Тема 3. Философские проблемы педагогики и образования.
Педагогика и образование как ценность. Проблемы образования.
Образование — это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время — это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. Вместе с тем цель образования — развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи образования и культуры.
Связь образования и культуры является наиболее тесной, уже самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства. Одним из основных принципов существования и развития образования является «культуросообразность». Принцип «культуросообразности», сформулированный еще А. Дистервегом: «Обучай культуросообразно!», означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры. При этом образование рассматривается, прежде всего, как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе.
Этот принцип пришел на смену выдвинутому Я.А. Коменским положению «природосообразности». Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только «идя по стопам природы», в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части.
Известный этнограф М.Мид выделяет три типа культуры:
— постфигуративную,
— кофигуративную,
— префигуративную.
При постфигуративной культуре (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества, анклавы и т.д.) дети, прежде всего, учатся у своих предшественников, и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной «преемственности жизни», прожитое взрослыми, — это «схема будущего для их детей».
Познание мира, общества, человека
... неживой природе. Но в гораздо большей степени они возрастают при познании общества и самого человека. Процессы и явления, которые здесь имеют место, часто просто невозможно ... разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, ...
Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников, более широко — у современников. Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших.
Префигуративная культура, «где взрослые учатся также у своих детей», отражает то время, в котором мы живем. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации.
Образование как система может рассматриваться в трех измерениях:
— социальный масштаб (образование в мире, определенной стране и т.д.),
— ступень образования (дошкольное, школьное, высшее),
— профиль образования — общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное.
С этих позиций образование как систему в целом, можно характеризовать следующим образом:
— образование как система может быть светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным;
— образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возрастной критерий. Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тремя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, университеты, академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения — урок, лекция, семинар и т.д. и специфические формы контроля — опрос, зачет, экзамен я т.д.;
— образование как система может характеризоваться преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью;
— образовательная система имеет качественную и количественную характеристику, специфическую для своих подсистем.
Образовательная идеология предполагает нормативность, установление того, что обладает социальной ценностью, а что нет, что необходимо личности, обществу и государству для достойного существования и развития, а что мешает этому.
К традиционным ценностям российского образования (ИДЕАЛЫ), способным в новых условиях стать базой формирования востребованной идеологии относятся:
— высокий уровень государственной ответственности за функционирование системы образования, определяющую роль государства в организации и содержании образования на всех его уровнях;
— приоритет общественных интересов над личными как мировоззренческую установку процесса обучения и воспитания;
Семинар Образование как развитие личности
... и коллективного обсуждения Роль наследственности в развитии личности. Может ли наследственность сыграть решающую роль в развитии личности? Роль среды в развитии личности. Благополучная среда- это ... посвящённую проблеме развития, социализации и воспитания личности. Источники: Журналы: «Педагогика»,« Воспитание школьников», «Народное образование», « «Классный руководитель». Газеты: «Первое сентября», ...
— высокий авторитет образованной личности, ее особый статус в системе общественных отношений; гармоничное сочетание интеллектуального, нравственного и физического развития в образовании;
— патриотизм;
— признание особой важности миссии педагога в учебном процессе;
— массовость, общедоступность и открытость образования;
— гуманизм, ориентацию на интересы личности.
Широкое вовлечение различных социальных групп, слоев общества в образовательные отношения, формирование у них способности к осознанию позитивных эталонов образованности, создание условий для активного, творческого выражения своих потребностей предполагает развитие современного общества.
Психологическая реальность имеет специальное значение для образовательной политики. Образовательная психология — это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к образованию, образованности, образованным людям, системе норм, регулирующих эту сферу.
Опыт убедительно свидетельствует, что взаимоотношения образовательной психологии и идеологии отнюдь не однозначны. Общественное сознание в сфере образования определяет ее характер и направление развития, поэтому должно формироваться на основе наиболее жизнеспособных традиционных и перспективных современных культурных ценностей.
В) Формирование нравственных ориентиров у молодёжи
Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией существенную роль в становлении личности играют гуманизация образования, развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к организаторской и общественной работе.
На сознание и поведение молодых людей большое влияние оказывает механизм управления учебным заведением. Строгое соблюдение норм и принципов законности и справедливости, еще в годы учения становится для них своеобразным эталоном, с которым они в дальнейшем сверяют свой жизненный путь.
Однако далеко не всегда школьное воспитание содействует развитию и закреплению позитивного социального опыта молодежи.
Рост национального самосознания с большой остротой ставит вопрос формирования у молодежи правильных ориентиров в такой важной сфере, как межэтническое общение. Отсутствие активного противостояния любым проявлениям национализма и шовинизма, национальной ограниченности, недооценка воспитательной работы делают некоторые группы молодежи доступным объектом националистической пропаганды.
Система образования еще плохо формирует высокие духовные запросы и эстетические вкусы. Роль обществоведческих дисциплин, литературы, уроков по искусству остается незначительной. Изучение исторического прошлого, правдивое освещение сложных и противоречивых этапов отечественной истории слабо сочетаются с самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает жизнь. Но несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным самосознанием приобретает решающую роль в гражданском поведении учащейся молодежи. Информационная революция побуждает к непрерывному пополнению знаний. г) Понижение социального статуса учителя. Проблема государственного финансирования
«Работа социального педагога школы по профилактике наркотической ...
... образования ребёнка, употребляющего спиртные напитки, наркотические вещества (в т.ч. и табак), формирование социальных ... основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована ... человек, осуществляющий социально-педагогическую деятельность в школе. Социально-педагогическая деятельность является разновидностью профессиональной ...
Совершенствование народного образования немыслимо без измерения той ситуации, в которой находится учительство, значительная часть педагогического корпуса.
Если придерживаться формальных критериев — наличия специального образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать, что многие из них отстали от требований времени.
Основная группа педагогов — женщины, Хотя давно стало очевидным, что в воспитании мальчиков, юношей (да и девочек) школа испытывает острую нехватку «мужского влияния». Хотя за последнее время существенно повышена зарплата учителей, средние размеры заработка у работников народного образования все еще намного ниже, чем у рабочих и инженерно-технических работников промышленности и строительства, да и в сравнении со средней заработной платой в стране.
Формирование педагогических кадров связано со спецификой их труда. Оно органически не приемлет ущемления их прав и авторитета. Упорядочение режима труда и отдыха педагогов — тоже необходимая предпосылка их гражданского и профессионального роста. Улучшения требуют жилищно-бытовые условия преподавателей. Несмотря на предоставленные им льготы, обеспечение их жильем, медицинской помощью, новой литературой остается открытым вопросом.
Школа серьезно отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать полноценными участниками соревнования на информационном поле.
Одна из функций народного образования — стимулирование самообразования, самоподготовки, постоянной жажды знаний. Самообразование, самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой. Конечно, школа может и должна давать человеку навыки самостоятельной работы с книгой, документом и т.п. Но самообразование строится на базе общего и профессионального образования, а не взамен его. Новые технические и информационные возможности учебного телевидения, кассетной видеотехники, персональных компьютеров, дистанционного обучения предстоит еще широко использовать для нужд самообразования. Судьба новых поколений все больше определяется общей культурой человека: развитостью логического мышления, языковой, математической, компьютерной грамотностью.
Глоссарий.
Образование — это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому.
Постфигуративный тип культуры (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества, анклавы и т.д.) предполагает, что дети, прежде всего, учатся у своих предшественников, и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной «преемственности жизни», прожитое взрослыми, — это «схема будущего для их детей».
изучение особенностей формирования коммуникативной готовности ...
... народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов [34, с.54]. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. ... формирования основ коммуникативной культуры в коррекционной ... взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ...
Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников, более широко — у современников. Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших.
Префигуративная культура, «где взрослые учатся также у своих детей», отражает то время, в котором мы живем. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации.
Образовательная психология — это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к образованию, образованности, образованным людям, системе норм, регулирующих эту сферу.
Иннертность— Инертность(от лат. inertia — неподвижность, бездеятельность) — в более общем значении — качество поведения, выражающееся в затрудненном, замедленном переключении с одного вида деятельности на др.; в более узком, психофизиологическом значении — один из полюсов биполярного свойства подвижности н. с, показателем принадлежности к которому служит затрудненная «переделка знаков» положительного и тормозного условных раздражителей (см. Свойства н. с).
Особенно выраженные явления И. психических процессов бывают при патологических состояниях мозга, в частности при поражении лобных долей, где И. может проявляться в виде персеверации. см. также Внимание.
Дифференциация — (франц. differentiation, от лат. differentia — разность, различие), сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением развивающегося целого на части, ступени, уровни. Различают Д. функциональную, в ходе которой расширяется круг функций, выполняемых элементами развивающейся системы, и структурную, в ходе которой в системе выделяются подсистемы, реализующие те или иные функции.
Дезинтегрированности– отсутствие объединения в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.