Условные и безусловные рефлексы. Определение и основные отличия.

1.1. Условные рефлексы — это индивидуально приобретенная реакция организма на ранее индифферентный раздражитель. Раздражитель — любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих состояний организма. Условные рефлексы формируются в течение жизни и связаны с накоплением жизненного опыта. Они индивидуальны для каждого человека или животного. Способны угасать, если не подкрепляются. Угашенные условные рефлексы не исчезают полностью, то есть способны к восстановлению.

Физиологическую основу условного рефлекса составляет формирование новых или модификация существующих нервных связей, происходящие под влиянием изменений внешней и внутренней среды. Это временные связи (временная связь — это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений мозга, возникающих в процессе сочетания условного и безусловного раздражителей и формирующих определенные взаимоотношения между различными мозговыми образованиями), которые тормозятся при отмене подкрепления, изменении ситуации.

Условные рефлексы характеризуются следующими общими свойствами (признаками):

— все условные рефлексы представляют собой одну из форм приспособительных реакций организма к меняющимся условиям среды.

— условные рефлексы приобретаются и отменяются в ходе индивидуальной жизни каждой конкретной особи.

— все условные рефлексы образуются при участии ЦНС.

— условные рефлексы образуются на базе безусловных рефлексов; без подкрепления условные рефлексы со временем ослабляются и подавляются.

Биологическая роль условных рефлексов заключается в расширении диапазона приспособительных возможностей организма.

1.2. Безусловные рефлексы – рефлексы, характерная особенность которых заключается в том, что они являются врожденными, передаются по наследству. Одни безусловные рефлексы (например, сосательный, глотательный) проявляются сразу после рождения, другие (например, связанные с размножением) – только при полном созревании организма.

Само название «безусловные» говорит о том, что эти рефлексы не зависят от каких-то определенных условий, а постоянно проявляются при раздражении соответствующих рецепторов. Так, при попадании пищи в рот выделяется слюна, а когда пища достигает желудка и начинает раздражать его рецепторы – желудочный сок. Однако постоянство безусловных рефлексов нельзя считать абсолютным. Даже когда пища попала в рот, безусловный слюноотделительный рефлекс может не проявиться, затормозиться, если на организм действует какой-либо другой, очень сильный и в данный момент более важный раздражитель, чем пищевой.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... распределение (способность следить за несколькими процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное с воспитанием и обучением (произвольное). Рациональные формы ...

Безусловные рефлексы зависят от изменений обмена веществ в организме. Например, сложный безусловный рефлекс, связанный с поиском пищи, проявляется при снижении содержания глюкозы и других питательных веществ в крови. Сложные безусловные рефлексы называются часто инстинктами. К ним относятся родительский, половой, оборонительный инстинкты.

Отличия.

Безусловные рефлексы Условные рефлексы
1. Врожденные, наследственно передающиеся реакции, большинство из них начинают функционировать сразу же после рождения. 1. Реакции, приобретенные в процессе индивидуальной жизни.
2. Являются видовыми, т.е. свойственны всем представителям данного вида. 2. Индивидуальные.
3. Постоянны и сохраняются в течение всей жизни. 3. Непостоянны — могут возникать и исчезать.
4. Осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг). 4. Являются преимущественно функцией коры больших полушарий.
5. Возникают в ответ на адекватные раздражения, действующие на определенное рецептивное поле. 5. Возникают на любые раздражители, действущие на разные рецептивные поля.
6. Реагируют на действие наличного раздражителя, которого уже нельзя избежать. 6. Приспосабливают организм к действию стимула, которое еще предстоит испытать, т.е. имеют сигнальное (предупредительное) значение.

Описание типов ВНД человека.

Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте.

Темпераментом называют врожденные особенности человека, которые определяют динамику протекания его психических процессов. Именно темперамент обуславливает реакции человека на внешние обстоятельства. Он в значительной мере формирует характер человека, его индивидуальность и является неким связующим звеном между организмом и познавательными процессами.

В психологии индивидуальных различий выделяют следующие свойства темперамента: возбуждение – торможение, лабильность – ригидность, подвижность – инертность, активность – пассивность, а также уравновешенность, чувствительность, скорость реакции.

Важным свойством нервной высшей деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности — подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей. Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

1-й тип. Холерик. Сильный, неуравновешенный, с преобладанием процессов возбуждения над торможением (безудержный) тип. Он характеризуется быстрой выработкой условных рефлексов и медленным формированием условного торможения.

2-й тип. Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный (живой) тип, характеризующийся большой силой, высокой подвижностью и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. У представителей этого типа легко вырабатываются положительные и отрицательные условные рефлексы, они быстро адаптируются к изменениям стереотипа условных рефлексов.

3-й тип. Флегматик. Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный, малоподвижный) тип, для которого характерны большая сила и уравновешенность и при этом малая подвижность возбуждения и торможения. Условные рефлексы вырабатываются медленнее, смена стереотипов рефлексов происходит труднее, чем у первого и второго типа.

4-й тип. Меланхолик. Слабый тип, у которого отмечаются слабые процессы возбуждения и легко возникают тормозные реакции. У него выработка условных рефлексов затруднена, наблюдаются низкая работоспособность и быстрое истощение нервных клеток. На посторонние новые раздражители часто отмечается пассивно-оборонительная реакция, развивается запрет. Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека — определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика — вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни. Несмотря на это темперамент, формируется всю жизнь его обладателя также как и его характер.

Описание детских типов ВНД по Красногорскому и Иванову-Смоленскому.

На всем протяжении развития ребенка меняется взаимодействие между подкорковыми структурами и корой больших полушарий, постепенно кора больших полушарий занимает ведущее место в формировании поведения ребенка.

Учение о высшей нервной деятельности у детей было начато Н.И. Красногорским, он выделил 2 типа высшей нервной деятельности:

— перевозбудимый

— инертноподобный.

В дальнейшем А.Г. Иванов-Смоленский выделил 4 типа высшей нервной деятельности – возбудимый, тормозной, инертный, лабильный.

Н.И. Красногорский в 1954г. обобщил и предложил классифицировать типологические особенности высшей нервной деятельности детей по свойствам:

1) взаимодействие коры и подкорки;

2) взаимодействие I и II сигнальных систем;

3) свойства нервных процессов.

1 тип – нормально-возбудимые; сильный уравновешенный, подвижный.

Положительные и отрицательные рефлексы образуются быстро. У таких детей быстро вырабатываются тонкие дифференцировка. Безусловно рефлекторная деятельность быстро контролируется корой больших полушарий. Речь быстрая, четкая, эмоциональная. Дети общительны, с яркими эмоциями, проявляют интерес к явлениям, легко поддаются воспитанию и обучению.

2 тип – нормально-возбудимые; сильный, уравновешенный, инертный.

Условные рефлексы вырабатываются медленно, как на сильное, так и на слабое раздражение. Кора больших полушарий сильно контролирует протекание безусловных рефлексов. Речь спокойная, медленная, без резкого выражения эмоций, мимики.

Дети спокойного, ровного поведения, легко справляются с трудными ситуациями. Хорошо поддаются воспитанию и обучению.

3 тип – сильный, повышенно-возбудимый, безудержный.

Условные рефлексы вырабатываются легко, как на сильное, так и на слабое раздражение. Характеризуется недостаточным тормозным процессом; преобладает деятельность подкорковых структур. Дети очень эмоциональны, речь у них громкая, быстрая, неровная. Характеризуется неровным, неустойчивым поведением. Часто ведут себя агрессивно.

4 тип – слабый, нормально-возбудимый, малоподвижный.

Условные рефлексы образуются медленно. В высшей нервной деятельности преобладает процесс торможения, особенно внешнее. С трудом вырабатываются все виды внутреннего торможения. Замедленная речь, двигательная активность невелика. Внешне производят впечатление слабых и трусливых.

Н.И. Красногорский, основываясь на исследованиях безусловных и условных рефлексов, а также речевых реакций детей, выделил у них четыре основных типа нервной системы. Описывая отдельные типы, Н.И. Красногорский учитывал динамику корковых и подкорковых процессов, считая уравновешенность возбуждения на корковом и подкорковом уровнях одним из основных критериев своей типологии. Выделенным типам ВНД он дал следующие характеристики:

1. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии – сангвиник.

2. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип – флегматик.

3. Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный (что связано с преобладанием возбуждения в подкорковых отделах) тип – холерик.

4. Слабый, пониженно возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов – меланхолик.

H.И. Красногорский приводит следующую подробную характеристику выделенных им типов ВНД, учитывая в ней безусловно-рефлекторные, условно-рефлекторные действия и общее поведение ребенка. Важной особенностью предложенной классификации типов ВНД, позволяющей легко и быстро ее использовать педагогу, психологу и воспитателю, является то, что большое значение уделяется формированию и проявлению у детей речевых функций. Это первая наиболее полная и обобщенная, основанная на экспериментах характеристика типов темперамента, понимаемых как проявление типов высшей нервной деятельности:

1. Сангвиник. Положительные условно-рефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.

2. Флегматик. Положительные условные рефлексы образуются с нормальной скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры над прирожденными рефлексами. Флегматик легко приспосабливается к социальной среде. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

3. Холерик. Характеризуется сильными условными реакциями, подверженными большому влиянию подкорковых областей. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленней, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной и формируется труднее, чем у предыдущих типов.

4. Меланхолик. Пониженная деятельность коры сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в пониженных эмоциях. Быстро утомляется и перестает реагировать на слишком сильные или продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабые. Условные реакции образуются медленно, после многих сочетаний безусловного и условного раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая, замедленная. Слабый тип нервной системы у ребенка является благоприятной почвой для возникновения нарушений деятельности коры.

Как в типологии Иванова-Смоленского, так и в типологии Красногорского сохранилось четыре типа ВНД (темперамента), хотя авторы пользовались различными критериями деления на типы не только относительно друг друга, но и по отношению к типологии И.П. Павлова. Эти типологии сходны в том, что разным типам темперамента приписываются различные способности к образованию условных реакций. Поскольку образование условных реакций составляет определенную форму обучения, можно сказать, что скорость обучения является характерным признаком отдельных темпераментов, из чего вытекают определенные следствия для организации педагогического и воспитательного процесса.

Однако тип высшей нервной деятельности ребенка напоминает тип ВНД взрослого лишь в общих чертах, так как основные свойства нервной системы у детей и подростков имеют свои возрастные особенности. Так, Н.И. Красногорский отмечал, что для детей дошкольного возраста характерна слабость процессов возбуждения и торможения и их неуравновешенность в сторону преобладания возбуждения независимо от типа их ВНД. В связи с этим у детей дошкольного возраста сильный тип нервной системы также будет характеризоваться слабостью нервных процессов, но степень ее выраженности будет меньше по сравнению со слабым типом. Иначе говоря, происходит своеобразное «наложение» возрастных особенностей высшей нервной деятельности с ее типологическими свойствами. Основные свойства нервной системы достигают своего нормального уровня развития, ограниченного типом нервной системы, только к моменту ее полного созревания, т.е. к 20–22 годам.