Актуальность создания программы
Весь мир подростка пронизан противоречиями, ему самому там бывает не очень комфортно, но в то же время это этап его жизни в котором он получает огромное развитие, приобретает личный опыт необходимые ему для дальнейшей, успешной жизни.
Ведущей деятельностью подростка является общение, оно формирует человеческую психику, разумное культурное поведение. Но подростку нахватает личных знаний и опыта в общении. Часто возникают конфликты, переживания из-за неудавшегося акта общения, подросток замыкается, уходит в себя, часто сам ставит барьер и лишает себя активного общения со сверстниками, испытывает дискомфорт, оказавшись в компании сверстников.
Интенсивность общения разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие. Три основных критерия психического развития человека: развитие интеллекта, развитие личности, развитие самосознания, могут получить развитие только в активном общении.
Подростку необходимо дать навыки:
· делового общения — формирует и развивает способности, служит средством приобретения знаний и навыков;
· личностное общение – формирует человека как личность, приобретаются определенные черты характера, интереса, привычки, склонности, усвоение норм и формы нравственного поведения;
· социальное общение – фактор развития форм общественной жизни.
Содержание программы «Психология общения»
Социально-коммуникативный тренинг – это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков.
Во время занятия у подростка происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляются опыт позитивного отношения к себе и окружающим. Они становятся более компетентны в сфере общения, каждый участник активно пробует различные стили общения, усваивает новые, не свойственные ему раннее коммуникативные умения и навыки, учится доверять людям. Эти знания готовят к более активной и полноценной жизни в социуме.
Задача группы социально-коммуникативного тренинга – помочь каждому участнику выразить себя индивидуальными средствами.
Форма проведения: Данная программа состоит из 11 занятий, каждое из которых делится 2 – 2,5 ч. Встречи проводятся 1 раз в неделю. Помещение для занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу.
2 стр., 570 слов
Развитие личности подростка
... самооценки; способность к самоанализу и саморегуляции; самостоятельность. Развитие личности подростка Об адекватности поведения подростков возрастная психология спорит постоянно. Кроме возрастных особенностей ... ко всему сексуальному, ранняя половая жизнь, эротика. Психологические новообразования подросткового возраста Особенности психики подростка во многом обусловлены физиологическими изменениями, ...
Используемые средства: групповые дискуссии, мини-лекции, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах, психологическое просвещение – по окончанию занятий у каждого участника получается психологический буклет.
Форма промежуточного и окончательного контроля:
В качестве промежуточного контроля использовались устные ответы участников (рефлексия) в конце занятия – отличаются основные сложности, что нового и т.д. Это даёт участникам возможность осознать свои успехи, изменения, наметить некоторый план применения этих достижений в дальнейшем.
В качестве окончательного контроля — умение активно взаимодействовать со сверстниками, с окружающими, с родителями. Приобретение активной социальной позиции подростка.
Занятие №1
Единственная настоящая роскошь в мире – это роскошь человеческого общения.
А. Сент-Экзюпери
Тема занятия: Общение: необходимость или роскошь.
Цель занятия: создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении; знакомство подростков друг с другом; установление правил работы в группе; предложения программы занятий. Познакомить участников с теоретической основой общения.
Оборудование: мягкая игрушка, тетрадь, ручка, доска
Мини-лекция
Взаимодействие, обмен информацией, общение людей стали необходимым условием их выживания. Так появился и развивался язык — средство общения, без которого был бы немыслим прогресс общества.
Общение пронизывает все виды деятельности людей, все сферы их существования.
Общение — процесс установления и развития взаимоотношении и контактов между людьми,порождаемый потребностями совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией и эмоциями, восприятие и понимание личностных отношений людей.
Общение как существенная сторона жизнедеятельности каждого человека является своего рода наукой, в которой есть свои особенности и закономерности, свои правила и секреты. Их следует знать каждому.
О роскоши человеческого общения
К сожалению, в повседневной спешке и постоянном марафоне за деловым успехом люди часто не замечают в своём соседе, партнёре по работе человека, над лённого всеми человеческими чувствами, сомнениям: и радостями, достоинствами и недостатками. В обстановке бурного развития информационных технологи мы всё чаще замечаем, как сужаются возможности для непосредственного контакта между людьми, а их не формальное нормальное межличностноечеловеческое общение — часто всё более отодвигается на второй план. Слова Экзюпери становятся не только философским откровением, а констатацией реального положения вещей.
Три стороны общения:
1. Коммуникативная – это связь, в ходе коей происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе.
2. Интерактивная – взаимодействие партнёров при организации и выполнении совместной деятельности.
3. Перцептивная – выражается в восприятии одним партнёром по общению другого партнёра.
Ход занятий:
1. Введение имени – начните игру назвав своё имя. Кроме того, представьте игрушечную зверушку, например: «Эту очаровательную маленькую мышку зовут Чарли». Потом передайте мышку своему соседу слева. Он продолжает игру, указывая на вас, и говоря, «Это Маша. Это Чарли. А меня зовут …». Игрушка передается по часовой стрелке, и каждый, к кому она попадет, прежде чем представиться самому повторяет имя соседа справа, а также имя игрушки.
Занятие № 13: Психологические аспекты чрезвычайных ситуаций
... состояние исключительно угрожающего или катастрофического характера. Пребывание в ЧС характеризуется рядом факторов: явно осознаваемой угрозой жизни, биологическим страхом смерти; стрессом; невзгодами и лишениями. Критерии диагностики ...
· Вопрос к обучающимся: «О чем вы бы хотели поговорить на занятиях» (запись на доске).
1. Упражнение на «интенсивное физическое взаимодействие» «Меняются те у кого…» Ведущий в центре круга без стула – когда меняются «ведущий должен сесть на свободный стул, кто остался тот и ведущий.
2. Представление. Группа разбивается на пары, в которых каждый рассказывает о себе своему партнёру. Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе, главное выделить индивидуальность.
4. Тест «Уровень общительности (коммуникабельности)»
Ответьте па вопросы однозначно: («да»), («нет»), («иногда»).
1. Вам предстоит деловая встреча или личное свидание. Выбивает ли вас её ожидание из колеи?
2. Не откладываете ли вы визит к зубному врачу до последнего, момента?
3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на классном собрании или подобном, мероприятии?
4. Вам предлагают сыграть в спектакле роль, которую вы никогда не играли. Приложите ли вы, максимум усилий, чтобы избежать этой роли?
5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понять друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 рублей. которые занял несколько месяцев назад?
9. В столовой (кафе, ресторане) вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра).
Предпочтёте ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
12. Боитесь ли вы выступать в качестве свидетеля в каких-либо конфликтных ситуациях?
13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счёт вы не приемлете. Это так?
14. Услышав в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтёте ли вы промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Интерпретация результатов
Оцените ответы: за каждое «да» — 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» -0. 3атем общее число баллов просуммируйте и определите, к какой категории людей вы относитесь.
30-32 балла. Вы явно некоммуникабельны и это ваша беда, так как вы страдаете от этого. Но и вашим близким нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
Невербальные средства общения в речевой деятельности человека 2
... голосового аппарата, обладает различными диапазоном, выразительностью и выносливостью. В общении важно помнить об энергетике, которую создает человеческая речь, ... тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без ... к чему-то до демонстрации абсолютного пренебрежения. Выражение глаз находится в тесной связи с речевой коммуникацией. 10. ...
25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая проблема и необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством — в вашей власти изменить ситуацию. Стоит только поставить цели, встряхнуться.
19-24 балла. Вы довольно общительны (порой, быть может, даже сверх меры).
Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопрос, что, бывает, вызывает раздражение окружающих.
Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостаёт, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновениях с серьёзными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.
4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-паренъ». Общительность бьёт из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях, хотя серьёзные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берёте слово по любому вопросу, даже если имеете о нём поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Берётесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине учителя и товарищи относятся к вам с некоторой опаской. 3адумайтесь над этими фактами!
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Берётесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Другим — и на учёбе, и дома, повсюду — трудно с вами. Вам очень надо поработать над собой, почитать книгу Д. Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей».
5 Упражнение «Я-в социальном общении».
Потребности самоутверждения в социальной сфере студентов ещё только формируются, тем не менее положительная Я -концепция включает следующие содержательные представления, которые вам предлагается оценить в себе (по пятибалльной системе):
— Чувствую себя взрослым, гражданином.
— Знаю, к чему я стремлюсь.
— Имею авторитет, являюсь лидером в своей области.
— Умею вести себя в обществе, с людьми.
— Участвую в общественной работе.
— У меня хорошие отношения с родителями.
— Умею организовывать деловое общение.
Пробуйте упражнять свою коммуникабельность, облегчайте другим общение с вами.
6. Ритуал завершения. Все встают в тесный круг, кладут друг другу руки на плечи и говорят «До свидания мы».
Занятие № 2
Для того чтобы жить среди людей
и добиваться от них того, что вам надо,
нужно уметь общаться с ними.
Д. Карнеги
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая смерть Как утончить ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...
Тема занятия: Секреты общения
Цель занятия: знакомство с понятиями вербального и невербального общения.
Оборудование: тетрадь, ручка, слайд-фильм
Мини-лекция:
Общение — обмен информацией и эмоциям между людьми (межличностное), группам (межгрупповое) — является основным средством самоутверждения личности.
Общение происходит по двум психологически каналам: словесному (речевому, вербальному) иэмоциональному (невербальному).
Невербальные средства общения
Второй канал общения — невербальный, дополняет вербальный, но может играть и самостоятельную роль. Он осуществляется следующими способами.
— Мимика (положение и движение частей лица).
«Лицо — зеркало жизни, глаза — зеркало души», — утверждали древние. Тому, кто умеет читать по лицам и заглядывать в глаза, не нужно долгих доверительных бесед, чтобы понять, что за человек перед ним. Но и ваш партнёр может тоже читать по лицу. А потому улыбайтесь! Этим вы не только скроете свои проблемы от дотошного партнёра, но поднимете всем настроение.
Ваша мимика должна соответствовать содержание ваших слов, подчёркивать определённые высказывания. Ваши партнёры должны понять по выражению вашего лица, что вы убеждены в том, что говорите, и доброжелательны по отношению к ним.
— Пантомимика (положение и движение частей тела). Поза может выражать превосходство уверенность, подобострастие и другие виды отношения к партнёру. Естественность в движениях располагает, излишняя подвижность, жестикуляция производят невыгодное впечатление, выдают нервозное состояние, заставляют сомневаться в истинности информации.
— Зрительный контакт. «Лучше слов порою взгляды говорят», — это выражение справедливо при передаче чувств. В речевом общении следует поддерживать постоянный зрительный контакт, смотрите в глаза спокойно и доброжелательно, заинтересованным взглядом.
«Язык» глаз:
· вытаращенные – это сигнал внезапной радости или внезапного испуга;
· прикрытые глаза – это неподдельное отсутствие интереса;
· суженные или прищуренные глаза – означают напряженное внимание;
· сверкание глазами – сигнал неуверенности, затруднений, нервозности, нервной возбудимости;
· прямой взгляд – означает уважение и самоуважение, уверенность, готовность к контакту;
· взгляд направленный «сквозь» партнера – означает неуважение, возможную агрессивную реакцию;
· взгляд сбоку – выражает скепсис, цинизм, незаметное, тайное наблюдение, дистанцию, недоверие, озабоченность;
· взгляд снизу – означает при согнутой спине подчиненность, услужливость;
· взгляд сверху вниз — выражает чувство превосходства;
· «небесный взгляд» — означает глубокие размышления, очарованность;
· твердый, фиксированный взгляд – стремление к цели, уверенность в себе;
· неопределенный взгляд – означает недостаток ясности в целях, мотивах, недостаток твердости;
· спокойный взгляд – характеризует удовлетворенность восприятия, рассудительность.
«Учитесь не смотреть, а видеть»
В. Шекспир
Необходимо следить за своей осанкой и походкой. Сутулая спина, висящие вдоль тела руки, опущенная голова говорят о вашей неуверенности в себе, а это, в свою очередь, приводит к потере уважения, к нежеланию слушать вас. Каждое движение должно выражать достоинство. Жесты должны быть легкими, уверенными и в то же время энергичными. Невербальное общение необходимо начинать с улыбки. Определенную информацию несут губы собеседника. Если губы нервно поджаты и их края опущены вниз, собеседник, скорее всего обиделся, возможно, затаил злость. Губы не напряжены, но собраны вместе и немного поданы вперед – собеседник собран, аккуратен, целеустремлен. Губы поданы вперед и тонко нервно подрагивают – собеседник обиделся, готов заплакать, он слабый. Постоянно сжатые челюсти, напряженные щеки, улыбка – человек доброжелателен, оптимистично настроения
Занятие 10. Ноотропы и средства, улучшающие кровообращение мозга
2. Сравнительная эффективность ноотропов при умственной недостаточности различного происхождения (гипоксия, нейроинфекции, травма мозга, недостаточность церебрального кровообращения, старческое слабоумие, болезни Альцгеймера, эпилепсия и др.). Характеристика препаратов по способности восстанавливать функции мозга, нарушенные при коме, острой гипоксии, остром периоде травмы мозга, нейротоксикозах. ...
Занятие №3
Тема занятия: Психологические позиции и установки в общении.
Цель занятия: Познакомить участников с позициями и установками общения.
Оборудование: тетрадь, ручка
Мини-лекция:
Позиция — это состояние и установки, которых мы придерживаемся в конкретном общении и которые проявляются в данной ситуации. Какими разными могут быть эти установки, видно из стихов Р. Гамзатова:
«Вон человек, что скажешь ты о нём?
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком незнаком,
Что про него хорошего я знаю?
«Вон человек, что скажешь ты о нём? –
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком незнаком,
Что я могу сказать о нём плохого?»
Акон заслуженного собеседника
А.А. Ухтомский сформулировал объективный психологический закон общения. Известная истина, выраженная поговоркой «с кем поведёшься, от того и наберёшься», имеет и обратную силу: «каков ты сам, таким и будешь представлять своего собеседника» (он явится тебе таким, каким ты его заслужил).
К каждому мир и люди поворачиваются так, как он того заслужил (каждый видит в мире и в людях то, что он ищет и чего заслуживает).
Каждый из вас, взаимодействуя с другими, невольно занимает какую-то из позиций. Но можно не поддаваться ситуации и обдумывать заранее свою позицию в общении.
Позиция Д-В-Р.
Вам известны три позиции, три инстанции внутри каждой личности, которые определяют характер и даже частично содержание общения:
— детская позиция (Я-ребенок, дитя) — эмоциональная, непосредственная, неуверенно-подчинённая или стихийно-взрывная;
— родительская (Я-родитель) — самоуверенно-авторитетная, насильственная, агрессивная или покровительственная;
— позиция взрослого (Я-взрослый) — рациональна сдержанно-корректная, ответственная. Последняя для заинтересованного общения в ряде случаев желательнее, чем первые две.
Позиции «Над-под-наравне».
В зависимости о положения человека в служебной, деловой структур он может вести разговор со следующих позиций:
— «нaд», «свepxy» (учитель, начальник, старший, лидер);
— «пoд», «снизу» (ученик, подчинённый, младший, зависимый);
— «нapaвнe», «рядом» (друзья, одноклассники).
Аналогично, в неформальном общении можно принять позицию «нaд» (командиром буду я) и можно пристроиться к кому-то снизу, попросив взять вас свою компанию.
Организация и методика проведения самостоятельных занятий физическими ...
... оздоровительных лагерях и т.д. 2. Организация и методика проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целью и задачами. Существует три формы ...
Уверенность.
Позиция спокойной убеждённость в своей точке зрения, в достижении поставленной цели, позиция естественности, достоинства, самообладания, готовность пойти на конфронтацию, но не с цель запугать или унизить другого, а с надеждой на установление истины и доброжелательных отношений.
Быть уверенным в себе — значит уметь определить и выразить своё желание и потребности. Уверенное поведение, например, выражается в умении обратиться с просьбой к другому так, чтобы не обидеть его, и не унизить себя или тактично ответить отказом на его просьбу. Такой просьбой, к примеру, может быть просьба о свидании или, наоборот, отказ на предложение встретиться. Компонентами уверенной просьбы или отказа могут быть не только слова, но и жесты, мимика, поза.
Уверенность в себе не означает нахальство, агрессивность. Последняя является попыткой утвердить свои потребности за счёт другого. Уверенность в себе, поощряется обществом, агрессивность порицается.
Противоположностью спокойной уверенности является неуверенность (стеснительность, боязнь общения, застенчивость) от слишком заниженной самооценки. Это качество проявляется избирательно, в отдельных областях жизнедеятельности (например, человек считает, что не умеет петь, неспособен к математике или что у него некрасивая внешность и т.д.).
Если человек болезненно переживает эти мнимые недостатки, то говорят, что он страдает комплексом неполноценности.
Доброжелательность, дружеское расположение, общительность, оптимистичность лучше всего способствуют контакту и разрешению проблем.
Уважение партнёра (вежливость, соблюдение этических норм, культуры диалога).
«Ничто не стоит нам так дёшево и не ценится другими так дорого, как вежливость».
Однако вежливость, выражение расположения не должны переходить в заискивание, заигрывание, завоевание дешёвого авторитета.
Довериек партнёру — признание соответствия его личности занимаемому статусу, готовность отрыть свой внутренний мир — показывается с помощью комплиментов, похвал, заверений. Недоверие обижает человека, препятствует установлению психологического контакта. Однако в каждой ситуации существуют границы доверия и его демонстрации партнёру (лицемерие, хитрость также вредят результату, как и недостаточность комплиментов).
Эмпатия — понимание, сопереживание, умение поставить себя на место партнёра, увидеть ситуацию его глазами. Эмпатия основана на искренности, правдивости, откровенности. Но иногда эти внешние проявления могут укрывать и неблаговидные цели. Партнёр должен быть в определённой мере бдителен и уметь отличать искренность от притворства.
Интимность, французское intime («близкий», «уютный», «задушевный»), восходит к латинскому ntimus («глубочайший», «сердечный»).
Интимной называют такую ситуацию и общение, когда между собеседниками происходит глубокое взаимное самораскрытие (психологическое, личностное, духовное, физическое).
Открываются мысли и чувства, характер жизненные планы, ценности жизни. В интимной ситуации мы пытаемся стать ближе к собеседнику, пытаясь познать и нашу уникальность. В процессе интимного общения только 7% значимой информации передаётся словом, а 38% — интонацией и 55% — выражение» лица, жестами, позой.
Современные виды фитнеса. Йога. Влияние занятий йогой на организм человека
... таким образом, чтобы они наиболее органично вписывались в общую жизнедеятельность организма человека. Занятия стали не только руководствоваться принципом «не навреди», но и стремиться принести ... тела к духовной стороне раджа-йоги. Хатха-йога включает в себя: · физические упражнения, · дыхательные упражнения, · очищение внутренних органов, · умение расслабляться, · правильное питание. Хатха-йога ...
Тренинг инструментальных умений общения
— Произнесите «Здравствуйте…» с оттенками, интонации, выражающими: радость, страх, удивление, удовольствие, упрёк, дисциплинированность, неудовольствие, с достоинством, иронично, торжественно.
— Прочитайте любой текст (например, «Однажды в студёную…»: шёпотом, с максимальной громкостью, переходя волнообразно из одного в другое, с пулемётной скоростью, со скорость улитки, как будто вы страшно замерзли, как будто у вас во рту горячая картошка, как пятилетняя девочка, как робот.
— Нахмурьтесь, как нахмуриваются: учитель, недовольный ответом- ученика; король Лир; ребёнок, у которого отняли игрушку; человек, желающий скрыть улыбку; Наполеон; родитель, открывший дневник сына.
— Улыбнитесь, как улыбаются: Мона Лиза, леди Макбет, очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, само солнышко, мать младенцу, младенец матери, пациент после посещения дантиста.
— Посмотрите, как смотрят: влюблённые друг на друга; лисица, сидящая перед вороной с сыром; папа после родительского собрания; «мисс Россия»; мышка на кошку; удав на кролика; начальник на подчинённого.
— Сядьте, как сидят: наседка на гнезде, орёл на горной вершине, председатель экзаменационной комиссии, пчела на цветке, побитая собака, невеста на свадьбе, преступник на скамье подсудимых.
Социально-приемлемые позиции (азы этикета): — на улице мужчина идёт слева от женщины — сопровождая женщину, он не должен курить — сопровождая двух женщин примерно одного возраста, он должен занимать место в центре. Если одна из женщин значительно старше другой, то она идёт в центр — находясь в паре, мужчина должен идти чуть позади спутницы — в помещение первой входит женщина — спускаясь по лестнице, он должен идти на одну-две ступени впереди своей дамы. Поднимаясь — на одну-две ступени позади нее — в общественном транспорте он садится лишь в том случае, если рядом не стоит женщина — в гардеробе он помогает даме снять верхнюю одежду — вставая из-за стола, не следует оставлять стул отставленным. Мужчина должен помочь дам встать, отодвинув её стул, затем опять поставить его на место — отвозя даму на такси или на своей машине, он обязан подождать, пока она не войдет в подъезд — из автомашины первым выходит мужчина и помогает выйти женщине.
Развитие уверенности в себе и навыков убеждения
Быть уверенным в себе это значит:
1. Делать то, что хочешь, как хочешь и когда хочешь.
2. При сравнении себя с другими не допускать большого разрыва.
3. Не волноваться сверх меры о том, что о тебе подумают другие.
4. Знать свои права и уметь их отстаивать.
5. Быть настойчивым, добиваясь того, чего хочешь.
6. Уметь сказать «Нет», если нет желания что-либо делать.
7. позволять себе ошибиться, проигрывать с достоинством.
8. Верить в себя и свои возможности.
9. Действовать уверенно, даже если на самом деле волнуешься.
10. Не компенсировать неуверенность агрессией.
11. Делать комплименты и с благодарностью их принимать.
1. Значение самостоятельных занятий физическими упражнениями
... аппарата человека и энергетического обеспечения функций организма. Следовательно, возникает острая необходимость в систематических самостоятельных занятиях физическими упражнениями, что ускоряет процесс физического совершенствования и увеличивает работоспособность организма. 1.1. Цели, ...
12. Радоваться новым контактам и уметь поддерживать старые.
Занятие №4
Для успеха в жизни, умение общаться с людьми
гораздо важнее обладания талантом.
Леббок
Тема занятия: Мои чувства и эмоции.
Цель занятия: продолжение знакомства с учащимися, повышение групповой сплоченности, научиться снимать барьер на проявление чувств и эмоций.
Оборудование: шейные платки для каждого
Ход занятия:
1. Имя – каждый произносит своё имя, но с разной интонацией.
Проверка запоминания имен – доброволец – в центр круга – все остальные спиной к нему. Надо узнать участников со спины, и трогая за плечо сказать: «Здравствуй, ты…». Если имя названо верно, последний должен повернуться к отгадывающему лицом, улыбнуться и сесть на стул.
1. Игра «Слепой и поводырь». Группа разбивается на пары «слепой – поводырь». «Слепой» закрывает глаза. Задача «поводыря» – провести «слепого» по зданию, где проводится тренинг (оберегая своего «подопечного», предупреждая о поворотах, лестницах и т.д.), предложить объекты для отгадывания – «Что это такое?».
Затем участники меняются ролями.
1. При обсуждении спросить, не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько легко они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого, каковы их ощущения при тактильной форме знакомства с предметами.
2. Обсуждение с участниками, что им мешает быть искренними с другими людьми. Что, по их мнению, способствует открытости в общении с другими людьми?
1. Упражнение «Несмеяна «. Один из участников застывает в центре круга с безразличным лицом, задача остальных — «оживить». Можно использовать любые способы (кроме грубых), исключая прикосновение.
2. Упражнение «Просьба». Спросить участников, когда они просили кого-то о чем-то, то какие возникали при этом сложности, почему?
3. Задание. Выбрать партнера и попросить его одолжить что-нибудь на время. Кто наберет больше предметов?
4. При обсуждении спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось, попросить продемонстрировать. Обратить внимание группы на использование комплиментов, оригинальность, находчивость и т. д. Спросить, как участники оценивают собственную общительность, открыли ли они что-то новое для себя на этом занятии?
Доп. материал к занятию №4
Пассивность
Если ты ведешь себя пассивно:
· Не просишь того, чего ты хочешь.
· Тебя гораздо больше волнует то, чтобы тебя любили, чем то, как ты можешь достичь желаемого, ты пренебрегаешь собственными правами и позволяешь другим их нарушать.
· Ты надеешься, что другие сами догадаются, чего тебе нужно, скрываешь свои потребности и чувства.
· Прячешь свои чувства глубоко в себе, скрываешь неудовлетворение, твои слова расходятся с делами.
· Ты жалуешься всем вокруг, но не тому, кого считаешь виноватым.
· Считаешь себя гораздо слабее, чем ты есть на самом деле.
· Тебя игнорируют.
· Обычно ты не получаешь того, чего хочешь
Ассертивность
Если ты ведешь себя ассертивно:
· Просишь о том, чего хочешь, открыто, уверенно и непосредственно.
· Хочешь, чтобы «Победили» обе стороны, если это возможно.
· Ты хотел бы. Чтобы тебя люби. Но не в ущерб твоим собственным правам.
· Ты настроен к людям позитивно, и если тебе кто-то нравиться, говоришь об этом прямо.
· Всегда говоришь людям, когда тебе не нравиться их поведение, но не «уничтожаешь» их.
· Ясно выражаешь свои настоящие чувства.
· Отдаешь себе отчет в своих чувствах, знаешь свои сильные и слабые стороны.
· Тебя обычно любят, тебе симпатизируют большинство людей.
· Обычно ты достигаешь того, чего хочешь.
· Ты доволен своим поведением и не испытываешь угрызений совести.
Агрессивность
Если ты ведешь себя агрессивно:
· Ты требуешь того, чего хочешь.
· Хочешь победить любой ценой, при этом тебе все равно, любят тебя или нет.
· Ты пользуешься всеми средствами для достижения желаемого.
· Ты ироничен, кричишь, мешаешь другим, прибегаешь к насилию и угрозам.
· Твои действия деструктивны для других, ты относишься к окружающим враждебно.
· Ведешь себя так, как будто у тебя есть права, а других их нет.
· Люди обычно боятся и не любят тебя.
· Ты часто добиваешься того, чего хочешь.
· Рассматриваешь ситуацию в категориях «Я выиграю, ты проиграешь».
· Доминируешь над другими, но временами упрекаешь их.
Занятие №5
Тема занятия: Я в общении
Цель занятия: Знакомство с базовыми навыками общения; выделение вербальных и невербальных элементов общения.
Ход занятия:
Приветствие: «Привет, ты представляешь…»
По очереди каждый из участников, обращаясь к соседу, с чувством радости от встречи произносит: «Здравствуй, (имя), ты представляешь…» и заканчивает фразу, рассказывая, что-то смешное и интересное.
Упражнение «Зеркало».Группа разбивается на пары «ведущий-зеркало». Ведущий начинает медленно выполнять какие-то движения, «зеркало» старается их повторить. Потом участники меняются ролями.
1. Проводится групповая дискуссия «Какими способами мы общаемся?» Вывод о том, что общение может быть разным, но возможно и без слов; о необходимости быть внимательным к невербальным элементам общения.
Упражнение «Разговор через стекло». Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым – выяснить у первых задание по математике. Причем первые номера не знают, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга.
Обсуждение. Спросить у участников поняли ли они друг друга, смогли ли договориться. Спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось.
1. Упражнение. Группа делится на две половины: одни участники сидят на стульях в кругу, другие стоят у них за спинами. Причем у одного из стоящих нет пары, стул перед ним пустой. Его задача – одними глазами, без слов, договориться с кем – либо из сидящих и переманить его на свой стул так, чтобы этого не заметил «напарник» сидящего, задача которого – задержать своего «подопечного» (без грубой физической силы).
Доп. материал к занятию №5
Умение поддерживать контакт с другими людьми
Выражай свои мысли ясно и точно.
Говори то, что ты думаешь, без лишних слов, не извиняясь и не оправдываясь, но не будь агрессивным.
В данный момент обсуждай только один вопрос.
Не обманывай людей и не уклоняйся от разговора, говори именно о том, что произошло. Не используй примеров из прошлого: каждый наверняка помнит что-то по-своему.
Употребляй утверждения от первого лица, типа «Я» (я думаю, на мой взгляд, я чувствую).
Я-высказывание – это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях.
Я- высказывание – это конструктивная альтернатива «Ты – высказыванию», которое традиционно применяется для решения конфликта через высказывание негативной оценки в адрес другого, таки образом, ответственность перекладывается на этого другого.
Я – высказывание – позволяет дать партнеру по общению образную связь и при этом взять ответственность на себя.
Я-высказывание дает возможность выбора Вашему партнеру по общению.
Я высказывание включает в себя не только название чувств, но и указание на те условия и причины, которые вызвали их.
Схема Я – высказывания
— описание ситуации, вызвавшей напряжение:
«Когда я живу…»
«Когда это происходит…»
«Когда я сталкиваюсь с тем, что…»
— точное называние своего чувства в этой ситуации:
«Я чувствую … (раздражение, горечь, беспомощность)»
«Я не знаю, как реагировать…»
«У меня возникла проблема…»
— название причин этого чувства:
«Потому что…»
«В связи с те, что…»
«Ведь я…»
Отвечай за собственное мнение, не пытаясь убедить, будто то, что ты думаешь, является мнением всех или мнением того, к кому ты обращаешься. Используй утверждения, а не вопросы.
Занятие № 6
Говорим голосом, беседуем всем телом.
Публиций
Тема занятия: Зоны психологического комфорта
Цель занятия:продолжение отработки навыков использования невербальных элементов общения, выделение зон психологического комфорта.
Ход занятия:
Приветствие.
«Броуновское движение» — любимое блюдо. Участники группы хаотично двигаются по аудитории, при встрече друг с другом им необходимо поздороваться за руку и сообщить собеседнику своё любимое блюдо. Чем больше соратников по совпадению вкусов выявиться, тем лучше. Необходимо поздороваться со всеми участниками группы.
Обсуждение домашнего задания.
Упражнение «Шарады» Один из участников изображает мимикой и жестами какую-то фразу, а остальные отгадывают. Тот, кто первым угадает фразу, сам становится изображающим.
Упражнение «Разговор в парах на разных дистанциях» Участники разбиваются на пары. Им предлагается побеседовать на любую заданную тему, но при этом в начале они стоят в разных углах комнаты, потом продолжают разговор, стоя вплотную друг к другу. Затем участникам дается возможность занять наиболее комфортную для них дистанцию.
Проводится обсуждение: что ощущали участники игры, когда они чувствовали себя дискомфортно?
Упражнение «Путаница» Участники крепко берутся за руки, образуя кольцо. Группа начинает запутываться до тех пор, пока не сможет сделать больше никаких действий по запутыванию. Ведущий распутывает группу.
После игры участникам дается возможность рассказать о своих переживаниях и наблюдениях, появившихся в ходе игры.
Занятие № 7
Тема занятия: Эффективное общение. Барьеры общения.
Цель занятия: Познакомить с причинами создающие помехи общения.
Оборудование: ручка, тетрадь
Мини-лекция:
Существует множество причин, которые создают помехи общению. Укажем наиболее распространенные из них (по Б. Р. Матвееву, 2005):
· отсутствие условий для беседы (на ходу, в коридоре, в присутствии посторонних);
· отсутствие достаточного времени для разговора;
· нежелание одного из собеседников говорить на эту тему;
· перебивание говорящего;
· попытки перевести разговор на другую тему, нежелательную для собеседника;
· излишнее любопытство;
· противоречие словам и мнению собеседника, например, фразами типа: «А что в этом плохого?», «А почему бы и нет?», «Ничего ты не понимаешь!», «У меня еще хуже, чем у тебя», «Ну и что?», «Это почему же?»;
· невербальное противоречие сообщениям партнера его эмоциям и чувствам: заметное равнодушие, смех невпопад, частые отвлечения посторонним, закрытая поза, взгляд в сторону, насмешливый или недоверчивый взгляд, предмет между говорящими (стол, сумка, книга, зонт и т. д.), расположение слишком близко или слишком далеко;
· принижение роли, качеств собеседника или преувеличение своей роли;
· негативная оценка мнения собеседника или его самого;
· подчеркивание разницы между собой и собеседником;
· нежелание понять или непонимание собеседника;
· предложения, построенные в форме «Ты-сообщения». Они имеют указующую форму и вызывают у собеседника автоматическое сопротивление (возникновение барьеров общения); «Ты-сообщения» воспринимаются как унижающие, например: «Так больше не делай», «Забудьте об этом», «Не смей так со мной обращаться» и т. п.;
Для полноценного протекания общения чрезвычайно важно эффективное слушание — активный процесс понимания и осмысления услышанного, оно особенно необходимо в деловом и кризисном общении. Давно известно, что лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.
Причины неслушания могут быть разнообразными:
1. Поглощенность собственными мыслями.
2. Эмоциональная неуравновешенность, поглощенность своими эмоциями.
3. Уязвленное самолюбие и, как следствие, психологическая перцептивная защита (человек просто не слышит то, чтоему неприятно слышать).
4. Выставление оценок сказанному партнером со своих личных эмоциональных позиций («Какая чушь!» и т. п.).
5. Потеря внимания и интереса к близким темам или людям.
6. Невладение техникой слушания и понимания.
БИЛЛЬ О ПРАВАХ ЛИЧНОСТИ
Вы имеете право
1. …иногда ставить себя на первое место
2. …просить о помощи и эмоциональной поддержке
3. …протестовать против несправедливого обращения или критики
4. …иметь свое собственное мнение или убеждения
5. …совершать ошибки, пока Вы не найдете правильный путь
6. …предоставлять людям право самим решать свои проблемы
7. …говорить: «Спасибо, НЕТ», «Извините, Нет»
8. …не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным
9. …побыть одному, даже если другим хочется Вашего общества
10. …иметь свои собственные, какие угодно, чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие
11. …менять свои решения или изменять образ действий
12. …добиваться перемены договоренности, которая Вас не устраивает.
Вы никогда не обязаны
1. …быть безупречным на 100%
2. …следовать за всеми
3. …делать приятное неприятным Вам людям
4. …любить детей, приносящих Вам вред
5. …извиняться за то, что Вы были самим собой
6. …выбиваться из сил ради других
7. …чувствовать себя виноватым за свои желания
8. …мириться с неприятной Вам ситуацией
9. …жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было
10. …сохранять отношения, ставшие оскорбительными
11. …делать больше, чем Вам позволяет время
12. …делать что-то, что Вы на самом деле не можете делать
13. …выполнять неразумные требования
14. …отдавать что-то, что Вам на самом деле отдавать не хочется
15. …нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения
16. …отказываться от своего «Я» ради чего бы то ни было или кого бы то ни было
Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши
Занятие №8
Тема занятия: Уверенность. Манипулирование.
Цель занятия: Познакомить с признаками неуверенности и манипулирования.
Оборудование: удобная одежда, обувь, ручка, тетрадь
Мини-лекция:
Уверенность в себе
Люди могут чувствовать себя неуверенно в незнакомой ситуации, при решении сложных неопределенных задач, при смене условий жизни и т. д. Проблемы возникают, если неуверенность становится постоянным «фоном» любого общения, даже всей жизни человека. В этом случае неуверенность не только мешает эффективному общению, но и искажает «Я-образ» и тормозит личностный рост. Поэтому тренинг уверенности в себе является частью тренинга личностного роста.
Укажем еще три стиля поведения в общении, которые могут препятствовать выработке навыков эффективного общения, личностному и профессиональному росту:
1. Податливый — у человека выражена озабоченность собой и потребность в другом, он ищет в партнерах помощи и поддержки (в «Я-образе» присутствует убеждение, что кто-то должен позаботиться обо мне»).
2. Агрессивный — у человека в общении преобладает потребность в достижении успеха путем контроля над другими.
3. Отрешенный — у человека в общении проявляется погруженность в себя, отдаление от других, сохранение эмоциональной дистанции, независимость.
Во время тренинга желательно повысить самооценку податливого и дать понять агрессивному, что его поведение неконструктивно. Для отрешенного человека, если его позиция не будет изменена, тренинг бессмысленен, так как, чтобы получить какой-то результат, необходимо его заинтересовать, эмоционально вовлечь в общение.
Психологическое воздействие и манипулированиеПсихологическое воздействие — вид общения, взаимодействия между людьми, при котором в расчет принимается лишь одностороннее влияние, в результате которого происходят изменения в психических характеристиках или состояниях адресата воздействия.
Манипуляция — вид психологического воздействия, выполняемого искусно и скрытно. Основные характеристики манипуляции:
· ведет к возбуждению у другого человека (жертвы) желаний, намерений или установок, не совпадающих с его актуально существующими;
· нацелена на изменение направления активности жертвы, совершение ею заданных манипулятором действий;
· создает у жертвы ложное впечатление самостоятельного управления поведением.
Наиболее грубая форма воздействия – психологическое давление. Для его осуществления, чтобы быть уверенным в успехе действия, манипулятор старается создать перевес сил над партнером, т. е. иметь явное преимущество по какому -либопараметру: квалификации, должности, владению информацией, контролю над ситуацией и т. д.
Два фактора способствуют тому, чтобы человек прибегал к манипуляциям:
· добиваться требуемого грубым приказом или насилием, а «по-хорошему» человек не умеет;
· приятное ощущение возможности иметь свою власть над кем-то.
Имеется много манипуляционных технологий. Все они так или иначе связаны с искажением информации, в которую жертва должна поверить. Для этого манипулятору необходимо проделать ряд подготовительных действий: отвлечь внимание жертвы от своих реальных намерений, вступить с ней в доверительный контакт, выявить важные мотивы и привычные стереотипы. После этого манипулятор убеждает жертву, что он действует именно в ее интересах и может добиться того, что жертва добровольно делает то, что нужно манипулятору и лишь потом (да и тоне всегда) догадывается об обмане.
Существуют продолжительные манипулятивные стратегии поведения, имеющие целью привлечение внимания человека и привязывание его к манипулятору. Вот далеко не полный их список.
1. Убеждение человека в его уникальной привлекательности.
2. Убеждение человека в своей уникальной привлекательности.
3. Планирование счастливого совместного будущего без учета реальных средств его достижения.
4. Попытка стать неотъемлемой частью жизни любимой (любимого).
5. Попытка переложить ответственность за возникновение своих чувств на любимую (любимого).
6. Воспоминания о хорошо проведенном вместе времени.
7. Дорогие подарки и недешевые услуги в расчете: «теперь он мне должен».
9. Игра в «большого и сильного» рядом с «маленькой и слабенькой » .
8. Игра в «маленькую и слабенькую» рядом с «большим и сильным » .
10. Рассматривание ситуации с точки зрения общественной морали.
11. Напоминание о попутно создавшихся связях и о возможности их разрыва при прекращении отношений.
12. Попытка сделать « запретный плод » из продолжения отношений.
13. Чередование восторженности и холода: техника «мексиканского душа» (по ассоциации с сериалами).
14. Напоминание об усилиях и времени, потраченных на партнера.
Особым видом неосознаваемой манипулятивной стратегии является так называемая «песня», т. е. часто повторяющийся любимый монолог. При этом, как и в любом монологе, реакция партнера не обязательна.
Как защитить себя от манипуляций
Для этого рекомендуются следующие способы:
1. Попытайтесь установить более глубокий контакт с манипулятором, втяните его в разговор: обычно они не идут на это (уходят от контакта) из-за боязни разоблачения;
2. Учтите различные роли (маски), в которых может выступить манипулятор (диктатор, смущающийся, беспомощный ребёнок, игрок, хулиган, моралист, обличитель, защитник и др.).
3. Не слушайте клевету, не передавайте сплетни, давайте отпор их любителям.
Упражнение«Физиогномика»
Существует целая наука, связывающая черты и выражение лица человека с его внутренними качествами и побуждениями.
3адание: попробуйте составить характеристику (биографию) человека по фотопортрету.
Упражнение«Нет»
Вам трудно говорить «нет») — вы не хотите огорчать человека, :который обращается к вам с такой любезной просьбой, ведь он может обидеться или рассердиться на вас. Так вот, если не хотите стать жертвой манипуляции, вы должны научиться говорить «нет» спокойно и решительно.
Во-первых, вы имеете на это право, во-вторых, спокойное и решительное «нет» воспринимается нормально.
Упражнение «Не-улыбка»
Точно так же с улыбкой. Улыбка — это прекрасно, она всегда :красит человека. Но вас и «ловят» на улыбку: вы улыбнулись — значит, сказали «да». А вы уверены, что это всегда самый правильный ответ? Чтобы стать «более свободным» человеком, научитесь неулыбаться в ответ на улыбку,обращённую к вам. Разрешите себе быть и сумрачным, и серьёзным.
Занятие №9
Тема занятия: Критика.
Цель занятия: Отработка навыка уверенного реагирования на критику.
Оборудование: ручка, тетрадь
Ход занятия:
1. Упражнение «Этюд на оправдание»
Участники выбирают человека в группе, о котором придумывают и рассказывают короткую смешную историю. История заканчивается вопросом:
«Как ты объяснишь свое поведение и то, что произошло»? Первая фраза
оправдания должна звучать так: «Да, это было на самом деле, я так делал
потому, что я…»
Беседа на тему «Какая может быть критика? (справедливая, несправедливая).
Как надо и как не надо реагировать на критику. Что нужно знать, когда хочешь сделать замечание, покритиковать кого-то?»
Выводы для ведущего:
1.
· сначала похвали, потом сделай замечание;
· избегай обобщенной критики, критика должна быть конкретной;
· вырази свое чувство и опиши без оценок то, чем ты недоволен;
· старайся ограничиться конкретным вопросом и не переходи «на личности».
2. Упражнение в парах. Один критикует другого, партнер пытается правильно реагировать в зависимости от вида критики.
После упражнения необходимо дать возможность участникам поделиться
своими чувствами, ощущениями. Попытаться неудачные критические замечания совместно превратить в конкретные конструктивные замечания.
1. Упражнение «Похвала по кругу»
Учащиеся по очереди говорят друг другу комплименты и принимают их.
Доп. материал к занятию №9
Декларация самоценности
«Я — это я. Такой, как я, никогда не было и никогда не будет. Есть люди, чем-то похожие на меня, но точно такой, как я, нет.
Мне принадлежит мое тело. И все, что оно делает. Мне принадлежит мой голос: тихий или громкий, нежный или резкий. Мне принадлежит мой рот и все слова, которые он говорит: добрые или несправедливые. Мне принадлежат мои глаза и все образы, которые они могу увидеть. Это все принадлежит мне, потому что я одна выбрала это. И поскольку я выбрала это, это истинно.
Это есть. Это достаточное основание для того, чтобы полюбить себя и заинтересоваться собой.
Теперь, когда я подружилась с собой, я могу набраться теперпения и мужества, чтобы узнавать себя все глубже и лучше. Конечно, во мне есть нечто, что вызывает мое недоумение. Но теперь, когда я не боюсь посмотреть в себя, я смогу сделать так, чтобы все во мне способствовало достижению моих целей, чтобы полезного во мне становилось все больше и больше.
Я могу видеть, слышать, думать, действовать. Значит, во мне есть все, чтобы жить. Чтобы вносить гармонию в мир людей и вещей вокруг меня.
Я — это я, и Я — это здорово!»
В. Сатир (1993)
Занятие №10
Тема занятия: Средства и методы саморегуляции
Цель занятия: Познакомить и отработать средства и методы саморегуляции.
Оборудование: удобная обувь, одежда, ручка, тетрадь
Ход занятия
Самообладание
Уровень саморегуляции, который реализуется с участием волевых процессов, называетсясамообладанием. Это и есть «власть над собой» — умение сознательно контролировать, поддерживать и регулировать своё самочувствие и поведение в экстремальных (опасных, дезорганизующих) ситуациях.
Самообладание тесно связано с качеством личности, называемым выдержкой. Выдержанный человек вынослив и терпелив, он умеет сохранять хладнокровие даже в трудных и сложных обстоятельствах, а если надо — переносить лишения, боль, неудобства.
Самообладание представляет собой баланс между эмоциями и сознанием, который обеспечивается волей и специальными методами «обработки самого себя» (самоприказ, самоубеждение, самовнушение, самоирония, само подкрепление, самоисповедь).
Самоnриказ обеспечивает решительные действия в условиях, когда цель ясна, но ограничено время для раздумий. Формируется в ходе тренировок на развитие воли, преодоление себя. Главное условие — начинать действие сразу после отдачи приказа. Пример: «Я сейчас встану и сразу начну делать уроки» и надо сразу же встать и начать делать уроки.
Уnpaжнение «Самоприказ»
Придумайте самоприказ на настоящую ситуацию (здесь и теперь) и выполните его.
Самоубеждение
Самоубеждение — процесс сознательного воздействия на собственные личностные установки, на ядро личностных мотивов. Основа процесса самоубеждения — умственные действия, совершаемые, чтобы логически обосновать рациональность или пользу той или иной позиции.
Развитый интеллект в состоянии противостоять неприятным жизненным обстоятельствам: принять обстоятельства, подойти к проблеме объективно, отодвинуть на задний план травмирующее воздействие, перестроить (перепрограммировать) себя согласно ситуации, начать искать выход из неё. Активный поиск помогает найти реальные пути решения жизненной проблемы.
Самоубеждение, а также самоутешение — снятие отрицательного эффекта переживаний — зависят от способности вести долгий внутренний диалог, обдумывая все доводы и контрдоводы мотивов.
Уnражнение «Самоубеждение»
Попробуйте убедить себя в необходимости хорошо учиться.
Самовнушение
Самовнушение — приём саморегуляции, действующий на привычном рассудочном уровне, который не требует творческого усилия по анализу и разрешению ситуации.
Самовнушение происходит без волевых усилий, с помощью лишь воображения. Предполагается, что в основе как внушения, так и самовнушения лежат ослабленные действия сознательного контроля в отношении воспринимаемой информации. При внешнем внушении очаг возбуждения в коре головного мозга возникает в результате действий внешних раздражителей, при самовнушении он может образоваться вследствие оживления внутренних ассоциативных связей. При этом используется взаимовлияние второй сигнальной системы на психологические и даже физиологические процессы в организме.
Произвольное самовнушение ~ это сосредоточение мысли и внимания на каком-то одном представлении и исполнение словесных инструкций или мысленное воспроизведение определённых ситуаций. Внушить самому себе можно ощущение, желание, образ, мысль, состояние и т.д.
Упражнение («Самовнушение»)
Попробуйте внушить себе, что у вас во рту халва (если у вас «потекут слюнки», значит, вы — внушаемый человек).
Самоирония
Самоирония, юмор — изощрённая форма самоубеждения, самокритики, где последняя выступает в виде самопохвалы, но со знаком минус. Человек как бы смотрит на себя со стороны глазами простака и восхищается в себе тем, что на самом деле вызывает его сомнение. Иронический смех примиряет все выступающие в ситуации стороны и позволяет выйти из конфликта.
Современные исследователи проблемы юмора (а этим занимались такие видные учёные, как академики д. Лихачёв, п. Симонов) особо подчёркивают это умение человека посмеяться над собой, критически посмотреть на себя со стороны. Чувство самоиронии в сочетании с юмором помогает человеку избавиться от самодовольства, самоамнистии.
Уnражненuе «Самоирония».
Составьте на себя дружескую эпиграмму.
Самоnодкреnленuе
Самоnодкреnленuе опирается на внутреннюю установку положительного отношения к самому себе. Типичное самоподкрепление — предоставление себе отдыха после хорошо выполненной работы. Мы часто пренебрегаем самоподкреплением: не расслабляемся несколько дней, переходим от задачи к задаче, не отблагодарённые даже собой.
Здоровые способы самоподкрепления: прогулка, беседа с другом или чтение любимой книги, час любимого досуга, внутреннее проговаривание похвалы себе, релаксация.
Нездоровые способы самоподкрепления: алкоголь, сигарета, сидение допоздна у телеэкрана.
Самоисnоведь — особый способ самоподкрепления. Это полный внутренний отчёт перед собой о самом себе, о сложившихся обстоятельствах (самоконтроль) и своей роли в них. Это рефлексивный анализ собственной психической деятельности в определённых обстоятельствах или за определённый период.
Откровенное признание себе в ошибках и ложных шагах, которые были сделаны в прошлом, о самых интимных переживаниях снимает внутреннее противоречие, служит эффективным средством психологической разрядки, снятия утомления, депрессии. Иногда достаточно просто произнести вслух мысли и озвучить чувства, чтобы испытать облегчение.
Упражнение «Я — в умениях саморегуляции»
Оцените по пятибалльной системе свое Я, как вы представляете себя в области умений саморегуляции.
Ситуации-пробы «Нужно самообладание»
Проигрыш. Вы играете с приятелем в пинг-понг (теннис).
Игра для вас не складывается, вы часто ошибаетесь, проигрываете с крупным разрывом. 3литесь, бросаете ракетку — это ухудшает вашу игру.
3адание. Примените в этой ситуации известные вам способы саморегуляции.
Расставание. Ваши любимые родители уезжают в длительную командировку, вы остаётесь с бабушкой.
3адание. Проанализируйте свои чувства и эмоции в тот момент, когда родители сели в поезд. Как вы будете вести себя в этой ситуации?
Бездомный. Вам сообщили, что ваш садовый домик сгорел (не дай Бог, но, к сожалению, случается и такое).
3адание. Какова будет ваша первая реакция? Как вы будете регулировать свои эмоции?
Соцuально-nрuемлемые nозuцuu: -самообладание — стремление объективно оценить событие и найти пути решения проблемы — обращение к друзьям и близким — обращение к юристу, в органы страхования, милицию.
Как предупредить и сдержать аффект
· Начните немедленно считать в уме до десяти, не предпринимая никаких ответных действий.
· Призовите все свои умения владеть собой: самоприказ, самоубеждение, самовнушение.
· Внушайте себе формулы «Я спокоен», «Я владею собой».
· Немедленно подумайте, что всё это — ничто по сравнению с настоящим. горем-, счастьем и т.п.
· Вывести человека из состояния аффекта можно такими способами:
— найти отвлекающие обстоятельства, действия;
— воздействовать неожиданными и сильными раздражителями (холодная вода, выстрел, удар);
— ограничить движения (наручники, связывание).
Страхи
Всем знакомы ощущения, связанные с неприятнейшим эмоциональным состоянием: «сердце ушло в пятки», «дыхание перехватило», «бросило в жар», «мороз по коже», «засосало под ложечкой», «спина взмокла» … Это страх — эмоциональное состояние, Которое возникает в ответ на внешние сигналы, предвещающие реальную или воображаемую опасность.
Каждый человек в какой-то период жизни бывает жертвой различных страхов: страха боли, насилия, унижения, страха бедности, болезни, потери любви, страха перед людским судом, страха смерти.
Эмоция страха захватывает все стороны личности: уничтожает инициативу, подрывает уверенность, сковывает мысли, воображение. Страх порождает жадность, подлость, злобу.
Если страх преследует человека постоянно в виде навязчивых идей, его называют фобией(например, клаустрофобия — боязнь замкнутого пространства).
Фобии влекут за собой различные тяжёлые заболевания — сердечные, желудочные и др.
Но у страха есть и положительная сторона: будучи своеобразной защитной реакцией, он предупреждает нас об опасности. Если бы не страх перед внешней угрозой (осторожность), мы то и дело попадали бы под машины, тонули, падали с высоты.
Иногда страх придаёт человеку необычайные силу, скорость, ловкость. Известно немало случаев, когда опасность заставляла людей преодолеть непреодолимое в обычных условиях препятствие, поднять и удержать неподъёмный груз…
Причины страха — либо неизвестность, отсутствие знания о людях, ситуациях, последствиях, либо заведомо известная (предполагаемая) опасность отрицательных последствий:
Привыкнуть к страху, к страшному, к отвратительному, преодолеть страх — не значит выносить его без всяких усилий, это значит искусно управлять своими эмоциями.
Поборите страх
— Не бегите от страха, анализируйте его и воспринимайте не более чем физическое чувство.
— Сопротивляйтесь насилию, воспитывайте в себе готовность к отражению (в большинстве случаев насильники — трусы).
— Не терпите унижение, не давайте себя унижать.
— Будьте щедрыми, не будьте жадными — и у вас не будет страха бедности.
— Живите по законам природы — и у вас не будет страха болезни.
— Любите и вы будете любимы. Лучше иметь любовь и потерять её, чем не иметь её вовсе.
— Живите своим умом, праведно и не обращайте внимания на зависть и сомнительные ценности обывателей.
Страсть
К «строптивым» эмоциям надо отнести и страсть — сильное чувственное влечение, пристрастие, при котором человек теряет власть над собой. Самый яркий пример страсти — страстная любовь, и об этом речь будет идти позже.
Другие виды страстей и пристрастий: к играм (азарт), к труду (трудоголики), К вещам, к телевизору (телеманы), к компьютеру, к спорту (фанаты) и т.п.
Страсть вообще ненормальное явление, но всего хуже, когда человеком овладевает страсть к чему-либо недоброму, приносящему вред ему самому или окружающим; это страсть к курению, к алкоголю, к наркотикам (наркомания), к азартным играм, к воровству(клептомания), к развлечениям.
В страсти у человека меняются мышление и чувства, образуется искажённое представление о действительности. Страсть затягивает, человек всё больше утрачивает контакт с самим собой, с близкими. Верный признак страсти — неумеренность, потребность обманывать, оспаривать.
Избавьтесь от страсти
Непременное условие успеха на пути исцеления от страсти — распознание и при знание своей страсти и желание освободиться от неё.
— Отнеситесь к своей страсти как к крику о помощи попавшего в беду вашего Я.
— Осознайте, что ваша страсть опасна для вашего здоровья и благополучия.
— Ни на кого и ни на что не сваливайте вину за при общение к страсти.
— Примите искреннее решение исцелиться и поверьте в исцеление.
— Удалите, отведите, уничтожьте препятствия на пути к исцелению.
— Используйте помощь окружающих людей.
Ситуация-проба « Когда страшно»
Вы летите в пассажирском самолёте. Ваше место у окна, через которое виден двигатель. И вот на ваших глазах он начинает гореть. Вас пронзает чувство страха.
Задание. Подготовьте себя к аналогичной ситуации. Какие методы саморегуляции вы примените?
Социально-nрием.лемые nозиции: — самообладание – надежда — человеческое достоинство — молитва — помощь ближнему — подчинение командам бортпроводника.
Как заглушить в себе зависть
— Запретить себе завидовать.
— Найти отрицательные стороны в объекте зависти.
— Противопоставить объекту зависти то, чему могут позавидовать у вас другие (…, зато у меня …!).
— Если произошла несправедливость, скажите себе: «Ничего, Господь всё видит, и каждому воздастся по заслугам!»
— Если произошла случайность, имейте в виду, что она подчиняется закону «сегодня ты, а завтра — я».
— Найдите оправдание в судьбе: «От судьбы не уйдёшь, значит, так и должно быть».
— Невзгоды, невезения делают настоящего человека лучше, закаляют, а слава, фанфары, богатство часто ведут к утрате человеческих качеств, чувства меры, приносят больше шансов сбиться с пути (свалиться с высоты).
— В конце концов, надо мириться с реальностью или бороться за лучшее не переживаниями (завистью), а честными способами.
Борьба со стрессом «Берегите нервы»
— Если вы заранее знаете, что при определённых обстоятельствах у вас могут появиться неадекватные эмоции, вы можете поставить перед собой цель — сдержать развитие нежелательной эмоции.
В острой стрессовой ситуации, при дистрессе:
— Не принимайте никаких решений (исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идёт о спасении самой жизни).
— Прислушайтесь к совету предков: сосчитайте до десяти.
— Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдыхайте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.
— Потрите, помассируйте лоб, виски, грудь, смочите их холодной водой.
— Медленно осмотритесь по сторонам, даже если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.
— Если есть возможность, посмотрите на небо. Сосредоточитесь на том, что видите.
— Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею — пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течёт по вашему горлу. При накапливающемся стрессе, депрессии:
— Устраните, отведите, уйдите от обстоятельств, причин возникновения эмоций.
— Примените самоубеждение, самовнушение, самоиронию, наконец, самоприказ.
— Ослабьте ваши требования к себе. Не все вещи, которые нужно делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.
— Откладывание на следующий день является стрессовым фактором. То, что вы хотели сделать завтра, сделайте по возможности сегодня. Плакируйте наперёд!
— Не полагайтесь на свою память. Вместо этого заведите ежедневник, в который записывайте время назначения встреч и других дел. Таким образом, у вас не будет постоянно беспокоящего чувства, как будто вы что-то должны сделать, но не можете вспомнить, что именно.
— Старайтесь иметь спокойных, стрессоустойчивых друзей, которые не слишком беспокоятся и тревожатся. Ничто так не способствует постоянному беспокойству, чем волнения и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.
— Прощайте и забывайте. Не жалуйтесь, не ворчите, не испытывайте недовольство другими. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живём, несовершенны.
— В случае разрастания, увеличения опасностей, грозящих аффектом, прибегните к медикаментозным способам (примите успокоительное).
— И, наконец, стресс можно снять общением с близким человеком, интенсивной мышечной нагрузкой, действием музыки, песни.
Упражнение «Я- в управлении эмоциями»
Оцените своё Я (в настоящем), как вы его представляете в области управления важнейшими эмоциями: настроением, проявлениями симпатии и антипатии, страхом, азартом, обидой, агрессией, стрессом, аффектом (5 — умение сдерживать, управлять этими эмоциями; 1 — отсутствие умения).
Занятие №11
Тема занятия:Я – хозяин своего поведения
Цель занятия: Отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе тренинга у каждого. Атмосфера в группе.
Оборудование: ручка, тетрадь
Ход занятия:
1. Упражнение «Чемодан»
Один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать ему в дорогу «чемодан», складывая положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке, то, что поможет товарищу в общении с людьми.
Но отъезжающему обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге: те отрицательные качества, которые ему надо побороть, чтобы жизнь его стала лучше. Затем «отъезжающему», который все это время находился в другой комнате, зачитывается и передается весь список. У него есть право задавать любой вопрос по прочитанному. Затем выходит следующий участник и процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по «чемодану».
1. Упражнение «Доверяющее падение»
Участники делятся на пары, один человек будет падать, другой ловить.
Ловящий чуть-чуть приседает на расстоянии примерно 90 см позади партнера, чтобы успеть прервать падение. Падающий закрывает глаза и расслабленно падает на руки партнера, стараясь не подстраховывать себя во время падения.
Партнеры меняются местами.
3. Упражнение «Пожелание друг другу»
Участники по кругу говорят друг другу пожелания. Могут говорить соседу справа или любому участнику по желанию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гнездилов А.В. «Терапевтические сказки». С-П, Издательство «Речь» 2003 г.
2. Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками». М. «Академия»,
2003г.
1. Маралов В.Г. «Основы самопознания и саморазвития». М. «Академия», 2002 г.
2. Рамендикт Д.М. «Тренинг личностного роста» Форум — инфра. М., 2007
3. Станкин М.И. «Психология общения». М., 2003 г.
4. Селевко Г.К. «Управляй собой» Народное образование, М., 2001
5. Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе». М., «Генезис», 2003 г.