег, науки, педагогической практики. Поэтому преподавателю необходимо при разработке занятия пользоваться существующими методическими рекомендациями построения занятия по специальной дисциплине.
Обязательно нужно учитывать подготовленность слушателей, наличие и состояние учебной, материальной и методической баз своего цикла. Современное занятие состоится только тогда, когда оно заключает в себе элементы науки, передового педагогического опыта, с одной стороны, а с другой — элементы творческой, поисковой деятельности преподавателя. Хорошее занятие — результат многолетней творческой работы преподавателя по постоянному совершенствованию его структурных компонентов, содержания, организационных форм и методов развивающего обучения.
Процесс подготовки к занятиям можно условно разбить на два этапа: перспективный, включающий подготовку к учебному году, и текущий — подготовка к изучению определенной темы учебной программы и очередному занятию. [10, с.109].
Практические занятия проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий и закрепляющий характер. Они могут проводиться не только в аудитории, но и за её пределами (работа в учебно-тренировочных комплексах, учебных башнях, тренировки на улице и т.д.).
Общие требования к современному практическому занятию кратко можно сформулировать так:
вооружать слушателей сознательными, глубокими и прочными знаниями;
формировать у них прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;
формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.
вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с технической и иной литературой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения ...
... с ТНР. Представлены выводы по результатам исследования. Предмет исследования – обучение младших школьников (учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи) письму посредством ... частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, ...
формировать у слушателей положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Эти требования условно можно поделить на четыре группы.
Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.
Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на лабораторно-практическом занятии, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.
Психологические требования. Преподаватель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер педагога проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками его требовательность в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом.
Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в аудитории или месте проведения занятия, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств [12, с.80].
Для максимальной заинтересованности обучающихся необходимо усилить мотивационный эффект при проведении практических занятий. Побудительным началом активной мыслительной и практической деятельности должно быть не принуждение к активности, а желание обучаемого решить проблему. Только в этом случае активность будет мотивированной и продуктивной. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получишь оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, станешь «крутым» профессионалом, сможешь достичь чего-либо).
Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.
Методические материалы для занятий по морально-психологической ...
... проводиться на всех этапах обучения. 1.2. Категории курсантов и слушателей, нуждающихся в повышенном внимании С точки зрения профессионально-психологической пригодности учащихся к требованиям ведомственного вуза, ... Ф. Методические материалы подготовлены в соответствии с тематическим планом занятий по морально-психологической подготовке личного состава органов, подразделений и учреждений системы МВД ...
Рассмотрим условия способствующие развитию познавательного интереса у слушателей при изучении специальных дисциплин:
развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
чем больше новый материал связан с усвоенными раньше знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у слушателя ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.
ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным [13, с.327].
При проведении практического занятия важным является привлечение возможно большего числа органов чувств учащихся: слуха, зрения, осязания, обоняния. Многоканальность поступления информации обеспечивает лучшую активность мозга, более прочное запоминание. Необходимо также учитывать, что ученики имеют свои индивидуальные доминирующие каналы восприятия: чаще информация усваивается через орган зрения (визуальный канал), реже в восприятии доминирует слух (аудиальный канал), у некоторых преобладает кинестетический канал восприятия (через осязание, манипулирование с предметами).
Именно поэтому новые термины нужно не только внятно произносить, но и записывать в тетради.
Не следует забывать о психологической атмосфере практического занятия: необходимости поддержания позитивной психологической атмосферы, выбора демократического стиля педагогического взаимодействия.
При изучении каждой новой темы, необходимо проанализировать её специфику, и выбрать необходимый вид обучения.
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и самостоятельные занятия, подразделяются на фронтальные, групповые и индивидуальные.
При фронтальном обучении преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью всей группы (подгруппы), работающего над единой задачей. Данную форму можно использовать, когда количество элементов темы (например, карбюраторы) в лаборатории достаточно, чтобы оснастить ими каждого. Преподаватель организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Результативность занятия повышается, если преподавателю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность студентов. Однако фронтальная работа не учитывает их индивидуальных различий, она ориентирована на среднего ученика. Поэтому одни учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие изнывают от скуки [14, с.23].
Семинарское занятие №3 Обучение и воспитание детей с нарушениями речи Вопросы
... 2 - х томах. / Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1997. Семинарское занятие №2 Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха. Классификация нарушений слуха у детей. Психолого-педагогическая ... М., 1968. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. М., 1988. Семинарское занятие № 1 Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. Вопросы Основные формы нарушений зрения у ...
При групповых формах обучения преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые.
Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперировано — групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно — групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и одним уровнем сформированности учебных умений и навыков.
К групповым формам относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп преподаватель руководит как непосредственно, так и опосредованно, через своих помощников — звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся. Данная форма наиболее распространена на занятиях по «автомобилям», так как обеспечивает полную и соответствующую оснащению лаборатории занятость студентов. К тому же бригадная форма позволяет внедрить принцип всестороннего обучения, когда учащийся может изучать тему не только по учебнику и словам преподавателя, а и по опыту других студентов, с которыми он работает в бригаде.
Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное преподавателем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки (например, точек смазки двигателя).
Если преподаватель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, такую форму обучения называют индивидуально-групповой [16, с.90].
Рассмотренные организационные формы обучения являются общими: они применяются как самостоятельные и как элементы практических занятий.
Коллективная работа, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:
класс осознает коллективную ответственность за данное преподавателем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку,
организация выполнения задания осуществляется классом и отдельными группами под руководством преподавателя,
Занятие 13. Тема: Рефлексотерапия. Цель: Освоить методику точечного самомассажа
... психотерапия групповой тренинг специальная подготовка и спецобучение ЗАНЯТИЕ 15. Тема: Аутогенная тренировка. Аутогенная (буквально-«самородная») тренировка - система приемов саморегуляции, направленных на различные ... содержания и условий деятельности: рационализация трудового процесса совершенствование орудий труда рационализация рабочего места и рабочей позы рациональное чередование трудовых ...
действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого слушателя и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности,
есть взаимный контроль и ответственность каждого перед группой.
Выводы:
1.Практические занятия является неотемлемой часть учебного процесса организуемого в учебном центре ФПС, на их долю приходится большая часть времени обучающихся.
2.Важность практических занятий и ответственность за качество их проведение требуют от преподавателей высокого профессионализма к подготовке к занятиям и их проведению.
Глава 2. Особенности проведения практических занятий в учебном центре ФПС
Рассмотрим особенности проведения конкретных практических занятий на цикле специальных дисциплин Учебного центра ФПС.
Специальные дисциплины — это основополагающие дисциплины специальности, именно на них происходит становление слушателя как будущего специалиста МЧС. По этой причине подготовка к занятиям по таким дисциплинам имеет ряд особенностей.
2.1 Особенности проведения занятий на огневой полосе психологической подготовки пожарных
Психологические полосы представляют собой комплексы, состоящие из различных объектов, препятствий и учебно-служебных ситуаций, связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью практически решать сложные задачи в процессе выполнения отдельных профессиональных действий. В ходе регулярных занятий на психологической полосе у обучаемых формируются следующие качества:
·Эмоционально-волевая устойчивость, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, ловкость, готовность к неожиданностям, выносливость, находчивость, расчетливость;
·Устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам;
·Быстрота мышления, ориентировки и реакции на изменения обстановки на боевых позициях и участках тушения пожара;
·Профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т.д.
Практическим занятиям предшествует теоретическое изучение снарядов огневой полосы, приемов и способов их преодоления, вопросов охраны труда. Перечисленные темы изучаются в специальных классах, оборудованных схемами огневой полосы психологической подготовки личного состава. Теоретические занятия проводятся накануне практической тренировки на огневой психологической полосе.
Перед каждым практическим занятием приказом определяют последовательность время проведения занятий с подразделениями, назначают руководителей занятий, ответственных за правила охраны труда.
Практические занятия на огневой полосе при воздействии на личный состав огня и дыма проводятся в присутствии медицинского работника, способного оказать квалифицированную помощь, а также пожарного расчета со стволом и рукавной линией, проложенной от пожарной автоцистерны, заправленной раствором пенообразователи.
Основным методом обучения на огневой полосе должен быть практический показ с кратким объяснением руководителя занятия, поэтому перед практической отработкой вопроса следует с помощью опытных пожарных показать приемы и способы преодоления каждого снаряда. В начале следует остановиться на способах быстрого преодоления зоны воздействия огня и дыма и отработать преодоление полосы каждым пожарным без воздействия огня и дыма. И убедившись в том, что личный состав усвоил приемы и способы преодоления всех снарядов, работает на этапах уверенно и хладнокровно, руководитель занятий должен перейти к преодолению полосы с воздействием огня и дыма.
Сначала занятий полоса преодолевается каждым индивидуально по команде руководителя. В дальнейшем группа обучаемых разбивается на 2 подгруппы: первая выполняет упражнение, а вторая обеспечивает их (вводит в действие средства имитации, обеспечивает безопасность, ведет наблюдение за обучением), потом они меняются.
Качество выполнения действий каждым пожарным оценивается, как время прохождения полосы фиксируется, действия подвергаются разбору, при групповом обучении через полосу пропускается весь состав группы слушателей.
Предварительное ознакомление с полосой проводится лишь для новичков. В дальнейшем же при каждом упражнении полоса сразу проходится целиком в максимальном темпе на время. Руководитель должен обеспечить максимальные изменения и усложнения условий при повторных упражнениях с помощью следующих приемов:
. Применяя средства имитации (звуки, ветер, дождь, огонь, яркий свет, дым, газы и запахи) изолированно и в комплексе;
. Изменяя положение и концентрацию объектов на отдельных участках полосы (заборы, мишени, небольшие эстакады, качающиеся мостики, ящики, огневые барьеры и пр.);
. Ставя дополнительные учебные задачи: на простое прохождение, прокладку рукавных линий, оказание помощи пострадавшему по пути движения, вынос из огня пострадавшего товарища, имущества (с прохождением части или всей полосы);
. Выбирая сложные погодные условия и время суток (дождливая и ветреная погода, метель, мороз, темнота);
. Давая задание на многократное (двойное, тройное и более) прохождение полосы без отдыха, в обратном порядке, в различных средствах защиты.
При всей полезности психологических полос есть определенные трудности и недостатки их использования. Это большой расход средств имитации, ограниченность и стандартность условий обстановки (всякий учебный прием теряет свое значение для психологической подготовки, если утрачивает свою новизну, воспринимается обучаемыми как старый, освоенный, не ставящий перед ними особенных задач).
Поэтому необходимо изыскивать другие виды занятий для практического формирования психологической подготовленности.
Это могут быть занятия по воспитанию эмоционально волевых качеств.
К числу эмоционально-волевых упражнений, применимых для психологической подготовки пожарных, относятся прыжки на землю (песок, опилки) с высоты 2, 3, 4 м; прыжки в воду с разной высоты; прыжки в длину через глубокие ямы 2; 2,5; 3; 3,5 м; передвижение по бревну (дополнительно — качающемуся), укрепленному на высоте 2-3 м над водой (ямой с опилками); лазанье по вертикальному канату и лестницам высотой 12, 15 м; прыжки через оконный проем, расположенный на высоте 1 м; прыжки с шестом или с использованием каната через водную преграду или широкую яму (4-6 м) лазание на мачты, шесты и др.; лазание по горизонтальному канату длиной 10, 15, 25 м, протянутому над водой (ямой с опилками поролоном) на высоте 4-6 м; плавание в одежде и др.
Устройства представляют собой деревянные или металлические конструкции. Возможно их совмещение с некоторыми устройствами огневой полосы: могут быть пристроены бревна на разной высоте, на вершине укреплены маленькие площадки для прыжков.
Безопасность обеспечивается рядом профилактических мер:
oИсключение упражнений, которые могут привести к нежелательным последствиям;
oНепрерывный контроль выполнения упражнений повышенного риска и опасности;
oПостроение занятий таким образом, чтобы в любой момент, когда степень риска и опасности превысит предусмотренную учебным планом, можно было немедленно прекратить выполнение упражнения обучаемым;
oВыделение лиц, ответственных за контроль на каждом этапе выполняемого упражнения и введение в действие мер безопасности, обеспечение занятия специальными средствами безопасности, находящимися в готовности к применению (огнетушители, вода, стволы, кошмы, медицинские аптечки, страховочные веревки и т.п.);
oЛичная проверка руководителем готовности места проведения занятий с точки зрения правил охраны труда;
oДопуск к руководству занятиями по психологической подготовке только командиров, хорошо подготовленных методически и уверенно применяющих правила охраны труда.
2.2 Особенности проведения занятий на учебно-тренировочном комплексе ПТС «Грот»»
2.2.1 Предназначение комплекса
Учебно-тренировочный комплекс ПТС «Грот» предназначен для практической подготовки пожарных и спасателей к работе в непригодной для дыхания среде с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (далее СИЗОД) в условиях максимально приближенных к реальной обстановке на пожаре, а также при возникновении другой чрезвычайной ситуации.
Учебно-тренировочный комплекс обеспечивает:
выработку навыков работы тренирующихся в специальных защитных костюмах с применением СИЗОД;
выработку физических навыков и навыков работы в условиях повышенной температуры;
отработку приемов поиска людей в задымленной зоне и вынос «пострадавших» одним или двумя пожарными;
моделирование разнообразных факторов аварийных ситуаций;
обеспечение полного контроля учебного процесса оператором;
автоматическую блокировку систем, моделирующих различные нештатные ситуации;
видеозапись процесса тренировок, сохранение ее в базе данных для последующего анализа;
применение экологически чистых веществ, в процессе тренировки;
многоступенчатую автоматическую систему безопасности.
В состав комплекса входят следующие помещения:
·Дымокамера;
·Отсек руководителя тренировок (пультовой отсек);
·Тренажерный отсек, совмещенный с теплокамерой.
Учитывая предназначение комплекса наиболее целесообразным будет его применение для проведения практических занятий по дисциплине «Газодымозащитная служба» (далее ГДЗС).
Темы занятий: «Тренировка газодымозащитников в теплодымокамере», «Организация звена ГДЗС, его состав. Оснащение звена ГДЗС. Ведение разведки звеном ГДЗС в различных условиях».
2.2.2 Методика проведения занятий
В зависимости от категории обучаемых, количества часов выделенных на практические занятия по ГДЗС возможны варианты проведения занятий.
Первый вариант. Проведение двух разных занятий поочерёдно в теплокамере, а затем в дымокамере. Применять этот варианта рекомендуется у категории слушателей: «Профессиональная подготовка пожарных».
Занятие проводят два преподавателя, один из которых является руководителем занятия, второй оператором комплекса. Для помощи привлекается старший мастер ГДЗС.
Второй вариант. Проведение одновременного занятия в теплокамере и дымокамере. Применяется у следующих категорий:
профессиональной переподготовки помощников начальника караула;
профессиональной переподготовки командиров отделений;
профессиональной переподготовки лиц среднего начальствующего состава, с углубленным изучением пожаротушения»;
При планирования занятия по второму варианту в помощь преподавателю рекомендуется привлекать начальника дежурного караула учебной пожарной части.
Для каждой тренировки руководитель занятия определяет задачи и подбирает соответствующие упражнения и нормативы
Комплекс упражнений определяется также с учетом рекомендуемых при выполнении упражнений и нормативов значений ЧСС.
В случае, когда табличные значения ЧСС (в зависимости от степени тяжести работы) превышают рекомендуемые, то это упражнение или задачу рекомендуется исключить из тренировки.
При подборе комплекса упражнений необходимо учитывать:
общее количество кислорода, расходуемого на одной тренировке, не должно превышать 100 литров;
если в подразделении на вооружении стоят дыхательные аппараты со сжатым воздухом, то комплекс упражнений для тренировки подбирается не менее чем на 30 мин. тренировки, но не более времени защитного действия дыхательного аппарата.
Расчет потребления кислорода (воздуха), требуемого для обеспечения тренировок, проводится с учетом технических характеристик каждого типа изолирующего дыхательного аппарата.
Расчет производится по формуле:
общ = t Qупр + t Qотдых, л, где
общ — общее количество кислорода (воздуха), израсходованного на отработку упражнений (нормативов);
t — время;упр — расход кислорода (воздуха) при выполнении конкретного упражнения (норматива);отдых — расход кислорода (воздуха) во время отдыха.
Работа в изолирующих дыхательных аппаратах по степени тяжести подразделяется на 4 группы: легкая, средняя, тяжелая и очень тяжелая.
Руководитель занятия должен знать зависимость частоты сердечных сокращений (ЧСС) и потребление кислорода (воздуха) от степени тяжести работы.
Расход кислорода (воздуха) во время отдыха между отработкой упражнений рассчитывается по величине постоянной подачи кислорода (воздуха) (для дыхательных аппаратов со сжатым воздухом принимается равным 30 л/мин.), с учетом времени, необходимого для сбора ПТВ. После выполнения упражнений с нагрузкой равной работе со степенью тяжести «легкая» время на отдых можно не учитывать.
Перед началом тренировки руководитель занятия объявляет газодымозащитникам тему и цель занятия, проводит инструктаж по правилам охраны труда и обеспечивает заполнение Журнала инструктажей по охране труда.
Во время тренировки руководитель занятия контролирует правильность и последовательность выполнения упражнений, контролирует соблюдение требований правил охраны труда, психофизиологическое состояние газодымозащитников, следит за частотой сердечных сокращений (далее ЧСС).
Подбор упражнений
Комплекс упражнений для разминки
Подбирается отдельно на каждое занятие исходя из условий тренировки и отрабатываемых упражнений и задач.
Комплекс упражнений, отрабатываемых на разминке, проводится без включения в изолирующий дыхательный аппарат.
Время, отводимое на разминку, следует принимать для разминочного бега и ходьбы — 3 минуты, общеразвивающих упражнений — 7 мин.
После выполнения упражнений на воздухе газодымозащитники отдыхают в теплокамере 5 минут.
К дальнейшей тренировке в теплокамере допускаются лица, у которых показатель ЧСС не превышает 100 уд/мин.
Тренировка в теплокамере
Обязательное условие тренировки в теплокамере — строгое соблюдение периодичности и последовательности выполнения упражнений. Это позволяет быстрее достичь газодымозащитникам необходимого уровня тепловой адаптации.
Продолжительность выполнения упражнения на каждом тренажере выбирается с учетом подготовленности газодымозащитников.
Тренажер «Вертикальный эргометр» («Ударный молот»)
При тренировке в этом тренажере поднимается и опускается груз 25 кг., канатом на роликах.
Применяется, чтобы контролировать общее физическое развитие газодымозащитника. Условия выполнения упражнений приведены в табл.3
Управление уровнем задаваемых нагрузок ведется оператором с пульта управления. После выполнения заданной программы тренажер автоматически блокируется. Темп — 15 подъемов в минуту.
Тренажер «Беговая дорожка»
Тренажер «Беговая дорожка» управляется с пульта управления. Предусмотрена возможность переключать скорость и изменять угол наклона. Скорость варьируется от 1,0 до 40 км/ч, высота угла подъема до 10°. Применяется, чтобы оценить выносливость газодымозащитника. Условия выполнения упражнения приведены в табл.4.
Управление и задача необходимых нагрузок ведется оператором с пульта управления. После выполнения заданной программы тренажер автоматически блокируется.
Во время выполнения упражнения газодымозащитник может заблокировать работу тренажера нажатием на кнопку «Аварийный стоп», расположенную на поручне тренажера.
Тренажер «Степ — тест»
Применяется, чтобы оценить выносливость газодымозащитника. Условия выполнения упражнений.
Во время выполнения упражнения газодымозащитник может заблокировать работу тренажера нажатием на кнопку «Аварийный стоп», расположенную на правой стороне тренажера.
Переход от одного тренажера к другому разрешается после отдыха в течении 3-5 мин. и восстановления ЧСС до исходного значения.
Газодымозащитник, у которого в течение 2-3 тренировок подряд ЧСС превышает 170 уд/мин., а индекс степ-теста оценивается как «плохой», должен направляться на внеочередное медицинское освидетельствование.
После выполнения упражнений в теплокамере газодымозащитники отдыхают, выключившись из изолирующих дыхательных аппаратов, до установления ЧСС 100 уд/мин. Если за время отдыха пульс до указанной частоты у газодымозащитников не восстановится, к дальнейшей тренировке они не допускаются.
Тренировка в дымокамере
Руководитель занятия при организации тренировки определяет задачи и выбирает маршруты, при прохождении которых будут решаться учебно-тренировочные задачи. Он также моделирует ситуации, включая в них элементы опасности и риска, предусматривает в таких условиях выполнение продолжительных и максимальных по сложности и трудности физических нагрузок, которые позволили бы газодымозащитникам достичь высокого напряжения сил, умственных способностей, проявить волевые качества.
Маршруты прохождения лабиринтов задаются оператором с пульта управления. Руководитель занятия должен в совершенстве знать планировку лабиринта.
Состав должностных лиц, привлекаемых к обеспечению тренировки:
Первый преподаватель — руководитель занятия;
Второй преподаватель, он же оператор тренировочного комплекса (имеющий соответствующий допуск);
медицинский работник (имеющий соответствующий допуск).
Правила охраны труда при проведении занятия
в комплексе ПТС «Грот»
Руководитель занятий и личный состав обязаны строго соблюдать требования Наставления по газодымозащитной службе и Правил по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России.
Руководитель занятий несет ответственность за обеспечение мер безопасности при работе личного состава в СИЗОД.
.Перед началом тренировки преподаватель проверяет работоспособность всего комплекса. Запрещается пользоваться неисправными имитационными средствами, тренажерами, другими электротехническими средствами для проведения тренировок, а также нарушать правила их применения.
2.К тренировке на комплексе допускаются лица, прошедшие соответствующий инструктаж по охране труда, о чем делается запись в соответствующем журнале.
.Тренировочные занятия проводятся под контролем медицинского работника.
.Для обеспечения контроля за работой звеньев (отделений) ГДЗС у места входа в зону с непригодной для дыхания средой на каждое звено выставляется пост безопасности. Место расположения поста безопасности определяется руководителем занятий в непосредственной близости от места входа звена (отделения) ГДЗС в непригодную для дыхания среду (на свежем воздухе).
.На посту безопасности необходимо вести учет работы звена в «Журнале учета работающих звеньев ГДЗС», где фиксируется состав звена, давление кислорода (воздуха) в баллонах СИЗОД, время включения и выключения, передаваемая звеном (звену) информация и распоряжения.
.Очередное звено ГДЗС является резервным, оно предназначено для оказания при необходимости помощи работающему звену.
.Тренировка личного состава в теплодымокамере должна быть прекращена, если:
—имеются жалобы тренирующихся на плохое самочувствие (срыв дыхания, судороги, головокружение);
—после выполнения нескольких упражнений частота сердечных сокращений (ЧСС) превышает 160 уд/ мин. и не становится ниже этого предела в течение 3-5 минут отдыха.
8.В дымокамере (лабиринте) тренирующиеся передвигаются колонной по одному.
9.Звено (отделение) ГДЗС должно передвигаться в задымленной зоне кратчайшим путем. Если планировка неизвестна, то чтобы не потерять ориентир и лучше запомнить пройденный путь, необходимо, следуя вдоль ограждения, касаться ее локтем или рукой.
.Продвигаться и работать необходимо всем вместе, постоянно поддерживать друг с другом связь, особенно внимательно следить за расходом кислорода (воздуха) в баллонах. Контроль осуществляется по показанию манометра того тренирующегося, у которого запас кислорода (воздуха) в СИЗОД на момент ухода с поста безопасности был наименьшим.
.Если при движении к месту работы тренируемые касались ограждений правой рукой, то при возвращении назад они должны касаться ограждений левой рукой.
.Для оказания первой медицинской помощи в случае получения тренируемыми теплового удара, травм или при появлении у них стрессового перенапряжения применяется следующее оборудование:
—«Набор изделий для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим на пожаре» НИЭМП-01.2;
—аптечка, со следующим набором медикаментов: ацизол (антидот оксида углерода), анальгетики (50 % -й раствор аналигина — 2,0 мл, фентанила — 1 флакон), настойка йодная (5 % -я), марганцевокислый калий в кристаллах, борная кислота, настойка валерианы, валидол, нашатырный спирт.
2.3 Особенности проведения практических занятий на учебно-тренировочном комплексе «Огневой полигон ПТС «Лава»
2.3.1 Предназначение комплекса
Комплекс предназначен для практической подготовки газодымозащитников (спасателей) к работе в непригодной для дыхания среде, при огневых воздействиях, повышенной влажности и непредвиденных обстоятельствах, с применением средств индивидуальной защиты (СИЗ), т.е. в условиях, имитирующих обстановку на пожаре или при возникновении другой чрезвычайной ситуации.
Комплекс обеспечивает:
высокий уровень профессиональной и психологической подготовки тренирующихся без риска ущерба их здоровью и загрязнения окружающей среды;
начальную и боевую подготовки пожарных и спасателей;
выработку навыков работы тренирующихся в специальных защитных костюмах с применением СИЗОД;
выработку физических навыков и тепловой адаптации тренируемых в условиях повышенной температуры;
приобретение навыков слаженной работы в составе пожарного расчета или дежурной смены;
тушение условного пожара с подачей огнетушащего вещества от автоцистерны, внутреннего пожарного крана или иного источника;
моделирование различных сценариев тренировки с применением одного или нескольких огневых тренажеров;
полный контроль учебного процесса оператором;
полный контроль параметров газо-воздушной среды тренировочных помещений комплекса;
автоматическую блокировку систем, моделирующих различные нештатные ситуации;
видеозапись процесса тренировок, сохранение ее в базе данных для последующего анализа;
многоступенчатую автоматическую систему безопасности.
Комплекс выполнен на базе контейнера. В состав комплекса входят следующие помещения:
тренировочное помещение «Промышленный участок»;
тренировочное помещение «Жилая зона»;
пультовая (помещение руководителя занятий);
техническое помещение №1;
техническое помещение №2.
Учитывая предназначение комплекса наиболее целесообразным будет его применение для проведения практических занятий по дисциплине «Газодымозащитная служба» или «Пожарная тактика» Темы занятий: «Тренировка газодымозащитников в теплодымокамере», «Организация звена ГДЗС, его состав. Оснащение звена ГДЗС. Ведение разведки звеном ГДЗС в различных условиях».
2.3.2 Методика проведения занятий в учебно-тренировочном комплексе ПТС «Лава»
Состав должностных лиц проводящих практическое занятие, подготовка к занятию, вводная часть занятия, могут проводится согласно «Методике проведения занятий в учебно-тренировочном комплексе ПТС «Грот» (раздел 2.3.2).
Однако проведение практического занятия в комплексе «Лава» имеет ряд особенностей.
Продолжительность каждой тренировки на огневом полигоне должна быть не более двух часов:
подготовительная часть 10-15 мин.
основная часть 60-70 мин.
заключительная часть не менее 60 минут, из них 45 мин. на проведение проверки изолирующего дыхательного аппарата.
Все тренировки следует начинать, как правило, с проверки знаний теоретического материала, требований безопасности и правил выполнения упражнений.
Во время занятий необходимо тщательно следить за соблюдением требований безопасности, самочувствием обучаемых и принимать, при необходимости, экстренные меры по оказанию помощи.
Решение учебных задач и отработку упражнений надо проводить в строгой последовательности, переходя от легких и простых к более трудным и сложным с постепенным увеличением физических нагрузок.
Инструкция по мерам безопасности при проведении занятия
Во время работы комплекса запрещено отключать внешний источник питания. В случае отключения внешнего источника питания во время работы комплекса на щите электропитания погаснет световой индикатор «ВВОД ПИТАНИЯ», источник бесперебойного питания подаст звуковой сигнал.
Резервный источник питания обеспечит бесперебойное питание оборудования пульта управления и работоспособность технических средств огневых тренажеров в течение 5 минут после отключения внешнего источника питания. В течение этого времени необходимо завершить работу комплекса. После чего найти и устранить причину сбоя.
Если сбой в подаче электропитания произошел во время проведения тренировки, необходимо прервать тренировку, выключить комплекс, найти и устранить причину сбоя.
Комплекс оборудован системой аварийной остановки тренировки, которая диагностирует состояние оборудования комплекса и параметры газо-воздушной среды тренировочных помещений и мест вероятной утечки газа. При отклонении параметров комплекса от безопасных она срабатывает и происходит отключение подачи газа к тренажерам, отключение задымления тренировочных помещений, включается аварийное освещение и вентиляция.
В случае возникновения нештатных ситуаций необходимо активировать систему аварийной остановки тренировки нажатием на кнопочный пост аварийной блокировки.
Руководитель занятий несет ответственность за обеспечение мер безопасности при работе газодымозащитников в изолирующих дыхательных аппаратах. Он обязан изучить места проведения тренировок, проверить исправность используемых средств и устройств, организовать изучение мер безопасности с газодымозащитниками.
К тренировке допускаются газодымозащитники, прошедшие соответствующий инструктаж по охране труда, о чем делается запись в журнале инструктажей по охране труда.
Многие приемы и способы, используемые в процессе проведения занятий на огневом полигоне с обучаемыми, небезопасны. Однако речь идет не о полном ограждении пожарных от трудностей и опасностей, а о необходимости научить их умело преодолевать эти трудности в обстановке приближенной к реальной, исключив при этом возможность несчастных случаев. Необходимые меры по технике безопасности не должны превращаться в перестраховку, мешать постоянному совершенствованию подготовки обучаемых, формированию готовности правильно и смело действовать в сложной ситуации.
Ответственность за обеспечение техники безопасности личного состава в период занятий на огневом комплексе возлагается на руководителя занятий.
Во всех случаях при проведении занятий на огневом полигоне руководитель занятий назначает ответственного за технику безопасности из лиц начальствующего состава.
Все виды тренировок выполняются в боевой одежде пожарного (БОП) и снаряжении, а в отдельных случаях в теплоотражательных (теплозащитных) костюмах (ТОК, ТК).
Для быстрого оповещения людей об опасности руководителем занятий устанавливается единый сигнал.
Территория на которой установлен огневой полигон должна быть ограждена. Запрещается допуск посторонних лиц на территорию без сопровождения работников пожарной охраны.
Для контроля за обстановкой во время тренировки следует выставлять посты безопасности (звено ГДЗС, пожарный со стволом), резервная рукавная линия должна быть заполнена водой под рабочим давлением.
При преодолении маршрута движения в огневом полигоне каждый обучаемый должен следить за впереди идущим товарищем и не терять его из вида.
Перед началом занятий руководитель обязан убедиться в работоспособности всех элементов полигона и срабатывании аварийных систем.
Проведение занятий на огневом полигоне в ночное время запрещается.
Занятия на огневом полигоне проводятся при обязательном присутствии медицинского работника.
Управление системами полигона, проводится оператором, прошедшим соответствующее обучение и имеющим соответствующие допуски.
Для оказания первой медицинской помощи в случае получения пожарными травм или при появлении у них стрессового перенапряжения необходимы аптечки.
В случае отравления обучаемых продуктами горения или при получении теплового удара необходимо вызвать скорую медицинскую помощь, а до ее прибытия оказать доврачебную помощь.
запрещается проведение занятий на огневом полигоне в ночное время;
к управлению системами полигона допускаются подготовленные и имеющие соответствующие допуски люди.
Выводы:
1.Изучение тактико-технических характеристик комплексов и строгое соблюдение правил охраны труда позволяет грамотно спланировать занятие и избежать несчастных случаев при проведении занятий.
2.Проведение практических занятий способствует не только активному обучению слушателей, но и воспитанию.
.Практические занятия в УТК «Грот» и «Лава» предназначены для формирование у пожарных высоких волевых и профессионально-боевых психологических качеств является одной из важнейших задач их обучения и воспитания в стенах учебных центров ФПС.
Глава 3. Эксперементальное иследование эфективности практических занятий в учебно тренировочном комплексе ПТС «Грот»
3.1 Методика исследования
Испытуемые
В данном исследовании участвовали сотрудники «1-го отряда ФПС ГУ МЧС России по Нижегородской области», деятельность которых связана с ликвидацией пожаров, сохранением жизни и имущества граждан. В исследовании принимали участие 18 человек (мужчин) в возрасте от 20 до 33 лет.
Методы исследования
1.Анкетирование.
2.Экспертная оценка.
.Обратная связь.
.Наблюдение.
Анкетирование
Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету.
Всем испытуемым после практического занятия в УТК «Грот» было предложено ответить на следующие вопросы:
.Какой опыт получили Вы вовремя занятия в УТК «Грот»:
а) Считаю, что приобрёл новый опыт работы в НДС с применением СИЗОД.
б) Опыт работы полученный мной на занятиях в УТК крайне мал.
в) Считаю, что на занятии не научился ничему новому.
.При работе в УТК «Грот» оцените степень воздействия на психику пожарного следующих эффектов: (в баллах):
1 2 3 4 5 (1-не было воздействия, 2-слабое, 3-среднее, 4-выше среднего, 5 — сильное воздействие).
звуковых
световых
дымовых
3.Оцените степень сложности лабиринта в УТК «Грот» (в баллах).
1 2 3 4 5 (1-очень простой, 5 — очень сложный).
4.Оцените тяжесть работы с манекеном в УТК «Грот».
1 2 3 4 5 (1-очень легкая работа, 5 — очень тяжелая работа).
5.Что нового Вы получили (узнали) после занятий в УТК «Грот»?
Экспертная оценка
В качестве эксперта был приглашен Начальник службы пожаротушения 1 — ОФПС, подполковник внутренней службы Тузов Андрей Павлович. Эксперту было предложено оценить каждого из сотрудников по уровню развития у него психологических качеств, способностей к выполнению поставленных задач, знаниям и навыкам применения СИЗОД.
Психологические качества:
смелость;
способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях;
уверенность в себе;
способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации, при отсутствии времени на ее осмысление;
способность объективно оценивать свои силы и возможности;
способность к длительному сохранению высокой активности;
умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач;
уравновешенность, самообладание при конфликтах;
способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми;
способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие;
способность найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника;
склонность к риску.
Способности к выполнению поставленных задач: правильность понимания и выполнения данного руководителем задания, его скорость выполнения, умение самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке и принимать грамотные решения, соблюдая правил охраны труда и техники безопасности.
Знания и навыки применения СИЗОД
Знания:
основные положения тушения пожаров и работы в непригодной для дыхания среде, требования руководящих документов по ГДЗС.
устройство и правила эксплуатации средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД);
функциональные обязанности должностных лиц ГДЗС дежурного караула;
требования безопасности при работе в СИЗОД;
требование правил по охране труда при тушении пожаров.
Умения:
применять СИЗОД при тушении пожаров и ликвидации аварий;
производить проверки СИЗОД и пользоваться ими, определять и устранять простейшие неисправности аппаратов;
производить расчёты кислорода (воздуха) и времени работы в противогазах и дыхательных аппаратах.
Данные критерии развития профессиональных качеств, проверялись при работе на пожаре, выполнении аварийно-спасательных работ, при отработке нормативов по ГДЗС, при проведении практических занятий по ГДЗС, а также методом анкетирования и тестирования в учебном классе.
Для их оценки были предложены следующие уровни:
очень низкий уровень;
низкий;
средний;
выше среднего;
высокий;
очень высокий.
Для корреляции полученных результатов было проведено тестирование испытуемых по методу Вандерлика.
Данная методика используется для определения интегрального показателя «общего уровня интеллектуального развития и способности к обучению». При этом под обучением понимают «познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сходных форм деятельности».
Тест Вандерлика предназначен для профессионального отбора лиц с высокой обучаемостью, у которых быстро формируются специальные навыки и умения, пластично осуществляется внутренняя перестройка стереотипа действий при изменении и усложнении условий деятельности.
Кроме того в структуру теста включены такие компоненты интеллектуального развития, как:
способность к обобщению и анализу информации;
пространственное мышление;
математические способности;
грамотность, лингвистические способности;
выбор оптимальной стратегии, ориентировка;
скорость и точность восприятия;
опора на существенные признаки;
гибкость мышления.
В качестве опорных критериев оценки были взяты виды деятельности и должности, в которых мыслительная деятельность не является основной.
Полученный интегральный показатель сравнивался со следующим уровнем интеллекта:
очень низкий уровень;
низкий;
ниже среднего;
средний;
выше среднего;
высокий;
очень высокий.
Обратная связь
Обратная связь — понятие, пришедшее в психологию из кибернетики. Трактуется как знаковые сообщения, вырабатываемые объектом взаимодействия в ответ на воздействия субъекта взаимодействия, получаемые последним и используемые им для корректировки дальнейшего взаимодействия с объектом.
Сотрудникам было предложено в свободной форме написать, что нового они узнали (какие новые навыки приобрели) после занятий в учебно-тренировочных комплексах.
Наблюдение
Наблюдение — один из основных, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.
Главными особенностями метода наблюдения являются: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
3.2 Анализ результатов исследования
Результаты анкетирования показали:
1.Большая часть опрошенных считают, что на занятии ими был получен новый опыт работы в экстремальных ситуациях;
2.Наибольшее угнетающее воздействие на психику пожарных оказывает воздействие дыма, наименьшее воздействие имеют световые эффекты;
.Эффективность занятий напрямую зависит от выбранного маршрута, основная часть опрошенных считает маршрут движения — сложным и очень сложным;
.Усложнение занятия путём введения задания по переноске пострадавшего оценивается как работа очень тяжёлой степени тяжести;
.Основными новыми навыками и знаниями полученными слушателями после занятий в УТК «Грот» являются:
—навык работы в экстремальной, психологически сложной обстановке;
—получен опыт работы в замкнутом пространстве;
навык работы с «пострадавшим»;
навык слаженной работы в звене;
навык работы в СИЗОД в непригодной для дыхания среде;
получен опыт ориентации в узких и низких пространствах;
умение регулировать своё психическое состояние в условиях воздействия, дыма, звука, света;
получен опыт работы в СИЗОД при выполнении физических нагрузок и тепловом воздействии.
Данные результаты должны учитываться при составлении методических пособий при проведении занятий в УТК «Грот».
Экспертная оценка
Эксперт исследования, Начальник службы пожаротушения 1 — ОФПС, подполковник внутренней службы Тузов Андрей Павлович, оценил работу участвовавших в исследовании сотрудников: «Считаю, что сотрудники прошедшие тренировки в учебно-тренировочных комплексах, более уверенно и грамотно выполняют поставленные перед ними задачи, при работе на пожарах, проведении аварийно-спасательных работ, тренировках в ТДК и на полосах психологической подготовки».
C помощью корреляционного анализа исследовалась зависимость между степенью развития профессионально-важных качеств и показателями, характеризующими уровень интеллектуального развития испытуемых.
Характеризующую степень линейной зависимости между переменными получили с помощью коэффициента корреляции Пирсона:
(1.1)
где: M обозначает математическое ожидание, x — коэфиценты значений профессионально-важных качеств, y — показатели, характеризующие уровень интеллектуального развития испытуемых.
Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Значимые корреляционные связи
Способность к обобщению и анализу информацииПространственное мышлениеУстойчивость мыслительной деятельностиГибкость мыслительных процессовВниманиеПсихологические качества0,320,160,360,290,26Способности к выполнению поставленных задач0,640,550,720,510,63Знания и навыки работы в СИЗОД 0,580,380,510,490,76
Анализ результатов, представленных в таблице 1, позволяет сделать следующие выводы. Корреляционный анализ показал, что степень выраженности профессионально — важных качеств пожарного (их психологические качества, способность к выполнению поставленных задач, знания и навыки работы в СИЗОД) испытуемых прямо и сильно коррелирует с их уровнем интеллектуального развития (способности к обобщению и анализу информации, пространственным мышлением, устойчивостью мыслительной деятельности, гибкостью мыслительных процессов, развитием внимания).
Чем выше степень интеллектуального развития пожарного, тем более выражены у него профессионально-важные качества. Менее выражена зависимость психологических качеств испытуемых от их интеллектуального развития.
Обратная связь от испытуемых дала следующие результаты:
.Большинство испытуемых (87%) считают проведённые занятия полезными для себя, полагают, что приобрели опыт работы в замкнутом пространстве, стеснённых условиях, навык слаженной работы в звене; умение регулировать своё психическое состояние в экстремальных условиях.
2.При занятии в теплокамере 66% испытуемых указали на достаточное физическое и слабое тепловое воздействие на газодымозащитника.
.73% опрошенных указывают на недостаточное количество учебных часов, выделяемых на проведение подобных практических занятий.
В свою очередь считаю, что полученные результаты требует обсуждения и внесения поправок в рабочую учебную программу по дисциплине «Газодымозащитная служба».
Наблюдение
«Включённое» наблюдение за группой испытуемых слушателей, до проведения практических занятий в УТК, во время их проведения, и после показали:
Слушатели с нетерпением ждут начала практических занятий в учебно-тренировочных комплексах.
Во время прохождения занятий: особенности поведения, реакция на спец. эффекты, качество выполнения задания, время прохождения маршрута у всех индивидуальны, однако заинтересованность и активность у большинства испытуемых (87%) остаются на высоком уровне.
Выводы:
1.Наибольшее угнетающее воздействие на психику пожарных оказывает воздействие дыма, наименьшее воздействие имеют световые эффекты.
2.Эффективность занятий напрямую зависит от выбранного маршрута и усложнений, путём введений дополнительных заданий (по поиску, переноске пострадавшего и др.).
.На занятиях в учебно-тренировочных комплексах слушатели получают новый опыт успешной деятельности, понимание изучаемой дисциплины, интерес к выбранной профессии поднимается на качественно новый уровень.
Заключение
Практические занятия в учебно-тренировочных комплексах способствуют формированию профессионально-важных качеств пожарного, таких как: смелость, уверенность в себе, способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации и при отсутствии времени на ее осмысление, способность к длительному сохранению высокой активности; способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, умение распределять и переключать внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач, хорошая память, уравновешенность, самообладание в экстремальной ситуации, склонность к риску.
Важность практических занятий и ответственность за качество их проведения требуют от преподавателей глубоких теоретических знаний преподаваемого материала, методики проведения, вдумчивой и последовательной подготовки к каждому из занятий.
При проведении занятий было выявлено, что в группу риска (лица нарушающие правила охраны труда, не выполняющие задание) входят слушатели получившие наименьшее количество баллов при психологическом тестировании по методу Вандерлика.
Согласно приказа МЧС России № 576 от 07.10.2011г. «Об утверждении уставов федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении МЧС России» утверждён устав Нижегородского учебного центра ФПС (приложение 11, к приказу МЧС России № 576 от 07.10.2011г), в котором прописаны обязанности преподавателя учебного центра (приложение 1).
Считаю необходимым дополнить обязанности следующим пунктом:
преподаватель обязан знать основы психологии, результаты психологического тестирования слушателей, учитывать и умело применять их при организации занятий.
Проведённое исследование (наблюдение, обработка анкет, теста, учёт экспертной оценки) позволили сделать вывод об эффективности проведения практических занятий в учебно-тренировочных комплексах ПТС «Грот» и «Лава» и применения их в учебном процессе учебных центров ФПС.
Таким образом, гипотеза данного исследования получила свое подтверждение — применение современных учебно-тренировочных комплексов позволяет эффективно формировать у пожарных качества «психологической надёжности» и профессионального мастерства.
При опросе шести учебных групп, различных категорий (150 человек), большинство опрошенных указало на недостаточное количество учебных часов, выделяемых на проведение подобных практических занятий, что требует глубокого анализа и внесения поправок в рабочую учебную программу по дисциплине «Газодымозащитная служба».
Полученные в работе данные могут быть использованы преподавателями учебных заведений МЧС для проведении практических занятий на учебно-тренировочных комплексах ПТС «Грот» и ПТС «Лава» и им подобных, а также руководителями подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России для организации практических занятий в подразделениях.
Библиографический список
1.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Бабанский Ю. К.: Учебник. — М.: «АСВ», 2008. — 227 с.
2.Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. — М.: Ассоциация Профессиональное образование, 2010. — 456 с.
.Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / Беляева А.П. — СПб.: Лань, 2008. — 208 с.
.Безбородько М.Д., Алешков М.В. «Методическое пособие для выполнения выпускной квалификационной работы по программе подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». — М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. — 47 с.
.Безбородько М.Д. Основы технологии разработки методических пособий. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2008. — 33 с.
.Безбородько М.Д. Методика подготовки и проведения практических занятий. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2006. — 35 с.
.Википедия [электронный ресурс] // Система: [сайт], [2012]. URL: #»justify»>.Грачев В.А., Поповский Д.В. Газодымозащитная служба / под редакцией д. т. н., профессора Е.А. Мешалкина.: Учебник. — М.: Пожкнига, 2009. — 378 с.
.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2001. — 176 с.
.Кларин М.В. Педагогическая технология / Кларин М.В. Учебник. — М.: Академический проект, 2007. — 731 с.
.Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. — М.: Знание, 1997. — 64 с.
.Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении / Крикунова Т. К.: Учебник. — М.: Гардарика, 2009. — 225 с.
.Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования / Левина М. М.: Учебник. — М: Велби, 2007. — 480 с.
.Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования / Лейбович А.Н. — М.: Инфра — М, 2008. — 406 с.
.Методические рекомендации по подготовке личного состава ГДЗС ГПС МЧС России / Утв. гл. военным экспертом МЧС России 30.06.2008 г. — М.: 2008. — 70 с.
.Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования / Морева Н. А.: Учебник. — М.: «АСВ», 2008. — 227 с.
.Наставление по ГДЗС ГПС МВД РФ / Утв. приказом МВД РФ № 234 от 30.04.1996 г. — М.: 1996. — 57 с.
.Немов Р.С. Психология / Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. — 4-е изд. Кн-1: «Основы общей психологии» — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001. — 688 с.
.Осипов А.В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления: автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. пс. наук: 12.08.09/Осипов Александр Владимирович; Аккад. Гос. Упр. — Ростов-на-Дону. 2009. — 26 с.
.Психологический словарь /Под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова — М.: Педагогика — Пресс, 2009. — 440 с.
.Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России»: Методические рекомендации. — М.: ВНИИПО, 2003. — 148с.
.Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России. — М.: ВНИИПО, 2003. — 148с.
.Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России / Утв. приказом МЧС РФ № 630 от 31.12.2002 г. — М.: 2002. — 62 с.
.Профессиографическое описание основных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России: пособие / ред.М.И. Марьин, И.Н. Ефанова, М.Н. Поляков и др. — M.: ВНИИПО, 1998. — 132 с.
.Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России / Утв. зам. Министра МЧС России 29.12.2003 г. — М.: 2004. — 126 с.
.Ровер М. А, Тилъман Ф. А, Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 2005г. — 347 с.
.РЭ 64.00.00.000. ОКП 485480. Руководство по эксплуатации. Комплекс учебно-тренажёрный стационарный. Теплодымокамера ПТС «Грот-К». Утверждён ПТС 64.00.000РЭ — ЛУ 2012 г. — М.: Изд-во ПТС, 2012. — 84 с.
.РЭ 77.00.00.000. ОКП 48 5480.80 7200 Руководство по эксплуатации. Комплекс учебно-тренажёрный стационарный ПТС «Лава-К». Утверждён ПТС 77.00.000РЭ — ЛУ 2011 г. — М.: Изд-во ПТС, 2011. — 91 с.
.Самонов А.П. Психология для пожарных. Пермь, 1999. — 94с.
.Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Самоукина Н. В.: Учебник. — М.: Геотар Медиа, 2007. — 640 с.
.Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник / — М.: Эксмо — Пресс, 2006. — 560 с.
.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Селевко Г.К. — М.: Просвещение, 2009. — 215 с.
.Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2008. — 256 с.
Приложение 1
Приказ МЧС России № 576 от 07.10.2011 г. «Об утверждении уставов федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении МЧС России». Приложение 11, п. 5.16.
Преподаватели учебного цента ФПС обязаны:
проводить на высоком профессиональном уровне учебно-методическую работу, постоянно повышать свой научно-теоретический уровень знаний, овладевать современными высокоэффективными формами и методами обучения, творчески использовать их в педагогической деятельности;
изучать, обобщать и использовать в учебной и научной работе передовой отечественный и зарубежный опыт;
повивать свой профессиональный уровень, проходить стажировку в структурных подразделениях центрального аппарата и организациях МЧС России, научно-исследовательских и образовательных учреждениях МЧС России, использовать другие виды повышения квалификации;
изучать и оценивать деловые и личные качества слушателей, содействовать их гражданскому, профессиональному, нравственному развитию:
осуществлять в установленном порядке руководство слушателями;
соблюдать установленный порядок работы с секретными документами, постоянно проявлять бдительность, строго хранить государственную и служебную тайну;
выполнять требования научной и педагогической этики, служить для слушателей образцом выполнения служебного долга, дисциплинированности и организованности в работе.
Приложение № 2
Результаты экспериментального исследования
Степень воздействия эффектов УТК «Грот»
Звуковые — 12 баллов
Световые — 4 балла
Дымовые-18 баллов
Вывод: наибольшее угнетающее воздействие на психику пожарных оказывает воздействие звука, наименьшее воздействие имеют световые эффекты.
Сложность лабиринта УТК «Грот»
Очень сложный — 52,17%
Сложный — 43,48%
Несложный — 4,35%
Вывод: Эффективность занятий напрямую зависит от выбранного маршрута, основная часть опрошенных считает маршрут движения — сложным и очень сложным.
Степень тяжести работы с манекеном
Очень тяжелая — 73,92%
Тяжелая — 17,39%
Средняя — 8,69%
Вывод: Усложнение занятия путём введения задания по переноске пострадавшего оценивается как работа очень тяжёлой степени
Опыт, полученный на занятиях
Получен новый опыт работы — 82,61%
Получен небольшой опыт — 17,39%
Отсутствие нового опыта — 0%
Вывод: Большая часть опрошенных считает, что на занятии ими был получен новый опыт работы в экстремальных ситуациях.