Опасные и вредные производственные факторы возникающие при эксплуатации ЭВМ и другой офисной техники

БЛОК 16

ТЕМА: «ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВИДЕОДИСПЛЕЙНЫХ ТЕРМИНАЛОВ И ЭВМ»

Номер учебного элемента (УЭ) Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ – 0 Интегрирующая цель: в процессе учебной работы вы должны дать понятие о причинах взрывов и аварий при эксплуатации систем, работающих под давлением. Дать понятие о технических средствах их безопасности Тема и цель пишется на доске
УЭ – 1 Проверка изученного материала Входной контроль (11 баллов) Цель: проверить себя как усвоил материал по теме «Организация безопасной работы грузоподъемных машин и механизмов». ЗАДАНИЕ 1 (3 балла) Опишите виды грузоподъемных машин и механизмов ЗАДАНИЕ 2 (4 балла) После чего проводится внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемных машин ЗАДАНИЕ 3 (4 балла) По каким критериям производят оценку безопасности использования канатов Работайте самостоятельно, без помощи учебной литературы и конспекта. Время выполнения 15 минут. Контроль преподавателя.
УЭ – 2 Углубление материала Цель: углубить знания о организации безопасной эксплуатации видеодисплейных терминалов и ЭВМ ЗАДАНИЕ 1 (7 баллов) Какие опасные и вредные производственные факторы возникают при эксплуатации ЭВМ и другой офисной техники ЗАДАНИЕ 2 (6 баллов) Какие требования предъявляются к помещениям для эксплуатации ВДТ, ЭВМ, ПВЭМ ЗАДАНИЕ 3 (6 баллов) Опишитеобеспечение лечебно-профилактического питания. Запишите в тетрадь дату и название изучаемой темы. По ходу урока конспектируйте основные моменты вопросов; записывайте номера УЭ, номера заданий и количество заработанных баллов по каждому заданию. На выполнения задания отводится 18 минут. Проводите самоконтроль и взаимоконтроль

 

УЭ – 3 Закрепление углубленного материала Выходной контроль (11 баллов) Цель: проверить усвоение углубленного материала. ЗАДАНИЕ 1 (4 балла) Как и чем должно освещаться рабочее место? ЗАДАНИЕ 2 (6 баллов) Как организовывается психологическая разгрузка? ЗАДАНИЕ 3 (1 балл) Составьте вопрос по теме занятия. Работайте индивидуально 20 минут, после чего произведите взаимоконтроль.
УЭ — 4 РЕЗЮМЕ (7 баллов) Цель: проверить усвоение изученного материала по теме занятия. ЗАДАНИЕ 1 (3 балла) На какие группы подразделяются виды трудовой деятельности? ЗАДАНИЕ 2 (4 балла) Как следует устанавливать перерывы при 8 и 12-часавой рабочей смене? 2–3 минуты фронтальный опрос
УЭ — 5 РЕФЛЕКСИЯ Усвоил материал (+) Усвоил частично (±) Не усвоил (-) 2–3 минуты

 

 

Количество баллов за правильные ответы Оценка Отметка
48-40 Отлично, превосходно 10-9
39-36 Молодец, хорошо 8-7
35-29 Удовлетворительно 6-5
Могло быть и лучше
Менее 27 К сожалению, вы недостаточно усвоили тему урока. Вам необходимо дополнительно поработать над вопросами блока 3-2-1

 

ТЕМА:«Организация безопасной эксплуатации видеодисплейных терминалов и ЭВМ»

Опасные и вредные производственные факторы возникающие при эксплуатации ЭВМ и другой офисной техники.

Санитарно-гигиенические требования и требования безопасности предъявляемой к ВДТ, ЭВМ и периферийным устройствам.

Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ, ЭВМ и ПВЭМ.

Категорирование работ на ЭВМ по сложности. Режим труда и отдыха пользователей.

Обеспечение лечебно-профилактического питания.

Организация психологической разгрузки.

Опасные и вредные производственные факторы возникающие при эксплуатации ЭВМ и другой офисной техники.

В современном мире видеодисплейные терминалы (ВДТ), электронно-вычислительные машины (ЭВМ) и персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ, далее — ПК) занимают значительное место.

Длительное пребывание у экрана монитора ПК небезопасно. Достаточно сказать, что напряженность электрического поля у современных ПК достигает 430 В/м, магнитного поля — 8 А/м. Установлено, что зрительная и нервно-психическая нагрузка при систематическом воздействии ПК на детей может приводить к головным болям и длительным спазмам мускулатуры лица, получившим название «синдром видеоигровой эпилепсии», а также способствовать развитию близорукости (по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), со скоростью до 1,0 диоптрии в год).

Обследования беременных женщин, работающих с ПК, проведенные в Испании, Канаде, США и Швеции, позволили ученым сделать вывод, что вероятность ненормального протекания беременности, вплоть до выкидышей или рождения детей с врожденными пороками (причем наиболее существенными были дефекты развития головного мозга), у этих женщин в 2 раза выше, чем у неработающих с ПК. В связи с этим беременным и кормящим грудью женщинам категорически запрещается работать с ПК.

По данным специальной комиссии ВОЗ, более чем у половины пользователей ПК имеет место синдром стресса оператора дисплея, действие которого проявляется в виде головной боли, аллергии, воспаления глаз, астматических проявлений, подавленности, раздраженности, вялости и депрессии.

Воздух в помещениях с вычислительной техникой насыщен положительно заряженными ионами кислорода, что приводит к ухудшению здоровья, гипоксии, повышению вероятности сердечно-сосудистых заболеваний.

На пользователя ПК одновременно могут оказывать хроническое воздействие более 30 вредных и опасных производственных факторов, причем на долю собственно дисплея приходится не более 20%.

Наиболее значимыми из них являются:

· нарушение электромагнитной безопасности из-за отсутствия почти повсеместно защитного заземления. Источник опасности — не только эмиссионные излучения дисплеев, но и насыщенность помещений различными вспомогательными электроприборами, силовыми кабелями разводки, металлическими конструкциями, осветительными установками и т.п.;

· несоответствие нормам визуальных параметров дисплеев, особенно имеющих величину зерна (пиксель) 0,3 мм и более, а частоту кадровой развертки 50—75 Гц. Часто визуальные характеристики ухудшаются по сравнению с заявленными производителем уже на рабочем месте из-за влияния повышенной напряженности магнитного поля тока частоты 50 Гц. Между тем, даже напряженность, в 100 раз меньшая нормы, и, следовательно, безопасная для человека, может резко ухудшить качество изображения, вызвать повышенное утомление глаз;

· избыточные энергетические потоки сине-фиолетового света (в видимом диапазоне волн) от дисплея. При этом ухудшается четкость изображения на сетчатке, увеличивается частота ошибок, быстрее развивается «компьютерный зрительный синдром» и т. д.;

· нерациональное освещение, блики, повышенная блескость, яркость;

· несоответствие параметров микроклимата действующим нормам, чрезмерная запыленность и загазованность Воздуха в рабочих помещениях — в первую очередь углекислым газом и аммиаком при повышенной температуре и влажности воздуха. От этого страдают органы дыхания, снижается содержание кислорода в крови и в мышечных тканях сердца, мозга, глаз;

· нарушение норм аэроионного состава воздуха, особенно в помещениях с развитой системой приточно-вытяжной вентиляции и при наличии кондиционеров. Число отрицательно заряженных легких ионов кислорода (аэроионов) практически везде меньше нормы. В помещениях с ПЭВМ оптимальным считается содержание в 1 см3 воздуха 3000-5000 аэроионов. Замеры же показывают, что фактически их число не превышает 130 — 400. Это резко ухудшает свойства крови, работу зрительного органа, иммунной системы;

· избыток болезнетворных бактерий в воздухе, особенно зимой при повышенной температуре, плохом проветривании рабочих помещений, пониженной влажности и нарушении аэроионного состава воздуха вызывает ОРЗ, ОРВИ и т.д.;

· малая подвижность глазных мышц при долговременном сильном статическом зрительном напряжении становится причиной спазма аккомодации, т.е. глаза не могут быстро приспосабливаться к ясному видению предметов. При этом нарушается ритм дыхания;

· нерациональная организация рабочего места (неудобные кресла, отсутствие пюпитров для текста, подставок для ног и т.д.) способствует перенапряжению мышц не только позвоночника и шеи, но и глаз;

· неблагоприятная экологическая обстановка, особенно в крупных городах, в воздухе которых зачастую наблюдаются повышенные концентрации вредных веществ. Рост информационных нагрузок (причем не только во время работы на ПЭВМ) вызывает дополнительное «психи­ческое давление», что также увеличивает вероятность заболеваний.

Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ, ЭВМ и ПВЭМ

 

Площадь одного рабочего места для взрослых пользователей должна составлять не менее 6,0 м2, а объем — не менее 20,0 м3.

При строительстве новых и реконструкции действующих зданий и помещений их следует проектировать высотой (от пола до потолка) не менее 3,0 м.

Уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе помещений должны соответствовать нормам.

В помещениях, где работает инженерно-технический персонал, осуществляется лабораторный, аналитический или измерительный контроль (категория II), уровень шума не должен превышать 60 дБА. В помещениях операторов ЭВМ (без дисплеев) (категория III) уровень шума не должен превышать 65 дБА.

Допустимые уровни напряженности (плотности потока мощности) электромагнитных полей, излучаемых клавиатурой, системным блоком, манипулятором «мышь», беспроводными системами передачи информации на расстояние в зависимости от основной рабочей частоты изделия, приведены в табл.2.

Допустимые уровни напряженности электрического поля тока промышленной частоты 50 Гц, создаваемые монитором, системным блоком, клавиатурой, изделием в целом, не должны превышать 0,5 кВ/м.

Допустимые уровни напряженности электростатического поля тока промышленной частоты 50 Гц, создаваемые монитором, клавиатурой, системным блоком, манипулятором «мышь», изделием в целом, не должны превышать 15,0 кВ/м.

 

Таблица 1. Допустимые уровни электромагнитных полей

 

Диапазоны частот 0,3-300 кГц 0,3-3,0 МГц 3,0-30,0 МГц 30,0-300,0 МГц 0,3-300 ГГц
Допустимый уровень 25 В/м 15 В/м 10 В/м 3 В/м мкBт/см2

Интенсивность инфракрасного (ИК) и видимого излучения от экрана видеомонитора не должна превышать 0,1 Вт/м2 в видимом (400-760 нм) диапазоне, 0,05 Вт/м2 в ближнем ИК-диапазоне (760-1050 нм), 4 Вт/м2 в дальнем (свыше 1050 нм) ИК-диапазоне. Рабочие места допускается располагать по периметру помещения или рядами при условии выполнения требований СанПиН 9-131-2000.

Схемы размещения рабочих мест должны учитывать расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), которое должно быть не менее 20 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов — не менее 1,2 м. Рабочие места при вы­полнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, следует изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5-2,0 м.

Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) должен выбираться в зависимости от характера и продолжительности работы с учетом роста пользователя.

Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 68-80 см, при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 72,5 см.

Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 60 см, шириной — не менее 50 см, глубиной на уровне колен — не менее 45 см и на уровне вытянутых ног — не менее 65 см.

Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать:

· ширину и глубину поверхности сиденья не менее 40 см;

· поверхность сиденья с закругленным передним краем;

· регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 40-55 см с углами наклона вперед до 150 и назад до 50;

· высоту опорной поверхности спинки 30±2 см, ширину — не менее 38 см и радиус кривизны горизонтальной плоскости — 40 см;

· угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 0±30о;

· регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 26-40 см;

· стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 25 см и шириной — 5-7 см;

· регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 23±3 см и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 35-50 см. Рабочее место должно быть оснащено легко перемещаемым пюпитром для документов.

Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии не менее чем 30 см от края, обращенного к пользователю, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.

Категорирование работ на ЭВМ по сложности. Режим труда и отдыха пользователей

Режимы труда и отдыха при работе с ЭВМ, ПЭВМ и ВДТ должны определяться видом и категорией трудовой деятельности.

Виды трудовой деятельности разделяются на три группы: группа А — работа по считыванию информации с экрана ВДТ, ПЭВМ или ЭВМ с предварительным запросом; группа Б — работа по вводу информации; группа В — творческая работа в режиме диалога с ЭВМ. При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ЭВМ, ПЭВМ и ВДТ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.

Для видов трудовой деятельности устанавливаются три. категории тяжести и напряженности работы с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ (табл.2), которые определяются: для группы А — по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60 000 знаков за смену; для группы Б — по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40 000 знаков за смену; для группы В — по суммарному времени непосредственной работы с ВДТ, ПЭВМ и ЭВМ за рабочую смену, но не более 6 ч за смену.

 

Таблица 2. Время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочей смены, вида и категории трудовой деятельности

Категория работы Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работ Суммарное время регламентированных перерывов. мин
Группа А, количество знаков Группа Б. количество знаков Группа В. ч при 8-часовой смене при 12-часовой смене
I до 20000 до 15 000 до 2
II до 40000 до 30 000 до 4
III до 60000 до 40000 до 6
           

 

Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей, на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы, в зависимости от продолжительности, вида и категории трудовой деятельности.

Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать двух часов.

При 8-часовой рабочей смене регламентированные перерывы следует устанавливать:

• для 1 категории работ через 2 ч от начала рабочей смены и через 2 ч после обеденного перерыва продолжительностью 15 мин каждый;

• для 11 категории работ через 2 ч от начала рабочей смены и через 1,5-2 ч после обеденного перерыва продолжительностью 15 мин каждый или продолжительностью 10 мин через каждый час работы;

• для III категории работ через 1,5-2 ч от начала рабочей смены и через 1,5-2 ч после обеденного перерыва продолжительностью 20 мин каждый или продолжительностью 15 мин через каждый час работы.

При 12-часовой рабочей смене регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 ч работы аналогично перерывам при 8-часовой рабочей смене, а в течение последних 4 ч работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 мин.

Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития статического утомления целесообразно выполнять комплексы специальных упражнений.

С целью уменьшения отрицательного влияния монотонии целесообразно применять чередование операций.

Профессиональные пользователи ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в порядке и в сроки, установленные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

К непосредственной работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний.

Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, не допускаются.

Ниже приводятся требования для пользователей ПЭВМ разных категорий.

К работам 1 категории (всех групп) допускаются лица, у которых острота зрения с коррекцией хотя бы одного глаза, не меньше 0,4. Это позволяет без напряжения читать стандартный шрифт с расстояния 60-70 см. При худшем зрении пользователю придется увеличивать размер шрифта.

К работам II категории (всех групп) не допускаются лица с глаукомой. Требования к зрению остальных пользователей показаны в табл.3.

К работам III категории (всех групп) предъявляются повышенные требования к органу зрения. Обязательно наличие бинокулярного зрения (оно характеризуется объемным восприятием предметов).

К работам не допускаются лица даже с признакам и глаукомы и с наклонностью к повышенному внутриглазному давлению. Кроме того, к работам II и III категорий не допускаются лица, страдающие воспалительными и аллергическими заболеваниями глаз сопровождающимися слезотечением, светобоязнью и т.п., а также заболеваниями сетчатки и зрительного нерва.

Таблица 3. Требования к зрению пользователей ЭВМ

 

Обеспечение лечебно-профилактического питания

ЗНАЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ

Лечебно-профилактическое питание направлено на предупреждение неблагоприятного воздействия химических, физических и биологических факторов на организм человека, с которыми он сталкивается в условиях профессиональной деятельности. Оно преследует цель укрепления здоровья, предупреждения профессиональных отравлений и заболеваний. С помощью рационально построенных диет обеспечивается повышение общей устойчивости организма, использование антидотных свойств компонентов пищи, их протекторного воздействия на структуру и функцию наиболее поражаемых органов, компенсация избыточно расходуемых пищевых и биологически активных веществ в связи с воздействием ядов, ограничение их всасывания, замедление метаболизма и ускорение выведения из организма.

Подлежат ограничению в лечебно-профилактическом питании жирные продукты, особенно тугоплавкие жиры (говяжий, бараний, свиной), соль и богатые ею продукты. Жиры способствуют всасыванию токсических веществ в пищевом канале. Соль задерживает жидкость и тем самым ограничивает возможность выведения из организма токсических веществ. Обильное питье обеспечивает выведение токсических веществ из организма у лиц, занятых в производстве мышьяка, хлорированных углеводородов, бензола.

Лечебно-профилактическое питание строится с учетом необходимости обеспечения потребности профессиональных групп населения в энергии и пищевых веществах, включения профилактических компонентов.

Лечебно-профилактическое питание обеспечивается использованием шести лечебно-профилактических рационов, молока, кисломолочных продуктов, пектина и витаминных препаратов. Показания к их использованию определены совместным постановлением Государственного комитета Беларуси по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС «Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда».

МОЛОКО В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ ПИТАНИИ

В качестве разновидности лечебно-профилактического питания используют молоко и другие молочные продукты, как важнейший источник полноценного белка, незаменимых аминокислот, фосфатидов, витаминов и минеральных веществ.

Молоко выдается из расчета 0,5 л на человека за рабочую смену в дни фактической занятости не менее половины рабочего дня или смены на производствах с вредными условиями труда. При 5-дневной рабочей неделе сохраняется норма выдачи молока, рассчитанная на 6 рабочих дней. Выдача молока организуется в течение рабочей смены. Работники других организаций во время фактической занятости на производствах, где для основных работников предусмотрена выдача молока, обеспечиваются им за счет организаций, в штате которых состоят. Студенты вузов во время прохождения производственной практики также обеспечиваются молоком в условиях, где предусмотрена его выдача штатным работникам, но за счет предприятий и организаций, куда направлены практиканты.

В случае получения рационов лечебно-профилактического питания молоко не выдается. Не разрешается выдача молока на дом, за прошедшую смену, на несколько смен вперед, компенсировать выдачу молока деньгами.

Вместо молока, по согласованию с медико-санитарной частью предприятия или местной санитарно-эпидемиологической станцией, могут выдаваться в эквивалентном количестве простокваша, кефир, ацидофильное молоко или мацони.

Ответственность за обеспечение работающих молоком несут руководители соответствующих предприятий, учреждений и организаций.

ВИТАМИНЫ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ ПИТАНИИ

Витамины способствуют стимуляции механизмов защиты организма от воздействия вредных производственных факторов. Они используются в лечебно-профилактическом питании в продуктах, богатых витаминами, и в виде фармацевтических препаратов. При этом учитывается характер неблагоприятных химических и физических факторов производственной среды и возможное избирательное действие определенных витаминов. В частности, контактирующим со ртутью показан токоферол, который вместе с селеном (биологическим антагонистом ртути) участвует в ее детоксикации. Хорошим источником токоферола является растительное масло, селена — злаковые и бобы. При работе с бензолом, ксилолом, толуолом, фосфором, свинцом, мышьяком используются детоксирующие свойства аскорбиновой кислоты, которой богаты шиповник, сладкий перец, черная смородина, зелень петрушки, брюссельская капуста, укроп, цветная капуста, другие растительные продукты. Работники, повергающиеся воздействию высокой температуры окружающей среды и интенсивному теплооблучению: непосредственно1занятые на работах по выплавке it прокату горячего металла на предприятиях черной металлургии; ошпарщики и пекари в хлебопекарном производстве.

При работе с кадмием профилактике костного поражения способствует эргокальциферол.

Согласно Перечня производств, профессий, должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями предусмотрены нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов.

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕКТИНА В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ ПИТАНИИ

Пектиновые вещества являются естественными полимерами, входящими в состав овощей, фруктов и ягод. Они способствуют выведению из организма тяжелых металлов, поэтому находят применение в профилактике интоксикаций тяжелыми металлами. С этой целью могут использоваться многие растительные продукты, богатые пектином: баклажаны, свекла, редис, морковь, тыква, капуста, яблоки, абрикосы, сливы, вишни, груши и др. Хорошим источником пектина являются яблочные выжимки, из которых могут готовиться крем и мусс. Применяют натуральные фруктовые соки с мякотью (300 г), обогащенные пектином консервированные растительные пищевые продукты, фруктовые напитки и соки. Ориентировочная профилактическая доза пектина — 2 г в сутки. Продукты, содержащие пектин, необходимо принимать перед началом работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ ПИТАНИЕМ

Лечебно-профилактическое питание выдается в дни фактического выполнения работы в особо вредных условиях и в дни болезни профессионального характера с временной утратой трудоспособности при лечении в амбулаторных условиях. Лечебно-профилактическое питание положено также:

· рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим других производств, цехов предприятия и работникам, находящимся на строительстве, строительно-монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работах, занятых весь рабочий день в действующих производствах, цехах (на участках) с особо вредными условиями труда, где это питание предусмотрено как для основных работников, так и для ремонтного персонала;

· рабочим осуществляющим чистку и подготовку оборудования к ремонту и консервации в цехе (на участке), где рабочим предусмотрено лечебно-профилактическое питание;

· трудящимся, пользующимся правом на бесплатное лечебно-профилактическое питание и переведенным временно на другую работу в связи с начальными признаками профессиональной патологии, обусловленной характером производства, на срок до 6 мес;

· инвалидам по профессиональному заболеванию, которое развилось в сфере производства, где они получали бесплатное лечебно-профилактическое питание непосредствен но до наступления инвалидности, на срок до ликвидации инвалидности, но не более 6 мес. с момента ее установления;

· женщинам на время отпуска по беременности и родам при условии работы до его наступления на производстве и в должности, для которых предусмотрено бесплатное лечебно-профилактическое питание;

· беременным женщинам при переводе на другую работу с целью устранения, согласно врачебному заключению, контакта с вредными условиями труда, где предусмотрен бесплатное лечебно-профилактическое питание на все время до и в период отпуска по беременности и родам;

· кормящим матерям и женщинам, имеющим детей в возрасте до 1 года, при переводе, согласно врачебному заключению, с работы, где имеется контакт с вредными факторами и положено бесплатное лечебно-профилактическое питание, на другую работу с благоприятными для здоровья условиями труда на весь период кормления грудью или до достижения ребенком возраста 1 года.

Лечебно-профилактическое питание реализуется в виде горячего завтрака перед началом работы или, по согласованию с медико-санитарной частью предприятия (с местной санитарно-эпидемиологической станцией при отсутствии медико-санитарной части), во время обеденного перерыва.

В случае временной нетрудоспособности, инвалидности вследствие профессионального заболевания бесплатное лечебно-профилактическое питание, при невозможности его получения по месту работы по состоянию здоровья или из-за отдаленности места жительства, выдается в виде готовых блюд на дом по справке медико-санитарной части предприятия или санэпидстанции.

В таком же порядке получают бесплатное лечебно-профилактическое питание кормящие грудью и женщины, имеющие детей в возрасте до 1 года, при переводе на другую работу с целью исключения контакта с вредными производственными факторами.

Выдача лечебно-профилактического питания обычно производится по предварительным заказам предприятия на базе обслуживающей его столовой, где для этого выделяются специальные столы

В случае 5-дневной рабочей недели положена недельная (рассчитанная на 6 дней) норма выдачи лечебно-профилактического питания с увеличением стоимости рациона на 20 % для улучшения качества питания.

Лишь в исключительных случаях допускается замена одних пищевых продуктов другими согласно норм взаимозаменяемости продуктов.

Лечебно-профилактическое питание выдается по талонам (абонементам) установленного образца или по спискам, утвержденным главным инженером предприятия.

Ответственность за обеспечение трудящихся лечебно-профилактическим питанием возлагается на руководителей предприятий и учреждений. За составление меню и соблюдение правил приготовления пищи в соответствии с утвержденными рационами лечебно-профилактического питания отвечает руководитель предприятия общественного питания.

Лицом, ответственным за витаминизацию пищи и раздачу витаминов, ежедневно заносятся в мешо-раскладку сведения о проведенной витаминизации с указанием блюд, числа витаминизированных порций и количества использованных витаминов (в мг).

Витамины должны храниться в прохладном, сухом и защищенном от света месте в плотно закрытой таре и под замком.

Пребывание трудящихся в санатории-профилактории не исключает права получения завтраков лечебно-профилактического питания.

При построении рационального и диетического питания в условиях санатория-профилактория рабочим, контактирующим с вредными производственными факторами, также необходимо обеспечивать профилактическую направленность этого питания за счет использования пищевых веществ, продуктов и блюд, обеспечивающих повышение общей устойчивости организма, использования их антидотных свойств, протекторного воздействия на структуру и функцию наиболее поражаемых органов, замещению избыточно расходуемых пищевых и биологически активных веществ в связи с воздействием ядов, ограничения их всасывания, замедления метаболизма и ускорения выведения из организма.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ

В соответствии с Инструктивными указаниями за организацией лечебно-профилактического питания (для медико-санитарных частей и санитарно-эпидемиологических станций), наблюдение на предприятиях общественного питания за составлением меню, приготовлением и выдачей лечебно-профилактического питания, молока, витаминов и пектиновых веществ ведется медицинскими работниками медико-санитарных частей промышленных предприятий и санитарной службы, а также диетсестрами и диетврачами (столовых).

В поле зрения работников медико-санитарной части должны быть вопросы обеспеченности столовых необходимым ассортиментом продуктов и витаминов, должной кулинарной обработки пищи и сроки ее реализации.

Медицинскому персоналу медико-санитарной части положено присутствовать во время выдачи лечебно-профилактического питания и вместе с представителями общественного контроля профсоюзной организации предприятия систематически отбирать пробы для лабораторных исследований, которые осуществляют специалисты местной санитарно-эпидемиологической станции.

Организация психологической разгрузки

КАБИНЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ (К. п. р.)

Так называется усовершенствованный вариант комнаты отдыха, в которой созданы оптимальные условия для быстрого и эффективного снятия эмоционального перенапряжения, восстановления работоспособности, проведения психотерапевтических и психогигиенических мероприятий.

В К. п. р. применяется комплексный метод оптимизации психических процессов, условно названный психологической разгрузкой, который включает физиологические и психологические средства восстановления работоспособности и предупреждения переутомления эмоционального происхождения. Площадь К. п. р. определяется из расчета не менее 2 кв. м на человека. В комнате не должны ощущаться шум, вибрация и другие неблагоприятные факторы производственной среды, она должна быть обеспечена приточно-вытяжной вентиляцией. Оптимальная температура в помещении — +20-22°С. Комната оборудуется мягкими креслами с подлокотниками, в которых можно принять полулежачее положение (кресла желательно накрыть полиэтиленовой пленкой и обеспечить подставками для ног), магнитофоном (с набором кассет), гидроаэроионизатором, а при возможности — кондиционером. В цвето-световом решении интерьера должны преобладать голубой и зеленый цвета, успокаивающие нервную систему. Желательно, чтобы создавалось впечатление пребывания на лоне природы. Пол покрывается линолеумом на мягкой основе, гармонирующим по цвету с окраской стен. Цветовая композиция дополняется цветным освещением, трижды изменяющимся в течение сеанса. Для создания более полной иллюзии пребывания на лоне природы используются пейзажи, рождающие положительные эмоции. Это могут быть диапозитивы с изображением леса, моря, озера и др., проецируемые на экран с помощью диапроекторов. Для оформления К. п. р. можно использовать также декоративные элементы — валуны, гальку, коряги, вьющиеся растения и др.

Основная задача К. п. р. — восстановление работоспособности в стадии развивающегося утомления. Время пребывания в К. п. р. условно разделяется на 3 периода: отвлекающий (1,5-2 минуты), успокаивающий (7-10 минут), тонизирующий (2-3 минуты).

В соответствии с задачами этих периодов трижды меняется музыка (по содержанию, громкости и темпу), цвет, уровень освещенности, поза, ритм дыхания и словесные формулировки аутогенной тренировки. Во время первого периода звучит запись пения птиц и популярные мелодии с мягким мелодико-ритмическим рисунком (громкость до 15-20 дБ).

Посетители К. п. р. располагаются в креслах в свободной позе с приподнятыми ногами, рассматривают проецируемые на экран изображения ландшафтов, вызывающие положительные эмоции. На втором этапе для достижения состояния эмоционального равновесия включают зеленые лампы. Посетители принимают полусидячее положение, способствующее расслаблению мышц, переходя на успокаивающий ритм дыхания (короткий вдох и удлиненный выдох).

Звучит негромкая мелодичная музыка (до 10 дБ), а в паузах — записанные на магнитофонную ленту психотерапевтические формулы, построенные с учетом характера труда, задач данного периода и требований аутогенной тренировки. Третий период проходит при оранжевом (красном) освещении, его музыкальная программа состоит из бодрых, мажорных произведений (марши, спортивные и молодежные песни, энергичная и веселая танцевальная музыка).

Занимающиеся в К. п. р. постепенно переходят к позе стоя, делают несколько мобилизующих дыхательных движений (глубокий вдох и короткий выдох).

Словесные формулы этого периода направлены на повышение общего тонуса, активизацию психических процессов. В заключение включают все лампы дневного света, и в сопровождении марша, веселой песни выполняется комплекс физических упражнений с учетом особенностей вида труда и возраста людей. Лицам, занимающимся тяжелой физической работой, полезен самомассаж. В соответствии с тремя указанными периодами желательно изменять с помощью подсветки виды, изображенные на крупных слайдах или проецируемые на экран. Например, вначале посетители видят изображение леса при заходящем солнце, на втором этапе — в предвечерние часы, на третьем — на рассвете, во время восхода солнца, когда просыпается природа, воздух насыщен озоном, ощущается приятный запах хвойных деревьев.

При ограниченных возможностях К. п. р. в первую очередь туда направляют лиц, работающих в условиях повышенной нагрузки на нервную систему, сочетающих работу с учебой, а также тех, кто жалуется на переутомление или находится в кризисной ситуации (тяжелая болезнь или смерть близкого человека, чрезмерно напряженная семейная обстановка, частые служебные конфликты и др.).

В К. п. р. восстанавливается работоспособность лиц, находящихся в стрессовом состоянии, или тех, чья повседневная деятельность протекает в условиях эмоциональной напряженности. Эмоциональный дистресс не только приводит к снижению трудоспособности и ухудшению деятельности организма, но и является одной из частых причин нарушения техники безопасности. Пребывание в К. п. р. способствует также предупреждению эмоционально-аффективного перенапряжения и его отрицательных последствий у лиц, страдающих заболеваниями, вызванными психическим фактором (неврозы, психосоматические расстройства).

В К. п. р. можно осуществлять и другие психогигиенические мероприятия.

К ним относятся:

· массовое обучение работников различных предприятий приемам психотерапевтической доврачебной самопомощи и, в частности, аутогенной тренировке;

· активная психопрофилактика рецидивов алкоголизма;

· эмоционально-волевая тренировка спортсменов;

· дополнительные сеансы психологической разгрузки для работников пенсионного и предпенсионного возраста с целью продления трудоспособности;

· лечебно-профилактическая помощь людям, желающим избавиться от хронического никотинизма;

· психогигиенические беседы, включающие демонстрацию слайдов и прослушивание фрагментов литературно-музыкальных произведений, посвященные различным аспектам здорового образа жизни.

В последние годы на предприятиях организуются кабинеты эмоционально-волевой тренировки и социального тренинга, психологической гимнастики и др. Благодаря тому, что в их штатном расписании предусмотрены должности врача-психотерапевта или психолога, на их базе решается широкий круг задач, в том числе психотерапевтического и социально-психологического характера. Кабинеты психогигиенического профиля целесообразно открывать и в медицинских учреждениях, где труд медработников связан с повышенными эмоциональными нагрузками и необходимо быстро восстанавливать работоспособность (в отделениях хирургии, реанимации, анестезиологии, на станциях «скорой помощи»).

В заводских профилакториях и домах отдыха, где не предусмотрена должность врача-психотерапевта, обслуживать К. п. р. может фельдшер, прошедший специальную подготовку по психогигиене, психопрофилактике и психотерапии.