Педагога-психолога в дошкольном учреждении

Цель деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения — содействие полноценному развитию личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении.

 

Нормативная база деятельности педагога-психолога:

Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка», 1993 г. (с дополнениями и изменениями 2000 г.);

Закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» 1991 г.;

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;

Декрет Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 года № 5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18»;

Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования, утвержденное Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 66 09.11.2004 г.,

Программа дошкольного образования «Пралеска». — Мн.: НИО, Аверсев, 2007.

Праграма дашкольнай адукацыі “Пралеска”. — Мн.: НІА, Аверсэв, 2007.

Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждений образования Республики Беларусь. Утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 42 27 апреля 2006 г.;

Положение о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 6 16 февраля 2009 г.;

Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования. (Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 22 мая 2008 г. № 12-01-05/3871-2);

Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Основные направления работы педагога-психолога в учреждениях образования» (письмо МО РБ от 01.08.2006 г. № 20-12/95а), а также публикуемые Министерством образования перед началом каждого учебного года Методические рекомендации для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.

Деятельность педагога-психолога строится в соответствии с должностной инструкцией, утверждаемой руководителем дошкольного учреждения и составляемой на основании квалификационных характеристик по должностям работников образования. (Приложение 6 к Постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 09.01.1998, п.3.)

7 стр., 3358 слов

Вклад дошкольных педагогов и учителей начальных классов в процесс ...

... мы провели комплексное многоаспектное изучение гендерных ориентиров педагогов дошкольного и начального звена системы массового и специального образования, включившее в себя реализацию следующих задач: 1) ... от образовательных условий и специфики своего профиля подавляющее большинство педагогов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, являются носителями распространенных в нашем ...

Приоритетные задачи деятельности педагога-психолога:

 

содействие и обеспечение реализации прав ребёнка на наилучшее обеспечение его интересов, предоставление полной возможности для осуществления разных видов детской деятельности, игр и развлечений, которые были бы направлены на образовательные цели;

организация систематической комплексной социально-педагогической и психологической поддержки обеспечения полноценного, своевременного, разностороннего психического развития воспитанников на всех возрастных ступенях дошкольного детства, безопасной жизнедеятельности детей, а также оказание помощи тем, кто находится в социально-опасном положении;

оказание целенаправленного влияния на формирование гуманных отношений в детском и педагогическом коллективах, в семьях воспитанников, создание эмоционально комфортной атмосферы;

предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, профилактика асоциального поведения родителей, пропаганда здорового образа жизни;

содействие развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, активизация педагогического потенциала социального окружения;

содействие созданию психолого-педагогических условий и адаптивной образовательной среды для обеспечения реализации программы дошкольного образования «Пралеска».

Решение основных задач воспитания и обучения ребёнка в дошкольном учреждении требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Направления деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения и их краткая характеристика:

психолого-педагогическая диагностика;

коррекционно-развивающая работа;

здоровьесберегающая деятельность;

психолого-педагогическое консультирование;

психологическая профилактика и просвещение;

методическая работа;

психологическое сопровождение управленческих процессов.

В рамках каждого направления педагог-психолог осуществляет работу с детьми во взаимодействии с воспитателями, другими специалистами дошкольного учреждения, родителями воспитанников.

Психолого-педагогическая диагностика предполагает психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности воспитанников в целях организации индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения. Диагностика проводится исключительно с согласия родителей (законных представителей) воспитанников. Форму получения согласия учреждение образования определяет самостоятельно. Основанием для её проведения является план работы дошкольного учреждения, соответствующее законодательству Республики Беларусь распоряжение руководителя дошкольного учреждения, запросы родителей, государственных органов. Психологическая диагностика по запросу воспитателей, других специалистов проводится только по согласованию с заведующим дошкольным учреждением или заместителем заведующего по основной деятельности. Психологическая диагностика по запросу родителей проводится по вопросам, касающимся развития детей, и входящим в компетенцию педагога-психолога.

8 стр., 3588 слов

Основные направления деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении

... каждого направления педагог-психолог осуществляет работу с детьми, воспитателями (другими специалистами дошкольного учреждения) и родителями воспитанников. Психолого-педагогическая диагностика Цель данного направления деятельности — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности воспитанников в целях ...

Психодиагностические мероприятия с детьми осуществляются в соответствии с решением следующих задач: изучение процесса адаптации вновь прибывших воспитанников; выявление особенностей развития детей, условий семейного воспитания; изучение степени эмоционального благополучия детей в группах дошкольного учреждения. Методы: наблюдение, диагностические методики.

Осуществляемые педагогом-психологом психодиагностические мероприятия могут быть одной из составляющих мониторинга психофизического и эмоционального состояния воспитанников в образовательном процессе.

На основании результатов психодиагностических мероприятий организуется последующая индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа педагога-психолога по содействию развитию личностной, эмоционально-волевой и коммуникативной и других сфер детей дошкольного возраста. Подгрупповая коррекционно-развивающая работа может осуществляться педагогом-психологом со следующими категориями (подгруппами) детей:

дети, имеющие особенности в общении, поведении, проявлении эмоций (агрессивные, застенчивые, тревожные, упрямые, дети с повышенной двигательной активностью и др.);

способные, потенциально одаренные дети;

иные категории дети.

Психологическое сопровождение управленческих процессов

Цель — содействие повышению эффективности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, созданию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

Задачи:

исследование социально-психологического климата в коллективе, взаимопонимания и взаимодействия в системах «администрация — педагоги», «педагоги — педагоги»; поиск и апробация новых форм эффективного делового и досугового взаимодействия; разработка мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе.

Обязательная документация педагога-психолога:

 

план работы на год, утвержденный руководителем дошкольного учреждения;

результаты индивидуальных психодиагностических исследований;

график работы, утвержденный руководителем дошкольного учреждения;

аналитический отчёт о работе за год, утвержденный руководителем дошкольного учреждения;

отчёты и аналитические материалы по результатам психодиагностических исследований и психологической поддержки отдельных категорий воспитанников;

журнал учёта работы по разделам, отражающим основные направления деятельности;

перечень психологических методик и программ, используемых в работе.

При увольнении педагог-психолог обязан оставить в учреждении образования все документы и материалы, касающиеся профессиональной деятельности, за исключением литературы, приобретенной за счёт собственных средств.

Примерное распределение рабочего времени педагога-психолога.

 

В пределах 40 часов рабочего времени в неделю педагог-психолог самостоятельно планирует свою работу для выполнения должностной инструкции, утверждаемой руководителем дошкольного учреждения на основании квалификационной характеристики педагога-психолога (утверждена постановлением Министерства труда 28.04.01 г., № 53).

Профессиональное совершенствование в библиотеке с научно-методической литературой, участие в семинарах, заседаниях методических объединений входит в рабочее время специалистов, которое согласовывается с руководителем дошкольного учреждения.

Литература, рекомендуемая для использования при организации коррекционно-развиваюшей работы.

 

Башлакова, Л.Н., Мартынова Л.А. Психологические занятия-тренинги в детском саду: Пособие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования /Л.Н. Башлакова, Л.А. Мартынова — Мн.: УП «Технопринт», 2004. — 208 с.

Белинская, Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников / Е.В. Белинская. — СПб.: Речь, 2006. — 125 с.

Горбатова, Е.В. Графические игры: подготовка руки к письму: Пособие для детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Горбатова. — Мн.: Беларусь, 2004. — 35 с.: ил.

Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника / Р.Р. Калинина. — СПб.: Речь, 2001. — 160 с.

Крюкова, С.В., Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. — М.: Генезис, 2000. — 208 с.

Ксёнда, О.Г. Комплексы развивающих игр для дошкольников: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / О.Г. Ксёнда, О.Д. Нечай. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. — 86, [2] с.: ил.

Кушнир, Н.Я. Игровые комплексы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н.Я. Кушнир. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. — 118 [2] с.: ил.

Набойкина, Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребёнком / Е.Л. Набойкина. — СПб.: Речь, 2006. — 144 с.

Пралеска: Программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. — Мн.: НИО; Аверсэв, 2007. — 312 с.

Панько, Е.А. и др Работаем по программе “Пралеска”: Пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.А. Панько и др. — Мн.: НИО; Аверсэв, 2007. — 304с.

Сакович, Н.А. Практика сказкотерапии /Н.А. Сакович. — СПб.: Речь, 2005. — 224 с.

Социальная одарённость и коммуникативные способности: выявление и развитие в дошкольном возрасте: Пособие для педагогов и педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский, Н.С. Старжинская и др./ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 161, с.: ил.

Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников / Л.Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004. — 143 с.

Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Развитие внимания и воображения дошкольников / Л.Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004. — 120 с.

Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе / В.Л. Шарохина. — М: «Прометей», «Книголюб», 2001. — 77 с.

Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе / В.Л. Шарохина. — М: «Прометей», «Книголюб», 2001. — 72 с.

Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе / В.Л. Шарохина. — М: «Прометей», «Книголюб», 2001. — 63 с.

Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику / Н.Г. Яковлева. — СПб.: «Валерии СПД», 2001. — 112 с.

 

 

Примерная форма плана работы педагога-психолога дошкольного учреждения

Утверждаю

Заведующий ДУ______

«___»__________200__г.

План работы педагога-психолога дошкольного учреждения

___________________________/Наименование учреждения образования/

на______учебный год

Цель:______________________________________________________________

Задачи:_____________________________________________________________

 

Месяц Психолого- педагогическая диагностика Коррекционно-развивающая работа Здоровьесберегающая деятельность Психолого-педагогическое консультирование Психологическая профилактика и просвещение Методическая работа Психологическое сопровождение управленческих процессов
Сентябрь Мероприятия:   Дети   Родители   Педагоги            
Педагог-психолог ______________________________ /Ф.И.О./ (подпись)