УТВЕРЖДАЮ
Директор Могилевского института
региональных социально-политических
исследований
Н.Е. Лихачев
ПРОГРАММА
социологического исследования на тему
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СУБКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Руководитель НИР
канд. филос. наук Н.Е. Лихачев
Ответственный исполнитель
канд. социол. наук С.Н. Лихачева
Могилев 2005
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1. Проблема и проблемная ситуация
1.2. Определение объекта исследования
1.3. Постановка целей и задач исследования
1.4. Выдвижение гипотезы
1.5. Определение основных понятий, их интерпретация и операционализация
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание методов сбора информации, способов обработки и анализа
2.2. Описание выборочной совокупности
2.3. Рабочий план исследования
2.4. Инструментарий
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Проблема и проблемная ситуация.
Социальные трансформации, происходящие на постсоветском пространстве, охватывают фактически все сферы общественной жизни: экономику, политику, культуру, серьезно влияя на социальное положение и систему ценностей разных слоев населения. Реализация программ реформирования сопровождается социальной напряженностью, демонстрируя высокую степень зависимости от субъективного фактора, отношения социальных групп к проводимым преобразованиям. Во всех этих процессах прямо или опосредованно участвует и молодое поколение, от мировоззренческой позиции и активности которого во многом зависит социальная стабильность.
Социологические исследования проблем молодежи проводится Могилевским институтом региональных социально-политических исследований более десяти лет. Накопленный материал позволяет проводить сравнения, выявлять основные тенденции, имеющие место в молодежной среде. Экономическое, политическое, социально-психологическое состояние данной категории представляет значительный общественный интерес, так как касается многих социальных институтов и групп, может объяснять перспективы развития общества. В настоящее время отмечается сокращение численности детей и молодежи, что в будущем может оказать воздействие на состояние и количество трудовых ресурсов, и демографическую безопасность страны в целом. Особенно высок этот показатель в сельской местности: по данным Могилевского областного управления статистики на 01.01.2004 года в нашем регионе в селе проживало 6884 человека в возрасте 18-19 лет. В то же время сегодня отмечаются сложности с трудоустройством молодежи, особенно в поиске первого рабочего места, недостатки в профориентационной работе.
Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе ...
... отношения(семья, группа друзей). Их связывают общие интересы. Симпатии. Привычки. Молодежь как социально-демографическая группа Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик (от ... непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Семья Семья– это малая социальная ...
В социализации молодежи участвует множество агентов, различных институтов, на нее оказывают воздействие самые различные факторы. Особую значимость имеет досуг, типизирующий важный социальный опыт. Осваивая различные формы досуга, молодежь активнее всего взаимодействует с их инновационными, а не с традиционными формами.
Социализация молодежи происходит в реальных условиях конкретной социальной системы. Ее специфика зависит от особого сочетания сфер жизни региона, традиций общественного развития. Этим объясняется особая актуальность изучения теоретических и практических аспектов социализации молодежи, социальной диагностики ее состояния.
Определение объекта и предмета исследования.
Объект исследования – молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, в том числе: работающие, безработные и учащиеся. Работающие включают такие категории, как рабочие и ИТР на предприятиях, служащие, гуманитарная интеллигенция, предприниматели, работники правоохранительных органов и др. Учащиеся включают такие категории, как студенты вузов, техникумов, колледжей, учащиеся профессионально-технических училищ.
Предмет исследования – формирование и динамика развития профессиональных, политических, экономических, социокультурных ориентаций молодежи в условиях социальных трансформаций.
Постановка целей и задач исследования
Цель исследования — выявление тенденций социального самоопределения молодежи Могилевской области, влияния меняющихся экономических условий на формирование социальных ориентиров молодого поколения, а также оценка соотношения жизненных планов юношества и заданных обществом способов их реализации в условиях формирования рыночной структуры занятости.
Задачи исследования:
— исследование особенностей и тенденций профессионального самоопределения молодежи;
— изучение профессиональных ориентаций и трудовой занятости;
— выявление причин и факторов безработицы среди молодежи;
— рассмотрение особенностей формирования ценностных ориентаций, а также оценить вероятность совершения данной социальной группой отклоняющихся видов поведения;
Молодежь как объект социальной защиты
... социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». В числе научных исследований ... и не интегрируются, а часто подавляются). Молодежь, по мнению Манхейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом ...
— дать сравнительный анализ социальных настроений разных категорий молодежи;
— провести системный анализ мотивационной структуры учебной и профессиональной деятельности современной молодежи;
— определить и социологически обосновать изменения мировоззренческих ценностей молодежи в процессе политической социализации;
— исследование основных направлений развития молодежной субкультуры.
Выдвижение гипотезы
Основная гипотеза – Социально-экономическое положение и социально-психологическое самочувствие молодежи в условиях перехода к рыночной экономике имеет неустойчивый характер, сопряжены как с субъективными, так и объективными трудностями вхождения в социальную среду.
Рабочие гипотезы:
1. Современной молодежи присущи социальная мобильность, социальная активность, склонность к инновациям, повышенная адаптивная способность, потребность в самоидентификации и самореализации.
2. Социально-экономические трансформации современного общества оказывают существенное влияние на профессиональную ориентацию, трудовую занятость молодых людей. Господствует материально-престижная ориентация при выборе профессии.
3. В ходе обучения у учащейся и студенческой молодежи может возникать разочарование в профессии, желание получить какую-либо другую.
4. Среди разных категорий молодежи идет экономическое расслоение, что сказывается на их самоидентификации и социализации.
5. На фоне социально-экономических преобразований происходят сдвиги во взаимоотношениях поколений, традиционно поддерживавшихся обществом.
6. Молодежь принимает демократические ценности как важнейшее условие образа жизни. Ее политическая социализация осуществляется на фоне роста доверия к институтам государственной власти, политическим лидерам.
7. Разрушение традиционных форм социализации молодежи, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, с другой – обнаружило неготовность большинства включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодых людей, а конкретными обстоятельствами.
8. В процессе социализации молодежи формируется социальная идентичность, которая имеет специфику, связанную с подвижностью, изменчивостью статусов и высокой значимостью субъективной идентификации, основанной на социальной дифференциации.
9. В молодежной среде распространены такие негативные явления, как табакокурение, употребление спиртных напитков, наркомания.
10. Досуг является важной характеристикой качества жизни молодежи и социального настроения. В настоящее время отмечается тенденция снижения роли интеллектуального, информационного, семейного, спортивного видов досуга в жизни молодежи.
Основные понятия, их интерпретация и операционализация
1. Ценностные ориентации – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение.
2. Идентификация – процесс отождествления индивида с тем или иным объектом, человеком или группой, происходящий на основе усвоения присущих им свойств, стандартов, ценностей, социальных установок и ролей.
Принципы этической жизни: нигилизм
... проблема - как выжить в быстро меняющихся условиях жизни. Перед современной этической наукой возникают вопросы, неизвестные ей ранее. Возникла необходимость переосмысления классических этических ... некий прорыв устоявшегося, традиционного этического фронта ». Несмотря на актуальность рассматриваемых вопросов, исследования ученика Гуссерля и Хайдеггера в отечественном дискурсе остается недостаточно ...
3. Мотив – осознанное побуждение к деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.
4. Безработица – социально-экономическая ситуация, когда часть активного населения не находит применения своей рабочей силе, превращаясь в резервную армию труда.
5. Социализация – процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе.
6. Политическая социализация – политический аспект общей социализации. Освоение специфических политических ролей и навыков в политической системе современного общества.
7. Социально-психологический климат – преобладающая в данной группе эмоциональная атмосфера, включающая настроения, переживания людей, их отношения друг к другу, к работе и пр. Социально-психологический климат оказывает влияние на образ жизни людей, их самочувствие, работоспособность и уровень самореализации.
8. Адаптация – процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам, ценностям социальной среды.
9. Девиантное поведение – тип поведения, противоречащий принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам. Основные виды отклоняющегося поведения: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.
10. Молодежная субкультура – система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля молодежи, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.
11. Досуг – часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей.
12. Занятость – отражение состояния функционирования рынка рабочей силы в условиях конкретной экономической инфраструктуры.
13. Профессия – устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием.
1. Ценностные ориентации
— основные слагаемые успешности жизни (семья, дети, деньги, карьера, любимый человек, независимость, душевное равновесие, реализация своих способностей, интересная работа, друзья, образованность и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— факторы, способствующие жизненному успеху (высокий уровень образования, умение заводить знакомства, помощь родителей, умение быстро приспосабливаться к ситуации, надежный спутник жизни, труд, целеустремленность и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— приоритетные направления развития современного общества (экономика, культура и искусство, нравственность, демократия, религия, образование, национальное возрождение, социальные гарантии, экология и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— идеал (муз. исполнитель, киногерой, литературный герой, бизнесмен, политик, родитель, учитель, друг, нет идеала и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
2. Идентификация.
— самоопределение по материальному положению (богатые, средние, бедные, за чертой бедности) – номинальная шкала, закрытый вопрос.
— самоопределение себя в обществе (гражданин, часть нации, житель своего населенного пункта, представитель определенного социального слоя, учащийся своего учебного заведения, работник своего предприятия, член своей семьи, член дружеской компании и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— признаки национальной принадлежности (язык, культура и обычаи, родная земля, черты характера, религия, историческая судьба, государственность, внешний облик и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
3. Мотив.
— мотивы выбора профессии (собственный интерес, склонности, престиж профессии, высокая оплата, легкость выполняемой работы, совет родителей, совет учителей, совет друзей, легкость трудоустройства, случайный выбор и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— сделали бы повторный выбор профессии (да, нет, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
— мотивы совершения поступков (желание принести пользу обществу, стремление самоутвердиться, желание устроить себе хорошую жизнь, желание хорошей жизни себе и другим, завоевание уважения окружающих, стремление к красивой и веселой жизни, любовь и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
4. Безработица.
— оценка перспектив своей профессии (перспективная, бесперспективная, затрудняюсь ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.
— оценка риска стать безработным (это не грозит, все может быть, станет безработным в скором будущем, не задумывался об этом) – номинальная шкала, закрытый вопрос.
— что предпримут, если станут безработным (будут искать другую работу, пойдут на курсы переквалификации, обратятся в центр занятости, займутся бизнесом, будут искать «легких» денег, затрудняются ответить) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— альтернативы в случае безработицы (временная, сезонная работа, работа за границей, неквалифицированный физический труд, неполный рабочий день, ночная смена, уход за больными и престарелыми, работа неполную рабочую неделю, занятие только домашним хозяйству, работа с риском для жизни) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
5. Социализация.
— агенты социализации — семья, школа, учебное заведение, друзья, соседи, трудовой коллектив, средства массовой информации и т.д. и степень их влияния (значительная, средняя, слабая, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
— к чьему мнению прислушиваются по жизненно важным вопросам (родители, друзья, преподаватели, коллеги по работе, супруг и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
6. Политическая социализация.
— интересуются политической жизнью в мире, республике, области (регулярно, от случая к случаю, нет) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
— источники информации (официальная пресса, негосударственные издания, радио, телевидение, занятия в учебном заведении, информирование в трудовом коллективе, круг друзей, случайные разговоры, новостями не интересуются) – номинальная шкала, закрытый вопрос.
7. Социально-психологический климат.
— оценка успешности собственной жизни (складывается весьма удачно, больших успехов нет, но в главном все нормально, жизнь складывается неудачно, жизнь такая, что и жить не хочется, затрудняюсь ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.
— обозначение собственных недостатков (лень, неумение общаться, пассивность, вспыльчивость, безответственность, низкая культура, несобранность, нерешительность, стеснительность и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— характерное в последнее время психологическое состояние – оптимизм, активность и желание действовать, неуверенность в будущем, одиночество, растерянность, обида на окружающих, спокойствие, усталость от проблем, веселье (часто, иногда, почти никогда) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
— оценка коллектива (очень дружный коллектив, коллектив распадается на отдельные группы, коллектива нет просто работают вместе и др.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— ощущение в разных социальных группах – в семье, с родителями, в трудовом или учебном коллективе, среди друзей, в своем населенном пункте, в обществе в целом (хорошо, не всегда хорошо, плохо) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
8. Адаптация.
— хочется ли жить так, как живут родители (да, да но не во всем, нет) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
— самоопределение взрослым человеком (да, частично, нет) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
— удовлетворенность материальным положением (полностью удовлетворен, частично удовлетворен, полностью не удовлетворен, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
— каким способом планируют изменить материальное положение (повысить квалификацию, заняться бизнесом, получить более перспективную профессию, поменять место работы, поехать на заработки за границу, вступить в брак с состоятельным человеком, получить наследство, поехать в сельскую местность для занятия сельхозпроизводством и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— ощущение в современной жизни (полностью комфортно, в основном комфортно, полностью дискомфортно, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
9. Девиантное поведение.
— отношение к человеку, добивающемуся материального благополучия незаконным путем (одобрение, безразличие, ничего хорошего в нем не видит, как к преступнику, затрудняюсь ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.
— вероятность пойти на нарушение закона (несомненно да, скорее да чем нет, несомненно нет, затрудняюсь ответить) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
— отношение к употреблению наркотиков (это особый стиль жизни, человек сам вправе распоряжаться своей жизнью, это вред для человека и для общества, это не главная общественная проблема на фоне других, не задумывались об этом, затруднились ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.
— частота употребления спиртного (почти не употребляют, иногда по праздникам, часто, всегда когда есть возможность, бывают запои) – частично упорядоченная шкала, закрытый вопрос.
10. Молодежная субкультура, досуг.
— способы проведения свободного времени (просмотр телепередач, общение с друзьями, занятие домашними делами, чтение, посещение театра и музеев, спорт, компьютерные игры, дискотеки и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— желаемые способы проведения свободного времени – открытый вопрос.
— любимое музыкальное направление (поп-музыка, рок-музыка, классика, бардовская песня и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— предпочитаемый телеканал – открытый вопрос.
— предпочитаемая радиостанция – открытый вопрос.
— что не устраивает в организации дискотек (неинтересная программа, небезопасно, не устраивает музыка, низкая культура молодежи, употребление алкоголя, распространение наркотиков и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
11. Занятость.
— предпочитаемая форма собственности по месту работы (государственная, частная, собственный бизнес) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
— вторичная занятость (подрабатывают регулярно, иногда, не подрабатывают) – порядковая шкала, закрытый вопрос.
— источники доходов (зарплата на постоянной работе, стипендия, помощь родителей, случайные заработки, приусадебное хозяйство и т.д.) – номинальная шкала, полузакрытый вопрос.
12. Профессия.
— отношение к своей профессии (с гордостью, равнодушно, со стеснением, затрудняюсь ответить) – номинальная шкала, закрытый вопрос.
— какую профессию выбрали бы еще – открытый вопрос.
— факторы, привлекающие при выборе будущей работы (уровень доходов, творческий характер работы, условия для проявления инициативы, перспектива должностного роста, престиж, временной график работы, соответствие полученному образованию, соответствие складу характера) – номинальная шкала, закрытый вопрос.
13. Социально-демографические характеристики
– пол, возраст, образование, место жительства в детстве, состав родительской семьи, социально-профессиональное положение, место опроса.
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ
ПРИХОДИТСЯ ЛИ ВАМ ПОДРАБАТЫВАТЬ В СВОБОДНОЕ ОТ УЧЕБЫ ИЛИ ОТ ОСНОВНОЙ РАБО-
ТЫ ВРЕМЯ?1- да, регулярно 2- да, иногда 3- нет
14. БОИТЕСЬ ЛИ ВЫ СТАТЬ БЕЗРАБОТНЫМ?
1- нет, мне это не грозит
2- все может быть
3- думаю, что скоро стану безработным
4- пока не думаю об этом
15. ЧТО ВЫ ПРЕДПРИМЕТЕ, ЕСЛИ СТАНЕТЕ БЕЗРАБОТНЫМ?
1- буду искать другую работу
2- пойду на курсы переквалификации
3- обращусь в центр занятости
4- постараюсь открыть свое дело
5- буду искать «легких» денег
6- еще не знаю
7- другое____________________________________________
16. ЕСЛИ ВОЗНИКНУТ ТРУДНОСТИ С ТРУДОУСТРОЙСТВОМ НА РАБОТУ, ТО СОГЛАСИТЕСЬ ЛИ ВЫ:
(можно отметить несколько вариантов)
1- на временную, сезонную работу
2- на работу за границей
3- на неквалифицированный физический труд
4- работать неполный рабочий день
5- работать в ночную смену
6- ухаживать за больными, престарелыми людьми
7- работать неполную рабочую неделю
8- заниматься только домашним хозяйством
9- на работу, связанную с риском для жизни
10- другое ________________________
17. КАКОЙ ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАИБОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЕН ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ?
1- государственное регулирование экономики
2- рыночная экономика
3- смешанная экономика
ИНТЕРЕСУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНЬЮ?(отметьте одну цифру в каждой строке) | Регулярно | От случая к случаю | Нет |
18 — мирового сообщества | |||
19 — нашей республики | |||
20 -нашей области |
21. ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИНТЕРЕСУЮЩИХ ВАС ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ПОЛИТИ
ЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ВОПРОСАХ И СОБЫТИЯХ: (можно отметить несколько вариантов)
1- официальная пресса (газеты)
2- негосударственные издания
3- белорусские государственные радиостанции
4- белорусские государственные телеканалы
5- негосударственные радиостанции
6- российские радио- и телеканалы
7- занятия в учебном заведении
8- единые политдни в трудовом коллективе
9- семья
10- круг друзей
11- случайные разговоры
12- эти новости меня мало интересуют
22. КАК ЧАСТО ВЫ БЫВАЕТЕ НА РЕЛИГИОЗНЫХ СЛУЖБАХ?
1- еженедельно
2- примерно один раз в месяц
3- от случая к случаю
4- не бываю вообще
23. ВАШЕ СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:
1-холост
2-женат, замужем
3-гражданский брак
4-разведен (а)
24. ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ В БЛИЖАЙШИЕ 1 – 1,5 ГОДА СОЗДАТЬ СЕМЬЮ?
1- да 2- нет 3- не знаю
25. СКОЛЬКО ДЕТЕЙ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ИМЕТЬ?
1- ни одного 2- одного 3- двоих 4- троих и более
26. КАКИМ ОБРАЗОМ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ РЕШАТЬ СВОЮ ЖИЛИЩНУЮ ПРОБЛЕМУ?
1- у меня такой проблемы нет
2- буду жить с родителями
3- искать супруга(у) с жилплощадью
4- собирать средства на покупку квартиры (дома)
5- собирать средства на строительство
6- перееду в сельскую местность
7- буду жить на съемной квартире
8- другое_____________________
27. КАКОЙ ТИП ЖИЛЬЯ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ИМЕТЬ?
1- благоустроенную квартиру в городе
2- дом (коттедж) в черте города
3- благоустроенный дом в сельской местности
4- другое _____________________________________
ВАШ ЛИЧНЫЙ ДОХОД В МЕСЯЦ (В РУБ.) ___________________________________________________
29. КАКИЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ НЕДОСТАТКИ ВЫ ВИДИТЕ В СЕБЕ? (отметьте не более 3-х вариантов)
1-лень
2-неумение общаться
3-пассивность
4-вспыльчивость
5-безответственность
6-низкая культура
7-несобранность
8-нерешительность
9-стеснительность
10- у меня нет недостатков
11- другое_______________
30. ХОТЕЛОСЬ БЫ ВАМ ЖИТЬ ТАК, КАК ЖИВУТ ВАШИ РОДИТЕЛИ?
1- да 2- да, но не во всем 3- нет
31. ЕСЛИ НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ТО ПОЧЕМУ?(напишите)____________________________________
32. КАК ВЫ ПРОВОДИТЕ СВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?(можно отметить несколько вариантов)
1-смотрю телевизор
2-общаюсь с друзьями
3-занимаюсь домашними делами
4-читаю
5-хожу в театры, музеи
6-занимаюсь спортом
7-увлекаюсь компьютерными играми
8-посещаю дискотеки, развлекаюсь
9-ничего не делаю, просто отдыхаю
10- другое ________________________
33. КАК БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ПРОВОДИТЬ СВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?(напишите)_________________________
________________________________
34. ВАШЕ ЛЮБИМОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ?
1- поп-музыка
2- рок-музыка
3- классика
5- бардовская песня
6- другое __________________
35. ЧТО ВАС, ВОЗМОЖНО, НЕ УСТРАИВАЕТ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКОТЕК В ВАШЕМ НАСЕЛЕННОМ
ПУНКТЕ?
1- там небезопасно
2- неинтересная программа
3- не устраивает музыка
4- низкая культура молодежи
5- много пьяных
6- распространяются наркотики
7- все устраивает
8- другое ___________________
36. КАКОЙ ТЕЛЕКАНАЛ ВЫ СМОТРИТЕ ЧАЩЕ ВСЕГО?(напишите)_____________________________
37. КАКУЮ РАДИОСТАНЦИЮ ВЫ СЛУШАЕТЕ ЧАЩЕ ВСЕГО?(напишите)_________________________
_________________________
38. ЧЬЕ МНЕНИЕ ДЛЯ ВАС НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМО ПО ВАЖНЫМ ЖИЗНЕННЫМ ВОПРОСАМ?
1- родителей
2- друга (подруги)
3- дворовой компании
4- преподавателя
5- коллег по работе, учебе
6- супруга(и)
7- другое ____________________
39. СОБИРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ПОВЫШАТЬ УРОВЕНЬ СВОЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?
1- да 2- нет 3- пока не знаю
40. КАК ИЗМЕНИЛОСЬ ВАШЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД?
1- улучшилось 2- осталось без изменений 3- ухудшилось
КАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЛЯ ВАС ХАРАКТЕРНО В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ?(отметьте одну цифру в каждой строке) | Часто | Иногда | Почти никогда |
41-оптимизм, вера в лучшее | |||
42 — активность, желание действовать | |||
43- неуверенность в будущем | |||
44- одиночество | |||
45 -растерянность | |||
46-обида на окружающих | |||
47 -спокойствие | |||
48 -усталость от проблем | |||
49 -веселье, радость |
50. КАК ЧАСТО ВЫ УПОТРЕБЛЯЕТЕ АЛКОГОЛЬ?
1- почти не употребляю
2- иногда по праздникам
3- часто (несколько раз в неделю)
4- всегда, когда есть возможность
5- бывают запои
КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ: (отметьте одну цифру в каждой строке) | Хорошо | Не всегда хорошо | Плохо |
51 -в своей семье с родителями | |||
52 -со своими родителями | |||
53 -в трудовом коллективе, учебной группе | |||
54 -в кругу друзей | |||
55 -в своем населенном пункте | |||
56 -в обществе в целом |
57. ДАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОЦЕНКУ СВОЕМУ ТРУДОВОМУ (УЧЕБНОМУ) КОЛЛЕКТИВУ:
1- у нас очень дружный коллектив
2- у нас коллектив распадается на отдельные группы
3- несколько человек из-за личной неприязни мешают работе коллектива
4- коллектива у нас нет, просто работаем вместе
5- другое _________________________
58. ПРИ РЕШЕНИИ СВОИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ВЫ ПОЛАГАЕТЕСЬ:
1- полностью на государство
2- большей частью на государство, но и на себя
3- большей частью на себя, но и на государство
4- полностью на себя
5- затрудняюсь ответить
59. КЕМ ВЫ СЕБЯ СЧИТАЕТЕ В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ?(отметьте не более 3-х вариантов)
1- гражданином общества
2- частью своей нации
3- жителем своего населенного пункта
4- представителем определенного социального слоя
5- учащимся своего учебного заведения
6- работником своего предприятия
7- членом своей семьи
8- членом дружеской компании
9- обособленным человеком
10-другое _____________________
60. ВЫДЕЛИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТРИ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ НАШЕГО СОВРЕМЕННО
ГО ОБЩЕСТВА :
1-экономика
2-культура и искусство
3-нравственность
4-демократия, государственное строительство
5-религия, духовность
6- образование, воспитание
7- национальное возрождение
8- социальные гарантии
9- экология
10- другое_______________________
61. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, В ОБЩЕСТВЕ СОБСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ:
1- полностью частной
2- в большей мере частной, но должна быть и государственная
3- частной и государственной собственности поровну
4- в большей мере государственной, но должна быть и частная
5- полностью государственной
6- затрудняюсь ответить
КАКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВАШИХ ЖИЗНЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ ОКАЗАЛИ: (отметьте одну цифру в каждой строке) | значительное | среднее | никакого | затрудняюсь ответить |
62- семья | ||||
63- школа | ||||
64- учебное заведение | ||||
65- друзья | ||||
66- соседи | ||||
67- трудовой коллектив | ||||
68- средства массовой информации | ||||
69- армия | ||||
70- представители своей национальности | ||||
71- служители религии |
72. НАЗОВИТЕ ТРИ ОСНОВНЫХ ФАКТОРА, ПРИВЛЕКАЮЩИЕ ВАС ПРИ ВЫБОРЕ ВАШЕЙ БУДУЩЕЙ
РАБОТЫ:
1- уровень доходов
2- творческий характер работы
3- условия для проявления инициативы
4- перспектива должностного роста
5- престиж данной профессии в обществе
6- временной график
7- соответствие базовому образованию
8- соответствие складу характера, интересам
9- затрудняюсь ответить
73. КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ?
1-полностью комфортно
2-в основном комфортно
3-полностью дискомфортно
4-затрудняюсь ответить
74. ЧТО РОДНИТ ВАС С ЛЮДЬМИ ВАШЕЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ? (можно отметить несколько вариантов)
1- язык
2-культура, обычаи, обряды
3-родная земля
4-черты характера, психология
5-религия
6- историческая судьба, прошлое
7- государственность
8- внешний облик
9- другое _______________________
75. ЧТО ДВИЖЕТ, В ОСНОВНОМ, ВАШИМИ ПОСТУПКАМИ?(отметьте не более 3-х вариантов)
1-желание принести пользу людям, обществу
2-стремление самоутвердиться
3-желание устроить себе хорошую жизнь
4-желание хорошей жизни себе и другим
5-желание завоевать уважение окружающих
6-главное – не высовываться
7-стремление к красивой и веселой жизни
8-любовь мужчины и женщины
9-любовь между родителями и детьми
10- стремление нанести вред окружающим
11- другое
76. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, МОЖНО ЛИ В НАШЕ ВРЕМЯ ПРОЖИТЬ ЧЕСТНО, НЕ НАРУШАЯ ЗАКОН?
1- да, возможно
2- скорее возможно
3- нет, невозможно
4- затрудняюсь ответить
77. УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ СВОИМ НЫНЕШНИМ МАТЕРИАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ?
1- да, полностью удовлетворен
2- частично удовлетворен
3- полностью не удовлетворен
4- затрудняюсь ответить
78. ЕСЛИ ВАС НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ТО КАК ВЫ ЕГО ПЛАНИРУЕТЕ
ИЗМЕНИТЬ? (можно отметить несколько вариантов)
1- повысить свою квалификацию
2- заняться предпринимательской деятельностью
3- получить более перспективную профессию
4- перейти на работу в другую организацию (предприятие)
5- поехать на заработки за границу
6- вступить в брак с состоятельным человеком
7- получить наследство
8- поехать в деревню и заняться сельхозпроизводством
9- никаких мер предпринимать не планирую
10- другое ______________________________
79. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ ДОБИВАЕТСЯ МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУ-
ЧИЯ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ?
1- одобряю, это естественный путь, если хочешь жить хорошо
2- безразлично: каждый живет, как может
3- ничего хорошего в нем не вижу
4- отношусь как к преступнику
5- затрудняюсь ответить
80. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К УПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ?
1- это особый стиль жизни
2- человек сам вправе распоряжаться своей жизнью
3- это вред для человека и для общества
4- это не главная общественная проблема на фоне других
5- не думал об этом
6- затрудняюсь ответить