О программах дошкольного образования
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
Письмо Минобразования РФ от 24 апреля 1995 г. N 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации»
Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.
Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Парциальные(специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.
Комплексные программы дошкольного образования
· Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой
· Программа «Радуга»
· Программа «Из детства в отрочество»
· Программа «Детство»
· Программа «Истоки»
· Программа «Развитие»
· Программа «Кроха»
Парциальные программы дошкольного образования
экологическое образование детей дошкольного возраста в ДОУ.
... в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, ... - 102 с. 2. Афонькина, Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Старшая группа [Текст] / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2011. ...
· Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
· Программы экологического воспитания
· Программы художественно-эстетического цикла
· Программы социально-нравственного развития дошкольников
· Программы физического развития и здоровья дошкольников и др.
О современных программах для дошкольных образовательных учреждений
Программы, разработанные авторскими коллективами в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие. Вместе с тем каждая программа может содержать такие особенности, которые не всегда бесспорно могут быть приняты каждым педагогом. Необходима большая внутренняя оценка того, близка ли теоретическая концепция той или иной программы мировоззрению педагога. Формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту. Поэтому знание разнообразных подходов в организации педагогического процесса весьма полезно и перспективно для будущих педагогов.
Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы. С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
- эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- интеллектуальное развитие ребенка;
- создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В рекомендациях говорится, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).
В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ — результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных учреждениях. Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста Проблема развития музыкально-творческих способностей в ...
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений
Программа «Радуга»
Программа «Детский сад — дом радости»
Программа «Развитие»
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Истоки»
Программа «Детство»
Программа «Из детства в отрочество»
Программа «ТРИЗ»
Программа «Юный эколог»
Программа «Я- человек»
Программа «Дружные ребята»
Программа «Наследие»
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Программа «Дошкольник и экономика»
Расширение образовательного пространства современного дошкольного образования
Использование зарубежного опыта в работе дошкольных образовательных учреждений
Педагогика Марии Монтессори
Вальдорфский детский сад
«Пилотная школа»
«Шаг за шагом» (Step by step)
Центр ранней социализации детей «Зеленая дверца» и др.
(Литература: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений- М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 344 с. / Под ред. Ерофеевой Т.И.)
Какие бывают программы?
Программы бывают комплексные и парциальные. Комплексные программы включают в себя все основные направления развития ребенка: физическое, интеллектуальное, нравственное, социальное, эстетическое. А парциальные — одно или несколько из направлений. Как правило, детский сад берет за основу одну из комплексных программ, но есть и такие сады, в которых работают сильные педагогические коллективы, которые сочетают комплексную программу с парциальными, добавляя собственные педагогические идеи. До 1991 года комплексная программа была только одна — Типовая. Именно строго по ней работали все советские детские сады, и благодаря ей нашу систему дошкольного образования признавали лучшей в мире. Однако Типовая программа сильно ограничивала творчество педагогов, не позволяла подходить к каждому ребенку индивидуально, да и содержание ее не соответствовало стремительным изменениям в нашем обществе. Поэтому в 1991 году разрешили не только внести в нее изменения, но и создавать комплексные, «с вариациями», и авторские программы. Кстати, Типовая программа, созданная коллективом лучших отечественных педагогов и психологов, «жива» до сих пор. Она многократно переиздана, в нее внесены коррективы, соответствующие современным требованиям дополнения. Многие детские сады работают по ней и сейчас. В частности, эта программа очень популярна в Японии. Воспитательно-образовательная программа — это документ, определяющий содержание образовательного процесса в детском саду. В нем учитывается все: цели и задачи работы педагогов с детьми, основные направления и формы работы, организация среды, в которой находится малыш, сумма знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок перед школой. Каждая программа содержит еще и набор методических рекомендаций. Однако, согласно Закону РФ, документом имеют право называться лишь те программы, которые соответствуют государственному образовательному стандарту и на основании этого утверждены и рекомендованы для работы в детских садах Министерством образования.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с ...
... исследования 2.2 Констатирующий эксперимент 2.3 Программа по использованию нетрадиционных техник изо деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 2.4 Анализ результатов ... художников, а также работы, исследования по общей педагогике, художественному образованию и эстетическому воспитанию, дидактике, методике преподавания художественных дисциплин, искусствоведения ...
Обзор комплексных программ
Первая программа, о которой мы расскажем, называется «Радуга». Авторский коллектив — сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. Программа разработана под руководством к.п. н. Т.Н. Дороновой.
Работа по ней ведется с 1989 г. по заказу Минобразования России. Откуда такое название? Авторы назвали свою программу, образно сравнивая ее с настоящей радугой: семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка. Речь идет о: физической культуре, игре, ИЗО (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством), конструировании, занятиях музыкой и пластическим искусством, занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, математике. Одна из основных идей программы заключается в создании «поисковой» развивающей среды во всех помещениях садика. Считается, что, обладая от природы пытливым умом, малыш будет «докапываться» до цели, затем стремиться к новым достижениям.
Программу «Развитие» создал авторский коллектив сотрудников Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. А начинал ее разрабатывать доктор психологических наук Л.А. Венгер. Основная идея программы заключается в том, что дошкольное детство — уникальный период в жизни человека. Авторы подчеркивают, что на ребенка ни в коем случае нельзя давить, навязывая чуждые дошколенку школьные формы обучения. А стоит, опираясь на данные малышу от природы способности, формировать у него в игре представления об окружающем мире. Особое внимание авторы программы уделяют умственному и художественному развитию малышей.
Программа «Одаренный ребенок» разработана тем же авторским коллективом, что и «Развитие». Это своего рода «вариация» предыдущей идеи, но предназначенная для работы с детьми шести-семи лет, обладающими высоким уровнем умственного развития. Программа также направлена на развитие художественных способностей таких малышей. Авторы программы «Детский сад — дом радости» — к.п.н. Н.М. Крылова и В.Т. Иванова, воспитатель-новатор. В основе «Дома радости» лежит принцип взаимодействия родителей, воспитателей и малышей. Специфика программы заключается в том, что воспитатель работает не по плану, а по разработанным авторами сценариям 12-и часового рабочего дня. Каждый день в таком саду для ребенка — маленький спектакль, где каждый малыш играет свою роль. Цель — воспитать в ребенке индивидуальность. Особое внимание в каждой возрастной группе уделяется развитию тех видов деятельности, которые требуют от ребенка максимальной самостоятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, игры, продуктивная деятельность, общение.
Дошкольное воспитание №5, 1989
... Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно формирование игровых умений осуществляется в совместной игре взрослого с ребенком (детьми), ... Н. Я. Формирование предметно-игрового взаимодействия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных ... должен учитывать не только возраст детей, но и уровень развития каждого ребенка, его опыт жизни в детском ...
«Истоки» — одна из самых популярных программ в современных садах. Авторский коллектив — научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Разрабатывалась она по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника. Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А.В. Запорожца. И учитывает современные тенденции развития отечественного дошкольного воспитания. Программа позволяет педагогу найти к каждому ребенку индивидуальный подход. Цель — разностороннее развитие малыша, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей. А также сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Программу «Детство» разработал авторский коллектив — преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму. Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация — очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность малышу не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности. Программа включает в себя четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
«Из детства в отрочество» — так назвал свою программу авторский коллектив под руководством к.п.н. Т.Н. Дороновой. Программа задумана и разработана для родителей и педагогов, воспитывающих детей от 4 до 10 лет. Ее принципиальное отличие от других в том, что она предусматривает тесную взаимосвязь детского учреждения с семьей по всем направлениям развития личности ребенка.
Еще одна программа — «Школа 2100». Научный руководитель и автор идеи — А.А. Леонтьев. Авторы — Бунеев, Бунеева, Петерсон, Вахрушев, Кочемасова и другие. Основная идея — реализация принципа непрерывного образования и преемственность между дошкольным образованием, начальной и средней школой.
Парциальные программы
Программу ТРИЗ придумал Г.С. Альтшуллер. ТРИЗ расшифровывается, как теория решения изобретательских задач. Ее цель не просто развить фантазию ребенка, а научить мыслить системно, сделать так, чтобы малыш понимал процесс, вникал в него. Педагог в условиях этой программы не дает детям готовых знаний, не раскрывает перед ними истину, а учит ее постигать самостоятельно, будит интерес к познанию. Программа «Юный эколог» разработана к.п.н. С.Н Николаевой. Направлена она, как это видно из названия, на знакомство дошкольников с природой, на экологическое воспитание и развитие. Педагоги, используя эту программу, стараются воспитать в детях экологическую культуру, умение наблюдать и делать выводы из своих наблюдений, научить понимать и любить окружающую природу.
Процесс развития связной монологической речи у детей старшего ...
... Теоретические осноʙы формироʙания речи у детей старшего дошкольного ʙозраста .1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного ʙозраста Старший дошкольный ʙоɜраст яʙляется этапом интенсиʙ ... ʙоспитательно - образоʙательного процесса по формироʙанию монологической речи у детей дошкольного ʙозраста Заключение Список литературы Приложения Введение Оʙладение родным языком яʙляется ...
«Я — человек» разработана профессором, д.п.н. С.А. Козловой. Программа основана на приобщении ребенка к социальному миру. С ее помощью удается развить в малыше интерес к миру людей и самому себе, положить начало формированию мировоззрения, созданию своей «картины мира».
Авторский коллектив под руководством Р.С. Буре, д.п.н., профессора кафедры дошкольной педагогики МПГУ, создали программу «Дружные ребята». В ее основе лежит воспитание гуманных чувств и отношений между детьми дошкольного возраста. Другая программа — «Наследие», разработанная к.п.н. М. Новицкой и Е.В. Соловьевой, основана на знакомстве детей с традиционной русской культурой.
Главная задача программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» — стимуляция развития у дошколят самостоятель- ности, ответственности за свое поведение. В том числе программа учит малышей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных, ситуациях. Авторы: к.псих.н. Н.Н. Авдеева, к.псих.н. О.Л. Князева, к.псих.н. Р.Б. Стёркина. Этот же авторский коллектив создал замечательную программу социально-эмоционального развития «Я, ты, мы».Это программа позволяет раскрыться каждому ребенку, научиться управлять своими эмоциями и понимать эмоциональное состояние окружающих.
Программу «Дошкольник и… экономика» придумала к.п.н. А.Д. Шатова. Ее цель — научить детей понимать и ценить окружающий мир, уважать людей, умеющих хорошо трудиться и зарабатывать себе на жизнь. А кроме того, осознавать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги». Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
В «Золотом ключике» педагогический процесс строится по семейному принципу. Жизнь детей наполняется сменяющими друг друга событиями, что производит эмоциональное впечатление на ребенка, находит отклик в его душе. Авторы: к.псих.н. Г.Г. Кравцов, к.псих.н. Е.Е. Кравцова.
Авторский коллектив Нижегородского гуманитарного центра под руководством кандидата педагогических наук Г.Г. Григорьевой разработал программу «Кроха». Это программа комплексного развития и воспитания детей в возрасте до трех лет. Ее цель — помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода жизни человека, оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей и средств, методов воспитания.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., 2005 года) является государственным программным документом, который подготовлен с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.
Основные виды деятельности ребенка дошкольного возраста
... для разработки педагогами различных программ необходимых для развития ребенка дошкольного возраста. ГЛАВА 1. Развитие психических функций в дошкольном возрасте §1. Характеристика развития мышления, восприятия и речи ребенок дошкольный развитие В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все ...
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
• обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.
Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Структура программы: программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:
• ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста);
Эффективность использования логоритмики у детей старшего дошкольного возраста
... грамматическом строе речи и моторной функции детей служат серьезным препятствием для овладения ими программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы. В настоящее время, ... ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1 ОСОБЕННОСТИ ПСИХО-МОТОРНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА недоразвитие речь логопедическая ритмика Для изучения нарушений развития и рационального ...
• младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);
• средний возраст- от 4 до 5 лет (средняя группа);
• старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.
В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.
Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.
Обзор парциальных программ
ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)
Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение. Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города». Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности. Рекомендована Министерством образования РФ.
Доклад — Развитие творческого воображения у детей дошкольного ...
... деятельности, а также достаточное количество теоретического и практического материала по работе с детьми дошкольного возраста по данному разделу. В то же время практически полное отсутствие методических ... в школе глухих, выделив то, что можно использовать в работе применительно к детям дошкольного возраста. Определены ведущие принципы и важность создания системы, разработки методики обучения ...
ПРОГРАММА «Я, ТЫ, МЫ»(О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)
Предлагаемая программа актуальна для всех видов дошкольных образовательных учреждений и может эффективно дополнять любую программу дошкольного образования. Обеспечивает базовый (федеральный) компонент государственного стандарта дошкольного образования. Разработана в целях восполнения существенного пробела в традиционном отечественном образовании, связанном с социально-эмоциональным развитием ребенка дошкольного возраста. Направлена на решение таких важных задач, как формирование эмоциональной сферы, развитие социальной компетентности ребенка. Программа помогает также решить комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности.Рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «ОТКРОЙ СЕБЯ»(Е. В. Рылеева)
Посвящена важнейшей проблеме современного дошкольного образования — индивидуализации личностного развития детей двух — шести лет и неразрывно связанной с ней задачей развития самосознания у дошкольников средствами речевой активности. В основе программы лежат принципы гуманистической психологии и строящаяся на них авторская технология, позволяющая персонализировать образовательное содержание, сделать его более гибким, адекватным запросам и интересам детей с разным уровнем развития личности и способностей. Охватывает несколько ведущих направлений государственного стандарта дошкольного образования: «Речевое развитие», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», «Развитие естественнонаучных представлений», «Развитие экологи ческой культуры». Имеет блочное строение, концентрическую компоновку учебного материала, позволяющую детям избирательно усваивать учебное содержание программы. Основные тематические блоки программы: «Я такой», «Мир людей», «Мир нерукотворный», «Я могу» — обеспечивают формирование представлений о значимых сферах жизнедеятельности человека, позволяют провести коррекцию самооценки, подготовить детей к самостоятельному преодолению трудностей. Программой предусматривается возможность активного включения в педагогический процесс родителей воспитанников. Адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам образовательных учреждений типа «Начальная школа — детский сад», психологам, гувернерам, родителям. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.
О программах дошкольного образования — Стр 2
ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ»(Д. И. Воробьева)
Основная идея программы — целостное развитие личности ребенка двух – пяти лет, его интеллектуально-художественного и творческого потенциала. Ведущий принцип — многоступенчатая интеграция образовательных и воспитательных задачи различных по содержанию видов деятельности с акцентом на продуктивную деятельность детей (изобразительную, конструктивную, художественно-речевую, театрализованную).
Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть, создать) и реализация его в условиях самостоятельной деятельности детей. Программа содержит новые оригинальные технологии, в основе которых лежит поисковая деятельность ребенка, обеспечивающая ему субъектную позицию в познавательно-творческом процессе. Составной частью программы «Гармония» является подпрограмма развития ритмической пластики ребенка «Ритмическая мозаика», выстроенная на единой концептуальной основе.
ПРОГРАММА «УМКА» — ТРИЗ(Л. М. Курбатова и др.)
В программе содержится диалектический подход к формированию творческих способностей детей трех — шести лет на основе развития активных форм мышления в единстве с творческим воображением. Программа создает предпосылки для системного видения мира и его творческого преобразования. Предусматривает развитие у детей фантазии; обогащение предметно-пространственной среды детского образовательного учреждения и определяет условия, содействующие решению дошкольниками изобретательских задач (сказочного, игрового, этического, экологического, технического характера и др.).
Предусматривает широкое использование интерактивных форм и приемов обучения. Основные принципы: гуманистическая направленность, сквозной, многоступенчатый характер (охватывает младший, средний, старший дошкольный возраст, младший школьный возраст), психологическая поддержка одаренных детей, вариативность использования в системе базового и дополнительного образования. Состоит из трех относительно самостоятельных частей:
- программы развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста — «Умка» — ТРИЗ;
- варианта программы, включающей образовательное содержание для организации работы с детьми в студиях интеллектуально-эстетического развития;
- подпрограммы, готовящей педагогов дошкольных образовательных учреждений к реализации программы развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста «Умка» — ТРИЗ.
ПРОГРАММА «СЕМИЦВЕТИК»(В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова)
Настоящая программа призвана решить задачу культурно-экологического образования детей дошкольного возраста — начального этапа становления духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать, будут зависеть его поступки, действия. Решение этой проблемы авторы видят в осознании маленьким человеком того возвышенного, утонченного и прекрасного, что дают окружающий мир, природа и мировая культура. Воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты — главная особенность данной программы. Большое внимание в программе уделено совместной творческой деятельности детей и взрослых. Программа рассчитана на использование ее в детском саду, различных художественных и творческих детских студиях, а также в домашнем воспитании.Рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «КРАСОТА — РАДОСТЬ — ТВОРЧЕСТВО»(Т. С. Комарова и др.)
Является целостной интегрированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию детей в дошкольном детстве. Строится на авторской концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу, которой положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств (музыкального, изобразительного, театрального, литературы и архитектуры), сенсорного развития ребенка. Имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей с двух до шести лет. Включает все разделы работы по эстетическому воспитанию в детском саду. Наряду с традиционными, в программе широко используются и нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные средства — досуги и развлечения.
ПРОГРАММА «КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ»(Л. В. Куцакова)
Опирается на концепцию художественно-эстетического образования дошкольников. Основная цель — развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования. Строится на комплексном использовании всех видов конструирования и художественного труда в детском саду. Рассчитана на весь дошкольный возраст — от трех до шести лет. Предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного раз вития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей.Рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «ПРИРОДА И ХУДОЖНИК»(Т. А. Копцева)
Программа нацелена на формирование у детей четырех — шести лет целостных представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания, используются методы диалога культур, одухотворения природных явлений, сказочно-игровые ситуации и др. Осуществляется приобщение детей к мировой художественной культуре как части духовной культуры. Программа имеет блочно-тематическое планирование. Основные блоки «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства» содержат систему художественно-творческих заданий, которые способствуют передаче и накоплению у дошкольников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, приумножению опыта творческой деятельности, становлению умений и навыков изобразительной, декоративной и конструктивной деятельностей с учетом возрастных особенностей детей. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.
ПРОГРАММА «НАШ ДОМ — ПРИРОДА»(Н. А. Рыжова)
Содержание программы обеспечивает ознакомление детей с разнообразием и богатством природного мира, содействует развитию начальных естественно — научных представлений и экологических понятий. Разработана в целях образования детей старшего дошкольного возраста. Обеспечивает преемственность с обучением в начальной школе по курсам «Окружающий мир» и «Природа». Основные цели — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Особенность программы заключается в формировании у ребенка целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологически грамотного и безопасного поведения. Элементы экологических знаний органично вписаны в общее содержание, включающее природные и социальные аспекты, что определяется структурными особенностями программы, учебный материал которой включает обучающий и воспитывающий компоненты. Программа предусматривает широкое использование разнообразной практической деятельности детей в вопросах изучения и охраны окружающей среды. Содержание программы может уточняться в соответствии с местными природными и климатическими условиями. Рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «ЖИЗНЬ ВОКРУГ НАС»(Н. А. Авдеева, Г Б. Степанова)
Разработана в соответствии с содержанием государственного стандарта дошкольного образования по разделу «Развитие экологической культуры детей». Предусматривает экологическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста, изучение доступной для их понимания взаимосвязи природы и социальных явлений. Теоретической основой программы является концепция личностно-ориентированного образования, в центре которой — создание условий для развития личности ребенка. Предоставляет возможность ребенку в доступной игровой форме освоить экологическую информацию, сформировать эмоционально-положительное, бережное и ответственное отношение детей к живой природе. Программа дополнена примерным тематическим планом занятий и организационно-методическими рекомендациями по ее реализации.
ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»(С. Н. Николаева)
Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух — шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы — взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.
ПРОГРАММА «ПАУТИНКА»(Ж. Л. Васякина-Новикова)
Цель программы — формирование у детей основ планетарного мышления, воспитание разумного отношения к миру и к себе как к жителю планеты Земля. Программа предлагает новую оригинальную систему развития экологических представлений, строящихся на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий. Представлена четырьмя блоками: «Где я живу?», «С кем я живу?», «Как я живу?», «Когда я живу?». Через познание своего «Я», своих жизненных потребностей ребенок постигает многообразие взаимоотношений природы и людей. Предназначена для работы с детьми всех возрастных групп дошкольного образовательного учреждения. Рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ»(К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан / Под ред. К. Л. Тарасовой)
В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве. Цель программы — общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы, новый и обширный, подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей; организован по блокам тем, доступных и интересных детям, полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах. Рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «СИНТЕЗ»(К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан и др.)
Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства — опера и балет. Рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «ИГРАЕМ В ОРКЕСТРЕ ПО СЛУХУ»(М. А. Трубникова)
Цель программы — обучение детей трех — шеста лет подбору мелодий по слуху и игре на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре).
Программа отличается принципиально новой методикой обучения детей игре на музыкальных инструментах, строящейся на подборе мелодий по слуху. Наряду с развитием музыкального слуха (тембрового, звукового, мелодического) и чувства музыкального ритма в программе комплексно решены вопросы общего развития ребенка как личности. Музыкальный репертуар программы составляют произведения классической, современной и народной музыки, в том числе и новые, специально написанные для этой программы. Рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «МАЛЫШ»(В. А. Петрова)
Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствует их приобщению к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр. Рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»(О. П. Радынова)
Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (трех — семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой дет кого сада. Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) позволяют систематизировать репертуар музыкальной классики и народной музыки в целях накопления интонационного опыта восприятия музыки, развития творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности, гибкого применения форм, методов и приемов педагогической работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. Рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»(О. Л. Князева, М. Д. Маханева)
Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель — способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Программа рассчитана на работу с детьми трех — семи лет, включает перспективное и календарное планирование. Предлагает новые организационно-методические формы работы; содержит информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и других источников. Рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «НЕПРЕХОДЯЩИЕ ЦЕННОСТИ МАЛОЙ РОДИНЫ»(Е. В. Пчелинцева)
Посвящена историко-культурному аспекту развития ребенка в возрасте от трех до семи лет. Создана на основе достижений современной науки и передового педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений Ивановской области. Onределяет содержание и необходимые условия для становления на ранних этапах гражданских основ личности, ее патриотической, нравственно-этической и эстетической направленности, воспитания любви и уважения к своему народу, его культурному богатству и разностороннему таланту. Особенность программы — в интеграции исторических, экологических, эстетических, этических представлений ребенка на основе широкого приобщения к культурному наследию родной земли, народным традициям, самобытной природе родного края. Главный критерий отбора материала — краеведческая культура, искусство и история, факты и события как составные части общей национальной культуры России. Программа включает три блока, которые содержат широкий круг тем, предусматривающих на специально организованных занятиях и вне занятий ознакомление детей с родным краем, его историей, фольклором, народным и изобразительным творчеством и др. В программе определено содержание совместной деятельности воспитателя и детей, предусмотрена организация свободной самостоятельной деятельности, в рамках которой развивается творческая активность каждого ребенка. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.
ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ»(Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова)
Разработана в соответствии со структурным компонентом государственного стандарта дошкольного образования «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Особое внимание в программе уделено непреходящим ценностям мировой цивилизации. Основная цель — формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов, развитие познавательной активности, творческих способностей. Содержание программы на доступном детям уровне знакомит их с жизнью людей в разные исторические эпохи, дает элементарные представления о техническом прогрессе.
ПРОГРАММА «ТЕАТР — ТВОРЧЕСТВО — ДЕТИ»(Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович)
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. В ней научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения; системно представлены средства и методы театрально-игровой деятельности с учетом возраста детей; предусмотрено параллельное решение задач художественно-речевого, сценического и музыкального искусства. Ведущий принцип программы — вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценических образов, которые вызывают эмоциональные переживания. Программа является парциальной и может служить дополнением к комплексным и базисным программам. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.
ПРОГРАММА «МАЛЕНЬКИЙ ЭМО»(В. Г. Ражников)
Цель программы — эмоционально-эстетическое развитие дошкольников пяти — шести лет, приобщение ребенка к полноценной эмоционально-эстетической культуре: ребенок сможет взглянуть на мир глазами поэта, художника, музыканта; научиться сочинять и исполнять простейшие художественные произведения. В основе программы — освоение детьми художественных настроений, общих для всех эстетических явлений. Эмоционально-эстетическая культура не принужденно осваивается в простейших формах художественной деятельности, доступной практически каждому ребенку. Это ритмо-звуковые импровизации, цветовые импровизации и слоговые поэтические ритмы; в художественных играх ребенок осваивает творческие позиции автора, исполнителя и зрителя (слушателя).
В программе предусмотрено параллельное обучение, как ребенка, так и педагога. Предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и педагогов художественного воспитания, а также родителей. Рекомендована Министерством образования РФ.
Монтессори. Мифы и реальность
Миф 1. Данная программа – для детей с умственными отклонениями.
Реальность. Это универсальная программа развития.
А зародился миф о том, что по программе Монтессори педагогика детей с нарушением интеллектуального развития , видимо, потому, что изначально автор Мария Монтессори, врач по образованию, действительно работала с проблемными детьми, скорее пациентами, а не просто воспитанниками. И случилось так, что ее подопечные из коррекционных групп стали на школьных олимпиадах «выдавать» такие результаты, что педагоги здоровых детей поневоле заинтересовались ее методикой. Если не совсем здоровый ребенок способен так «вырасти», обучаясь по ее методике, то каковы будут результаты у обычных детей! И действительно, детки, обучающиеся по Монтессори, легко усваивают такие сложные понятия, как: размер, объем, дроби и многие другие понятия и знания. Они легко учатся в школе, хорошо ориентируются во внешнем мире, отлично владеют навыками самообслуживания. Секрет прост – всю информацию малыш получает непосредственно из сформированной вокруг него среды, а не из уст педагога. Осязаемые предметы – это ведь не абстрактные картинки в учебниках и не всегда понятные устные объяснения взрослого. Разбив стеклянный стакан, ребенок без теоретических размышлений понимает, что стекло это хрупкий материал, что вещи, сделанные из такого материала могут разбиться, разбиться – значит разлететься на кусочки. Он это видел, чувствовал, а значит ЗНАЕТ. Чаще всего родители говорят испуганно: «Осторожнее! Разобьется!». Пытаясь передать свой опыт, они не понимают, что тормозят развитие малыша. В детском саду «Ракушка» не боятся разбитой посуды и луж пролитой воды. Все, что происходит – это то, что позволяет ребенку научиться ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с людьми, манипулировать различными предметами, постигнув их свойства на практике. Это то, что, в конце концов, воспитывает в нем аккуратность, уважение к личному пространству других людей, то, что помогает ему адекватно воспринимать окружающий мир.
Миф 2. В детских садах, которые работают по Монтессори мало игрушек.
Реальность. На самом деле излишнее загромождение предметами пространства вокруг ребенка чаще мешает его последовательному развитию, таково мнение педагогов, работающих по методике Монтессори.
Вспомните, сколько игрушек дома, и многими ли ребенок играет? В детском саду «Ракушка» не просто игрушки. Сформирована «среда» — это набор материала, расположенного от простого, к сложному. Это и стеклянные кувшины разной величины, чашки, куда можно наливать, насыпать, переливать, пересыпать. Это и кубики, и бусинки, и деревянные пластинки разного веса. На первый взгляд действительно кажется, что материал несколько беден. Нет привычных ярких картинок на стенах, нет кукольной посуды, вообще предметов, имитирующих взрослые предметы. Впрочем, жить ребенку не в мире игрушек, а в мире реальных предметов. Кстати, наверное, все мамы замечали, что чада любят играть с настоящими сковородками и чашками, а не с пластмассовой кукольной утварью. Видимо сами дети интуитивно выбирают то, что способствует их развитию. В детском саду ребенок тоже сам выбирает тот материал, с которым он будет работать. И чаще всего, если ему что-то легко дается, то от этого он быстро отказывается – скучно! Если что-то очень трудно – тоже не попадает в поле зрения, поскольку непонятно. Ребенок работает с теми предметами, которые ему в данный момент близки. Педагоги подсказывают, и помогают пройти на новый уровень, если так можно выразиться. Так что на самом деле материала достаточно, тем более, что экспозиция может пополняться и меняться в зависимости от пройденного материала.
Миф 3. Монтессори – это система исключительно обучающая, к воспитанию не имеет отношения.
Реальность. Ребенок учится не только писать, считать, и рисовать, он осваивает правила поведения в обществе, учится умению взаимодействовать с другими людьми, уважать чужие интересы.
Многие родители говорят о том, что проще научить ребенка решать уравнения, чем заставить его не входить в комнату родителей без спроса, не обижать своих сверстников, не хватать без спроса чужие вещи. В «Ракушке» детей сразу же знакомят с правилами, которые царят на территории детского сада. Часто воспитателю не приходится этого делать, так как старшие детки все объясняют младшим. На самом деле дети любят соблюдать правила, они настоящие хранители правил. Конечно, в том случае если они есть, эти самые правила, и они просты, понятны, и не меняются в зависимости от настроения взрослых. Допустим, каждый малыш в детском саду работает на своем коврике, это его личное пространство. Чтобы поиграть с другим малышом, нужно спросить у него разрешения «вторгнуться» на его коврик. Постепенно ребенок усвоит и абстрактное понятие «личного пространства», у такого человечка вряд ли будут проблемы в отношениях со сверстниками в дальнейшем. А ведь многие мамы, как уже было отмечено, на словах не могут объяснить ребенку, что нужно уважать другого человека, что нельзя без спросу брать чужие игрушки, мешать, если другой занят свои делом. Потому что увещевания не работают. Это абстракция. А вот коврик – вполне осязаем. Коврик и у тебя, и у него. И каждый хозяин в пределах этого пространства. Это один из примеров, как методика помогает усвоить важные вещи. Таких моментов множество, обо всех сразу невозможно рассказать.