Разработали:
Заключение по результатам психолого-педагогической диагностики ученика 3 класса М.М., 2002 г. р.
М.М. обучается в ГБОУ СОШ № 1961 с 01.09.2009 г. Имеет нарушение опорно-двигательного аппарата, воспитывается в полной семье.
Речевое развитие ребенка: малый словарный запас, имеются трудности в подборе слов, сложности в восприятии и понимании смысла того, что написано на доске, в учебнике и представлено в устной речи
Сформированность элементарных пространственных представлений (выше ниже, дальше ближе, справа—слева и т. д.): недостаточная сформированность пространственных представлений, путает справа- слева, сверху—сбоку и т. д. Имеются нарушения двигательных функций.
Кругозор (общая осведомленность об окружающем мире): недостаточный запас знаний об окружающем мире.
Особенности поведения ребенка в учебной ситуации: может ли сидеть за партой, следовать фронтальной инструкции, ждать, пока ответят одноклассники или его спросят, аккуратно обращаться с учебными материалами, взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения заданий, критично оценивать свою работу и т. д.): М.М. может сидеть за партой, фронтальную инструкцию может понять с помощью взрослого, способен ждать, пока ответят одноклассники, аккуратно обращаться с учебными материалами, иногда недостаточно критично оценивает свою работу.
Общие особенности поведения ребенка: степень самостоятельности, владение гигиеническими навыками, особенности взаимодействия с другими детьми и взрослыми): в основном владеет гигиеническими навыками, самостоятелен, доброжелателен, общителен; требования учителя выполняет.
Общая характеристика деятельности: темп, работоспособность, способы преодоления истощения: замедленность темпа психической деятельности, повышенная утомляемость, истощаемость, необходимы физкультминутки в процессе урока, дозированность учебного материала, поддержка взрослого при выполнении заданий, стимулирующая и организующая помощь.
Особенности эмоционально-личностного развития ребенка: его интересы вне учебы, мотивация, адекватность эмоционального реагирования: Любит играть в компьютерные игры, заниматься английским языком, положительное отношение к школе; эмоционально возбудим, сильно переживает ситуации неуспешности, социально нормативен, склонен к лидерству.
Освоение образовательной программы по основным предметным областям:
Математика — 3; самостоятельно хорошо считает в пределах 10 и 20 с переходом через десяток, хорошо знает таблицу умножения до 5, владеет вычислительными навыками с именными величинами. Имеются проблемы при решении уравнений, задач — требуется поддержка взрослого, не может самостоятельно составить программу действий. Недостаточно знает таблицу деления.
Методика № 1 «Изучение формы общения ребенка со взрослым» (м.И. ...
... взрослым – личностное общение – (3 ситуация). Если ребенок выбирает последовательно 3 ситуации, то психологи ориентируется на продолжительность времени включенности ребенка в каждую ситуацию, особенности ... затем задают вопросы, направленные на закрепление последовательности выполнения задания. Затем дети самостоятельно выполняют задание. Обработка данных: По каждой ситуации анализируют: – понимание ...
Русский язык — 4-; списывание без ошибок; хорошо работает с орфограммами: ча—ща, чу—щу, жи—ши. Плохо пишет под диктовку, не запоминает правильное написание словарных слов.
Чтение — скорость чтения соответствует возрастной норме, может пересказать текст, ответить на вопросы по содержанию.
Ф.И.О. ребенка: |
|
Возраст: 9 лет. Школа: 1961. Класс: 3 |
|
Ф.И.О. родителей: |
|
Ф.И.О. основного педагога (учителя, воспитателя): |
Заключение и рекомендации ОПМПК |
При обследовании: контактен, настроение ровное, эмоциональные реакции адекватны ситуации обследования. Задания выполняет охотно, результативность и продуктивность деятельности недостаточны вследствие выраженной инертности психических процессов, трудностей переключения, врабатывае- мости. Уровень интеллектуальных достижений соответствует невысокой возрастной норме, однако носит неравномерный характер. Речь: словарный запас небогат, фраза развернутая. В неврологическом статусе: явления спастической диплегии, признаки стертой дизартрии. Имеются нарушения двигательной сферы. Рекомендуется обучение в инклюзивном классе общеобразовательной школы. Для освоения образовательной программы и социальной адаптации требуется поддержка взрослого, стимулирующая и организующая помощь педагога и родителей, эмоциональная поддержка, дробная подача учебного материала, выделение большего времени на выполнение заданий по сравнению с другими учениками, проведение физкультминуток в ходе урока. Дополнительные занятия с педагогом, КРЗ с психологом, логопедом, дефектологом. |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (учебный год) |
Освоение ребенком общеобразовательной программы за 3 класс начальной ступени на доступном ему уровне. Адаптация в классном коллективе. |
Общие задачи на период реализации ИОП (полугодие, четверть, триместр ит. п.) |
Овладение учебными навыками на доступном уровне Формирование коммуникативных навыков. Развитие пространственных представлений, схемы тела, мелкой моторики. |
Режим пребывания ребенка в ОУ |
Количество дней в неделю — 5, количество уроков в день — 3—4 урока, начало и завершение учебного дня — 8.30—11.30 (12.30), кол-во часов индивидуальных — 2 / фронтальных занятий — 15, итого учебных часов в неделю (с учетом требований СанПиН и актуального состояния ребенка) — 17 |
II. Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребенку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)
Потребности ребенка |
Ребёнок испытывает затруднения при перемещении в пространстве школы, быстро истощается, нуждается во времени и пространстве для восстановления физических сил, охотно выполняет творческие работы |
||
Направления деятельности |
Задачи на период (возможные) |
Ресурсы для решения и ответственный |
Сроки выполнения |
Построение комфортной среды: изменения в помещениях (классная комната; рекреация ит. д.) материалы для нормализации тонуса визуальная поддержка |
выделение индивидуального рабочего места, оборудование его учебной мебелью в соответствии с ростом ребёнка. зонирование помещения: выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны. оборудование места для релаксации — мягкий диван; оборудование места для подвижных игр и т. д. визуализация предметного материала и алгоритмов действий (таблицы, схемы) |
Индивидуальная парта, кл. руководитель, завхоз; диван (из имеющихся в школе) отв. завхоз напольное покрытие или ковёр из имеющихся в школе, (отв. завхоз) используются материалы, имеющиеся в школе, изготавливаются учителем, родителями; отв. кл. руководитель |
Сентябрь |
Обеспечение специализированным учебным оборудованием |
нет |
||
Обеспечение помещений школы специализированным оборудованием и приспособлениями |
лифт |
школа оснащена лифтовым подъёмником |
|
Учебные пособия, дидактические материалы |
УМК по общеобразовательной программе «Школа России» |
«Школа внимания» Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина «Школа умножения» Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина «Пространственные представления в речи» Н.Я. Семаго «120 уроков психического развития младших школьников» |
III. Психолого-педагогическое сопровождение
Основное направление деятельности |
Конкретные задачи на период |
Режим и формы работы |
Показатели достижений ребенка |
Нужный специалист |
Формы оценки результатов работы, динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста |
Развитие пространственных представлений, крупной и мелкой моторики, конструктивного мышления Формирование коммуникативных навыков |
Развитие пространственного анализа и синтеза, отработка схемы тела, развитие словесного отражения пространственных и квазипространственных отношений, развитие зритель- но-моторной координации. Развитие умения вступать в контакт со сверстниками, конструктивными способами решать конфликты, умение контролировать свои эмоции. развития и развитие коммуникативных навыков. Раз в месяц 1 урок. |
Индивидуальные КРЗ с ребенком 2 раза в неделю, по 40 минут Консультации родителей (мамы и папы) учителя, завуча школы, консультации самого ребенка по проблемам общения, разбор конфликтных ситуаций. Групповые занятия с детьми с целью сплочения классного коллектива с психологом. Может по инструкции складывать из кубиков с фрагментами картинки, складывать целое изображение, может создавать объемные фигуры из деталей конструкторов с организационной поддержкой взрослого. В 4 случаях из 5 показывает название части тела. Может находить и исправлять свои ошибки. Уменьшение количества жалоб от ребенка и мамы на одноклассников. |
Качество и количество выполняемых заданий на коррек- ционных занятиях. С организационной помощью взрослого (учителя, психолога, родителей) может чертить заданные геометрические фигуры с использованием линейки и от руки в рабочей тетради на уроках математики и коррекционных занятиях |
Педагог- психолог |
Положительная динамика развития ребенка, отмеченная специалистами и родителями. Структурированное наблюдение за ребенком специалистов во время занятий, на переменах, во внеучебное время Тесты и индивидуальные задания на развитие манипулятивной и конструктивной деятельности, крупной и мелкой моторики, схемы тела, пространственных и квазипространственных представлений. Анализ продуктов деятельности ребенка (тетради, поделки). |
Развитие графомоторных навыков |
Отработка правильного применения предлогов в устной и письменной речи. |
Индивидуальные занятия 3 раза в неделю |
Выполнение заданий в соответствии с программой |
Учитель- логопед |
Самостоятельное выполнение заданий без опоры на поддержку взрослого. Выполнение комбинированных заданий по русскому языку с использованием мелкомоторной деятельности (вырезание из бумаги, наклеивание карточек букв, приставок, предлогов). Положительная динамика в освоении родного языка. |
Развитие языкового анализа и синтеза Развитие лексико- грамматической структуры речи |
Дифференциация предлогов и приставок. Состав слова |
||||
Сопровождение ученика при подъёме и спуске по лестничным пролётам (осуществляется педагогами и одноклассниками) |
Тьютор и др |
4.Формирование социальной компетентности
Направления деятельности (примерные) |
Конкретные задачи на период |
Ответственные |
Формы деятельности |
Показатели достижений |
Формы оценки достижений |
Помощь ребенку в усвоении и соблюдении школьных правил |
Освоить правила поведения в школе, осознать обязанности ученика. Развитие произвольной саморегуляции учебной деятельности. Научить составлять расписание уроков, режима дня, умения вести дневник регулярно записывать домашние задания |
Учитель, психолог |
Учебная, коррек- ционно-развиваю- щая, трудовая |
В дневнике мало пробелов с незаполненными страницами. Умеет поднимать руку, не выкрикивает с места |
Выучен заданный учителем учебный материал (полностью или частично), выполнены задания учителя, др. специалистов: психолога, дефектолога, логопеда (полностью или частично) |
Формирование гигиенических навыков |
Навыки сформированы |
|
|
|
|
Формирование адекватного поведения в учебной ситуации (на уроке, во внеурочное время) |
Умение конструктивно общаться с учителем, сверстниками. Умение вести и вовремя заполнять дневник (записывать домашние задания), удерживаться в пространстве класса весь урок, уметь ждать и слушать, когда отвечает другой ученик. Умение подни мать руку, а не выкрикивать с места — |
Учитель, психолог |
Учебная, трудовая, коррекционно- развивающая |
Не срывает урок, не отвлекает других учеников, конструктивно включен в учебный процесс, на переменах бесконфликтно общается со сверстниками |
Положительные оценки, нет замечаний в дневнике по поведению. Положительные отзывы о ребенке специалистов. Наблюдение за ребенком |
Формирование социально приемлемого поведения в группе сверстников |
Умение начинать и оканчивать разговор, слушать, ждать, вести диалог, играть в коллективной игре с разв. сюжетом. Умение контролировать свои эмоции и распознавать эмоции других. |
Учитель, психолог |
Групповые игровые, групповые учебные, работа в парах на уроке |
Сверстники напрямую обращаются к ребенку и включают его в свой круг. Ребенок не жалуется на конфликты с детьми, сам научился их разрешать. Адаптировался в группе сверстников, ведет себя адекватно. Продуктивное взаимодействие в паре, в группе |
Опрос и беседа с мамой, ребенком, учителем. Наблюдение за ребенком на уроке, на перемене. |
Формирование самостоятельности |
Формирование умственного плана действий, как основа любой сознательной и самостоятельной деятельности. Умение брать инструкцию и следовать установленным правилам самостоятельно при выполнении- простых заданий; уменьшение помощи взрослого при выполнении более сложных заданий. Умение планирования, контролирования, контролирования, оценки результатов учебной деятельности (самостоятельно при выполнении простых заданий, с помощью взрослого при выполнении более сложных). Умение самому видеть свои ошибки при выполнении заданий и их исправлять, проверять учебные задания, дежурить в классе- |
Учитель, психолог |
Учебная, игровая, трудовая, коррекционно- развивающая |
Меньше ошибок при выполнении учебных заданий. Умение понять инструкцию к заданию, составить программу действий, оценить полученный результат при решении текстовых задач, пока с помощью взрослого. Самостоятельно устанавливает дружеские контакты при общении со сверстниками |
Оценка учебных, тестовых заданий. Метод структурированного наблюдения за ребенком во время учебной, игровой деятельности |
Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность |
Формирование умственного плана деятельности. Умение понимать инструкцию, выделять и удерживать до конца цель деятельности, составлять программу действий ( с использованием наглядных алгоритмов деятельности, планов, умение проверять полученный результат (с поддержкой взрослого и самостоятельно) |
Учитель, психолог |
Учебная, трудовая, коррекционно- развивающая |
Имеется готовый продукт деятельности. Заполняет дневник |
Положительные оценки; тестовые задания, структурированное наблюдение за деятельностью ребенка |
V. Освоение образовательной программы: не нуждается в изменении программы
Предмет (образовательная область) |
Требования стандарта: планируемые предметные результаты на текущий период обучения |
Конкретные задачи для ребенка на период |
Формы организации УД (фронтальные, подгрупповые, индивид, занятия) |
Показатели достижений (в терминологии наличия компетентности) |
Формы оценки индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности (от стандартных тест, устный опрос, контрольная работа и т.д. до творческих портфолио, карта успеха, профиль умений и др.) |
Математика (в соответстствии с календарно-тематическим планированием |
К концу второго полугодия: знать таблицу умножения, решать примеры на умножение и деление двузначных чисел в пределах тысячи,решать уравнения с одним неизвестным. Находить периметр и площадь прямоугольников. Находить долю числа и число по его доле, решение сложных задач в несколько действий. Знать единицы длины, массы, времени. |
Выучить таблицу умножения и установить взаимосвязь между компонентами при умножении. Решать самостоятельно элементарные уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Решение простых задач. Сформировать понятие длины, ширины, периметра прямоугольника |
Индивидуальные занятия с учителем в классе на карточках в рабочей тетради, работа в паре с успешным учеником на уроке. |
Научился считать в пределах 20 с органи-зованной поддержкой взрослого. Решает простейшие уравнения с организованной и стимулирующей поддержкой взрослого. Находит периметр с организованной и стимулирующей поддержкой взрослого. |
Устный ответ. Самостоятельная работа соответствующая уровню знаний ученика |