ЧЕЛОВЕК
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Бытие человека
Потребности и способности человека
Деятельность человека, ее основные виды
Деятельность и творчество
Общение как деятельность
Цель и смысл жизни человека
Личность
Внутренний мир человека
Сознательное и бессознательное
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
Человек, как и все другие существа – часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию от высших приматов до современного человека. Этот процесс называется АНТРОПОГЕНЕЗ (от слов “антропос” — человек и “генезис” — происхождение).
Самый далёкий предок человека – дриопитек, живший 14-20 млн. лет назад. Далее идут рамапитеки (10-14 млн. лет назад).
Рамапитеки дали две эволюционные линии: одну – предков людей, другую – предков современных человекообразных обезьян. Где-то 2,5-3 млн. лет назад появились обезьяноподобные люди, изготавливавшие примитивные каменные орудия. Учёные назвали это существо Homo habilis (Хомо хабилис – человек умелый).
Дату его появления современная наука считает началом антропогенеза и формирования человеческого общества.
Далее в эволюционном ряду следуют питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы. Кроманьонцы – вершина антропогенеза, человек современного физического типа. Появился он примерно 30-40 тыс. лет назад и получил в науке название Homo sapiens (Хомо сапиенс – человек разумный).
Человек разумный относится к приматам, одному из отрядов млекопитающих.
Как и всякое живое существо он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело, рождается, растёт, взрослеет, стареет и умирает. Ему, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные потребности, биологически запрограммированные схемы поведения.
Но вместе с тем человек отличается от любого животного (см. схему).
Отличия человека от животного
Человек | Животное |
1. Производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяя и преобразуя природу. 2. Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственности и красоты, духовным потребностям. 3. Существо универсальное и способен действовать и производить “по меркам любого вида”. 4. Потребности людей постоянно изменяются и растут. 5. Развивается по двум программам: биологической (инстинкты) и социально-культурной. 6. Свою жизнедеятельность делает предметом, т.е. относится к ней осмысленно, целенаправленно изменяет, планирует, обладает сознанием. | 1. Использует то, что есть в наличии в окружающей среде, приспосабливается к природе. 2. Изменяет мир по потребности своего вида, ориентируясь исключительно на удовлетворение физических потребностией (голод, инстинкт продолжения рода и т.п.).
3. Не может преодолеть свою видовую ограниченность. 4. Потребности практически не изменяются. 5. Существование животных направляется только инстинктами. 6. Животное тождественно своей жизнедеятельности и не отличает её от себя. |
Существуют разные точки зрения на вопрос о том, какой фактор оказал решающее воздействие на эволюцию человека и формирование столь разительных отличий человека от животных.
Это деятельностный подход (т.е. роль деятельности, труда), социализирующей (т.е. роль игры, общения), культурологический (роль становления и развития языка, сознания, нравственности) и т.д. Комплексный подход учитывает все эти факторы и исходит из того, что биологическая эволюция человека происходила вместе с социальной и культурной эволюцией (см. схему).
Взаимосвязь биологической, социальной и культурной эволюции человека
(по Леруа Гурану)
Так в результате длительной биологической, социальной и культурной эволюции появился человек как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, преобразующего природу.
Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием духовного и телесного, биологического и социального.
Биологический уровень человека включает в себя такие компоненты как темперамент, пол, возраст, состояние здоровья, рост, вес, внешность. Таким образом каждый из нас, относясь к виду Homo sapiens (человек) является ещё и индивидом. Индивид (от слова – неделимое, особь) – это человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
Социальный уровень человека формируется на протяжении жизни и включает в себя социальный статус, мировоззрение, образование, уровень дохода, характер и т.д. Под влиянием биологического и социального в человеке формируется личность.
Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Индивидуальность – это своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. Взаимоотношения между индивидом, личностью и индивидуальностью может быть передано формулой “Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают”.
Биологическое и социальное в человеке не два параллельных и независимых друг от друга фактора: они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причём интенсивность и качество их воздействий бывают разными и зависит это от многих обстоятельств.
Сознание. Разум
Когда мы говорим о принципиальном отличии человека от животных, мы называем его Homo sapiens, т.е. разумным существом.
Разум – это способность понимания и осмысления, основа познания, то, благодаря чему человек выделился из животного мира.
Сознание – это универсальная способность, свойственная только человеку – осмысливать бытие мира и себя в этом мире. Сознание – это системное, органически целостное образование, включающее в себя рациональное мышление, чувственное восприятие эмоции, волю и память, интуицию, воображение и фантазию.
Наряду с сознательным в психике человека, в его личности есть нечто не осознаваемое, не отражённое в его сознании – это подсознание или бессознательное.
Бессознательное – это совокупность психических процессов, функций, операций и состояний, не представленных в структуре сознания. Г. Лейбниц дал трактовку бессознательному как низшей формы духовной деятельности, лежащей за порогом осознаваемых представлений. К. Кант связывал бессознательное с понятием интуиции, доопытного знания. Ф. З. Фрейд установил прямые зависимости между различными невротическими симптомами и бессознательным.
Принято выделять в бессознательном несколько видов:
ü никогда не осознаваемое (основанные на инстинктах бессознательные стремления, влечения, реакции);
ü ранее осознаваемые действия, в процессе воспитания превратившиеся в стереотипы автоматического, алгоритмического поведения;
ü сверхиндивидуальное бессознательное (архетипы коллективного бессознательного).
Это усвоенные индивидом, членом социальной группы, типичные образцы поведения, которые им осуществляются, но не оспариваются.
Существует взаимосвязь сознательного и бессознательного в психике человека.
Это ещё одно указание на единство биосоциальной природы человека.
Бытие человека
Бытие – это философская категория, обозначающая существование человека в реальном мире, а также независимый от сознания человека реальный мир. Материалистическая философия признаёт бытие первичным, а сознание вторичным. Однако сознание – не только пассивное отражение бытия, но и активная сила, оказывающая воздействие на бытие. Бытие человека определяется его потребностями.
Потребности человека
Известный психолог А. Маслоу выделил 5 видов потребностей:
1) физиологические; 2) экзистенциальные (потребность в защищённости, безопасности); 3) социальные; 4) престижные; 5) духовные.
Потребности каждого человека следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие. Это может быть представлено в виде пирамиды, где переход на более высокую ступень возможен только после удовлетворения человеком потребностей низшей ступени.
Схема. Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу)
Возможность удовлетворения потребностей связано со способностями человека. Способности человека определяются и биологическими и социокультурными особенностями его личности. Принято выделять несколько уровней способностей человека.
Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей.
Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте (лёгкости), глубине и прочности овладения способами и приёмами какой-либо деятельности.
Высокий уровень развития способностей – это талант. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью. Она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Потребности человека реализуются с помощью его способностей в ходе деятельности.
Цель и смысл жизни человека
Цель и смысл жизни – только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме человека, не задумывался над смыслом бытия, не поднимался выше своих физических возможностей. Проблема смысла жизни реальна лишь там, где ставится вопрос о цели жизни. Цель жизни связывается с понятием счастья, которое для каждого человека индивидуально.
При всём разнообразии мнений можно выделить следующие характеристики счастья:
- устойчивое, длящееся во времени обладание неким высшим благом;
- приобщение к высшей ценности, к Богу или служение высшей идее;
- отрешённость от мира, невозмутимость, укрощение мелких страстей и вожделений, достижение состояния покоя (нирваны);
- иллюзия, миф, который наполняет смыслом существование человека;
- собственное здоровье и благополучие, равно как и здоровье и благополучие родных и близких.
- цель, которую человек стремится достичь. Как только он её достигает, чувствует себя обездоленным, потерявшим смысл жизни;
Счастье, а также смысл жизни, имеют объективную и субъективную стороны. Субъективная – цели, желания, мечты, способности конкретного человека. Объективная – не только реализация субъективной мечты, но и её общественное признание.
Смысл жизни – это не только её понимание, но и самооправдание. Под смыслом жизни скрывается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы её прожить. Смысл жизни выступает в качестве самого глубокого и главного мотива нашего существования.
П. К. Гречко выделяет несколько точек зрения на смысл жизни.
1. Гедонистический смысл жизни (от слова – наслаждение).
Смысл жизни – в тех удовольствиях, которые дают нам чувства. Именно удовольствие – критерий добра и зла, главный мотив всех человеческих поступков.
2. Аскетический смысл жизни заключается, наоборот, в подавлении чувственных влечений и желаний человека. Аскет перестаёт быть рабом желаний и становится носителем внутренней свободы. При этом ему открываются большие возможности для духовного роста, нравственного самосовершенствования.
3. Смиренно-стоический смысл жизни заключается в покорности и подчинении себя долгу, закону, необходимости. В сознательном подчинении некой мировой закономерности или необходимости состоит свобода человека (“судьба согласного с ней ведёт, а несогласного – тащит”).
4. Нравственный смысл жизни. Цель и смысл жизни – жить нравственно, поступать всегда в соответствии с нравственным законом. Каждый индивид должен поступать так, чтобы правило его личного поведения могло быть правилом поведения для всех.
5. Религиозный смысл жизни заключается в самоотверженном служении Богу, в выполнении религиозных заповедей и предписаний. Цель жизни не в земном существовании, а в спасении души и загробном воздаянии.
6. Действенно-гуманистический смысл жизни раскрывается через ценность самовыражения или самоутверждения личности, всестороннего развития её внутренних задатков и талантов, чувств и разума. Человек должен стремиться к осуществлению всех своих потребностей. Но эти потребности не знают ограничений, окончательная самореализация человека исключается самой логикой совершенствования человека.
Конечно можно сформулировать и иные трактовки смысла жизни. Но все они несовершенные. Точно также нельзя изолировать перечисленные трактовки, все они взаимосвязаны в той или иной степени. Можно только констатировать, что универсального, объективного смысла жизни нет.
Смысл вносится в жизнь самим человеком. Это – его основной выбор, главная цель, которую он определяет для себя и своей жизни. От этого зависит линия его поведения, его жизненные потребности и интересы.
При этом важно понять ценность жизни человека. Каждый человек создаёт как бы отдельный внутренний мир, освещённый выбранным им смыслом жизни. Каждый человек самоценен и необходимо видеть в нём неповторимую личность и не использовать его в качестве средства или условия для решения узко прагматических задач.
Каждый человек вносит свой вклад в развитие общества и обогащает духовный прогресс человечества, один в большей мере, другой – в меньшей. “Так от поколения к поколению передаётся жизнь – медленно, как растёт дерево, — а с нею передаётся и сознание. – писал А. де Сент-Экзюпери. – Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звёзды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы – люди – и поднимались всё выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия…”.
Основные социальные феномены жизни человека
Социальные феномены – события или явления, происходящие в обществе. В жизни каждого человека тоже происходят события, оказывающие влияние на всю его последующую жизнь – это рождение, социализация (становление личности), работа (создание материальной базы для семьи), брак, рождение и воспитание детей, смерть.
Трудовая деятельность человека
Труд – целесообразная социальная деятельность человека, направленная на преобразование окружающей среды и достижение общественно-полезного результата.
Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Наличие орудий труда является специфической особенностью трудовой деятельности человека. Только люди способны воздействовать на окружающую среду с помощью специальных созданных средств труда, отличных от органов тела.
Средства труда – различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления своих физических и умственных возможностей.
В процессе совместной работы люди общаются друг с другом, обмениваются практическим опытом и способами деятельности. Совместная деятельность невозможна без общения. Именно в общении через человека происходит передача накопленного опыта.
Современное производство предъявляет высокие требования не только к профессиональной подготовке работников, но к их морально-личностным качествам (ответственность, дисциплинированность, добросовестность).
Организовать трудовой процесс невозможно без соблюдения каждым работником правил и норм поведения в коллективе. Трудовая дисциплина заключается в выполнении этих требований и является залогом хорошего социально-психологического климата трудового коллектива.
Игра в жизни человека
Игра – первичный вид активности человека, воображаемое представление реальности в искуственно смоделированных ситуациях.
В широком смысле игра – это не только отдельные ее виды (детские, спортивные, азартные, компьютерные, психологические тренинги), но и вся человеческая жизнь (“Вся жизнь – это театр, а мы все актеры” — В. Шекспир).
Если в любой деятельности человека целью становится результат, то в игре интересен сам процесс – переживая игровые ситуации, человек осознает, как надо действовать в реальной жизни. В игре утверждаются человеческие способности и умения, приобретаются знания и формируется духовный мир. Через игру человек гораздо эффективнее познает самого себя и окружающее.
Общение и коммуникации. Многообразие видов общения. Функции общения
Общение – вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто в общение входит и обмен материальными предметами. Это более широкий обмен представляет собой коммуникацию.
Таким образом, коммуникации бывают следующих видов:
ü Материальная – обмен материальными ресурсами;
ü Духовная – обмен культурными ценностями;
ü Информационная – обмен деловой информацией.
В структуре общения и коммуникации выделяют:
ü субъект – тот, кто является инициатором общения;
ü предмет передачи (материальные и информационные ресурсы)
ü средства общения – голосовой аппарат, органы слуха, зрения, осязания и обоняния, части тела человека, дополнительные механизмы (микрофон, наушники, радио, телефон и т.д.).
Функции общения:
ü обмен информацией и материальными ресурсами;
ü передача опыта;
ü координация усилий разных групп людей и достижение общих целей, взаимопонимание;
ü удовлетворение потребности людей во взаимных контактах;
ü социализация – становление человека как личности.
Таким образом, общение с другими людьми представляет собой необходимое условие становления полноценной личности человека.
Проблема смерти в духовном опыте человечества
Неизбежность смерти является важнейшей проблемой, волновавшей человечество на протяжении всего существования. С тех пор как человек понял неотвратимость смерти, он пытался объяснить её. Научить человека жить рядом со страшным и невыносимым явлением смерти, победить страх перед её неизбежностью – одна из основных задач культуры. Ещё в древности появилось представление, что смерть не конец человеческой жизни, что жизнь и после смерти будет иметь какое-то продолжение. Так возникла идея воскресения и посмертной жизни. Но что же это за жизнь, что ждёт человека за гробом? Наиболее простое представление первобытных людей – это то, что она во всём подобна земной жизни. Поэтому в могилу умершего клали всё, в чём он нуждался при жизни.
Постепенно формировалось представление о том, что человек состоит из души и тела. Тело – лишь биологическая оболочка, которая разлагается после смерти. Душа – это духовный, внутренний мир человека, особая нематериальная субстанция, независимая от тела. Представления о взаимоотношении тела и души, их смертности и бессмертия менялись на протяжении веков у разных народов. При этом существует связь между отношением к смерти в данном обществе и самосознанием личности, трактовкой человеком самого себя. Смерть есть как бы подведение итогов жизни.
Так у ряда народов существовало представление о возможности бессмертия не только души, но и тела, а также возможности обеспечения себя материальными благами в потустороннем мире. Египетские фараоны сразу после вступления на престол начинали строительство безумно дорогих усыпальниц – пирамид. Строительством пирамид в течение десятков лет занимались тысячи людей. После смерти фараона его тело тщательно мумифицировали, вокруг саркофага помещались несметные сокровища. О количестве материальных ценностей, сопровождавших фараона в загробный мир может свидетельствовать такой факт. В одном из немногих, не подвергшихся разграблению, и отнюдь не самом роскошном погребении второстепенного фараона Тутанхамона было обнаружено золотых изделий общим весом более 1 тонны. У древних скандинавов, викингов существовало представление о том, что все собранные викингом богатства должны быть вместе с умершим, когда он предстанет перед богом Одином. Поэтому викинги награбленные сокровища использовали не для улучшения своей земной жизни, а стремились зарыть, утопить их в болоте, чтобы эти сокровища принадлежали им и на том свете.
Пирамиды и величественные мавзолеи, погребальные курганы, пышное снаряжение знатного покойника требовали колоссальных затрат материальных и людских ресурсов. Сам смысл жизни таким образом сводился к необходимости многолетнего строительства гробницы и с сбора сокровищ для материального благополучия умершего на том свете.
С другой стороны уже в древности появились представления о том, что бессмертие того или иного человека связано с тем, как прожита его земная жизнь. В древнем эпосе Месопотамии герой Гильгамеш, совершивший множество подвигов, после смерти друга отправляется на поиски бессмертия. Обретя цветок вечной молодости, Гильгамеш его теряет и приходит к выводу, что бессмертие не в телесном вечном существовании, а в славе, в достойных делах человека, в памяти о нём других людей. Гильгамеш отправляется достраивать городские стены Урука, считая, что это будет памятником его бессмертия.
В древнегреческой мифологии существуют бессмертные боги и смертные люди. Однако человек, став героем, совершив подвиги во имя людей, может обрести бессмертие. Так Геракл, совершивший множество подвигов, после смерти был вознесён на Олимп и стал бессмертным. Эти сказания по иному трактуют смысл жизни и смерти: достойные дела и героические поступки позволяют достигнуть бессмертия.
Религиозная традиция (особенно христианская) исходит из постулата о греховности, бренности тела и бессмертия души. Истинный христианин не должен заботиться о благополучии своей земной жизни, о спасении тела. Цель и смысл жизни – в безусловном следовании догматам церкви, в отказе от земных наслаждений, в аскетизме и смиренном принятии предуготованной Богом судьбы. Награда за все лишения в земной жизни – вечное блаженство после смерти, бессмертие души.
Многие выдающиеся представители науки и культуры, образно говоря, обрели бессмертие, благодаря своим творческим достижениям. “Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа”, — писал А. С. Пушкин. Стремление к самореализации, творчеству – ещё один смысл жизни и возможность достигнуть бессмертия путём вечной памяти потомков.
А. де Сент-Экзюпери говорил, что человек умирает лишь наполовину: “В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зёрна…” Зёрна – это идеи и свершения человека, воспитанные им дети и ученики и любые, пусть и незначительные на первый взгляд, добрые дела, сделанные человеком. “Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что даёт смысл жизни, даёт смысл и смерти”. – утверждал писатель.
Бессмысленное существование в ожидании смерти уподобляет человека животному. Смерть неизбежна, однако духовный опыт человечества даёт нам примеры достижения бессмертия в памяти потомков, свершениях, творческих достижениях, нравственном совершенствовании.
При подготовке данного материала были использованы материалы из следующих учебных пособий:
- Человек и общество: Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. Л. Н. Боголюб, А. Ю. Лазебниковой. – М.: 2001.
- Курбатов В. И. Обществознание – Ростов-на-Дону, 1999.
- Гречко П. К. Введение в обществознание. М.: 2000.
- Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: 2000.