Манипуляции
Манипуляции— скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет.
Манипулятор -человек, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли.
Манипулятивная власть— феномен тайного влияния на человека; философская, идейная основа и практика дипломатии и политики. Искусство составлять план взаимодействия со скрытой от посторонних целью, применяя хитрости и ловушки для достижения успеха.
Причины, по которым люди поддаются манипулированию:
1. У манипулятора есть преимущества над жертвой манипуляции:
• скрытый для адресата характер манипулятивного воздействия;
• некоторые личностные преимущества: статусные (ролевая позиция, должность, возраст); деловые (квалификация, аргументы, способности, знания);
• представительская поддержка («я от Николая Николаевича», «не за себя стараюсь — за коллектив»);
• конвенциальные преимущества (традиции, мораль и т. д.);
• преимущества процесса взаимодействия с партнером: динамические силы (темп, паузы, инициатива); позиционные преимущества (эксплуатация эмоционального тона прежних или актуальных отношений); договор — результат совместных соглашений.
2. У жертвы манипуляций (равно как и у любого человека) есть слабости, психические и психологические особенности. Манипулятору надо застать натуру врасплох, нащупать уязвимое место и двинуть в атаку ту самую слабость — победа над своевольной натурой тогда обеспечена.
Причины, по которым людьми манипулируют:
Манипуляции позволяют человеку держать «других» всегда на привязи, чтобы он мог их контролировать и, при таком условии, доверять им дольше.
Почему всегда трудно понять, что тобой манипулируют.
1. Манипуляция не является очевидной.
2. Манипулятивные тактики никогда не бывают агрессивными, они всегда замаскированы под некую заботу о вас, желание защитить, предупредить, оберечь.
3. Манипуляторы — тонкие психологи. Они знают о человеке больше, чем он сам знает о себе. Манипулятор понимает, где у вас та кнопка, нажав на которую, он может использовать вас и контролировать ваше поведение в своих интересах.
4. Нам тяжело думать о людях плохо, мы боимся сделать неправильные выводы и зря кого-то обвинить и обидеть.
Техники манипуляции:
1. Игра на слабостях и пороках: азарте, жадности, зависти, любви к скидкам и подаркам, желании казаться респектабельным, быть честным, последовательным, уважающим себя и уважаемым другими людьми, и т. п.
25 стр., 12060 слов
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
(Остался последний экземпляр… Конкуренты уже купили, а Вы что же?… Денег нет, что ли? Так и скажите… Вы же сами себя уважаете… А что скажут люди… Только сегодня с 50%-ной скидкой… В подарок — замечательный фонарик и набор ножей… Только вы сможете мне помочь, так как я ничего не понимаю… Вы как большой специалист… Вы такой умный и знающий…)
2. Игра с информацией: искажение, утаивание, многозначительные недомолвки, смешивание с фабрикуемой, придание информации статуса конфиденциальной для повышения интереса
(Ну вы же понимаете… Я же предупреждал, говорил… Это только между нами… Всего рассказать вам я не могу, но это средство просто чудо… Наши источники с мест сообщают… Сегодня произошло событие, которого никто не мог предугадать…).
3. Игра на доверии, дружбе и дружелюбии: строится на ежедневных небольших знаках внимания, обниманиях, рукопожатиях, комплиментах, ласковых обращениях типа «ангел мой, дружочек», поддержке в спорах
(Я вижу, вы мне так сочувствуете… Вот спасибо… Я думаю., вы не откажетесь… Я всегда рад вам помочь, надеюсь и вы… Мы такие друзья… Я тебя так уважаю… Ради нашей дружбы я готов на все, а ты…).
4. Игра на присоединение, навязывание роли: объявление человека частью группы, проекта, сообщества, общего дела, «бесстрашных героев, благородных людей, чести и совести нашей эпохи», коллег, земляков, «мужиков»
(Мы с тобой одной крови… Мы хорошие, а они все плохие… Наше дело правое и мы победим… Вы как благородный человек не должны… Какой же вы герой, если не можете… Вы такой добрый и отзывчивый руководитель и поэтому разрешите мне… Как человек справедливый вы никогда не позволите… Все здравомыслящие люди понимают… Вы говорите так из партийной, служебной дисциплины, защищая честь мундира, ведомственные, корпоративные интересы…).
5. Игра на авторитетах (антиавторитетах) и эталонах:ссылка на значимых уважаемых личностей, авторитетных представителей, профессиональных мастеров, законодателей и ведущих политиков, популярных актеров, певцов, «звезд», высших интересах и т. п.
(По мнению президента… Авторитетные источники сообщили… Самый крупный специалист в этой области профессор Сидоров считает… Я как специалист в этой сфере с многолетним опытом работы рекомендую… Зачем открывать Америку, если академик Иванов думает так… Вы понимаете, на что вы покушаетесь?! Ваши предложения это возврат к тоталитаризму, разрушение основы национальной безопасности…)
6. Игра на понижение статуса, осмеяние, уничижение: как конкретные лица, так и взгляды, идеи, программы, организации и их деятельность, различные объединения людей, тем самым программируется определенный стереотип восприятия их как некомпетентных, непрофессиональных, несерьезных, не заслуживающих доверия.
13 стр., 6388 слов
Ролевая игра «Отпуск для Снегурочки» Время проведения: 20 минут
... официальная заработная плата). Описание хода деловой игры Из группы студентов выделяются 4 человека, которые будут участниками ролевой игры. Остальные являются зрителями. Всем студентам объясняются ... цели и задачи деловой игры, всем зрителям раздаются материалы ...
(Да это же Зайцев, разве можно воспринимать его серьезно… Ты ж у нас такой умный… Какая «глубокая» идея, «мудрая» мысль… Все политики куклы, марионетки… Да кто вы такой чтобы меня учить — шут «гороховый»… Сначала научитесь, а потом рекомендуйте… Вы не знаете элементарных вещей, о чем еще говорить… С вами невозможно разговаривать, вы не можете дать ни одного вразумительного ответа…).
7. Игра на эмоциональной подстройке, фасцинация: создание особого эмоционального настроения путем использования различных фоновых средств (соответствующее внешнее окружение, определенное время суток, освещение, легкие возбуждающие средства, различные театрализованные формы, музыка, песни, и т. д.).
На фоне особого эмоционального настроения человек часто теряет самоконтроль и готов совершать действия, ранее казавшиеся ему недопустимыми.
8. Играя роль жертвы: манипулятор представляет себя в качестве невинной жертвы обстоятельств или чужого поведения, с тем, чтобы добиться сочувствия, вызвать сострадание и тем самым получить нечто от другого.
(Меня никто не любит… Начальник все время придирается… Я же не знал, что так получится, это обстоятельства… У меня муж — садист, я такая несчастная…).
Распознавание лжи и обмана собеседника — явных признаков манипуляции:
Физиологические симптомы лжи собеседника:
• сухость во рту вызывает у человека желание пить;
• сухость губ ведет к их периодическому облизыванию;
• зрачки сужаются;
• дыхание становится тяжелым;
• изменяется цвет лица;
• рот кривится, губы напрягаются, человек их покусывает или жует;
• учащается моргание (мигание);
• начинается зевота;
• появляется нервный кашель, покашливание;
• теряется контроль над тембром голоса, его тоном;
• происходит часто (или сильное) сглатывание слюны.
Мимика и жестикуляция при неискренности. Человек, который
лжет, обычно:
• не может спокойно усидеть на месте;
• теребит края своей одежды, стряхивает с нее пыль, снимает соринки (реальные, а порой и мнимые);
• потирает руки, интенсивно курит;
• трогает голову, поправляет волосы, касается различных частей лица;
• играет с какими-либо предметами;
• не может сдержать появляющуюся дрожь в коленях;
• стремится как бы спрятать свое тело, вывести его из вашего поля зрения (облокачивается на шкаф; разваливается на стуле, съезжая с него под стол и т. п.);
• покусывает губы или ногти, почесывает разные части тела;
• оттягивает воротник рубашки и интенсивно трет шею под ним;
• отводя взгляд вниз, сильно трет один глаз;
Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации 2
... придаются реальные черты. Эрик Берн в своей книге "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры" дает такое определение сценария: "Сценарий - это постепенно ... невербально. Подобные послания содержат элементы копирования. Дети очень восприимчивы к поведению других людей. Иногда ребенок воспринимает сценарные послания, исходя из того, что происходит вокруг ...
• избегает взгляда собеседника или, наоборот, постоянно смотрит ему прямо в глаза, явно при этом переигрывая;
• покачивает ногой или направляет ноги к выходу;
• рассогласование между словами и жестами (например, кивает головой при отрицательных ответах);
• тело повернуто в сторону от собеседника, голова опущена;
• брови хмурятся или поднимаются;
• руки прячутся, беспокойно движутся, ладони неосознанно скрываются;
• человек держится за какой-нибудь предмет или облокачивается на него;
• периодически почесывает или потирает нос, особенно в процессе разговора;
• улыбается чаще, чем требует ситуация;
• прикрывает рот рукой в процессе разговора, руки держит близко ко рту или горлу.
Вербальные сигналы, выдающие ложь. Деловой партнер:
• чрезмерно подчеркивает свою честность;
• жалуется на плохую память;
• демонстрирует необоснованно пренебрежительный, вызывающий или враждебный тон, явно провоцирующий ответную грубость;
• пытается вызвать вашу симпатию, доверие, чувство жалости;
• использует уклончивые ответы на вопросы;
• отвечает вопросом на вопрос.