Образец Индивидуальный образовательный план для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающегося в общеобразовательной школе

Разработали:

Заключение по результатам психолого-педагогической диагностики ученика 3 класса М.М., 2002 г. р.

М.М. обучается в ГБОУ СОШ № 1961 с 01.09.2009 г. Имеет нарушение опорно-двигательного аппарата, воспитывается в полной семье.

Речевое развитие ребенка: малый словарный запас, имеются трудности в подборе слов, сложности в вос­приятии и понимании смысла того, что написано на доске, в учебнике и представлено в устной речи

Сформированность элементарных пространственных представлений (выше ниже, дальше ближе, справа—слева и т. д.): недостаточная сформированность пространственных представлений, путает справа- слева, сверху—сбоку и т. д. Имеются нарушения двигательных функций.

Кругозор (общая осведомленность об окружающем мире): недостаточный запас знаний об окружающем мире.

Особенности поведения ребенка в учебной ситуации: может ли сидеть за партой, следовать фронталь­ной инструкции, ждать, пока ответят одноклассники или его спросят, аккуратно обращаться с учебными материалами, взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения заданий, критично оценивать свою работу и т. д.): М.М. может сидеть за партой, фронтальную инструкцию может понять с помощью взрослого, способен ждать, пока ответят одноклассники, аккуратно обращаться с учебными материалами, иногда недостаточно критично оценивает свою работу.

Общие особенности поведения ребенка: степень самостоятельности, владение гигиеническими навыка­ми, особенности взаимодействия с другими детьми и взрослыми): в основном владеет гигиеническими на­выками, самостоятелен, доброжелателен, общителен; требования учителя выполняет.

Общая характеристика деятельности: темп, работоспособность, способы преодоления истощения: замед­ленность темпа психической деятельности, повышенная утомляемость, истощаемость, необходимы физ­культминутки в процессе урока, дозированность учебного материала, поддержка взрослого при выполнении заданий, стимулирующая и организующая помощь.

Особенности эмоционально-личностного развития ребенка: его интересы вне учебы, мотивация, адек­ватность эмоционального реагирования: Любит играть в компьютерные игры, заниматься английским язы­ком, положительное отношение к школе; эмоционально возбудим, сильно переживает ситуации неуспешнос­ти, социально нормативен, склонен к лидерству.

Освоение образовательной программы по основным предметным областям:

Математика — 3; самостоятельно хорошо считает в пределах 10 и 20 с переходом через десяток, хорошо знает таблицу умножения до 5, владеет вычислительными навыками с именными величинами. Имеются про­блемы при решении уравнений, задач — требуется поддержка взрослого, не может самостоятельно составить программу действий. Недостаточно знает таблицу деления.

5 стр., 2240 слов

Методика № 1 «Изучение формы общения ребенка со взрослым» (м.И. ...

... взрослым – личностное общение – (3 ситуация). Если ребенок выбирает последовательно 3 ситуации, то психологи ориентируется на продолжительность времени включенности ребенка в каждую ситуацию, особенности ... затем задают вопросы, направленные на закрепление последовательности выполнения задания. Затем дети самостоятельно выполняют задание. Обработка данных: По каждой ситуации анализируют: – понимание ...

Русский язык — 4-; списывание без ошибок; хорошо работает с орфограммами: ча—ща, чу—щу, жи—ши. Плохо пишет под диктовку, не запоминает правильное написание словарных слов.

Чтение — скорость чтения соответствует возрастной норме, может пересказать текст, ответить на вопро­сы по содержанию.

Ф.И.О. ребенка:

Возраст: 9 лет. Школа: 1961. Класс: 3

Ф.И.О. родителей:

Ф.И.О. основного педагога (учителя, воспитателя):

Заключение и рекомендации ОПМПК

При обследовании: контактен, настроение ровное, эмоциональные реакции адекватны ситуации обследования. Задания выполняет охотно, результатив­ность и продуктивность деятельности недостаточны вследствие выраженной инертности психических процессов, трудностей переключения, врабатывае- мости. Уровень интеллектуальных достижений соответствует невысокой воз­растной норме, однако носит неравномерный характер.

Речь: словарный запас небогат, фраза развернутая. В неврологическом стату­се: явления спастической диплегии, признаки стертой дизартрии. Имеются нарушения двигательной сферы.

Рекомендуется обучение в инклюзивном классе общеобразовательной школы. Для освоения образовательной программы и социальной адаптации требуется поддержка взрослого, стимулирующая и организующая помощь педагога и родителей, эмоциональная поддержка, дробная подача учебного материала, выделение большего времени на выполнение заданий по сравнению с други­ми учениками, проведение физкультминуток в ходе урока. Дополнительные занятия с педагогом, КРЗ с психологом, логопедом, дефектологом.

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (учебный год)

Освоение ребенком общеобразовательной программы за 3 класс начальной ступени на доступном ему уровне. Адаптация в классном коллективе.

Общие задачи на период реализации ИОП (полугодие, четверть, триместр ит. п.)

Овладение учебными навыками на доступном уровне Формирование коммуникативных навыков.

Развитие пространственных представлений, схемы тела, мелкой моторики.

Режим пребывания ребенка в ОУ

Количество дней в неделю — 5,

количество уроков в день — 3—4 урока,

начало и завершение учебного дня — 8.30—11.30 (12.30),

кол-во часов индивидуальных — 2 / фронтальных занятий — 15,

итого учебных часов в неделю (с учетом требований СанПиН

и актуального состояния ребенка) — 17

II. Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребенку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)

Потребности ребенка

Ребёнок испытывает затруднения при перемещении в пространстве школы, быстро истощается, нуждается во времени и пространстве для восстановления физических сил, охотно выполняет творческие работы

Направления деятельности

Задачи на период (возможные)

Ресурсы для решения и ответственный

Сроки выполнения

Построение комфортной среды:

изменения в помещениях (классная комната; рекреация ит. д.)

материалы для нормализации тонуса

визуальная поддержка

выделение индивидуального рабочего мес­та, оборудование его учебной мебелью в соот­ветствии с ростом ребёнка.

зонирование помещения: выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны.

оборудование места для релаксации — мягкий диван;

оборудование места для подвижных игр и т. д.

визуализация предметного материала и алгоритмов действий (таблицы, схемы)

Индивидуальная парта,

кл. руководитель, завхоз;

диван (из имеющихся в школе) отв. завхоз напольное покрытие или ковёр из имею­щихся в школе, (отв. завхоз) используются мате­риалы, имеющиеся в школе, изготавли­ваются учителем, родителями; отв. кл. руководитель

Сентябрь

Обеспечение специализированным учебным оборудованием

нет

Обеспечение помещений школы специализированным оборудо­ванием и приспособлениями

лифт

школа оснащена

лифтовым

подъёмником

Учебные пособия, дидактические материалы

УМК по общеобразовательной программе «Школа России»

«Школа внимания» Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина

«Школа умножения» Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина

«Пространственные представления в речи» Н.Я. Семаго

«120 уроков психического развития младших школьников»

III. Психолого-педагогическое сопровождение

Основное направление деятельности

Конкретные задачи на период

Режим и формы работы

Показатели достижений ребенка

Нужный специалист

Формы оценки результатов работы, динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста

Развитие

пространственных представлений, крупной и мелкой моторики, конст­руктивного мышления

Формирование

коммуникативных

навыков

Развитие прост­ранственного ана­лиза и синтеза, отработка схемы тела, развитие словесного отра­жения простран­ственных и ква­зипространствен­ных отношений, развитие зритель- но-моторной координации. Развитие умения

вступать в контакт

со сверстниками, конструктивными способами решать конфликты, умение контролировать свои эмоции. развития и развитие коммуникативных навыков. Раз в месяц 1 урок.

Индивидуальные КРЗ с ребенком 2 раза в неделю, по 40 минут Консультации родителей (мамы и папы) учителя, завуча школы, консультации са­мого ребенка по проблемам обще­ния, разбор конф­ликтных ситуаций. Групповые заня­тия с детьми с целью сплочения классного коллектива с психологом. Может по инструкции складывать из кубиков с фрагментами картинки, складывать целое изображение, может создавать объемные фигуры из деталей конструкторов с организационной поддержкой взрослого. В 4 случаях из 5 показывает название части тела. Может находить и исправлять свои ошибки. Уменьшение количества жалоб от ребенка и мамы на одноклассников.

Качество и коли­чество выполняемых заданий на коррек- ционных занятиях. С организационной помощью взрослого (учителя, психолога, родителей) может чертить заданные геометрические фи­гуры с использова­нием линейки и от руки в рабочей тет­ради на уроках математики и коррекционных занятиях

Педагог- психолог

Положительная динамика развития ребенка, отме­ченная специалистами и родителями. Структурированное наблюдение за ребенком специалистов во время занятий, на переменах, во внеучебное время Тесты и индивидуальные задания на развитие манипулятивной и конструктивной деятельности, крупной и мелкой моторики, схемы тела, пространственных и квазипространственных представлений. Анализ продуктов деятельности ребенка (тетради, поделки).

Развитие

графомоторных

навыков

Отработка пра­вильного приме­нения предлогов в устной и пись­менной речи.

Индивидуальные занятия 3 раза в неделю

Выполнение зада­ний в соответствии с программой

Учитель- логопед

Самостоятельное выпол­нение заданий без опоры на поддержку взрослого. Выполнение комбиниро­ванных заданий по русскому языку с использова­нием мелкомоторной дея­тельности (вырезание из бумаги, наклеивание кар­точек букв, приставок, предлогов).

Положительная динамика в освоении родного языка.

Развитие языкового анализа и синтеза Развитие лексико- грамматической структуры речи

Дифференциация предлогов и приставок. Состав слова

Сопровождение ученика при подъёме и спуске по лестничным пролётам (осу­ществляется пе­дагогами и одно­классниками)

Тьютор и др

4.Формирование социальной компетентности

Направления деятельности (примерные)

Конкретные задачи на период

Ответственные

Формы деятельности

Показатели достижений

Формы оценки достижений

Помощь ребен­ку в усвоении и соблюдении школьных правил

Освоить правила поведения в школе, осознать обязаннос­ти ученика. Разви­тие произвольной саморегуляции учебной деятель­ности. Научить сос­тавлять расписание уроков, режима дня, умения вести дневник регулярно записывать домашние задания

Учитель, психолог

Учебная, коррек- ционно-развиваю- щая, трудовая

В дневнике мало пробелов с незапол­ненными страницами. Умеет поднимать ру­ку, не выкрикивает с места

Выучен заданный учителем учебный материал (полностью или частично), вы­полнены задания учителя, др. специа­листов: психолога, дефектолога, лого­педа (полностью или частично)

Формирование гигиенических навыков

Навыки сформированы

Формирование адекватного поведения в учебной ситуа­ции (на уроке, во внеурочное время)

Умение конструк­тивно общаться с учителем, сверстни­ками. Умение вести и вовремя запол­нять дневник (запи­сывать домашние за­дания), удерживаться в пространстве класса весь урок, уметь ждать и слушать, когда отвечает другой ученик. Умение подни мать руку, а не вык­рикивать с места —

Учитель, психолог

Учебная, трудовая,

коррекционно-

развивающая

Не срывает урок, не отвлекает других учеников, конструк­тивно включен в учебный процесс, на переменах бесконф­ликтно общается со сверстниками

Положительные оценки, нет замеча­ний в дневнике по поведению. Положительные отзывы о ребенке специалистов. Наблюдение за ребенком

Формирование

социально

приемлемого

поведения в

группе

сверстников

Умение начинать и оканчивать разго­вор, слушать, ждать, вести диалог, играть в коллективной игре с разв. сюжетом. Умение контроли­ровать свои эмоции и распознавать эмоции других.

Учитель, психолог

Групповые игровые, групповые учебные, работа в парах на уроке

Сверстники напря­мую обращаются к ребенку и включают его в свой круг. Ре­бенок не жалуется на конфликты с детьми, сам научился их разрешать. Адап­тировался в группе сверстников, ведет себя адекватно. Продуктивное взаи­модействие в паре, в группе

Опрос и беседа с ма­мой, ребенком, учи­телем. Наблюдение за ребенком на уро­ке, на перемене.

Формирование самостоятель­ности

Формирование умственного плана действий, как осно­ва любой сознатель­ной и самостоятель­ной деятельности. Умение брать инст­рукцию и следовать установленным пра­вилам самостоятельно при выполнении- простых заданий; уменьшение помощи взрослого при выпол­нении более сложных заданий. Умение пла­нирования, контроли­рования, контролирования, оценки результатов учеб­ной деятельности (самостоятельно при выполнении простых заданий, с помощью взрослого при выполнении более сложных).

Умение самому ви­деть свои ошибки при выполнении заданий и их исп­равлять, проверять учебные задания, дежурить в классе-

Учитель, психолог

Учебная, игровая, трудовая, коррекционно- развивающая

Меньше ошибок при выполнении учебных заданий. Умение понять инструкцию к зада­нию, составить прог­рамму действий, оценить полученный результат при реше­нии текстовых задач, пока с помощью взрослого. Самостоятельно устанавливает дру­жеские контакты при общении со сверстниками

Оценка учебных, тестовых заданий. Метод структуриро­ванного наблюде­ния за ребенком во время учебной, иг­ровой деятельности

Формирование умения плани­ровать и конт­ролировать свою

деятельность

Формирование умственного плана деятельности. Умение понимать инструкцию, выде­лять и удерживать до конца цель деятельности, сос­тавлять программу действий ( с исполь­зованием наглядных алгоритмов деятель­ности, планов, уме­ние проверять по­лученный результат (с поддержкой взрослого и самостоятельно)

Учитель, психолог

Учебная, трудовая,

коррекционно-

развивающая

Имеется готовый продукт деятельности. Заполняет дневник

Положительные оценки; тестовые задания, структури­рованное наблюде­ние за деятельнос­тью ребенка

V. Освоение образовательной программы: не нуждается в изменении программы

Предмет (образова­тельная область)

Требования стандарта: планируемые предметные результаты на текущий период обучения

Конкретные

задачи для ребенка на период

Формы организации УД (фронтальные, подгрупповые, индивид, занятия)

Показатели достижений (в терминологии

наличия компетентности)

Формы оценки индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности (от стандартных тест, устный опрос, контрольная работа и т.д. до творческих портфолио, карта успеха, профиль умений и др.)

Математика (в соответстствии с календарно-тематическим планированием

К концу второго полугодия: знать таблицу умножения, решать примеры на умножение и деление двузначных чисел в пределах тысячи,решать уравнения с одним неизвестным.

Находить периметр и площадь прямоугольников.

Находить долю числа и число по его доле, решение сложных задач в несколько действий.

Знать единицы длины, массы, времени.

Выучить таблицу умножения и установить взаимосвязь между компонентами при умножении.

Решать самостоятельно элементарные уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Решение простых задач.

Сформировать понятие длины, ширины, периметра прямоугольника

Индивидуальные занятия с учителем в классе на карточках в рабочей тетради, работа в паре с успешным учеником на уроке.

Научился считать в пределах 20 с органи-зованной поддержкой взрослого. Решает простейшие уравнения с организованной и стимулирующей поддержкой взрослого.

Находит периметр с организованной и стимулирующей поддержкой взрослого.

Устный ответ. Самостоятельная работа соответствующая уровню знаний ученика