Основные закономерности высшей нервной деятельности

Понятие об ощущениях. Общие психофизиологические закономерности ощущений.

Ощущение– это психический процесс отражения отдельных свойств объектов реального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.Тот предмет или явление ощущение которого сейчас происходит наиболее отчетливо называется объектом ощущения. Все остальные предметы составляют фон ощущений. Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализатор состоит из рецептора, афферентного нерва и участка коры головного мозга. Рецептор производит: 1. первичный анализ поступающих в кору раздражений. 2. преобразовывает энергию внешнего воздействия в нервные импульсы. Классификация ощущений: 1. Зрительное(83-87% инф-ции); 2.Слуховые(речевые, музыкальные, шумы); 3.Вибрационные – отражают колебания упругой среды; 4.Обанятельные; 5.Вкусовые; 6.Кожные(тактильные, температурные, болевые); 7.Статические– определяют положение тела в пространстве; 8.Органические – самочувствие человека(голод, жажда); 9.Болевые.

К основным психофизиологическим закономерностям относятся: 1.Чувствительность – способность анализаторов ощущать раздражения любой величины. Чувствительность к различению или дифференциальный порок – это та наименьшая прибавка к силе действия раздражителя при которой возникает едва заметное приращение в силе ощущений. 1/30 – порок к различению массы, 1/10 – слуха. 2.Адаптация – приспособление к определенному раздражителю. 3.Сенсибилизация – обострение чувствительности. Острота ощущений в следствии каких-то изменений (напр.ясновидящие).

4. Синестезия – ощущение одной величины усиливают или подкрепляют ощущения другой величины (или другой модальности)(напр.светомузыка).

 

Общая психология и ее место в системе психологической науки. Структура современной психологической науки. Принципы психологии.

2-а периода: 1. от нашей эры до сер.19 века. 2. От сер. 19 века до наших дней. Психология имеет 3 предмета своего изучения: душа, психика и сознание, поведение и деятельность человека.

Общая психология – наука о закономерностях возникновения, развития, проявления психики вообще и сознания ч-ка. Это базовая дисциплина, кот.дает базу для др.отраслей. Отрасли пс-и: возр, пед, соц, спорта, труда, юрид, космич.и др.

Принципы психологии:

1. Принцип детерминизма – принцип причинной обусловленности всех явлений в мире.

21 стр., 10352 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 5

... методического пособия мы руководствовались тем, что занятия по курсу «Психология человека» должны способствовать сознательному усвоению теоретических основ современной психологической науки ... 2014. – № 2. – С. 29-32. – ISSN 1609-7432. Куприна, О. А.  Общая психология. Хрестоматия, учебно-методический комплекс – М.: Евразийский открытый институт, 2011. [Электронный ресурс]. – Режим ...

2. Принцип развития психики в деятельности (осн.виды деят-ти – игра, учение, труд.деят-ть).

3. Принцип единства сознания и деятельности.Это означает, что сознание есть регулятор поведения и действий человека.

4.Принцип развития личности в деятельности.

Основные закономерности высшей нервной деятельности.

В основе ВНД лежит рефлекс, по способу котрого происходят все акты осознанной и неосознанной жизни. Первым, кто дал науч.понятие рефлекса был Рене Декарт, пер.с лат. «отражение».Рефлекс (поДекарту) – это ответная реакция организма на действие к-л. раздражителя.По Павлову рефлекс: безусловный (врожденная ответная реакция), условный (приобретенная ответная реакция).Возникает в результате взаимодействия двух нервных процессов возбуждения(переход от пассив.состяния в активное) и торможения(из актив.в пассивное).Свойства нервн. процессов: сила(выс.работоспос-ть и вынос-ть нс), уравновешенность (баланс нерв.пр-сов), подвижность (быстрота смены одного процесса другим).

Три вида торможения: внешнее(возникает при возд-и на мозг к-л сил.раздр-ля-шум), внутренне (угасательное-услов.рефлекс ослабевает, дифференцировочное – возникает при приспособлении организма к раздражителю; условное – возникает, когда на мозг действует нейтральный раздражитель), запредельное (когда вместо процессов возбуждения возникают процессы торможения).

По Павлову Закон взаимной индукции: каждый из нервных процессов либо вызывает, либо усиливает противоположный ему нервный процесс.Различают последовательную (один процесс сменяет другой) и одновременную индукцию (два процесса действуют одновременно).

Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли

Воля— это способность человека сознательно контрол-ть свою деятельность и активно управлять ею, преодолевая препятствия и подчиняя ее к сознательно поставленной цели. Волевые качества:

1. Целеустремленность — умение человека ставить ближайшие и отдаленные цели своей жизни и деятельности и подчинять ил свое поведение.

2. Критичность и самокритичность выражается в умении всесторонне обдумать и оценить предстоящее и уже выполненное действия как собственные, так и других людей.

3. Решительность – умение без колебаний принимать правильные решения, своевременно и смело приводить их в жизнь. Не след-т путать с торопливостью и поспешностью.

4. Смелость — отсутствие боязни идти на риск.

5. Настойчивость — умение человека в течение длительного времени преодолевать трудности и препятствия, неуклонно идти к цели.

6. Самостоятельность — умение человека без помощи других назначать для себя действия, принимать обдуманные решения и ответственно проводить их в жизнь. Самостоятельность проявляется в инициативности, в умении нести ответственность за свои действия и поступки.

7. Выдержка и самообладание — умение контролировать свое поведение, сдерживать непосредственные побуждения и импульсивные действия.

Слабость воли прояв-ся в неисполнит-ти. Ленивые откладывают дела на завтра, безответственные обещания, вспыльчивые, не сдержанные. Проявление — упрямство, Негативизм до крайней степени выраженности.

2 стр., 678 слов

МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

... Поразмышляйте над приведенными ниже цитатами. Какие особенности мышления и воображения, и роль данных процессов в жизни человека они иллюстрируют: - «В искусстве раскрытия преступлений первостепенное ... на примере главных героев фильма, какую роль воображение играет в жизни детей и подростков; как воображение помогает человеку справляться с психологическими проблемами и стрессовыми ситуациями; ...

Свойства внимания. Развитие внимания. Управление вниманием учащихся на уроке.

Внимание — это сосредоточение сознания на определенном объекте внут.или внеш.мира с целью его ясного отражения.

Свойства внимания:

1. Объем внимания — это количество объектов, которое может быть охвачено выниманием в ограниченный отрезок времени.

2. Распределение внимания, несколько объектов находящихся в центре внимания одновременно.

3. Концентрация внимания — степень сосредоточения внимания на одном объекте.

4. Устойчивость — это длительность сосредоточения внимания на объекте.

5. переключение внимания — намеренный перенос с одного объекта на другой. Скорость переключения зависит от подвижности нервных процессов.

6. Колебание-отвлекаемость вним-я.

Разв-е вним-я: не позволять уч-ся лишь бы как вып-ть задания, нужно управ-ть вним-ем(постановка речи, примеры, плакаты, стенды и др.).Типы людей:внимательные, рассеянные.

 

Понятие о воображении. Виды воображения. Роль воображения в процессе педагогической деятельности, научного, технического и художественного творчества.

Воображение – это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей. Чем отличается образ представления от образа воображения? Первое – это представление того, что есть, а второе – это фантазия. Физиологическую основу воображения обеспечивает образование нового образа, представляющего собой сочетание из временных первичных связей, ранее сформировавшихся в коре мозга. Виды воображения: 1. Произвольное (репродуктивное – ч-к созд-т образы, кот.предст-т новизну только для него; творческое — ч-к созд-т образы, кот.предст-т новизну не только для него, но и для др.; мечта- заранее сбыточное явление; грезы- заранее несбыточное явление) и 2. Непроизвол.(сновидения, галлюцинация).Приемы создания образов воображения: 1. комбинирование (творческий синтез, подбор состав-щих, позвол.что-то создать).

2. агглюцинация (соединение частей, присущих двум объектам, но реально они не сущ-т).

3. акцентирование (качество одного объекта выдвигается на передний план).

4.типизация (специфич.обобщение).5. схематизация-эскиз дет., чертеж

В педагогической практике воображение играет большую роль. Воображение откладывает след на формирование некоторых свойств личности (например, поэтическая натура, одухотворенность).

Понятие о внимании. Виды внимания

Внимание — это сосредоточение сознания на определенном объекте внут.или внеш.мира с целью его ясного отражения.

Условием возникновения внимания является выделение объекта, сосредоточение на нем и отвлечение от посторонних раздражителей.Классификация внимания по видам:

По активности человека в организации внимания различают:

1. непроизвольное (пассивное или эмоциональное) — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя.

5 стр., 2497 слов

Организация и социальная группа как объекты управления. Феноменология ...

... оригинальных идей, мыслей, предложений; он человек оригинальной идеи. Обладает самым высоким интеллектом в группе и развитым нестандартным, креативным воображением. Но бывает нереалистичен, оторван ... работников с интересами самой организации. Взгляд на организацию как на объект управления, оценка психологических и социально-психологических процессов, свойственных организации, требуют определенного ...

2. произвольное (активное или волевое) — это сознательно регулируемое сосредоточение сознания на объекте.

3. послепроизвольное — когда потребность быть внимательным становиться необходимостью.

По виду деят-ти:

1. сенсорное (органы чувств концентрируют внимание на определенные раздражители)

2. моторное;

3. интеллектуальное.

По направ-ти:

1. внешне направленное или перцептивное-регул-т физич.деят-ть ч-ка;

2. внутренне направленное-осозн-е своей деят-ти..

По форме учебной деятельности:

1. коллективное внимание;

2. групповое внимание

3. индивидуальное внимание.

Общие понятия о группах и коллективах и их классификация. Формирование коллектива учащихся.

Коллектив высшая форма организации отношений. Чтобы группа была коллективом, необходимо: 1) Общая цель, 2) Уважение друг к другу, 3 ) Сплоченность, 4 ) Требовательность.Группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком.

Основные характеристики группы:состав, т.е. члены группы;структура (коммуникаций, предпочтений, власти и т.д.; функции членов);позиция индивида в группе;статус члена группы (его социометрическая позиция, его восприятие другими);роль (динамический аспект статуса);групповые нормы и ценности (эталоны должного, правила, выработанные и принятые группой, регулирующие деятельность ее участников).

Классификация групп: условные (не является реальным элементом общества) и реальные (результат развития социума):лабораторные (созданные для научных целей на время) и естественные (функционируют в реальном мире);

большие (этнические, профессиональные, возрастные): организованные и стихийные (паника, толпа, карнавал, бедствия); малые (контактные, групповые отношения заданы межличностными): формальные (их структура задана извне) и неформальные (результат активности извне), открытые и закрытые, Условные группы людей объединяются по определённому признаку (пол, возраст, профессия и т. п.).

Реальные личности, включённые в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом. Реальные группы людей, реально существующие как общности в определённом пространстве и времени, характеризуются тем, что её члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.Кооперация – группа, отличающаяся организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер.Корпорация – это группа, объединённая только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои цели любой ценой.Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединённых целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

... и условно существует. Реальная группа - это объединение, где люди связаны реальными контактами, т.е. взаимоотношения его членов, общие цели и задачи (например, группа однокурсников). Реальная группа может существовать ... п.) Большая группа (реальная) - значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив ...