Исследование мотивационно-потребностной сферы.
Развернутый план:
1. Основные понятия.
1.1 Мотивационно- потребностная сфера личности.
1.2 Мотив.
1.3 Потребность.
1.4 Познавательные мотивы.
1.5 Социальные мотивы.
1.6 Мотив учения.
2. Исследователи, изучавшие мотивационно- потребностную сферу младшего школьника.
2.1 Л.И.Божович.
2.2 В.В.Давыдов.
2.3 Д.Б.Эльконин.
3. Научные работы, исследования на изучение мотивационно- потребностной сферы.
3.1 Мотивация младшего школьника как условие
успешного обучения.
3.2 Развитие позитивной мотивации младших школьников.
4. Методики диагностирование мотивационно- потребностной сферы.
4.1 Опросник мотивации для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
4.2 Методика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса».
5. Список литературы.
Ответ
Исследование мотивационно- потребностной сферы.
Основные понятия.
1.1 Мотивационно- потребностная сфера личности— это, те аспекты личности и личностные состояния, которые побуждают личность к действию, вызывают активность субъекта с определенной целью.
1.2 Мотив— динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
1.3 Потребность— вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества.
1.4 Познавательные мотивы— ориентация школьников на овладение новыми знаниями.
1.5 Социальные мотивы— это ориентация активности ученика в ходе обучения на отношения с другими людьми.
1.6 Мотив учения— это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности.
Научные работы, исследования на изучение мотивационно- потребностной сферы.
3.1 Мотивация младшего школьника как условие успешного обучения (Т. Н. Акулова).
Изменения, происходящие сегодня в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, выдвигают на первый план мотивацию школьников как необходимое условие развития. Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем изучаемых как отечественными, так и зарубежными психологами и педагогами (Л. И. Божович, А. К. Маркова, А. Н. Леонтьев, Э. Даффи, А. Маслоу и др.).
Исследование мотивационно-потребностной сферы лиц юношеского возраста с ДЦП
... психологии. Глава 1. Теоретическое исследование мотивационно-потребностной сферы лиц юношеского возраста с ДЦП 1.2 Общее представление о мотивационно-потребностной сфере человека Мотив (от лат. приводить в движение, ... побуждений и мотивов. Многие авторы отмечают, что в сложной структуре формирующейся личности ребенка с отклонениями в развитии мотивационно-потребностная сфера занимает существенное ...
Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собой направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним отношением ученика с ней. Формирование положительной мотивации младшего школьника очень важно для эффективности и успешности учебной деятельности.
Младший школьный возраст определяется переходом детей на новую ступень развития, овладением новым видом деятельности и появлением
в связи с этим новых обязанностей. По мнению Е. Е. Даниловой, младший школьный возраст является сензитивным:
¾для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
¾развития продуктивных приемов и навыков учебной работы;
¾раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
¾развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
¾становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
¾усвоения социальных норм, нравственного развития;
¾развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Несмотря на широту психического развития младших школьников, в ходе овладения учебной деятельностью у них возникают определенные трудности. Одна из их причин — отсутствие учебной мотивации. В мотивационной сфере первоклассника отсутствуют мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, овладение общими способами действий. Необходимо обеспечить такое формирование мотивов, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика и являлось основой для его самообразования.
Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления познавательных (содержание и процесс выполнения учебной деятельности)
и социальных (взаимодействия школьника с другими людьми) мотивов поведения.
Познавательные мотивы включают:
1) широкие познавательные мотивы: ориентация школьников на овладение новыми знаниями => успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; положительное отношение к необязательным заданиям;
2) учебно-познавательные мотивы: ориентация школьников на усвоение способов добывания знаний => самостоятельное обращение школьника
к поиску способов работы; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;
3) мотивы самообразования: направленность школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний => обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования.
Социальные мотивы включают:
1) широкие социальные мотивы: стремление получать знания на основе осознания социальной необходимости, ответственности;
2) позиционные мотивы: стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет;
Взаимосвязь смысловой сферы личности и мотивации учебно-профессиональной ...
... поиска смысла жизни и изучения мотивации учебно-профессиональной деятельности для личностного развития в юности, актуально и необходимо изучение их взаимосвязи. Общая характеристика работы Актуальность В первую очередь наш ... осознание смысла жизни и ее целей, жизненных планов и мотивов. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего ...
3) мотивы социального сотрудничества: желание общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем
и одноклассниками, совершенствовать их.
В исследованиях Т. И. Лях, О. А. Чуваловой подчеркнуто: «Сначала учебно-познавательный мотив начинает действовать, затем становится доминирующим и приобретает самостоятельность, лишь после осознается», т. е. первым условием является организация, становление самой учебной деятельности. При этом сама действенность мотивации лучше формируема при направлении на способы, чем на результат деятельности.
Для успешного обучения ребенка в школе учителя должны взять на себя руководство процессом формирования мотивационной сферы учащихся. А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман предлагают пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:
1. Роль содержания учебного материала в мотивации учения. Мотивационное влияние может оказать лишь тот учебный материал, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка.
2. Рациональная организация учебной деятельности. Овладение учебным материалом должно выступать как самостоятельная ценность учащихся, а изучение каждого самостоятельного отдела или темы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
3. Влияние коллективных форм учебной деятельности. Коллективные формы деятельности способствуют интенсификации учебной работы, которая постепенно становится потребностью учащихся и приобретает для них ценность, что способствует становлению мотивации.
4. Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности. Главным в оценке работы учащихся должен быть качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в усвоении учебного материала и выявление причин имеющихся
недостатков, а не только их констатация.
Таким образом, переориентация образования на организацию качественного иного уровня работы требует установки на формирование учебной мотивации школьника как направленности на отдельные стороны учебной работы, связанной с его внутренним отношением к ней.
3.2 Развитие позитивной мотивации младших школьников (Т. И. Коннова).
Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе. Очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом. Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально действующими, нужно вести работу по их формированию.
Работая над формированием положительной мотивации, необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1. Организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал
активное место в учении и чувствовал себя ведущем в познавательном процессе.
2. Активизировать познавательную деятельность во время урока и неурочное время.
Интернальность и мотивация как вероятность достижения успеха ...
... существующий материал по избранной теме. · Выяснить, как ответственность влияет на мотивацию учебной деятельности. · Описать полученные данные и результаты. · Сделать необходимые выводы. · Практические рекомендации. ... на себя ответственность за свои решения. Гипотеза: умение развить в учебной деятельности интернальность и мотивацию достижения у студента ведёт к успеху. Задачи: · Изучить ...
3. Проследить, какие при этом произойдут изменения в структуре мотивации, стараться повысить удельный вес внутренних мотивов.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить умения, желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность устного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем.
Для учеников начальных классов очень важно сознательное усвоение знаний. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы учащиеся
с первого дня обучения видели свое продвижение вперед, нужно придать мотивам личностный смысл, чтобы школьник умел установить связь между своим сегодняшним днем и будущим. Первостепенное значение
в этом приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися. Работу по формированию внутренних мотивов начинают с исследования мотивации учащихся путем наблюдения, проводя анкетирование, беседы с детьми и их родителями.
Создаются такие условия, при которых дети чувствуют, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной деятельности.
Формирование внутренних мотивов идет через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:
¾создание условий для возникновения проблемных ситуаций;
¾выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;
¾подбор интересного по содержанию дидактического материала
с использованием ИКТ;
¾подача учебного материала в игровой форме через сказочного персонажа;
¾использование театрализованной наглядности на уроках и на
внеклассных мероприятиях;
¾создание ситуаций успеха через выполнение заданий;
¾соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией.
Среди мотивов учения младших школьников высоко стремление получать хорошую отметку. Но этот мотив неблагоприятно влияет на развитие учебно-познавательных мотивов, поэтому часто заменяю отметку — оценкой. В этом могут помочь такие приемы, как поощрение, похвала, выставка лучших творческих работ в классе на родительских собраниях.
Учителя начальных классов активно пользуются методом контроля
и самоконтроля. Важно знать не только, что усвоил ученик, но и что
и почему он не усвоил, какие трудности имеются в овладении учебными умениями. Контроль необходим для того, чтобы ученик разобрался, что не совсем усвоено. Он должен знать ответы на вопросы: «Зачем мне это нужно знать?», «Что я приобрету, если это узнаю?».
Организация учебного и воспитательного процесса на перечисленных выше основаниях дает свои положительные результаты: каждый ученик, используя свои способности, интересы, опыт, получает возможность реализовать себя в учебной деятельности. У детей заметно повышается
активность на уроке, возникает необходимость мобилизовать свои интеллектуальные возможности. Кроме этого, происходит изменения в структуре мотивации, увеличивается удельный вес внутренних мотивов. Повышается действенность мотивов самосовершенствования, возникает рефлексия, появляется стойкая мотивация учения.
Такая организация учебной и воспитательной деятельности способствует повышению качества образования, формирует положительную мотивацию учения, дает дополнительные стимулы учения, воспитывает
позитивное отношение к окружающему миру, формирует новую внутреннюю позицию младшего школьника.
4. Методики диагностирование мотивационно- потребностной сферы.
4.1 Опросник мотивации для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
Цель: опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Форма: опросник.
Ситуация оценивания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 — отметка, 2 – социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания), 3 – познавательная мотивация; 4 – учебная мотивация, 5 – широкие социальные мотивы; 6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте; 7. прагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 – социальная мотивация – позиционный мотив; 9 – отрицательное отношение к школе.
Ниже приведены высказывания, соответствующие каждой из перечисленных шкал.
1. Отметка
чтобы быть отличником
чтобы хорошо закончить школу
чтобы получать хорошие отметки
2. Социальная мотивация одобрения — Требования авторитетных лиц
чтобы родители не ругали
потому что этого требуют учителя
чтобы сделать родителям приятное
3.Познавательная мотивация
потому что учиться интересно
потому что на уроках я узнаю много нового
потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы
4. Учебная мотивация
чтобы получить знания
чтобы развивать ум и способности
чтобы стать образованным человеком
5. Социальная – широкие социальные мотивы
чтобы в будущем приносить людям пользу
потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом
потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни
6.Мотивация самоопределения в социальном аспекте
чтобы продолжить образование
чтобы получить интересную профессию
чтобы в будущем найти хорошую работу
7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация
чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать
чтобы получить подарок за хорошую учебу
чтобы меня хвалили
8. Социальная – позиционный мотив
чтобы одноклассники уважали
потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали
потому что не хочу быть в классе последним
9. Негативное отношение к учению и школе
мне не хочется учиться
я не люблю учиться
мне не нравится учиться
Инструкция: «Ниже приведен ряд утверждений, высказанных твоими сверстниками о том, зачем и для чего они учатся. Прочитай их внимательно. Можешь ли ты сказать так о себе, о своем отношении к учению? С некоторыми из этих утверждений ты согласишься, с некоторыми – нет.
Пожалуйста, оцени степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 – совершенно согласен, 3 – скорее согласен, 2 – скорее не согласен, 1 – не согласен.
1. Я учусь, чтобы быть отличником
2. Я учусь, чтобы родители не ругали
3. Я учусь, потому что учиться интересно
4. Я учусь, чтобы получить знания
5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу
6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование
7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать
8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали
9. Я не хочу учиться
10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу
11. Я учусь, потому что этого требуют учителя
12. Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового
13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности
14. Я учусь, потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом
15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию
16. Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу
17. Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали
18. Я не люблю учиться
19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки
20. Я учусь, чтобы сделать родителям приятное
21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы
22. Я учусь, чтобы стать образованным человеком
23. Я учусь, потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни
24. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу
25. Я учусь, чтобы меня хвалили
26. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним
27. Мне не нравится учиться
Критерии оценивания:
Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой из шкал. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.
Интегративные шкалы:
Учебно-познавательная – суммируются баллы по шкалам (3 познавательная +4 учебная).
Социальная – суммируются баллы по шкалам (5 широкие социальные мотивы +6 перспектива самоопределения социального и профессионального).
Внешняя мотивация – суммируются баллы по шкалам (1 отметка + 7 прагматический).
Социальная – стремление к одобрению – суммируются баллы по шкалам (2 требования авторитетных лиц +8 позиционный)
Негативное отношение к школе – 9.
Уровни: оценивается мотивационный профиль.
0 – пик на шкале «негативное отношение к школе»,
1 – пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная – одобрение)
2- нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.
3 – пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.
4.2 Методика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса».
Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): опросник для учителя. .
Ситуация оценивания:
Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкала предъявляется учителю с инструкцией отметить наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика.
Критерии оценивания представлены в таблице 1.
Уровень | Критерий оценки поведения | Дополнительный диагностический признак |
1. Отсутствие интереса | Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал. | Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые. |
2. Реакция на новизну | Интерес возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории | Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет |
3. Любопытство | Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения. | Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает |
4. Ситуативный учебный интерес | Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач) | Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается |
5. Устойчивый учебно-познавательный интерес | Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала | Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу |
6. Обобщенный учебно-познавательный интерес | Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач. | Интерес – постоянная характеристика ученика, проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов. |
Уровни:
Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести, качественно различающихся уровней:
1- отсутствие интереса,
2- реакция на новизну,
3- любопытство,
4- ситуативный учебный интерес,
5- устойчивый учебно-познавательный интерес;
6- обобщенный учебно-познавательный интерес.
Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 – как низкий, уровень 4 – удовлетворительный, уровень 5 – как высокий и уровень 6 как очень высокий.
5. Список литературы:
1. Психолого-педагогические аспекты воспитания и развития ребенка
в системах дошкольного и начального образования. Под ред. Е. А. Лобановой, Е. В. Сухоруковой.- Саратов, 2010.- 168 с.- С. 6-9, 75-76
2. Кухтерина, Г.В., Кукуев, Е.А. Психолого- педагогическая диагностика младших школьников/ 2014 г.- С. 102-106
3. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А., Игумнова, С.А. Развитие мотивационной сферы ребенка/ 2004 г.- С. 254-259
4. Филатов, Ф.Р. Мотивационная сфера личности. Потребности/ 2003 г.- С 416-420
Методики для диагностики волевой сферы.
3.1 Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку).
Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит — 0 баллов.
Описание состояний(Айзенк)
I
1) Не чувствую в себе уверенности.
2) Часто из-за пустяков краснею.
3) Мой сон беспокоен.
4) Легко впадаю в уныние.
5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
6) Меня пугают трудности.
7) Люблю копаться в своих недостатках.
8) Меня легко убедить.
9) Я мнительный.
10) Я с трудом переношу время ожидания.
II
11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых в1е-таки можно найти выход.
12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16) Я нередко чувствую себя беззащитным.
17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18) Я чувствую растерянность перед трудностями.
19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
III
21) Оставляю за собой последнее слово.
22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
23) Меня легко рассердить.
24) Люблю делать замечания другим.
25) Хочу быть авторитетом для других.
26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30) Я мстителен.
IV
31) Мне трудно менять привычки.
32) Нелегко переключать внимание.
33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.
34) Меня трудно переубедить.
35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
36) Нелегко сближаюсь с людьми.
37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
38) Нередко я проявляю упрямство.
39) Неохотно иду на риск.
40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Обработка результатов
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
1…10 вопрос — тревожность;
11… 20 вопрос — фрустрация;
21…29 вопрос — агрессивность;
31…40 вопрос — ригидность.
Оценка и интерпретация баллов
I. Тревожность:
0…7 баллов — не тревожны; 8…14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня; 15…20 баллов — очень тревожный.
II. Фрустрация:
0…7 баллов — не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8…14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место; 15…20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность:
0…7 баллов — вы спокойны, выдержаны; 8… 14 баллов — средний уровень агрессивности; 15…20 баллов — вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность:
0…7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость, 8…14 баллов — средний уровень; 15…20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.
3.2 Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН).
Авторы – сотрудники Первого Московского медицинского института им. И.М. Сеченова.
Цель– оценить самочувствие, активность и настроение.
Теоретическая основа. Самочувствие (С) = сила+ здоровье +утомление. Активность (А) = подвижность+скорость+темп протекания функций. Настроение (Н) = характеристики эмоционального состояния.
Инструкция.Соотнесите своё состояние с рядом признаков по шкале, состоящей из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположенной между 30-ю парами слов противоположного значения. Выберите и обведите кружком на каждой шкале только одну цифру, наиболее точно отражающую Ваше состояние в момент обследования.
Бланк ответов (с текстом опросника)
№ | Состояние | Варианты ответов | Состояние | ||||||
самочувствие хорошее | самочувствие плохое | ||||||||
чувствую себя сильным | чувствую себя слабым | ||||||||
пассивный | активный | ||||||||
малоподвижный | подвижный | ||||||||
веселый | грустный | ||||||||
хорошее настроение | плохое настроение | ||||||||
работоспособный | разбитый | ||||||||
полный сил | обессиленный | ||||||||
медлительный | быстрый | ||||||||
бездеятельный | деятельный | ||||||||
счастливый | несчастный | ||||||||
жизнерадостный | мрачный | ||||||||
напряженный | расслабленный | ||||||||
здоровый | больной | ||||||||
безучастный | увлеченный | ||||||||
равнодушный | взволнованный | ||||||||
восторженный | унылый | ||||||||
радостный | печальный | ||||||||
отдохнувший | усталый | ||||||||
свежий | изнуренный | ||||||||
сонливый | возбужденный | ||||||||
желание отдохнуть | желание работать | ||||||||
спокойный | озабоченный | ||||||||
оптимистичный | пессимистичный | ||||||||
выносливый | утомляемый | ||||||||
бодрый | вялый | ||||||||
соображать трудно | соображать легко | ||||||||
рассеянный | внимательный | ||||||||
полный надежд | разочарованный | ||||||||
довольный | недовольный |
Обработка данных.Цифры, обведенные кружками, перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2 балла; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются).
Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. По этим «приведенным» баллам и рассчитывается среднее арифметическое – как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.
Ключ
Самочувствие (С): № 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность (А): № 3, 4, 9,10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение (Н): № 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Интерпретация результатов.Средние оценки для выборки: самочувствие – 5,4; активность – 5,0; настроение – 5,1.
Показатели | Уровни выраженности показателей | ||||
Н низкий (саз) | НС ниже среднего (саз) | С средний (саз) | ВС выше среднего (саз) | В высокий (саз) | |
Самочувствие | 1,0 — 2,2 | 2,3 — 3,4 | 3,5 — 4,5 | 4,6 — 5,7 | 5,8 — 7,0 |
Активность | |||||
Настроение | |||||
Средне-арифметический общий балл |
Примечание: саз – среднее арифметическое значение.
4. Список литературы:
1. Корнилов К.Н. Воля и ее воспитание. / К.Н. Корнилов; — М.: Знание 1957.
2. Ильин Е.П. Психология воли. / Е. П Ильин; — СПб.: Питер, 2000.
3. Рубиншетейн С.Л. Основы общей психологии/ 2000г.- С. 466-485.