ОПИСАНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

На VIII Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ

«Новые технологии для «Новой школы»

Номинация: «Развивающие психолого-педагогические программы»

Название программы:

«Развитие коммуникативных навыков младших подростков в условиях введения ФГОС ООО «Школа общения»»

Автор:

Запорожская Дарья Евгеньевна, руководитель социально-психологической службы ГБОУ Школа №904, педагог-психолог, магистр психолого-педагогического образования.

Контактная информация:

Запорожская Дарья Евгеньевна

Zaporozhskaya@sch904.ru

8-903-213-79-46, 8-495-3923106

Г.Москва,

Каширское шоссе, д. 116, к.1., кв.20

Содержание комплекта конкурсной документации:

1. Заявление на участие в конкурсе ……………………………………..………3

2. Психолого-педагогическая программа……………………………………….4

Приложение 1.Материалы для педагогов………………..…………..………………21

Приложение 2. Конспекты и планы занятий ……………………….……….………..23

Приложение 3 Диагностические бланки………………………………..……………36

Приложение 4 Сценарий игры кораблекрушение……………….……..……………46

3. Аннотация психолого-педагогической программы…………………………..49

4. Материалы исследований (публикации)………………………………………51

5. Отзывы образовательных учреждений

6. Диск (документация и фотоматериалы)

В Оргкомитет VIII Всероссийского конкурса

Психолого-педагогических программ

«Новые технологии для «Новой школы»

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Авторы (авторский коллектив в составе Запорожской Дарьи Евгеньевны направляет для участия в VIII Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации «Развивающие психолого-педагогические программы»психолого-педагогическую программу «Развитие коммуникативных навыков младших подростков в условиях введения ФГОС ООО «Школа общения»».

Практическая апробация указанной программы проведена с «01» сентября_2014 г. по «25»_апреля_2015 г.в ГБОУ Школа №904 (здание №2)

Отзывы образовательных учреждений прилагаются.

Автор (авторский коллектив в составе): Запорожская Дарья Евгеньевна согласен на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные учреждения и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.

10 стр., 4626 слов

Программа по производственной педагогической практике Для специальности ...

... рассуждений. Формой текущего контроля психолого-педагогической практики является зачетная форма по предложенному студентами отчета. Программа производственной педагогической практики содержит распределение ... и закономерности прикладного значения педагогики; – особенности изучения различных педагогических школ, направлений преподавательской деятельности; – роль педагога в истории развития научных ...

 

Подписи: ____________________/__________________/

 

 

«27» июня 2016 г.

 

Развивающая психолого-педагогическая программа «Развитие коммуникативных навыков младших подростков в условиях введения ФГОС ООО «Школа общения»» направлена на создание условий для развития коммуникативных навыков обучающихся основной средней школы, формирования коммуникативной компетентности младших подростков в условиях введения ФГОС ООО.

 

Актуальность проблемной ситуации.

При переходе к подростковому возрасту общение со сверстниками начинает приобретать для подростка все большую ценность и значимость. С одной стороны, у подростка присутствует потребность общения, совместной деятельности, а с другой – желание быть принятым товарищами. Проблемы во взаимоотношениях с ровесниками воспринимаются очень болезненно, могут приводить к снижению уровня мотивации, снижению общей успеваемости в школе. Стоит отметить, что в классном коллективе меняются отношения между обучающимися. Возрастает количество конфликтов, конфликтные ситуации переживаются острее и носят более выраженный характер. Для подростка наиболее важными становятся качества личности сверстника, а не оценка учителя и общая успеваемость, как это было в младшем школьном возрасте. Сообразительность, смелость, уверенность в себе, умение владеть собой, — вот что выходит на первый план в общении подростков. В зависимости от того, как во всем этом проявляет себя подросток, складывается мнение о нем и его возможностях.

Все эти особенности оказывают влияние на организацию воспитательной работы классным руководителем. Его задача не только организовать новый коллектив подростков, ведь часто дети в пятом классе попадают в новый коллектив, классы формируются по-новому, но и развивать у обучающихся коммуникативные навыки и умения.

В документах «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» [приказ министерства науки] обозначены требования к результатам освоения основной образовательной программы, дается перечень предметных, метапредметных и личностных результатов, которые должны быть сформированы у выпускника основной школы. Среди личностных результатов есть группа компетенций, которые относятся к коммуникативным универсальным учебным действиям, таким как «формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания».

Для определения роли психолога была написана программа психологического сопровождения коммуникативных навыков учащихся основной средней школы (5-е классы).

8 стр., 3666 слов

Формирование и развитие морали

... -видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по данному поводу. Формирование и развитие морали.  Проблема нравственного выбора («каким быть?»). ... создает совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим ...

В программу включена психологическая работа не только с обучающимися, но и педагогами и родителями. Считая, что именно комплексное воздействие психолога поможет эффективно разрешать поставленные задачи. Если все взрослые, окружающие подростка буду действовать в целях развития компетенций обучающегося, полученные результаты будут намного качественнее.

ОПИСАНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

1. Дети младшего подросткового возраста (обучающиеся 5-х классов);

2. Законные представители обучающихся (родители);

3. Педагоги, преподающие в 5-х классах

ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ:

Цели программы:

· Развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-х классов;

· Повышение психолого-педагогических компетенций педагогов и родителей обучающихся 5-х классов;

 

Задачи программы:

· развитие умений решать коммуникативные задачи;

· формирование представлений о вербальном и невербальном общении;

· развитие навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций;

· развитие навыков конструктивного решения конфликтной ситуации всех участников образовательного процесса;

· профилактика конфликтного поведения среди участников образовательного процесса;

· формирование навыков и умений работы в коллективе сверстников;

· повышение психологической грамотности педагогов по вопросам развития коммуникативных навыков подростков;

· повышение психологической грамотности родителей по вопросам развития коммуникативных навыков подростков.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УКАЗАННЫХ ЦЕЛЕЙ И РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

Навыки общения – это основные помощники в процессе социализации ребенка. Их формирование начинается ещё в раннем детстве, и продолжает на протяжении всего периода взросления. Коммуникативная компетентность является составной характеристикой личности обучающегося. Современные стандарты образования предъявляют новые требования к ученику. Навыки эффективного сотрудничества, умение решать конфликтные ситуации и учитывать точку зрения своего собеседника, являются теми личностными результатами, которыми должен овладеть ученик в процессе обучения на ступени основного общего образования.

При переходе к подростковому возрасту общение со сверстниками приобретает все большую ценность, отодвигая учебу на второй план. На первый план выходят личностные качества подростка, а не его успеваемость. Конфликтные ситуации приобретают новую окраску, они становятся ценностными, личностными. И если раньше процесс обучения в школе не был направлен на формирование именно навыков конструктивного общения, то новый федеральный государственный стандарт нацелен на развитие коммуникативной компетентности учащихся.

Учитель в процессе обучения развивает у ученика не только предметные, но и личностные компетенции. Учит аргументировано выражать свою позицию, сравнивать мнения различных персонажей, строить конструктивный диалог. Однако, коммуникативные навыки могут успешно развиваться только в общении, и психолог, как никто лучше, может организовать соответствующую среду и деятельность для развития коммуникативной компетентности. Мы делаем акцент на том, что для успешного развития коммуникативной компетентности учащихся необходима совместная работа как учителей, так и психолога.

 

Педагог-психолог имеет возможность составить программу занятий, которая будет направлена на развитие коммуникативных навыков учащихся с учетом всех возрастных особенностей. Подбор видов деятельности, возможность использовать в процессе занятий групповые виды деятельности, дискуссии, ролевые игры – делают обучение более продуктивным. Занятия включают в себя как теоретическую, так и практическую часть, позволяющую отрабатывать навыки общения, аргументации, конструктивного решения конфликтных ситуаций непосредственно в группе сверстников. Развивающие занятия с элементами тренинга, ролевые игры, кейсы позволяют учащимся менять свою точку зрения, учитывать точку зрения своего собеседника и находить выходы из представленных проблемных ситуаций.

Программа включает в себя различные виды деятельности педагога-психолога, план занятий для младших подростков, описание целей, задач и предполагаемых результатов.

Комплексность программы психологического сопровождения позволяет добиться значительных результатов.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа включает в себя различные виды деятельности педагога-психолога, план занятий для младших подростков, описание целей, задач и предполагаемых результатов.

Комплексность программы психологического сопровождения позволяет добиться значительных результатов. В нашей программе присутствуют 3 блока, которые разделены на работу с педагогами, с родителями и, непосредственно, с младшими подростками. Основные виды деятельности педагога-психолога в рамках реализации данной программы представлены в таблице 1.

Таблица 1.Основные виды деятельности педагога-психолога.

Мероприятие Кол-во часов Цель Участники Форма работы
Диагностика сформированности коммуникативных компетенций 2ч х кол-во 5-х классов Выявление уровня сформированности коммуникативных компетенций Обучающиеся 5-х классов Групповая диагностика
Развитие коммуникативных навыков обучающихся 10ч х кол-во 5-х классов Развитие коммуникативных навыков и профилактика конфликтного поведения Обучающиеся 5-х классов Психологическая профилактика, просвещение, развивающая работа (психологический тренинг, урок психологии, проектная деятельность, круглый стол)
Большая психологическая игра «Остров»   2чх кол-во 5-х классов   Развитие коммуникативных навыков и навыков эффективного сотрудничества Обучающиеся 5-х классов   Большая психологическая игра  
Групповое консультирование педагогов по вопросам создания психолого-педагогических условий для обучающихся, испытывающих трудности в коммуникативной сфере. 2ч   Психологическое просвещение Классные руководители, педагоги Развивающая работа (проектировочный семинар, проблемная лекция)
Индивидуальные консультации для педагогов по вопросам создания условий для развития коммуникативных навыков обучающихся ( в том числе, по результатам диагностики) Психологическое просвещение Классные руководи-тели, педагоги Индивидуальное консультирование
Групповое консультирование родителей по вопросам развития коммуникативных навыков учащихся. 2ч х кол-во 5-х классов Психологическое просвещение родители Просвещение, лекция, дискуссии, семинары, круглый стол, беседы
Индивидуальные консультации для родителей по вопросам создания условий для развития коммуникативных навыков обучающихся ( в том числе, по результатам диагностики)   3ч   Психологическое просвещение   родители Индивидуальное консультирование  
Итого: 18 ч х кол-во классов+10 ч

Материалы для педагогов и родителей – см. приложение 1.

Далее представлено подробное описание всех трех блоков.

1 Работа с педагогами. Для работы с педагогами в программе отведено 7 часов, которые деяться на групповые и индивидуальные консультации. При работе с педагогами в программу включаются групповые семинары, направленные на актуализацию знаний о специфике коммуникативной компетентности, о способах развития и формирования коммуникативных навыков у учащихся в процессе учебной и внеурочной деятельности. Мероприятия для педагогов должны быть направлены на развитие профессиональных компетентностей, информирование педагогов о важности и необходимости развития коммуникативной компетентности подростков. По результатам диагностики для педагогов предусмотрены часы, которые могут быть потрачены для индивидуальных консультаций, посвященные обсуждению результатов диагностического обследования, выработке рекомендаций по взаимодействию с классом, обсуждению конкретных проблемных ситуаций внутри классного коллектива.

1 Работа с родителями. Для организации работы с родителями отводится 5 часов, которые умножаются на количество 5-х классов в параллели. В эти часы включена групповая работа и индивидуальные консультации. Психолог может выбирать те формы работы, которые комфортны для него — это могут быть лектории, родительские клубы, семинары, мастер-классы и дискуссии. Основная их задача должна заключаться в информировании родителей о развитии коммуникативных навыков в подростковом возрасте, акцентирование внимания на важности общения для ребенка при переходе в подростковый возраст. Индивидуальные консультации так же включаются в программу психологического сопровождения. На консультации родитель может получить результаты диагностики своего ребенка, обсудить аспекты развития коммуникативных навыков и способностей, выработать совместно с педагогом-психологом стратегию по преодолению сложностей, связанных с коммуникативной сферой подростка.

3 Работа с обучающимися. Для работы с детьми отведено 10 часов практических занятий (умножаются на кол-во 5-х классов в параллели) 2 час для большой психологической игры. Программа направлена на повышение психологической грамотности в области межличностного взаимодействия, формирование и развитие коммуникативных навыков, развитие навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, профилактику конфликтного поведения в школьной среде. Цель данного блока — развитие коммуникативной компетентности учащихся 5-х классов.

Задачи программы:

-развитие умений решать коммуникативные задачи;

— формирование представлений о вербальном и невербальном общении;

-развитие навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций;

— -развитие навыков конструктивного решения конфликтной ситуации всех участников образовательного процесса;

-профилактика конфликтного поведения среди участников образовательного процесса;

— формирование навыков и умений работы в коллективе сверстников;

-повышение психологической грамотности педагогов по вопросам развития коммуникативных навыков подростков;

— повышение психологической грамотности родителей по вопросам развития коммуникативных навыков подростков.

Методы работы: тренинговое занятие, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевая игра, просмотр видеороликов с последующим анализом.

Для подростков, обучающихся 5 классов, программа включается в себя 10 тем, на каждую тему отведен 1 час. Время проведения одного занятия – 45 минут. При соблюдении режима проведения, из расчета 1 занятие в неделю, цикл программы рассчитан на 2,5 месяца; рекомендуется проведение цикла занятий в январе – апреле. (II-III триместр).

Каждое тренинговое занятие имеет определенную структуру, в которую входит приветствие, блок теоретической информации, практическая деятельность и рефлексия. В блок приветствия входит разминка, представление своего состояния, затем следует блок информирования о теме занятия, включающий в себя работу с наглядными пособиями, просмотр видео-роликов и презентаций. В практической части обязательно присутствие проигрывания и закрепления полученной информации в форме тренинговых упражнений, дискуссии или ролевой игры. В конце каждого занятия – рефлексия. Занятия проводятся в классе, где есть возможность использовать парты, а отдельные темы, требующие работы в кругу и большого пространства, могут проходить в актовом зале.

Прогнозируемые результаты программы: — получение учащимися представлений о групповых нормах и правилах, основных ролях в групповом взаимодействии;

— развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, ситуациях провокации и критики;

— развитие умений решать различные коммуникативные задачи и ситуации, вступать в контакт, налаживать коммуникативную ситуацию;

-развитие эмпатии и чувства сопереживания;

— формирование представлений о структуре общения, видах общения.

— развитие навыков группового взаимодействия, взаимопомощи в различных ситуациях общения, развитие организаторских качеств. Учебно-тематический план занятий представлен в таблице №2.

Таблица 2. Учебно-тематический план программы «Школа общения», 1 час в неделю

№занятия Тема Цель
1. Введение. Принятие правил групповой работы. Выработка ритуала начала и окончания занятий. Знакомство Развитие представлений о внутригрупповых процессах, ролевых позициях
2. «Общение в жизни человека» Развитие умений решать коммуникативные задачи
3. Навыки понимания окружающих людей -взаимодействие с другими; коммуникативные задачи; -учет позиций собеседника
4. Что такое невербальное общение? развитие умений решать коммуникативные задачи; — формирование представлений о вербальном и невербальном общении
5. Отработка навыков невербального взаимодействия развитие умений решать коммуникативные задачи; — формирование представлений о вербальном и невербальном общении
6. Вербальное общение: что это такое и как мы им пользуемся? развитие умений решать коммуникативные задачи; — формирование представлений о вербальном и невербальном общении
7. Конфликт и его роль в жизни. -развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов;-навыки работы в коллективе или группе сверстников.
8. «Конфликтное и бесконфликтное общение в команде. Искусство разрешения конфликтов. -развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов;-навыки работы в коллективе или группе сверстников.
9. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга -формирование навыков и умений работать в коллективе или группе, — развитие умений решать коммуникативные задачи
10. Что такое команда и как в ней работать? -формирование навыков и умений работать в коллективе или группе, — развитие умений решать коммуникативные задачи

Конспекты и развернутые планы занятий – см. приложение 2.

 

ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДИК, ТЕХНОЛОГИЙ, ИНСТРУМЕНТАРИЯ СО ССЫЛКОЙ НА ИСТОЧНИКИ:

Методика, технология, инструментарий Источник
Тест коммуникативных умений Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) http://www.psyoffice.ru/1-88-105.htm
Диагностика коммуникативных и организационных склонностей -КОС В.В. Синявский, В.А. Федорошин http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html
«Кораблекрушение» Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.,; под ред. М.Р. Битяновой.- СПб.: Питер, 2008 -304с.: ил. – (серия «Практическая психология»)
Упражнения: Переправа. Веревочные фигуры, разговор в рисунках, построимся, вавилонская башня, копирование движений, запоминание позы. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. – СПб.: Питер, 2008- 368с.
«Лабиринт», «Общий язык», решение задач в команде. Кипнис М. Тренинг лидерства. – 3-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2008. -114с.
Упражнения для тем «вербальное и невербальное общение», «конфликт и его роль в жизни» Тест на определение конфликтности поведения, «передача движений по кругу», «запоминание позы», «решение конфликтной ситуации» Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс) / С.В. Кривцова, Д.В. Рязанова, И.О. Еронова, Е.А. Пояркова; Под ред. С.В. Кривцовой. –М.: Генезис, 2012.-336с.
«Угадай кто», встреча взглядом, «унисон», «Общий язык». Рекомендации для педагогов. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006. 541 с.

ОБОСНОВАННЫЕ КРИТЕРИИ ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ НА УЧАСТИЕ В ОСВОЕНИИ ПРОГРАММЫ:

· психические заболевания

· грубые психические и интеллектуальные нарушения

· несогласие родителей на проведение психологических мероприятий

· возраст до 10 лет.

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Прогнозируемые результаты программы:

— получение учащимися представлений о групповых нормах и правилах, основных ролях в групповом взаимодействии;

— развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, ситуациях провокации и критики;

— развитие умений решать различные коммуникативные задачи и ситуации, вступать в контакт, налаживать коммуникативную ситуацию;

-развитие эмпатии и чувства сопереживания;

— формирование представлений о структуре общения, видах общения.

— развитие навыков группового взаимодействия, взаимопомощи в различных ситуациях общения, развитие организаторских качеств.

 

-повышение психолого-педагогических компетенций законных представителей (родителей) и педагогов по вопросам развития коммуникативных навыков обучающихся.

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Система организации контроля реализации программы предполагает отслеживание основных показателей коммуникативного развития через структурированное наблюдение, беседы с педагогами и диагностические процедуры:

— Тест коммуникативных и организаторских склонностей – «КОС»

-Тест коммуникативных умений Л. Михельсона

 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Качественные:

· Развитие коммуникативной компетентности младших подростков

· Психологическое сопровождение и повышение профессиональной компетенции педагогов

· Повышение уровня психолого-педагогических компетенций родителей

· Улучшение психологического климата внутри классного коллектива обучающихся 5-х классов

Количественные:

· 10 групповых развивающих занятий для обучающихся 5-х классов

· 2 тематических семинара для родителей и педагогов

· Индивидуальные и групповые консультации для педагогов и родителей

 

СВЕДЕНИЯ О ПРАКТИЧЕСКОЙ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ:

Данная психолого-педагогическая программа была апробирована на базе ГБОУ Школа №904

Сроки апробации: 2014-2015

Продолжительность: 8 месяцев.

Начало занятий: с 01 сентября 2014

Окончание занятий: 24 апреля 2015

В исследовании приняли участие 54 обучающихся 5-х классов.

Испытуемые были разделены на две группы:

— контрольная группа (КГ): 30 человек,

-экспериментальная группа (ЭГ) : 24 человека

Педагоги – 10 человек

Родители – 54 человека

(Всего 118 человек)

Ведущий (психолог) — 1 человек.

 

Приложение 1.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

Семинар для педагогов

Семинар проводится в интерактивной форме, позволяющей участникам соприкоснуться с темой общения, в так же рассмотреть ее с точки зрения организации урока.

Время проведения – 2 часа

1. Упражнение «Ассоциации».

Цель: побудить участников к ассоциативному мышлению. Участникам предлагается назвать ассоциации на тему «общение».

2.Упражнение «Мостик»

Цель упражнения: создание консолидированного педагогического коллектива, развитие у учителей взаимоподдержки и взаимопомощи по отношению друг к другу, отработка невербальных средств общения. Участники садятся по кругу, в центре которого по диагонали психолог вычерчивает мелом линию. Условия игры он объясняет следующим образом: «Представьте, что эта линия – мостик через бурную горную речку. Внизу под таким подвесным, качающимся на ветру мостиком, бушует река. Пройти по мосту в один конец может только один человек: негде разминуться. Задача игры заключается в том, чтобы два путника, двигающиеся навстречу друг другу, сумели пройти по мостику в противоположные стороны и не свалиться вниз. Кто хотел бы попробовать?»

Из группы по желанию выходят два участника. Решение данной задачи предварительно не обсуждается, люди действуют спонтанно, начиная идти по игровому «мостику» навстречу друг другу. При встрече они должны договориться, применяя минимум слов и затрачивая на переговоры не более одной минуты. После проигрывания упражнения следует рассмотреть такие вопросы: кто проявил инициативу в решении коммуникативной задачи и кто был ведомым, старались участники игры помочь друг другу или наоборот, пытались достичь только своей цели, не задумываясь о партнере, какие средства более эффективны в подобной условно опасной ситуации?

3.Упражнение «Аквариум»

Цель упражнения: тренировка наиболее успешных в коммуникативном отношении форм поведения участников группы, поиск средств эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Группа делится на две равные подгруппы, одна из которых садится в центре круга, а другая — располагается вокруг нее. Образуются два круга — внутренний и внешний, наподобие аквариума. Участникам, находящимся во внутреннем круге, психолог дает тему для дискуссии. Подходят конкретные, реальные и актуальные для учителей темы, взятые из школьной жизни: «Ученик сорвал урок», «В классе трудно наладить хорошую дисциплину», «Дети не хотят учиться» и др. Тема обсуждается по принципу «здесь и теперь», в соответствии с которым участники внутреннего круга реагируют на слова и формы поведения своих партнеров, возникающие в данную минуту, в данный момент. Участники внешнего круга ничего не говорят. Их задача: каждый должен выбрать кого-нибудь из участников внутреннего круга и наблюдать за ним. Они подмечают, как их «объект» ведет себя в дискуссии, какие коммуникативные средства применяет, оказывает ли поддержку партнерам по общению, активен или пассивен, лидирует или стремится занять позицию ведомого. Примерно через 15-20 минут участники меняются местами. Психолог может либо предложить новую тему, либо продолжить старую, если возникла интересная и содержательная дискуссия. На общем обсуждении вся группа садится в круг и анализирует различные формы поведения участников, происходившие в группе события, выделяет наиболее эффективные коммуникативные средства.

3. Групповая работа – составление индивидуальных карточек. Педагоги делятся на группы по 3-4 человека. В отведенное время им необходимо создать карточку по своему предмету, в которой была бы предусмотрена деятельность обучающихся в группах или парах, задания, направленные на развитие коммуникативных умений обучающихся. По итогам упражнения педагоги представляют карточки с заданиями всей группе.

4.Итоговая рефлексия участников семинара.

 

 

 

Приложение 2.

КОНСПЕКТЫ И РАЗВЕРНУТЫЕ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ.

Занятие №1 Введение. Принятие правил групповой работы. Выработка ритуала начала и окончания занятий. Знакомство.

Цель: Развитие представлений о внутригрупповых процессах, ролевых позициях.

Материалы: мячик, ватман, фломастеры

1. Настроение (5 минут)

Ребятам предлагается назвать свое имя цвет, который больше всего подходит под их имя. Ответы предлагаются по кругу.

2. Групповые правила (10-15 минут)

Ведущий объясняет подросткам специфику занятий, говорит о том, что в нашей группе должны соблюдаться определенные правила. На доске закрепляется ватман, на котором эти правила будут записаны. В группе обсуждаются те правила, которые должны быть. Ведущий направляет работу подростков. Итоговые правила группы записываются на ватмане, затем каждый участник ставит подпись под правилами фломастером.

3. «Карандаши» (10 минут)

Каждый участник получает карандаши. Вся группа разбивается на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед – назад. После этого задание усложняется, пары объединяются в четверки и т.д. В итоге вся группа, синхронно, не выпуская карандашей, выполняет задание.

4. Рефлексия (10 минут)

Группа отвечает на вопросы ведущего: «Что сегодня на занятии им запомнилось больше всего», «Что было полезно?»

 

Занятие №7. Конфликт и его роль в жизни.

Цель: развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов; навыки работы в коллективе или группе сверстников.

Материалы: доска для записи, листы бумаги, карандаши.

1. Настроение (5 минут)

Участники называют свое настроение, если бы оно стало овощем. Ответы с мячем передаются по кругу.

 

2. Теоретический блок. (20 минут)

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о конфликте. Как вы думаете, что это такое?

Спасибо всем за активность, действительно, конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом мнений, связанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями (лучше записать на доске.) Давайте сейчас с вами определим Ребятам предлагается соотнести результаты тестирования с самооценкой своего уровня конфликтности, подумать, какие причины чаще всего порождают конфликты между людьми.

ТЕСТ «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя

ЧАСТО — поставьте 3 балла;

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ — 2 балла;

РЕДКО — 1 балл.

ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем — категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему…

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

 

Обработка результатов теста.Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 — это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.

Тип «А» — сумма баллов под номерами 1, 6,11.

Тип «Б» — сумма баллов под номерами 2, 7,12.

Тип «В» — сумма баллов под номерами 3, 8,13.

Тип «Г» — сумма баллов под номерами 4,9,14.

Тип «Д» — сумма баллов под номерами 5,10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами: «А» — это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав. «Б» — это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны. «В» — «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс. «Г» — «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей. «Д» — «уходящий» стиль. Ваше кредо — «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

 

3. Упражнение «Конфликтная ситуация» (20 минут)

Участники делятся на мини-группы по 3-4 человка. Каждой микро-группе предлагается придумать конфликтную ситуацию (или вспомнить из своей жизни).

Это могут быть конфликты в школе, дома, с друзьями, с сестрами или братьями и т.д. Нужно придумать по два варианта развития этой ситуации так, чтобы один можно было назвать негативным, а другой – позитивным.

Пример ситуации: вы не смогли договориться с другом, куда пойдете, так как он хотел в кино, а ты – кататься на роликах.

-Негативный варинат развития. В результате вы никуда не пошли и испортили друг другу настроение. Более серьезный вариант: вы припомнили друг другу все прошлые обиды и перестали общаться совсем.

-Позитивный вариант развития. Вы смогли договориться, придумали общее интересное дело, о котором не думали раньше, например, начать собирать вместе модель самолета. Другой хороший вариант: вы решили сегодня заняться самолетом, завтра сходить в кино, в субботу покататься на роликах.

Как только группы будут готовы, продолжается обсуждение в кругу, что у них получилось. Важно отметить, что конфликт может как разрушить отношения между людьми, так и прояснить и укрепить их.

Вопросы для обсуждения: что было самым важным на занятии? Что нового участники узнали о теме и о себе?

 

Приложение 3.Бланки диагностических методик. КОС

1. Много ли у вас друзей, с которыми постоянно общаетесь?

2. Часто ли удается убедить большинство своих товарищей в правоте вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит обида, причиненная кем-то из товарищей?

4. Всегда ли вам тяжело ориентироваться в создавшейся труд­ной ситуации?

5. Стремитесь ли вы к установлению новых знакомств?

6. Нравится ли заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?

8. Если возникли препятствия в осуществлении каких-либо намерений, то легко ли вы отступаете от них?

9. Легко ли устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли придумывать и организовывать со своими това­рищами разные игры и развлечения?

11. Трудно ли вы вовлекаетесь в новые компании?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые надо было выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли добиваться того, чтобы товарищи действова­ли в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения своих обещаний и обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и по­беседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что обычно вы плохо ориентируетесь в незнако­мой для себя обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли чувство затруднения, неудобства или стес­нения, если приходится проявить инициативу, чтобы по­знакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, за­трагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало­знакомых людей?

28. Верно ли, что редко стремитесь к доказательству своей пра­воты?

29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести

оживление в малознакомую компанию?

30. Стремитесь ли ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

31. Принимаете ли участие в общественной работе в школе?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?

33. Чувствуете ли себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

34. Охотно ли приступаете к организации различных мероприя­тий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно спокойно и уверенно, когда приходится выступать перед большой ауди­торией?

36. Часто ли опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при обще­нии с малознакомыми людьми?

39. Часто ли оказываетесь в центре внимания товарищей?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окру­жении большой группы своих товарищей?

Бланк ответов КОС

  Ф.И.О.__________________________________________________ Класс______________ Дата_______________
№ п/п Да Нет № п/п Да Нет № П/п Да Нет № п/п Да Нет
  Коэффициент коммуникативных способностей = Коэффициент организаторских способностей =  

Тест коммуникативных умений Л.Михельсона.

ФИ_____________________________ Класс________________

Ребята, ответьте на вопросы, выбрав один ответ, который считаете подходящим.

 

1. Кто-либо говорит Вам: «Мне кажется, что Вы замечательный человек». Вы обычно в подобных ситуациях:

а) Говорите: «Нет, что Вы! Я таким не являюсь».

б) Говорите с улыбкой: «Спасибо, я действительно человек выдающийся».

в) Говорите: «Спасибо».

г) Ничего не говорите и при этом краснеете.

д) Говорите: «Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону».

2. Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях Вы обычно:

а) Поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: «Нормально!»

б) Говорите: «Это было отлично, но я видел результаты получше».

в) Ничего не говорите.

г) Говорите: «Я могу сделать гораздо лучше».

д) Говорите: «Это действительно замечательно!»

3. Вы занимаетесь делом, которое Вам нравится, и думаете, что оно у Вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: «Мне это не нравится!» Обычно в таких случаях Вы:

а) Говорите: «Вы — болван!»

б) Говорите: «Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки».

в) Говорите: «Вы правы», хотя на самом деле не согласны с этим.

г) Говорите: «Я думаю, что это выдающийся уровень. Что Вы в этом понимаете».

д) Чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.

4. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит Вам: «Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам». Обычно Вы в ответ:

а) Говорите: «Во вяком случае, я толковее Вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!»

б) Говорите: «Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа».

в) Говорите: «Если кто-либо растяпа, то это Вы».

г) Говорите: «У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то».

д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

5. Кто-либо, с кем Вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это Вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ Вы обычно:

а) Говорите: «Я расстроен тем, что Вы заставили меня столько ожидать».

б) Говорите: «Я все думал, когда же Вы придете».

в) Говорите: «Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать Вас».

г) Ничего не говорите этому человеку.

д) Говорите: «Вы же обещали! Как Вы смели так опаздывать!»

6. Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для Вас одну вещь. Обычно в таких случаях Вы:

а) Никого ни о чем не просите.

б) Говорите: «Вы должны сделать это для меня».

в) Говорите: «Не могли бы Вы сделать для меня одну вещь?», после этого объясняете суть дела.

г) Слегка намекаете, что Вам нужна услуга этого человека.

д) Говорите: «Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для меня».

7. Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях Вы:

а) Говорите: «Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?»

б) Находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии.

в) Говорите: «У Вас какая-то неприятность?»

г) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой.

д) Смеясь говорите: «Вы просто как большой ребенок!»

8. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: «Вы выглядите расстроенным». Обычно в таких ситуациях Вы:

а) Отрицательно качаете головой или никак не реагируете.

б) Говорите: «Это не Ваше дело!»

в) Говорите: «Да, я немного расстроен. Спасибо за участие».

г) Говорите: «Пустяки».

д) Говорите: «Я расстроен, оставьте меня одного».

9. Кто-либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях Вы обычно:

а) Говорите: «Вы с ума сошли!»

б) Говорите: «Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой».

в) Говорите: «Я не думаю, что это моя вина».

г) Говорите: «Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что Вы говорите».

д) Принимаете свою вину или не говорите ничего.

10. Кто-либо просит Вас сделать что-либо, но Вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы:

а) Говорите: «Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать».

б) Выполняете просьбу и ничего не говорите.

в) Говорите: «Это глупость; я не собираюсь этого делать».

г) Прежде чем выполнить просьбу, говорите: «Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано».

д) Говорите: «Если Вы этого хотите…», после чего выполняете просьбу.

11. Кто-то говорит Вам, что по его мнению, то, что Вы сделали, великолепно. В таких случаях Вы обычно:

а) Говорите: «Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей».

б) Говорите: «Нет, это не было столь здорово».

в) Говорите: «Правильно, я действительно это делаю лучше всех».

г) Говорите: «Спасибо».

д) Игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

12. Кто-либо был очень любезен с Вами. Обычно в таких случаях Вы:

а) Говорите: «Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне».

б) Действуете так, будто этот человек не был столь любезен к Вам, и говорите: «Да, спасибо».

в) Говорите: «Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего.

г) Игнорируете этот факт и ничего не говорите.

д) Говорите: «Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо».

13. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит Вам: «Извините, но Вы ведете себя слишком шумно». В таких случаях Вы обычно:

а) Немедленно прекращаете беседу.

б) Говорите: «Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда».

в) Говорите: «Извините, я буду говорить тише», после чего ведется беседа приглушенным голосом.

г) Говорите: «Извините» и прекращаете беседу.

д) Говорите: «Все в порядке» и продолжаете громко разговаривать.

14. Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди Вас. Обычно в таких случаях Вы:

а) Негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: «Некоторые люди ведут себя очень нервно».

б) Говорите: «Становитесь в хвост очереди!»

в) Ничего не говорите этому типу.

г) Говорите громко: «Выйди из очереди, ты, нахал!»

д) Говорите: «Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди».

15. Кто-либо делает что-нибудь такое, что Вам не нравится и вызывает у Вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях Вы:

а) Выкрикиваете: «Вы болван, я ненавижу Вас!»

б) Говорите: «Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Вы делаете».

в) Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите.

г) Говорите: «Я рассержен. Вы мне не нравитесь».

д) Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.

16. Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем Вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях Вы:

а) Говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь.

б) Воздерживаетесь от всяких просьб.

в) Отбираете эту вещь.

г) Говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него.

д) Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.

17. Кто-либо спрашивает, может ли он получить у Вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, Вам не хочется его одалживать. В таких случаях Вы обычно:

а) Говорите: «Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом».

б) Говорите: «Вообще-то я не хотел бы его давать, но Вы можете попользоваться им».

в) Говорите: «Нет, приобретайте свой!»

г) Одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию.

д) Говорите: «Вы с ума сошли!»

18. Какие-то люде ведут беседу о хобби, которое нравится и Вам, и Вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких случаях Вы обычно:

а) Не говорите ничего.

б) Прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби.

в) Подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор.

г) Подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на Вас внимание.

д) Прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно Вам нравится это хобби.

19. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: «Что Вы длаете?» Обычно Вы:

а) Говорите: «О, это пустяк». Или: «Да ничего особенного».

б) Говорите: «Не мешайте, разве Вы не видите, что я занят?»

в) Продолжаете молча работать.

г) Говорите: «Это совсем Вас не касается».

д) Прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете.

20. Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях Вы:

а) Рассмеявшись, говорите: «Почему Вы не смотрите под ноги?»

б) Говорите: «У Вас все в порядке? Может быть я что-либо могу для Вас сделать?»

в) Спрашиваете: «Что случилось?»

г) Говорите: «Это все колдобины в тротуаре».

д) Никак не реагируете на это событие.

21. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: «С Вами все в порядке?» Обычно Вы:

а) Говорите: «Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!»

б) Ничего не говорите, игнорируя этого человека.

в) Говорите: «Почему Вы не занимаетесь своим делом?»

г) Говорите: «Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне».

д) Говорите: «Пустяки, у меня все будет о’кей».

22. Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена но кого-либо другого. Обычно в таких случаях Вы:

а) Не говорите ничего.

б) Говорите: «Это их ошибка!»

в) Говорите: «Эту ошибку допустил Я».

г) Говорите: «Я не думаю, что это сделал этот человек».

д) Говорите: «Это их горькая доля».

23. Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в Ваш адрес. В таких случаях Вы обычно:

а) Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас.

б) Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать.

в) Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным.

г) В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени.

д) Заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.

24. Кто-либо часто перебивает, когда Вы говорите. Обычно в таких случаях Вы:

а) Говорите: «Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал».

б) Говорите: «Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?»

в) Прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ.

г) Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь.

д) Говорите: «Замолчите! Вы меня перебили!»

25. Кто-либо просит Вас сделать что-либо, что помешало бы Вам осуществить свои планы. В этих условиях Вы обычно:

а) Говорите: «Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что Вы хотите.

б) Говорите: «Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще».

в) Говорите: «Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите».

г) Говорите: «Отойдите, оставьте меня в покое».

д) Говорите: «Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом».

26. Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации Вы обычно:

а) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.

б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор.

в) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами.

г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных Вами.

д) Ничего не говорите этому человеку.

27. Кто-либо, кого Вы раньше не встречали, остановаливается и окликает Вас возгласом «Привет!» В таких случаях Вы обычно:

а) Говорите: «Что Вам угодно?»

б) Не говорите ничего

в) Говорите: «Оставьте меня в покое».

г) Произносите в ответ «Привет!», представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь.

д) Киваете головой, произносите «Привет!» и проходите мимо.

 

 

Приложение 4.

ПЛАН СЦЕНАРИЯ БОЛЬШОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»

Ваш корабль потерпел кораблекрушение. Вы дрейфуете в спасательной шлюпке в южной части Тихого океана. Ваше точное местонахождение неизвестно, но вы находитесь приблизительно в тысяче миль от ближайшей земли. В шлюпке имеются только 15 предметов. Каждый из вас получает их список. Кроме этого, имущество оставшихся в живых — несколько коробков спичек и пять банкнот…

Ваша задача – проранжировать предметы в списке в соответствии с их значимостью для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, 2 — у следующего и т.д.

 

Список предметов:

-Секстант

-Зеркало для бритья

— Канистра с водой

-Противомоскитная сетка

-Пищевой НЗ на 3 дня

— Карты Тихого океана

-Надувная подушка

-Небольшая канистра солярки

-Транзисторный радиоприемник

-Репеллент, отпугивающий акул

-5 квадратных метров непрозрачной пластиковой пленки

-Бутылка спирта 5 метров нейлоновой веревки

-Две коробки шоколада

-Рыболовная снасть

Играющие учатся достигать согласия при решении групповой задачи, так как игра моделирует процесс принятия группового решения. Кроме того, она помогает сплотить группу. Ведущему она дает диагностическую информацию относительно коммуникативных шаблонов, лидерских качеств и навыков участников группы. Для ее проведения понадобятся копии инструкций. большие листы бумаги и карандаши. На индивидуальное ранжирование дается пятнадцать минут. После этого в течение сорока пяти минут группа должна прийти к общему решению, достигая единства мнений по каждому пункту списка

 

 

Это единство мнений очень важно. Нужно, чтобы каждый играющий согласился бы с групповым решением, а не просто подчинился чужому мнению, даже если это мнение большинства. Достичь согласия нелегко, иногда группа при таких условиях даже не в состоянии прийти к устраивающему всех решению. А в некоторых случаях «консенсус» оказывается мнимым, и при обсуждении игры обнаруживаются игроки, которые просто уступили группе.

Ведущий может дать игрокам следующие рекомендации для достижения согласия:

-Воздержитесь от защиты своего суждения только потому, что оно свое. Подходите к задаче логически и объективно.

-Избегайте менять свое мнение только для достижения согласия, не старайтесь любыми силами уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться, хотя бы отчасти.

-Избегайте таких методов разрешения конфликта, как голосование и компромисс.

-Рассматривайте раз личные мнения как помощь, а не как помеху.

После принятия общего вердикта можно начать обсуждение игры, например, с того, чтобы сравнить принятое решение с мнением экспертов В процессе обсуждения можно сравнить индивидуальные решения с групповым.

Игра вместе с обсуждением продолжается около полутора часов, но вы можете быть более гибкими в отношении времени и ориентироваться на то, как ведет себя группа.

На что можно обратить внимание в обсуждении? Разберите процесс принятия группового решения. Какие виды поведения помогали прийти к согласию? Какие мешали? Кто был активен, кто не участвовал? Какие лидерские качества проявились в игре? Кто оказывал влияние и почему? Какая была атмосфера в группе? Что чувствовал каждый участник? Какие действия предпринимались для «протаскивания» своих мнений? Как можно улучшить процесс принятия группового решения?

От ведущего требуется хорошая сенсорная чувствительность, способность отследить механизмы принятия группового решения, умение задать нужные вопросы в нужный момент, изобретательность и чувство юмора. Игра может проходить очень динамично. Начинающий тренер может не ставить перед собой глобальных целей, а просто поиграть в нее, например, с классом. И все же будьте аккуратны, ведите игру так, чтобы сплотить группу, а не рассорить!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Согласно мнению «экспертов», потерпевшему кораблекрушение в океане более всего необходимы две категории предметов:

служащие для привлечения внимания и помогающие выжить до прибытия спасателей. Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, не исчерпывает всех возможностей их использования (например, секстантом можно отбиваться от летающих рыб!).

1.Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

 

2. Канистра с соляркой.. Важна для сигнализации. Солярка может быть вылита на воду, зажжена банкнотами и спичками и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3Канистра с водой. Для утоления жажды.

4.Коробка с пищевым НЗ. Обеспечивает основную пищу.

5.Пластиковая пленка. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6.Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.

7.Рыболовная снасть. Оценивается ниже чем шоколад, по тому что в данной ситуации «синица в руках лучше, чем журавль в небе». Нет уверенности в том, что вы поймаете рыбу.

8.Нейлоновая веревка. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Надувная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством.

10. Репеллент, отпугивающий акул.

11. Спирт. Может быть использован и качестве антисептика, в других случаях малоценен, поскольку применение вовнутрь может вызвать обезвоживание.

12.Радиоприемник. Имеет незначительную ценность, т.к. нет передатчика.

13.Карты Тихого океана. .Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

14.Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

15.Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят на помощь в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

 

 

Аннотация психолого-педагогической программы. Навыки общения – это основные помощники в процессе социализации ребенка

Навыки общения – это основные помощники в процессе социализации ребенка. Их формирование начинается ещё в раннем детстве, и продолжает на протяжении всего периода взросления. Коммуникативная компетентность является составной характеристикой личности обучающегося. Современные стандарты образования предъявляют новые требования к ученику. Навыки эффективного сотрудничества, умение решать конфликтные ситуации и учитывать точку зрения своего собеседника, являются теми личностными результатами, которыми должен овладеть ученик в процессе обучения на ступени основного общего образования. При переходе к подростковому возрасту общение со сверстниками приобретает все большую ценность, отодвигая учебу на второй план. На первый план выходят личностные качества подростка, а не его успеваемость. Конфликтные ситуации приобретают новую окраску, они становятся ценностными, личностными. И если раньше процесс обучения в школе не был направлен на формирование именно навыков конструктивного общения, то новый федеральный государственный стандарт нацелен на развитие коммуникативной компетентности учащихся.

Актуальность. Учитель в процессе обучения развивает у ученика не только предметные, но и личностные компетенции. Учит аргументировано выражать свою позицию, сравнивать мнения различных персонажей, строить конструктивный диалог. Однако, коммуникативные навыки могут успешно развиваться только в общении, и психолог, как никто лучше, может организовать соответствующую среду и деятельность для развития коммуникативной компетентности.

В программу развития коммуникативных навыков младших подростков «Школа общения» включена психологическая работа не только с обучающимися, но и педагогами и родителями, поскольку именно комплексное воздействие психолога поможет эффективно разрешать поставленные задачи. Если все взрослые, окружающие подростка буду действовать в целях развития компетенций обучающегося, полученные результаты будут намного качественнее.

Цель программы – развитие коммуникативных навыков младших подростков.

Задачи программы:

-развитие умений решать коммуникативные задачи;

— формирование представлений о вербальном и невербальном общении;

-развитие навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций;

-развитие навыков конструктивного решения конфликтной ситуации всех участников образовательного процесса;

-профилактика конфликтного поведения среди участников образовательного процесса;

— формирование навыков и умений работы в коллективе сверстников;

-повышение психологической грамотности педагогов по вопросам развития коммуникативных навыков подростков;

— повышение психологической грамотности родителей по вопросам развития коммуникативных навыков подростков.

Методы работы: тренинговое занятие, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевая игра, просмотр видеороликов с последующим анализом.

Для подростков, обучающихся 5 классов, программа включается в себя 10 тем, на каждую тему отведен 1 час. Время проведения одного занятия – 45 минут. При соблюдении режима проведения, из расчета 1 занятие в неделю, цикл программы рассчитан на 2,5 месяца; рекомендуется проведение цикла занятий в январе – апреле. (II-III триместр).

Каждое тренинговое занятие имеет определенную структуру, в которую входит приветствие, блок теоретической информации (по определенным темам), практическая деятельность и рефлексия. В блок приветствия входит разминка, представление своего состояния, затем следует блок информирования о теме занятия, включающий в себя работу с наглядными пособиями, просмотр видео-роликов и презентаций. В практической части обязательно присутствие проигрывания и закрепления полученной информации в форме тренинговых упражнений, дискуссии или ролевой игры. В конце каждого занятия – рефлексия. Занятия проводятся в классе, где есть возможность использовать парты, а отдельные темы, требующие работы в кругу и большого пространства, могут проходить в актовом зале.

Прогнозируемые результаты программы:

— получение учащимися представлений о групповых нормах и правилах, основных ролях в групповом взаимодействии;

— развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, ситуациях провокации и критики;

— развитие умений решать различные коммуникативные задачи и ситуации, вступать в контакт, налаживать коммуникативную ситуацию;

-развитие эмпатии и чувства сопереживания;

— формирование представлений о структуре общения, видах общения.

— развитие навыков группового взаимодействия, взаимопомощи в различных ситуациях общения, развитие организаторских качеств.

 

Материалы исследования ( публикации)

Автореферат магистерской диссертации

магистра психолого-педагогического образования Запорожской Д.Е.

«Программы развития коммуникативных навыков обучающихся основной средней школы в условия введения ФГОС ООО»,

размещен в электронной библиотеке ГБОУ ВПО МГППУ.

 

Автореферат

Навыки общения – это основные помощники в процессе социализации ребенка. Их формирование начинается ещё в раннем детстве, и продолжает на протяжении всего периода взросления. В первом классе в процессе адаптации дети поглощены впечатлениями от новой окружающей среды и впечатлений школьной жизни, что приводит к замедлению налаживания контактов внутри классного коллектива. С помощью педагога взаимодействие внутри классного коллектива налаживается. В случае, если в этом возрасте были не сформированы навыки общения, на стадии средней школы эти проблемы становятся особенно заметны. Дети переходят на новую ступень обучения, для них меняется ситуация обучения, появляются новые требования и новые учителя.

Младший подростковый возраст был нами выбран как наиболее важный период для формирования коммуникативных навыков. Именно в младшем подростковом возрасте возрастает количество конфликтов. Этому способствует не только переход в другой возраст, но и параллельно с этим, переход ребенка на новую степень обучения, где ему приходится адаптироваться к новым требованиям. Возрастает количество контактов не только между ровесниками, но и с учителями, которых в средней школе становится много. Сформированные коммуникативных навыков помогает успешно проходить процесс социализации.

Цель исследования –разработка и апробация программы психологического сопровождения формирования коммуникативных навыков на ступени основного общего образования.

Объект исследования –коммуникативные навыки учащихся средней школы.

Предмет исследования – психологическое сопровождение программы развития коммуникативных навыков у учеников средней школы в условиях введения ФГОС ООО.

Гипотеза исследования.

Программа психологического сопровождения развития коммуникативных компетенций способствует развитию личностных и метапредметных результатов учащихся:

— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

— освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей

и планирования и регуляции своей деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить научные подходы к проблеме формирования коммуникативных навыков в подростковом возрасте.

2. Изучить документ «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897).

3. Изучить уровень развития коммуникативной компетентности у младших подростков – учащихся на ступени основного общего образования.

4. Разработать и апробировать программу психологического сопровождения развития коммуникативных навыков в средней школе в условиях введения ФГОС.

5. Исследовать результативность программы психологического сопровождения развития коммуникативных навыков в средней школе в условиях введения ФГОС.

Методы исследования:констатирующий эксперимент, формирующий (преобразующий) эксперимент, программа математической статистики SPSS 16.0

Методики исследования:тест коммуникативных и организаторских способностей (КОС) (Б.А. Федорищин), тест коммуникативных умений Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбух).

Выборка исследования.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы г. Москвы (ЮАО).

В исследовании приняли участие 54 обучающихся 5-х классов.

Научная новизна исследования состоит в разработке и апробации программы психологического сопровождения развития коммуникативных навыков у учащихся средней школы.

Практическая значимость. Данная программа может быть использована как педагогами-психологами, работающими в системе образования, так и специалистами психологических центров, осуществляющим психологическое сопровождение образовательных организаций. Программа входит в перечень программ психологического сопровождения основной образовательной программы и может использоваться как методический материал для курсов повышения квалификации школьных психологов.

Результаты исследования представлены в публикациях:

1. Запорожская Д.Е. «Психологическое сопровождение программ развития коммуникативных навыков учащихся основной средней школы»// сборник ХII Городской научно – практической конференции с международным участием «Молодые ученые – столичному образованию» – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – с..35-36

2. Запорожская Д.Е. «Роль педагога-психолога в формировании коммуникативных компетенций младших подростков»// сборник ХII Городской научно – практической конференции с международным участием «Молодые ученые – столичному образованию» – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. – с. 559-560.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность изучения восприятия времени своей жизни в юношеском возрасте, ставится цель, конкретизируются задачи исследования, выдвигается объект и предмет, формулируется общая и частные гипотезы, раскрывается теоретическая и практическая значимость, научная новизна исследования.

Первая глава «Теоретико-методологические подходы к изучению развития коммуникативной компетенции в подростковом возрасте» посвящена анализу теоретических представлений о коммуникативных навыках и умениях, определению понятия коммуникация и коммуникативная компетентность (Г.М. Андреева, А.Б. Добрович, Н.В. Кузьмина).

Рассматривается специфика подросткового возраста и этапы развития коммуникативной компетентности (И.А. Зимняя, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев).

Специфика подросткового возраста позволяет развивать коммуникативные навыки в естественной среде для подростка, в его ведущей деятельности. Возрастает количество контактов не только между ровесниками, но и с учителями, которых в средней школе становится много.

Во второй главе«Опытно-экспериментальное исследование и апробация психологической программы развития коммуникативных навыков учащихся основной средней школы (в условиях введения ФГОС)» рассказывается об организации исследования, методиках и процедуре исследования. В разделе «Результаты исследования стартового уровня развития коммуникативной компетентности обучающихся на ступени среднего общего образования» описаны результаты входного тестирования уровня развития коммуникативных навыков учащихся 5-х классов. В обеих группах наблюдались высокие показатели агрессивного и зависимого стиля взаимодействия, низкие уровни развития коммуникативных и организаторских способностей. Недостаточный уровень развития компетентного стиля взаимодействия в ситуации коммуникации проявился в равной степени в двух группах. По итогам диагностического обследования было показано, что уровень развития коммуникативных навыков в контрольной и экспериментальной группе примерно одинаков.

Раздел «Результаты итогового тестирования уровня развития коммуникативной компетентности обучающихся на ступени среднего общего образования» посвящен описанию результатов тестирования в контрольной и экспериментальной группе после реализации программы психологического сопровождения развития коммуникативных навыков учащихся в экспериментальной группе. Наблюдались изменения уровня развития коммуникативных навыков в обеих группах, однако, в экспериментальной группе значительное повышение показателей произошло по всем исследуемым шкалам.

«Анализ результативности программы психологического сопровождения развития коммуникативных навыков учащихся основной средней школы» — раздел, посвященный анализу результатов входного и выходного тестирования, динамике развития уровня коммуникативных навыков учащихся и анализу результативности программы психологического сопровождения развития коммуникативных навыков учащихся. В экспериментальной группе изменения уровня развития коммуникативных навыков были подтверждены способами математической статистики и качественной обработкой. Были выявлены статистически значимые различия по всем шкалам: реакция на критику, реакция на провокацию, контактность, оказание поддержки, реакция на вступление в контакт. Такие результаты говорят о том, что наша гипотеза подтвердилась, есть влияние реализации программы психологического сопровождения на развитие коммуникативных навыков обучающихся. Все значимые корреляции установлены на уровне значимости 0,05 (таблица 1).

Таблица 1.

Динамика коммуникативных навыков учащихся в экспериментальной группе(% учащихся с компетентным коммуникативным стилем)

Исследуемый параметр Стартовая диагностика Итоговая диагностика Значимость различий
1. Преобладающий стиль коммуникации 0,001*
2. Реакция на критику 0,002*
3. Реакция на провокацию 0,002*
4. Оказание поддержки 0,035*
5. Контактность 0,016*
6. Реакция на попытку общения 0,038*

*- наличие значимых различий на уровне значимости 0,05

После проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе отсутствуют обучающиеся, демонстрирующие низкий или ниже среднего уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Повысилось количество подростков, проявляющих высокий уровень способностей в организаторских качествах. Для определения наличия статистически значимых различий был применен критерий Уилкоксона, между двумя выборками были обнаружены статистически значимые различия, что говорит о наличии изменений в экспериментальной группе. Наличие статистически значимых различий снимает вероятность стихийного изменения показателей внутри группы (таблица 2).

 

Таблица 2.

Динамика коммуникативных и организаторских навыков учащихся в экспериментальной группе(% учащихся с высоким уровнем развития навыка)

Исследуемый параметр Стартовая диагностика Итоговая диагностика Значимость различий
1. Коммуникативные способности 25,5 0,001*
2. Организаторские способности 0,001*

*- наличие значимых различий на уровне значимости 0,05

На рисунке 1 и 2 представлены графические результаты сравнения стартовой и итоговой диагностики в экспериментальной группе по шкале коммуникативные и организаторские навыки.

Рисунок 1.

Динамика изменений по тесту КОС (организаторские способности) в экспериментальной группе

Выводы:

В результате проведенного нами исследования была подтверждена гипотеза о том, что реализация программы психологического сопровождения развития коммуникативных навыков учащихся способствует развитию метапредметных и личностных результатов учащихся. Коммуникативная компетентность складывается из коммуникативных навыков и умений. В нашей работе мы рассматривали такие коммуникативные навыки, как способность устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, адекватно реагировать на провоцирующие ситуации и критику, оказывать поддержку и проявлять эмпатию, адекватно разрешать конфликтные ситуации, а так же демонстрировать навыки организаторской деятельности.

По результатам исследования просматриваются основные слабости в коммуникативной сфере подростков, так было показано, что ниже всего развиты способности адекватно реагировать на критику в процессе общения, налаживать контакт с незнакомыми людьми. Преобладающий агрессивный стиль коммуникации отчасти объясняется спецификой подросткового возраста, однако, в большей степени относится к слабо развитым коммуникативным способностям.

Повышение всех шкал в экспериментальной группе, подтвержденное методами математической обработки говорит о подтверждении нашей гипотезы о том, программа психологического сопровождения развития коммуникативных компетенций способствует развитию метапредметных и личностных результатов. Были подтверждены повышения уровня развития коммуникативной компетентности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; осмысленно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей. В нашей исследовательской работе были выполнены следующие задачи:

1.Изучены научные подходы к проблеме формирования коммуникативных навыков в подростковом возрасте.

2.Изучены документы о современных государственных стандартах.

3. Изучен уровень развития коммуникативной компетентности у младших подростков – учащихся на ступени основного общего образования.

4. Разработана и апробирована программа психологического сопровождения развития коммуникативных навыков в средней школе в условиях введения ФГОС.

5. Исследована результативность программы психологического сопровождения развития коммуникативных навыков в средней школе в условиях введения ФГОС.

По результатам анализа, в нашей работе была показана эффективность целенаправленной деятельности педагогического коллектива и педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков. В работе было отмечено, что развитие коммуникативных способностей ведет за собой и развитие организаторских способностей – ведь для того, чтобы быть хорошим организатором, необходимо обладать развитыми навыками коммуникации. Путем качественного анализа результатов в экспериментальной группе, было выявлено, что повышение показателей по исследуемым шкалам заметно отражались в повседневной жизни подростка – развитие коммуникативных навыков повышало статус учащегося в группе, повышало уровень самооценки подростка, помогало проявлению лидерских качеств.

Эффективность программы объясняется целенаправленным воздействием через групповые формы работы на развитие коммуникативных навыков учащихся, а так же комплексным воздействием всех участников образовательного процесса на развитие коммуникативных навыков младших подростков.

Список источников литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 256с.

1. Буртова Е. В. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2002

4. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.

5. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. — М.: Ось-89, 2008

6. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. — СПб.: Питер, 2008.

7. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – Киров, 1991.

8. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. –М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

9. Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. . М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

10. Кипнис М. Тренинг коммуникативности. — М., Ось -89, 2004

11. Куницына В.П. и др. Межличностное общение. — СПб.: Питер, 2002.

12. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. – М.: Высшая школа, 1971.

13. Леонтьев А.А. Что такое язык. – М.: Педагогика, 1976.

14. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: Издательство «Речь», 2007

15. Обухова Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995.

16. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: изд-во МГУ,1989.

17. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга/ Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009.

18. Практическая психология образования/ Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004

19. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.

20.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

21. Рудесташ К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1990.

22. Сборник программ победителей 2 Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ. — М.: 2010

23. Сборник программ победителей 3 Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ.- М.: 2011

24. Сборник программ победителей 4 Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ. — М.: 2012

25. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования. Приложение. –М.:2010

26. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. Учебное пособие. –М.: Психотерапия, 2009.

27. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. – М.: «Знание», 1978.

28. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – 2-е изд. – М. :Просвещение, 2011

29. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов под редакцией Кутасовой Т. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

30. Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память. – М.: Генезис, 2005