Общая характеристика власти догосударственного периода

Тема 2. Происхождение государства и права

Вопросы

1. Общая характеристика власти догосударственного периода

2.Общая характеристика социальных норм догосударственного периода

3. Причины возникновения государства

4. Формы происхождения государства

5.Теологическая теория происхождения государства

6. Патриархальная теория происхождения государства

7. Договорная теория происхождения государства

8. Теория насильственного

происхождения государства

9. Органическая теория происхождения государства

10. Материалистическая теория происхождения государства

11. Психологическая теория происхождения государства

12. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя

13. Суверенитет как признак государства

14. Возникновение права

Ответы

1. Общая характеристика власти догосударственного периода

Учитывая тот факт, что общество возникло гораздо раньше госу­дарства, необходимо в целях наиболее полного познания государст­венно-правовых институтов дать характеристику социальной власти норм, существовавших в первобытном строе. Независимо от того, как современные ученые относятся к делению исторического процесса, ни у кого нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытнообщинный строй, охватываю­щий весь огромный период времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письмен­ности.

Первобытнообщинный строй был самым длительным — более миллиона лет — этапом истории человечества. Определить его ниж­нюю границу нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных остан­ках наших далеких предков специалисты видят то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется. В со­временный период большинство ученых считает, что древнейший че­ловек (и первобытное, дикое общество) появился порядка 1,5—1 мил­лиона лет назад. Верхняя же граница первобытнообщинного строя ко­леблется в пределах последних 5—6 тысяч лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые государства сложились на ру­беже 4 и 3 тысячелетий до н.э., в Америке — в 1 тысячелетии н.э., в других частях земного шара — еще позднее (В.П. Алексеев, А.И. Пер-шиц).

3 стр., 1401 слов

Общая характеристика сенсорных систем. Сомато-сенсорная система, ...

... Физиологические основы обезболивания. Клинико-физиологический аспект. Общая характеристика сенсорных систем Сенсорные системы - это совокупность ... Медиатор ноцицептивной системы: субстанция Р Теория центрального происхождения боли объяснят, как может возникать боль ... раздражителей. 2. Теория специфичности (не отрицает, но дополняет теорию интенсивности): Самостоятельные ...

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

  • наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответ­ственно, бедных и богатых. Экономически все были равны;
  • экономическое равенство обусловливало и политическое равен­ство. Все взрослое население рода — и мужчины, и женщины — имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связан­ного с деятельностью рода.

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами:

1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организа­ции общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по

действительному или предполагаемому кровному родству, а также об­щность имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и парном браке. Каждый род выступал в каче­стве хозяйственной единицы, собственника средств производства, ор­ганизатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен).

Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться — «первобытнообщин­ный строй», а его социальная организация — родоплеменной. Следо­вательно, социальная власть ограничивалась рамками рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект власти совпадали);

3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4)органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, сходы), так и его представители (старейшины, советы старейшин, военачальники, вожди, жрецы), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

2.Общая характеристика социальных норм догосударственного периода

Особенностью социальных норм в догосударственный период яв­лялось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необходимость в совмест­ном проживании, в общественной собственности на средства произ­водства и в распределении продуктов на основе равенства.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... построения организации, хорошо иерархическая система распределения власти, система правил и норм, прав и обязанностей, прием в ... работ; контроль за подчиненными Менеджмент существует в сферах общества: Политическая – необходимость установления и поддержания порядка в ... науки управления (количественная). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс, который может ...

Эти обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали суще­ствование присваивающей экономики и продолжение рода, регулирова­ли определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отно­шения. Их называют «мононормами», ибо они по большому счету выражали главный интерес того общества — выжить. Этот интерес объединял общество, чтобы противостоять стихии, различным опас­ностям.

Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, есте­ственное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии

Признаки социальных норм, существовавших в догосударствен­ный период:

1)регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных — технических и других, которые регулирова­ли и регулируют отношение человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п.;

2)считались главным образом обычаями (т.е. исторически сло­жившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в резуль­тате многократного применения в течение длительного времени);

3)существовали в сознании людей, не имея, как правило, письмен­ной формы выражения;

4)обеспечивались в основном силой привычки, а также соответст­вующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5)ведущим в них способом регулирования выступал запрет (сис­тема табу) как самый простой и элементарный прием воздействия, отсутствие собственно прав и обязанностей;

6) были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересы всех членов рода и племени.

3. Причины возникновения государства

Государство — политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкрет­ного общества.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. Причины показываются в различных теориях возникновения государ­ства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разу­ма, сознания); в психологической (факторы психики человека); в ор­ганической (биологические факторы); в материалистической (соци­ально-экономические факторы); в теории насилия (военно-полити­ческие факторы) и т.д.

9 стр., 4315 слов

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

... в данном смысле объективен. Но в отличие от физического мира, процессы, происходящие в обществе, связаны с сознанием людей. Они осуществляются только через деятельность людей, ... Они регулируют определенные сферы жизни общества, обеспечивают его прочность, воспроизводство человеческих отношений. В качестве основных социальных институтов выступают государство, образование, религия и культура, ...

Названные теории являются наиболее распространенными уче­ниями о способах и процессе появления такого социального институ­та, как государство, включая в себя системы взглядов, выделяющие в качестве главной ту или иную причину возникновения государствен­ности.

Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы (социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравст­венно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, психологические и т.п.); во-вторых, мыслители, предлагавшие объяс­нение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеет­ся, использовали разный объем накопленных человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы, в которых они проживали, игнорируя другие регионы; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и, в частности, осно­вываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на про­цесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия (Т.В. Кашанина).

В каждой из теорий есть рациональные зерна, позитивные момен­ты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем есть и слабые стороны, за которые их можно критиковать.

4. Формы происхождения государства

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и процесс образования государственной власти в различных историчес­ких условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.).

Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштаб­ных социальных работ (строительство и эксплуатация ирригацион­ных сооружений, организация поливного земледелия и т.п.).

Поэтому здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и другие, которые в наибольшей мере соответствовали характеру дан­ных задач. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производ­ства. .

21 стр., 10484 слов

Теория власти Николо Макиавелли

... в частности на теорию власти Н. Макиавелли, выявить и раскрыть уникальный феномен политической власти. А так же ... богатству или происхождению, ведет к власти старейшин. Власть лучших людей - аристократия, власть богатых - плутократия, власть немногих ... государство, политическая власть. Определение власти, понятие, ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания политики и государства, ...

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины — это самая «чистая», классическая форма возникновения государства, оно возникает непосредственно из классовых противопо­ложностей, развивающихся внутри родового строя.

Особенности создания Римского государства состояли в том, что процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью — патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но находились вне римских родов, не явля­лись частью римского народа. Владея землей, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, но были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться и распоря­жаться римскими землями. Борьба плебеев как основной революци­онной силы против привилегий патрициев была главным образом борьбой против древнего общественного строя, покоившегося на кровных узах. Победа плебеев в этой борьбе «взорвала» старую, родо­вую организацию и воздвигла государственное устройство, основан­ное на территориальном делении и имущественных различиях.

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий — западной части Римской империи. Данные пле­мена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью своих организаций управлять римскими провинциями, ибо для господства родовая организация не была приспособлена. Понадо­бился специальный аппарат принуждения и насилия. Простой верхов­ный военачальник превращался в настоящего монарха, а народное до­стояние — в королевское имущество; органы родового строя были пре­образованы в государственные органы.

Вместе с тем важно учитывать, что ряд ученых придерживается точки зрения, согласно которой Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признака­ми подобной государственности — закреплением крестьянства и круп­ной частной собственностью на землю), а как прафеодальные(с соот­ветствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный прежде всего внутренним развитием общества, его различными соци­ально-экономическими, военно-политическими, культурно-истори­ческими, национально-психологическими, нравственно-религиозны­ми, эколого-географическими и другими обстоятельствами. В зависи­мости от тех или иных причин набор названных факторов мог менять­ся, но всегда это было сочетание указанных начал при обязательном преобладании какого-либо из них.

5.Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория происхождения государства получила рас­пространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в совре­менных условиях ее развили идеологи исламской религии, католичес­кой церкви (Маритен, Мерсье и др.).

10 стр., 4727 слов

Теория и практика управления Программа курса

... Конкретные проявления системности в структурном облике государства и общества. Государство как организационная система. Нереальность внесистемного ... Цель курса – ознакомить студентов с отечественной теорией государственного управления, комплексно представленной в разной литературе ... универсальный метод государственного управления и реальная основа власти. Внутренняя готовность общества к насилию и ...

По мнению представителей данной доктрины, государство — про­дукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Су­ществующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо сми­риться и не оказывать сопротивления продолжателю на Земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Наделяя государство и государей (как представителей и выразите­лей божественных велений) ореолом святости, идеологи данной тео­рии поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способст­вуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государст­венной властью — Церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-эконо­мических и иных отношений на государство и не позволяет опреде­лить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государ­ственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе не­доказуема, ибо построена в основном на вере.

6. Патриархальная теория происхождения государства

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др.

Они обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят в конечном счете к образова­нию государства.

Следовательно, власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патри­арха», подданным предложено покорно подчиниться государю. Вся­кое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, так как они — его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности влас­ти, «родственности» всех в единой стране.

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с ка­тегориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству ис­ториков, семья (как социальный институт) возникала практически па­раллельно с возникновением государства в процессе разложения пер­вобытнообщинного строя.

5 стр., 2252 слов

Психологическая теория происхождения государства и права

... психологической теории происхождения государства и права. Задачею  своего реферата я вижу рассказ об основных теориях происхождения государства и права, а так же более подробный рассказ о психологической теории. 1. Основные теории происхождения государства и права Теологическая теория Основными ...

7. Договорная теория происхождения государства

Договорная теория происхождения государства получила распро­странение в наиболее логически завершенном виде в XVII—XVIII вв. в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др.

По мнению представителей данной доктрины, государство возни­кает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — это рациональное объедине­ние людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолирован­ные до происхождения государства индивиды превращаются в еди­ный народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс вза­имных прав и обязанностей и соответственно — ответственность за невыполнение последних.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою террито­рию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблю­дать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления прави­телями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в по­знании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта кон­цепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схема­тичное, идеализированное и абстрактное представление о первобыт­ном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объектив­ных факторов (прежде всего социально-экономических, военно-поли­тических и пр.) И переоценка в этом процессе факторов субъективных.

8. Теория насильственного происхождения государства

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла \ в XIX в. в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении или общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народа­ми и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало го­сударство.

По мнению представителей данной доктрины, государство — «ес­тественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвую­щим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сосло­вия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

9 стр., 4412 слов

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

... работа, так она раньше называлась, являлась составной частью идеологической деятельности государства, и все, что было связано с деятельностью социально-культурных организаций, было ... как философия, социология, культурология, педагогика, психология, экономика, искусствоведение, право и др. В последнее время в теории социально-культурной деятельности мы наблюдаем переход от традиционных ...

Следовательно, государство — не итог внутреннего развития обще­ства, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия были присущи процессу возник­новения многих государств (например, древнегерманского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования на­силия в этом процессе была разной. Поэтому насилие следует рас­сматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государ­ства. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономи­ческим.

9. Органическая теория происхождения государства

Органическая теория происхождения государства получила широ­кое распространение во второй половине XIX в. в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гумани­тарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогич­ны постоянным отношениям между органами живого существа, т.е. государство — продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (под­данных).

Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественно­го отбора) складываются конкретные государства, формируются пра­вительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхож­дения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы.

Вместе с тем нельзя механически распространять все закономер­ности, присущие только биологической эволюции, на социальные ор­ганизмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к пробле­мам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

10. Материалистическая теория происхождения государства

К представителям материалистической теории происхождения го­сударства обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономи­ческими причинами.

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой ... покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из ...

Первостепенное значение для развития экономики, а следователь­но, и для появления государственности имели три крупных этапа раз­деления труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом).

Подобное разде­ление труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собст­венности, в результате чего общество раскололось на имущие и не­имущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности вы­ступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с общест­вом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль пере­ходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую по­литическую структуру — государство, которое прежде всего служит инструментом воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования об­щества как целостного организма.

Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономи­ческим детерминизмом и классовыми противоречиями при одновре­менной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс проис­хождения государственности.

11. Психологическая теория происхождения государства

Среди наиболее известных представителей психологической тео­рии происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способ­ностях, которые первобытный человек приписывал вождям племени, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предуга­дывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государствен­ная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с влас­тью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повинове­нии определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессив­ных влечений некоторых индивидов. Природа государства — психоло­гическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных ре­шений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным дей­ствиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью .которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказы­вающий влияние на все социальные институты, который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему ха­ризмы, чтобы убедиться в этом.

Однако роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и долж­ны рассматриваться лишь как моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствую­щих социально-экономических, военно-политических и иных внеш­них условий.

12. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя

Государство — это организация политической власти, содействую­щая осуществлению конкретных интересов (классовых, общечелове­ческих, религиозных, национальных и Т.п.) в пределах определенной территории.

Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя: :

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чи­новники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3)территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени);

4)суверенитет (присущее государству верховенство на своей тер­ритории и независимость в международных отношениях);

5) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.).

13. Суверенитет как признак государства

Государственный суверенитет — это присущее государству верхо­венство на своей территории и независимость в международных отно­шениях.

В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако высшей властью, решения кото­рой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обла­дает лишь государство.

Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут отношения с другими го­сударствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величи­ны территории, численности населения, политического режима.

Верховенство государственной власти означает:

1)ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

2)монопольную возможность применения таких средств воздейст­вия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), ко­торыми не располагают другие субъекты политики;

3)осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

4)прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установ­лениям государства.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновен­ность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его при­нять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспе­чить собственный суверенитет и национально-государственные инте­ресы.

Понятие «суверенитет» имеет для государства такой же смысл, что и понятие «права и свободы» для человека. Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты.

Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.

Политическая основа суверенитета — существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политичес­кой организации власти.

Правовой основой суверенитета являются конституции, законода­тельство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную це­лостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особый субъект политических отношений, как главный компонент политической системы общества.

14. Возникновение права

Право как социальный институт возникает практически одновре­менно с государством, так как они призваны обеспечивать эффектив­ность действия друг друга. Как невозможно существование государст­ва без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государст­ва), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы).

Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для эко­номического и политического управления всевозможными общест­венными делами, то для реального осуществления этого оно должно принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право — единственная форма, в которой государство может выражать свои ве­ления как общеобязательные.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя путями:

1)превращение мононорм (первобытных обычаев) в нормы обыч­ного права и санкционирование государством;

2)правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы — норма­тивных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

3)формирование судебного права, состоящего из конкретных ре­шений (принимаемых судебными органами и приобретающих харак­тер образцов, эталонов для решения аналогичных дел).

Возникновение права — длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Поначалу зарождались эле­менты права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласо­ванную правовую систему конкретного общества.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих клас­сов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие пра­вовые акты рабовладельческой и феодальной эпох.

На процесс возникновения и развития права также оказала влия­ние специфика географических, культурно-исторических и иных об­стоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль тради­ций, обычаев, религии, основными источниками права выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.).

В Европе же кроме обычаев заявляли о себе правотворчество государ­ственных органов (законодательные акты) и судебное право (преце­денты).

Если обычаи содержались в сознании людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права — его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

Возникновение права — следствие усложнения социальных свя­зей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.