1. Игровая деятельность не создает общественно значимых результатов, но много значит для формирования человека как субъекта деятельности. В ролевых играх дети, подражая взрослым, осваивают формы социального поведения и общения людей – социализируются. В играх по правилам (настольных, спортивных) происходит развитие и тренировка физических и умственных особенностей. Игра приобретает особое значение и как специальный метод познания сложных и проблемных ситуаций (деловые, проблемные, ролевые игры).
2. Учебная деятельность – направлена на приобретение знаний, навыков и умений для будущей трудовой деятельности, является важнейшим условием развития сознания человека и подготовки его к самостоятельной жизни в обществе. Продолжает занимать большое место и после окончания школы.
3. Трудовая деятельность – главный вид деятельности. Основной отличительный признак этого вида – создание продуктов, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. Труд создал человека. Выделяют труд:
· физический (производство пищи, одежды);
· умственный (управление людьми, получение и распространение знаний, воспитание, обучение, развитие искусства, религии, науки).
43. Общение —это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
· Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.
· Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
· Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».
К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Охарактеризуем структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон:
· Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
· Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Психологическая сторона деятельности юриста
... выступает психологическая реальность (психологические феномены, психологические закономерности и психологические механизмы) в деятельности юридических органов, государственных, хозяйственных и общественных организации в их влияниях на правовую ... систему и зависимостях от нее, а также юридически значимых сторон образа жизни, поведения и правоотношений граждан и их групп. Короче: предмет ...
· Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе основе взаимопонимания.
44. Человек живет не один, а в обществе среди многих других людей и постоянно общается с ними. Без учета этого факта трудно понять и объяснить психологию и поведение отдельно взятого человека, поскольку многие свои индивидуальные особенности он приобретает именно благодаря общению и взаимодействию с окружающими людьми. Правда, эти люди влияют на психологию и поведение отдельно взятого человека не напрямую, а через систему человеческих отношений.
С окружающими людьми у человека всегда складываются определенные отношения, и именно они оказывают наиболее существенное влияние на данного человека. Если бы мы могли знать и точно описать те отношения, которые у человека сложились на протяжении его жизни со всеми людьми, с которыми ему приходилось общаться, то все или почти все стало бы для нас понятным в его психологии и поведении. Если бы мы смогли спрогнозировать, с кем конкретно и какие і ношения в жизни сложатся у данного человека, то этого было бы достаточно чтобы с высокой степенью точности предсказать, какой личностью этот человек со временем станет.
45. Общениекак форма межличностного взаимодействия и актуальность проблемы развития коммуникативных навыков общения для подготовки будущего педагога.
· Общение является многогранным процессом, который изучается философией, социологией, общей и социальной психологией, лингвистикой, педагогикой и другими науками.
· Общениеиграет значительную роль при решении практических задач педагогической деятельности. Форма обучения требует конкретных способов взаимодействия педагога и учащихся.
· Часто ученые в своих исследованиях по проблемам педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических просчетов и трудностей определяется не столько недостатками методической подготовки учительских кадров, сколько реформацией сферы профессионального педагогического общения.
· Процесс обучения и воспитания является определенной системой социально-психологического взаимодействия. Поэтому методическая структура педагогической деятельности всегда должна соотноситься со спецификой процесса общения, его уровнем, формами и т.д.
Леонтьев А.А., изучая коммуникативные умения личности, выделяет следующие компоненты умение общаться:
а) умение ориентироваться в условиях общения;
б) выбор содержания акта общения;
в) выбор средств передачи смысла актов общения;
г) поддержание обратной связи.
· Деркач А.В. и Кузьмина Н.В. указывают, что общение выступает не столько как обмен информацией, сколько как процесс взаимодействия и взаимовлияния. Во время общения, в результате систематических контактов в ходе совместной деятельности ее участники получают разнообразные знания о себе, своих друзей, способы наиболее рационального решения поставленных задач. В общении проявляются эмоциональные состояния и переживания каждого участника и т.п.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
· В труде Ломова Б.Ф. «Проблема общения в психологии» категория общения раскрывается — как существенная сторона человеческого бытия (отношения — «субъект-субъект»).
Общение здесь является системой межличностного взаимодействия.