Особенности программы по АФВ в школах интернатах VI вида.

Адаптивная физическая культура в системе

Воспитания и обучения детей с ДЦП.

 

Адаптивная физическая культура — это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, вклю­чая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивиду­ально значимые результаты по созданию всесторонней готовности челове­ка с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилита­ции и социальной интеграции; это специфический процесс и результат че­ловеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоя­нии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.

Исходя из потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, можно выделить следующие компоненты (виды) адап­тивной физической культуры: адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация.

Адаптивное физическое воспитание (образование) — компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности инди­вида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бы­товой и трудовой деятельности; в формировании положительного и ак­тивного отношения к адаптивной физической культуре.

В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием у людей с отклонениями в состоянии здоровья формируются комплекс специ­альных знаний, жизненно и профессионально необходимых сенсорно-перцептивных и двигательных умений и навыков; развиваются основ­ные физические и психические качества; повышаются функциональ­ные возможности различных органов и систем; развиваются, сохраня­ются и используются в новом качестве оставшиеся в наличии телесно-двигательные характеристики.

Основная цель адаптивного физического воспитания состоит в фор­мировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным дей­ствиям, преодолению необходимых для полноценного функциониро­вания субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здоро­вого образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

Физическое воспитание детей с ЦП можно разделить на 3 периода:

38 стр., 18970 слов

Программа "Адаптивная физическая культура" (для лиц с ограниченными ...

... практико-ориентированной программы профессиональной переподготовки кадров по профилю «Адаптивная физическая культура (для лиц с ограниченными возможностями здоровья)». ПОП для КММ «Адаптивная физическая культура (для лиц с ограниченными возможностями здоровья)» базируется на принципах: преемственности по отношению к ...

v доречевой и ранний возраст – от 0 до 3 лет;

v дошкольный возраст – от 3 до 7 лет;

v школьный возраст – старше 7 лет.

Первый период реализуется в центрах абилитации в детских поликлиниках и реабилитационных центрах.

Второй период реализуется в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, имеющих специализированные группы детей с ДЦП.

Третий период реализуется в специализированных школах.

Специальная школа-интернат является одним из основных этапов в системе реабилитации больных детей и подростков, а физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с центральными параличами.

 

Урок АФК

– основная форма организации ФВ в специальных коррекционных школах VI вида. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями наиболее адекватны индивидуальные, индивидуально-групповые и малогрупповые занятия.

Применяется общая схема построения занятия – водно-подготовительная, основная и заключительная части. Однако, соотношение этих частей по времени здесь может быть другим в зависимости от степени тяжести заболевания и задач, решаемых на данном уроке.

Коррекционные задачи: 1) нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей; 2) нормализация дыхательной функции; 3) формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп; 4) коррекция сенсорных расстройств; 5) коррекция координационных нарушений (мелкой моторики кисти, статического и динамического равновесия, ритмичности движений, ориентировки в пространстве); 6) тренировка мышечно-суставного чувства; 7) профилактика и коррекция контрактур; 8) активация психических процессов и познавательной деятельности.

Образовательные задачи: 1) развитие двигательных навыков; 2) развитие психических процессов и речи; 3) развитие познавательной деятельности; 4) профилактическая ориентация; 5) повышение мобильности как средства интеграции детей с ДЦП в общество здоровых людей.

Воспитательные задачи: 1) воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям ФК; 2) воспитание морально-волевых качеств; 3) воздействие формированию навыков культуры поведения; 4) привитие и закрепление гигиенических навыков (уход за телом, мытье рук после занятий, опрятность и аккуратность в одежде и т.п.); 5) обучение элементарным правилам самоконтроля.

 

Особенности программы по АФВ в школах интернатах VI вида.

К настоящему времени накоплен большой опыт по реабилитации детей с нарушениями функций ОДА, который свидетельствует о том, что для получения оптимальных результатов следует оптимально разнообразить двигательную активность больных детей, не ограничиваясь каким-либо одним методом, и стремиться приблизить ее к двигательной активности здоровых детей.

Исходя из этого, целью настоящей программы по АФВ для детей, страдающих ЦП, является создание при помощи коррекционных физических упражнений и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной, трудовой деятельности, социальной адаптации к реальным условиям жизни и интеграция таких детей в общество.

В школах-интернатах осуществляется единый, целостный подход к личности ребенка со стороны педагогического и медицинского персонала. От педагогов требуются большой такт, знание индивидуальных особенностей детей, умение предугадать их возможные реакции на критические замечания. Важно суметь выработать у ребенка объективное отношение к своим возможностям.

6 стр., 2639 слов

Характеристика структур и содержание государственных программ ...

... адаптивного физического воспитания Основные направления АФВ: Формирование жизненно важных двигательных умений; Развитие двигательных способностей; Воспитание личности; Развитие сохранных анализаторов; Коррекция психических нарушений; Предупреждение возникновения вторичных отклонений; ... физический воспитание коррекционный образовательный программа Глава 1 Особенности физического развития детей ...

Особенностью предлагаемой программы является приоритетное использование ФК как формы двигательной деятельности, которая позволяет наилучшим образом сформировать жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечить нормальное функционирование систем организма, активизировать состояние здоровья и работоспособности.

От ФК в обычных школах АФК отличается коррекционной направленностью программы. Основной целью ФВ детей с ЦП является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. В основу предлагаемых рекомендаций положены общие принципы, методы и средства спортивной тренировки, позволяющие в специально созданных или обычных условиях стимулировать потенциальные возможности больного ребенка. Программа по ФВ в спецшколах имеет свои особенности по сравнению с общеобразовательными школами.

Реализация программы предусматривает всестороннее медицинское и психолого-педагогическое обследование, а также определение уровня физической подготовленности и двигательных возможностей ребенка.

В программу включены следующие разделы:

1. Основы знаний.

2. ОРУ и коррегирующие упражнения.

3. Элементы гимнастики.

4. Элементы легкой атлетики.

5. Спортивные и подвижные игры.

6. Развитие двигательных качеств.

Особое внимание уделяется разделу “Общеразвивающие и коррегирующие упражнения”, что объясняется спецификой заболевания – наличие у детей стойких двигательных и психических расстройств. Реализация данного вида программного материала осуществляется на каждом уроке АФК в течение всего учебного года. Такой подход помогает непрерывно и последовательно осуществлять коррекцию имеющихся у детей дефектов, способствует формированию (созданию) у них “Школы движений”. Особое значение в этом разделе нами уделяется дыхательным упражнениям и упражнениям на развитие координационных способностей.

Такие разделы программы как элементы гимнастики и легкой атлетики необходимы для обучения детей прикладным навыкам. Обучение проводится в соответствии с возрастными особенностями и степенью тяжести поражений, используются только те виды упражнений, которые доступны больным ДЦП. Обучение прикладным навыкам, особенно в старшем возрасте, рассматриваются как средство социальной адаптации.

Помимо обучения прикладным навыкам широко используются игры малоподвижные, подвижные, игры с включением бега, прыжков, метания. Подготовка к спортивным играм (“Пионербол”) и спортивные игры (“Волейбол”) даются с облегченными условиями и изменением некоторых правил, с ограничением длительности, действий и размеров площадки.

На уроках используются индивидуальные подходы к детям с учетом их возраста, формы заболевания, индивидуальных особенностей и психического развития.

Работа учителя осуществляется в тесном контакте с врачом.

 

Социальная интеграция детей с ДЦП.

В настоящее время в качестве цели реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, как правило, рассматривается социальная интеграция, которая понимается, во-первых, в статическом плане как некоторое состояние достигнутого и зафиксированного по­ложения инвалида в обществе и, во-вторых, применительно к отдельно взятому инвалиду (т.е. только в индивидуальной плоскости).

16 стр., 7769 слов

Воспитание и обучение детей с нарушением развития

... в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии Мартьянова Г.Ю. Подготовка ребенка с отклонениями в развитии к обучению в школе Лобанова Т.Г. Развитие пространственного (глубинного) зрения ... интеллекта Пенькова В.А. Развитие речевой деятельности глухих дошкольников Носкова Л.П. Развивающие занятия с детьми 1 - 2-ой коррекционной подготовительной группы (на математическом материале) ...

Однако, как справедливо отмечает В.З. Кантор (2000), категория «социальная интеграция» является одной из фундаментальных катего­рий социологии и обозначает «процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управле­ния». Следовательно, будучи процессуальной по своей природе, социальная интеграция инвалидов не может выступать в качестве цели (и тем более результата) их реабилитации.

Социальная интеграция представляет собой двусторонний процесс взаимного сближения, встречного движения двух социальных субъек­тов, в нашем случае — лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развива­ющихся людей, и самих этих людей, которые должны создать благо­приятные условия для такого включения.

Поэтому в качестве цели социальной реабилитации В.З. Кантор (2000) предлагает использовать понятие «образ жизни». Будучи одним из ключевых понятий социологии, оно обозначает реально существую­щие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-истори­ческих условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельнос­ти людей, характеризующие особенности их поведения, общения и практики (В.Н. Иванов, 1989).

Таким образом, цель реабилитации инвалидов состоит в обеспечении их способности к реализации образа жизни нормально развивающихся людей.

Таким образом, адаптивная физическая культура в целом и все ее виды призваны с помощью рационально организованной двигательной активности как естественного стимула жизнедеятельности, используя сохранные функции, остаточное здоровье, природные ресурсы и ду­ховные силы, максимально реализовать возможности организма и лич­ности для полноценной жизни, самопроявления и творчества, соци­альной активности и интеграции в общество здоровых людей.

 

Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения — это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни множеством причин различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития. Интеграция — это закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.

В России интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в начале 90-х годов. Это связано с начавшимися в стране реформами политических институтов, с демократическими преобразованиями в обществе. Прямое знакомство с зарубежными версиями интеграции, пришедшей на Запад 20 лет тому назад, сразу позволило увидеть ряд внешне притягательных черт такого подхода к образованию детей с психофизическими нарушениями. Интеграция привлекла, прежде всего, родителей проблемных детей. Именно они инициировали первые опыты обучения своих детей в массовых детских садах и школах.

5 стр., 2276 слов

Социально-психологические подходы к развитию одаренности в процессе обучения

... параметров мик- ро- и макросреды, значимых для процессов развития творческой одаренности, интеграции талантливых детей, создание условий развертывания персонального пространства творчески одаре ... между субъектами этих общностей; в) пространственно-предметный, обеспечивающий возможность необходимого для обучения, развития и социализации пространственных действий и включающий в себя архитектурные ...

Изучение опыта интегрированного обучения многих стран, проведение сравнительных исследований показывают, что, несмотря на некоторый благоприятный фон для зарождения интеграционных процессов, интеграции в России предстоит стать полномасштабным явлением и обрести характер общенациональной программы в особых социокультурных и экономических условиях, значительно отличающихся от западноевропейских. В связи с этим неконструктивно механическое калькирование западных моделей интеграции (Н.Н. Малофеев, 1997).

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции располагают дошкольные образовательные учреждения комбинированного типа, имеющих как обычные, так и специальные дошкольные группы. В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию проблемных детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции, т.е. одну из моделей:

комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы;

частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня (например, на его вторую половину) по 1-2 человека;

временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т.п.

Реализация этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.

Для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному со здоровыми сверстниками обучению, может быть эффективна полная интеграция. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада, близлежащего к дому, при этом они должны обязательно получать коррекционную помощь либо по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте детского учреждения), либо в группе кратковременного пребывания специального детского сада или школы, либо в разнообразных центрах (например, дети с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах системы здравоохранения).

Для городов и других населенных пунктов, в которых нет специальных (коррекционных) учреждений, может быть эффективной такая форма комбинированной интеграции, при которой дети с определенным нарушением, но имеющие высокий уровень психофизического и речевого развития, направляются по 1-2 человека в группы одного массового детского сада; при этом данному учреждению выделяется ставка учителя-дефектолога, который проводит с проблемными детьми из разных групп систематические коррекционные занятия (индивидуальных или в малых группах).

8 стр., 3961 слов

Сохранение и развитие самосознания малых этнических групп в Казахстане

... 1.На основе комплексного изучения имеющихся источников по проблеме «Сохранения и развития самосознания малых этнических групп в Казахстане» возникла необходимость изучить удовлетворение образовательных запросов представителей отдельных ... населению по Республике Казахстан, уровню владения родным языком данных этнических, где дети занимают от одного до тридцати восьми процентов всего населения. На наш ...

Учитель-дефектолог посещает также занятия в массовых группах и помогает организовать обучение и воспитание особого ребенка в коллективе здоровых детей.

Важно подчеркнуть, что, если полная и комбинированная модели интеграции могут быть эффективны лишь для части детей с высоким уровнем психофизического и речевого развития, то частичная и особенно временная формы интеграции целесообразны для большинства дошкольников с отклонениями в развитии, в том числе и для детей с интеллектуальной недостаточностью. Такое объединение способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и ранней социализации дошкольников с отклонениями в развитии.

В настоящее время появился первый отечественный опыт воспитания детей с отклонениями в развитии в комбинированной группе общеобразовательного дошкольного учреждения. При этом треть воспитанников составляют дети с тем или иным нарушением (например, неслышащие дети), а две трети — нормально развивающиеся дошкольники; количество воспитанников в такой группе сокращается до 12-15 человек. В штат группы вводится учитель-дефектолог, который проводит как фронтальные и индивидуальные занятия с проблемными детьми, так и общегрупповые занятия; воспитатели работают со всеми дошкольниками. Эта модель позволяет создать уникальные возможности для ранней интеграции значительного числа детей с отклонениями в развитии, сохраняя за ними ежедневную адекватную коррекционную помощь, а также для специальной педагогической поддержки детей, не имеющих нарушений в развитии, но испытывающих значительные трудности в обучении в силу других причин (например, слышащие дети неслышащих родителей, двуязычные дети, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев и др.).

Описанные варианты моделей интеграции в наибольшей степени отработаны в процессе воспитания и обучения детей с нарушенным слухом, но они могут успешно использоваться и в работе с детьми с другими отклонениями в развитии.

Совместное воспитание в образовательных учреждениях общего типа детей с отклонениями в развитии и нормально развивающихся — относительно новое явление в образовании. Поэтому необходимо уделить особое внимание подготовке педагогических кадров к его осуществлению. Целью такой подготовки является овладение воспитателями массовых детских садов необходимыми дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения детей с отклонениями в развитии. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях, т.е. в условиях интегрированного обучения.

5 стр., 2058 слов

коррекционное обучение и воспитание;

... специальной (коррекционной) педагогики является исследование закономерностей обучения, воспитания и развития детей со специальными образовательными потребностями. Объектом выступают ... детей с отклонениями в развитии; 2.Изучение и обобщение передового педагогического опыта; 3.Разработка педагогических технологий по воспитанию, обучению и коррекции психофизических недостатков аномальных детей. ...

В настоящее время в помощь воспитателям и учителям массовых учреждений, в которых воспитываются и обучаются дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, вышло из печати первое в России пособие «О детях с отклонениями в развитии» (1997).

Для того, чтобы интегрированное обучение проблемных детей вошло в широкую практику отечественного образования, необходимо:

законодательное определение статуса интегрированного ребенка и образовательного учреждения, принимающего его;

внесение изменений в статус специальных (коррекционных) учреждений за счет дополнения его функциями оказания коррекционной помощи интегрированным детям;

внесение изменений в материально-техническое обеспечение массовых общеобразовательных учреждений для создания в них условий для воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии;

проведение целенаправленной работы с обществом по его подготовке к принятию человека с ограниченными возможностями.

Создание гибкой системы коррекционного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, включающая специальные (коррекционные) дошкольные учреждения и специальные группы в общеобразовательных детских садах, группы надомного обучения и кратковременного пребывания, интегрированное воспитание позволит расширить возможности выбора адекватных и эффективных форм педагогического воздействия, которые будут отвечать как интересам неординарного ребенка, так и его семьи.